Алгоритм от 18.10.2022
Автор: Марочкина О., Жариловская М.

Алгоритм предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи


СОДЕРЖАНИЕ

 

Кто может оказывать спонсорскую помощь

Шаг 1. Получите ходатайство (письмо) о предоставлении безвозмездной (спонсорской) помощи

Шаг 2. Определите лицо, уполномоченное принимать решение о предоставлении безвозмездной (спонсорской) помощи, и примите решение о ее предоставлении

Шаг 3. Оформите решение о предоставлении спонсорской помощи

Шаг 4. Заключите договор о предоставлении безвозмездной (спонсорской) помощи

Шаг 5. Получите согласование предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи

Шаг 6. Предоставьте безвозмездную (спонсорскую) помощь и надлежаще оформите ее предоставление

Шаг 7. Получите отчет о целевом использовании безвозмездной (спонсорской) помощи

Шаг 8. Оформите отчет о предоставленной безвозмездной (спонсорской) помощи

Шаг 9. Представьте государственную статистическую отчетность об оказанной безвозмездной (спонсорской) помощи

 

Материал помещен в архив. Актуальный материал по теме см. здесь

 

Для всех отраслейБюджетные организации

Алгоритм предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи

Ольга Марочкина

Ольга Марочкина
юрист

Мария Жариловская

Мария Жариловская
юрист

18.10.2022

Порядок предоставления и использования безвозмездной (спонсорской) помощи регламентирован:

Указом от 01.07.2005 № 300 «О предоставлении и использовании безвозмездной (спонсорской) помощи»;

постановлением Совмина от 13.07.2005 № 779 «Об утверждении примерной формы договора предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи».

 

справочно

Справочно

Дарение между коммерческими организациями запрещено. Однако Указ № 300 нивелирует этот запрет путем предоставления возможности таким организациям получать спонсорскую помощь (подп.4 ч.1 ст.546 ГК).

 

Рассмотрим, какие действия необходимы, чтобы предоставить безвозмездную (спонсорскую) помощь.

 

Шаг 1
Получите ходатайство (письмо) о предоставлении безвозмездной (спонсорской) помощи
   
Шаг 2
Определите лицо, уполномоченное принимать решение о предоставлении безвозмездной (спонсорской) помощи, и примите решение о ее предоставлении
   
Шаг 3
Оформите решение о предоставлении спонсорской помощи
   
Шаг 4
Заключите договор о предоставлении безвозмездной (спонсорской) помощи
   
Шаг 5
Получите согласование предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи
   
Шаг 6
Предоставьте безвозмездную (спонсорскую) помощь и надлежаще оформите ее предоставление
   
Шаг 7
Получите отчет о целевом использовании безвозмездной (спонсорской) помощи
   
Шаг 8
Оформите отчет о предоставленной безвозмездной (спонсорской) помощи
   
Шаг 9
Представьте государственную статистическую отчетность об оказанной безвозмездной (спонсорской) помощи

Кто может оказывать спонсорскую помощь

Безвозмездную (спонсорскую) помощь на основании Указа № 300 могут оказывать только следующие субъекты:

1. Юридические лица Республики Беларусь. Спонсор должен обладать статусом юрлица (иметь свидетельство о государственной регистрации в качестве юрлица либо признании таковым законодательным актом) и являться резидентом - создан в соответствии с законодательством Республики Беларусь и имеет местонахождение в Республике Беларусь.

 

справочно

Справочно

Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, прошедшая в установленном порядке государственную регистрацию в качестве юридического лица либо признанная таковым законодательным актом (п.1 ст.44 ГК).

Белорусской организацией признается организация, местом нахождения которой является Республика Беларусь (п.1 ст.15 НК).

 

Резиденты Республики Беларусь:

• физические лица - граждане Республики Беларусь, а также лица без гражданства, постоянно проживающие в Республике Беларусь;

• юридические лица и организации, не являющиеся юридическими лицами, с местонахождением в Республике Беларусь, созданные в соответствии с законодательством, а также их представительства и филиалы, находящиеся за пределами Республики Беларусь;

• дипломатические представительства и консульские учреждения Республики Беларусь;

• Республика Беларусь, ее административно-территориальные единицы (подп.1.49 п.1 ст.2 Бюджетного кодекса).

Отношения по получению (предоставлению) безвозмездной помощи оформляются в ином порядке в любом из следующих случаев:

• спонсор не резидент Республики Беларусь. В таком случае следует руководствоваться Декретом от 25.05.2020 № 3 «Об иностранной безвозмездной помощи»;

• в качестве спонсора выступает физическое лицо (не ИП). В таком случае можно руководствоваться нормами о дарении (пожертвовании) ст.543-553 ГК;

• предметом безвозмездной помощи выступает имущество (основные средства, иное движимое имущество, за исключением денежных средств). В таких случаях следует руководствоваться нормами Указа от 10.05.2019 № 169 «О распоряжении государственным имуществом» о безвозмездном приобретении имущества в государственную собственность и решениями Советов депутатов соответствующего территориального уровня.

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 22 марта 2023 г. следует руководствоваться Указом от 19.09.2022 № 330 «О распоряжении имуществом». Комментарий см. здесь.

 

2. Индивидуальные предприниматели Республики Беларусь. Физическое лицо, выступающее спонсором, должно быть зарегистрировано в качестве ИП (иметь свидетельство о государственной регистрации в качестве ИП) и иметь намерение или обязанность (например, если предметом спонсорской помощи являются выполняемые ИП работы, услуги) выступать в отношениях по предоставлению спонсорской помощи именно как ИП.

 

справочно

Справочно

Белорусским индивидуальным предпринимателем признается физическое лицо, зарегистрированное в качестве ИП в Республике Беларусь (ч.1 п.1 ст.19 НК).

 

Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве ИП. Количество физических лиц, привлекаемых ИП на основании гражданско-правовых и (или) трудовых договоров для осуществления предпринимательской деятельности, а также количество имущества, используемого для этих целей, может быть ограничено законодательными актами (п.1 ст.22 ГК).

 

Спонсорская помощь
 
 
Оказывается в виде:
- денежных средств, в том числе в иностранной валюте;
- товаров (имущества);
- работ;
- услуг;
- имущественных прав, включая исключительные права на объекты интеллектуальной собственности (ч.1 п.1 Указа № 300)

Шаг 1. Получите ходатайство (письмо) о предоставлении безвозмездной (спонсорской) помощи

На практике предоставление безвозмездной (спонсорской) помощи часто начинается с обращения юрлица, ИП, физического лица к потенциальному спонсору с ходатайством, письмом или иным подобным документом (далее - ходатайство (письмо)) с просьбой о предоставлении безвозмездной (спонсорской) помощи, также имеют место ситуации, когда обращению к спонсору с ходатайством (письмом) о предоставлении безвозмездной (спонсорской) помощи предшествуют устные переговоры сторон. Ходатайство (письмо) о предоставлении безвозмездной (спонсорской) помощи в этом случае - формальный повод начать процедуру ее оказания.

Безвозмездная (спонсорская) помощь предоставляется на основе добровольности. Требование предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи запрещается (ч.2 п.1 Указа № 300).

Таким образом, субъекты, претендующие на получение безвозмездной (спонсорской) помощи, вправе направлять юрлицам и ИП - спонсорам ходатайства (письма) с просьбой, а не требованием о предоставлении безвозмездной (спонсорской) помощи. Эти ходатайства (письма) не обязывают предоставлять безвозмездную (спонсорскую) помощь.

Ходатайство (письмо) о предоставлении безвозмездной (спонсорской) помощи составляется в произвольной форме.

В ходатайствах (письмах) о предоставлении безвозмездной (спонсорской) помощи, как правило, указываются:

• просьба предоставить безвозмездную (спонсорскую) помощь;

• вид (денежные средства, в том числе в иностранной валюте, товары (имущество), работы, услуги, имущественные права, включая исключительные права на объекты интеллектуальной собственности) и размер (количество, объем) безвозмездной (спонсорской) помощи;

• сведения о получателе безвозмездной (спонсорской) помощи и о целях ее использования.

 

список

Формы документов

Ходатайство (письмо) о предоставлении безвозмездной (спонсорской) помощи.

 

список

Дополнительно по теме

Является ли обращением ходатайство общественной организации об оказании безвозмездной помощи в виде покупки и передачи медицинских изделий (бинты, шприцы и т. д.)?

Обращение о предоставлении безвозмездной (спонсорской) помощи (для бюджетных организаций) (пример)

На бланке организации
(для бюджетных организаций)

  Директору ООО «Рассвет»
ул. Брестская, 15
220000, г. Минск
Малинину А.С.

О предоставлении безвозмездной
(спонсорской) помощи

Уважаемый Александр Сергеевич!

Учреждение здравоохранения «Здоровье» в соответствии с п.2 Указа Президента Республики Беларусь от 01.07.2005 № 300 «О предоставлении и использовании безвозмездной (спонсорской) помощи» в целях содействия деятельности в области охраны здоровья населения и пропаганды здорового образа жизни в рамках финансирования расходов, связанных с организацией питания работников отдельных структурных подразделений (указать структурное подразделение, отделения), отдельных работников консультативно-поликлинического отделения учреждения здравоохранения «Здоровье», осуществляющих прием пациентов, а также связанных с необходимостью организации питания работников учреждения здравоохранения «Здоровье», просит рассмотреть вопрос оказания безвозмездной (спонсорской) помощи в размере ________________ (сумма) руб.

 

С уважением,
главный врач
Подпись С.А.Марчук

 

справочно

Справочно

Для предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи получение ходатайства (письма) необязательно.

Ходатайство (письмо) о предоставлении безвозмездной (спонсорской) помощи, исходя из определения термина «обращение» и его видов («предложение», «заявление» «жалоба»), установленных ст.1 Закона от 18.07.2011 № 300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц», не относится к категории обращений соответственно юрлиц и граждан. Организации целесообразно самостоятельно установить порядок работы с ходатайствами (письмами) о предоставлении безвозмездной (спонсорской) помощи в своих локальных правовых актах с учетом общих требований законодательства по делопроизводству.

Шаг 2. Определите лицо, уполномоченное принимать решение о предоставлении безвозмездной (спонсорской) помощи, и примите решение о ее предоставлении

Принятие решения о предоставлении безвозмездной (спонсорской) помощи в хозяйственном обществе

По общему правилу к компетенции общего собрания участников хозяйственного общества относится решение о предоставлении безвозмездной (спонсорской) помощи в соответствии с законодательными актами (абз.10 ч.1 ст.35 Закона от 09.12.1992 № 2020-XII «О хозяйственных обществах»).

Однако Законом от 15.07.2015 № 308-З порядок оказания спонсорской помощи был упрощен, и теперь в уставе общества можно предусмотреть, что ее оказание входит в компетенцию исполнительного органа, то есть устав хозяйственного общества может предусматривать отнесение принятия решения по вопросам предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи к компетенции:

совета директоров (наблюдательного совета) (ч.2 ст.35 Закона № 2020-XII);

исполнительного органа (например, директора) при условии возложения на него обязанности ежеквартально отчитываться о предоставлении такой помощи:

- перед советом директоров (наблюдательным советом) - при его наличии в хозяйственном обществе;

- общим собранием участников - при отсутствии в хозяйственном обществе совета директоров (наблюдательного совета) (ч.4 ст.35 Закона № 2020-XII).

Итак, второй шаг после получения ходатайства о предоставлении спонсорской помощи - выяснение того, кому уставом спонсора предоставлено право оказывать такую помощь.

Требования к форме и содержанию отчета исполнительного органа об оказанной безвозмездной (спонсорской) помощи законодательством не предусмотрены. Они могут устанавливаться в уставе хозяйственного общества или его ЛПА.

В отчете исполнительного органа об оказанной безвозмездной (спонсорской) помощи необходимо указать как минимум следующую информацию:

• получателей безвозмездной (спонсорской) помощи;

• вид и размер предоставленной безвозмездной (спонсорской) помощи;

• цели предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи;

• реквизиты заключенных договоров.

В качестве подтверждения приобретения товаров (работ, услуг) лицом, получившим безвозмездную (спонсорскую) помощь, за денежные средства (если они передавались в качестве помощи) к отчету можно приложить также отчет о целевом использовании безвозмездной (спонсорской) помощи.

Рекомендации:

1) указать в уставе сроки представления исполнительным органом отчета о предоставлении безвозмездной (спонсорской) помощи.

 

пример ситуация

Пример

«4.4. Директор обязан:

 

<...>

 

4.4.15. представлять отчет о безвозмездной (спонсорской) помощи общему собранию участников Общества не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом;»

или

«5.6. Решение по вопросу предоставления Обществом безвозмездной (спонсорской) помощи принимает директор Общества. По итогам каждого квартала директор Общества обязан отчитываться перед общим собранием участников Общества о предоставлении такой помощи:

- за период с января по март - до 15 мая;

- период с апреля по июнь - до 15 августа;

- период с июля по сентябрь - до 15 ноября;

- период с октября по декабрь - до 15 февраля»;

 

2) указать в уставе наличие или отсутствие обязанности исполнительного органа представлять соответствующий отчет, если в отчетном квартале безвозмездная (спонсорская) помощь хозяйственным обществом не оказывалась.

 

пример ситуация

Пример

«4.5. Если Общество не предоставляло безвозмездную (спонсорскую) помощь в отчетном квартале, то директор не представляет отчет о безвозмездной (спонсорской) помощи.»

или

«4.4. Директор обязан:

 

<...>

 

4.4.15. представлять отчет о безвозмездной (спонсорской) помощи Общему собранию участников Общества не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Отчет представляется директором вне зависимости от факта оказания или неоказания безвозмездной (спонсорской) помощи в отчетном квартале».

 

Принятие решения о предоставлении безвозмездной (спонсорской) помощи хозяйственным обществом может быть отнесено к компетенции исполнительного органа вне зависимости от наличия в хозяйственном обществе совета директоров (наблюдательного совета).

Уставом также может быть предусмотрена ограниченная компетенция совета директоров (наблюдательного совета) или исполнительного органа в принятии решений о предоставлении безвозмездной (спонсорской) помощи: например, не более определенной суммы в определенный период (квартал, месяц и т. п.) или единовременно в отношении одного получателя, либо только в отношении определенных субъектов (например, за исключением государственных органов и организаций).

 

пример ситуация

Пример

«5.6. Решение по вопросу предоставления Обществом безвозмездной (спонсорской) помощи в совокупном размере не более 10 000,00 руб. в квартал имеет право принимать директор Общества. Решение о предоставлении безвозмездной (спонсорской) помощи в большем размере принимается общим собранием участников Общества.»,

или

«5.6. Решение по вопросу предоставления Обществом безвозмездной (спонсорской) помощи в размере не более 3 000,00 руб. одному получателю имеет право принимать директор Общества. Решение о предоставлении получателю безвозмездной (спонсорской) помощи в большем размере принимается общим собранием участников Общества.»,

или

«5.6. Решение по вопросу предоставления Обществом безвозмездной (спонсорской) помощи имеет право принимать директор Общества, за исключением безвозмездной (спонсорской) помощи, оказываемой государственным органам или государственным организациям. Решение о предоставлении безвозмездной (спонсорской) помощи государственным органам или государственным организациям принимается общим собранием участников Общества.».

 

внимание

Обратите внимание!

Если в уставе хозяйственного общества отсутствуют положения о принятии решения о предоставлении безвозмездной (спонсорской) помощи советом директоров (наблюдательным советом) или исполнительным органом, такое решение принимает общее собрание участников.

 

В протоколе общего собрания участников общества о предоставлении безвозмездной (спонсорской) помощи необходимо отразить следующие моменты (основные существенные условия договора о предоставлении безвозмездной (спонсорской) помощи):

• получателя безвозмездной (спонсорской) помощи;

• размер (сумму, расчет стоимости) оказываемой безвозмездной (спонсорской) помощи;

• цель предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи;

• виды товаров (работ, услуг), которые будут приобретены на денежные средства безвозмездной (спонсорской) помощи;

• порядок представления получателем безвозмездной (спонсорской) помощи отчета о ее целевом использовании.

 

список

Формы документов

Протокол общего собрания участников хозяйственного общества о предоставлении безвозмездной (спонсорской) помощи.

Принятие решения о предоставлении безвозмездной (спонсорской) помощи на унитарном предприятии

Законодательством вопрос о компетенции принятия решения о предоставлении безвозмездной (спонсорской) помощи унитарным предприятием не урегулирован и не отнесен к исключительной компетенции собственника имущества унитарного предприятия (п.6 ст.113 ГК). Поэтому уставом унитарного предприятия может быть предусмотрено отнесение этого вопроса к компетенции как собственника имущества унитарного предприятия, так и его руководителя.

Если в уставе унитарного предприятия отсутствуют положения о принятии решения о предоставлении безвозмездной (спонсорской) помощи собственником имущества унитарного предприятия, то такое решение принимает его руководитель (ч.1 п.4, п.6 ст.113 ГК).

Таким образом, перед оформлением сделки необходимо изучить устав и определить, кто и в каком порядке принимает решение о предоставлении спонсорской помощи.

Шаг 3. Оформите решение о предоставлении спонсорской помощи

Решение о предоставлении спонсорской помощи оформляется приказом директора общества. В нем необходимо отразить получателя спонсорской помощи, ее размер и цель. В последующем эти сведения будут перенесены в договор об оказании безвозмездной (спонсорской) помощи. Кроме того, в приказе можно дать указания другим службам, например, подготовить договор или перевести денежные средства получателю после подписания договора.

Для предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи руководитель организации издает приказ (ч.1 ст.55 Закона № 2020-XII, ч.2 п.93 Инструкции по делопроизводству в государственных органах, иных организациях, утв. постановлением Минюста от 19.01.2009 № 4).

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 июля 2024 г. следует руководствоваться Инструкцией № 4 с учетом изменений, внесенных постановлениями Минюста от 10.01.2024 № 2 и от 30.04.2024 № 25. Комментарий см. здесь.

 

справочно

Справочно

Приказ о предоставлении безвозмездной (спонсорской) помощи оформляется в любом случае, в том числе если решение о предоставлении безвозмездной (спонсорской) помощи принимается общим собранием участников (наблюдательным советом (советом директоров)) хозяйственного общества или собственником имущества унитарного предприятия: приказ носит распорядительный характер и устанавливает порядок предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи и ответственных лиц.

 

Законодательством прямо не установлен вид приказа о предоставлении безвозмездной (спонсорской) помощи.

Целесообразно приказ о предоставлении безвозмездной (спонсорской) помощи относить к приказам по основной деятельности, так как вопрос оказания безвозмездной (спонсорской) помощи имеет существенное значение для деятельности организации, в том числе в силу особой процедуры принятия решения о предоставлении безвозмездной (спонсорской) помощи и налоговых последствий ее предоставления, а также напрямую не отнесен к административно-хозяйственным вопросам (подп.21.2 п.21 Перечня № 140).

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 27 октября 2022 г. следует руководствоваться Перечнем № 140 в ред. постановления Минюста от 30.08.2022 № 115. Комментарий см. здесь.

 

Срок хранения приказа о предоставлении безвозмездной (спонсорской) помощи:

 

Спонсор Срок хранения приказа
Государственный орган, иная организация, являющаяся источником комплектования государственных архивов, негосударственная организация, ИП
Постоянно
Государственная организация, не являющаяся источником комплектования государственных архивов
10 лет

 

В приказе о предоставлении безвозмездной (спонсорской) помощи необходимо отразить следующие моменты (основные существенные условия договора о предоставлении безвозмездной (спонсорской) помощи и организационные моменты ее предоставления):

• получателя безвозмездной (спонсорской) помощи;

• размер (сумму, расчет стоимости) оказываемой безвозмездной (спонсорской) помощи;

• цель предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи;

• виды товаров (работ, услуг), которые будут приобретены на денежные средства безвозмездной (спонсорской) помощи;

• порядок представления получателем безвозмездной (спонсорской) помощи отчета о ее целевом использовании;

• срок предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи;

• порядок предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи;

• мероприятия по предоставлению безвозмездной (спонсорской) помощи и ответственных лиц (разработка договора, осуществление платежей после подписания договора, контроль за представлением отчета о целевом использовании безвозмездной (спонсорской) помощи и т. д.).

 

список

Формы документов

Приказ о предоставлении безвозмездной (спонсорской) помощи.

Приказ о предоставлении безвозмездной (спонсорской) помощи (при необходимости согласования предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи).

Шаг 4. Заключите договор о предоставлении безвозмездной (спонсорской) помощи

Безвозмездная (спонсорская) помощь предоставляется строго на основании договора (ч.1 п.5 Указа № 300).

Указом № 300 определены условия, которые должны быть включены в договор. Однако в самом Указе № 300 такие условия не поименованы напрямую как существенные, но, по мнению автора, они имеют природу таковых:

• организация, ИП, предоставляющие безвозмездную (спонсорскую) помощь, получатель такой помощи;

• размер (сумма, расчет стоимости) оказываемой безвозмездной (спонсорской) помощи;

• цель предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи;

• виды товаров (работ, услуг), которые будут приобретены на денежные средства безвозмездной (спонсорской) помощи;

• порядок представления получателем безвозмездной (спонсорской) помощи (за исключением получателей - физических лиц) организации, ИП, оказавшим такую помощь, отчета о ее целевом использовании;

• сведения об оказании безвозмездной (спонсорской) помощи в установленных пределах - для органов, организаций, перечисленных в п.9 Указа № 300;

• иные условия, определенные соглашением сторон, с соблюдением требований Указа № 300 и других актов законодательства (ч.1 п.5 Указа № 300).

 

внимание

Обратите внимание!

Юридические лица, оказывающие безвозмездную (спонсорскую) помощь сельскохозяйственным товаропроизводителям, по 31 декабря 2023 г. имеют право предоставлять такую помощь без указания видов товаров (работ, услуг), которые будут приобретены на денежные средства безвозмездной (спонсорской) помощи ее получателями (подп.9.5 п.9 Указа от 17.07.2014 № 347 «О государственной аграрной политике»).

Форма договора

Договор заключается в простой письменной форме в двух экземплярах, один остается у получателя спонсорской помощи, другой - у спонсора.

Постановлением № 779 утверждена примерная форма договора предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи.

В отличие от типовых договоров примерная форма договора предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи не обязательная и носит рекомендательный характер вне зависимости от субъектного состава договора предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи (пп.4, 5 ст.396 ГК). Поэтому стороны вправе как дополнить примерную форму договора любыми условиями, которые обе стороны (спонсор и получатель) сочтут необходимыми, так и не использовать ее вообще, а разработать договор безвозмездной (спонсорской) помощи самостоятельно.

Шаг 5. Получите согласование предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи

Необходимость согласования договора предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи зависит от того, какой субъект выступает спонсором (п.9 Указа № 300):

 

№ п/п Спонсор Согласующий орган
1
Совет Республики, Палата представителей Национального собрания Президент
2
Конституционный Суд
3
Верховный Суд
4
Администрация Президента
5
Государственный секретариат Совета Безопасности
6
Комитет государственного контроля
7
Генеральная прокуратура
8
Национальный банк
9
Центральная комиссия Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов
10
Национальная академия наук Беларуси
11
Высшая аттестационная комиссия
12
Управление делами Президента
13
Иные государственные организации, подчиненные Президенту
14
Государственные органы и иные государственные организации, подчиненные Совету Министров Совет Министров
15
Государственные организации, подчиненные или входящие в состав (систему):
- Совета Республики, Палаты представителей Национального собрания;
- Конституционного Суда;
- Верховного Суда;
- Администрации Президента;
- Государственного секретариата Совета Безопасности;
- Комитета государственного контроля;
- Генеральной прокуратуры;
- Национального банка;
- Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов;
- Национальной академии наук Беларуси;
- Высшей аттестационной комиссии;
- Управления делами Президента;
- иных государственных организаций, подчиненных Президенту;
- государственных органов и иных государственных организаций, подчиненных Совету Министров
Руководитель органа или организации, которому подчинена или в состав (систему) которого входит соответствующая государственная организация
16
Областные, Минский городской, районные (городские) суды Министерство юстиции
17
Государственные организации, подчиненные местным исполнительным и распорядительным органам Председатель местного исполнительного и распорядительного органа
18
Организации, в уставных фондах которых свыше 50 % долей (простых (обыкновенных) или иных голосующих акций) находятся в собственности:
- Республики Беларусь;
- административно-территориальных единиц Республики Беларусь;
- юридических лиц государственной формы собственности
Руководитель соответствующего государственного органа, государственной организации, осуществляющей управление этими долями (акциями)

Заключение договора

Договор, который не подлежит согласованию в соответствии с п.9 Указа № 300, считается заключенным с момента его подписания уполномоченными представителями сторон: руководителями получателя спонсорской помощи, действующим на основании уставов представляемых организаций, или иными работниками, уполномоченными на заключение договора безвозмездной (спонсорской) помощи доверенностями, выданными руководителями указанных организаций (ч.3 п.5 Указа № 300).

Договор предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи, подлежащий согласованию в соответствии с п.9 Указа № 300, считается заключенным с момента его согласования в установленном порядке.

Юридические лица, предоставляющие безвозмездную (спонсорскую) помощь, для получения согласия в соответствии с п.9 Указа № 300 направляют в соответствующие государственные органы, иные государственные организации:

• подписанный сторонами договор предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи;

• решение руководителя или коллегиального органа управления юридического лица, если в соответствии с его учредительными документами принятие решения об оказании безвозмездной (спонсорской) помощи относится к компетенции данного органа (ч.1 п.11 Указа № 300).

 

список

Формы документов

Сопроводительное письмо о согласовании предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи.

 

внимание

Обратите внимание!

Совокупный размер безвозмездной (спонсорской) помощи, предоставляемой государственными органами, иными государственными организациями, указанными в ч.1 п.9 Указа № 300, в течение календарного года, не может превышать 1 % от выручки, полученной ими при реализации продукции (товаров), работ, услуг за год, предшествующий году предоставления такой помощи. Оказание безвозмездной (спонсорской) помощи государственными органами, иными государственными организациями, не получающими такой выручки, размером не ограничивается (ч.2 п.9 Указа № 300).

 

список

Формы документов

Договор предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи в виде денежных средств для бюджетных организаций (получателей).

Договор предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи в виде услуг для бюджетных организаций (получателей). 

Шаг 6. Предоставьте безвозмездную (спонсорскую) помощь и надлежаще оформите ее предоставление

После заключения договора предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи следует направить безвозмездную (спонсорскую) помощь получателю:

• перечислить денежные средства на банковский счет получателя;

• приобрести у сторонних организаций товары для передачи организациям-получателям помощи, передать продукцию собственного производства либо собственное имущество;

• выполнить (оказать) для организаций-получателей работы (услуги) непосредственно самой организацией (спонсором) и т. д.

 

внимание

Обратите внимание!

Для перечисления безвозмездной (спонсорской) помощи в виде денежных средств получателю необязательно специально открывать благотворительный счет.

 

По договору благотворительного счета банк или небанковская кредитно-финансовая организация обязуются открыть физическому или юридическому лицу банковский счет для сбора, хранения и использования денежных средств, поступающих в виде безвозмездной (спонсорской) помощи или пожертвований (ст.210 Банковского кодекса).

Таким образом, получатель может открыть благотворительный счет и получить безвозмездную (спонсорскую) помощь на него. Однако в законодательстве не содержится обязанности спонсора перечислить безвозмездную (спонсорскую) помощь исключительно на благотворительный счет, равно как и у получателя отсутствует обязанность открыть благотворительный счет и получать безвозмездную (спонсорскую) помощь исключительно на него.

Нельзя предоставить безвозмездную (спонсорскую) помощь на оплату товара, уже приобретенного получателем безвозмездной (спонсорской) помощи, так как ч.2 п.2 Указа № 300 такой цели предоставления и использования безвозмездной (спонсорской) помощи, как возмещение затрат, понесенных получателем на приобретение товаров (работ, услуг и пр.), не предусмотрено.

Шаг 7. Получите отчет о целевом использовании безвозмездной (спонсорской) помощи

Представлять спонсору отчет о целевом использовании безвозмездной (спонсорской) помощи обязаны ее получатели:

• юрлица;

• ИП (абз.6 ч.1 п.5 Указа № 300).

 

справочно

Справочно

От обязанности по представлению спонсору отчета об использовании спонсорской помощи освобождены только получатели - граждане, не являющиеся индивидуальными предпринимателями. Такой вывод напрямую следует из п.6 Указа № 300, возложившего такую обязанность только на юрлица и ИП, а также письма Минэкономики от 20.12.2005 № 31-02-03/11386 «О порядке оказания безвозмездной (спонсорской) помощи физическим лицам».

 

Срок представления отчета определяется сторонами. По общему правилу отчет составляется в произвольной форме с указанием видов товаров (работ, услуг), которые были приобретены на денежные средства спонсорской помощи, и с представлением документов, подтверждающих приобретение этих товаров (работ, услуг) (копии ТТН, ТН при приобретении товаров; копии актов при приобретении работ, услуг). Аналогичным образом составляется отчет в отношении работ, услуг, выполненных в качестве спонсорской помощи.

Непредставление отчета спонсору признается нарушением норм Указа № 300 и договора, однако такую ответственность стороны могут прописать в договоре. Административная ответственность за это не установлена.

 

пример ситуация

Пример

В договоре стороны предусмотрели, что спонсор предоставляет помощь на проведение мероприятий культурно-просветительного характера с подробной разбивкой видов расходов, а также, что отчет об использовании помощи должен содержать точное указание израсходованных сумм с приложением копий подтверждающих документов.

Получатель безвозмездной (спонсорской) помощи должен следовать условиям заключенного договора. Несмотря на то что форма отчета законодательством не предусмотрена, можно предположить, что отчет должен содержать развернутую калькуляцию по суммам, израсходованным на цель, определенную договором, поскольку стороны ограничили себя строго определенным перечнем.

 

Если получатель безвозмездной (спонсорской) помощи в установленный договором срок не представит спонсору отчет о ее целевом использовании, то на основании общих норм ст.290 ГК спонсор может направить получателю претензию с требованием о представлении отчета.

 

список

Формы документов

Претензия о представлении отчета о целевом использовании безвозмездной (спонсорской) помощи (срок представления отчета предусмотрен в договоре предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи).

 

Если срок представления получателем отчета о целевом использовании безвозмездной (спонсорской) помощи договором не предусмотрен, то спонсору при заявлении требования о его представлении следует руководствоваться общими нормами п.2 ст.295 ГК, согласно которому, если обязательство не предусматривает срок его исполнения и не содержит условий, позволяющих определить этот срок, оно должно быть исполнено в разумный срок после возникновения обязательства. Если же обязательство не исполнено в разумный срок, то должник обязан исполнить его в семидневный срок со дня поступления письменного требования кредитора о его исполнении.

 

список

Формы документов

Претензия о представлении отчета о целевом использовании безвозмездной (спонсорской) помощи (срок представления отчета не предусмотрен в договоре предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи).

 

Кроме того, поскольку согласно п.1 ст.310, ст.311 ГК исполнение любых обязательств может обеспечиваться неустойкой, целесообразно предусмотреть в договоре предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи неустойку за несвоевременное представление получателем спонсорской помощи отчета о ее использовании (например, штраф, размер которого может быть рассчитан в процентах от суммы оказываемой помощи, или пеню за каждый день просрочки представления отчета).

 

пример ситуация

Пример

«6.2. За непредставление или несвоевременное представление отчета Получатель уплачивает Спонсору неустойку (штраф) в размере 10 % от размера безвозмездной (спонсорской) помощи, указанного в п.1.2 Договора.»

или

«6.2. За непредставление или несвоевременное представление отчета Получатель уплачивает Спонсору пеню в размере 0,1 % от суммы спонсорской помощи, указанной в п.1.2 Договора, за каждый день просрочки представления отчета.»

 

Сроки хранения отчета получателя о целевом использовании безвозмездной (спонсорской) помощи одинаковы для:

• государственного органа, иной организации, являющейся источником комплектования государственных архивов, негосударственной организации, ИП;

• государственной организации, не являющейся источником комплектования государственных архивов.

 

Вариант Срок хранения отчета
1. В общем случае (в отсутствие условий, указанных в вариантах 2, 3) отчет можно отнести к переписке по исполнению договора 3 года
(п.67 Перечня № 140)
2. Если в договоре указано, что отчет является его неотъемлемой частью, к нему применяется срок хранения договора предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи, установленный п.66 Перечня № 140 3 года после окончания срока действия договора, контракта, проведения налоговыми органами проверки соблюдения налогового законодательства. Если налоговыми органами проверка соблюдения налогового законодательства не проводилась - 10 лет после окончания срока действия договора, контракта
(п.66 Перечня № 140)
3. На основании решения экспертной комиссии организации Может быть увеличен (п.9 примечаний к Перечню № 140) по сравнению с указанным в вариантах 1, 2

 

список

Формы документов

Отчет о целевом использовании безвозмездной (спонсорской) помощи.

Шаг 8. Оформите отчет о предоставленной безвозмездной (спонсорской) помощи

Если уставом хозяйственного общества принятие решения о предоставлении обществом безвозмездной (спонсорской) помощи отнесено к компетенции исполнительного органа (например, директора), то директор обязан ежеквартально отчитываться о предоставлении такой помощи:

• перед советом директоров (наблюдательным советом) - при его наличии в хозяйственном обществе;

• общим собранием участников - при отсутствии в хозяйственном обществе совета директоров (наблюдательного совета) (ч.4 ст.35 Закона № 2020-XII).

Отчет директора о предоставленной безвозмездной (спонсорской) помощи утверждается на общем собрании участников (заседании совета директоров (наблюдательного совета)), а принятое по данному вопросу решение оформляется протоколом (ч.1 ст.47, ч.2 ст.52 Закона № 2020-XII).

Сроки хранения протокола общего собрания участников (совета директоров (наблюдательного совета)) об утверждении отчета директора о предоставленной безвозмездной (спонсорской) помощи (п.17 Перечня № 140; абз.8 ч.1, ч.2 ст.63 Закона № 2020-XII):

 

Спонсор Срок хранения протокола
Государственный орган, иная организация, являющаяся источником комплектования государственных архивов, негосударственная организация, ИП
Постоянно
Государственная организация, не являющаяся источником комплектования государственных архивов
10 лет

 

Для исполнения этой обязанности директору необходимо обеспечить подготовку, созыв и проведение заседания совета директоров (наблюдательного совета) или общего собрания в соответствии с законодательством и уставом хозяйственного общества (ч.2 ст.33, ч.1 ст.36 Закона № 2020-XII).

 

внимание

Обратите внимание!

Требования к форме и содержанию отчета директора о предоставленной безвозмездной (спонсорской) помощи законодательством не предусмотрены. Они могут устанавливаться в уставе хозяйственного общества или его ЛПА.

 

В отчете исполнительного органа об оказанной безвозмездной (спонсорской) помощи необходимо указать как минимум следующую информацию:

• период оказания безвозмездной (спонсорской) помощи;

• получателей безвозмездной (спонсорской) помощи;

• вид и размер предоставленной безвозмездной (спонсорской) помощи;

• цели предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи;

• реквизиты заключенных договоров.

Кроме того, в качестве подтверждения приобретения товаров (работ, услуг) лицом, получающим безвозмездную (спонсорскую) помощь, за денежные средства, переданные в качестве помощи, к отчету можно приложить отчет о целевом использовании безвозмездной (спонсорской) помощи.

Сроки хранения отчета директора о предоставлении обществом безвозмездной (спонсорской) помощи (п.35 Перечня № 140):

 

Спонсор Срок хранения отчета
Государственный орган, иная организация, являющаяся источником комплектования государственных архивов, негосударственная организация, ИП
Постоянно
Государственная организация, не являющаяся источником комплектования государственных архивов
10 лет

 

Рекомендации:

1) указать в уставе сроки представления исполнительным органом отчета о предоставлении безвозмездной (спонсорской) помощи.

 

пример ситуация

Пример

«4.4. Директор обязан:

 

<...>

 

4.4.15. представлять отчет о безвозмездной (спонсорской) помощи общему собранию участников Общества не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом;»

или

«5.6. Решение по вопросу предоставления Обществом безвозмездной (спонсорской) помощи принимает директор Общества. По итогам каждого квартала директор Общества обязан отчитываться перед общим собранием участников Общества о предоставлении такой помощи:

- за период с января по март - до 15 мая;

- период с апреля по июнь - до 15 августа;

- период с июля по сентябрь - до 15 ноября;

- период с октября по декабрь - до 15 февраля.»;

 

2) указать в уставе наличие или отсутствие обязанности исполнительного органа представлять соответствующий отчет, если в отчетном квартале безвозмездная (спонсорская) помощь хозяйственным обществом не оказывалась.

 

пример ситуация

Пример

«4.5. Если Общество не предоставляло безвозмездную (спонсорскую) помощь в отчетном квартале, то директор не представляет отчет о безвозмездной (спонсорской) помощи.»

или

«4.4. Директор обязан:

 

<...>

 

4.4.15. представлять отчет о безвозмездной (спонсорской) помощи общему собранию участников Общества не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Отчет представляется директором независимо от факта оказания или неоказания безвозмездной (спонсорской) помощи в отчетном квартале;».

 

Независимо от того, урегулированы ли уставом или иным локальным правовым актом хозяйственного общества требования к форме, содержанию и порядку представления отчета директора о предоставлении безвозмездной (спонсорской) помощи, целесообразно подготовить такой отчет в письменной форме и ознакомить с ним участников общего собрания или членов совета директоров (наблюдательного совета) до проведения общего собрания или заседания соответственно. Это позволит им сформировать позицию по этому вопросу до принятия по нему решения, а также своевременно внести свои предложения в повестку дня при необходимости.

 

список

Формы документов

Отчет директора о предоставлении безвозмездной (спонсорской) помощи.

Протокол общего собрания участников хозяйственного общества об утверждении отчета директора о предоставлении безвозмездной (спонсорской) помощи.

Шаг 9. Представьте государственную статистическую отчетность об оказанной безвозмездной (спонсорской) помощи

Юридические лица обязаны в установленном порядке представлять государственную статотчетность об оказанной безвозмездной (спонсорской) помощи (п.12 Указа № 300).

 

список

Дополнительно по теме

Безвозмездная (спонсорская) помощь. Понятие и условия предоставления.