Алгоритм от 30.07.2010
Автор: Кожич Л.

Алгоритм юридических действий по государственной регистрации закрытого акционерного общества и его акций


 

Материал помещен в архив

 

АЛГОРИТМ ЮРИДИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ ПО ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ЗАКРЫТОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА И ЕГО АКЦИЙ

Государственную регистрацию закрытого акционерного общества (далее - ЗАО) условно можно разделить на 2 основных этапа: государственную регистрацию ЗАО в соответствующем регистрирующем органе и государственную регистрацию акций ЗАО в территориальном органе по ценным бумагам.

Основными нормативными правовыми актами, регулирующими порядок представления документов для государственной регистрации ЗАО и его акций и требования к их оформлению, являются:

- Гражданский кодекс РБ (далее - ГК);

- Закон РБ от 09.12.1992 № 2020-XII «О хозяйственных обществах» (далее - Закон № 2020-XII);

- Положение о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденное Декретом Президента РБ от 16.01.2009 № 1 (далее - Положение о регистрации и Декрет № 1);

- Инструкция о некоторых вопросах выпуска и государственной регистрации ценных бумаг, утвержденная постановлением Минфина РБ от 11.12.2009 № 146 (далее - Инструкция).

Рассмотрим порядок государственной регистрации ЗАО и его акций в Республике Беларусь в виде алгоритма. При этом следует отметить, что представленный алгоритм является общим, предполагает создание ЗАО со стандартной структурой органов (общее собрание акционеров, единоличный исполнительный орган, ревизор) и не отражает специфику создания ЗАО со статусом компании с иностранными инвестициями, банков, небанковских кредитно-финансовых организаций, страховых организаций, страховых брокеров, а также ЗАО, в отношении которых законодательством установлен специальный порядок и требования к документам, представляемым для государственной регистрации, с учетом осуществляемого им вида деятельности.

В рамках настоящего алгоритма также не рассматриваются нюансы каждого этапа государственной регистрации ЗАО и его акций, поскольку каждый из этапов представляет собой тему отдельной статьи.

Обращаем внимание, что далее по тексту используются следующие сокращения:

МНС - Министерство по налогам и сборам РБ;

ФСЗН - Фонд социальной защиты населения;

БРУСП - Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие;

БВ - базовая величина;

ЖК - Жилищный кодекс РБ;

ТК - Трудовой кодекс РБ.

 

1-й этап. Принятие учредителями решения о создании ЗАО.
Между учредителями заключается договор о создании ЗАО (примечание 1)
                 
             
2-й этап. Подготовка к государственной регистрации ЗАО
                 
    Согласование наименования ЗАО (примечание 2)
   
                 
    Формирование уставного фонда ЗАО: открытие временного счета для аккумуляции денежных средств, предназначенных для формирования его уставного фонда и (или) обращение учредителя (учредителей) ЗАО к юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, правомочных проводить экспертизу достоверности денежной оценки имущества, вносимого в виде неденежного вклада в уставный фонд ЗАО (примечание 3)
   
     
     
     
     
                 
    Поиск помещения, в котором будет расположен юридический адрес ЗАО (примечание 4)
   
                 
    Разработка проекта устава ЗАО и согласование его положений между учредителями, разработка решения о выпуске акций (примечание 5)
   
                 
    Проведение учредительного собрания (примечание 6)
   
                 
    Уплата государственной пошлины за государственную регистрацию ЗАО (примечание 7)
   
                 
    Перевод документов и нотариальное заверение (примечание 8)
   
                 
    Подготовка пакета документов для представления в регистрирующие органы и государственной регистрации ЗАО (примечание 9)
   
             
3-й этап. Обращение в регистрирующий орган за государственной регистрацией ЗАО (примечание 10)
                 
▼     
Государственная регистрация ЗАО (примечание 11)     Неосуществление государственной регистрации ЗАО (примечание 12)
                 
▼         
4-й этап. Оформление отношений с единоличным исполнительным органом ЗАО (примечание 13)
                 
             
5-й этап. Изготовление печати ЗАО (примечание 14)
                 
             
6-й этап. Оформление отношений с лицом, которое будет вести бухгалтерский учет и составлять бухгалтерскую отчетность ЗАО (примечание 15)
                 
             
7-й этап. Получение документов, подтверждающих постановку ЗАО на учет в государственных органах (органах статистики, инспекции МНС, органах ФСЗН) и БРУСП «Белгосстрах» (примечание 16)
                 
             
8-й этап. Представление информации об исполнительном органе ЗАО, о лице, которое будет вести бухгалтерский учет и составлять бухгалтерскую отчетность ЗАО, об основном виде деятельности и сроках выплаты заработной платы в ЗАО в государственные органы (налоговые органы, органы ФСЗН) и БРУСП «Белгосстрах» (примечание 17)
                 
             
9-й этап. Открытие счетов ЗАО и закрытие временного счета для аккумуляции денежных средств, предназначенных для формирования уставного фонда ЗАО (примечание 18)
                 
             
10-й этап. Оформление отношений с депозитарием ЗАО (примечание 19)
                 
             
11-й этап. Подготовка пакета документов для представления в регистрирующие органы и государственной регистрации акций ЗАО, оплата государственной пошлины (примечание 20)
                 
             
12-й этап. Обращение в регистрирующий орган за государственной регистрацией акций ЗАО (примечание 21)
                 
▼     
Государственная регистрация акций ЗАО (примечание 22)     Отказ в государственной регистрации акций ЗАО (примечание 23)

 

Примечание 1. Договор о создании ЗАО должен:

- содержать сведения об учредителях ЗАО;

- определять порядок осуществления учредителями совместной деятельности по созданию ЗАО, их права и обязанности по созданию ЗАО, в т.ч. порядок подготовки проекта устава ЗАО;

- распределять между учредителями обязанности по подготовке к государственной регистрации ЗАО, в т.ч. по согласованию в установленном порядке наименования ЗАО, открытию временного счета для аккумуляции денежных средств, предназначенных для формирования его уставного фонда, по совершению иных действий, предусмотренных законодательством;

- определять размер уставного фонда, порядок внесения учредителями вкладов в уставный фонд ЗАО;

- содержать сведения о категории акций (простые (обыкновенные) и привилегированные), подлежащих распределению среди учредителей, их номинальной стоимости и количестве акций каждой категории;

- устанавливать порядок размещения акций среди учредителей ЗАО;

- определять юридическое лицо или индивидуального предпринимателя, правомочных проводить экспертизу достоверности денежной оценки имущества, вносимого в виде неденежного вклада в уставный фонд ЗАО;

- содержать иные сведения, не противоречащие законодательству, по решению учредителей ЗАО, а также прямо предусмотренные законодательством.

Представляется целесообразным включить в договор о создании ЗАО условие, согласно которому каждый из учредителей проверяет наличие у него оснований для отказа в государственной регистрации ЗАО и обязуется сообщать остальным учредителям об их наличии до представления документов для государственной регистрации ЗАО. Основанием для отказа в государственной регистрации ЗАО является наличие хотя бы у одного из учредителей одного их нижеперечисленных обстоятельств:

- для физических лиц:

имеет непогашенную или неснятую судимость за преступления против собственности и порядка осуществления экономической деятельности;

имеет неисполненное судебное решение об обращении взыскания на имущество;

на момент государственной регистрации ЗАО является собственником имущества (учредителем, участником, руководителем) юридического лица, находящегося в состоянии экономической несостоятельности (банкротства);

законодательством установлены иные запреты и ограничения на обращение за государственной регистрацией (например, учредитель является государственным служащим (подп.1.1 п.1 ст.22 Закона РБ от 14.06.2003 № 204-З «О государственной службе в Республике Беларусь»));

- для юридических лиц:

имеет неисполненное судебное решение об обращении взыскания на имущество;

на момент государственной регистрации ЗАО является собственником имущества (учредителем, участником, руководителем) юридического лица, находящегося в состоянии экономической несостоятельности (банкротства);

имеет не исполненные (не исполненное) в срок гражданско-правовые обязательства (обязательство), в т.ч. не возвращенную в срок сумму по кредитному договору (процентов, начисленных на нее), либо не имеется согласия всех кредиторов учредителя по этим обязательствам на его участие в создании дочернего ЗАО (при этом законодательством не установлено, каким количеством акций необходимо обладать, чтобы ЗАО было признано дочерним по отношению к учредителю);

законодательством установлены иные запреты и ограничения на обращение за государственной регистрацией.

Если учредителем ЗАО выступает юридическое лицо, то до подписания договора о создании уполномоченным органом учредителя должно быть принято решение об участии в ЗАО, при необходимости получено согласие антимонопольного органа, совершены иные обязательные действия и формальности в соответствии с действующим законодательством исходя из конкретной ситуации.

Договор о создании ЗАО подписывается на один экземпляр больше, чем количество учредителей ЗАО, поскольку не только выдается на руки каждому учредителю, но и представляется в банк при открытии временного счета для формирования уставного фонда ЗАО.

Договор о создании ЗАО не является учредительным документом, и его действие прекращается с момента исполнения всеми учредителями обязательств по данному договору.

Примечание 2. Согласование наименования вновь создаваемой организации осуществляется на основании Положения о порядке согласования наименований коммерческих и некоммерческих организаций, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 05.02.2009 № 154 (далее - Положение). Для согласования наименования ЗАО в соответствующий регистрирующий орган обращается учредитель (его представитель), уполномоченный договором о создании на согласование наименования ЗАО.

Согласование наименований ЗАО производится как при личном обращении заявителя в регистрирующий орган (в этом случае согласование осуществляется в день обращения), так и при направлении им необходимых документов по почте (в этом случае согласование осуществляется в течение 2 рабочих дней).

Государственная пошлина за согласование наименования не взимается.

В регистрирующий орган представляется:

1) заявление по форме согласно приложению к Положению;

2) копия документа, подтверждающего в установленном порядке полномочия заявителя (например, копия доверенности).

При личной явке заявитель должен предъявить документ, удостоверяющий его личность.

По результатам рассмотрения наименования ЗАО заявителю выдается письменное подтверждение о согласовании наименования по форме, утвержденной постановлением Минюста РБ от 05.03.2009 № 20 (справка о согласовании наименования). При наличии оснований для отказа в согласовании наименования заявителю сообщается письменно.

Согласованное наименование ЗАО резервируется в базе данных согласованных наименований сроком на 3 месяца.

Примечание 3. До обращения за государственной регистрацией ЗАО его учредители в соответствии с частью второй п.7 Положения о регистрации обязаны сформировать уставный фонд ЗАО на общую сумму не менее 100 БВ. Минимальный размер уставного фонда определяется в белорусских рублях исходя из размера БВ, установленного на день, в который устав представляется в регистрирующий орган. На сегодняшний день БВ установлена в размере 35 000 бел.руб. на основании п.1 постановления Совета Министров РБ от 02.11.2007 № 1446.

Уставный фонд может быть сформирован за счет денежных и (или) неденежных вкладов учредителей. Следует учитывать, что в соответствии с частью третьей ст.29 Закона № 2020-XII уставный фонд ЗАО не может быть сформирован полностью за счет неденежного вклада в виде имущественных прав. При этом объем имущественных прав, вносимых в качестве вклада в уставный фонд ЗАО, не может быть более 50 БВ.

Процедура формирования уставного фонда:

При внесении денежного вклада.

Учредители уполномочивают в договоре о создании ЗАО одного из них на открытие временного счета для формирования уставного фонда ЗАО в одном из банков Республики Беларусь. Уполномоченный учредитель обращается в указанный банк с оригиналом документа, удостоверяющего личность, и договором о создании ЗАО, на основании которых открывает на свое имя временный счет для формирования уставного фонда ЗАО. Порядок открытия временного счета регламентирован частью третьей п.5 постановления Правления Нацбанка РБ от 03.04.2009 № 40 «Об открытии банковских счетов». После открытия счета все учредители (либо уполномоченный учредитель от имени всех учредителей, если это предусмотрено договором о создании ЗАО) вносят свои вклады на временный счет в размере, определенном договором о создании ЗАО.

При внесении неденежного вклада.

Учредитель, который вносит вклад в уставный фонд ЗАО в неденежной форме, обращается в юридическое лицо или к индивидуальному предпринимателю, правомочным проводить экспертизу достоверности денежной оценки имущества, вносимого в виде неденежного вклада в уставный фонд ЗАО, согласно договору о создании ЗАО. По результатам проведения экспертизы учредитель получает заключение экспертизы достоверности оценки неденежного вклада в уставный фонд.

Примечание 4. Местом нахождения (юридическим адресом) ЗАО может быть нежилое помещение. Жилые помещения по общему правилу используются только для проживания граждан (часть первая ст.8 ЖК). В соответствии с частью четвертой ст.8 ЖК, подп.1.1 п.1 Указа Президента РБ от 25.09.2009 № 479 «О переводе жилых помещений в нежилые» (далее - Указ № 479) разрешается использование не по назначению одноквартирных жилых домов либо жилых помещений в таких домах, жилых помещений в блокированных жилых домах, жилых помещений, расположенных на первом этаже многоквартирного жилого дома (далее - жилые помещения), после перевода в нежилые по заявлению их собственников при наличии положительного решения городских (районных) исполнительных комитетов и администраций районов в городах при соблюдении правил градостроительства, природоохранных, санитарных, противопожарных и иных требований технических нормативных правовых актов. Как следует из части первой подп.1.7 п.1 Указа № 479, использование указанного помещения в качестве нежилого возможно после государственной регистрации в установленном порядке изменения назначения недвижимого имущества (в т.ч. изменения целевого назначения земельного участка при переводе одноквартирного жилого дома либо жилых помещений в блокированном жилом доме в нежилые).

Согласно п.2 ст.50 ГК минимальная единица площади для юридического адреса - квартира или иное помещение. Представляется, что под помещением следует понимать именно изолированное помещение. Исходя из ст.1 Закона РБ от 22.07.2002 № 133-З «О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним» под изолированным помещением понимается внутренняя пространственная часть капитального строения (здания, сооружения), отделенная от других смежных частей строения перекрытиями, стенами, перегородками, имеющая самостоятельный вход из вспомогательного помещения (вестибюля, коридора, галереи, лестничного марша или площадки, лифтового холла и т.п.) либо с территории общего пользования (придомовой территории, улицы и т.п.) непосредственно или через другие помещения, территорию путем установления сервитута, назначение, местонахождение внутри строения, площадь которой описаны в документах единого государственного регистра недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним. Таким образом, почтовый ящик или несколько метров внутри изолированного помещения, самовольно огороженные арендодателем, не могут являться юридическим адресом ЗАО.

К помещению, используемому в качестве юридического адреса, не предъявляются специальные требования, например, в отношении площади. Однако существует целый ряд строительных, санитарных, противопожарных норм, в которых закрепляются требования, например, по размерам (объему и площади) рабочего места на одного сотрудника. В частности, для административных помещений в соответствии с СНБ 3.02.03-03 «Административные и бытовые здания», утвержденными приказом Минстройархитектуры РБ от 28.07.2003 № 142, площадь помещений следует принимать из расчета 4 кв.м на одного работника управления.

После государственной регистрации ЗАО и найма хотя бы одного работника, который будет выполнять свою работу в помещении, используемом в качестве юридического адреса, к указанному помещению предъявляются требования целого ряда технических нормативных правовых актов, касающихся обеспечения безопасных условий труда на рабочем месте. В соответствии со ст.55 ТК наниматель обязан обеспечить здоровые и безопасные условия труда на каждом рабочем месте, соблюдать установленные нормативными правовыми актами требования по охране труда и предоставлять гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, а также нести ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение данной обязанности в соответствии с законодательством. Среди норм технических нормативных правовых актов, касающихся обеспечения безопасных условий труда на рабочем месте, имеются не только требования по размерам рабочих мест, но и ряд других нормативов, соблюдение которых должно обеспечиваться субъектами хозяйствования (уровень шума, инсоляция, температура в помещении и т.д.).

Как только помещение под юридический адрес найдено, учредителю рекомендовано получить гарантийное письмо арендодателя, подтверждающего его намерение заключить договор аренды на данное помещение после государственной регистрации ЗАО. Несмотря на то, что гарантийное письмо по своей природе является не более чем одним из видов информационных писем, оно служит доказательством соблюдения учредителями порядка создания ЗАО, в частности, соблюдения требования об определении предполагаемого места размещения создаваемого юридического лица до представления документов для его государственной регистрации.

Примечание 5. Согласно части первой п.2 ст.48 ГК, части третьей ст.14, частям второй-четвертой ст.69 Закона № 2020-XII устав ЗАО в обязательном порядке должен содержать следующие сведения:

- наименование ЗАО;

- место нахождения ЗАО;

- цели деятельности ЗАО;

- размер уставного фонда ЗАО;

- об общем количестве акций, их номинальной стоимости, о категориях акций, выпускаемых ЗАО, количестве акций каждой категории;

- о фиксированном размере дивиденда по привилегированным акциям (в стоимостном или процентном выражении по отношению к номинальной стоимости акций) либо о порядке его определения (в случае выпуска привилегированных акций);

- о фиксированной стоимости имущества (в стоимостном или процентном выражении по отношению к номинальной стоимости акций), подлежащего передаче владельцу привилегированной акции в случае ликвидации акционерного общества, либо о порядке ее определения (в случае выпуска привилегированных акций);

- об очередности выплаты дивидендов по каждому типу привилегированных акций, а также распределения имущества между акционерами - владельцами этих акций в случае ликвидации ЗАО (в случае выпуска привилегированных акций нескольких типов);

- о круге лиц либо о порядке определения круга лиц, среди которых возможно размещение и обращение акций, выпускаемых ЗАО;

- права и обязанности акционеров;

- структуру, порядок избрания или образования, состав и компетенцию его органов;

- порядок управления деятельностью ЗАО;

- орган управления ЗАО или лицо (работник), уполномоченные на подготовку, созыв и проведение общего собрания его акционеров;

- порядок принятия органами управления решений, включая перечень вопросов, решения по которым принимаются органами управления единогласно или квалифицированным большинством голосов;

- условия и порядок распределения прибыли и убытков;

- перечень представительств и филиалов;

- ответственность общества, его акционеров;

- порядок утверждения бухгалтерской отчетности ЗАО, его представительств и филиалов;

- основания ликвидации ЗАО по решению его акционеров.

В устав ЗАО по согласию учредителей могут быть включены и иные сведения, не противоречащие законодательству.

В соответствии с п.19 Положения о регистрации в уставе по желанию учредителей могут указываться виды деятельности, осуществляемые ЗАО. Регистрирующим и иным государственным органам (организациям) запрещается требовать указания в уставе ЗАО осуществляемых ими видов деятельности.

Учредители также составляют решение о выпуске акций по форме, установленной приложением 4 к Инструкции, и выносят его на утверждение вместе с уставом ЗАО на учредительном собрании.

Примечание 6. Исходя из ст.12, 68 Закона № 2020-XII на учредительном собрании ЗАО учредители:

1) утверждают денежную оценку имущества, вносимого в виде неденежных вкладов в уставный фонд ЗАО;

2) утверждают устав ЗАО;

3) образуют органы ЗАО и избирают их членов;

4) утверждают решение о выпуске акций.

Каждый из учредителей участвует в учредительном собрании ЗАО с правом голоса. Число принадлежащих учредителям голосов определяется пропорционально количеству подлежащих распределению среди них акций. Решения на учредительном собрании ЗАО принимаются учредителями единогласно, за исключением решения об образовании органов управления ЗАО, его контрольных органов и избрании их членов, которое принимается учредителями большинством (не менее 3/4 голосов) от общего количества голосов учредителей ЗАО.

Примечание 7. В соответствии с подп.1.1 п.1 приложения 22 к Особенной части Налогового кодекса РБ (далее - НК) по общему правилу за государственную регистрацию ЗАО взимается государственная пошлина в размере 5 БВ. Законодательством также установлены исключения. Например, за государственную регистрацию ЗАО, в котором будет использоваться труд учащихся, взимается государственная пошлина в размере 0,8 БВ.

Примечание 8. В случаях когда в состав учредителей ЗАО входят нерезиденты Республики Беларусь и представляемые ими для государственной регистрации ЗАО документы составлены на иностранном языке, учредители обязаны обратиться в организацию, оказывающую услуги по переводу иностранных документов на один из государственных языков Республики Беларусь. После перевода документов учредитель обращается в нотариальное бюро либо государственную нотариальную контору за нотариальным удостоверением подписи переводчика на указанных документах.

Примечание 9. Согласно части первой п.13 Положения о регистрации для государственной регистрации ЗАО в регистрирующий орган представляются:

1) заявление о государственной регистрации ЗАО;

2) устав в 2 экземплярах без нотариального засвидетельствования, его электронная копия (в формате .doc или .rtf);

3) легализованная выписка из торгового регистра страны учреждения или иное эквивалентное доказательство юридического статуса организации в соответствии с законодательством страны ее учреждения (выписка должна быть датирована не позднее одного года до подачи заявления о государственной регистрации) с переводом на белорусский или русский язык (подпись переводчика нотариально удостоверяется) - для учредителей, являющихся иностранными организациями;

4) копия документа, удостоверяющего личность, с переводом на белорусский или русский язык (подпись переводчика нотариально удостоверяется) - для учредителей, являющихся иностранными физическими лицами;

5) оригинал либо копия платежного документа, подтверждающего уплату государственной пошлины (при представлении копии должностному лицу регистрирующего органа предъявляется оригинал для сверки) (часть вторая п.4 ст.251 Особенной части НК).

Истребование иных документов для государственной регистрации ЗАО запрещается (часть третья п.13 Положения о регистрации).

Примечание 10. По общему правилу учредители обращаются за государственной регистрацией ЗАО в городской исполнительный комитет либо соответствующие администрации районов в городах. Однако в зависимости от состава учредителей, наличия статуса компании с иностранными инвестициями, вида деятельности, юридического адреса в качестве регистрирующих могут выступать иные государственные органы (п.9 Положения о регистрации).

Документы для государственной регистрации ЗАО представляются в регистрирующий орган непосредственно учредителями ЗАО либо их представителями при предъявлении оригинала документа, удостоверяющего личность, и документа, подтверждающего полномочия (части четвертая, пятая п.18 Положения о регистрации). Следует обратить внимание, что представитель предъявляет документ, подтверждающий его полномочия, поэтому требования должностных лиц регистрирующих органов о передаче оригиналов либо нотариально удостоверенных копий указанных документов неправомерны.

В случае когда ЗАО создается с участием более чем 3 учредителей, они могут уполномочить договором о создании ЗАО одного из учредителей на представление документов в регистрирующий орган для государственной регистрации ЗАО (часть третья п.18 Положения).

Примечание 11. Регистрирующие органы принимают документы, представленные для государственной регистрации, рассматривают их состав и содержание заявления о государственной регистрации, при необходимости разъясняют учредителям ЗАО правила их представления и оформления, предусмотренные законодательством (часть первая п.22 Положения о регистрации).

В случае отсутствия основания для неосуществления государственной регистрации уполномоченный сотрудник регистрирующего органа в день подачи документов, представленных для государственной регистрации, ставит на уставе ЗАО штамп, свидетельствующий о проведении государственной регистрации, выдает один экземпляр устава ЗАО учредителям (уполномоченному учредителю, представителю) и вносит в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей запись о государственной регистрации ЗАО. С этого момента ЗАО считается зарегистрированным и приобретает правоспособность. Свидетельство о государственной регистрации установленного Советом Министров РБ образца выдается не позднее рабочего дня, следующего за днем подачи документов для государственной регистрации ЗАО.

После государственной регистрации ЗАО у учредителей юридических лиц возникает обязанность уведомить налоговые органы по месту постановки на учет об участии в ЗАО в течение 5 рабочих дней со дня его государственной регистрации (подп.1.9.2 п.1 ст.22 Общей части НК).

Примечание 12. Пункт 23 Положения о регистрации содержит исчерпывающий перечень оснований, по которым уполномоченный сотрудник регистрирующего органа не осуществляет государственную регистрацию ЗАО:

- непредставление в регистрирующий орган всех необходимых для государственной регистрации ЗАО документов, определенных законодательством;

- оформление заявления о государственной регистрации с нарушением требований законодательства;

- представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган.

При неосуществлении государственной регистрации ЗАО уполномоченный сотрудник регистрирующего органа в день подачи документов ставит на заявлении о государственной регистрации соответствующий штамп и указывает основания, по которым не осуществлена государственная регистрация. Неосуществление регистрирующим органом государственной регистрации может быть обжаловано в хозяйственном суде.

В случае неосуществления государственной регистрации ЗАО учредителям производится возврат 50 % уплаченной государственной пошлины (подп.2.1.1 п.2 ст.259 Особенной части НК).

Примечание 13. После государственной регистрации ЗАО собирается первое общее собрание акционеров ЗАО, на котором рассматриваются вопросы избрания председателя общего собрания акционеров, вопросы оформления трудовых отношений с руководителем ЗАО либо заключения гражданско-правового договора с управляющим (управляющей организацией), определения условий оплаты труда руководителя ЗАО либо размера оплаты услуг управляющего (управляющей организации) (ст.53 Закона № 2020-XII).

При избрании и оформлении трудовых отношений с руководителем ЗАО следует учитывать ограничения, согласно которым руководителю организации запрещается выполнение оплачиваемой работы на условиях штатного совместительства, кроме преподавательской, научной или иной творческой деятельности, а также медицинской практики, а также входить в состав органов, осуществляющих функции надзора и контроля в данной организации (ст.255 ТК)

Примечание 14. Действующее законодательство не предусматривает выдачу коммерческим организациям разрешения на право изготовления печати, что позволяет сразу после их государственной регистрации обратиться непосредственно в мастерскую за изготовлением печати.

В граверную мастерскую обращается лично руководитель ЗАО с предъявлением документа, подтверждающего его полномочия (по общему правилу - трудовой договор (контракт)), либо представитель (работник ЗАО) при предъявлении доверенности на получение товарно-материальных ценностей по установленной законодательством форме.

Закрытое акционерное общество может иметь и изготавливать простую печать круглой формы в одном экземпляре. По окружности указывается: «Республика Беларусь», юридический адрес (город или район), а в центре - полное наименование ЗАО. Описание текста печати должно строго соответствовать официальному наименованию ЗАО, определенному в его уставе. Не допускается в тексте печати сокращение: «ЗАО». Официальное название ЗАО в тексте печати выполняется на белорусском и (или) русском языках и не может включать слова и символы иных алфавитов. Разрешается изготовление печати на белорусском и русском языках. При этом все реквизиты указываются на 2 языках (пп.33, 50, 56, 57 Инструкции о порядке открытия и функционирования штемпельно-граверных мастерских, изготовления, учета, хранения и уничтожения печатей и штампов, утвержденной постановлением МВД РБ от 25.09.2000 № 157 (далее - Инструкция № 157)).

Законодательством не установлены ограничения по цвету печати, т.е. печать может быть изготовлена синего, красного, черного, зеленого, иного цвета. Однако надо иметь в виду, что черная печать выглядит как копия, и на практике в банке возникают затруднения с удостоверением карточки с образцами подписей должностных лиц, которые имеют право подписи в организации. Однако упомянутые затруднения не имеют правовых оснований.

В соответствии с частью второй п.37 Инструкции № 157 в граверную мастерскую представляются следующие документы:

1) заявление, подписанное руководителем ЗАО, с указанием оснований обращения за изготовлением печати;

2) эскиз печати в одном экземпляре, подписанный руководителем ЗАО;

3) документ, подтверждающий право на товарный знак (знак обслуживания) в случае размещения в печати товарного знака (знака обслуживания);

4) оригинал устава со штампом, свидетельствующим о проведении государственной регистрации.

Примечание 15. После государственной регистрации ЗАО и до открытия его счетов руководитель обязан в соответствии с частью первой ст.6 Закона РБ от 18.10.1994 № 3321-XII «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее - Закон № 3321-XII) организовать бухгалтерский учет ЗАО - оформить трудовые отношения с главным бухгалтером (бухгалтером) либо заключить гражданско-правовой договор с организацией, оказывающей услуги по ведению бухгалтерского учета и отчетности, или специалистом-бухгалтером, являющимся индивидуальным предпринимателем (часть первая ст.7 Закона № 3321-XII).

На должность главного бухгалтера ЗАО может быть назначено лицо, имеющее высшее специальное образование, а в исключительных случаях - лицо, не имеющее высшего специального образования, при наличии у него специального образования и стажа работы по специальности бухгалтера не менее 5 лет (часть третья ст.7 Закона № 3321-XII). Если лицо не отвечает указанным требованиям - его можно назначить на должность бухгалтера ЗАО.

Примечание 16. В течение 5 рабочих дней со дня государственной регистрации ЗАО один из учредителей ЗАО либо его руководитель получает документы, подтверждающие постановку на учет в налоговых органах, органах государственной статистики, органах ФСЗН, регистрацию в БРУСП «Белгосстрах» (часть первая п.24 Положения о регистрации).

Примечание 17. Требование о представлении информации о руководителе и бухгалтере в налоговый орган, органы ФСЗН и БРУСП «Белгосстрах» в законодательстве отсутствует. Однако, как свидетельствует практика, после оформления отношений с исполнительным органом ЗАО и лицом, которое будет вести бухгалтерский учет и составлять бухгалтерскую отчетность ЗАО, представляются соответствующие сведения:

- в налоговые органы:

об исполнительном органе ЗАО c указанием его контактного телефона, а также копии документов, подтверждающих его полномочия;

о лице, которое будет вести бухгалтерский учет и составлять бухгалтерскую отчетность ЗАО, c указанием его контактного телефона, а также копии документов, подтверждающих его полномочия;

- в органы ФСЗН:

об исполнительном органе ЗАО c указанием его контактного телефона;

о лице, которое будет вести бухгалтерский учет и составлять бухгалтерскую отчетность ЗАО, c указанием его контактного телефона;

об основном виде деятельности ЗАО;

о сроках выплаты заработной платы в ЗАО;

- в подразделения БРУСП «Белгосстрах»:

об исполнительном органе ЗАО c указанием его контактного телефона;

о лице, которое будет вести бухгалтерский учет и составлять бухгалтерскую отчетность ЗАО, c указанием его контактного телефона;

об основном виде деятельности ЗАО;

о сроках выплаты заработной платы в ЗАО.

Следует обратить внимание, что ЗАО, претендующее на применение упрощенной системы налогообложения со дня его государственной регистрации, обязано в течение 20 рабочих дней со дня государственной регистрации подать в налоговый орган по месту постановки на учет заявление о переходе на упрощенную систему, содержащее сведения о списочной численности работников организации и выбранной налоговой базе (налоговых базах) (п.3 ст.287 Особенной части НК).

Примечание 18. Для открытия счета (счетов) ЗАО в банк обращаются руководитель и главный бухгалтер (бухгалтер) ЗАО, а также иные лица, которые будут иметь право второй (первой) либо право второй (второй) подписи в карточке с образцами подписи должностных лиц ЗАО. В случае когда ведение бухгалтерского учета и составление отчетности осуществляется организацией, оказывающей услуги по ведению бухгалтерского учета и отчетности, или специалистом-бухгалтером, являющимся индивидуальным предпринимателем, то в банк представляется копия договора на оказание соответствующих услуг. Право подписи в карточке с образцами подписи должностных лиц ЗАО такие лица (их представители, должностные лица) иметь не будут.

В соответствии с частью первой подп.2.3 п.2 Декрета № 1 в банк представляются:

1) заявление на открытие текущего (расчетного) счета;

2) копия (без нотариального засвидетельствования) устава ЗАО, имеющего штамп, свидетельствующий о проведении государственной регистрации;

3) карточка с образцами подписей должностных лиц ЗАО, имеющих право подписи документов для проведения расчетов, и оттиска печати ЗАО.

Свидетельствование подлинности подписей лиц, имеющих право подписи документов для проведения расчетов, и оттисков печати ЗАО для открытия счетов в банках, небанковских кредитно-финансовых организациях осуществляется уполномоченными сотрудниками банков, небанковских кредитно-финансовых организаций.

Действующим законодательством установлено, что другие документы для открытия текущих (расчетных) счетов ЗАО в банк, небанковскую кредитно-финансовую организацию не представляются (часть третья подп.2.3 п.2 Декрета № 1). Однако Нацбанк РБ определил свою позицию по данному вопросу в письме от 24.03.2009 № 11-19/130 «О применении Декрета Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1». Согласно указанному письму во избежание возможных злоупотреблений при движении денежных средств по счетам при свидетельствовании уполномоченным сотрудником банка подлинности подписей, включаемых в карточку с образцами подписей и оттиска печати субъектов хозяйствования, в банк в соответствии с требованиями гражданского и трудового законодательства должны быть предъявлены для ознакомления соответствующие документы, подтверждающие полномочия и правоспособность этих лиц, чьи подписи включаются в карточку с образцами подписей и оттиска печати, что не будет считаться нарушением норм частей первой и третьей подп.2.3 п.2 Декрета № 1.

Примечание 19. Закрытое акционерное общество обязано заключить договор на депозитарное обслуживание, а также назначить сотрудника с квалификационным аттестатом на право деятельности на рынке ценных бумаг либо заключить с профессиональным участником рынка ценных бумаг договор, предусматривающий оказание консультационных услуг на рынке ценных бумаг (если оказание консультационных услуг на рынке ценных бумаг не предусмотрено договором на депозитарное обслуживание ЗАО) (часть вторая пп.22, 48 Инструкции).

Примечание 20. Государственная регистрация акций ЗАО осуществляется Департаментом по ценным бумагам Министерства финансов РБ - в отношении облигаций, а также акций эмитентов, являющихся банками, страховыми организациями, профессиональными участниками рынка ценных бумаг; отделами (управлениями) по ценным бумагам главных управлений Министерства финансов РБ по областям (г.Минску) - в отношении акций иных эмитентов.

На основании п.26 перечня административных процедур, осуществляемых Министерством финансов, государственными организациями, подчиненными Министерству финансов, и другими организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 22.10.2007 № 1380, для государственной регистрации акций ЗАО в Государственном реестре ценных бумаг в регистрирующий орган представляются следующие документы:

1) заявление по форме, установленной приложением 3 к Инструкции;

2) решение о выпуске акций;

3) копия документа, подтверждающего государственную регистрацию ЗАО (свидетельство о государственной регистрации);

4) документ, подтверждающий уплату государственной пошлины.

Представляемые в регистрирующий орган документы должны быть подписаны руководителем или иным уполномоченным лицом и скреплены печатью ЗАО. Копии документов должны иметь заверительную отметку, в которую входят надпись «Копия верна», наименование должности лица, заверившего копию, его личная подпись, фамилия и инициалы, дата заверения, печать ЗАО. Документы (копии документов), насчитывающие более одного листа, должны быть пронумерованы, прошиты, подписаны руководителем или иным уполномоченным лицом и скреплены печатью ЗАО (п.20 Инструкции).

Государственная пошлина за государственную регистрацию акций составляет 0,2 % номинальной стоимости эмиссии, но не более 300 БВ.

Примечание 21. Для государственной регистрации акций ЗАО в Государственном реестре ценных бумаг руководитель (представитель) ЗАО обращается в отдел (управление) по ценным бумагам главных управлений Министерства финансов по областям (г.Минску) в зависимости от расположения юридического адреса ЗАО. Руководитель (представитель) предъявляет оригинал документа, удостоверяющего личность, и документ, подтверждающий его полномочия.

Документы для государственной регистрации акций ЗАО в Государственном реестре ценных бумаг должны быть поданы в 2-месячный срок с даты государственной регистрации ЗАО (часть первая п.26 Инструкции). Срок рассмотрения документов - 15 дней, а в случае направления запроса в другие государственные органы, иные организации - до одного месяца.

Примечание 22. При осуществлении государственной регистрации акций ЗАО выдается письмо, содержащее сведения о зарегистрированных в Государственном реестре ценных бумаг акциях данной категории, данного типа привилегированных акций, с приложением свидетельства о государственной регистрации ценных бумаг (п.27 Инструкции).

После получения свидетельства о государственной регистрации акций ЗАО не позднее 10 рабочих дней с момента государственной регистрации выпуска акций ЗАО обязано представить депозитарию копию свидетельства, заверенную подписью руководителя и печатью ЗАО (п.123 Инструкции о порядке осуществления депозитарной деятельности, утвержденной постановлением Минфина РБ от 22.11.2006 № 143 «О регулировании депозитарной деятельности»).

Примечание 23. В соответствии с п.21 Инструкции регистрирующий орган отказывает ЗАО в регистрации выпуска акций:

- если эмитентом представлены документы и (или) сведения, не соответствующие требованиям законодательства, в т.ч. подложные, поддельные или недействительные документы;

- в случаях нарушения ЗАО установленного порядка выпуска ценных бумаг и в иных случаях, предусмотренных законодательными актами.

   

30.07.2010 г.

   

Лариса Кожич, начальник отдела регистрации общества с ограниченной ответственностью «Юридическая группа «ВЕРДИКТ БАЙ»

 

От редакции: Абзац второй приказа Минстройархитектуры РБ от 28.07.2003 № 142 «Об утверждении и введении в действие технических нормативных правовых актов в строительстве» на основании приказа Минстройархитектуры РБ от 15.07.2010 № 267 утратил силу.

В Особенную часть Налогового кодекса РБ от 29.12.2009 № 71-З на основании законов РБ от 15.10.2010 № 174-З (с 1 января 2011 г.) и от 30.12.2011 № 330-З (с 1 января 2012 г.) внесены изменения и дополнения.

С 1 сентября 2011 г. Положение о порядке согласования наименований коммерческих и некоммерческих организаций, утвержденное постановлением Совета Министров РБ от 05.02.2009 № 154, на основании постановления Совета Министров РБ от 31.08.2011 № 1164 изложено в новой редакции.

В Декрет Президента РБ от 16.01.2009 № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» на основании декретов Президента РБ от 27.06.2011 № 5 (с 1 сентября 2011 г.) и от 24.01.2013 № 2 (с 1 мая 2013 г.) внесены изменения и дополнения.

С 7 сентября 2011 г. в п.123 Инструкции о порядке осуществления депозитарной деятельности, утвержденной постановлением Минфина РБ от 22.11.2006 № 143, на основании постановления Минфина РБ от 16.05.2011 № 29 внесены дополнения.

С 14 декабря 2011 г. в Закон РБ от 22.07.2002 № 133-З «О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним» на основании Закона РБ от 03.06.2011 № 271-З внесены изменения и дополнения.

С 27 марта 2012 г. постановление Совета Министров РБ от 22.10.2007 № 1380 «Об утверждении перечня административных процедур, осуществляемых Министерством финансов, государственными организациями, подчиненными Министерству финансов, и другими организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» на основании постановления Совета Министров РБ от 17.02.2012 № 156 утратило силу.

С 1 апреля 2012 г. п.1 постановления Совета Министров РБ от 02.11.2007 № 1446 «Об установлении размера базовой величины» на основании постановления Совета Министров РБ от 30.12.2011 № 1785 утратил силу.

С 3 ноября 2012 г. постановление МВД РБ от 25.09.2000 № 157 «Об утверждении Инструкции о порядке открытия и функционирования штемпельно-граверных мастерских, изготовления, учета, хранения и уничтожения печатей и штампов» на основании постановления МВД РБ от 22.10.2012 № 369 утратило силу.

С 22 января 2013 г. постановление Правления Нацбанка РБ от 03.04.2009 № 40 «Об открытии банковских счетов» на основании постановления Правления Нацбанка РБ от 25.10.2012 № 539 утратило силу.

Со 2 марта 2013 г. Жилищный кодекс РБ от 22.03.1999 № 248-З на основании Кодекса РБ от 28.08.2012 № 428-З утратил силу.

С 19 мая 2013 г. Указ Президента РБ от 25.09.2009 № 479 «О переводе жилых помещений в нежилые» на основании Указа Президента РБ от 13.05.2013 № 219 утратил силу.