Алгоритм от 13.03.2023
Автор: Жилевский Д.

Алгоритм подготовки к созыву годового общего собрания


СОДЕРЖАНИЕ

 

Общее собрание участников как орган управления хозобществом

Шаг 1. Примите решение о проведении годового общего собрания

Шаг 2. Подготовьте документы и сопутствующую информацию, необходимые для проведения годового общего собрания

Шаг 3. Известите лиц, имеющих право на участие в годовом общем собрании, о его проведении

 

Материал помещен в архив

 

Для всех отраслей

Алгоритм подготовки к созыву годового общего собрания

Дмитрий Жилевский

Дмитрий Жилевский
юрист

13.03.2023

Разделы материала:

 

Срок проведения годового общего собрания хозобщества указывается в уставе, но не может быть позднее 31 марта года, следующего за отчетным.

При подготовке и проведении годового общего собрания важно соблюдать требования законодательства и ЛПА хозобщества: нарушение их требований может повлечь возможность признания недействительным решения годового общего собрания в судебном порядке.

Алгоритм подготовки к созыву годового общего собрания

Шаг 1
Примите решение о проведении годового общего собрания
   
Шаг 2
Подготовьте документы и сопутствующую информацию, необходимые для проведения годового общего собрания
   
Шаг 3
Известите лиц, имеющих право на участие в годовом общем собрании, о его проведении

Общее собрание участников как орган управления хозобществом

Общее собрание участников (ОСУ) - высший орган управления хозобществом (ч.2 ст.33 Закона от 09.12.1992 № 2020-XII «О хозяйственных обществах»).

При этом в хозобществе, состоящем из одного участника, как такового ОСУ не существует. Все полномочия общего собрания императивно переданы единственному участнику хозобщества, то есть все вопросы, входящие в компетенцию ОСУ в соответствии с Законом № 2020-XII и уставом, решаются таким участником единолично (ч.2 ст.33 Закона № 2020-XII).

Нижестоящие органы управления, совет директоров (наблюдательный совет) (при его наличии) и исполнительный орган в своей деятельности подотчетны ОСУ в силу ч.5 ст.33 Закона № 2020-XII. Общее собрание участников реализует свои функции как орган управления хозобществом через механизм проведения общих собраний, в том числе годовых, и путем принятия соответствующих решений на таких собраниях в рамках компетенции, установленной Законом № 2020-XII и уставом.

Порядок проведения годового общего собрания определяется (ч.5 ст.36 Закона № 2020-XII):

Законом № 2020-XII;

• уставом хозобщества;

• ЛПА, утвержденными ОСУ, и (или) решениями ОСУ в части, не урегулированной Законом № 2020-XII и уставом хозобщества.

Общие собрания участников делятся на годовые и внеочередные (ч.1 ст.36 Закона № 2020-XII).

Основные отличия общего собрания участников

Общее собрание участников
внеочередное годовое
Может быть созвано и проведено в любой момент исходя из потребностей хозобщества с любой повесткой дня исходя из компетенции ОСУ Проводится 1 раз в год и не позднее 3 месяцев после окончания отчетного года (ч.3 ст.36 Закона № 2020-XII)
Должны быть рассмотрены вопросы:
- утверждения годовых отчетов, годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (данных книги учета доходов и расходов организаций и ИП, применяющих упрощенную систему налогообложения);
- распределения прибыли и убытков хозобщества (ч.2 ст.36 Закона № 2020-XII);
- избрания членов совета директоров (при его наличии) и ревизионной комиссии (ревизора) (ч.3 ст.36 Закона № 2020-XII)

Шаг 1. Примите решение о проведении годового общего собрания

Кто принимает решение о проведении годового общего собрания

По общему правилу общие собрания участников хозобщества, в том числе и годовые, созывает и проводит уполномоченный орган хозобщества (ч.4 ст.36 Закона № 2020-XII).

 


уполномоченный орган хозобщества


 

К уполномоченному органу хозобщества Закон № 2020-XII в этой ситуации относит:

исполнительный орган (коллегиальный исполнительный орган (правление или дирекция) и (или) единоличный исполнительный орган (директор или генеральный директор)) (абз.3 ч.3 ст.33, ч.1 ст.108 Закона № 2020-XII) - в ООО (ОДО);

совет директоров (абз.4 ч.1 ст.50, ч.2 ст.108 Закона № 2020-XII) - в ОАО (ЗАО), ООО (ОДО).

По общему правилу в ООО (ОДО) годовое общее собрание созывает исполнительный орган этого общества (ч.1 ст.108 Закона № 2020-XII). Уставом ООО (ОДО) вопрос созыва ОСУ может быть отнесен к компетенции совета директоров (при его наличии) (ч.2 ст.108 Закона № 2020-XII). Однако наличие совета директоров в ООО (ОДО) не влечет автоматически переход к нему компетенции по созыву ОСУ, так как этот вопрос императивно не регулируется в ч.2 ст.108 Закона № 2020-XII, то есть такая компетенция должна быть определена уставом ООО (ОДО).

В ОАО (ЗАО) ситуация с органом, уполномоченным на созыв общего собрания, немного иная. Если в ОАО (ЗАО) не создан совет директоров, то вопрос его созыва относится к компетенции исполнительного органа этого общества на основании ч.4 ст.50 Закона № 2020-XII. Однако в ситуации, когда совет директоров в ОАО (ЗАО) создан, вопрос созыва ОСУ относится к исключительной компетенции совета директоров, что не может быть изменено уставом. Такой вывод следует их буквального прочтения норм абз.4 ч.1, ч.4 ст.50 Закона № 2020-XII.

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 23 июля 2023 г. в ч.4 ст.50 Закона № 2020-XII внесено изменение Законом от 18.07.2022 № 197-З. Изменение не повлияло на суть материала.

 

Общее собрание участников проводит тот же орган, который принимает решение о его созыве (ч.4 ст.36 Закона № 2020-XII). Однако, если говорить о созыве ОСУ коллегиальным органом управления, то есть коллегиальным исполнительным органом или советом директоров, то речь идет не об органе, ведущем общее собрание, а лице, которое на нем председательствует, что следует из ч.2 ст.44 Закона № 2020-XII. Значит, председательствовать на ОСУ могут:

• единоличный исполнительный орган (директор или генеральный директор);

• лицо, возглавляющее коллегиальный исполнительный орган (единоличный исполнительный орган, если в хозобществе одновременно созданы единоличный и коллегиальный исполнительные органы (ч.5 ст.54 Закона № 2020-XII));

• председатель совета директоров.

Однако председательствовать на ОСУ могут и иные лица, если это предусмотрено напрямую уставом и (или) Законом № 2020-XII. Так, ч.4 ст.49 Закона № 2020-XII предусмотрено, что собрание может быть открыто лицом, определенным органами, или участниками хозобщества, требующими проведения годового собрания, или иными лицами, требующими проведения такого собрания в случаях, установленных законодательными актами.

 

внимание

Обратите внимание!

Если уполномоченный орган хозобщества в установленном Законом № 2020-XII и уставом порядке не созывает годовое ОСУ, оно может быть созвано органами или участниками (участником) хозобщества, имеющими право требовать проведения внеочередного общего собрания участников (ч.3 ст.36 Закона № 2020-XII).

 

Органы и участники (участник) хозобщества, имеющие право требовать проведения внеочередного общего собрания участников
 
 
Вправе требовать:
1)
иные органы управления (абз.3 ч.1 ст.48 Закона № 2020-XII);
2) ревизионная комиссия (ревизор) (абз.4 ч.1 ст.48 Закона № 2020-XII);
3) аудиторская организация (аудитор-ИП) (абз.5 ч.1 ст.48 Закона № 2020-XII);
4) участники (участник) хозобщества, обладающие в совокупности не менее чем 10 % голосов от общего количества голосов участников хозобщества, если меньшее число голосов не предусмотрено его уставом, в ООО (ОДО) (ч.3 ст.108 Закона № 2020-XII);
5) участники (участник) хозобщества, обладающие в совокупности не менее чем 10 % голосов от общего количества голосов участников хозобщества, в ОАО (ЗАО) (абз.6 ч.1 ст.48 Закона № 2020-XII). При этом уставом ОАО (ЗАО) не может быть уменьшено необходимое количество голосов;
6) лицо, осуществляющее полномочия единоличного исполнительного органа хозобщества, либо председатель коллегиального исполнительного органа или иной его член, либо участник (участники) хозобщества (в независимости от количества принадлежащих ему (им) голосов), не заинтересованные в совершении сделки с заинтересованностью его аффилированных лиц, если в хозобществе не предусмотрено образование совета директоров, - по вопросу принятия решения о возмещении аффилированным лицом (аффилированными лицами), заинтересованным в совершении сделки, если это аффилированное лицо предложило к заключению сделку заведомо не в интересах этого общества и (или) не приняло мер по предотвращению ее заключения, убытков, причиненных хозобществу в результате совершения сделки, в совершении которой имеется заинтересованность его аффилированных лиц (ч.11 ст.571 Закона № 2020-XII);
7) иные лица в случаях, установленных законодательными актами (абз.7 ч.1 ст.48 Закона № 2020-XII) (эта норма продублирована также в ч.4 ст.36 Закона № 2020-XII)

 

Как видим, перечень лиц, имеющих право требовать проведения внеочередного ОСУ, а соответственно, и годового, не закрытый.

Представитель государства в порядке, предусмотренном законодательством и уставом общества, вправе требовать проведения общего собрания его участников (абз.3 п.13 Положения о представителях государства в органах управления хозяйственных обществ, акции (доли в уставных фондах) которых принадлежат Республике Беларусь либо административно-территориальным единицам, утв. постановлением Совмина от 16.05.2008 № 694). Однако Положение № 694 не является законодательным актом исходя из пп.1, 5 ст.2 Закона от 17.07.2018 № 130-З «О нормативных правовых актах», в связи с чем возникает правовая коллизия между нормами Закона № 2020-XII и Положения № 694.

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 7 сентября 2023 г. следует руководствоваться Положением № 694 в ред. постановления Совмина от 01.06.2023 № 359.

 

Исходя из смысла ч.3 ст.36, чч.1-2 ст.48, ч.4 ст.49 Закона № 2020-XII для реализации права иных органов или лиц на созыв и проведение годового общего собрания необязательно предъявление уполномоченному органу хозобщества требования о его проведении, поскольку если уполномоченным органом хозобщества в течение срока, установленного уставом, не принято решение о созыве и проведении годового ОСУ, то оно может быть созвано органами, либо участниками (участником) хозобщества, имеющими право требовать проведения внеочередного ОСУ, либо иными лицами, имеющими право требовать проведения такого собрания в случаях, установленных законодательными актами.

При этом органы и участники, а также иные лица, имеющие право требовать проведения внеочередного ОСУ, созывающие такое собрание, обладают полномочиями уполномоченного органа хозобщества.

По требованию органов и участников, созывающих годовое ОСУ акционерного общества, иных лиц, имеющих право требовать проведения такого собрания в случаях, установленных законодательными актами, АО обязано обеспечить своевременное формирование реестра акционеров и последующую его передачу указанным лицам (ч.4 ст.49 Закона № 2020-XII). Однако в случае отказа АО от представления реестра акционеров, органу и участникам (иным лицам), созывающим годовое ОСУ, придется обращаться в суд с соответствующим иском об истребовании реестра акционеров в целях проведения годового общего собрания.

Содержание решения о проведении годового общего собрания

Решение о проведении годового ОСУ независимо от того, созывается оно уполномоченным органом хозобщества или участниками (иными лицами), должно содержать следующие сведения (ч.1 ст.38 Закона № 2020-XII).

1. Дата, время и место (с указанием адреса) проведения общего собрания участников.

Каких-либо дополнительных требований или критериев при определении уполномоченным органом хозобщества даты, времени, места проведения собрания Законом № 2020-XII не установлено. Такие требования или критерии могут быть установлены в уставе конкретного хозобщества на основании абз.16 ч.2 ст.14 Закона № 2020-XII или в отдельном его ЛПА, утвержденном общим собранием участников, или в отдельном решении общего собрания участников (ч.6 ст.36 Закона № 2020-XII).

При определении даты, времени, места проведения собрания целесообразно руководствоваться общими принципами, указанным в п.9 гл.2 Свода правил корпоративного поведения, рекомендованного приказом Минфина от 18.08.2007 № 293.

Выбирать дату, время, место проведения собрания необходимо так, чтобы участник хозобщества имел объективную возможность, без каких-либо чрезмерных обременений для себя, реализовать свое право на участие в общем собрании.

При выборе места проведения собрания нужно учитывать, что, во-первых, законодательство не обязывает проводить его только по месту нахождения самого хозобщества, во-вторых, целесообразно проанализировать место жительства (место нахождения) участников хозобщества и назначить проведение собрания в том месте, проезд до которого в равной степени позволил бы участникам реализовать свое право на участие в собрании. Общее собрание можно провести в другом населенном пункте или даже другом государстве, если это будет удобно для большинства участников хозобщества. Хозобщество может оплатить (компенсировать) своим участникам проезд до места проведения собрания, тем самым помогая участнику реализовать его права на участие в собрании.

По мнению автора, проведение общего собрания по месту нахождения общества в большинстве случаев снижает риск оспаривания решения общего собрания, так как в этом случае участник хозобщества первоначально, принимая решение о своем участии в самом хозобществе, должен осознавать, что реализация его прав как участника тесно связана с самим местом нахождения хозобщества.

При указании конкретного места проведения собрания (адреса) необходимо исходить из того, что адрес должен в действительности существовать, данные о нем должны содержаться в соответствующих регистрах, например в Едином государственном регистре недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним (ЕГРНИ), и его определение возможно с помощью соответствующих карт, в том числе электронных приложений (Google Maps, Яндекс.Навигатор, Navitel и т. п.).

2. Повестка дня общего собрания участников с указанием формулировок проектов решений по каждому вопросу.

При буквальном прочтении ч.1 ст.38 Закона № 2020-XII складывается впечатление, что информация, которая указывается в решении уполномоченного органа о проведении общего собрания, должна быть отражена именно в самом решении как едином документе. Однако, полагаем, что при большом объеме такой информации она также может отражаться и в соответствующих приложениях к решению уполномоченного органа о проведении собрания. Такой вывод основан на следующем.

При наличии в хозобществе совета директоров решение о проведении общего собрания фиксируется в протоколе (абз.4 ч.1 ст.50, ч.2 ст.55 Закона № 2020-XII). Если принятие решения о проведении собрания отнесено к компетенции исполнительного органа (ч.4 ст.50 Закона № 2020-XII), то такое решение может оформляться в виде приказа или распоряжения (ч.1 ст.55 Закона № 2020-XII), а при наличии коллегиального исполнительного органа - в виде протокола (ч.2 ст.55 Закона № 2020-XII). Указанные документы должны оформляться в соответствии с нормами Закона № 2020-XII (ч.2 ст.52, ст.55 Закона № 2020-XII) и правилами делопроизводства. При этом допускается оформление соответствующих приложений к названным документам (п.56, ч.2 п.57, пп.58, 88 Инструкции по делопроизводству в государственных органах, иных организациях, утв. постановлением Минюста от 19.01.2009 № 4). Таким образом, приложения к документу - его неотъемлемые части, то есть возможно отражать информацию, указанную в ч.1 ст.38 Закона № 2020-XII, в приложениях к решению уполномоченного органа о проведении собрания и это не будет нарушением прав и (или) законных интересов участников хозобщества.

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 июля 2024 г. следует руководствоваться Инструкцией № 4 с учетом изменений, внесенных постановлениями Минюста от 10.01.2024 № 2 и от 30.04.2024 № 25. Комментарий см. здесь.

 

3. Форма проведения общего собрания участников, если она не определена уставом либо органами хозобщества, его участниками или аудиторской организацией (аудитором, осуществляющим деятельность в качестве ИП), требующими созыва внеочередного ОСУ в случаях, предусмотренных Законом № 2020-XII.

Закон № 2020-XII предусматривает проведение общих собраний в трех формах: очной, заочной и смешанной (ч.1 ст.42 Закона № 2020-XII). При этом исходя из абз.4 ч.1 ст.38 Закона № 2020-XII в уставе можно, но не обязательно прописать одну из форм проведения собрания, которая будет обязательной, то есть можно указать в уставе, например, что годовое ОСУ проводится только в очной форме.

 

Формы проведения общего собрания участников
 
 
Очная форма предусматривает совместное присутствие лиц, имеющих право на участие в этом ОСУ, при обсуждении вопросов повестки дня собрания и принятии решений по ним (ч.2 ст.42 Закона № 2020-XII).
Заочная форма предусматривает, что мнение лиц, имеющих право на участие в ОСУ, по вопросам повестки дня собрания, поставленным на голосование, определяется путем их письменного опроса (ч.3 ст.42 Закона № 2020-XII).
Смешанная форма предоставляет лицам, имеющим право на участие в ОСУ, право проголосовать по вопросам повестки дня собрания либо во время совместного присутствия на собрании, либо путем письменного опроса (заочного голосования) (ч.4 ст.42 Закона № 2020-XII)

 

При этом использование систем дистанционного обслуживания возможно при любой из форм проведения годового ОСУ (чч.2-4 ст.42 Закона № 2020-XII).

 

внимание

Обратите внимание!

Возможность использовать системы дистанционного обслуживания при проведении собрания должна быть отражена в уставе хозобщества.

Если участники хозобщества принимают решение о внесении изменений в устав в части использования систем дистанционного обслуживания при организации созыва и проведении общего собрания участников, то такое решение должно быть принято всеми участниками единогласно (ч.3 ст.14 Закона № 2020-XII).

 

Возможность использования при проведении общего собрания систем дистанционного обслуживания появилась у хозобществ с 28.04.2021, хотя на практике хозобщества и ранее использовали системы дистанционного обслуживания при проведении ОСУ, однако возникал вопрос: к какой именно форме относится такой формат проведения общего собрания? Формулировка «совместное присутствие лиц» в ч.2 ст.42 Закона № 2020-XII впервые появилась в тексте Закона № 2020-XII с 02.08.2006 на основании Закона от 10.01.2006 № 100-З «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь "Об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью и обществах с дополнительной ответственностью"», когда на практике системы дистанционного обслуживания в Республике Беларусь не только не применяли, но даже и не употреблялся такой термин, что дает основания утверждать, что законодатель в ч.2 ст.42 Закона № 2020-XII (в ред., действовавшей до 28.04.2021) имел в виду именно физическое совместное присутствие лиц в одном помещении, поэтому однозначно утверждать, что проведение общего собрания участников с использованием систем дистанционного обслуживания и ранее являлось очной формой проведения собрания, нет оснований. В настоящее время законодатель устанавливает, что системы дистанционного обслуживания могут использоваться при проведении собрания в любой из форм, то есть их использование не влечет возникновения иной формы проведения собрания.

Если бюллетень для голосования направляется с использованием систем дистанционного обслуживания, такой способ направления бюллетеня должен позволять достоверно установить, что соответствующий бюллетень направлен лицом, имеющим право на участие в общем собрании (ч.1 ст.43 Закона № 2020-XII). Однако при этом в Законе № 2020-XII не установлены конкретные способы направления такого бюллетеня. Этот вопрос должен решаться хозобществом самостоятельно. При этом устав хозобщества должен содержать способы направления бюллетеня, а также способ подтверждения факта участия лиц в собрании.

 

внимание

Обратите внимание!

Если до 28.04.2021 вопросы годового общего собрания, а именно: избрание членов совета директоров, членов ревизионной комиссии (ревизора); утверждение годовых отчетов, годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (данных книги учета доходов и расходов) и распределение прибыли и убытков - нельзя было рассматривать в заочной форме, то с 28.04.2021 такой запрет снят, в том числе из-за необходимости более широкого использования систем дистанционного обслуживания.

Сформированной судебной практики по вопросу использования систем дистанционного обслуживания в Республике Беларусь в настоящий момент нет. Однако она есть в Российской Федерации. В случае оспаривания решений органов управления юридических лиц, заседания которых проводились с использованием систем дистанционного обслуживания, российские суды признают такое участие правомерным, если применение таких систем позволило идентифицировать лиц, принимающих участие в собрании, а также установить волеизъявление каждого из указанных лиц (постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 25.10.2011 № Ф05-13210/10 по делу № А40-113202/2009, определение Высшего Арбитражного Суда от 11.03.2012 № ВАС-1972/12, постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2013 № 15АП-4482/13).

 

Целесообразность проведения годового ОСУ с использованием систем дистанционного обслуживания должна определяться в каждом конкретном случае с учетом имеющихся обстоятельств. Так, распространение COVID-19 объективно способствует более активному использованию систем дистанционного обслуживания во всех сферах жизнедеятельности, где необходимо совместное присутствие лиц, в том числе и при проведении годового общего собрания. С учетом закрытия государственных границ многих государств из-за COVID-19 и невозможности физического присутствия участников хозобщества, являющихся нерезидентами, может возникнуть ситуация, когда проведение правомочного ОСУ возможно только с использованием систем дистанционного обслуживания. Такая ситуация может повлечь в числе прочего отсутствие кворума для проведения годового ОСУ. Полагаем, что годовое ОСУ допустимо будет провести с использованием систем дистанционного обслуживания, поскольку формальное нарушение формы проведения общего собрания не влечет автоматического признания решений такого собрания недействительными.

Для снижения рисков оспаривания решений ОСУ другими участниками целесообразно в протоколе общего собрания участников, проведенного с использованием систем дистанционного обслуживания, составляемом в письменной форме на бумажном носителе, как минимум отразить:

• факт его проведения с использованием систем дистанционного обслуживания;

• согласие всех участников на его проведение с использованием систем дистанционного обслуживания;

• необходимость подписания протокола ОСУ всеми участниками собрания и установить срок такого подписания (в этом случае протокол можно разослать посредством почтовой связи для подписания каждым участником).

Если системы дистанционного обслуживания используются при проведении годового ОСУ, то в решении уполномоченного на созыв общего собрания органа управления целесообразно отразить:

1) форму проведения ОСУ с указанием использования конкретных систем дистанционного обслуживания;

2) порядок использования систем дистанционного обслуживания (программное обеспечение, ответственные работники за организацию и работу программного обеспечения, а также телефоны, электронная почта и иные каналы связи с этими работниками и т. п.);

3) порядок регистрации участников ОСУ (кто и как составляет протокол регистрации или иной документ, подтверждающий факт регистрации; каким образом подтверждается сам факт регистрации и т. п.);

4) порядок фиксации (записи) ОСУ в электронном виде на материальный носитель;

5) порядок и срок составления протокола общего собрания в письменной форме на бумажном носителе, а также порядок его подписания и последующей рассылки участникам собрания.

4. Форма голосования по каждому вопросу повестки дня.

 

Формы голосования по каждому вопросу повестки дня
 
 
1) Открытое голосование.
2) Голосование бюллетенями при проведении ОСУ в очной форме.
3) Открытое голосование карточками.
4) Голосование бюллетенями при проведении ОСУ в заочной форме (чч.4-5 ст.45 Закона № 2020-XII)

 

При открытом голосовании участники общего собрания отдают свои голоса «за» или «против» по вопросам повестки дня, поднимая руку, либо воздерживаются от принятия решения. В АО с числом акционеров - владельцев голосующих акций более 100 открытое голосование не может быть применено. В этом случае голосование на ОСУ при принятии решений по вопросам, включенным в повестку дня, осуществляется только бюллетенями для голосования (ч.4 ст.83 Закона № 2020-XII).

При голосовании бюллетенями при проведении ОСУ в очной форме участникам раздаются соответствующие бюллетени для голосования. Для ООО (ОДО) не установлено требований по сведениям, которые должны содержаться в бюллетенях при проведении общего собрания в очной форме. В свою очередь, для АО такие сведения установлены ч.5 ст.83 Закона № 2020-XII, а именно бюллетень должен содержать:

• формулировку вопроса или его порядковый номер в повестке дня собрания;

• варианты голосования по вопросу, выраженные словами «за», «против», «воздержался», или варианты голосования по каждому кандидату в органы АО;

• количество голосов, принадлежащих акционеру.

Для голосования карточками необходимо, чтобы такая возможность была предусмотрена уставом хозобщества (ч.4 ст.45 Закона № 2020-XII). Запрет на использование открытого голосования карточками установлен только в отношении АО с числом акционеров - владельцев голосующих акций более 100 (ч.4 ст.83 Закона № 2020-XII).

В Законе № 2020-XII нет норм, указывающих на то, что должны содержать карточки. Поэтому в уставе конкретного хозобщества наряду с закреплением возможности открытого голосования карточками должно быть отражено, какую информацию и реквизиты должна содержать такая карточка.

В качестве основы можно взять норму ч.7 п.37 примерной формы устава открытого акционерного общества, одобренной постановлением коллегии Госкомимущества от 19.08.2021 № 12-1, согласно которой в карточке для голосования указываются:

• наименование хозобщества;

• дата проведения собрания;

• фамилия, собственное имя, отчество (при его наличии) физического лица (наименование юридического лица) акционера;

• количество принадлежащих ему голосов.

Форма карточки и ее текст должны быть определены решением уполномоченного органа АО о проведении ОСУ (абз.7 ч.1 ст.38 Закона № 2020-XII).

При проведении в хозобществе ОСУ в заочной форме бюллетени должны обязательно содержать (ч.2 ст.46 Закона № 2020-XII):

• имя физического лица (наименование юридического лица), имеющего право на участие в общем собрании участников, и число принадлежащих ему голосов на ОСУ;

• наименование и место нахождения хозобщества;

• место (с указанием адреса), способ представления и окончательную дату представления бюллетеней для заочного голосования;

• дату и место проведения общего собрания участников, дату подсчета голосов для заочного голосования;

• повестку дня ОСУ;

• формулировку вопросов, голосование по которым производится данным бюллетенем, и формулировку решений по каждому из них;

• варианты голосования по каждому вопросу, выраженные словами «за», «против», «воздержался»;

• разъяснение порядка заполнения бюллетеня по каждому вопросу;

• упоминание о том, что бюллетень для заочного голосования должен быть подписан лицом, имеющим право на участие в ОСУ, а в случае использования систем дистанционного обслуживания - упоминание о том, что такой способ направления бюллетеня должен позволять достоверно установить, что соответствующий бюллетень направлен лицом, имеющим право на участие в общем собрании участников.

Если проводится заочное голосование, в решении уполномоченного органа о проведении заочного голосования должны быть дополнительно определены (ч.1 ст.46 Закона № 2020-XII):

✓ способ направления лицам, имеющим право на участие в общем собрании, бюллетеней;

✓ способ и место (с указанием адреса) представления хозобществу заполненных бюллетеней и дата окончания их приема, которая не может быть установлена позднее чем за 2 дня до даты проведения ОСУ;

✓ лицо (лица), уполномоченное (уполномоченные) на подсчет голосов при заочном голосовании и подписание протокола по результатам его проведения.

В ч.3 ст.39 Закона № 2020-XII есть указание на возможность проведения кумулятивного голосования при избрании состава совета директоров. Однако, по мнению автора, кумулятивное голосование является способом голосования по конкретному вопросу повестки дня, а не формой голосования.

5. Форма, текст и способ направления бюллетеня в случае голосования бюллетенями или заочного голосования.

6. Форма и текст карточки в случае открытого голосования карточками.

7. Дата окончания предъявления требований о проведении независимой оценки стоимости акций, если повестка дня общего собрания акционеров включает вопросы, решения по которым способны повлечь за собой возникновение у акционеров права требовать выкупа акций этого общества.

Возникновение права требования выкупа акций обусловлено принятием АО определенных решений, указанных в ч.1 ст.78 Закона № 2020-XII.

Требования акционеров о проведении независимой оценки стоимости акций могут быть предъявлены не позднее 7 дней до даты проведения общего собрания.

Извещение о проведении ОСУ, повестка дня которого включает вопросы, принятие решений по которым может повлечь за собой возникновение у акционеров права требовать выкупа акций этого общества, должно содержать не только дату окончания предъявления требований о проведении независимой оценки стоимости акций, но и информацию о порядке и сроках предъявления требований акционеров о проведении независимой оценки стоимости акций, на что указывает ч.4 ст.78 Закона № 2020-XII.

8. Порядок извещения лиц, имеющих в соответствии со ст.37 Закона № 2020-XII право на участие в общем собрании, о проведении ОСУ, если этот порядок не определен уставом.

9. Перечень информации (документов) к общему собранию участников и порядок ее предоставления лицам, имеющим право на участие в общем собрании участников (порядок ознакомления этих лиц с информацией (документами)), при подготовке к проведению общего собрания. В случае проведения ОСУ, повестка дня которого включает вопросы об избрании членов органов хозобщества, указанный перечень должен включать сведения о выдвинутых кандидатах в избираемые (образуемые) органы хозобщества.

При подготовке к проведению годового собрания его участники имеют право знакомиться с определенной информацией (документами). Поэтому законодатель обязывает указать в решении о проведении собрания порядок предоставления такой информации (документов) (порядок ознакомления с ней).

Под порядком в данном случае следует понимать порядок действий, который участнику хозобщества следует выполнить, чтобы иметь объективное представление о деятельности хозобщества и принять обоснованные решения по вопросам повестки дня. Выбирается конкретный способ получения (ознакомления) информации, подготовленной в общему собранию, таким образом, чтобы каждый из участников имел равные возможности ее получения, поэтому целесообразно использовать не только предоставление такой информации по месту нахождения самого хозобщества в письменном виде, но и пересылку с помощью электронной почты или иных каналов электронной связи, а также посредством обычной почтовой связи, если это экономически целесообразно.

Извещение о проведении общего собрания должно содержать адрес, по которому можно ознакомиться с информацией, подготовленной к общему собранию (абз.6 ч.7 ст.39 Закона № 2020-XII). Однако приведенная норма не означает, что ознакомление с информацией возможно только по конкретному физическому адресу, так как иные нормы Закона № 2020-XII не ограничивают уполномоченный на созыв собрания орган использовать иные способы ознакомления с информацией.

При направлении участниками хозобщества предложений о выдвижении кандидатов в совет директоров, ревизионную комиссию (ревизоры), исполнительный орган после даты принятия решения уполномоченным органом хозобщества о проведении годового общего собрания, но не позднее даты окончания приема таких предложений, установленной уставом хозобщества, информация об изменении списка выдвигаемых кандидатов, а также о дополнительно выдвинутых кандидатах доводится до сведения лиц, имеющих право на участие в ОСУ, не позднее 7 дней до даты проведения ОСУ в том же порядке, в котором предоставляется перечень информации (документов) к общему собранию участников, на что указывает абз.11 ч.1 ст.38 Закона № 2020-XII.

10. Порядок регистрации лиц, имеющих право на участие в общем собрании.

Регистрация лиц, имеющих право на участие в собрании, - важный фактор, влияющий на наличие кворума самого собрания и на действительность решения общего собрания участников (чч.1-2 ст.43, ч.7 ст.45 Закона № 2020-XII), поэтому полагаем, что порядок регистрации таких лиц должен включать в себя указания как минимум на:

✓ место (с указанием конкретного адреса) регистрации;

✓ время (как начало, так и окончание) регистрации;

✓ список документов, которые участник должен при себе иметь и предъявить, чтобы быть зарегистрированном для участия в общем собрании.

В Законе № 2020-XII нет указания на то, что регистрация должна осуществляться в том же месте и в то же время, в которые будет проводиться общее собрание. Однако проведение регистрации и собрания в одном и том же месте и в одно и то же время более целесообразно, так как позволяет участнику снизить как свои временные затраты, так и финансовые. Такой подход будет способствовать реализации права участника на участие в собрании.

Время (период регистрации) должно позволять участнику зарегистрироваться до начала проведения собрания.

Закон № 2020-XII не устанавливает перечня документов, которые участник или его представитель должны предъявить для того, чтобы быть зарегистрированными в общем собрании, поэтому важно, чтобы в решении о проведении собрания был установлен исчерпывающий перечень таких документов. Например, это могут быть паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, доверенность, выписка со счета «депо», подтверждающая наличие в собственности определенного количества акций, и т. д.

При проведении ОСУ с использованием систем дистанционного обслуживания невозможно физическое представление лицам, ответственным за регистрацию участников собрания, документов, подтверждающих полномочие участников или их представителей, однако точная идентификация каждого участника или его представителя - обязательное условие признания правомочности собрания. Независимо от того, каким образом будет осуществляться регистрация участников, важно, чтобы такие способы подтверждали факт регистрации участников в случае возникновения спора об участии или неучастии того или иного участника в общем собрании.

В этой ситуации полагаем возможным использовать следующие способы (по отдельности или в совокупности):

1) заранее до момента проведения общего собрания с использованием систем дистанционного обслуживания запросить посредством почтовой связи оригиналы и (или) надлежащим образом заверенные копии документов, подтверждающих полномочия участников или их представителей;

2) использовать программное обеспечение (сервис или платформу, электронную почту (адреса такой почты нужно запросить от каждого участника заранее)) с отдельными личными кабинетами для каждого участника, для входа в которые каждому участнику выдаются персональные логин и пароль. Подтверждение (регистрация) участия в ОСУ осуществляется посредством личного кабинета и личной почты, на которую высылается для подтверждения регистрации персональный код или ссылка.

В решение о проведении общего собрания, принятое уполномоченным органом хозобщества, можно внести соответствующие изменения, однако при этом нужно учитывать следующее.

Информация, которая отражена в решении о проведении собрания (ч.1 ст.38 Закона № 2020-XII), тесно взаимосвязана с извещением о проведении собрания (ч.7 ст.39 Закона № 2020-XII), так как в самом извещении отражается информация из решения уполномоченного органа. Формально Закон № 2020-XII не запрещает уполномоченному органу вносить изменения в свое же решение о проведении собрания. Только в отношении изменения повестки дня ч.5 ст.41 Закона № 2020-XII установлено, что в случае принятия решения об изменении повестки дня общего собрания участников хозобщества, определенной при принятии решения о его созыве и проведении, уполномоченный орган хозобщества обязан в порядке, установленном уставом или этим органом, известить об этом изменении лиц, имеющих право на участие в общем собрании, в установленный уставом срок, но не менее чем за 5 дней до даты его проведения.

Однако полагаем, что, руководствуясь принципами, предусмотренными в абз.8 ч.2 ст.2 ГК, абз.3 ч.6 ст.33 Закона № 2020-XII, уполномоченный орган хозобщества, принимая решение об изменении сведений, которые указаны в решении в соответствии с ч.1 ст.38 Закона № 2020-XII и которые также должны указываться в извещении о проведении собрания в соответствии с ч.7 ст.39 Закона № 2020-XII, обязан надлежащим образом известить об этом участников, так как в ином случае в зависимости от конкретных обстоятельств следует ставить вопрос о надлежащем уведомлении участника о проведении собрания, что также может повлечь признание решения собрания недействительным.

Включение в решение уполномоченного органа о проведении собрания иных сведений, помимо указанных в ч.1 ст.38 Закона № 2020-XII, зависит от конкретных вопросов, которые будут рассматриваться на общем собрании. При подготовке решения о проведении собрания и определении необходимости включения в такое решение иных сведений целесообразно пользоваться рекомендациями, изложенными в гл.2 Свода правил.

В какой срок обществу целесообразно принять решение о проведении годового общего собрания?

Существует общее правило - годовое общее собрание проводится в срок, установленный уставом, но в любом случае не позднее 3 месяцев после окончания отчетного года, то есть не позднее 31 марта каждого года (ч.3 ст.36 Закона № 2020-XII). Как правило, в уставах хозобществ присутствует общая ссылка на норму Закона № 2020-XII о необходимости проведения годового ОСУ не позднее 3 месяцев после окончания отчетного года. Однако хозобщество вправе закрепить в уставе конкретный срок проведения годового общего собрания в рамках трехмесячного срока, если это будет целесообразным в каждой конкретной ситуации.

Соответственно, отталкиваясь от конкретной даты проведения годового ОСУ, закрепленной в уставе хозобщества (при ее наличии), либо от общего срока, указанного в ч.3 ст.36 Закона № 2020-XII, а также от срока, необходимого для извещения участников хозобщества о проведении годового общего собрания, закрепленного в ч.1 ст.39 Закона № 2020-XII либо в уставе, уполномоченный орган обязан принять решение о созыве и проведении годового ОСУ.

Порядок извещения о проведении годового ОСУ должен обеспечить участникам хозобщества возможность надлежащим образом подготовиться к участию в нем. В ситуации, когда уполномоченный орган хозобщества поздно принимает решение о созыве и проведении годового общего собрания, возможно нарушение срока извещения участников хозобщества о проведении годового ОСУ, что влечет возникновение риска оспаривания решения годового общего собрания, поскольку решение ОСУ, принятое с нарушением требований Закона № 2020-XII или иного законодательства или устава хозобщества и нарушающее права и (или) законные интересы участника (бывшего участника) этого общества, может быть оспорено в суде участником (бывшим участником) АО в течение 3 месяцев, а участником (бывшим участником) ООО (ОДО) - в течение 2 месяцев со дня, когда они узнали или должны были узнать о принятии такого решения (ч.7 ст.45 Закона № 2020-XII).

Шаг 2. Подготовьте документы и сопутствующую информацию, необходимые для проведения годового общего собрания

Назначение лиц, ответственных за организацию подготовки документов и информации к годовому общему собранию

Этот вопрос не регулирует Закон № 2020-XII. Исходя из конкретной ситуации, уполномоченному на созыв и подготовку годового ОСУ органу необходимо определить, следует ли назначать (определять) такое лицо.

Если исходить из п.1 гл.5 Свода правил, то в хозобществе целесообразно назначение корпоративного секретаря.

Необходимое условие обеспечения прав и интересов акционеров - строгое соблюдение органами управления и должностными лицами общества процедур, установленных законодательством, уставом и ЛПА общества. Особое значение имеет надлежащее соблюдение порядка подготовки и проведения общего собрания акционеров, деятельности совета директоров (наблюдательного совета), хранения, раскрытия и предоставления информации об обществе, а также порядка учета прав акционеров, поскольку несоблюдение именно этих процедур влечет за собой большинство нарушений прав и интересов акционеров.

Эффективно обеспечить соблюдение упомянутых процедур может только постоянно действующее лицо, обладающее необходимой профессиональной квалификацией.

Существующие в обществе органы управления и должностные лица, в частности совет директоров (наблюдательный совет) и исполнительные органы, не удовлетворяют этим требованиям и не предназначены для решения подобных задач. Поэтому в обществе должен быть определен секретарь общества - работник, задача которого обеспечивать соблюдение органами управления и должностными лицами общества процедурных требований, гарантирующих реализацию прав и интересов акционеров общества.

Какие документы, отчеты, информация должны быть подготовлены и представлены общему собранию

До проведения годового общего собрания участников хозобщества его исполнительный орган обязан подготовить информацию о деятельности этого общества за отчетный период, которая должна содержать (чч.8-9 ст.39 Закона № 2020-XII):

✓ информацию о годовом вознаграждении членов совета директоров;

✓ информацию о годовом размере оплаты труда членов исполнительного органа хозобщества, годовом размере оплаты услуг управляющей организации (управляющего);

✓ информацию о безвозмездной передаче либо продаже долей в уставном фонде (акций) хозобщества членам органов управления и (или) работникам хозобщества;

✓ обзор наиболее важных событий в деятельности хозобщества, произошедших в отчетном периоде;

✓ наименование хозобществ, размер долей в уставных фондах (количество акций), принадлежащих хозобществу;

✓ размер долей в уставном фонде (количество акций), отчужденных хозобществом в отчетном периоде;

✓ размер долей в уставном фонде (количество акций), приобретенных хозобществом в отчетном периоде;

✓ информацию о крупных сделках, иных сделках, на принятие решения о совершении которых в соответствии с уставом хозобщества распространяется порядок принятия решения о совершении крупной сделки, а также о сделках хозобщества, в совершении которых имелась заинтересованность его аффилированных лиц, в объеме, определенном ч.10 ст.57 Закона № 2020-XII;

✓ планы и прогнозы деятельности хозобщества на очередной финансовый год;

✓ показатели, характеризующие динамику изменения стоимости чистых активов и уставного фонда хозобщества за 3 последних завершенных финансовых года, включая отчетный год, или, если хозобщество осуществляет деятельность менее чем 3 года, за каждый завершенный финансовый год;

✓ результаты анализа причин и факторов, которые, по мнению уполномоченного органа хозобщества, привели к уменьшению стоимости чистых активов;

✓ перечень мер по приведению стоимости чистых активов хозобщества в соответствие с размером его уставного фонда, если по результатам финансового года стоимость чистых активов хозобщества окажется менее размера уставного фонда;

✓ иную информацию, обязательность доведения до сведения участников хозобщества которой предусмотрена Законом № 2020-XII, иным законодательством, уставом и (или) ЛПА этого общества.

По инициативе исполнительного органа, уполномоченного органа хозобщества информация о деятельности этого общества за отчетный период может также включать иные сведения.

Информация о годовом вознаграждении членов совета директоров

Членам совета директоров хозобщества, если это предусмотрено его уставом и (или) установлено его общим собранием, в период исполнения ими своих обязанностей могут выплачиваться вознаграждения и (или) компенсироваться расходы в размерах, установленных общим собранием участников хозобщества (ч.10 ст.51 Закона № 2020-XII). Исходя из этого, если уставом и (или) решением общего собрания участников установлено, что члены совета директоров в период исполнения ими своих обязанностей получают вознаграждение, то сведения о таком вознаграждении должны быть отражены в информации о деятельности хозобщества за отчетный период.

Вознаграждение членам совета директоров может быть установлено, однако не выплачиваться, в связи с чем, полагаем, в информации о деятельности хозобщества за отчетный период должны быть отражены данные по установленным, а также фактически выплаченным вознаграждениям. С целью оценки влияния такого вознаграждения на финансовый результат хозобщества целесообразно указать размер подоходного налога и отчислений в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (при их наличии), исчисленных и уплаченных хозобществом.

Членам совета директоров могут не только выплачиваться вознаграждения, но и компенсироваться расходы, связанные с исполнением ими своих обязанностей. Однако в абз.2 ч.8 ст.39 Закона № 2020-XII не уточнено, что сведения о размерах такой компенсации должны указываться в информации о деятельности хозобщества за отчетный период, хотя это выглядело бы логичным, поскольку такая компенсация также влияет на результаты финансовой деятельности хозобщества.

В абз.2 ч.8 ст.39 Закона № 2020-XII речь идет о годовом вознаграждении членов совета директоров. Вместе с тем, как правило, члены совета директоров исполняют свои обязанности не в течение календарного года и не всегда в течение временного промежутка, равного одному году, в связи с чем целесообразно вести речь о размере вознаграждения членов совета директоров с момента их избрания до момента прекращения их полномочий (переизбрания).

Информация о годовом размере оплаты труда членов исполнительного органа хозобщества, годовом размере оплаты услуг управляющей организации (управляющего)

Исполнительный орган хозобщества - коллегиальный исполнительный орган (правление или дирекция) и (или) единоличный исполнительный орган (директор или генеральный директор) (абз.3 ч.3 ст.33 Закона № 2020-XII). Следовательно, говоря о годовом размере оплаты труда членов исполнительного органа хозобщества, необходимо учитывать как единоличный исполнительный орган, так и коллегиальный (при его наличии). Как и в случае с вознаграждением совета директоров, целесообразно указывать в информации о деятельности хозобщества за отчетный период сведения о размерах подоходного налога и отчислений в бюджет фонда (при их наличии), исчисленных и уплаченных хозобществом с выплат в пользу членов исполнительного органа хозобщества.

Полномочия исполнительного органа хозобщества по решению общего собрания участников могут быть переданы по договору другой коммерческой организации (управляющей организации) или ИП (управляющему) (ч.9 ст.53 Закона № 2020-XII). В такой ситуации следует говорить о выплатах, перечисленных в пользу управляющей организации (управляющего).

Информация о безвозмездной передаче либо продаже долей в уставном фонде (акций) хозобщества членам органов управления и (или) работникам хозобщества

Хозобщество вправе безвозмездно передавать либо продавать доли в уставном фонде (акции) хозобщества членам совета директоров, исполнительного органа и (или) работникам. При этом возможность передачи (продажи) акций (долей) указанным лицам должна быть в обязательном порядке указана в уставе хозобщества. Передача (продажа) акций (долей) осуществляется при исполнении такими лицами условий, предусмотренных локальными правовыми актами, утвержденными общим собранием акционеров (для АО), и (или) гражданско-правовыми (трудовыми) договорами, заключаемыми с такими лицами (для АО и ООО (ОДО)) (ч.7 ст.3, чч.3, 4, 7-9 ст.76, абз.7 ч.1 ст.77, ст.1021 Закона № 2020-XII).

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 23 июля 2023 г. абз.7 ч.1 ст.77 Закона № 2020-XII изложен в новой редакции Законом № 197-З.

 

Вместе с тем безвозмездная передача акций (долей) вышеуказанным лицам в хозобществах с долей собственности государства осуществляется при наличии одновременно двух условий:

1) достижение показателей эффективности деятельности хозобщества по истечении сроков, определенных гражданско-правовыми (трудовыми) договорами, заключаемыми с такими лицами;

2) только по согласованию с Президентом.

В абз.3 ч.8 ст.39 Закона № 2020-XII не конкретизировано, какая именно информация о безвозмездной передаче либо продаже долей в уставном фонде (акций) хозобщества членам органов управления и (или) работникам хозобщества должна указываться в информации о деятельности хозобщества за отчетный период.

Исходя из анализа норм рассматриваемого института, можно предположить, что такая информация, в частности, должна включать в себя:

• размер (количество) переданных (проданных) долей (акций) в уставном фонде членам совета директоров, исполнительного органа и (или) работникам;

• цену проданных долей (акций);

• перечень лиц, которым доли (акции) переданы (проданы);

• информацию о показателях, установленных локальными правовыми актами, утвержденными общим собранием акционеров и (или) гражданско-правовыми (трудовыми) договорами, заключаемыми с такими лицами, при достижении которых им передаются (продаются) доли (акции), а также о достижении таких показателей указанными лицами.

Обзор наиболее важных событий в деятельности хозобщества, произошедших в отчетном периоде

Закон № 2020-XII не конкретизирует, что следует относить к наиболее важным событиям в деятельности хозобщества. Скорее, эта норма носит оценочный характер, поэтому исполнительный орган самостоятельно определяет, какие из произошедших событий в хозобществе следует относить к наиболее важным.

Наименование хозобществ, размер долей в уставных фондах (количество акций), принадлежащих хозобществу

Относительно размера долей (акций) в уставных фондах других хозобществ, которые принадлежат, принадлежали либо были приобретены в отчетном периоде, отметим, что здесь исполнительному органу приходится всего лишь констатировать наличие определенных фактов, а не придумывать что-либо, как в случае с наиболее важными событиями в деятельности хозобщества. Источником информации могут служить имеющиеся в хозобществе документы, которые подтверждают участие в уставном фонде других хозобществ (копии уставов, выписки из протоколов, договоры купли-продажи долей (акций) и т. п.), а также соответствующие сведения из ЕГР о состоянии счета «депо» (в случае участия в АО).

Информация о крупных сделках и о сделках, в совершении которых имелась заинтересованность его аффилированных лиц

Источником информации о совершенных крупных сделках, а также приравненных к ним сделках могут быть соответствующие протоколы совета директоров, общего собрания участников (акционеров), так как решение по данным сделкам относится к компетенции общего собрания участников (акционеров) либо совета директоров.

В некоторых случаях хозобщество может совершать крупные сделки без принятия соответствующего решения уполномоченным органом управления, то есть когда нарушен порядок принятия решения о совершении крупной сделки хозобществом. При этом сама сделка не оспаривается в порядке, установленном ч.10 ст.58 Закона № 2020-XII.

Однако возникает вопрос: необходимо ли исполнительному органу озвучивать информацию о таких сделках на годовом общем собрании участникам хозобщества?

С учетом смыслового содержания понятия «крупная сделка», указанного в ч.1 ст.58 Закона № 2020-XII, а также того, что данное понятие никак не связано с самим фактом принятия либо отсутствия решения о совершении такой сделки, то есть такая сделка крупная в силу того, что ее стоимость составляет 20 % и более балансовой стоимости активов, информация о ее совершении также подлежит доведению до сведения участников хозобщества исполнительным органом на годовом общем собрании участников независимо от того, какие последствия это может повлечь для самого исполнительного органа и хозобщества. Информацию о совершении таких сделок при отсутствии решений совета директоров или общего собрания участников (акционеров) можно получить из данных бухгалтерского учета.

Источником информации о сделках, в совершении которых имелась заинтересованность аффилированных лиц, также могут служить протоколы заседаний совета директоров, общего собрания участников (акционеров) хозобщества, а в случае отсутствия таких решений со стороны уполномоченных органов управления - иные документы, которые могут подтверждать факт сделки, в совершении которой имелась заинтересованность аффилированных лиц. Как и в случае с крупными сделками, информация о сделках, в совершении которых имелась заинтересованность аффилированных лиц, даже при отсутствии необходимых решений совета директоров, общего собрания участников (акционеров) хозобщества, должна быть доведена до сведения участников хозобщества на годовом общем собрании участников (акционеров).

Объем информации о сделках, в совершении которых имелась заинтересованность аффилированных лиц, подлежащий доведению до сведения участников (акционеров) хозобщества, ограничивается нормой ч.10 ст.57 Закона № 2020-XII.

Таким образом, в составе информации о деятельности хозобщества за отчетный период сообщается информация:

• о сторонах сделки;

• предмете сделки;

• иных условиях сделки, которые определены законодательством как существенные для сделок данного вида;

• критериях заинтересованности, в том числе обо всех существенных фактах, касающихся характера и степени имеющейся заинтересованности;

• предполагаемой выгоде аффилированных лиц в результате совершения такой сделки;

• иная информация, предусмотренная уставом хозобщества в отношении раскрытия такой информации.

Информация о финансово-хозяйственной деятельности общества

Как указано выше, до проведения годового общего собрания участников хозяйственного общества его исполнительный орган обязан подготовить информацию о деятельности этого общества за отчетный период, которая должна содержать в том числе:

• планы и прогнозы деятельности хозобщества на очередной финансовый год;

• показатели, характеризующие динамику изменения стоимости чистых активов и уставного фонда хозобщества за 3 последних завершенных финансовых года, включая отчетный год, или, если хозобщество осуществляет деятельность менее чем 3 года, за каждый завершенный финансовый год;

• результаты анализа причин и факторов, которые, по мнению уполномоченного органа хозобщества, привели к уменьшению стоимости чистых активов;

• перечень мер по приведению стоимости чистых активов хозобщества в соответствие с размером его уставного фонда, если по результатам финансового года стоимость чистых активов хозобщества окажется менее размера уставного фонда;

• иную информацию, обязательность доведения до сведения участников хозобщества которой предусмотрена Законом № 2020-XII, иным законодательством, уставом и (или) локальными правовыми актами этого общества.

Подготовка исполнительным органом информации, указанной в абз.10-13 ч.8 ст.39 Закона № 2020-XII, должна основываться на документах бухгалтерского учета, а также иных имеющихся в хозобществе финансово-экономических документах.

Если по окончании второго и каждого последующего финансового года стоимость чистых активов хозяйственного общества окажется менее уставного фонда, это общество обязано не позднее 6 месяцев после окончания соответствующего финансового года в установленном порядке уменьшить свой уставный фонд до размера, не превышающего стоимости его чистых активов (ч.4 ст.28 Закона № 2020-XII).

В отношении же АО нормой ч.4 ст.65 Закона № 2020-XII предусмотрено, что в случае уменьшения стоимости чистых активов АО по результатам второго и каждого последующего финансового года ниже установленного законодательством минимального размера уставного фонда (такие размеры указаны в п.8 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утв. Декретом от 16.01.2009 № 1) это АО подлежит ликвидации в порядке, установленном Законом № 2020-XII и иным законодательством. При этом решение о ликвидации АО должно быть принято в порядке, установленном Законом № 2020-XII и уставом АО, не позднее 6 месяцев после окончания соответствующего финансового года, если предусмотренное в соответствии с ч.4 ст.65 Закона № 2020-XII основание ликвидации АО в течение указанного срока не отпало.

Иная информация

Исполнительным органом хозобщества должна быть доведена до сведения информация, обязательность доведения до сведения участников хозобщества которой предусмотрена Законом № 2020-XII, иным законодательством, уставом и (или) ЛПА этого общества.

При анализе норм Закона № 2020-XII можно выделить следующую информацию, которую можно отразить в информации о деятельности хозобщества за отчетный период, а именно о (об):

✓ проведении общего собрания участников хозобщества (ч.1 ст.39 Закона № 2020-XII);

✓ изменении повестки дня общего собрания участников хозобщества (ч.5 ст.41 Закона № 2020-XII);

✓ решениях, принятых общим собранием участников хозобщества (ч.6 ст.45 Закона № 2020-XII);

✓ созыве и проведении внеочередного общего собрания либо о мотивированном решении об отказе в его созыве и проведении (ч.8 ст.48 Закона № 2020-XII);

✓ аффилированности по отношению к хозобществу, которая включает сведения, указанные в ч.9 ст.57 Закона № 2020-XII;

✓ выявленных нарушениях по результатам проведенной ревизии или проверки ревизионной комиссией (ревизором) (если решение по устранению выявленных нарушений относится к компетенции общего собрания участников (акционеров)) (абз.2 ч.3 ст.60 Закона № 2020-XII);

✓ намерении продать принадлежащие акционеру ЗАО акции, в случае если это является обязанностью хозобщества (ч.4 ст.73 Закона № 2020-XII);

✓ возникновении права требовать выкупа акций (ч.7 ст.78 Закона № 2020-XII);

✓ заключении акционерного соглашения (ч.8 ст.901 Закона № 2020-XII);

✓ заключении договора об осуществлении прав участников ООО (ч.2 ст.1111 Закона № 2020-XII).

С учетом изложенного, по мнению автора, вряд ли законодатель хотел включить в содержание нормы абз.14 ч.8 ст.39 Закона № 2020-XII необходимость доведения до сведения участников хозобщества всей вышеперечисленной информации. Однако именно содержание нормы абз.14 ч.8 ст.39 Закона № 2020-XII позволяет толковать ее именно так.

Полагаем, законодатель подразумевал ту информацию, которая ранее не доводилась до сведения участников хозобщества и, следовательно, должна быть доведена до них до проведения годового общего собрания, а также на самом собрании.

Формирование повестки дня годового общего собрания участников

Повестка дня годового общего собрания формируется уполномоченным органом хозобщества (иным органом или участниками (иными лицами), имеющими право созвать и провести ОСУ) по своему усмотрению, а также на основании предложений лиц, имеющих право на внесение предложений в повестку дня. При этом повестка дня общего собрания должна содержать исчерпывающий перечень конкретно сформулированных вопросов, выносимых на обсуждение (ч.1 ст.41, ч.4 ст.49 Закона № 2020-XII).

Несмотря на самостоятельность уполномоченного органа хозобщества (иных органов или участников (иных лиц), имеющих право созвать и провести ОСУ) в вопросе формирования повестки дня, в повестку дня годового общего собрания обязательно должны быть включены следующие вопросы (чч.2-3 ст.36 Закона № 2020-XII):

• утверждение годовых отчетов, годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (данных книги учета доходов и расходов);

• распределение прибыли и убытков;

• избрание членов совета директоров, если его образование предусмотрено Законом № 2020-XII, иными законодательными актами и уставом хозобщества;

• избрание членов ревизионной комиссии (ревизора).

Повестка дня годового общего собрания может формироваться уполномоченным органом хозобщества (иным органом или участниками (иными лицами), имеющими право созвать и провести ОСУ) также на основании предложений лиц, имеющих право на внесение предложений в повестку дня (ч.1 ст.41 Закона № 2020-XII). Исходя из ч.1 ст.40 Закона № 2020-XII к лицам, имеющим право на внесение предложений в повестку дня, относятся лица, имеющие право на участие в годовом общем собрании, а именно (ч.11 ст.13, ст.37 Закона № 2020-XII):

✓ участники хозобщества;

✓ лица, уполномоченные на то доверенностью, выданной им участниками хозобщества;

✓ лица, которые приобрели право пользования и (или) распоряжения долей (частью доли) в уставном фонде (акциями) хозобщества на основании договора, если иное не установлено законодательными актами;

✓ лица, уполномоченные в соответствии с законодательными актами на управление наследственным имуществом в случае смерти участника хозобщества либо объявления его умершим;

✓ иные лица в случаях, предусмотренных законодательством.

Применительно к АО предложения в повестку дня годового ОСУ вправе внести в порядке, установленном уставом АО, акционеры (акционер), являющиеся в совокупности владельцами 2 % и более голосующих акций АО, если уставом АО не предусмотрено меньшее количество голосующих акций (ст.80 Закона № 2020-XII). Норма императивная, соответственно, уставом АО нельзя увеличить количество голосующих акций, необходимое для возникновения права у акционера (акционеров) на выдвижение предложений в повестку дня годового общего собрания.

Применительно к ООО (ОДО) в Законе № 2020-XII нет указания на то, каким размером долей необходимо обладать, чтобы участник мог выдвигать предложения в повестку дня годового ОСУ. Однако в ч.1 ст.40 Закона № 2020-XII указано, что порядок внесения предложения в повестку дня годового ОСУ должен определяться уставом ООО (ОДО). Слово «порядок», по мнению автора, предполагает определенный перечень действий, которые должны быть совершены при внесении предложений в повестку дня годового общего собрания. Значит, эти действия не имеют отношения к возникновению самого права на подачу указанных предложений. При этом право на внесение предложений в повестку дня годового ОСУ здесь не имеет привязки к размеру долей участника, исходя из чего возможен вывод, что независимо от размера долей любой участник ООО (ОДО) вправе внести предложения в повестку дня годового общего собрания.

Порядок реализации права на внесение предложений о выдвижении кандидатов в совет директоров и ревизионную комиссию (ревизора), а также о выдвижении кандидатов в исполнительный орган хозобщества аналогичен порядку внесение предложений в повестку дня годового ОСУ, что следует из смысла ч.1 ст.40, ст.80 Закона № 2020-XII.

Число выдвигаемых кандидатов в одном предложении не может превышать количественный состав соответствующего органа хозобщества (ч.2 ст.40 Закона № 2020-XII). Такой количественный состав должен быть отражен в уставе хозобщества (абз.7 ч.2 ст.14 Закона № 2020-XII). При этом указание точного числа членов совета директоров в уставе хозобщества не обязательно. В уставе возможно указание на порядок определения количественного состава совета директоров. Исходя из абз.7 ч.2 ст.14 Закона № 2020-XII, эта норма не содержит императивных предписаний, огранивающих или определяющих численность членов совета директоров. Нормы ст.50-52 Закона № 2020-XII, определяющие правовой статус совета директоров в любом хозобществе, не содержат указаний на количественный состав такого совета. Единственные количественные ограничения по составу совета директоров установлены только в отношении АО ч.2 ст.84 Закона № 2020-XII, согласно которой в АО с числом акционеров более 1 000 количественный состав совета директоров не может быть менее 7 членов, а в АО с числом акционеров более 10 000 - менее 9 членов. В отношении ООО (ОДО) подобных ограничений Законом № 2020-XII не установлено. Поэтому при наличии в уставе конкретного хозобщества формулировки типа: «количественный состав членов совета директоров составляет не менее 5 человек и определяется решением общего собрания участников общества» - выдвижение количества кандидатов в такой орган должно осуществиться с учетом верхнего предела, указанного в уставе.

Касательно порядка внесения предложений о включении вопросов в повестку дня годового ОСУ и о выдвижении кандидатов в органы хозобщества нужно отметить, что, несмотря на то, что в ч.1 ст.40, ст.80 Закона № 2020-XII указано, что такой порядок определяется уставом, однако несколько императивных норм в отношении указанного порядка содержатся в Законе № 2020-XII и не могут быть изменены уставом конкретного хозобщества.

Во-первых, предложение должно вноситься в письменной форме (ч.1 ст.40 Закона № 2020-XII).

Во-вторых, предложение о внесении вопросов в повестку дня должно содержать (ч.3 ст.40 Закона № 2020-XII):

✓ имя физического лица или наименование юридического лица;

✓ число принадлежащих ему голосов на общем собрании;

✓ формулировку каждого из предлагаемых в повестку дня вопросов;

✓ подпись лица, вносящего предложение.

Предложение в повестку дня о выдвижении кандидатов в избираемые (образуемые) органы хозобщества должно содержать (ч.3 ст.40 Закона № 2020-XII):

✓ имя физического лица или наименование юридического лица;

✓ число принадлежащих ему голосов на ОСУ;

✓ формулировку каждого из предлагаемых в повестку дня вопросов;

✓ имя каждого предлагаемого кандидата;

✓ наименование органа хозобщества, для избрания в который он предлагается;

✓ иные сведения о кандидате, предусмотренные уставом хозобщества;

✓ подпись лица, вносящего предложение.

 

внимание

Обратите внимание!

Указывать в предложении формулировки проектов решений по каждому из предлагаемых вопросов необязательно, поскольку исходя из ч.3 ст.40 Закона № 2020-XII это право, а не обязанность лица, подающего предложение.

 

Включение в повестку дня предложения о выдвижении кандидатов в избираемые (образуемые) органы хозобщества осуществляется с их согласия, полученного в порядке, установленном уставом или ЛПА хозобщества, утвержденным общим собранием его участников. Поэтому если в уставе или ЛПА указано, что вместе с предложением необходимо представить согласие кандидата на его избрание, то соблюдение этой обязанности обязательно, поскольку в ином случае непредставление такого согласия может повлечь отказ уполномоченного органа в учете вносимого предложения на основании абз.2 ч.2 ст.41 Закона № 2020-XII.

Общий срок для поступления предложений в повестку дня годового общего собрания - не позднее 30 дней после окончания отчетного года. При этом уставом может быть предусмотрен как меньший, так и больший срок (ч.4 ст.40 Закона № 2020-XII).

 

внимание

Обратите внимание!

В ч.4 ст.40 Закона № 2020-XII законодатель указывает на срок поступления предложений, а не на срок их подачи, поэтому во избежание конфликта рекомендуем не откладывать подачу предложений на последний день срока.

 

Если количество предложений о выдвижении кандидатов в состав органов хозобщества окажется менее количества, определенного уставом хозобщества, либо если такие предложения не поступили, уполномоченный орган хозобщества вправе вносить предложение о выдвижении кандидатов в состав указанных органов. При этом уполномоченный орган также должен позаботиться о получении согласия выдвигаемых кандидатов в порядке, установленном уставом или ЛПА хозобщества, утвержденным общим собранием (ч.6 ст.40 Закона № 2020-XII).

Срок рассмотрения поступивших в хозобщество предложений в повестку дня, а также по поступившим кандидатурам в избираемые (образуемые) органы хозобщества - не позднее 10 дней после окончания срока, установленного уставом для поступления предложений в повестку дня (ч.2 ст.41 Закона № 2020-XII). Срок является императивным и не может быть изменен уставом хозобщества.

Уполномоченный орган хозобщества принимает решение об учете поступивших предложений либо об отказе в их принятии. Однако такой отказ должен быть мотивирован. Отказ в учете поступивших предложений возможен, если (ч.2 ст.41 Закона № 2020-XII):

1) нарушен порядок внесения предложений участником (участниками), установленный Законом № 2020-XII и уставом;

2) предложения не относятся к компетенции ОСУ;

3) предложения не соответствуют требованиям Закона № 2020-XII и иных законодательных актов;

4) кандидаты, выдвинутые в образуемые органы хозобщества, не соответствуют требованиям, установленным Законом № 2020-XII, уставом и (или) ЛПА, утвержденными общим собранием.

Срок для направления лицу, внесшему предложения, мотивированного решения об отказе в учете поступивших предложений - не позднее 5 дней с даты его принятия (ч.3 ст.41 Закона № 2020-XII). Срок является императивным и не может быть изменен уставом хозобщества.

Отказ уполномоченного органа в учете поступивших предложений, даже если он мотивирован, а также уклонение этого органа от принятия соответствующего решения могут быть оспорены лицами, внесшими эти предложения, в суде (ч.6 ст.41 Закона № 2020-XII).

Изменение формулировок вопросов, предложенных лицами, имеющими право на внесение предложений в повестку дня, для включения в повестку дня общего собрания, не допускается (ч.4 ст.41 Закона № 2020-XII).

Составление списков лиц, имеющих право на участие в годовом общем собрании

Необходимость вести списки участников в ООО (ОДО) в Законе № 2020-XII напрямую не предусмотрена, однако нужно учитывать, что:

✓ список лиц, зарегистрировавшихся для участия в ОСУ, и (или) лиц, заполненные бюллетени которых получены в порядке, установленном уставом, должен прилагаться к протоколу общего собрания (ч.2 ст.47 Закона № 2020-XII);

✓ в уставе ООО (ОДО) обязательно указание на перечень участников (абз.2 ч.2 ст.92 Закона № 2020-XII);

✓ извещение участников ООО (ОДО) о созыве общего собрания осуществляется уполномоченным органом хозобщества на основании списка участников (ч.4 ст.108 Закона № 2020-XII).

Таким образом, указанный список все-таки должен вестись в ООО (ОДО), хотя с практической точки зрения может быть достаточно и устава, в котором есть сведения об участниках ООО (ОДО).

В АО ситуация немного иная, поскольку АО через уполномоченный депозитарий ведут реестр акционеров (ч.7 ст.71, ч.1 ст.81 Закона № 2020-XII). При этом список лиц, имеющих право на участие в годовом ОСУ, составляется на основании данных реестра акционеров, сформированного на дату, установленную уполномоченным органом хозобщества.

Запрос и формирование реестра акционеров осуществляются в соответствии с нормами гл.12 Инструкции о порядке осуществления депозитарной деятельности, утв. постановлением Минфина от 28.04.2018 № 30.

Дата формирования реестра акционеров, на основании которого составляется список лиц, имеющих право на участие в ОСУ, не может быть определена ранее даты принятия решения о проведении общего собрания (ч.1 ст.81 Закона № 2020-XII).

 

Список лиц, имеющих право на участие в общем собрании
 
 
Обязательно должен содержать:
1) имя (наименование) каждого лица;
2) данные документов, удостоверяющих личность, или иные данные, необходимые для его идентификации;
3) данные о количестве принадлежащих ему акций, а также о категории и типе акций, правом голоса по которым он обладает;
4) адрес, по которому должны направляться сообщение о проведении ОСУ, бюллетени для голосования и решения, принятые общим собранием (ч.2 ст.81 Закона № 2020-XII)

 

Список лиц, имеющих право на участие в ОСУ, должен предоставляться лицам, обладающим в совокупности не менее чем 1 % голосующих акций, по их требованию. Однако данные документов, удостоверяющих личность, и почтовые адреса и (или) адреса электронной почты физических лиц, включенных в этот список, могут быть предоставлены только с письменного согласия этих лиц (ч.3 ст.81 Закона № 2020-XII).

По требованию любого лица, имеющего право на участие в общем собрании, АО в течение 3 дней обязано предоставить ему выписку из списка лиц, имеющих право на участие в ОСУ, содержащую данные о включении этого лица в список, или справку о том, что это лицо в список не включено (ч.4 ст.81 Закона № 2020-XII).

В ситуации, когда после даты формирования реестра акционеров произошел переход (передача) прав на акции к другому лицу (новому акционеру), но до даты проведения общего собрания, такое лицо имеет право участвовать в ОСУ при предъявлении им доказательств, подтверждающих переход (передачу) права на акции (ч.5 ст.81 Закона № 2020-XII). Таким доказательством могут служить соответствующие договоры (при их наличии) и выписка по счету «депо» (абз.5 ч.1 ст.1 Закона от 05.01.2015 № 231-З «О рынке ценных бумаг»).

Шаг 3. Известите лиц, имеющих право на участие в годовом общем собрании, о его проведении Содержание извещения, срок и способ его направления лицам, имеющим право на участие в годовом общем собрании

Общий срок для извещения лиц, имеющих право на участие в ОСУ, - не менее чем за 30 дней до даты проведения годового общего собрания (ч.1 ст.39 Закона № 2020-XII). Иной срок, как больший, так и меньший, может быть предусмотрен уставом.

 

Извещение о проведении годового общего собрания
 
 
Обязательно должно содержать:
1) наименование и место нахождения хозобщества;
2) дату, время и место (с указанием адреса) проведения общего собрания;
3) повестку дня ОСУ;
4) порядок ознакомления лиц, имеющих право на участие в общем собрании, с информацией (документами), подлежащей предоставлению при подготовке к проведению ОСУ, с указанием адреса, по которому можно с ней ознакомиться;
5) порядок регистрации лиц, имеющих право на участие в ОСУ;
6) иные сведения, предусмотренные уставом хозобщества и (или) решением о проведении общего собрания (ч.7 ст.39 Закона № 2020-XII)

 

Общий порядок извещения участников хозобщества о проведении общего собрания - путем направления информации о проведении общего собрания заказным письмом или вручения ее каждому из указанных лиц под подпись (ч.5 ст.39 Закона № 2020-XII).

Если есть необходимость извещать участников хозобщества о проведении общего собрания посредством опубликования информации в доступном для всех участников хозобщества печатном СМИ и (или) размещения ее на сайте хозобщества в сети Интернет, то, во-первых, такой способ (способы) должен быть указан напрямую в уставе хозобщества в качестве способа (способов) извещения участников хозобщества о проведении ОСУ, во-вторых, использование для этого печатного средства массовой информации возможно только при указании в уставе хозобщества конкретного печатного СМИ, в котором будет размещаться такое извещение.

Извещать участников хозобщества о проведении общего собрания помимо указанных в ч.5 ст.39 Закона № 2020-XII способов можно дополнительными способами, а именно (ч.6 ст.39 Закона № 2020-XII):

1) на номер контактного телефона;

2) на адрес электронной почты.

Использование этих способов необходимо закрепить в уставе. Они не заменяют основные способы, указанные в ч.5 ст.39 Закона № 2020-XII.

 

список

Дополнительно по теме

Что учесть при внесении изменений в уставы хозобществ с 28 апреля 2021 года.

Основные изменения, вносимые в законодательство о хозяйственных обществах. Комментарий к Закону Республики Беларусь от 05.01.2021 № 95-З «Об изменении законов по вопросам хозяйственных обществ».

Нарушение порядка извещения акционеров о проведении общего собрания: формально соблюденное требование закона все равно является его нарушением.

Особенности подготовки и проведения годового общего собрания участников хозобщества.

Приказ о созыве и проведении годового общего собрания участников общества с ограниченной ответственностью (пример).

Протокол годового общего собрания участников общества с ограниченной ответственностью (пример).

Извещение участника о решении, принятом общим собранием участников общества с ограниченной ответственностью (пример).

Извещение о проведении годового общего собрания участников общества с ограниченной ответственностью (пример).