Алгоритм от 09.11.2022
Автор: Бакиновская О., Амельченя Ю.

Алгоритм изучения конъюнктуры рынка при проведении процедуры закупки из одного источника


СОДЕРЖАНИЕ

 

Общая характеристика процедуры закупки из одного источника

Алгоритм действий при изучении конъюнктуры рынка

Формы документов по теме

 

Материал помещен в архив

Дополнительная информацияУстановить закладкуКомментарии  

Для всех отраслейСтроительствоБюджетные организации

Алгоритм изучения конъюнктуры рынка при проведении процедуры закупки из одного источника

Юлия Амельченя

Юлия Амельченя
кандидат юридических наук, доцент

Ольга Бакиновская

Ольга Бакиновская
кандидат юридических наук, доцент

09.11.2022

Процедура закупки из одного источника относится к неконкурентным видам процедур государственных закупок.

Особенность ее проведения в том, что договорные обязательства возникают на основании гражданского законодательства. Одновременно должно быть соблюдено несколько процедурных моментов, один из них - изучение конъюнктуры рынка.

 

Рассмотрено:

Общая характеристика процедуры закупки из одного источника

Процедура закупки из одного источника - это вид процедуры государственной закупки, представляющий собой способ выбора поставщика (подрядчика, исполнителя) при осуществлении государственной закупки, при которой заказчик предлагает заключить договор государственной закупки только одному потенциальному поставщику (подрядчику, исполнителю) (п.1 ст.49 Закона от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)»).

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

Следует руководствоваться Законом с учетом изменений, внесенных Законом от 31.01.2024 № 354-З. Порядок вступления в силу изменений указан в ст.4 Закона № 354-З. Комментарии см. здесь.

 

При ее проведении необходимо учесть нормы ст.49 и ст.1-21, 24-26, п.3 ст.27, ст.28-30, 51-53 и 55-57 Закона.

Перед проведением процедуры необходима разработка и утверждение, размещение на электронной торговой площадке (далее - ЭТП) годового плана государственных закупок (ст.19 Закона), форма которого утверждена постановлением МАРТ от 28.01.2019 № 10.

 

внимание

Обратите внимание!

Без включения предмета государственной закупки в годовой план государственных закупок заказчика он не вправе проводить процедуру закупки из одного источника, за исключением случаев, указанных в п.5 приложения к Закону.

 

список

Дополнительно по теме

Алгоритм проведения процедуры закупки из одного источника как процедуры государственных закупок.

 

Предлагаемые в настоящем алгоритме формы документов должны быть оформлены в соответствии с Инструкцией по делопроизводству в государственных органах, иных организациях, утв. постановлением Минюста от 19.01.2009 № 4.

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 июля 2024 г. следует руководствоваться Инструкцией по делопроизводству с учетом изменений, внесенных постановлениями Минюста от 10.01.2024 № 2 и от 30.04.2024 № 25. Комментарий см. здесь.

 

Шаг 1
Принятие решения о проведении процедуры закупки из одного источника (компетенция руководителя или иного уполномоченного лица заказчика), определение ориентировочной стоимости предмета государственной закупки
   
Шаг 2
Изучение конъюнктуры рынка в порядке, установленном уполномоченным государственным органом по государственным закупкам, в том числе направление и (или) размещение на ЭТП запроса о предоставлении сведений
   
Шаг 3
Определение участника, которому направляется приглашение о заключении договора государственной закупки
   
Шаг 4
Заключение договора государственной закупки в порядке, определенном гражданским законодательством
   
Шаг 5
Составление и утверждение справки о проведении процедуры закупки из одного источника
   
Шаг 6
Размещение справки о проведении процедуры закупки из одного источника на электронной торговой площадке
   
Шаг 7
Формирование дела по процедуре государственной закупки

Комментарий к шагу 1

Основание проведения процедуры закупки из одного источника - соответствующее решение, принятие которого относится к компетенции руководителя заказчика (организатора) или иного уполномоченного лица.

 

справочно

Справочно

Случаи, когда применяется процедура закупки из одного источника, предусмотрены:

приложением к Закону;

п.13 Указа от 24.04.2020 № 143 «О поддержке экономики»;

подп.1.6 п.1 Указа от 29.12.2020 № 494 «О государственных закупках медицинских изделий, лекарственных средств и лечебного питания» (действует до 31 декабря 2022 г.).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2023 г. Указ № 494 утратил силу в связи с истечением срока действия.

С 1 января 2023 г. по 31 декабря 2024 г. действует постановление Совмина от 15.12.2022 № 869 «О государственных закупках медицинских изделий, лекарственных средств и лечебного питания». Комментарий см. здесь;

 

подп.1.9 п.1 постановления Совмина от 15.06.2019 № 395 «О реализации Закона Республики Беларусь "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь "О государственных закупках товаров (работ, услуг)"»;

п.1 Указа от 24.09.2021 № 366 «О закупках при строительстве объектов, включенных в инвестиционные программы областей и г. Минска» (действует с 26 сентября 2021 г. в течение 2 лет);

подп.1.1 п.1 Указа от 03.03.2022 № 80 «О строительстве объектов по проектам, рекомендованным для повторного применения» (действует с 1 июня 2022 г. до 1 июня 2024 г.);

подп.2.2 п.2 Указа от 24.05.2018 № 202 «О службе "Одно окно"»;

п.2 постановления Совмина и Нацбанка от 22.07.2022 № 482/16 «О порядке совершения операций и расчетов с мерными слитками и драгоценными камнями (бриллиантами)»;

п.1 постановления Совмина от 07.10.2022 № 673 «Об осуществлении государственных закупок с применением процедуры закупки из одного источника» и др.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 июня 2024 г. подп.1.1 п.1 Указа № 80 согласно п.4 Указа № 80 утратил силу.

 

На этом этапе важно определить ориентировочную стоимость предмета государственной закупки и те потребительские, функциональные, технические, качественные и эксплуатационные показатели (характеристики) предмета государственной закупки (требования к предмету), которые окажут влияние на ориентировочную стоимость предмета государственной закупки.

Порядок ее определения установлен постановлением МАРТ от 12.04.2019 № 35 «О способах определения ориентировочной стоимости предмета государственной закупки».

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 31 мая 2024 г. действует постановление МАРТ от 30.04.2024 № 34 «О порядке и способах определения предельной стоимости предмета государственной закупки».

 

В нем предусмотрены три способа определения ориентировочной стоимости предмета государственной закупки - изучение конъюнктуры рынка, проектно-сметный, затратный.

Изучение конъюнктуры рынка (первый способ) - приоритетный.

При его применении используются источники информации (достаточно одного из них):

• информация, содержащаяся в реестре договоров государственных закупок, размещенном в государственной информационно-аналитической системе управления государственными закупками (далее - ГИАС);

• информация о складывающихся на товарных рынках в результате процедур государственных закупок ценах, размещенная в ГИАС;

• информация о предельных ценах, размещенная в государственном реестре предельных отпускных цен производителей на лекарственные средства;

• данные государственной статистической отчетности о ценах (тарифах) на товары (работы, услуги);

• информация о ценах на товары (работы, услуги), содержащаяся в прейскурантах действующих цен (тарифов) на товары (работы, услуги), прайс-листах, рекламных материалах и каталогах, в том числе размещенных на сайтах в сети Интернет;

• информация о ценах (тарифах) на товары (работы, услуги), содержащаяся в официальных источниках информации государственных органов (организаций), осуществляющих регулирование цен (тарифов) в соответствии с законодательством.

Могут также использоваться результаты изучения рынка при условии указания в таких результатах используемой методологии расчета цен, а также иные источники информации, информация о ценах на товары (работы, услуги), полученная по запросу у потенциальных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Полученную информацию необходимо соотносить с теми условиями конкретной закупки, которая проводится, например со сроками и порядком исполнения обязательств, в том числе условиями оплаты.

Заказчикам можно порекомендовать зафиксировать определение ориентировочной стоимости предмета государственной закупки в каком-либо документе (например, справке, докладной записке на имя руководителя заказчика, отчете и т. п.) и в нем же отразить использованные источники информации.

Комментарий к шагу 2

После определения ориентировочной стоимости предмета государственной закупки проводится изучение конъюнктуры рынка товаров (работ, услуг), являющихся непосредственно предметом государственной закупки.

Порядок изучения конъюнктуры рынка установлен постановлением МАРТ от 12.04.2019 № 30 «О проведении процедуры закупки из одного источника».

В постановлении № 30 (подп.1.1 п.1) предусмотрены следующие способы:

 

Описание способа
Условное обозначение
Направление запросов о предоставлении сведений не менее чем пяти (при их наличии) потенциальным поставщикам (подрядчикам, исполнителям), информация о которых имеется в открытом доступе в сети Интернет. В случае приобретения товаров обязательным является направление таких запросов в адрес отечественных производителей.

Справочно

Информация об отечественных производителях может быть получена на Портале Государственной системы каталогизации продукции, в Регистре производителей и их сбытовых организаций
I
Направление запросов о предоставлении сведений участникам открытого или закрытого конкурса, электронного аукциона, процедуры запроса ценовых предложений в случае признания такой процедуры несостоявшейся и проведения закупки из одного источника
II
Изучение информации о ценах на товары (работы, услуги), содержащейся в прейскурантах действующих цен (тарифов) на товары (работы, услуги), прайс-листах, а также информации, размещенной потенциальными поставщиками (подрядчиками, исполнителями) на сайтах в сети Интернет, ЭТП
III
Размещение запросов о предоставлении сведений на одной из ЭТП в случае приобретения в соответствии с п.9 приложения к Закону товаров (работ, услуг), ориентировочная стоимость годовой потребности которых составляет от 50 до 300 БВ включительно.

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 4 февраля 2024 г. Законом № 354-З п.9 приложения к Закону изложен в новой редакции: «Приобретение товаров (работ, услуг), ориентировочная стоимость годовой (общей) потребности государственной закупки которых составляет не более 500 БВ.»
IV

 

Правила применения способов изучения рынка:

 

1. Закупка из одного источника проводится после несостоявшихся конкурентных процедур (п.7 приложения к Закону)
 
 
Обязательно применяется II, III;
при отсутствии информации о ценах на официальных сайтах потенциальных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), ЭТП - дополнительно применяется I
либо
размещение запросов о предоставлении сведений на одной из ЭТП
   
   
2. Закупка из одного источника проводится по п.9 приложения к Закону и ориентировочная стоимость годовой потребности предмета государственной закупки составляет сумму до 50 БВ
 
 
Обязательно применяется III;
при отсутствии информации о ценах на официальных сайтах потенциальных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), ЭТП - дополнительно применяется I
либо
размещение запросов о предоставлении сведений на одной из ЭТП
   
   
3. Закупка из одного источника проводится по п.9 приложения к Закону и ориентировочная стоимость годовой потребности предмета государственной закупки составляет сумму от 50 до 300 БВ
 
 
Обязательно применяется IV

Дополнительно может применяться:
III
;
при отсутствии информации о ценах на официальных сайтах потенциальных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), ЭТП - применяется I
   
   
4. Закупка из одного источника проводится в иных случаях, предусмотренных приложением к Закону
 
 
Применяется III;
может быть размещен запрос о предоставлении сведений на одной из ЭТП;
при отсутствии информации о ценах на официальных сайтах потенциальных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), ЭТП - дополнительно применяется I

Комментарий к шагу 3

По результатам изучения конъюнктуры рынка определяется участник, которому направляется предложение о заключении договора государственной закупки.

Для соблюдения требований законодательства о государственных закупках до заключения такого договора необходимо подтвердить соответствие участника закупки из одного источника требованиям к участникам, предусмотренным п.2 ст.16 Закона. Одновременно с проектом договора участнику может быть направлено заявление. Участник должен заполнить и подписать заявление.

Комментарий к шагу 4

Можно воспользоваться примерными формами договора поставки, размещенными на сайте Минфина.

 

список

Формы документов

Договор государственной закупки (договор поставки).

Комментарий к шагу 5

По результатам проведения процедуры закупки из одного источника заказчик в срок не позднее 5 рабочих дней со дня заключения договора составляет и утверждает справку о проведении процедуры закупки из одного источника.

 

справочно

Справочно

Примерная форма справки о проведении процедуры закупки из одного источника приведена в приложении 14 к постановлению МАРТ от 26.08.2020 № 56.

 

Справка должна содержать:

• наименование вида процедуры государственной закупки и основание для его выбора;

• наименование предмета государственной закупки, его объем (количество);

• наименование и код предмета государственной закупки в соответствии с ОКРБ 007-2012 «Классификатор продукции по видам экономической деятельности»;

• наименование (фамилию, собственное имя, отчество (при наличии) - для индивидуального предпринимателя), место нахождения (место жительства) и учетный номер плательщика (при наличии) заказчика (организатора);

• сведения о результатах изучения конъюнктуры рынка;

• наименование (фамилию, собственное имя, отчество (при наличии), данные документа, удостоверяющего личность (номер, дату выдачи, орган, выдавший документ), - для физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя), место нахождения (место жительства) и учетный номер плательщика (при наличии) поставщика (подрядчика, исполнителя), с которым заключен договор;

• иную информацию, установленную уполномоченным государственным органом по государственным закупкам (ч.2 п.3 ст.49 Закона).

В частности, к такой информации относят:

• сведения о соответствии поставщика (подрядчика, исполнителя), с которым заключен договор государственной закупки, требованиям к участникам, установленным заказчиком в соответствии с п.2 ст.16 Закона;

• указание источника финансирования государственной закупки;

• ориентировочную стоимость предмета государственной закупки;

• наименование страны происхождения товара (работы, услуги);

• дату заключения договора государственной закупки и его номер (при наличии);

• цену (тариф) за единицу товара (работы, услуги), являющегося предметом договора государственной закупки, в том числе цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, транспортному средству и тариф за единицу работы или услуги, если при описании предмета государственной закупки заказчик руководствовался правилами абз.3 п.4 ст.21 Закона;

• цену договора государственной закупки в белорусских рублях (в отношении договоров государственных закупок, заключенных по результатам проведения процедур государственных закупок в иностранной валюте, - в белорусских рублях по курсу Нацбанка на дату заключения договора государственной закупки) (подп.1.4 п.1 постановления № 30).

Если по результатам процедуры закупки из одного источника не был заключен договор государственной закупки, то справка о проведении процедуры закупки из одного источника не оформляется. В таком случае с целью завершения процедуры закупки из одного источника заказчик принимает решение об отмене процедуры закупки из одного источника по основаниям, предусмотренным ч.1 п.3 ст.27 Закона (например, по такому основанию, как утрата необходимости приобретения товаров (работ, услуг)).

Комментарий к шагу 6

Справку о проведении процедуры закупки из одного источника заказчик размещает на ЭТП в срок не позднее одного рабочего дня, следующего за днем ее утверждения.

Комментарий к шагу 7

Дело по процедурам государственных закупок формируется в соответствии со ст.28 Закона.

 

внимание

Обратите внимание!

Результаты изучения конъюнктуры рынка должны быть включены в дело по процедурам государственных закупок.

 

Дело хранится в течение 5 лет со дня заключения договора, признания процедуры государственной закупки несостоявшейся или ее отмены.

Формы документов по теме

Наименование адресата

ЗАПРОС
о предоставлении сведений

1. Процедура закупки из одного источника.

2. Бумага белая для офисной техники, 500 шт.

Срок поставки - в течение 10 дней с момента заключения договора.

Место поставки - г. Минск, ул. Парковая, 2.

Порядок оплаты - по факту поставки. Оплата осуществляется платежным поручением Покупателя со счетов органов Государственного казначейства на расчетный счет Поставщика на основании счета-протокола (спецификации).

3. Учреждение «А», г. Минск, ул. Парковая, 2. УНП 000000000.

4. Средства республиканского бюджета.

5. Ориентировочная стоимость предмета государственной закупки: 0000 бел. руб.

6. Сведения о предлагаемых потенциальными поставщиками (подрядчиками, исполнителями) товарах (работах, услугах) и ценах на них предоставляются до 00.00.0000 до 00:00 часов посредством электронной почты по адресу iii@iii.ii, тел. 0000000, почтовым отправлением по адресу: г. Минск, ул. Парковая, 2.

7. Бумага белая для офисной техники:

- класс «B» и выше;

- цвет - белый;

- размеры листа, мм - 210×297 (формат А4), с допустимым расхождением изготовителя, но не более +0,5 мм;

- плотность, г/м2 - 80, с допустимым расхождением изготовителя, но не более +3;

- белизна, CIE, % - не менее 156, с допустимым расхождением изготовителя, но не более +3 %;

- толщина, мкм - не менее 108 мкм, с допустимым расхождением изготовителя, но не более +4 мкм;

- показатель яркости ISO - не менее 95 %;

- резка и упаковка заводская;

- количество листов в пачке, шт. - 500.

Бумага должна быть пригодна к использованию на любом копировальном оборудовании, лазерных принтерах, факсимильных аппаратах.

Бумага должна быть гладкой, поддерживать единый размер для всех листов в пределах допусков, на кромках бумаги не должно быть заусениц и неровностей, которые могут привести к слипанию листов и нарушению работы офисной техники.

Для подтверждения предлагаемых характеристик должны прилагаться документы от производителя или иного уполномоченного лица, подтверждающие соответствие предмету государственной закупки и требованиям к предмету государственной закупки.

 

Руководитель учреждения «А» Подпись В.В.Лесной

 

Наименование адресата

ПРЕДЛОЖЕНИЕ
о заключении договора государственной закупки

Настоящим предлагаем в срок до 00.00.0000 заключить договор государственной закупки (приложение 1 в 2 экз. на 00 листах).

При наличии возражений по условиям проекта договора просим направить их в наш адрес с протоколом разногласий в течение 3 рабочих дней с момента получения настоящего предложения. При отсутствии возражений просим подписать проект договора и выслать в наш адрес: г. Минск, ул. Парковая, 2.

До подписания договора также просим заполнить и подписать заявление о соответствии требованиям к участникам, установленным законодательством о государственных закупках (приложение 2 в 1 экз. на 00 листах). Указанное заявление необходимо представить в наш адрес до подписания договора.

 

Руководитель учреждения «А» Подпись В.В.Лесной

 

Заявление

Рег. № ______ от ______

Учреждение «А»

 

(Если заявление составляется в соответствии с Инструкцией по делопроизводству)

 

Настоящим заявлением участник _____________________________________________ (наименование участника) (далее - участник) подтверждает следующие обстоятельства:

1) отсутствие у участника задолженности по уплате налогов, сборов (пошлин), пеней на первое число месяца, предшествующего дню подачи предложения*.

 

______________

* В отношении участников - резидентов Республики Беларусь заказчик проверяет такие сведения через официальный сайт МНС.

Если участник находится в процедуре экономической несостоятельности (банкротства), применяемой в целях восстановления платежеспособности (в процедуре санации), то данное обстоятельство не подтверждается.

Если участник не резидент Республики Беларусь, то должен представить документы об отсутствии задолженности по уплате налогов, сборов (пошлин), пеней, выданные уполномоченными органами в соответствии с законодательством страны, резидентом которой является участник, не ранее чем на 1-е число месяца, предшествующего дню подачи предложения;

 

2) участник не включен в список поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах государственных закупок;

3) участник, работник (работники) участника не оказывали заказчику (организатору) услуги по организации и проведению процедуры государственной закупки, в том числе консультированию, а также формированию требований к предмету государственной закупки и (или) подготовке заключения по рассмотрению, оценке и сравнению предложений;

4) участник не является заказчиком (организатором) проводимой процедуры государственной закупки;

5) участник не является работником заказчика (организатора);

6) участник не находится в процессе ликвидации, реорганизации (за исключением юридического лица, к которому присоединяется другое юридическое лицо), участник не находится в стадии прекращения деятельности;

7) в отношении участника не возбуждено производство по делу об экономической несостоятельности (банкротстве)**.

 

_________________

** Если участник находится в процедуре экономической несостоятельности (банкротства), применяемой в целях восстановления платежеспособности (в процедуре санации), то данное обстоятельство не подтверждается;

 

8) участник обладает исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением договора заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения договора на создание объектов интеллектуальной собственности;

9) участник обладает правомочиями на реализацию товаров (выполнение работ, оказание услуг) на территории Республики Беларусь с использованием товарных знаков и знаков обслуживания.

 

Подпись

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 16 ноября 2022 г. установлены дополнительные требования к участникам процедур государственных закупок независимо от предмета государственной закупки (ч.3 подп.1.7 п.1 постановления № 395 в ред. постановления Совмина от 14.10.2022 № 692).

В этой связи следует руководствоваться новой формой заявления участника о соответствии требованиям к участникам, установленным законодательством о государственных закупках (с 16 ноября 2022 г.).

 

список

Дополнительно по теме

Нужно ли проводить процедуру закупки на покупку билета на проезд и проживание при направлении в командировку?