Алгоритм от 26.11.2018
Автор: Амельченя Ю.

Алгоритм проведения процедуры закупки из одного источника как процедуры государственных закупок (до 1 июля 2019 года)


 

Материал помещен в архив

 

АЛГОРИТМ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЦЕДУРЫ ЗАКУПКИ ИЗ ОДНОГО ИСТОЧНИКА КАК ПРОЦЕДУРЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК
(ДО 1 ИЮЛЯ 2019 ГОДА)

Процедура закупки из одного источника - вид процедуры государственной закупки, представляющий собой способ выбора поставщика (подрядчика, исполнителя) при осуществлении государственных закупок, при котором заказчик (организатор) предлагает заключить договор только одному потенциальному поставщику (подрядчику, исполнителю). Предложение заключить договор двум и более поставщикам (подрядчикам, исполнителям) допускается, если предмет государственной закупки разделен на части (лоты) (п.1 ст.50 Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)», далее - Закон).

 

Этап 1. Организационные действия заказчика (организатора)
   
Шаг 1
Определить работника (работников) и распределить между ними функции по организации и проведению процедур государственных закупок
   
Шаг 2
При необходимости создать комиссию для организации и проведения процедуры запроса ценовых предложений (Положение о комиссии, создаваемой заказчиком (организатором) при организации и проведении открытых конкурсов, закрытых конкурсов, электронных аукционов или процедур запроса ценовых предложений, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.08.2012 № 778 (далее - постановление № 778)), правовой статус которой должен также определяться регламентом работы комиссии, утверждаемым руководителем (уполномоченным им должностным лицом) заказчика (организатора) либо индивидуальным предпринимателем, с учетом указанного Положения
   
Этап 2. Процедурные действия заказчика (организатора) / уполномоченного работника заказчика (организатора), комиссии
   
Шаг 1
Разработка, утверждение, размещение на официальном сайте годового плана государственных закупок (ст.17 Закона, Положение о порядке размещения информации о государственных закупках и актов законодательства о государственных закупках на официальном сайте, утвержденное постановлением № 778 (далее - Положение № 778)) (примечание 1)
   
Шаг 2
Принятие решения о проведении процедуры государственной закупки (компетенция руководителя или иного уполномоченного лица) (примечание 2)
   
Шаг 3
Разработка приглашения к участию в процедуре государственной закупки и проекта договора на государственную закупку (п.4 ст.50, ст.21, 25 Закона) (примечание 3)
   
Шаг 4
Проведение исследований конъюнктуры рынка по предмету государственной закупки с учетом особенностей осуществления соответствующей деятельности (примечание 4)
   
Шаг 5
По результатам проведения исследований конъюнктуры рынка определяется участник для направления ему приглашения к участию в процедуре и проекта договора на государственную закупку. При этом с участником могут проводиться переговоры
   
Шаг 6
Заключение договора на государственную закупку в любой срок, поскольку соблюдения 10-дневного срока для обжалования результатов процедуры при закупке из одного источника не требуется (примечание 5)
   
Шаг 7
Составление справки о процедуре государственной закупки в течение 5 рабочих дней со дня заключения договора либо принятия решения об отмене процедуры государственной закупки или признании ее несостоявшейся (ст.29 Закона, приложение 21 к постановлению № 35)
   
Шаг 8
Размещение сведений о заключенном договоре, его изменении, расторжении, исполнении (п.10 Положения № 778)
   
Шаг 9
Формирование дела по процедурам государственных закупок (ст.30 Закона) (примечание 6)

 

Примечание 1. Наличие годового плана - основание для принятия решения о проведении процедуры государственной закупки.

Для процедуры закупки из одного источника основания ее проведения установлены приложением к Закону. В том числе при применении п.9 приложения к Закону необходимо учитывать ориентировочную стоимость годовой потребности предмета государственной закупки - она не должна превышать сумму до 300 базовых величин. Для остальных оснований применения процедуры закупки из одного источника ориентировочная стоимость годовой потребности предмета государственной закупки не имеет правового значения.

Примечание 2. Если сведения составляют государственные секреты, процедура закупки из одного источника может применяться при наличии оснований для проведения, предусмотренных приложением к Закону (п.2 ст.50 Закона).

Примечание 3. Форма приглашения не установлена. При разработке приглашения можно принять за основу форму приглашения к участию в закрытом конкурсе (запросе ценовых предложений) (приложение 4 к постановлению Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 28.06.2017 № 35 «Об утверждении примерных форм документов по процедурам государственных закупок» (далее - постановление № 35)).

Учесть:

• описание предмета государственной закупки (ст.20 Закона), в том числе и то, что предмет государственной закупки и при проведении закупки из одного источника может быть разделен на части (лоты) (п.2 ст.50 Закона);

• требования к составу участников (ст.14 Закона, подп.1.18 п.1 Указа Президента Республики Беларусь от 31.12.2013 № 590 «О некоторых вопросах государственных закупок товаров (работ, услуг)»);

• требования к квалификационным данным участников (ст.15 Закона).

Важно: для закупки из одного источника требования ст.24 Закона Республики Беларусь от 12.12.2013 № 94-З «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» о соблюдении антимонопольных требований к закупкам не применяются.

Примечание 4. При исследовании конъюнктуры рынка могут запрашиваться сведения от субъектов соответствующего рынка о предлагаемых ими товарах (работах, услугах), условиях исполнения обязательств и пр.

Примечание 5. Процедура закупки из одного источника после принятия решения о ее проведении может быть отменена (основания предусмотрены п.5 ст.21 Закона), признана несостоявшейся (п.1 ст.26 Закона).

Примечание 6. В целях исключения технической либо иной ошибки после размещения на официальном сайте информации о государственных закупках заказчик (организатор) осуществляет ее пробный поиск на официальном сайте. По факту составляется справка, которая помещается в дело по процедуре государственной закупки (п.5 Положения № 778).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 24 апреля 2019 г. подп.1.18 п.1 Указа № 590 утратил силу Указом Президента Республики Беларусь от 18.04.2019 № 151. Комментарий см. здесь.

С 1 июля 2019 г.:

Закон изложен в новой редакции на основании Закона Республики Беларусь от 17.07.2018 № 136-З. Комментарий см. здесь;

• вместо постановления № 778 действует постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15.06.2019 № 395 «О реализации Закона Республики Беларусь "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь "О государственных закупках товаров (работ, услуг)"». Комментарий см. здесь;

• следует руководствоваться Положением о комиссии по государственным закупкам, утвержденным постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 21.01.2019 № 7. Комментарий см. здесь.

С 29 августа 2020 г. вместо постановления № 35 действует постановление Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 26.08.2020 № 56 «Об установлении примерных форм документов по процедурам государственных закупок».

 

26.11.2018

 

Юлия Амельченя, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского и хозяйственного права Академии управления при Президенте Республики Беларусь, медиатор центра «Медиация и право»