


Материал помещен в архив. Актуальный материал по теме см. здесь
АЛГОРИТМ ЮРИДИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК ПО ПРОЦЕДУРЕ ЭЛЕКТРОННОГО АУКЦИОНА
С 1 января 2013 г. вступил в силу Закон РБ от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее - Закон), в соответствии с которым к видам процедур государственных закупок отнесены:
1) открытый конкурс;
2) закрытый конкурс;
3) электронный аукцион;
4) процедура запроса ценовых предложений;
5) процедура закупки из одного источника;
6) биржевые торги (ст.17 Закона).
В связи с наличием отличительных особенностей предлагаем проанализировать порядок осуществления государственных закупок по процедуре электронного аукциона.
Правовая регламентация
Порядок осуществления государственных закупок регулируют:
1) Закон;
2) Указ Президента РБ от 29.12.2012 № 576 «О некоторых вопросах государственных закупок товаров (работ, услуг)» (далее - Указ № 576);
3) Указ Президента РБ от 16.01.2002 № 40 «О дополнительных мерах по регулированию экономических отношений»;
4) постановление Совета Министров РБ от 22.08.2012 № 778 «О некоторых мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее - постановление № 778);
5) постановление Совета Министров РБ от 20.12.2008 № 1987 «О некоторых вопросах осуществления государственных закупок».
Общая характеристика государственной закупки по процедуре электронного аукциона
Процедура электронного аукциона - вид процедуры государственной закупки, представляющий собой гласный и конкурентный способ выбора поставщика (подрядчика, исполнителя) при осуществлении государственных закупок на электронных торговых площадках (п.1 ст.41 Закона).
Особенность. Торги на электронном аукционе проходят на понижение цены.
Электронные аукционы проводятся на электронных торговых площадках операторов, определяемых Советом Министров РБ, в частности, информационным республиканским унитарным предприятием «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен» и открытым акционерным обществом «Белорусская универсальная товарная биржа» (п.3 постановления № 778).
Субъектный состав процедуры электронного аукциона
Субъектный состав процедуры электронного аукциона:
1) оператор электронной торговой площадки - юридическое лицо, обеспечивающее функционирование электронной торговой площадки, т.е. информационной торговой системы, предназначенной для проведения электронных аукционов, доступ к которой осуществляется через сайт в сети Интернет (абзац 9 ст.1 Закона);
2) заказчик - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, являющиеся получателями бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов для приобретения товаров (работ, услуг) и осуществляющие такое приобретение, в т.ч. через обособленное подразделение юридического лица (включая филиал либо представительство), уполномоченное руководителем этого юридического лица на приобретение товаров (работ, услуг) за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов от его имени, а также иное юридическое лицо в случаях, определяемых Советом Министров РБ (абзац 4 ст.1 Закона);
3) организатор - юридическое лицо, выполняющее от имени заказчика часть его функций по организации и проведению процедур государственных закупок (абзац 10 ст.1 Закона);
4) участник (процедуры государственных закупок) - юридическое или физическое лицо, в т.ч. индивидуальный предприниматель, представившее предложение (п.1 ст.14 Закона);
5) организатор при централизации государственных закупок (при организации процедур закупок однородных товаров для нужд нескольких заказчиков). При централизации государственных закупок государственным органом (организацией) для заказчиков, находящихся в подчинении (входящих в состав, систему) этого государственного органа (организации) либо акции (доли в уставных фондах) которых находятся в государственной собственности и переданы в его управление, а также для самого государственного органа (организации) определяется организатор закупок из числа:
- подчиненных ему (входящих в его состав, систему) организаций либо организаций, акции (доли в уставных фондах) которых находятся в государственной собственности и переданы ему в управление;
- иных организаций по согласованию с государственным органом (организацией), в подчинении (составе, системе) которого находятся такие организации либо в управление которого переданы находящиеся в государственной собственности акции (доли в уставных фондах) этих организаций (с их согласия) (подп.1.2 п.1 Указа № 576).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» Со 2 января 2014 г. нормы п.1 Указа № 576 перенесены в п.1 Указа Президента РБ от 31.12.2013 № 590 «О некоторых вопросах государственных закупок товаров (работ, услуг)». |
Государственный орган (организация) может выступать организатором при централизации государственных закупок.
Порядок взаимодействия организатора и заказчиков при проведении государственных закупок устанавливается государственным органом (организацией), в подчинении (составе, системе) которого находится этот организатор либо которому переданы в управление его акции (доля в уставном фонде), находящиеся в государственной собственности, и в т.ч. должен включать перечень товаров, процедуры государственных закупок которых организует и проводит данный организатор (подп.1.3 п.1 Указа № 576).
Случаи проведения государственной закупки по процедуре электронного аукциона
Процедура электронного аукциона применяется при проведении государственных закупок по перечню товаров (работ, услуг), определяемому Советом Министров РБ (перечень товаров (работ, услуг), государственные закупки которых осуществляются с применением электронных аукционов, утвержден постановлением № 778).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 13 декабря 2017 г. следует применять перечень товаров (работ, услуг), государственные закупки которых осуществляются с применением электронных аукционов, с учетом изменений, внесенных постановлением Совета Министров РБ от 07.09.2017 № 679. |
При этом в данном перечне не могут содержаться товары, включенные в перечень товаров, государственные закупки которых осуществляются с применением биржевых торгов открытого акционерного общества «Белорусская универсальная товарная биржа» (утвержден постановлением № 778).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 27 января 2016 г. перечень товаров, государственные закупки которых осуществляются с применением биржевых торгов открытого акционерного общества «Белорусская универсальная товарная биржа», изложен в новой редакции постановлением Совета Министров РБ от 27.01.2016 № 68. |
Преференциальная поправка
Преференциальная поправка применяется к цене предложения участника в размере:
а) 15 % - в случае предложения им товаров (работ, услуг) происхождения Республики Беларусь и (или) стран, которым в Республике Беларусь предоставляется национальный режим в соответствии с международными договорами Республики Беларусь;
б) 25 % - в случае предложения им товаров (работ, услуг) собственного производства организаций, в которых численность инвалидов составляет не менее 50 % от списочной численности работников (подп.1.7 п.1 постановления № 778).
Правила применения преференциальной поправки
При проведении процедуры электронного аукциона в ходе торгов на электронной торговой площадке для участников (а, б) отображаются одновременно текущая ставка и соответствующая ей ставка, увеличенная на 15 или 25 %.
В случае выбора участником-победителем участника (а, б) договор на государственную закупку с таким участником заключается по цене последней ставки данного участника, увеличенной соответственно на 15 или 25 %.
Преференциальная поправка не применяется в отношении части товаров (работ, услуг), являющихся предметом закупки, в т.ч. его лотом (частью).
Алгоритм проведения государственных закупок по процедуре электронных аукционов
Шаг 1. Формирование комиссии для проведения процедур государственных закупок.
Комиссия формируется заказчиком (организатором) (п.1 ст.19 Закона, п.1 Положения о комиссии, создаваемой заказчиком (организатором) при организации и проведении открытых конкурсов, закрытых конкурсов, электронных аукционов или процедур запроса ценовых предложений, утвержденного постановлением № 778; далее - Положение); создается в виде постоянно действующей комиссии для организации и проведения процедур государственных закупок либо для организации и проведения конкретной процедуры государственной закупки в составе не менее 5 человек (пп.4, 8 Положения).
Компетенция комиссии:
• открывает предложения (рассматривает первые разделы предложений в случае проведения электронного аукциона);
• проверяет предложения на их соответствие требованиям документов, предоставляемых участникам для подготовки предложения;
• при необходимости предлагает участникам обеспечить приведение предложений в соответствие с требованиями документов, предоставляемых участникам для подготовки предложения;
• при необходимости запрашивает у участников дополнительную информацию, касающуюся разъяснения представленных ими предложений;
• проводит проверку соответствия участников требованиям к составу участников и (или) требованиям к квалификационным данным участников, если это предусмотрено документами, предоставляемыми участникам для подготовки предложения;
• отклоняет предложения;
• оценивает и сравнивает предложения, определяет одного или нескольких (в случае если предмет государственной закупки разделен на части (лоты)) участников-победителей;
• признает процедуру государственной закупки несостоявшейся и рекомендует заказчику (организатору) проведение повторной аналогичной процедуры государственной закупки или иной процедуры государственной закупки;
• при необходимости привлекает экспертов для получения экспертного заключения по оценке предложений (п.15 Положения).
Правила работы комиссии:
• работа организуется в форме заседаний, которые считаются правомочными, если на них присутствует не менее 2/3 состава комиссии;
• решение принимается открытым голосованием и считается принятым, если за него проголосовало большинство членов комиссии, присутствующих на заседании; при равном распределении голосов принимается решение, за которое проголосовал председательствующий на заседании комиссии;
• решения, а также действия (бездействие) членов комиссии могут быть обжалованы в порядке, определенном законодательством о государственных закупках.
Шаг 2. Аккредитация на электронной торговой площадке.
Под аккредитацией на электронной торговой площадке понимается предоставление оператором электронной торговой площадки прав доступа на электронную торговую площадку в целях:
• проведения электронных аукционов - заказчику (организатору);
• участия в электронных аукционах - потенциальным поставщикам (подрядчикам, исполнителям) (п.1 ст.42 Закона).
![]() |
Справочно Аккредитация осуществляется оператором электронной торговой площадки на срок не менее 3 лет (п.2 ст.42 Закона). |
Лица, не прошедшие аккредитацию на электронной торговой площадке, не допускаются к проведению электронного аукциона и участию в нем.
Аккредитации подлежат:
• юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие статус заказчика;
• юридические лица, имеющие статус организатора;
• юридические и физические лица, в т.ч. индивидуальные предприниматели, имеющие статус потенциального поставщика (подрядчика, исполнителя) (п.2 Положения о порядке аккредитации на электронной торговой площадке, утвержденного постановлением № 778; далее - Положение № 778).
По общему правилу для аккредитации на электронных торговых площадках юридические и физические лица, в т.ч. индивидуальные предприниматели, или их уполномоченные представители должны получить сертификаты открытых ключей электронной цифровой подписи в удостоверяющих центрах электронных торговых площадок либо в иных удостоверяющих центрах, определенных соответственно оператором официального сайта или оператором электронной торговой площадки, либо в удостоверяющих центрах, аккредитованных в Государственной системе управления открытыми ключами.
Одновременно до 1 января 2014 г. допускается аккредитация на официальном сайте без использования электронной цифровой подписи (п.4 Положения № 778).
Шаг 3. Размещение приглашений к участию в процедурах государственных закупок и представление аукционных документов для подготовки предложений.
Заказчик (организатор) размещает приглашение на официальном сайте в сети Интернет, созданном для размещения на нем информации о государственных закупках и актов законодательства о государственных закупках (http://www.icetrade.by).
Заказчик (организатор) размещает аукционные документы в форме электронного документа одновременно с приглашением на официальном сайте и в открытом доступе на электронной торговой площадке.
![]() |
Обратите внимание! До размещения приглашения на официальном сайте и на электронной торговой площадке представление участникам аукционных документов, в т.ч. для ознакомления, не допускается. |
Требования к аукционным документам, которые утверждаются заказчиком (организатором) до размещения приглашения:
а) обязательные сведения, содержащиеся в аукционных документах:
- сведения, указываемые в приглашении, в т.ч. описание предмета государственной закупки, включая объем (количество), а также срок (сроки) и место поставки или приобретения иным способом товаров (выполнения работ, оказания услуг), являющихся предметом государственной закупки;
- описание частей (лотов) предмета государственной закупки, если предмет государственной закупки состоит из частей (лотов);
- требования к сроку и (или) объему предоставления гарантий качества товара (работы, услуги), обслуживанию товара, расходам на эксплуатацию товара;
- проект договора (в случае, если предмет государственной закупки разделен на части (лоты), - проект договора в отношении каждой части (лота)) и срок его заключения;
- сведения, которые должны содержаться в предложении, требования к его оформлению с учетом регламента оператора электронной торговой площадки, а также требования к сроку действия предложения;
- формула расчета ставки;
- наименование валюты, в которой должна быть выражена ставка;
- условия применения преференциальной поправки, если ее применение установлено Советом Министров РБ;
- шаг электронного аукциона;
- порядок разъяснения аукционных документов;
- указание актов законодательства о государственных закупках, в соответствии с которыми проводится процедура государственной закупки (п.1 ст.43 Закона).
![]() |
Обратите внимание! Указанные выше требования аукционных документов императивны, их отсутствие может быть квалифицировано как нарушение порядка выбора поставщика (подрядчика, исполнителя); |
б) факультативные сведения, которые могут содержаться в аукционных документах:
- требования к аукционному обеспечению и (или) обеспечению исполнения договора;
- наименование валюты и при необходимости обменный курс, которые будут использованы для перевода ставки в цену договора;
- иные требования в соответствии с Законом и иными законодательными актами (п.2 ст.43 Закона).
Любой участник, иное юридическое или физическое лицо, в т.ч. индивидуальный предприниматель, не позднее 5 рабочих дней до истечения срока для подготовки и подачи предложений вправе обратиться к заказчику (организатору) с запросом о разъяснении аукционных документов. Содержание запроса о разъяснении аукционных документов и ответ на него (без указания лица, направившего запрос) в форме электронного документа заказчик (организатор) размещает в открытом доступе на электронной торговой площадке не позднее чем за 3 рабочих дня до истечения срока для подготовки и подачи предложений. Не позднее рабочего дня, следующего за днем размещения таких сведений, оператор электронной торговой площадки извещает об этом участников электронного аукциона в порядке, установленном своим регламентом.
Шаг 4. Установление срока для подготовки и подачи предложений участником.
Срок для подготовки и подачи предложений должен составлять не менее 20 календарных дней со дня размещения приглашения на официальном сайте либо не менее 10 рабочих дней, если ориентировочная стоимость государственной закупки не превышает 3 000 базовых величин (п.1 ст.22 Закона).
Заказчик (организатор) вправе по собственной инициативе либо по запросу какого-либо участника или иного юридического или физического лица, в т.ч. индивидуального предпринимателя, изменить и (или) дополнить аукционные документы до истечения срока для подготовки и подачи предложений, за исключением требований к составу участников, а также требований к квалификационным данным участников, если такие требования были предусмотрены.
Корректировка срока (пример):
Дата размещения приглашения и аукционных документов | Дата изменения аукционных документов | Срок окончания подготовки и подачи предложений | Продление срока |
Общее правило | |||
08.01.2013 |
21.01.2013 |
28.01.2013 (21 день) |
04.02.2013 (с 21.01.2013 до 04.02.2013 период составляет 15 дней) |
Проведение повторного электронного аукциона или электронного аукциона в случае, если ориентировочная стоимость государственной закупки не превышает 3 000 базовых величин | |||
08.01.2013 |
18.01.2013 |
22.01.2013 (11 дней) |
24.01.2013 (с 18.01.2013 до 24.01.2013 период составляет 5 рабочих дней) |
Изменения и (или) дополнения к аукционным документам в форме электронного документа размещаются заказчиком (организатором) на официальном сайте и в открытом доступе на электронной торговой площадке. Не позднее рабочего дня, следующего за днем размещения таких изменений и (или) дополнений, оператор электронной торговой площадки извещает об этом участников электронного аукциона в порядке, установленном своим регламентом.
Шаг 5. Направление предложений участниками.
Предложение подается участником посредством его размещения на электронной торговой площадке в форме электронного документа и состоит из 2 разделов.
Требования к содержанию предложения участника. Первый раздел предложения должен содержать:
• сведения, указанные в аукционных документах, за исключением сведений, которые отражаются во втором разделе, а также заявление о праве на применение преференциальной поправки, если ее применение установлено Советом Министров РБ;
• заявление о согласии участника (в случае признания его участником-победителем) заключить договор на условиях, указанных в аукционных документах и его предложении, по форме, определенной регламентом оператора электронной торговой площадки;
• цену предложения в случае, если начальной ценой электронного аукциона заказчиком (организатором) определена наименьшая цена предложений участников, допущенных к торгам.
Второй раздел предложения должен содержать:
• наименование (фамилию, собственное имя, отчество (при наличии), данные документа, удостоверяющего личность, - для физического лица, в т.ч. индивидуального предпринимателя), место нахождения и учетный номер плательщика участника;
• документы, подтверждающие соответствие участника требованиям аукционных документов к составу участников, а также требованиям к квалификационным данным участников, если такие требования были предусмотрены;
• иные документы и сведения, представление которых предусмотрено аукционными документами.
Полномочия участников при представлении предложения:
• каждый участник вправе подать только одно предложение; если предмет государственной закупки состоит из частей (лотов), допускается подача одним участником не более одного предложения на каждую из частей (лотов);
• вправе внести изменения и (или) дополнения в предложение или отозвать его до истечения срока для подготовки и подачи предложений (пп.1, 6 ст.45 Закона);
• обязан обеспечить конфиденциальность сведений, содержащихся в предложениях.
Оператор электронной торговой площадки регистрирует предложения в порядке их размещения и извещает участника о дате и времени регистрации его предложения.
Полномочия оператора электронной торговой площадки:
• не допускает размещения предложения, если:
- не выполнено требование о подписании электронных документов, направляемых участником оператору электронной торговой площадки, электронной цифровой подписью лица, имеющего право действовать от имени участника;
- истек срок для подготовки и подачи предложений; участником уже подано одно предложение;
• обязан обеспечить конфиденциальность сведений, содержащихся в предложениях.
Шаг 6. Предоставление участниками аукционного обеспечения.
Правила о предоставлении аукционного обеспечения носят диспозитивный характер, что означает обязательность его предоставления участником в случае, если это предусмотрено приглашением и аукционными документами, за исключением участников, являющихся бюджетными организациями, для которых требование о предоставлении аукционного обеспечения не устанавливается.
Виды аукционного обеспечения (конкретный вид определяется участником):
1) банковская гарантия;
2) перечисление оператору электронной торговой площадки денежных средств.
Размер аукционного обеспечения: не более 3 % начальной цены электронного аукциона в случае, если такой ценой является ориентировочная стоимость государственной закупки, или цены предложения участника в случае, если начальной ценой электронного аукциона является наименьшая цена предложений участников, допущенных к торгам (п.2 ст.44 Закона).
Обеспечиваемые обязательства участника при предоставлении аукционного обеспечения:
• участник примет участие в торгах;
• участник-победитель не откажется от подписания договора;
• участник-победитель не нарушит срока подписания договора;
• участник-победитель предоставит обеспечение исполнения договора, если такое требование будет установлено в аукционных документах.
Последствия неисполнения обеспечиваемых обязательств участником, сделавшим последнюю (предпоследнюю) ставку:
• при перечислении оператору электронной торговой площадки денежных средств - денежные средства не позднее 3 рабочих дней, следующих за днем получения оператором электронной торговой площадки соответствующего уведомления заказчика (организатора), перечисляются оператором электронной торговой площадки в бюджет, за счет средств которого предусмотрено осуществление государственной закупки;
• при предоставлении банковской гарантии - оператор электронной торговой площадки не позднее 3 рабочих дней, следующих за днем получения соответствующего уведомления заказчика (организатора), передает банковскую гарантию лицу, в пользу которого гарантия была выдана и которое обеспечивает в установленном законодательством порядке перечисление соответствующих денежных средств в бюджет, за счет средств которого предусмотрено осуществление государственной закупки (п.6 ст.44 Закона).
Правила предоставления аукционного обеспечения: банковская гарантия предоставляется (денежные средства перечисляются) оператору электронной торговой площадки не позднее истечения срока для подготовки и подачи предложений. Срок действия аукционного обеспечения должен быть больше срока действия предложения не менее чем на 30 календарных дней (п.3 ст.44 Закона).
В течение одного рабочего дня после истечения срока для подготовки и подачи предложений оператор электронной торговой площадки проверяет наличие аукционного обеспечения и его соответствие аукционным документам. В случае если участник не предоставил аукционное обеспечение или предоставленное аукционное обеспечение не соответствует требованиям аукционных документов, оператор электронной торговой площадки уведомляет заказчика (организатора) об этом в порядке, установленном своим регламентом.
Случаи возврата аукционного обеспечения участникам: возвращается предоставившему его участнику при условии, если им не нарушены обеспечиваемые обязательства.
Аукционное обеспечение подлежит возврату, если:
• участник отозвал свое предложение до истечения срока для подготовки и подачи предложений. Возврат - не позднее 3 рабочих дней, следующих за днем поступления оператору электронной торговой площадки такого отзыва;
• предложение участника отклонено. Возврат - не позднее 3 рабочих дней, следующих за днем размещения на электронной торговой площадке соответствующего протокола комиссии;
• участники сделали последнюю и предпоследнюю ставки и признаны комиссией соответствующими требованиям аукционных документов к составу участников, а также требованиям к квалификационным данным участников. Возврат - не позднее 3 рабочих дней, следующих за днем уведомления заказчиком (организатором) оператора электронной торговой площадки о заключении договора с участником-победителем;
• иные участники. Возврат - не позднее 3 рабочих дней, следующих за днем размещения на электронной торговой площадке протокола комиссии о выборе участника-победителя либо об отмене электронного аукциона или признании его несостоявшимся.
Шаг 7. Рассмотрение и отклонение предложений.
Оператор электронной торговой площадки не позднее рабочего дня, следующего за днем истечения срока для подготовки и подачи предложений, обеспечивает доступ заказчика (организатора) к первым разделам предложений участников для их рассмотрения на соответствие требованиям аукционных документов.
Первые разделы предложений рассматриваются комиссией на соответствие аукционным документам не более 10 рабочих дней со дня истечения срока для подготовки и подачи предложений и не позднее чем за 2 рабочих дня до даты торгов.
Однако с учетом особенностей и (или) сложности предмета государственной закупки заказчиком (организатором) может быть установлен более длительный срок рассмотрения первых разделов предложений.
Комиссия может посредством электронной торговой площадки просить участника дать разъяснение по первому разделу его предложения, но не вправе допускать внесения в него изменений и (или) дополнений.
![]() |
Обратите внимание! Проведение переговоров между комиссией и участниками не допускается. |
Комиссия отклоняет предложение, если его первый раздел не отвечает требованиям аукционных документов либо содержит наименование (фамилию, собственное имя, отчество (при наличии)) участника или иные сведения и документы, идентифицирующие участника, а также вправе отклонить все предложения до выбора участника-победителя в случае отсутствия необходимого объема финансирования, нецелесообразности уменьшения объема (количества) предмета государственной закупки (п.2 ст.46 Закона).
Не позднее рабочего дня, следующего за днем рассмотрения первых разделов предложений, заказчик (организатор) размещает на официальном сайте и в открытом доступе на электронной торговой площадке протокол заседания комиссии по вопросу открытия предложений, который должен содержать:
• начальную цену электронного аукциона в случае, если начальной ценой электронного аукциона заказчиком (организатором) определена наименьшая цена предложений участников, допущенных к торгам;
• регистрационные номера предложений участников:
- допущенных к участию в торгах;
- имеющих право на преференциальную поправку, если ее применение установлено Советом Министров РБ;
- предложения которых были отклонены, с указанием причин отклонения (в случае отклонения одного или нескольких предложений);
• решение о проведении торгов либо отмене электронного аукциона или признании его несостоявшимся.
Оператор электронной торговой площадки направляет участникам соответствующие уведомления в течение рабочего дня, следующего за днем размещения на электронной торговой площадке протокола.
Шаг 8. Проведение торгов.
Условие проведения - наличие не менее 2 участников, допущенных к участию в них (в т.ч. в отношении частей (лотов) предмета государственной закупки).
С момента начала торгов на электронной торговой площадке должны отображаться:
• наименование предмета государственной закупки, включая объем (количество);
• наименование (фамилия, собственное имя, отчество (при наличии) - для индивидуального предпринимателя) заказчика (организатора);
• количество участников, допущенных к торгам;
• начальная цена электронного аукциона (его частей (лотов), если предмет государственной закупки разделен на части (лоты)) и шаг электронного аукциона;
• время, в течение которого участники могут делать ставку;
• ставки участников и время, когда эти ставки были сделаны;
• информация, позволяющая участникам в любой момент проведения торгов определить положение сделанной ими ставки по отношению к ставкам других участников.
![]() |
Обратите внимание! В ходе торгов отображать на электронной торговой площадке наименование (фамилию, собственное имя, отчество (при наличии), данные документа, удостоверяющего личность, - для физического лица, в т.ч. индивидуального предпринимателя), место нахождения и учетный номер плательщика участников не допускается. |
Порядок определения цены. Торги начинаются с начальной цены электронного аукциона.
В ходе торгов участники вправе делать ставку в течение 10 мин с момента начала торгов или очередной ставки с учетом величины, равной шагу электронного аукциона, в порядке, установленном регламентом оператора электронной торговой площадки. Если несколько участников сделают одинаковые ставки, учитывается ставка одного участника, сделанная ранее других.
Участник не вправе делать новую ставку, если предыдущая ставка сделана им, а также ставку, равную нулю.
Если в течение 10 мин с момента очередной ставки ни один из участников не сделал новую ставку, участнику, сделавшему последнюю ставку, предоставляется право в течение 10 мин уменьшить ее до любой положительной величины без учета величины шага электронного аукциона (это обусловлено тем, что электронный аукцион проводится на понижение цены).
Торги считаются оконченными в случае, если:
• в течение 10 мин с момента начала торгов ни один из участников не сделал ставку;
• в течение 10 мин с момента очередной ставки ни один из участников не сделал новую ставку и участник, сделавший последнюю ставку, уменьшил либо не уменьшил ее.
После окончания торгов на электронной торговой площадке отображаются начальная цена электронного аукциона, последняя ставка, в т.ч. с учетом ее уменьшения, предпоследняя ставка, а также наименование (фамилия, собственное имя, отчество (при наличии), данные документа, удостоверяющего личность, - для физического лица, в т.ч. индивидуального предпринимателя), место нахождения и учетный номер плательщика участников, сделавших эти ставки. Если на торгах не было сделано ни одной ставки, на электронной торговой площадке отображаются информация об этом и начальная цена электронного аукциона.
Оператор электронной торговой площадки формирует протокол торгов и размещает его на электронной торговой площадке в день окончания торгов, извещает об этом заказчика (организатора) и обеспечивает ему доступ ко вторым разделам предложений участников, сделавших последнюю и предпоследнюю ставки.
Шаг 9. Определение участника-победителя.
В течение 10 календарных дней, следующих за днем окончания торгов, комиссия:
• рассматривает вторые разделы предложений участников, сделавших последнюю и предпоследнюю ставки, на соответствие требованиям аукционных документов и на соответствие указанных участников требованиям к составу участников, а также требованиям к квалификационным данным участников, если такие требования были предусмотрены;
• выбирает участника-победителя электронного аукциона либо отменяет электронный аукцион или признает его несостоявшимся;
• вправе отклонить при рассмотрении вторых разделов предложений все предложения до выбора участника-победителя в случае отсутствия необходимого объема финансирования, нецелесообразности уменьшения объема (количества) предмета государственной закупки;
• при рассмотрении вторых разделов предложений отклоняет предложение, если:
- оно не отвечает требованиям аукционных документов;
- участник, представивший его, не соответствует требованиям к составу участников, а также требованиям к квалификационным данным участников, если такие требования были предусмотрены;
- участник, представивший его, не может участвовать в электронном аукционе (в соответствии с п.3 ст.14 Закона);
- установит, что участником, представившим его, направлены недостоверные документы и сведения;
- участник-победитель, представивший его, не выполняет установленные в аукционных документах требования, предшествующие подписанию договора.
![]() |
Обратите внимание! Проведение переговоров между комиссией и участниками, а также внесение изменений и (или) дополнений в предложения не допускаются. |
Участником - победителем электронного аукциона выбирается участник:
• сделавший последнюю ставку, при условии его соответствия требованиям аукционных документов к составу участников, а также требованиям к квалификационным данным участников;
• сделавший предпоследнюю ставку, при условии его соответствия требованиям аукционных документов к составу участников, а также требованиям к квалификационным данным участников, в случае, если предложение участника, сделавшего последнюю ставку, отклонено по одному из оснований, указанных выше, или участник, признанный участником-победителем, отказался от заключения договора.
Комиссия принимает решение о выборе участника-победителя либо об отмене электронного аукциона или признании его несостоявшимся, оформляемое протоколом, который должен содержать:
• наименование (фамилию, собственное имя, отчество (при наличии) - для физического лица, в т.ч. индивидуального предпринимателя) участников, сделавших последнюю и предпоследнюю ставки, с указанием величин сделанных ими ставок;
• информацию о соответствии (несоответствии) участников требованиям к составу участников, а также требованиям к квалификационным данным, если такие требования были предусмотрены;
• решение о выборе участника-победителя с информацией о цене договора, в соответствии с которой с ним должен быть заключен договор, если Советом Министров РБ установлено применение преференциальной поправки, либо об отмене электронного аукциона или признании его несостоявшимся с обоснованием этого.
Протокол размещается на официальном сайте и в открытом доступе на электронной торговой площадке не позднее рабочего дня, следующего за днем рассмотрения вторых разделов предложений.
Оператор электронной торговой площадки в течение 1 рабочего дня с момента размещения на электронной торговой площадке протокола извещает участников о размещении протокола в порядке, установленном своим регламентом.
Шаг 10. Заключение договора на государственную закупку.
Заказчик (организатор) заключает с участником-победителем договор на государственную закупку, о чем уведомляется оператор электронной торговой площадки не позднее рабочего дня, следующего за днем заключения договора, и размещает сообщение о результате электронного аукциона на официальном сайте и электронной торговой площадке.
Предоставление обеспечения исполнения договора. В случае если проектом договора и документами, представляемыми участнику для подготовки предложения, было предусмотрено предоставление обеспечения исполнения договора, участник-победитель предоставляет такое обеспечение одновременно с подписанным проектом договора (часть пятая п.3 ст.25 Закона).
![]() |
Справочно Договор может содержать условие о предоставлении обеспечения исполнения договора поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (кроме бюджетных организаций), размер (не более 15 % от цены договора, если иное не установлено законодательством о государственных закупках) и порядок предоставления которого устанавливаются в проекте договора и документах, представляемых участнику для подготовки предложения. Виды обеспечения: банковская гарантия, перечисление заказчику денежных средств, иные формы обеспечения исполнения обязательств, определяемые Советом Министров РБ (п.3 ст.25 Закона). |
Шаг 11. Составление справки о процедуре государственной закупки.
Справка составляется заказчиком (организатором) в течение 5 рабочих дней со дня заключения договора либо принятия решения об отмене процедуры государственной закупки или признании ее несостоявшейся. Требования к такой справке приведены в п.2 ст.29 Закона.
Отмена процедуры электронного аукциона
Заказчик (организатор) вправе отменить процедуру государственной закупки на любом этапе ее проведения в случае отсутствия финансирования, утраты необходимости приобретения товаров (работ, услуг), возникновения необходимости внесения изменений и (или) дополнений в предмет государственной закупки, требования к составу участников, требования к квалификационным данным участников, если такие требования были предусмотрены, а также в случае выявления заказчиком (организатором) нарушений при организации и проведении процедуры государственной закупки (п.5 ст.21 Закона).
Признание процедуры электронного аукциона несостоявшейся
Процедура электронного аукциона признается несостоявшейся (в целом либо в отношении отдельных частей (лотов) предмета государственной закупки) по истечении срока для подготовки и подачи предложений в случае, если:
• участник-победитель не определен (подано только одно предложение, не представлены предложения, в результате рассмотрения и отклонения предложений осталось менее 2 предложений, отклонены все предложения, в ходе торгов ни один из участников не сделал ставку);
• участник-победитель отказался от заключения договора;
• жалоба участника либо иного юридического или физического лица, в т.ч. индивидуального предпринимателя, признана обоснованной и уполномоченный государственный орган по государственным закупкам распорядился прекратить процедуру государственной закупки и обязал заказчика (организатора) провести повторную процедуру государственной закупки или в случае, предусмотренном п.33 приложения к Закону, - процедуру закупки из одного источника.
Действия заказчика (организатора) в случае признания процедуры государственной закупки несостоявшейся
Заказчик (организатор) вправе провести:
• повторную процедуру государственной закупки;
• процедуру запроса ценовых предложений в случае, если процедура государственной закупки признана несостоявшейся в отношении отдельных частей (лотов) предмета государственной закупки, ориентировочная стоимость государственной закупки по которым не превышает порогового значения, установленного Советом Министров РБ для применения процедуры запроса ценовых предложений;
• процедуру закупки из одного источника по согласованию с уполномоченным государственным органом по государственным закупкам, за исключением случаев, указанных в п.5 приложения к Закону, когда такое согласование не требуется.
29.03.2013
Ольга Бакиновская, кандидат юридических наук, доцент, заведующая кафедрой теории и истории государства и права Академии управления при Президенте Республики Беларусь
Юлия Амельченя, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского и хозяйственного права Академии управления при Президенте Республики Беларусь