


Материал помещен в архив
АЛГОРИТМ ПРОВЕДЕНИЯ ОТКРЫТОГО КОНКУРСА КАК ПРОЦЕДУРЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК
(ДО 1 ИЮЛЯ 2019 ГОДА)
Открытый конкурс - вид процедуры государственной закупки, представляющий собой гласный и конкурентный способ выбора поставщика (подрядчика, исполнителя) при осуществлении государственных закупок, в рамках которого любой заинтересованный потенциальный поставщик (подрядчик, исполнитель) может представить свое предложение (п.1 ст.32 Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)»
Этап 1. Организационные действия заказчика (организатора) | ||||
| ||||
Шаг 1 | ||||
Определить работника (работников) и возложить на него (распределить между ними) функции по организации и проведению процедур государственных закупок | ||||
| ||||
Шаг 2 | ||||
Создать комиссию для организации и проведения процедуры открытого конкурса (Положение о комиссии, создаваемой заказчиком (организатором) при организации и проведении открытых конкурсов, закрытых конкурсов, электронных аукционов или процедур запроса ценовых предложений, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.08.2012 № 778 (далее - постановление № 778)), правовой статус которой должен также определяться регламентом работы комиссии, утверждаемым руководителем (уполномоченным им должностным лицом) заказчика (организатора) либо индивидуальным предпринимателем, с учетом указанного Положения | ||||
| ||||
Этап 2. Процедурные действия заказчика (организатора) / комиссии Важно: соблюдение сроков на всех этапах! | ||||
| ||||
Шаг 1 | ||||
Разработка, утверждение, размещение на официальном сайте годового плана государственных закупок (ст.17 Закона, Положение о порядке размещения информации о государственных закупках и актов законодательства о государственных закупках на официальном сайте, утвержденное постановлением № 778 (далее - Положение № 778)) (примечание 1) | ||||
| ||||
Шаг 2 | ||||
Принятие решения о проведении процедуры государственной закупки (компетенция руководителя или иного уполномоченного лица) | ||||
| ||||
Шаг 3 | ||||
Разработка конкурсных документов, включая приглашение и проект договора на государственную закупку (приложение 3 к постановлению Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 28.06.2017 № 35 «Об утверждении примерных форм документов по процедурам государственных закупок» | ||||
| ||||
Шаг 4 | ||||
Размещение конкурсных документов на официальном сайте. Ответы на запросы о разъяснении конкурсных документов, внесение изменений в конкурсные документы (пп.5, 6, 7 ст.33 Закона) (примечание 3) | ||||
| ||||
Шаг 5 | ||||
Рассмотрение предложений участников (срок рассмотрения нормативно не определен). Возможны запросы о разъяснении предложений, устранение арифметических ошибок, неточностей (п.1 ст.38 Закона) | ||||
| ||||
Шаг 6 | ||||
Размещение протокола о выборе участника-победителя или ином результате открытого конкурса заказчиком (организатором) на официальном сайте в форме электронного документа (п.5 ст.39 Закона; приложение 9 к постановлению № 35) | ||||
| ||||
Шаг 7 | ||||
Заключение договора на государственную закупку по истечении 10 рабочих дней со дня извещения участников о результате процедуры. Срок для заключения договора: если имело место обжалование после принятия решения по результатам рассмотрения жалобы - в течение 20 календарных дней (п.4 ст.25 Закона), в отсутствие обжалования - не позднее 30 календарных дней | ||||
| ||||
Шаг 8 | ||||
Составление справки о процедуре государственной закупки в течение 5 рабочих дней со дня заключения договора либо принятия решения об отмене процедуры государственной закупки или признании ее несостоявшейся (ст.29 Закона; приложение 21 к постановлению № 35) | ||||
| ||||
Шаг 9 | ||||
Размещение сведений о заключенном договоре, его изменении, расторжении, исполнении (п.10 Положения № 778) | ||||
| ||||
Шаг 10 | ||||
Формирование дела по процедурам государственных закупок (ст.30 Закона) (примечание 4) |
Примечание 1. Наличие годового плана - основание для принятия решения о проведении процедуры государственной закупки.
Для открытого конкурса необходимо учитывать ориентировочную стоимость годовой потребности предмета государственной закупки: товаров свыше 1 000 БВ, работ и услуг - свыше 3 000 БВ, и при этом товар (работа, услуга) не должен быть включен в перечень товаров (работ, услуг), закупки которых осуществляются с применением электронного аукциона и биржевых торгов.
1) описание предмета государственной закупки (ст.20 Закона), включая его наличие в:
- перечне товаров (работ, услуг), процедуры государственных закупок которых проводятся с участием субъектов малого и среднего предпринимательства, утвержденном постановлением № 778;
- постановлении Совета Министров Республики Беларусь от 17.03.2016 № 206 «О допуске товаров иностранного происхождения и поставщиков, предлагающих такие товары, к участию в процедурах государственных закупок»
2) требования к составу участников (ст.14 Закона).
Если выделяется часть (лот) предмета государственной закупки для субъектов малого и среднего предпринимательства, то в требованиях к составу участников необходимо указать сведения о том, что участником может быть только соответствующий субъект, являющийся производителем предлагаемого товара (работы, услуги).
Если предмет включен в перечень товаров иностранного происхождения, в отношении которых устанавливается условие их допуска к участию в процедурах государственных закупок (приложение к постановлению № 206), то в конкурсные документы необходимо включить условия допуска товаров и участников согласно данному акту.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 ноября 2020 г. приложение к постановлению № 206 на основании постановления Совета Министров Республики Беларусь от 30.10.2020 № 620 изложено в новой редакции. Комментарий см. здесь; |
3) требования к квалификационным данным участников (ст.15 Закона).
Необходимо обеспечить соответствие требований к квалификационным данным предмету закупки (соблюсти соразмерность, исключить завышенные требования), соблюдение ст.24 Закона Республики Беларусь от 12.12.2013 № 94-З «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции»;
4) соблюдение требования к содержанию конкурсных документов, включая условия применения преференциальной поправки (ст.21, 25, 33 Закона; см. письмо Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 01.08.2018 № 14-01-06/1919к «О порядке применения преференциальной поправки и документах, подтверждающих право на ее применение»).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 15 июля 2019 г. письмо № 14-01-06/1919к утратило силу на основании письма Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 15.07.2019 № 14-01-04/1922К. |
Примечание 3. Срок для подготовки и подачи предложений: не менее 30 календарных дней со дня размещения приглашения на официальном сайте (ст.22 Закона). При проведении открытого конкурса, когда ориентировочная стоимость государственной закупки не превышает 3 000 БВ, срок для подготовки и подачи предложений должен составлять не менее 15 календарных дней со дня размещения приглашения на официальном сайте (подп.1.21 п.1 Указа Президента Республики Беларусь от 31.12.2013 № 590 «О некоторых вопросах государственных закупок товаров (работ, услуг)»).
При проведении повторного открытого конкурса срок для подготовки и подачи предложений может быть сокращен, но не должен быть менее 15 календарных дней. Полагаем, при проведении повторного открытого конкурса, когда ориентировочная стоимость государственной закупки не превышает 3 000 БВ, срок для подготовки и подачи предложений должен составлять не менее 8 календарных дней со дня размещения приглашения на официальном сайте.
Примечание 4. В целях исключения технической либо иной ошибки после размещения на официальном сайте информации о государственных закупках заказчик (организатор) осуществляет ее пробный поиск на официальном сайте. По факту составляется справка, которая помещается в дело по процедуре государственной закупки (п.5 Положения № 778).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 июля 2019 г.: • Закон изложен в новой редакции на основании Закона Республики Беларусь от 17.07.2018 № 136-З. Комментарий см. здесь; • вместо постановления № 778 действует постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15.06.2019 № 395 «О реализации Закона Республики Беларусь "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь "О государственных закупках товаров (работ, услуг)"». Комментарий см. здесь; • следует руководствоваться Положением о комиссии по государственным закупкам, утвержденным постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 21.01.2019 № 7. Комментарий см. здесь. С 29 августа 2020 г. вместо постановления № 35 действует постановление Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 26.08.2020 № 56 «Об установлении примерных форм документов по процедурам государственных закупок». |
17.12.2018
Юлия Амельченя, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского и хозяйственного права Академии управления при Президенте Республики Беларусь, медиатор центра «Медиация и право»