


Материал помещен в архив
АЛГОРИТМ ЮРИДИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ ПО ПОЛУЧЕНИЮ РАЗРЕШЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА ПРОВЕДЕНИЕ ВАЛЮТНОЙ ОПЕРАЦИИ, СВЯЗАННОЙ С ДВИЖЕНИЕМ КАПИТАЛА, ПРЕДУСМАТРИВАЮЩЕЙ РАСЧЕТЫ ПО ОБЯЗАТЕЛЬСТВАМ, ВОЗНИКШИМ У СУБЪЕКТА ВАЛЮТНЫХ ОПЕРАЦИЙ - РЕЗИДЕНТА (КРОМЕ БАНКА) ПЕРЕД НЕРЕЗИДЕНТОМ НА ОСНОВАНИИ ЗАКЛЮЧЕННОГО МЕЖДУ НИМИ ДОГОВОРА ПЕРЕВОДА ДОЛГА ИЛИ УСТУПКИ ТРЕБОВАНИЯ
Валютные операции, проводимые между резидентами и нерезидентами, подразделяются на текущие валютные операции и валютные операции, связанные с движением капитала (часть вторая ст.4 Закона РБ от 22.07.2003 № 226-З «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее - Закон)).
![]() |
Справочно Резиденты: • физические лица - граждане Республики Беларусь, а также иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие вид на жительство в Республике Беларусь; • юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Республики Беларусь, с местом нахождения в Республике Беларусь, а также их филиалы и представительства, находящиеся за пределами Республики Беларусь; • дипломатические и иные официальные представительства, консульские учреждения Республики Беларусь, находящиеся за пределами Республики Беларусь; • Республика Беларусь, ее административно-территориальные единицы, участвующие в отношениях, регулируемых валютным законодательством Республики Беларусь. Нерезиденты: • физические лица - иностранные граждане и лица без гражданства, за исключением иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих вид на жительство в Республике Беларусь; • юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местом нахождения за пределами Республики Беларусь, а также их филиалы и представительства, находящиеся в Республике Беларусь и за ее пределами; • организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местом нахождения за пределами Республики Беларусь, а также их филиалы и представительства, находящиеся в Республике Беларусь и за ее пределами; • дипломатические и иные официальные представительства, консульские учреждения иностранных государств, находящиеся в Республике Беларусь и за ее пределами; • международные организации, их филиалы и представительства; • иностранные государства, их административно-территориальные единицы, участвующие в отношениях, регулируемых валютным законодательством Республики Беларусь. |
Порядок проведения текущих валютных операций
В соответствии со ст.5 Закона текущими валютными операциями являются валютные операции, проводимые между резидентами и нерезидентами и предусматривающие:
• осуществление расчетов по сделкам, предусматривающим экспорт и (или) импорт товаров (за исключением денежных средств, ценных бумаг и недвижимого имущества), охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, работ, услуг;
• осуществление расчетов по сделкам, предусматривающим передачу и (или) получение имущества в аренду (лизинг);
• перевод и получение дивидендов и иных доходов по инвестициям;
• операции неторгового характера (ст.6 Закона).
Текущие валютные операции осуществляются между резидентами и нерезидентами в порядке, установленном законодательными актами Республики Беларусь и (или) нормативными правовыми актами Национального банка РБ (далее - Нацбанк), без ограничений (часть первая ст.10 Закона). Однако здесь необходимо учитывать нормы Указа Президента РБ от 12.05.2009 № 240 «О некоторых вопросах в области валютного регулирования», которым в целях оперативного регулирования отношений на внутреннем валютном рынке, обеспечения стабильности курса национальной валюты, ограничения оттока капитала из страны Нацбанку предоставлено право устанавливать для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся резидентами Республики Беларусь в соответствии с Законом, ограничения по осуществлению отдельных текущих валютных операций. Используя предоставленное право, Нацбанк в п.15 Правил проведения валютных операций, утвержденных постановлением Правления Нацбанка РБ от 30.04.2004 № 72 (далее - Правила № 72), установил, что текущие валютные операции осуществляются между резидентами и нерезидентами без ограничений. Для проведения текущих валютных операций разрешений (лицензий) Нацбанка не требуется, за исключением валютных операций, предусматривающих перевод субъектом валютных операций - резидентом (кроме банка) нерезиденту денежных средств по договорам дарения (в т.ч. в виде пожертвований), которые проводятся на основании разрешения Нацбанка.
Порядок проведения валютных операций, связанных с движением капитала
В соответствии со ст.7 Закона валютными операциями, связанными с движением капитала, являются проводимые между резидентами и нерезидентами валютные операции, не относимые к текущим (т.е. которые не указаны в ст.5 и 6 Закона).
Таким образом, поскольку рассматриваемая валютная операция (валютная операция, предусматривающая расчеты по обязательствам, возникшим у субъекта валютных операций - резидента (кроме банка) перед нерезидентом на основании заключенного между ними договора перевода долга или уступки требования) не указана в ст.5 и 6 Закона, она является валютной операцией, связанной с движением капитала.
В соответствии с п.17 Правил № 72 субъекты валютных операций (кроме банков) осуществляют валютные операции, связанные с движением капитала:
1) на основании разрешений Нацбанка - валютные операции, указанные в п.18 Правил № 72;
2) без разрешений Нацбанка - валютные операции, указанные в ст.10 Закона;
3) в уведомительном порядке - валютные операции, указанные в п.20 Правил № 72.
Подпункт 18.11 п.18 Правил № 72 устанавливает, что субъекты валютных операций - резиденты (кроме банков) осуществляют на основании разрешений Нацбанка на проведение валютных операций, связанных с движением капитала, валютные операции, предусматривающие расчеты по обязательствам, возникшим у субъекта валютных операций - резидента (кроме банка) перед нерезидентом на основании заключенного между ними договора перевода долга или уступки требования.
Основным документом, регламентирующим порядок получения разрешения Нацбанка, является Инструкция о порядке выдачи разрешений на проведение валютных операций и на открытие счетов за пределами Республики Беларусь, а также представления в банк уведомлений при совершении валютных операций, связанных с движением капитала, утвержденная постановлением Правления Нацбанка РБ от 28.01.2008 № 15 (далее - Инструкция № 15).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 29 ноября 2015 г. взамен Инструкции № 15 постановлением Правления Нацбанка РБ от 26.08.2015 № 514 утверждена Инструкция о порядке выдачи разрешений и представления уведомлений, необходимых для целей валютного регулирования. С 1 марта 2019 г. в Правила № 72 на основании постановления Правления Национального банка Республики Беларусь от 19.12.2018 № 612 внесены изменения. |
Алгоритм действий по получению разрешения на проведение валютной операции, связанной с движением капитала
| |||||
Заключение договора перевода долга или уступки требования (примечание 1) | |||||
▼ | |||||
Анализ субъектного состава сторон договора (при условии, что резидент не является банком) | |||||
▼ | ▼ | ||||
Резидент - Резидент |
Резидент - Нерезидент | ||||
▼ | ▼ | ||||
С точки зрения валютного законодательства Республики Беларусь не является валютной операцией, связанной с движением капитала. Следовательно, не требует получения разрешения Нацбанка на проведение валютной операции, связанной с движением капитала. Осуществляется в общем порядке | По субъектному составу сторон договор подпадает под действие подп.18.11 п.18 Правил № 72 | ||||
▼ | |||||
Анализ правовой природы обязательств резидента | |||||
▼ | ▼ | ||||
Обязательства резидента возникли перед нерезидентом не из договора перевода долга или уступки требования | Обязательства резидента возникли перед нерезидентом из договора перевода долга или уступки требования | ||||
▼ | ▼ | ||||
Не подпадает под действие подп.18.11 п.18 Правил № 72 и осуществляется в общем порядке | По правовой природе обязательств резидента договор подпадает под действие подп.18.11 п.18 Правил № 72 | ||||
▼ | |||||
Все критерии (субъектный состав и правовая природа обязательств резидента) указывают на то, что данная валютная операция, связанная с движением капитала, подпадает под действие подп.18.11 п.18 Правил № 72 и требует получения разрешения Нацбанка (примечание 2) | |||||
▼ | |||||
Обращение в Нацбанк за получением разрешения | |||||
▼ | |||||
В соответствии с п.30 Инструкции № 15 на проведение валютной операции, связанной с движением капитала, предусматривающей расчеты по обязательствам, возникшим у субъекта валютных операций - резидента (кроме банка) перед нерезидентом на основании заключенного между ними договора перевода долга или уступки требования, Нацбанк выдает разрешение до момента проведения резидентом расчетов с нерезидентом по данной валютной операции | |||||
▼ | |||||
В соответствии с п.35 Инструкции № 15 субъект валютных операций должен представить в Нацбанк следующие документы: 1. Письменное заявление произвольной формы (образец см. ниже), заполненное машинописным текстом, с указанием конкретных видов валютных операций, по которым испрашивается получение разрешения, а также содержащее экономическое обоснование необходимости проведения операции. В заявлении, подписанном руководителем субъекта валютных операций, в обязательном порядке указываются местонахождение субъекта валютных операций, контактный телефон. В заявлении должно быть подтверждено согласие субъекта валютных операций на представление отчетности либо иной информации о проводимой валютной операции по форме и в порядке, установленным Инструкцией № 15. 2. Копию документа о государственной регистрации (перерегистрации) юридического лица, индивидуального предпринимателя (свидетельство о государственной регистрации, выписку из решения местного исполнительного или распорядительного органа, Министерства юстиции РБ и т.п.). 3. Копию документа, являющегося основанием для проведения соответствующей сделки. К документу прилагаются имеющиеся на дату обращения в Нацбанк дополнения и приложения (при их наличии) (примечание 3) | |||||
▼ | |||||
Выдача разрешений Нацбанка, решения о приостановлении, прекращении действия разрешений осуществляется Главным управлением валютного регулирования и валютного контроля Нацбанка (далее - Главное управление) за подписью Председателя Правления Нацбанка либо его заместителя, направляющего деятельность Главного управления. Письменный отказ в выдаче разрешений Нацбанка осуществляется Главным управлением за подписью Председателя Правления Нацбанка, либо его заместителя, направляющего деятельность Главного управления, либо начальника Главного управления | |||||
▼ | |||||
Выдача разрешения (продление срока действия разрешения), а также письменный отказ в его выдаче с указанием причин осуществляется Главным управлением в течение 15 рабочих дней с даты поступления всех необходимых документов в Нацбанк. В случае если Нацбанком запрашивается дополнительная информация, срок выдачи разрешения либо направления письменного отказа в его выдаче не должен превышать 10 календарных дней с даты поступления в Нацбанк всей дополнительно запрошенной информации | |||||
▼ | |||||
Основаниями для отказа в выдаче (продлении срока действия) разрешения являются (п.19 Инструкции № 15): - представление заявителем ненадлежащим образом оформленных документов и (или) непредставление заявителем документов, необходимых для получения разрешения; - представление заявителем недостоверной информации; - наличие на дату представления документов информации налоговых и других государственных органов о неисполненных обязательствах, возникших в результате нарушения субъектом валютных операций - резидентом законодательства Республики Беларусь в области банковского, налогового, таможенного, валютного регулирования, в т.ч. нарушения условий ранее выданных лицензий, разрешений Нацбанка; - проведение на дату обращения в Нацбанк валютной операции, с просьбой о выдаче разрешения на осуществление которой обращается заявитель; - наличие на дату обращения в Нацбанк у субъекта валютных операций - резидента задолженности по налогам, сборам (пошлинам), иным обязательным платежам в бюджет, в т.ч. государственные целевые бюджетные фонды, контроль за уплатой которых в соответствии с законодательством возложен на налоговые органы; - неустойчивое финансовое положение субъекта валютных операций - резидента согласно представленным финансовым документам; - обращение за получением разрешения до истечения одного года со дня вынесения решения о прекращении действия разрешения по основаниям, перечисленным в Инструкции № 15; - непрохождение должностными лицами субъекта валютных операций тестирования для работы с иностранной валютой (для случаев, когда требуется прохождение тестирования); - в иных случаях, установленных Инструкцией № 15 | |||||
▼ | ▼ | ||||
Заявление на получение разрешения удовлетворено | Заявление на получение разрешения не удовлетворено | ||||
▼ | ▼ | ||||
Нацбанк оформляет и выдает разрешение на проведение валютной операции, связанной с движением капитала. Выдача разрешений Нацбанка на проведение валютных операций осуществляется путем оформления разрешения в произвольной форме. Проведение валютных операций, на которые получено разрешение (в т.ч. проведение по ним расчетов в иностранной валюте), может осуществляться только субъектами валютных операций, получившими данное разрешение. Передача права по полученному разрешению другому лицу не допускается |
Решения об отказе в выдаче разрешения, приостановлении, прекращении действия выданного разрешения могут быть обжалованы в судебном порядке |
Приостановление действия разрешения
Действие разрешения может быть приостановлено вследствие (п.21 Инструкции № 15):
• непредставления или несвоевременного представления Нацбанку (Главному управлению по области) субъектом валютных операций отчетности, иной необходимой информации, предусмотренной Инструкцией № 15, а также иными законодательными актами;
• непредставления субъектом валютных операций информации при проведении Нацбанком (Главным управлением по области) проверок по вопросу соблюдения условий выданного Нацбанком (Главным управлением по области) разрешения;
• нарушения законодательства в области валютного регулирования;
• письменного требования государственных органов, уполномоченных осуществлять контроль за деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, о приостановлении действия выданного Нацбанком разрешения.
Национальный банк приостанавливает действие разрешения путем направления в адрес лица, которому было выдано такое разрешение, соответствующего письменного сообщения, подписанного заместителем Председателя Правления Нацбанка, направляющего деятельность Главного управления.
Лицо, получившее письменное сообщение о приостановлении действия разрешения, обязано в срок, установленный Нацбанком, устранить выявленные нарушения и представить в Нацбанк документальное подтверждение устранения нарушений, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении действия разрешения.
На время приостановления действия разрешения осуществление лицом указанных в разрешении валютных операций запрещается.
При возобновлении действия разрешения соответствующее письмо Нацбанка направляется в адрес заявителя после представления необходимой информации, документов и отчетных данных.
Внесение изменений и (или) дополнений в разрешение
В случае реорганизации юридического лица в форме слияния, преобразования, выделения или разделения вновь созданное юридическое лицо в месячный срок со дня своей государственной регистрации, а также в случае государственной регистрации изменений и (или) дополнений, внесенных в учредительные документы юридического лица, в соответствии с которыми требуется внесение изменений и (или) дополнений в разрешение, обязано подать в Нацбанк заявление с приложением необходимых документов для получения нового разрешения в порядке, установленном Инструкцией № 15 (п.23 Инструкции № 15).
При реорганизации юридического лица в форме выделения либо присоединения к нему другого юридического лица указанный срок для подачи заявления исчисляется со дня внесения в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - ЕГР) сведений о прекращении деятельности присоединенного юридического лица. Действие ранее выданных разрешений прекращается с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица, а при реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица - с момента внесения в ЕГР записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.
В случае изменения наименования, местонахождения юридического лица, фамилии, имени, отчества, местожительства индивидуального предпринимателя, физического лица, получивших разрешение, изменения законодательства, в соответствии с которым требуется внесение изменений и (или) дополнений в данное разрешение, а также иных сведений заявитель обязан в месячный срок с момента проведения указанных изменений обратиться в Нацбанк с заявлением для внесения соответствующих изменений и (или) дополнений в разрешение в порядке, установленном Инструкцией № 15.
Прекращение действия разрешения
Национальный банк прекращает действие разрешения до истечения установленного срока по следующим основаниям (п.22 Инструкции № 15):
• по письменному обращению физического лица либо субъекта валютных операций - резидента;
• при выявлении нарушений установленного разрешением режима счета в банке-нерезиденте;
• при выявлении нарушений требований разрешения на проведение валютных операций, подтвержденных актами проверок;
• при выявлении нарушений валютного, банковского, таможенного, налогового законодательства;
• при выявлении недостоверной информации, послужившей основанием для выдачи разрешения на проведение валютной операции;
• при отсутствии движения средств по счету, открытому в банке-нерезиденте на основании разрешения Нацбанка, в течение 6 месяцев;
• по письменному требованию государственных органов, уполномоченных осуществлять контроль за деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, о прекращении действия разрешения;
• при нарушении сроков подачи заявления на прохождение тестирования вновь назначенным должностным лицом субъекта валютных операций;
• при непрохождении повторного тестирования вновь назначенным должностным лицом субъекта валютных операций.
В случае установления Нацбанком (главными управлениями по областям) фактов осуществления валютных операций, открытия счетов в банках-нерезидентах без разрешений материалы о выявленных нарушениях направляются в Комитет государственного контроля РБ (п.26 Инструкции № 15).
Действие разрешений прекращается:
• при реорганизации юридического лица;
• при ликвидации юридического лица, прекращении деятельности индивидуального предпринимателя.
Решение о прекращении действия разрешения принимает Нацбанк и направляет письменное сообщение о прекращении действия разрешения за подписью заместителя Председателя Правления Нацбанка, направляющего деятельность Главного управления.
В случае утраты разрешения по письменному обращению в Нацбанк в течение 10 рабочих дней выдается дубликат данного разрешения. До выдачи дубликата разрешения действие разрешения не приостанавливается (п.24 Инструкции № 15).
Пример заявления о выдаче разрешения на проведение валютной операции, связанной с движением капитала
(Оформляется на фирменном бланке)
|
Национальный банк Республики Беларусь Главное управление валютного регулирования и валютного контроля |
ЗАЯВЛЕНИЕ
Общество с ограниченной ответственностью (ООО) «А» обращается с просьбой выдать разрешение Национального банка Республики Беларусь на проведение валютной операции, связанной с движением капитала, предусматривающей расчеты по обязательствам, возникшим у субъекта валютных операций - резидента (кроме банка) перед нерезидентом на основании заключенного между ними договора перевода долга или уступки требования.
Необходимость в проведении данной валютной операции вызвана следующим. Общество с ограниченной ответственностью «А» является ведущим экспортером отечественной древесины. В ООО «А» на данный момент работает 3 000 человек.
За последние 12 месяцев сбыт нашей продукции сократился на 50 %, склады затоварены, прекратились заказы на поставку продукции.
Для выхода из кризисного положения ООО «А» заключило договор займа с нерезидентом «К» (кредитор). Однако в силу объективных причин не смогло самостоятельно рассчитаться по данному договору. Между ООО «А» и нерезидентом «Б» был заключен договор перевода долга, по которому ООО «А» (должник) переводит, а нерезидент «Б» (новый должник) принимает на себя обязательство должника перед кредитором. Должник возмещает новому должнику через 6 месяцев сумму в размере принятой им на себя задолженности перед кредитором по договору перевода долга.
С учетом вышеизложенного просим выдать разрешение Национального банка Республики Беларусь на проведение валютной операции, связанной с движением капитала, предусматривающей расчеты по обязательствам, возникшим у субъекта валютных операций - резидента (кроме банка) перед нерезидентом на основании заключенного между ними договора перевода долга или уступки требования.
Общество с ограниченной ответственностью «А» согласно на представление отчетности либо иной информации о проводимой валютной операции по форме и в порядке, установленным Инструкцией о порядке выдачи разрешений на проведение валютных операций и на открытие счетов за пределами Республики Беларусь, а также представления в банк уведомлений при совершении валютных операций, связанных с движением капитала, утвержденной постановлением Правления Нацбанка РБ от 28.01.2008 № 15.
Местонахождение ООО «А»: Республика Беларусь, г.Минск, пр-т Независимости, 92, комн.705.
Контактное лицо: Сергеев Сергей Петрович.
Контактный телефон: 203 00 33.
Директор |
И.И.Иванов |
(Подпись скрепляется печатью ООО «А») | |
Сергеев 203 00 33 |
Примечание 1. В соответствии со ст.353 Гражданского кодекса РБ (далее - ГК) право (требование), принадлежащее кредитору на основании обязательства, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования) или перейти к другому лицу на основании акта законодательства.
Для перехода к другому лицу прав кредитора не требуется согласия должника, если иное не предусмотрено законодательством или договором.
Если должник не был письменно уведомлен о состоявшемся переходе прав кредитора к другому лицу, новый кредитор несет риск вызванных этим неблагоприятных для него последствий. В этом случае исполнение обязательства первоначальному кредитору признается исполнением надлежащему кредитору.
В соответствии со ст.355 ГК, если иное не предусмотрено законодательством или договором, право первоначального кредитора переходит к новому кредитору в том объеме и на тех условиях, которые существовали к моменту перехода права. В частности, к новому кредитору переходят права, обеспечивающие исполнение обязательства, а также другие связанные с требованием права, в т.ч. право на неуплаченные проценты.
Уступка требования кредитором другому лицу допускается, если она не противоречит законодательству или договору. Не допускается без согласия должника уступка требования по обязательству, в котором личность кредитора имеет существенное значение для должника (ст.359 ГК).
В соответствии со ст.360 ГК уступка требования, основанного на сделке, совершенной в простой письменной или нотариальной форме, должна быть совершена в соответствующей письменной форме. Уступка требования по сделке, требующей государственной регистрации, должна быть зарегистрирована в порядке, установленном для регистрации этой сделки, если иное не установлено законодательством.
Первоначальный кредитор, уступивший требование, отвечает перед новым кредитором за недействительность переданного ему требования, но не отвечает за неисполнение этого требования должником, кроме случая, когда первоначальный кредитор принял на себя поручительство за должника перед новым кредитором (ст.361 ГК).
В соответствии со ст.362 ГК перевод должником своего долга на другое лицо допускается лишь с согласия кредитора.
Новый должник вправе выдвигать против требования кредитора возражения, основанные на отношениях между кредитором и первоначальным должником (ст.363 ГК).
Примечание 2. Субъекту валютных операций - резиденту (кроме банков) разрешение Нацбанка в рамках подп.18.11 п.18 Правил № 72 требуется в следующих ситуациях:
1. Между субъектом валютных операций - резидентом и нерезидентом заключен договор перевода долга, по которому должник (резидент) переводит, а новый должник (нерезидент) принимает на себя обязательство должника перед кредитором. Должник (резидент) возмещает новому должнику (нерезиденту) сумму в размере принятой им на себя задолженности перед кредитором по договору перевода долга.
2. Между субъектом валютных операций - резидентом и нерезидентом заключен договор уступки требования, по которому кредитор (нерезидент) уступает новому кредитору (резиденту) право требования платежа с должника. Новый кредитор (резидент) возмещает кредитору (нерезиденту) сумму уступленного требования.
Примечание 3. Верность копий представляемых в Нацбанк документов должна быть засвидетельствована подписью руководителя субъекта валютных операций и печатью (для физического лица - его подписью), если иное не установлено Инструкцией № 15. Применение факсимильной подписи не допускается. Документы и (или) их копии представляются на одном из государственных языков Республики Беларусь.
09.01.2013
Денис Сафаревич, главный юрисконсульт управления правовой и кадровой работы закрытого акционерного общества «Абсолютбанк»