Алгоритм от 26.04.2019
Автор: Рузыева Д.

Алгоритм юридических действий по перепланировке помещений


СОДЕРЖАНИЕ

 

Нормативное регулирование проведения переустройства и (или) перепланировки

Условия проведения переустройства и (или) перепланировки. Виды работ, относящихся к переустройству и (или) перепланировке

Запрет на проведение переустройства и (или) перепланировки

Запреты и ограничения при проведении переустройства и (или) перепланировки

Самовольное переустройство и перепланировка: ответственность и условия последующего согласования

Алгоритм проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, а также получения в местном исполкоме согласования (разрешения) самовольных переустройства и (или) перепланировки

 

Материал помещен в архив. Актуальный материал по теме см. здесь

 

АЛГОРИТМ ЮРИДИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ ПО ПЕРЕПЛАНИРОВКЕ ПОМЕЩЕНИЙ

Нормативное регулирование проведения переустройства и (или) перепланировки

Проведение переустройства и (или) перепланировки жилых и (или) нежилых помещений регламентируется:

• Жилищным кодексом Республики Беларусь (ст.17-19).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2020 г. вышеназванный Кодекс изложен в новой редакции Законом Республики Беларусь от 04.05.2019 № 185-З. Следует руководствоваться ст.17-19 новой редакции данного Кодекса;

 

постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16.05.2013 № 384, которым утверждено Положение об условиях и порядке переустройства и (или) перепланировки (далее - Положение № 384).

Административные процедуры по проведению (согласованию) переустройства и (или) перепланировки установлены:

для физических лиц:

- подп.1.1.21 п.1.1 перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 26.04.2010 № 200 (далее - Перечень № 200), - согласование (разрешение) переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, нежилого помещения в жилом доме;

- подп.1.1.211 п.1.1 Перечня № 200 - согласование (разрешение) самовольных переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, нежилого помещения в жилом доме.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2020 г. в подп.1.1.211 п.1.1 Перечня № 200 внесено дополнение Указом Президента Республики Беларусь от 30.12.2019 № 492 (далее - Указ № 492). Дополнение не повлияло на суть материала;

 

для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей:

- подп.8.1.8 п.8.1 единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2012 № 156 (далее - Перечень № 156), - согласование (разрешение) переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, нежилого помещения в жилом доме;

- подп.8.1.81 п.8.1 Перечня № 156 - согласование (разрешение) самовольных переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, нежилого помещения в жилом доме.

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 27 марта 2022 г. действует Перечень № 548. Для удобного поиска административных процедур используйте Справочник.

 

На основании этих нормативных правовых актов в настоящее время проводится переустройство и (или) перепланировка, а также согласование самовольно выполненных переустройств и (или) перепланировок как жилых, так и нежилых помещений в жилом доме (ранее в республике не было нормативного правового акта, регулирующего переустройство и (или) перепланировку нежилых помещений в жилом доме).

Условия проведения переустройства и (или) перепланировки. Виды работ, относящихся к переустройству и (или) перепланировке

Жилищным кодексом установлено, что переустройство и (или) перепланировка производятся по заявлению собственника жилого и (или) нежилого помещений частного жилищного фонда, нанимателя жилого помещения государственного жилищного фонда, члена организации застройщиков, которые инициируют переустройство и (или) перепланировку, после получения согласования (разрешения) районного, городского исполнительных комитетов, местной администрации района в городе (далее - местный исполком) (примечание 1).

 

справочно

Справочно

Перепланировка - изменение планировочных решений жилого и (или) нежилого помещений в процессе выполнения ремонтно-строительных работ (абзац 3 п.2 Положения № 384).

Переустройство - изменение инженерных систем (демонтаж, установка, замена или перенос инженерных сетей, электрического, санитарно-технического или иного оборудования) в жилом и (или) нежилом помещениях и (или) конструктивных элементов в процессе выполнения ремонтно-строительных работ (абзац 4 п.2 Положения № 384).

 

К работам по переустройству и (или) перепланировке относятся:

• замена или перенос систем газоснабжения, центрального отопления, мусороудаления, газоудаления;

• устройство гидро-, паро-, тепло- и звукоизоляции;

• изменения в несущих конструкциях;

• изменение площади, количества жилых комнат и подсобных помещений в квартире за счет разборки существующих и (или) устройства новых перегородок;

• изменение площади и количества помещений в изолированных нежилых помещениях за счет разборки существующих и (или) устройства новых перегородок;

• устройство, увеличение проемов в ненесущих стенах и перегородках (п.3 Положения № 384).

Перечень работ по переустройству и (или) перепланировке исчерпывающий (то есть не подлежит расширению по чьему-либо решению), следовательно, все остальные работы не относятся к переустройству и (или) перепланировке, однако могут предъявляться определенные требования при их производстве (примечание 2).

На некоторые работы по переустройству и (или) перепланировке, помимо согласования (разрешения) местного исполкома, требуется разработка проектной документации на переустройство и (или) перепланировку (далее - проект), а на некоторые - не требуется.

Так, к работам, для проведения которых требуется проект, относятся:

• замена или перенос систем газоснабжения, центрального отопления, мусороудаления, газоудаления;

• устройство гидро-, паро-, тепло- и звукоизоляции;

• изменения в несущих конструкциях (п.7 Положения № 384).

Эти работы могут выполняться в блокированных и одноквартирных жилых домах высотой до 7 м самим инициатором, а в многоквартирных жилых домах, а также блокированных и одноквартирных жилых домах высотой более 7 м - только по договорам строительного подряда с юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, имеющими право на осуществление архитектурной, градостроительной и строительной деятельности (далее - подрядчик).

 

внимание

Обратите внимание!

Проект разрабатывается после получения согласования (разрешения) местного исполкома на переустройство и (или) перепланировку на основании договора подряда между инициатором перепланировки (гражданин или юридическое лицо) и разработчиком проектной документации (примечание 3). Проект согласовывается разработчиком проекта или инициатором со структурным подразделением местного исполкома, осуществляющим государственно-властные полномочия в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности на территории административно-территориальной единицы.

 

Проведение государственной экспертизы проекта обеспечивается разработчиком проектной документации в случае, когда при переустройстве и (или) перепланировке производятся изменения в несущих конструкциях жилых и (или) нежилых помещений в многоквартирных жилых домах, а также жилых и (или) нежилых помещений в блокированных жилых домах высотой более 7 м и одноквартирных жилых домах высотой более 7 м.

Экспертиза проекта проводится республиканским унитарным предприятием «Главгосстройэкспертиза» и его дочерними предприятиями «Госстройэкспертиза» по областям и г. Минску в соответствии с территориальным расположением жилого дома. Результатом проведения экспертизы является заключение по проекту. Положительное заключение экспертизы - основание для утверждения проекта инициатором и применения его при выполнении переустройства и (или) перепланировки.

Порядок проведения экспертизы установлен Инструкцией о порядке проведения экспертизы проектной документации на переустройство и (или) перепланировку жилого помещения, нежилого помещения в жилом доме и определения стоимости проведения экспертизы, утвержденной постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 21.12.2018 № 73.

Инициатор обеспечивает осуществление технического надзора за выполнением работ по переустройству и (или) перепланировке, предусмотренных проектом (примечание 4).

К работам по переустройству и (или) перепланировке, для которых не требуется разработка проекта, но требуется согласование (разрешение) местного исполкома, относятся:

• изменение площади, количества жилых комнат и подсобных помещений в квартире за счет разборки существующих и (или) устройства новых перегородок;

• изменение площади и количества помещений в изолированных нежилых помещениях за счет разборки существующих и (или) устройства новых перегородок;

• устройство, увеличение проемов в ненесущих стенах и перегородках (п.8 Положения № 384).

Запрет на проведение переустройства и (или) перепланировки

С учетом того, что многоквартирный жилой дом - сложный архитектурно-инженерный комплекс, который должен обеспечивать безопасность и комфортность проживания большого количества людей (не только тех граждан, которые проводят переустройство и (или) перепланировку), запрещаются переустройство и (или) перепланировка:

• с нарушением строительных, противопожарных, санитарно-эпидемиологических требований, законодательства о культуре, архитектурной, градостроительной и строительной деятельности;

• приводящие к снижению несущей способности грунтов оснований фундаментов, конструкций фундаментов, колонн, стен, балок, перекрытий, опор, кровель, а также нарушению гидро-, паро-, тепло- и звукоизоляции, био- и огнестойкости несущих и ограждающих конструкций;

• влекущие за собой нарушение режима работы систем дымо- и газоудаления, а также нарушение и ухудшение параметров работы инженерно-технического оборудования дома или отдельных помещений;

• вентиляционных шахт и каналов;

• балконов и лоджий в отапливаемые помещения;

• связанные с устройством жилых помещений без естественного освещения, а также с установкой перегородок, попадающих в оконные проемы;

• связанные с установкой дополнительного оборудования центрального отопления, горячего водоснабжения и электротехнического оборудования, если это повлечет превышение проектных расчетных инженерных нагрузок на одно помещение;

• с изменением архитектурного и цветового решения фасада жилого дома;

• ведущие к снижению эксплуатационной пригодности конструкций жилого дома;

• если жилой дом в установленном порядке признан не соответствующим установленным для проживания санитарным и техническим требованиям и не подлежит восстановлению (примечание 5) (п.4 Положения № 384).

Запреты и ограничения при проведении переустройства и (или) перепланировки

В период проведения переустройства и (или) перепланировки в многоквартирных и блокированных жилых домах запрещается:

• производить в выходные и праздничные дни работы по переустройству и (или) перепланировке, создающие шум или вибрацию, а также начинать такие работы ранее 9 ч. и заканчивать их позднее 19 ч. в рабочие дни;

• загромождать и загрязнять строительными материалами и их отходами коридоры, лестничные марши и площадки, проходы, запасные выходы и другие вспомогательные помещения жилого дома;

• использовать пассажирские лифты для транспортировки строительных материалов и их отходов без упаковки (примечание 6) (п.20 Положения № 384).

В случаях повреждения подрядчиком или инициатором в процессе производства работ по переустройству и (или) перепланировке инженерных систем жилого дома, появления деформаций, трещин и других изменений в несущих и ограждающих конструкциях здания такие работы следует немедленно прекратить и принять меры по недопущению усиления этих деформаций и изменений, а также информировать структурное подразделение местного исполкома по архитектуре и градостроительству или организацию, осуществляющую эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющую жилищно-коммунальные услуги (в случае ее наличия).

Выявленные повреждения и их последствия устраняются за счет средств лиц, допустивших такие повреждения.

Если эти повреждения не могут быть устранены незамедлительно, то все работы по переустройству и (или) перепланировке приостанавливаются. Подрядчик и (или) инициатор не позднее первого рабочего дня, следующего за днем обнаружения повреждения, создают комиссию, в которую кроме них входит представитель структурного подразделения местного исполкома по архитектуре и градостроительству или организации, осуществляющей эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющей жилищно-коммунальные услуги, а также при необходимости разработчик проектной документации и представитель организации, осуществляющей технический надзор. Указанная комиссия в двухдневный срок со дня ее создания принимает решение о возможности дальнейшего продолжения работ по переустройству и (или) перепланировке после устранения повреждений либо вносит предложение в местный исполком об их запрете и выполнении восстановительных работ.

При устранении причин, послуживших основанием для запрета производства работ по переустройству и (или) перепланировке, запрет может быть отменен местным исполкомом (п.21 Положения № 384).

Самовольное переустройство и перепланировка: ответственность и условия последующего согласования

Самовольное переустройство и перепланировка помещений запрещены. Ответственность за самовольные переоборудование или перепланировку жилых помещений предусмотрена ст.21.16 КоАП (примечание 7).

Гражданин, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществившие самовольные переустройство и (или) перепланировку, обязаны получить согласование (разрешение) местного исполкома таких переустройства и (или) перепланировки.

Это согласование выдается в случае, если переустройство и (или) перепланировка не влияют на безопасность эксплуатируемого здания и выполнены в соответствии с требованиями технических нормативных правовых актов, что подтверждается техническим заключением. Техническое заключение оформляется на основании ведомости технических характеристик на изолированное помещение по результатам общего или детального (при необходимости) обследования строительных конструкций и инженерных систем, проведенного в установленном порядке в соответствии с техническими нормативными правовыми актами юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, имеющим право на осуществление данного вида деятельности в соответствии с законодательством. Обследование и изготовление указанной ведомости производятся по заказу и за счет средств лица, осуществившего самовольные переустройство и (или) перепланировку.

Не требуется наличие ведомости технических характеристик на изолированное помещение, если производились работы по:

• замене или переносу систем газоснабжения, центрального отопления, мусороудаления, газоудаления;

• устройству гидро-, паро-, тепло- и звукоизоляции (п.28 Положения № 384).

При рассмотрении местным исполкомом документов на согласование самовольных переустройства и (или) перепланировки лицо, осуществившее такие правонарушения, обязано предоставить доступ в жилое (нежилое) помещение представителям организации, осуществляющей эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющей жилищно-коммунальные услуги, и местного исполкома (часть первая п.282 Положения № 384).

 

внимание

Обратите внимание!

В случае непредоставления доступа в помещение самовольные переустройство и (или) перепланировка не будут согласованы (разрешены).

 

По результатам осмотра помещения составляется акт технического осмотра жилого и (или) нежилого помещений, в котором приводятся сведения о соответствии существующей планировки техническому заключению, а также о техническом состоянии конструкций и инженерного оборудования этих помещений. Акт технического осмотра жилого и (или) нежилого помещений составляется в произвольной форме, подписывается лицом, осуществившим незаконные переустройство и (или) перепланировку, и уполномоченным должностным лицом организации, осуществляющей эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющей жилищно-коммунальные услуги, и утверждается представителем местного исполкома (часть вторая п.282 Положения № 384).

Местный исполком не позднее 1 месяца со дня подачи заявления на согласование переустройства и (или) перепланировки на основании представленных документов и актов технического осмотра жилого и (или) нежилого помещения принимает решение о согласовании (разрешении) самовольных переустройства и (или) перепланировки и сообщает об этом лицу, осуществившему самовольные переустройство и (или) перепланировку (п.283 Положения № 384).

Местный исполком может принять решение об отказе в согласовании (разрешении) самовольных переустройства и (или) перепланировки (с указанием оснований для отказа), если:

• инициатором представлены документы, в которых содержатся недостоверные сведения;

• работы, проведенные в переустроенном и (или) перепланированном помещении, запрещены в соответствии с п.4 Положения № 384;

• существует угроза обрушения конструкций жилого и (или) нежилого помещений в результате их переустройства и (или) перепланировки (п.15 Положения № 384).

 

внимание

Обратите внимание!

В случае отказа местного исполкома в согласовании (разрешении) самовольных переустройства и (или) перепланировки по решению местного исполкома измененное помещение должно быть приведено в прежнее состояние лицом, осуществившим самовольные переустройство и (или) перепланировку (или за его счет). Это восстановление производится в срок, указанный местным исполкомом. Восстановительные работы по приведению помещения в надлежащее состояние производятся в соответствии с порядком производства и приемки работ по переустройству и (или) перепланировке, установленным Положением № 384 (описан выше) (п.29 Положения № 384).

 

Законодательством не предусмотрена возможность оспорить отказ местного исполкома в согласовании (разрешении) самовольных переустройства и (или) перепланировки.

 


Алгоритм проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, а также получения в местном исполкоме согласования (разрешения) самовольных переустройства и (или) перепланировки

Заявитель
 
 
Местный исполнительный и распорядительный орган
Осмотр помещения представителями организации, осуществляющей эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющей жилищно-коммунальные услуги, местного исполкома и составление в произвольной форме акта технического осмотра (примечание 8)
   
 
   
Решение о согласовании (разрешении) переустройства и (или) перепланировки помещения (самовольных переустройства и (или) перепланировки) (примечание 9)
 
Мотивированный отказ (примечание 10)
   
   
Принято решение о согласовании (разрешении) переустройства и (или) перепланировки помещения (самовольных переустройства и (или) перепланировки) (примечание 11)
   
   
Представляет документы:
- заявление;
- паспорт или иной документ, удостоверяющий личность (для физических лиц), копию документа, подтверждающего государственную регистрацию юридического лица или индивидуального предпринимателя;
- письменное согласие совершеннолетних граждан, имеющих право владения и пользования помещением, переустройство и (или) перепланировка которого планируется, и участников общей долевой собственности (в случае, если помещение находится в общей долевой собственности двух и более лиц), а в случае временного отсутствия таких граждан и участников - удостоверенное нотариально их письменное согласие.

Справочно

Пример заявления, выражающего согласие граждан, имеющих право владения и пользования помещением (участников общей долевой собственности), на переустройство и (или) перепланировку помещения, см. здесь


- письменное согласие собственника на переустройство и (или) перепланировку жилого и (или) нежилого помещения - если помещение предоставлено по договору аренды, безвозмездного пользования (для индивидуальных предпринимателей или юридических лиц);
- технический паспорт и документ, подтверждающий право собственности на жилое и (или) нежилое помещение (для собственника) (юридическое лицо может представить документ, подтверждающий право хозяйственного ведения или оперативного управления на жилое помещение);
- план-схему или перечень (описание) работ по переустройству и (или) перепланировке жилого и (или) нежилого помещения, составленный в произвольной форме;
- письменное согласие организации застройщиков в жилых домах этой организации (для члена организации застройщиков, не являющегося собственником жилого помещения);
- письменное согласие залогодержателя жилого помещения, нежилого помещения в жилом доме на согласование (разрешение) переустройства и (или) перепланировки, если жилое помещение, нежилое помещение в жилом доме переданы в залог и распоряжение предметом залога без согласия залогодержателя не предусмотрено законодательством или договором о залоге (для физических лиц) (подп.1.1.21 п.1.1 Перечня № 200, подп.8.1.8 п.8.1 Перечня № 156).
В случае получения согласования (разрешения) самовольных переустройства и (или) перепланировки представляется:
- заявление;
- паспорт или иной документ, удостоверяющий личность (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель представляют копию документа, подтверждающего их государственную регистрацию);
- письменное согласие совершеннолетних граждан, имеющих право владения и пользования переустроенным и (или) перепланированным помещением, и участников общей долевой собственности, а в случае временного отсутствия таких граждан и участников - удостоверенное нотариально их письменное согласие;
- техническое заключение о том, что переустройство и (или) перепланировка не влияют на безопасность эксплуатируемого здания и выполнены в соответствии с требованиями технических нормативных правовых актов;
- технический паспорт и документ, подтверждающий право собственности на помещение, - для собственника помещения; документ, подтверждающий право хозяйственного ведения или оперативного управления на помещение - для обладателя права хозяйственного ведения, оперативного управления на помещение (для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей);
- письменное согласие организации застройщиков в жилых домах этой организации - для члена организации застройщиков, не являющегося собственником помещения;
- только для юридических лиц или ИП: письменное согласие собственника на переустройство и (или) перепланировку помещения - если помещение предоставлено по договору аренды, безвозмездного пользования (подп.1.1.211 п.1.1 Перечня № 200, подп.8.1.81 п.8.1 Перечня № 156);
- письменное согласие залогодержателя жилого помещения, нежилого помещения в жилом доме на согласование (разрешение) переустройства и (или) перепланировки, если жилое помещение, нежилое помещение в жилом доме переданы в залог и распоряжение предметом залога без согласия залогодержателя не предусмотрено законодательством или договором о залоге (для физических лиц)
 
   
 
При необходимости:
- разработанный и согласованный проект;
- договор на осуществление технического надзора;
- договор строительного подряда;
- акты на скрытые работы;
- ведомость технических характеристик на изолированное помещение, составленную по заявлению инициатора организацией по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним по результатам проверки характеристик помещения при выполнении его перепланировки (примечание 12) (п.23 Положения № 384).
Этап не осуществляется, если произведены самовольные переустройство и (или) перепланировка помещения
 
 
Назначение приемочной комиссии (примечание 13)
   
   
 
   
 
Акт приемки выполненных работ (примечание 14).
Выполненные работы не подлежат приемке в случаях, если они проведены с отступлениями от проекта, плана-схемы или перечня (описания) работ, а также если они проведены с нарушениями требований технических нормативных правовых актов. Приемка таких работ возможна после устранения замечаний, указанных в акте приемки выполненных работ по переустройству и (или) перепланировке жилого и (или) нежилого помещения.
Этап не осуществляется, если произведены самовольные переустройство и (или) перепланировка помещения
   
   
Для граждан составление технического паспорта на помещение и государственная регистрация изменения изолированного помещения в результате перепланировки в связи с надстройкой, пристройкой или перестройкой осуществляются на основании следующих документов:
- заявления;
- паспорта или иного документа, удостоверяющего личность;
- письменного согласия собственника, сособственников, участников совместного домовладения капитального строения на государственную регистрацию изменения изолированного помещения;
- документа, подтверждающего внесение платы.
Для юридических лиц или индивидуальных предпринимателей составление технического паспорта на соответствующее недвижимое имущество и государственная регистрация изменения недвижимого имущества в результате переустройства и (или) перепланировки осуществляются на основании следующих документов:
- заявления, содержащего идентификационные сведения;
- документов, подтверждающих государственную регистрацию юридического лица или индивидуального предпринимателя;
- выписки из торгового реестра страны происхождения или иного эквивалентного доказательства юридического статуса организации в соответствии с законодательством страны ее происхождения, датированные не ранее одного года до дня подачи заявления о государственной регистрации (в случае, если кандидатом в правообладатели является организация-нерезидент);
- документов удостоверяющих личность гражданина - индивидуального предпринимателя, представителей и должностных лиц;
- документов, подтверждающих полномочия на подписание заявления (доверенность, приказ, решение, договор простого товарищества, комиссии, иной документ);
- решения (приказа, постановления, распоряжения) лиц (органа), назначивших приемочную комиссию об утверждении акта приемки объекта в эксплуатацию (не представляется, если имело место самовольное изменение изолированного помещения без проведения строительных работ);
- решения собственника, обладателя права хозяйственного ведения или оперативного управления на изолированное помещение или договора между собственниками (сособственниками), обладателями права хозяйственного ведения или оперативного управления на изолированные помещения, в соответствии с которым изменяются размеры изолированных помещений (в случае государственной регистрации изменения изолированного помещения при уменьшении (увеличении) размеров изолированного помещения за счет увеличения (уменьшения) смежного изолированного или иного помещения без проведения строительных работ);
- соглашения об определении размера долей либо изменении размера долей - в случае государственной регистрации на изолированное помещение, если перестройка осуществлялась за счет средств лица, не являющегося правообладателем, либо если в результате перестройки доли правообладателей изменились;
- письменного согласия супруга (супруги) на уменьшение размеров изолированного помещения (в случае государственной регистрации изменения изолированного помещения в результате включения части капитального строения в состав иного капитального строения либо уменьшения размеров изолированного помещения, если изменяемое изолированное помещение находится в совместной собственности супругов);
- письменного согласия совершеннолетних дееспособных граждан, проживающих совместно с собственником и имеющих право пользования изолированным жилым помещением, на уменьшение размеров жилого изолированного помещения (в случае государственной регистрации изменения жилого изолированного помещения в результате уменьшения размеров жилого изолированного помещения);
- гарантийного письма с просьбой об изготовлении технического паспорта на изолированное помещение (не представляется, если на дату подачи заявления о государственной регистрации технический паспорт изготовлен);
- письменного согласия залогодержателя на осуществление уменьшения (увеличения) размеров изолированного помещения за счет увеличения (уменьшения) смежного изолированного или иного помещения, если изолированное помещение находится в залоге и распоряжение им без согласия залогодержателя не предусмотрено законодательством или договором о залоге;
- документа, подтверждающего внесение платы (примечание 15)
 
 
Территориальная организация по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним (примечание 16)
   
Составление технического паспорта на соответствующее недвижимое имущество и государственная регистрация изменения недвижимого имущества в результате переустройства и (или) перепланировки в порядке, установленном законодательством о государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним
 

 

Примечание 1. В домах, внесенных в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь (список материальных объектов, которым присваивается статус и категория историко-культурных ценностей Республики Беларусь, приведен в приложении 1 к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 14.05.2007 № 578), замена заполнений оконных дверных проемов на фасадах выполняется из вариантов (определенные материалы, конфигурация, цвет), которые утверждены местным исполкомом (отделом архитектуры) по согласованию с Министерством культуры Республики Беларусь.

Примечание 2. Работы по остеклению балконов и лоджий, а также по замене оконных и дверных проемов в многоквартирных жилых домах не являются работами по переустройству и (или) перепланировке, а также реконструкции, но выполняются:

• ремонтно-строительные работы по остеклению балконов и лоджий в многоквартирных жилых домах - с учетом утвержденных вариантов остекления балконов и лоджий. Данные варианты утверждаются структурным подразделением местного исполнительного и распорядительного органа, осуществляющим государственно-властные полномочия в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности на территории административно-территориальной единицы.

Варианты остекления балконов и лоджий (с указанием цвета, материалов и конфигурации) размещаются в доступных для ознакомления местах и в глобальной компьютерной сети Интернет на официальных сайтах местных исполнительных и распорядительных органов;

• ремонтно-строительные работы по замене в многоквартирных жилых домах заполнений оконных и дверных проемов, остеклению балконов и лоджий, выходящих на главные улицы и площади, перечень которых определяется местным исполнительным и распорядительным органом, - с сохранением конфигурации и цвета существующих заполнений оконных и дверных проемов, остекления балконов и лоджий.

При проведении организацией, осуществляющей эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющей жилищно-коммунальные услуги, работ по ремонту фасада жилого дома, балконов и лоджий гражданин, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, по инициативе которых выполнялось остекление балконов и лоджий, при необходимости обязаны обеспечить демонтаж элементов остекления на время проведения ремонтных работ.

Примечание 3. Состав, форма и содержание проекта установлены постановлением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь и Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 23.03.2015 № 7/8 «Об определении состава, формы и содержания проектной документации на переустройство и (или) перепланировку жилых помещений, нежилых помещений в жилых домах».

Проектная документация разрабатывается проектной организацией либо проектировщиком. Разработать проектную документацию можно, например, в РУП «Институт "Белжилпроект"», РУП «Белгосэкспертиза Минстройархитектуры», проектном коммунальном унитарном предприятии «Минскпроект», республиканском проектном унитарном предприятии «Белгоспроект» и др.

Примечание 4. Организацией, которая может осуществлять технический надзор, может быть организация, работники которой имеют удостоверения технического надзора.

Примечание 5. Условия, при которых жилые помещения признаются не соответствующими санитарным и техническим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, непригодными для проживания, утверждены постановлением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 02.05.2000 № 4. К жилым домам, которые признаются непригодными для проживания и не подлежат восстановлению, относятся дома, у которых физический износ, установленный детальным обследованием в соответствии с техническими нормативными правовыми актами, составляет: каменных жилых домов - свыше 70 %, жилых домов деревянных и со стенами из прочих материалов - свыше 65 %, а также если аварийное состояние жилых помещений, расположенных в них, устранить невозможно.

Примечание 6. Граждане обязаны исполнять обязанности, предусмотренные Правилами пользования жилыми помещениями, содержания жилых и вспомогательных помещений, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21.05.2013 № 399, и иными актами законодательства, а также вытекающие из договоров на оказание жилищно-коммунальных услуг, договора управления общим имуществом (подп.7.15 п.7 указанных Правил).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 12 июля 2020 г. граждане обязаны выполнять другие обязанности, предусмотренные Правилами № 399 и иными актами законодательства, а также вытекающие из договоров на оказание жилищно-коммунальных услуг, договора на управление общим имуществом совместного домовладения (подп.7.15 п.7 Правил № 399 в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь от 02.07.2020 № 391, далее - постановление № 391).

 

Таким образом, если инициатор переустройства и (или) перепланировки не соблюдает условия Положения № 384 и совершает запрещенные действия, он может быть привлечен к административной ответственности по части 1 ст.21.16 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП) (нарушение правил пользования жилыми помещениями), что влечет наложение штрафа в размере до 30 БВ, а на юридическое лицо - от 30 до 50 БВ.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 марта 2021 г. нарушение правил пользования жилыми помещениями (за исключением действий, указанных в ч.1-3 ст.22.12 КоАП от 06.01.2021 № 91-З, содержания жилых, подсобных и вспомогательных помещений жилого дома (за исключением платы за техническое обслуживание жилых помещений и пользование ими, за коммунальные услуги, оказываемые населению, отчислений на капитальный ремонт), общего имущества в жилых домах государственного и частного жилищных фондов, конструктивных элементов и инженерных систем либо самовольные переустройство и (или) перепланировка жилых и (или) нежилых помещений, в том числе инженерных систем, без изменения несущей способности конструкций, а также использование не по назначению жилых помещений, пригодных для проживания, влекут наложение штрафа в размере до 20 БВ, а на юридическое лицо - от 30 до 60 БВ (п.4 ст.22.12 названного КоАП). Комментарии см. здесь.

 

Примечание 7. В соответствии со ст.21.16 КоАП:

• самовольные переустройство и (или) перепланировка жилых и (или) нежилых помещений, в том числе инженерных систем, без изменения несущей способности конструкций влекут наложение штрафа в размере до 30 БВ, а на юридическое лицо - от 30 до 50 БВ;

• самовольные переустройство и (или) перепланировка жилых и (или) нежилых помещений, приведшие к снижению несущей способности конструктивных элементов здания, а также переоборудование вентиляционных шахт и каналов влекут наложение штрафа в размере от 30 до 50 БВ, а на юридическое лицо - от 50 до 70 БВ.

Форма протокола об административном правонарушении утверждена постановлением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 11.06.2007 № 26.

Протоколы об административных правонарушениях по ст.21.16 КоАП составляются уполномоченными должностными лицами сельских, поселковых, районных, городских и областных исполнительных комитетов, администраций районов в городах, а также организаций, осуществляющих эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющих коммунальные услуги.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст.21.16 КоАП, рассматриваются единолично судьей районного (городского) суда.

Примечание 8. В акте технического осмотра указываются сведения о существующей планировке согласно техническому паспорту на жилое и (или) нежилое помещение, сведения о техническом состоянии конструкций и инженерного оборудования помещений. Акт подписывается инициатором перепланировки, уполномоченным должностным лицом организации, осуществляющей эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющей жилищно-коммунальные услуги, и утверждается представителем местного исполкома.

Примечание 9. Решение принимается не позднее 1 месяца со дня подачи заявления и действует бессрочно. Стоимость для физических лиц 0,5 БВ, для юридических лиц и ИП - бесплатно.

Примечание 10. Отказ в согласовании (разрешении) переустройства и (или) перепланировки может быть обжалован инициатором в вышестоящий орган и (или) в суд (п.16 Положения № 384).

Примечание 11. В согласовании (разрешении) должны быть указаны:

• инициатор;

• виды работ по переустройству и (или) перепланировке;

• дата окончания и приемки выполненных работ по переустройству и (или) перепланировке;

• условия хранения строительных материалов и порядок вывоза их отходов;

• иные требования, предусмотренные техническими нормативными правовыми актами, с учетом конкретного переустройства и (или) перепланировки (часть вторая п.14 Положения № 384).

В согласовании (разрешении) самовольных переустройства и (или) перепланировки указываются:

• фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) гражданина, индивидуального предпринимателя или наименование юридического лица, осуществивших самовольные переустройство и (или) перепланировку;

• сведения о жилом и (или) нежилом помещениях (адрес, инвентарный номер в соответствии с данными единого государственного регистра недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним (при наличии));

• иные сведения (при необходимости).

Примечание 12. Изготовление ведомости технических характеристик на изолированное помещение проводится по заказу и за счет средств инициатора (п.23 Положения № 384).

Примечание 13. Приемочная комиссия и ее председатель назначаются местным исполкомом не менее чем за 30 дней до начала приемки выполненных работ приемочной комиссией. Даты начала и окончания работы этой комиссии определяет инициатор переустройства и (или) перепланировки с учетом установленного срока приемки выполненных работ по переустройству и (или) перепланировке.

В состав приемочной комиссии входят подрядчик и (или) инициатор либо их представители, а также представители организации, осуществляющей эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющей жилищно-коммунальные услуги, местного исполкома и при необходимости разработчик проектной документации и представитель организации, осуществляющей технический надзор. В состав приемочной комиссии по согласованию с другими организациями и органами государственного надзора могут быть дополнительно включены их представители (часть вторая п.22 Положения № 384).

Примечание 14. Форма акта приемки выполненных работ по переустройству и (или) перепланировке жилого помещения утверждена постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 06.12.2018 № 40.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 13 июня 2021 г. следует руководствоваться приложением 7 к постановлению № 40 в ред. постановления Минстройархитектуры от 31.05.2021 № 56.

 

Акт подписывается всеми членами приемочной комиссии, составляется в пяти (четырех) экземплярах, два из которых представляются в местный исполком, два - инициатору и один - подрядчику (в случае его наличия) (п.24 Положения № 384).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 12 июля 2020 г. акт приемки выполненных работ по переустройству и (или) перепланировке жилого помещения, нежилого помещения в жилом доме подписывается всеми членами приемочной комиссии, указанной в п.22 Положения № 384. Этот акт составляется в 5 (4) экземплярах, 2 из которых представляются в местный исполнительный и распорядительный орган, 2 - инициатору и 1 - подрядчику (в случае его наличия) (п.24 Положения № 384 в редакции постановления № 391).

 

Примечание 15. Для физических лиц плата за проведение государственной регистрации изменения изолированного помещения на основании надстройки, пристройки или перестройки этого помещения установлена подп.22.3.6 п.22.3 Перечня № 200.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2020 г. в подп.22.3.6 п.22.3 Перечня № 200 внесено дополнение Указом № 492. Дополнение не повлияло на суть материала.

 

Для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей плата за государственную регистрацию изменения изолированного помещения на основании надстройки, пристройки, перестройки или перепланировки установлена п.17.31 Перечня № 156.

Примечание 16. Тарифы на осуществление работ (услуг), связанных с государственной регистрацией недвижимого имущества, устанавливаются самостоятельно государственными агентствами по регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним.

 

26.04.2019

 

Дания Рузыева, юрист