Алгоритм подготовки к проверке НЦЗПД
Одна из основных задач деятельности НЦЗПД согласно Указу от 28.10.2021 № 422 - это осуществление контроля за обработкой персональных данных (ПД). Контроль проводится в следующих формах:
✓ плановые проверки (план проверок заблаговременно публикуется на сайте ведомства);
✓ внеплановые проверки;
✓ камеральные проверки.
Помимо этих форм контроля НЦЗПД также рассматривает жалобы субъектов ПД, по итогам которых в случае выявления нарушений направляется требование об их устранении.
В рамках проведения плановой или внеплановой проверки НЦЗПД оценивает (п.21 Положения о Национальном центре защиты персональных данных, утв. Указом № 422):
• соответствие принятых оператором мер по обеспечению защиты ПД требованиям законодательства о ПД;
• достаточность этих мер для защиты ПД;
• наличие нарушений законодательства о ПД.
Обратите внимание! НЦЗПД не является органом, который ведет административный процесс. В связи с этим при выявлении в действиях (бездействии) операторов признаков административного правонарушения соответствующая информация направляется в органы внутренних дел, должностные лица которых наделены полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях. |
Таким образом, для подготовки к проверке НЦЗПД оператору необходимо провести внутренний аудит всех бизнес-процессов, в которых обрабатываются ПД. При проведении необходимо ответить на два ключевых вопроса:
1) соответствует ли обработка ПД требованиям законодательства и разъяснениям НЦЗПД?
Справочно НЦЗПД дает разъяснения по вопросам применения законодательства о ПД, проводит иную разъяснительную работу о законодательстве о ПД (п.7 Положения о НЦЗПД); |
2) достаточны ли принятые меры для обеспечения максимальной защиты ПД?
Справочно Достаточность мер обусловлена риск-ориентированным подходом (п.2 ст.17 Закона от 07.05.2021 № 99-З «О защите персональных данных»), согласно которому оператор должен самостоятельно определить состав и перечень мер, необходимых и достаточных для выполнения обязанностей по обеспечению такой защиты. |
Законодательство о ПД не содержит исчерпывающего перечня мер, принятие которых свидетельствует о соблюдении обязанности по обеспечению защиты ПД (ранее упомянутый риск-ориентированный подход).
Вместе с тем в рамках аудита и для ответа на указанные выше вопросы оператору следует проверить, приняты ли им:
✓ обязательные меры по обеспечению защиты ПД (п.3 ст.17 Закона № 99-З );
✓ меры, предусмотренные п.3 Указа № 422;
✓ меры, вытекающие из обязанностей оператора (ст.16 Закона № 99-З);
✓ иные прямо не предусмотренные законодательством о ПД меры, но необходимые для обеспечения защиты ПД в условиях их обработки у оператора (критерий достаточности).
Для проведения внутреннего аудита можно использовать разработанный НЦЗПД алгоритм приведения деятельности операторов, уполномоченных лиц в соответствие с требованиями Закона № 99-З.
Помимо этого алгоритма, целесообразно обратиться к:
• разработанному НЦЗПД постатейному практико-ориентированному комментарию к Закону № 99-З (в нем отражены различные выработанные Центром подходы применения Закона № 99-З);
• иным методологическим документам, разработанным НЦЗПД;
• примерным формам документов, которые следует принять оператору в целях реализации положений Закона № 99-З.
Алгоритм проведения внутреннего аудита условно можно разделить на 16 шагов.
Алгоритм внутреннего аудита
Шаг 1 | ||||
Назначение структурного подразделения или лица, ответственного за осуществление внутреннего контроля за обработкой ПД (DPO) | ||||
Обязательная мера, установленная абз.2 п.3 ст.17 Закона № 99-З | ||||
| ||||
Шаг 2 | ||||
Выявление, фиксация и анализ бизнес-процессов, в которых обрабатываются ПД | ||||
Мера прямо не предусмотрена законодательством о ПД, но на практике необходима для соответствия обработки ПД требованиям ст.4 Закона № 99-З, обеспечения эффективного внутреннего контроля за обработкой ПД, издания политик, отслеживания сроков хранения (требование подп.3.5 п.3 Указа № 422), последующего удаления (уничтожения) ПД и др. | ||||
| ||||
Шаг 3 | ||||
Определение порядка удаления (блокирования) ПД | ||||
| ||||
Шаг 4 | ||||
Издание документов, определяющих политику оператора (уполномоченного лица) в отношении обработки ПД (политик) | ||||
Обязательная мера, установленная абз.3 п.3 ст.17 Закона № 99-З | ||||
| ||||
Шаг 5 | ||||
Обеспечение неограниченного доступа к политике (политикам) | ||||
Мера, установленная п.4 ст.17 Закона № 99-З | ||||
| ||||
Шаг 6 | ||||
Ознакомление работников и иных лиц, непосредственно осуществляющих обработку ПД, с положениями законодательства о ПД, в том числе с требованиями по защите ПД, политиками, а также их обучение в установленном законодательством порядке | ||||
Обязательная мера, установленная абз.4 п.3 ст.17 Закона № 99-З | ||||
| ||||
Шаг 7 | ||||
Внесение изменений в должностные обязанности лиц, обрабатывающих ПД | ||||
Данная мера целесообразна исходя из установленной ТК дисциплинарной ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение работником своих трудовых обязанностей, включая при обработке ПД | ||||
| ||||
Шаг 8 | ||||
Установление порядка доступа к ПД, в том числе обрабатываемым в информационном ресурсе (системе) | ||||
Обязательная мера, установленная абз.5 п.3 ст.17 Закона № 99-З | ||||
| ||||
Шаг 9 | ||||
Осуществление технической и криптографической защиты ПД в установленном ОАЦ порядке, в соответствии с классификацией информационных ресурсов (систем), содержащих ПД | ||||
Обязательная мера, установленная абз.6 п.3 ст.17 Закона № 99-З | ||||
| ||||
Шаг 10 | ||||
Установление и поддержание в актуальном состоянии перечня информационных ресурсов (систем), содержащих ПД, собственниками (владельцами) которых является оператор, а также категорий ПД, подлежащих включению в данные ресурсы (системы) | ||||
Требование подп.3.5 п.3 Указа № 422 | ||||
| ||||
Шаг 11 | ||||
Установление и поддержание в актуальном состоянии перечня уполномоченных лиц, если обработка персональных данных осуществляется такими лицами | ||||
Требование подп.3.5 п.3 Указа № 422 | ||||
| ||||
Шаг 12 | ||||
Внесение сведений об информационных ресурсах (системах), содержащих ПД, в государственный информационный ресурс «Реестр операторов персональных данных», а также обеспечение актуализации соответствующих сведений | ||||
Требование подп.3.6 п.3 Указа № 422 | ||||
| ||||
Шаг 13 | ||||
Обеспечение установления порядка фиксации и хранения информации о предоставлении ПД третьим лицам | ||||
Вытекает из обязанностей, установленных в абз.5 п.1 ст.16 Закона № 99-З | ||||
| ||||
Шаг 14 | ||||
Установление порядка реагирования на нарушения системы защиты ПД и уведомления об инциденте НЦЗПД | ||||
Вытекает из обязанностей, установленных в абз.5 п.1 ст.16 Закона № 99-З | ||||
| ||||
Шаг 15 | ||||
Разработка иных документов (кроме предусмотренных п.3 ст.17 Закона № 99-З) | ||||
| ||||
Шаг 16 | ||||
Оценка состава и перечня принятых мер на предмет достаточности для выполнения обязанностей по обеспечению защиты ПД, а также соответствия требованиям Закона № 99-З | ||||
Вытекает из п.2 ст.17 Закона № 99-З |
Шаг 1. Назначение структурного подразделения или лица, ответственного за осуществление внутреннего контроля за обработкой ПД (DPO)
Назначение DPO (подразделения) и осуществление внутреннего контроля за обработкой ПД - два самостоятельных мероприятия в рамках одной меры (абз.2 п.3 ст.17 Закона № 99-З).
Однако реализация этой меры обязательна не для всех операторов. Применять ее не обязаны:
• индивидуальные предприниматели;
• иные физлица, осуществляющие деятельность, направленную на получение прибыли (ремесленник, адвокат, нотариус, лицо, осуществляющее деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма или иные виды деятельности, которые не относятся к предпринимательской деятельности в соответствии с ч.4 п.1 ст.1 ГК).
Дополнительно по теме • Должностная инструкция специалисту по осуществлению внутреннего контроля за обработкой персональных данных (пример). • Положение о порядке осуществления внутреннего контроля за обработкой персональных данных (пример). |
Шаг 2. Выявление, фиксация и анализ бизнес-процессов, в которых обрабатываются ПД
Следует обратить внимание, что эта мера не является обязательной для реализации операторами. Вместе с тем при ее реализации могут возникнуть сложности в соблюдении положений ст.4 Закона № 99-З, обеспечении эффективного внутреннего контроля за обработкой ПД, издании политик, отслеживании сроков хранения (подп.3.5 п.3 Указа № 422), последующем удалении (уничтожении) ПД и др.
Поэтому большинству операторов следует принять соответствующий ЛПА (положение о реестре обработки ПД), в котором определить:
✓ порядок взаимодействия структурных подразделений с DPO по вопросам ведения реестра;
✓ механизм актуализации реестра;
✓ место его размещения;
✓ порядок доступа работников к нему и т. п.
В реестре в отношении каждого самостоятельного процесса обработки ПД надо указать следующую информацию:
✓ цель обработки ПД;
✓ подразделение (лицо), ответственное за конкретную обработку ПД;
✓ категории лиц, чьи ПД обрабатываются (клиенты, работники, бывшие работники, соискатели, лица, подписывающие договоры, посетители интернет-сайта и др.);
✓ категории обрабатываемых ПД (указывается конкретный перечень);
✓ правовую основу обработки ПД;
✓ источник получения ПД;
✓ категории получателей ПД;
✓ срок хранения ПД.
Дополнительно по теме • Положение о реестре обработки персональных данных (пример). • Перечень информационных ресурсов (систем), содержащих персональные данные, и категории персональных данных, подлежащих включению в них (пример). |
Шаг 3. Определение порядка удаления (блокирования) ПД
Для реализации этого шага рекомендуем изучить материал «Удаление персональных данных».
Шаг 4. Издание документов, определяющих политику оператора (уполномоченного лица) в отношении обработки ПД (политик)
В зависимости от основных целей обработки ПД по отдельным бизнес-процессам целесообразно издать самостоятельные политики в отношении:
✓ работников, бывших работников и при осуществлении административных процедур;
✓ cookie-файлов;
✓ видеонаблюдения;
✓ программы лояльности;
✓ посетителей сайта и др.
Для обеспечения большей доступности и наглядности политики следует обеспечить соотношение целей и правовых оснований обработки, категорий субъектов персональных данных, чьи данные подвергаются обработке, перечня обрабатываемых персональных данных и конкретных сроков обработки в форме, удобной для восприятия субъектами персональных данных (например, в табличной форме).
Таблица 1
Пример обеспечения соотношения в табличной форме
№ п/п | Цели обработки персональных данных | Категории субъектов персональных данных, чьи данные подвергаются обработке | Перечень обрабатываемых персональных данных | Правовые основания обработки персональных данных | Срок хранения персональных данных |
1. |
Дополнительно по теме • Рекомендации по составлению документа, определяющего политику оператора (уполномоченного лица) в отношении обработки персональных данных. • Положение о политике в отношении обработки персональных данных (пример). • Положение о политике в отношении обработки куки (пример). • Положение о политике в отношении обработки персональных данных в процессе трудовой деятельности и при осуществлении административных процедур (пример). |
Шаг 5. Обеспечение неограниченного доступа к политике (политикам)
Помимо издания политики, на оператора возложена обязанность по обеспечению неограниченного доступа к ней, в том числе с использованием интернета.
Так, политику в отношении «внешнего контура»
Иной подход можно применить к политике оператора в отношении работников. Нет необходимости размещать такой документ в открытом доступе для неограниченного круга лиц. Допустимо опубликовать соответствующий документ на корпоративном портале (при его наличии), разместить на информационных стендах и обеспечить доступ иными способами.
Шаг 6. Ознакомление работников и иных лиц, непосредственно осуществляющих обработку ПД, с положениями законодательства о ПД, в том числе с требованиями по защите ПД, политиками, а также их обучение в установленном законодательством порядке
Эта мера направлена на уяснение работниками и иными лицами, непосредственно осуществляющими обработку ПД, сути возлагаемых на них обязанностей. Данная обязанность распространяется как на действующих, так и на вновь принятых работников.
Шаг 6 включает два самостоятельных мероприятия: ознакомление и обучение.
Работников необходимо ознакомить с:
✓ положениями законодательства о ПД (Закон № 99-З, иные акты, имеющие значение для выполнения функций конкретным работником, например, Закон от 10.05.2007 № 225-З «О рекламе», целесообразно доводить также информацию о мерах ответственности, предусмотренных ТК, КоАП и УК);
✓ требованиями по защите ПД (запрет на обработку ПД без правовых оснований, предоставление ПД лицам, у которых не предоставлен такой доступ, и др.);
✓ политиками.
Порядок обучения, в том числе его периодичность, установлен в подп.3.3 п.3 Указа № 422, а категории лиц, обучаемых непосредственно в НЦЗПД, определены приказом ОАЦ от 12.11.2021 № 194 «Об обучении по вопросам защиты персональных данных».
Помимо организации обучения, операторы до 15 ноября обязаны обеспечить представление НЦЗПД информации о количестве DPO, а также лиц, непосредственно осуществляющих обработку ПД, которым необходимо пройти обучение в НЦЗПД.
Собственники (владельцы) информационных систем (указанные в ч.1 п.3 Положения о технической и криптографической защите информации, утв. Указом от 16.04.2013 № 196) и владельцы критически важных объектов информатизации, а также организации, осуществляющие лицензируемую деятельность по технической и (или) криптографической защите информации, обеспечивают обучение в НЦЗПД не реже одного раза в 3 года своих работников и (или) иных лиц, в обязанности которых входит обеспечение информационной безопасности. Обучение проводят по образовательной программе повышения квалификации руководящих работников и специалистов по вопросам технической и (или) криптографической защиты информации (подп.3.3 п.3 Указа № 422).
Кроме этого, операторы ежегодно до 15 ноября обязаны обеспечить представление НЦЗПД информации о количестве работников и (или) иных лиц, в обязанности которых входит обеспечение информационной безопасности, для повышения их квалификации.
Шаг 7. Внесение изменений в должностные обязанности лиц, обрабатывающих ПД
Для надлежащего обеспечения защиты ПД целесообразно предусмотреть в должностных инструкциях работников, осуществляющих обработку ПД, обязанность «соблюдать установленный законодательством о персональных данных и локальными правовыми актами порядок обработки персональных данных».
При необходимости должностные обязанности конкретных работников в части реализации законодательства о ПД могут быть детализированы, в том числе исходя из способов организации оператором выполнения обязанностей, предусмотренных ст.16 Закона № 99-З. Например, можно уточнить обязанности работников, трудовая функция которых в основном связана с обработкой ПД в информационном ресурсе (системе) - это работники кадровых, бухгалтерских служб, работники, ответственные за функционирование информационного ресурса (системы).
Шаг 8. Установление порядка доступа к ПД, в том числе обрабатываемым в информационном ресурсе (системе)
Порядок доступа к ПД целесообразно закрепить в одном документе. Но отдельные его положения могут быть детализированы в иных документах. Например, в положениях об информационных ресурсах (системах), о видеонаблюдении, о контроле управления доступом в помещения организации.
Дополнительно по теме • Положение о порядке доступа к персональным данным, в том числе обрабатываемым в информационном ресурсе (системе) (пример). |
Шаг 9. Осуществление технической и криптографической защиты ПД в установленном ОАЦ порядке, в соответствии с классификацией информационных ресурсов (систем), содержащих ПД
Конкретные технические требования к защите информации, в том числе и ПД, определены в приказе ОАЦ от 20.02.2020 № 66 «О мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 9 декабря 2019 г. № 449».
Шаг 10. Установление и поддержание в актуальном состоянии перечня информационных ресурсов (систем), содержащих ПД, собственниками (владельцами) которых является оператор, а также категорий ПД, подлежащих включению в данные ресурсы (системы)
На практике чаще всего используется следующая модель ведения перечня информационных ресурсов (систем), содержащих ПД, собственником (владельцем) которых является оператор:
Таблица 2
Пример перечня информационных ресурсов (систем), содержащих ПД, и категории ПД, подлежащих включению в них
№ п/п | Информационные ресурсы (системы), содержащие персональные данные | Категории персональных данных, подлежащих включению в информационные ресурсы (системы) |
1 |
Дополнительно по теме • Перечень информационных ресурсов (систем), содержащих персональные данные, и категории персональных данных, подлежащих включению в них (пример). |
Шаг 11. Установление и поддержание в актуальном состоянии перечня уполномоченных лиц, если обработка персональных данных осуществляется такими лицами
Перечень уполномоченных лиц целесообразно вести в виде таблицы, электронной форме и др.
Таблица 3
Вариант установления перечня уполномоченных лиц в виде таблицы
№ п/п | Уполномоченное лицо | Правовое основание поручения обработки | Цель обработки персональных данных | Перечень персональных данных |
1 |
Дополнительно по теме • Рекомендации о взаимоотношениях операторов и уполномоченных лиц при обработке персональных данных. |
Шаг 12. Внесение сведений об информационных ресурсах (системах), содержащих ПД, в государственный информационный ресурс «Реестр операторов персональных данных», а также обеспечение актуализации соответствующих сведений
В Реестр операторов включают информацию только об информационных ресурсах (системах), посредством которых осуществляется:
✓ трансграничная передача специальных ПД, если на территории иностранного государства не обеспечивается надлежащий уровень защиты прав субъектов ПД, за исключением случаев, предусмотренных абз.5-7 п.1 ст.9 Закона № 99-З;
✓ обработка биометрических и (или) генетических ПД;
✓ обработка ПД более 100 тыс. физических лиц;
✓ обработка ПД более 10 тыс. физических лиц, не достигших возраста 16 лет (подп.1.1 п.1 приказа ОАЦ от 01.06.2022 № 94 «О государственном информационном ресурсе «Реестр операторов персональных данных»).
Шаг 13. Обеспечение установления порядка фиксации и хранения информации о предоставлении ПД третьим лицам
Установление порядка фиксации и хранения информации о предоставлении ПД третьим лицам упрощает исполнение обязанности по предоставлению субъекту ПД информации, связанной с обработкой его ПД (абз.5 п.1 ст.16 Закона № 99-З).
На практике целесообразно вести журналы, если информация предоставлялась в письменном виде, системы логирования в информационном ресурсе (системе) и т. п.
Таблица 4
Вариант установления порядка фиксации и хранения информации о предоставлении ПД третьим лицам
№ п/п | Субъект персональных данных | Перечень переданных персональных данных | Правовое основание предоставления персональных данных | Сведения о третьем лице | Сведения о способе передачи |
1 |
Дополнительно по теме • Письмо НЦЗПД от 02.03.2023 № 5-5/228 «О разъяснении законодательства о персональных данных (о праве субъекта персональных данных получать от оператора информацию о предоставлении своих персональных данных третьим лицам)». |
Шаг 14. Установление порядка реагирования на нарушения системы защиты ПД и уведомления об инциденте НЦЗПД
Оператор обязан уведомить НЦЗПД о нарушениях систем защиты ПД незамедлительно, но не позднее 3 рабочих дней после того, как ему стало известно о таких нарушениях, за исключением случаев, предусмотренных НЦЗПД.
Порядок направления уведомления определен приказом НЦЗПД от 15.11.2021 № 13.
Уведомление о нарушениях систем защиты ПД не направляется, если такое нарушение не привело к:
✓ незаконному распространению, предоставлению ПД;
✓ изменению, блокированию либо удалению ПД без возможности восстановления доступа к ним (п.1 приказа № 13).
Шаг 15. Разработка иных документов (кроме предусмотренных п.3 ст.17 Закона № 99-З)
Для разработки формы согласия субъектов ПД, дополнительных положений, подлежащих включению в договоры между оператором и уполномоченным лицом (ст.7 Закона № 99-З), и других документов можно использовать:
• Рекомендации о взаимоотношениях операторов и уполномоченных лиц при обработке персональных данных.
• Согласие на обработку персональных данных (с пояснением).
• Нужно ли получать согласие на обработку персональных данных у работника, если на информационном стенде вывешивают поздравление с днем рождения, в котором указаны его Ф.И.О. и дата рождения? Если нужно, то в каком виде?
• Разъяснение субъекту персональных данных прав, связанных с обработкой его персональных данных, механизма их реализации, а также последствий дачи им согласия или отказа в даче такого согласия (пример).
• Согласие на обработку персональных данных (пример).
• Согласие на обработку персональных данных.
Шаг 16. Оценка состава и перечня принятых мер на предмет достаточности для выполнения обязанностей по обеспечению защиты ПД, а также соответствия требованиям Закона № 99-З
Для оценки принятых мер на предмет их достаточности и соответствия требованиям законодательства о ПД, включая ст.4 Закона № 99-З (общие требования к обработке ПД), целесообразно использовать следующие разъяснения НЦЗПД:
• Рекомендации об обработке персональных данных в связи с трудовой (служебной) деятельностью.
• Письмо НЦЗПД от 17.02.2023 № 5-5/194 «О разъяснении законодательства о персональных данных (о копиях документов, удостоверяющих личность)».
• Письмо НЦЗПД от 17.02.2023 № 5-5/193 «О разъяснении законодательства о персональных данных (об объеме сведений, необходимом для оформления доверенности».