Алгоритм от 29.01.2010
Автор: Сафаревич Д.

Алгоритм юридических действий по получению разрешения Национального банка Республики Беларусь на проведение валютной операции, связанной с движением капитала, предусматривающей приобретение акций при их распределении среди учредителей, а также доли в уставном фонде или пая в имуществе нерезидента


 

Материал помещен в архив. Актуальный материал по теме см. здесь

 

АЛГОРИТМ ЮРИДИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ ПО ПОЛУЧЕНИЮ РАЗРЕШЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА ПРОВЕДЕНИЕ ВАЛЮТНОЙ ОПЕРАЦИИ, СВЯЗАННОЙ С ДВИЖЕНИЕМ КАПИТАЛА, ПРЕДУСМАТРИВАЮЩЕЙ ПРИОБРЕТЕНИЕ АКЦИЙ ПРИ ИХ РАСПРЕДЕЛЕНИИ СРЕДИ УЧРЕДИТЕЛЕЙ, А ТАКЖЕ ДОЛИ В УСТАВНОМ ФОНДЕ ИЛИ ПАЯ В ИМУЩЕСТВЕ НЕРЕЗИДЕНТА

В соответствии с частью второй ст.4 Закона РБ от 22.07.2003 № 226-З «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее - Закон) валютные операции, проводимые между резидентами и нерезидентами, подразделяются на текущие валютные операции и валютные операции, связанные с движением капитала.

Текущие валютные операции осуществляются между резидентами и нерезидентами в порядке, установленном законодательными актами Республики Беларусь и (или) нормативными правовыми актами Национального банка РБ (далее - Нацбанк РБ), без ограничений (часть первая ст.10 Закона). Для проведения текущих валютных операций разрешений (лицензий) Нацбанка РБ не требуется, за исключением валютных операций, предусматривающих перевод субъектом валютных операций - резидентом (кроме банка) нерезиденту денежных средств по договорам дарения (в т.ч. в виде пожертвований), которые проводятся на основании разрешения Нацбанка РБ (п.15 Правил проведения валютных операций, утвержденных постановлением Правления Нацбанка РБ от 30.04.2004 № 72 (далее - Правила № 72)).

В соответствии с п.17 Правил № 72 субъекты валютных операций (кроме банков) осуществляют валютные операции, связанные с движением капитала:

1) на основании разрешений Нацбанка РБ - валютные операции, указанные в п.18 Правил № 72;

2) без разрешений Нацбанка РБ - валютные операции, указанные в ст.10 Закона;

3) в уведомительном порядке - валютные операции, указанные в п.20 Правил № 72.

Подпункт 18.1 п.18 Правил № 72 устанавливает, что субъекты валютных операций - резиденты (кроме банков) осуществляют на основании разрешений Нацбанка РБ на проведение валютных операций, связанных с движением капитала, валютные операции, предусматривающие приобретение акций при их распределении среди учредителей, а также доли в уставном фонде или пая в имуществе нерезидента.

Ниже приведен алгоритм юридических действий по получению разрешения Нацбанка РБ на проведение валютной операции, связанной с движением капитала, предусматривающей приобретение акций при их распределении среди учредителей, а также доли в уставном фонде или пая в имуществе нерезидента на примере приобретения доли в уставном фонде нерезидента.

 

Заключение договора купли-продажи доли в уставном фонде нерезидента
           
       
Анализ субъектного состава сторон договора (при условии, что резидент не является банком)
           
   
Резидент - резидент
   
Резидент - нерезидент
           
   
С точки зрения валютного законодательства Республики Беларусь не является валютной операцией,     По субъектному составу сторон договор подпадает под действие подп.18.1 п.18 Правил № 72
связанной с движением капитала, следовательно, не требует получения разрешения Нацбанка РБ на проведение валютной операции, связанной с движением капитала, и осуществляется в общем порядке (примечание 1)        
     
Анализ предмета договора
         
 
Предметом договора является купля-продажа доли в уставном фонде
 
Предметом договора не является купля-продажа доли в уставном фонде
         
 
По предмету договора подпадает под действие подп.18.1 п.18 Правил № 72   Не подпадает под действие подп.18.1 п.18 Правил № 72 и осуществляется в общем порядке
       
   
Установление статуса сторон в договоре
         
 
Резидент является продавцом
 
Резидент является покупателем
         
 
Не подпадает под действие подп.18.1 п.18 Правил № 72 и осуществляется в общем порядке   По статусу сторон в договоре подпадает под действие подп.18.1 п.18 Правил № 72
       
   
Анализ правового статуса в части установления резидентства субъекта, доля в уставном фонде которого приобретается резидентом
       
   
В соответствии с п.1 Правил № 72 термины, применяемые в Правилах № 72, используются в значениях, указанных в ст.1 Закона.
В п.7 ст.1 Закона установлено, что резиденты:
- физические лица - граждане Республики Беларусь, а также иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие вид на жительство в Республике Беларусь;
- юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Республики Беларусь, с местом нахождения в Республике Беларусь, а также их филиалы и представительства, находящиеся за пределами Республики Беларусь;
- дипломатические и иные официальные представительства, консульские учреждения Республики Беларусь, находящиеся за пределами Республики Беларусь;
- Республика Беларусь, ее административно-территориальные единицы, участвующие в отношениях, регулируемых валютным законодательством Республики Беларусь.
К нерезидентам относятся (п.8 ст.1 Закона):
- физические лица - иностранные граждане и лица без гражданства, за исключением иностранных граждан и лиц без гражданства, указанных в абзаце втором пункта 7 настоящей статьи;
- юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местом нахождения за пределами Республики Беларусь, а также их филиалы и представительства, находящиеся в Республике Беларусь и за ее пределами;
- организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местом нахождения за пределами Республики Беларусь, а также их филиалы и представительства, находящиеся в Республике Беларусь и за ее пределами;
- дипломатические и иные официальные представительства, консульские учреждения иностранных государств, находящиеся в Республике Беларусь и за ее пределами;
- международные организации, их филиалы и представительства;
- иностранные государства, их административно-территориальные единицы, участвующие в отношениях, регулируемых валютным законодательством Республики Беларусь
         
 
Субъект, доля в уставном фонде которого приобретается резидентом, является резидентом
 
Субъект, доля в уставном фонде которого приобретается резидентом, является нерезидентом
         
 
Не подпадает под действие подп.18.1 п.18 Правил № 72.
Является валютной операцией,
  По правовому статусу подпадает под действие подп.18.1 п.18 Правил № 72
связанной с движением капитала, и осуществляется в уведомительном порядке      
   
Все критерии (субъектный состав, предмет договора, статус сторон в договоре и правовой статус в части установления резидентства) указывают на то, что данная валютная операция, связанная с движением капитала, подпадает под действие подп.18.1 п.18 Правил № 72 и требует получения разрешения Нацбанка РБ
       
   
Основной документ, регламентирующий порядок получения разрешения Нацбанка РБ, - Инструкция о порядке выдачи разрешений на проведение валютных операций и на открытие счетов за пределами Республики Беларусь, а также представления в банк уведомлений при совершении валютных операций, связанных с движением капитала, утвержденная постановлением Правления Нацбанка РБ от 28.01.2008 № 15 (далее - Инструкция № 15).

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 29 ноября 2015 г. взамен Инструкции № 15 постановлением Правления Нацбанка РБ от 26.08.2015 № 514 утверждена Инструкция о порядке выдачи разрешений и представления уведомлений, необходимых для целей валютного регулирования.

       
   
В соответствии с п.30 Инструкции № 15 на проведение валютной операции, связанной с движением капитала, по получению кредитов и (или) займов на срок более 180 дней при условии, что сумма кредита и (или) займа направляется на оплату денежных обязательств резидента (кредитополучателя, заемщика), минуя его счет в банке, Нацбанк РБ осуществляет выдачу разрешений на проведение валютных операций, связанных с движением капитала, до момента исполнения нерезидентом своих обязательств перед субъектом валютных операций - резидентом, являющимся кредитополучателем (заемщиком). На проведение валютных операций, указанных выше, предусматривающих получение кредита (займа) на срок менее 180 дней, но погашение по которому осуществляется в срок, превышающий 180 дней, Нацбанк РБ осуществляет выдачу разрешений на проведение валютных операций, связанных с движением капитала, до истечения 180 дней с момента получения кредита (займа)
       
   
В соответствии с подп.32.1 п.32 Инструкции № 15 субъект валютных операций должен представить в Нацбанк РБ следующие документы.
1. Письменное заявление произвольной формы (образец см. ниже), заполненное машинописным текстом, с указанием конкретных видов валютных операций, по которым испрашивается получение разрешения, а также содержащее экономическое обоснование необходимости проведения операции.
В заявлении, подписанном руководителем субъекта валютных операций, в обязательном порядке указываются местонахождение субъекта валютных операций, контактный телефон. В заявлении должно быть подтверждено согласие субъекта валютных операций на представление отчетности либо иной информации о проводимой валютной операции по форме и в порядке, установленным Инструкцией № 15.
2. Копию документа о государственной регистрации (перерегистрации) юридического лица, индивидуального предпринимателя (свидетельство о государственной регистрации, выписка из решения местного исполнительного или распорядительного органа, Министерства юстиции РБ и т.п.).
3. Справка инспекции Министерства по налогам и сборам РБ об отсутствии либо наличии задолженности по уплате налогов, сборов (пошлин), иным обязательным платежам в бюджет, в т.ч. в государственные целевые бюджетные фонды, контроль за уплатой которых в соответствии с законодательством возложен на налоговые органы. Субъект валютных операций - резидент по своему усмотрению определяет, представлять ли данную справку. Если справка не представлена, данная информация запрашивается непосредственно Нацбанком РБ. При наличии задолженности по налогам, сборам (пошлинам), иным обязательным платежам в бюджет, в т.ч. государственные целевые бюджетные фонды, контроль за уплатой которых в соответствии с законодательством возложен на налоговые органы, Нацбанк РБ согласовывает с налоговыми органами по месту постановки заявителя на учет вопрос о возможности выдачи испрашиваемого разрешения.
4. Бухгалтерский баланс и отчет о прибыли и убытках по состоянию на последнюю отчетную дату перед датой обращения с заявлением в Нацбанк РБ. Бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках должны быть подписаны руководителем и главным бухгалтером субъекта валютных операций (при наличии), подписи скрепляются печатью.
5. Копия выписки из торгового регистра страны учреждения субъекта валютных операций - нерезидента, в уставный фонд которого осуществляется инвестирование денежных средств, если субъект валютных операций - нерезидент уже зарегистрирован (либо иное эквивалентное доказательство юридического статуса в соответствии с законодательством страны его учреждения). Выписка должна быть датирована не позднее 3 месяцев до подачи заявления о выдаче разрешения.
Копии должны быть удостоверены по установленной форме компетентными органами иностранных государств за пределами Республики Беларусь согласно законодательству иностранных государств (легализованы или проставлен апостиль), если иное не установлено международным договором Республики Беларусь. Представляемые копии документов должны сопровождаться надлежащим образом освидетельствованным переводом на один из государственных языков Республики Беларусь.
6. Копия Устава и (или) учредительного договора нерезидента, на основании которых он действует (если нерезидент является вновь создаваемым - проекты учредительных документов нерезидента). Копии должны быть удостоверены по установленной форме компетентными органами иностранных государств за пределами Республики Беларусь согласно законодательству иностранных государств (легализованы или проставлен апостиль), если иное не установлено международным договором Республики Беларусь. Представляемые копии документов должны сопровождаться надлежащим образом освидетельствованным переводом на один из государственных языков Республики Беларусь.
7. Копия документа, являющегося основанием для проведения соответствующей сделки. К документу прилагаются имеющиеся на дату обращения в Нацбанк РБ дополнения и приложения (при их наличии) (примечание 2)
       
   
Выдача разрешений Нацбанка РБ, решения о приостановлении, прекращении действия разрешений осуществляется Главным управлением валютного регулирования и валютного контроля Нацбанка РБ (далее - Главное управление) за подписью Председателя Правления Нацбанка РБ либо его заместителя, направляющего деятельность Главного управления. Письменный отказ в выдаче разрешений Нацбанка РБ осуществляется Главным управлением за подписью Председателя Правления Нацбанка РБ, либо его заместителя, направляющего деятельность Главного управления, либо начальника Главного управления
       
   
Выдача разрешения (продление срока действия разрешения), а также письменный отказ в его выдаче с указанием причин осуществляется Главным управлением в течение 15 календарных дней с даты поступления всех необходимых документов в Нацбанк РБ. В случае если Нацбанком РБ запрашивается дополнительная информация, срок выдачи разрешения либо направления письменного отказа в его выдаче не должен превышать 10 календарных дней с даты поступления в Нацбанк РБ всей дополнительно запрошенной информации
       
   
Основаниями для отказа в выдаче (продлении срока действия) разрешения являются (п.19 Инструкции № 15):
- представление заявителем ненадлежащим образом оформленных документов и (или) непредставление заявителем документов, необходимых для получения разрешения;
- представление заявителем недостоверной информации;
- наличие на дату представления документов информации налоговых и других государственных органов о неисполненных обязательствах, возникших в результате нарушения субъектом валютных операций - резидентом законодательства Республики Беларусь в области банковского, налогового, таможенного, валютного регулирования, в т.ч. нарушения условий ранее выданных лицензий, разрешений Нацбанка РБ;
- проведение на дату обращения в Нацбанк РБ валютной операции, с просьбой о выдаче разрешения на осуществление которой обращается заявитель;
- наличие на дату обращения в Нацбанк РБ у субъекта валютных операций - резидента задолженности по налогам, сборам (пошлинам), иным обязательным платежам в бюджет, в т.ч. государственные целевые бюджетные фонды, контроль за уплатой которых в соответствии с законодательством возложен на налоговые органы;
- неустойчивое финансовое положение субъекта валютных операций - резидента согласно представленным финансовым документам;
- обращение за получением разрешения до истечения одного года со дня вынесения решения о прекращении действия разрешения по основаниям, перечисленным в Инструкции № 15;
- непрохождение должностными лицами субъекта валютных операций тестирования для работы с иностранной валютой (для случаев, когда требуется прохождение тестирования);
- в иных случаях, установленных Инструкцией № 15
         
 
Заявление на получение разрешения удовлетворено
Заявление на получение разрешения не удовлетворено
         
 
Национальный банк РБ оформляет и выдает разрешения на проведение валютной операции, связанной с движением капитала.   Решения об отказе в выдаче разрешения, приостановлении, прекращении действия выданного разрешения могут быть обжалованы в судебном порядке
Выдача разрешений Нацбанка РБ на проведение валютных операций, осуществляется путем оформления разрешения по произвольной форме. Проведение валютных операций, на которые получено разрешение (в т.ч. проведение по ним расчетов в иностранной валюте), может осуществляться только субъектами валютных операций, получившими данное разрешение. Передача права по полученному разрешению другому лицу не допускается.
В разрешении может быть установлена обязанность субъектов валютных операций, получивших данное разрешение, представлять отчетность либо иную информацию об операции, на которую выдано разрешение, в порядке и сроки, установленные разрешением. К формам отчетности либо информации о проводимых валютных операциях могут быть дополнительно представлены иные документы, содержащие необходимые пояснения либо комментарии (п.27 Инструкции № 15)
     
         
▼          
  ▼                          ▼
В соответствии с п.21 Инструкции № 15 действие разрешения может быть приостановлено вследствие:
- непредставления или несвоевременного представления Нацбанку РБ (Главному управлению по области) субъектом валютных операций отчетности, иной необходимой информации, предусмотренной Инструкцией № 15, а также иными законодательными актами;
- непредставления субъектом валютных операций информации при проведении Нацбанком РБ (Главным управлением по области) проверок по вопросу соблюдения условий выданного Нацбанком РБ (Главным управлением по области) разрешения;
- нарушения законодательства в области валютного регулирования;
- письменного требования государственных органов, уполномоченных осуществлять контроль за деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, о приостановлении действия выданного Нацбанком РБ разрешения. Национальный банк РБ приостанавливает действие разрешения путем направления в адрес лица, которому было выдано такое разрешение, соответствующего письменного сообщения, подписанного заместителем Председателя Правления Нацбанка РБ, направляющего деятельность Главного управления. Лицо, получившее письменное сообщение о приостановлении действия разрешения, обязано в срок, установленный Нацбанком РБ, устранить выявленные нарушения и представить в Нацбанк РБ документальное подтверждение устранения нарушений, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении действия разрешения. На время приостановления действия разрешения осуществление лицом указанных в разрешении валютных операций запрещается. При возобновлении действия разрешения соответствующее письмо Нацбанка РБ направляется в адрес заявителя после представления необходимой информации, документов и отчетных данных
  В соответствии с п.23 Инструкции № 15 в случае реорганизации юридического лица в форме слияния, преобразования, выделения или разделения вновь созданное юридическое лицо в месячный срок со дня своей государственной регистрации, а также в случае государственной регистрации изменений и (или) дополнений, внесенных в учредительные документы юридического лица, в соответствии с которыми требуется внесение изменений и (или) дополнений в разрешение, обязано подать в Нацбанк РБ заявление с приложением необходимых документов для получения нового разрешения в порядке, установленном Инструкцией № 15. При реорганизации юридического лица в форме выделения либо присоединения к нему другого юридического лица указанный срок для подачи заявления исчисляется со дня внесения в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей сведений о прекращении деятельности присоединенного юридического лица. Действие ранее выданных разрешений прекращается с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица, а при реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица - с момента внесения в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица. В случае изменения наименования, местонахождения юридического лица, фамилии, имени, отчества, место жительства индивидуального предпринимателя, физического лица, получивших разрешение, изменения законодательства, в соответствии с которым требуется внесение изменений и (или) дополнений в данное разрешение, а также иных сведений заявитель обязан в месячный срок с момента проведения указанных изменений обратиться в Нацбанк РБ с заявлением для внесения соответствующих изменений и (или) дополнений в разрешение в порядке, установленном Инструкцией № 15   В соответствии с п.26 Инструкции № 15 в случае установления Нацбанком РБ (Главным управлением по области) фактов осуществления валютных операций, открытия счетов в банках-нерезидентах без разрешений материалы о выявленных нарушениях направляются в Комитет государственного контроля РБ. Ответственность за осуществление рассматриваемой валютной операции, связанной с движением капитала, без разрешения Нацбанка РБ может наступить по ст.11.53 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП) за осуществление незаконной финансовой операции. Данная статья предусматривает ответственность за осуществление финансовых операций с нарушением требований законодательства (незаконные финансовые операции), если в этих действиях нет состава преступления и за исключением незаконных финансовых операций, ответственность за которые предусмотрена иными статьями Особенной части КоАП. Санкция в рамках вышеуказанной статьи - штраф от 10 до 15 базовых величин, а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо - в 2-кратном размере сумм таких операций.

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 28 августа 2013 г. ст.11.53 КоАП исключена Законом РБ от 12.07.2013 № 64-З.


Термины «средства», «финансовая операция», применяемые в данной статье, имеют значения, определенные в законодательстве о предотвращении легализации доходов, полученных незаконным путем. Статьей 1 Закона РБ от 19.07.2000 № 426-З «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных незаконным путем, и финансирования террористической деятельности» определено, что средства - это денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в т.ч. имущественные права и исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности; финансовая операция - это сделка со средствами независимо от формы и способа ее осуществления.

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 4 января 2015 г. взамен Закона № 426-З принят Закон РБ от 30.06.2014 № 165-З «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения»

   
           
       
В соответствии с п.22 Инструкции № 15 действие разрешения Нацбанк РБ прекращает до истечения установленного срока по следующим основаниям:
по письменному обращению физического лица либо субъекта валютных операций - резидента;
при выявлении нарушений установленного разрешением режима счета в банке-нерезиденте;
при выявлении нарушений требований разрешения на проведение валютных операций, подтвержденных актами проверок;
при выявлении нарушений валютного, банковского, таможенного, налогового законодательства;
при выявлении недостоверной информации, послужившей основанием для выдачи разрешения на проведение валютной операции;
при отсутствии движения средств по счету, открытому в банке-нерезиденте на основании разрешения Нацбанка РБ, в течение 6 месяцев;
по письменному требованию государственных органов, уполномоченных осуществлять контроль за деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, о прекращении действия разрешения;
при нарушении сроков подачи заявления на прохождение тестирования вновь назначенным должностным лицом субъекта валютных операций;
при непрохождении повторного тестирования вновь назначенным должностным лицом субъекта валютных операций.
Действие разрешений прекращается:
при реорганизации юридического лица;
при ликвидации юридического лица, прекращении деятельности индивидуального предпринимателя.
Решение о прекращении действия разрешения принимает Нацбанк РБ и направляет письменное сообщение о прекращении действия разрешения за подписью заместителя Председателя Правления Нацбанка РБ, направляющего деятельность Главного управления
                 
             
В соответствии с п.24 Инструкции № 15 в случае утраты разрешения по письменному обращению в Нацбанк РБ в течение 10 рабочих дней выдается дубликат данного разрешения. До выдачи дубликата разрешения действие разрешения не приостанавливается

(Оформляется на фирменном бланке)

  Национальный банк Республики Беларусь
Главное управление валютного регулирования и валютного контроля

ЗАЯВЛЕНИЕ

Общество с ограниченной ответственностью (ООО) «Б» обращается с просьбой выдать разрешение Национального банка Республики Беларусь на проведение валютной операции, связанной с движением капитала, предусматривающей приобретение акций при их распределении среди учредителей, а также доли в уставном фонде или пая в имуществе нерезидента.

Необходимость в проведении данной валютной операции вызвана следующим. Общество с ограниченной ответственностью «Б» является ведущим экспортером отечественной древесины, в котором на данный момент работает 3 000 человек.

За последние 12 месяцев сбыт нашей продукции сократился на 50 %, склады затоварены, нет заказов на поставку продукции.

Для выхода из кризисного положения ООО «Б» утвердило антикризисный план мероприятий. Одним из таких мероприятий является освоение и выход на новые рынки сбыта нашей продукции. В целях реализации поставленной задачи достигнута договоренность с нерезидентом «А» о покупке доли в уставном фонде нерезидента «Б». Нерезидент «А» готов продать свою долю в уставном фонде нерезидента «Б» (30 % уставного фонда) за 50 000 долл. США. Нерезидент «Б» зарегистрирован в Польше, является одним из ведущих производителей древесины и имеет обширные рынки сбыта.

Полученная нами за год прибыль от участия в уставном фонде нерезидента «Б» превысит в 3 раза размер уплаченных нерезиденту «А» денежных средств за покупку доли и позволит стабилизировать работу предприятия.

С учетом вышеизложенного просим выдать разрешение Нацбанка РБ на проведение валютной операции, связанной с движением капитала, предусматривающей приобретение акций при их распределении среди учредителей, а также доли в уставном фонде или пая в имуществе нерезидента.

Общество с ограниченной ответственностью «Б» согласно на представление отчетности либо иной информации о проводимой валютной операции по форме и в порядке, установленным Инструкцией о порядке выдачи разрешений на проведение валютных операций и на открытие счетов за пределами Республики Беларусь, а также представления в банк уведомлений при совершении валютных операций, связанных с движением капитала, утвержденной постановлением Правления Нацбанка РБ от 28.01.2008 № 15.

Местонахождение ООО «Б»: Республика Беларусь, г.Минск, пр-т Независимости, 92, к.705.

Контактное лицо: Сергеев Сергей Петрович.

Контактный телефон: 203 00 33.

 

Директор                                                                                                                И.И.Иванов

(Подпись скрепляется печатью ООО «Б»)

 

Сергеев 203 00 33

 

Примечание 1. Необходимо отметить, что валютные операции, проводимые между резидентами, не подразделяются на текущие валютные операции и валютные операции, связанные с движением капитала.

Ситуация

Резидент приобретает долю в уставном фонде нерезидента и получает разрешение Нацбанка РБ на осуществление данной валютной операции. Затем реализует свою долю в уставном фонде нерезидента другому резиденту Республики Беларусь за белорусские рубли. Необходимо ли резиденту (покупателю) получать разрешение Нацбанка РБ на осуществление данной операции?

 

В соответствии со ст.4 Закона валютными операциями являются:

сделки, предусматривающие использование иностранной валюты, ценных бумаг в иностранной валюте, платежных документов в иностранной валюте;

сделки между резидентами и нерезидентами, предусматривающие использование белорусских рублей, ценных бумаг в белорусских рублях, платежных документов в белорусских рублях;

сделки между нерезидентами, предусматривающие использование белорусских рублей, ценных бумаг в белорусских рублях, платежных документов в белорусских рублях, совершаемые на территории Республики Беларусь;

ввоз и пересылка в Республику Беларусь, а также вывоз и пересылка из Республики Беларусь валютных ценностей;

банковские переводы в иностранной валюте, не связанные с осуществлением расчетов по сделкам, указанным в абзаце втором настоящей части;

банковские переводы между резидентами и нерезидентами в белорусских рублях, не связанные с осуществлением расчетов по сделкам, указанным в абзаце третьем настоящей части;

международные банковские переводы в белорусских рублях между резидентами или нерезидентами;

операции нерезидентов с белорусскими рублями по счетам и вкладам (депозитам) в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях Республики Беларусь, не влекущие перехода права собственности на эти белорусские рубли;

операции с иностранной валютой по счетам и вкладам (депозитам) в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях Республики Беларусь, банках и иных кредитных организациях за пределами Республики Беларусь, не влекущие перехода права собственности на эту иностранную валюту.

Покупка резидентом у резидента за белорусские рубли доли в уставном фонде нерезидента не является по своей сути валютной операцией, поэтому ограничения, установленные Законом и Правилами № 72 в данном случае не действуют. Следовательно, рассматриваемая операция совершается без разрешения Нацбанка РБ.

Примечание 2. Верность копий представляемых в Нацбанк РБ документов должна быть засвидетельствована подписью руководителя субъекта валютных операций и печатью (для физического лица - его подписью), если иное не установлено Инструкцией № 15. Применение факсимильной подписи не допускается. Документы и (или) их копии представляются на одном из государственных языков Республики Беларусь.

 

29.01.2010 г.

 

Денис Сафаревич, главный юрисконсульт управления правовой и кадровой работы закрытого акционерного общества «Абсолютбанк»