Алгоритм от 05.03.2013
Автор: Бакиновская О., Амельченя Ю.

Алгоритм юридических действий при проведении государственных закупок по процедуре запроса ценовых предложений


 

Материал помещен в архив

 

Дополнительная информацияУстановить закладкуКомментарии АЛГОРИТМ ЮРИДИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК ПО ПРОЦЕДУРЕ ЗАПРОСА ЦЕНОВЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

С 1 января 2013 г. вступил в силу Закон РБ от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее - Закон), в соответствии с которым к видам процедур государственных закупок отнесены:

1) открытый конкурс;

2) закрытый конкурс;

3) электронный аукцион;

4) процедура запроса ценовых предложений;

5) процедура закупки из одного источника;

6) биржевые торги (ст.17 Закона).

В связи с наличием некоторых отличительных особенностей предлагаем проанализировать порядок осуществления государственных закупок по процедуре запроса ценовых предложений.

Правовая регламентация

Прядок осуществления государственных закупок регулируют:

1) Закон;

2) Указ Президента РБ от 29.12.2012 № 576 «О некоторых вопросах государственных закупок товаров (работ, услуг)» (далее - Указ № 576);

3) Указ Президента РБ от 16.01.2002 № 40 «О дополнительных мерах по регулированию экономических отношений»;

4) постановление Совета Министров РБ от 22.08.2012 № 778 «О некоторых мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее - постановление № 778);

5) постановление Совета Министров РБ от 20.12.2008 № 1987 «О некоторых вопросах осуществления государственных закупок».

Общая характеристика государственной закупки по процедуре запроса ценовых предложений

Процедура запроса ценовых предложений - вид процедуры государственной закупки, представляющий собой конкурентный способ выбора поставщика (подрядчика, исполнителя) при осуществлении государственных закупок, победителем которого признается участник, предложивший наименьшую цену предложения (п.1 ст.49 Закона).

Субъектный состав процедуры запроса ценовых предложений:

1) заказчик: юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, являющиеся получателями бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов для приобретения товаров (работ, услуг) и осуществляющие такое приобретение, в т.ч. через обособленное подразделение юридического лица (включая филиал либо представительство), уполномоченное руководителем этого юридического лица на приобретение товаров (работ, услуг) за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов от его имени, а также иное юридическое лицо в случаях, определяемых Советом Министров РБ (ст.1 Закона);

2) организатор: юридическое лицо, выполняющее от имени заказчика часть его функций по организации и проведению процедур государственных закупок (ст.1 Закона);

3) участник (процедуры государственных закупок): юридическое или физическое лицо, в т.ч. индивидуальный предприниматель, представившее предложение, - в случае процедуры запроса ценовых предложений (за исключением процедуры запроса ценовых предложений на государственную закупку, сведения о которой составляют государственные секреты) (п.1 ст.14 Закона);

4) организатор при централизации государственных закупок (т.е. при организации процедур закупок однородных товаров организатором для нужд нескольких заказчиков), определяемый из числа:

- подчиненных государственному органу (организации) (входящих в его состав, систему) организаций либо организаций, акции (доли в уставных фондах) которых находятся в государственной собственности и переданы ему в управление;

- иных организаций по согласованию с государственным органом (организацией), в подчинении (составе, системе) которого находятся такие организации либо в управление которого переданы находящиеся в государственной собственности акции (доли в уставных фондах) этих организаций (с их согласия).

Особенность (примечание). Организатор при централизации государственных закупок определяется в случае централизации государственных закупок государственным органом (организацией) для заказчиков, находящихся в подчинении (входящих в состав, систему) этого государственного органа (организации) либо акции (доли в уставных фондах) которых находятся в государственной собственности и переданы в его управление, а также для самого государственного органа (организации), если Президентом РБ не установлено иное (подп.1.2 п.1 Указа № 576).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

Со 2 января 2014 г. нормы п.1 Указа № 576 перенесены в п.1 Указа Президента РБ от 31.12.2013 № 590 «О некоторых вопросах государственных закупок товаров (работ, услуг)».

 

Но государственный орган (организация) может выступать организатором при централизации государственных закупок.

Случаи проведения государственной закупки по процедуре запроса ценовых предложений

Процедура запроса ценовых предложений применяется:

а) при государственной закупке товаров (работ, услуг), пороговое значение ориентировочной стоимости которых определяется Советом Министров РБ, в т.ч. товаров (работ, услуг) согласно перечням для применения электронных аукционов и биржевых торгов (утверждены постановлением № 778) (п.1 ст.49 Закона).

Так, в соответствии с подп.1.5 п.1 постановления № 778 установлено пороговое значение ориентировочной стоимости годовой потребности государственной закупки товаров (работ, услуг) - от 300 до 1 000 базовых величин.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 27 января 2016 г. пороговое значение ориентировочной стоимости годовой потребности государственной закупки товаров установлено более 300, но не более 1 000 БВ, работ (услуг) - более 300, но не более 3 000 БВ (подп.1.5 п.1 постановления № 778, в редакции постановления Совета Министров РБ от 27.01.2016 № 68);

 

б) если сведения о государственных закупках составляют государственные секреты (п.1 ст.49 Закона). В этом случае статус участника получает юридическое или физическое лицо, в т.ч. индивидуальный предприниматель, получившее индивидуальное приглашение к участию в процедуре государственной закупки (п.1 ст.14 Закона).

Но процедура запроса ценовых предложений не применяется в случае государственной закупки создания новых произведений художественной литературы, фильмов, театральных постановок и концертных программ, других результатов творческой деятельности, организации и проведения выставок, фестивалей, смотров, конкурсов, других культурных мероприятий, оказания услуг в сфере культуры.

Преференциальная поправка

Преференциальная поправка применяется к цене предложения участника в размере:

а) 15 % - в случае предложения им товаров (работ, услуг) происхождения Республики Беларусь и (или) стран, которым в Республике Беларусь предоставляется национальный режим в соответствии с международными договорами Республики Беларусь;

б) 25 % - в случае предложения им товаров (работ, услуг) собственного производства организаций, в которых численность инвалидов составляет не менее 50 % от списочной численности работников (подп.1.7 п.1 постановления № 778).

Правила применения преференциальной поправки:

1) при проведении процедуры запроса ценовых предложений цены участников, указанных выше в пп.а) и б), уменьшаются соответственно на 15 или 25 % для целей сравнения и оценки предложений;

2) в случае если в результате применения преференциальной поправки 2 предложениям и более присвоен порядковый номер 1 (первое место), участником-победителем определяется участник, к цене предложения которого применялась преференциальная поправка;

3) если после этого остались 2 участника и более, к ценам предложений которых применялась преференциальная поправка, то при технически возможном разделении предмета государственной закупки на части объем (количество) товаров (работ, услуг) пропорционально распределяется между данными участниками. При отсутствии такой возможности участником-победителем определяется участник, предложение которого поступило ранее других таких предложений;

4) в случае выбора участником-победителем участника, указанного выше в пп.а) и б), договор на государственную закупку с ним заключается по цене предложения этого участника;

5) преференциальная поправка не применяется в отношении части товаров (работ, услуг), являющихся предметом закупки, в т.ч. его лотом (частью).

Алгоритм проведения государственных закупок по процедуре запроса ценовых предложений

Шаг 1. Формирование комиссии для проведения процедуры государственной закупки. Формируется заказчиком (организатором) (п.1 ст.19 Закона, п.1 Положения о комиссии, создаваемой заказчиком (организатором) при организации и проведении открытых конкурсов, закрытых конкурсов, электронных аукционов или процедур запроса ценовых предложений, утвержденного постановлением № 778, далее - Положение); создается в виде постоянно действующей комиссии для организации и проведения процедур государственных закупок либо для организации и проведения конкретной процедуры государственной закупки в составе не менее 5 человек (пп.4, 8 Положения).

Компетенция комиссии. Комиссия исходя из определенных заказчиком (организатором) задач может выполнять следующие функции:

• открывает предложения (рассматривает первые разделы предложений в случае проведения электронного аукциона);

• проверяет предложения на их соответствие требованиям документов, предоставляемых участникам для подготовки предложения;

• при необходимости предлагает участникам обеспечить приведение предложений в соответствие с требованиями документов, предоставляемых участникам для подготовки предложения;

• при необходимости запрашивает у участников дополнительную информацию, касающуюся разъяснения представленных ими предложений;

• проводит проверку соответствия участников требованиям к составу участников и (или) требованиям к квалификационным данным участников, если это предусмотрено документами, предоставляемыми участникам для подготовки предложения;

• отклоняет предложения;

• оценивает и сравнивает предложения, определяет одного или нескольких (в случае если предмет государственной закупки разделен на части (лоты)) участников-победителей;

• признает процедуру государственной закупки несостоявшейся и рекомендует заказчику (организатору) проведение повторной аналогичной процедуры государственной закупки или иной процедуры государственной закупки;

• при необходимости привлекает экспертов для получения экспертного заключения по оценке предложений (п.15 Положения).

Правила работы комиссии:

• работа комиссии организуется в форме заседаний, которые считаются правомочными, если на них присутствует не менее 2/3 ее состава;

• решение комиссии принимается открытым голосованием и считается принятым, если за него проголосовало большинство членов комиссии, присутствующих на заседании; при равном распределении голосов принимается решение, за которое проголосовал председательствующий на заседании комиссии;

• решение комиссии оформляется протоколом, который подписывается председательствующим на заседании, секретарем и иными членами комиссии, участвовавшими в ее заседании, в день проведения заседания комиссии или, за исключением протокола открытия предложений, при возникновении причин организационного характера не позднее дня, следующего за днем проведения заседания комиссии;

• решения комиссии, а также действия (бездействие) членов комиссии могут быть обжалованы в порядке, определенном законодательством о государственных закупках.

Шаг 2. Установление срока для подготовки и подачи предложений участником. Срок для подготовки и подачи предложений должен составлять не менее 10 рабочих дней со дня размещения приглашения на официальном сайте (со дня направления индивидуального приглашения потенциальным поставщикам (подрядчикам, исполнителям) в случае государственных закупок, сведения о которых составляют государственные секреты) (п.1 ст.22 Закона).

 

Обратите внимание!

До истечения срока для подготовки и подачи предложений заказчик (организатор) вправе по собственной инициативе либо по запросу какого-либо участника или иного потенциального поставщика (подрядчика, исполнителя) изменить и (или) дополнить приглашение или документы, представляемые участнику для подготовки предложения в целях участия в процедуре запроса ценовых предложений.

 

Шаг 3. Размещение приглашений к участию в процедурах государственных закупок и представление документов для подготовки предложений.

1. Заказчик (организатор) размещает приглашение на официальном сайте в глобальной компьютерной сети Интернет, созданном для размещения на нем информации о государственных закупках и актов законодательства о государственных закупках (сайт http://www.icetrade.by).

До 1 января 2014 г. допускается размещение приглашений к участию в процедуре запроса ценовых предложений, сообщений о результате процедуры запроса ценовых предложений, сведений о договорах, а также изменений и дополнений к ним без использования электронной цифровой подписи (п.3 Положения о порядке размещения информации о государственных закупках и актов законодательства о государственных закупках на официальном сайте, утвержденного постановлением № 778).

2. Заказчик (организатор) представляет участникам документы для подготовки предложения в целях участия в процедуре запроса ценовых предложений, которые утверждаются заказчиком (организатором) и должны содержать:

- сведения, указываемые в приглашении, в т.ч. описание предмета государственной закупки, включая объем (количество), а также срок (сроки) и место поставки или приобретения иным способом товаров (выполнения работ, оказания услуг), являющихся предметом государственной закупки;

- описание частей (лотов) предмета государственной закупки, если предмет государственной закупки состоит из частей (лотов);

- требования к сроку и (или) объему предоставления гарантий качества товара (работы, услуги), обслуживанию товара, расходам на эксплуатацию товара;

- проект договора (в случае если предмет государственной закупки разделен на части (лоты) - проект договора в отношении каждой части (лота)) и срок его заключения;

- требования к содержанию и форме предложения, сроку его действия;

- формулу расчета цены предложения;

- наименование валюты, в которой должна быть выражена цена предложения;

- наименование валюты и при необходимости обменный курс, которые будут использованы для оценки и сравнения предложений, а также заключения договора;

- условия применения преференциальной поправки, если ее применение установлено Советом Министров РБ;

- порядок разъяснения запроса ценовых предложений;

- указание актов законодательства о государственных закупках, в соответствии с которыми проводится процедура государственной закупки (п.3 ст.49 Закона).

Приведенный перечень носит открытый характер, и иные требования к документам, представляемым участнику для подготовки предложения в целях участия в процедуре запроса ценовых предложений, могут быть установлены Законом и иными законодательными актами.

3. Заказчик (организатор) обязан ответить на запрос о разъяснении документов, представляемых участнику для подготовки предложения в целях участия в процедуре запроса ценовых предложений, поступивший не позднее 3 рабочих дней до истечения срока для подготовки и подачи предложений. Содержание запроса о разъяснении запроса ценовых предложений и ответ на него (без указания лица, направившего запрос) заказчик (организатор) направляет всем участникам не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления такого запроса (п.2 ст.49 Закона).

4. Заказчик (организатор) до истечения срока для подготовки и подачи предложений вправе изменить и (или) дополнить приглашение, за исключением изменения предмета государственной закупки, требований к составу участников, а также требований к квалификационным данным участников, если такие требования предусмотрены (п.4 ст.21 Закона). При этом срок для подготовки и подачи предложений при необходимости изменяется и со дня размещения таких изменений и (или) дополнений должен составлять не менее 5 рабочих дней при проведении запроса ценовых предложений, за исключением случая, когда заказчик (организатор) в период до истечения срока для подготовки и подачи предложений вправе по собственному усмотрению или по обоснованной просьбе участника либо иного юридического или физического лица, в т.ч. индивидуального предпринимателя, продлить такой срок (п.3 ст.22 Закона).

По истечении срока для подготовки и подачи предложений изменения и (или) дополнения в приглашение не допускаются.

Шаг 4. Направление предложений заказчику (организатору) участниками.

Требования к содержанию предложения участника:

• наименование (фамилия, собственное имя, отчество (при наличии), данные документа, удостоверяющего личность, - для физического лица, в т.ч. индивидуального предпринимателя), место нахождения и учетный номер плательщика участника;

• документы и сведения, указанные в документах, представляемых участнику для подготовки предложения в целях участия в процедуре запроса ценовых предложений;

• согласие участника с условиями проекта договора, который приложен к документам, представляемым участнику для подготовки предложения в целях участия в процедуре запроса ценовых предложений (п.4 ст.49 Закона).

Полномочия участников при представлении предложения:

• каждый участник вправе представить только одно предложение, в т.ч. в отношении каждой части (лота);

• внесение изменений и (или) дополнений в предложение по истечении срока для подготовки и подачи предложений не допускается (п.5 ст.49 Закона).

Предложения участников регистрируются заказчиком (организатором) в порядке их поступления после размещения приглашения и выдачи документов, представляемых участнику для подготовки предложения. Такие документы не могут быть выданы участнику до размещения приглашения на официальном сайте в глобальной компьютерной сети Интернет, созданном для размещения на нем информации о государственных закупках и актов законодательства о государственных закупках.

По требованию участника ему выдается расписка с указанием даты и времени получения его предложения, направленного на бумажных носителях.

Предложение участника может быть направлено в форме электронного документа, в этом случае заказчик (организатор) подтверждает данный факт письмом на бумажном носителе или в форме электронного документа в течение 1 рабочего дня, следующего за днем получения такого предложения.

Предложение, поступившее по истечении срока для подготовки и подачи предложений, не открывается и возвращается представившему его участнику (п.6 ст.49 Закона).

Шаг 5. Выбор поставщика (подрядчика, исполнителя) и заключение договора.

Открытие предложений производит комиссия в момент истечения срока для подготовки и подачи предложений или при возникновении причин организационного характера в иные сроки (но не позднее дня истечения срока для подготовки и подачи предложений) в порядке и месте, указанных в документах, представляемых участнику для подготовки предложения в целях участия в процедуре запроса ценовых предложений.

Наименование (фамилия, собственное имя, отчество (при наличии), данные документа, удостоверяющего личность, - для физического лица, в т.ч. индивидуального предпринимателя), место нахождения и учетный номер плательщика каждого участника, предложение которого открывается, цена такого предложения, включая возможные скидки, а также сведения о присутствующих участниках или их представителях объявляются при открытии предложений и заносятся в протокол заседания комиссии, а также сообщаются участникам по их запросам.

Специальная компетенция комиссии при проведении процедуры запроса ценовых предложений установлена одновременно с общей компетенцией комиссии, создаваемой для проведения процедур государственных закупок на основании Положения. Комиссия:

1) вправе отклонить все предложения до выбора участника-победителя в случае отсутствия необходимого объема финансирования, нецелесообразности уменьшения объема (количества) предмета государственной закупки, поскольку допускается в ходе процедуры государственной закупки изменение объема (количества) предмета государственной закупки, но не более чем на 10 %, если это предусмотрено условиями проведения процедуры государственной закупки или договором (п.4 ст.20 Закона);

2) отклоняет предложение, если:

- предложение не отвечает требованиям документов, представляемых участнику для подготовки предложения;

- участник, представивший его, отказался исправить выявленные в нем ошибки, включая арифметические, и (или) устранить неточности по предложению заказчика (организатора);

- участник, представивший его, не соответствует требованиям к квалификационным данным, указанным в приглашении, включая перечень документов и сведений для их проверки, в случае, если заказчик (организатор) проводит такую проверку;

- участник, представивший его, не может участвовать в процедуре запроса ценовых предложений на основании общих требований к участнику, установленных в п.3 ст.14 Закона, в соответствии с которым участником не может быть:

организатор в проводимой им процедуре государственной закупки;

эксперт в процедуре государственной закупки, к организации или проведению которой он привлекается для консультаций и (или) получения заключения по рассмотрению, оценке и сравнению предложений;

поставщик (подрядчик, исполнитель), включенный в список поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах государственных закупок;

юридическое лицо и индивидуальный предприниматель, работники (работник) которых оказывали заказчику (организатору) услуги по организации проводимой процедуры государственной закупки, а также физическое лицо, которое оказывало заказчику (организатору) такие услуги;

юридическое лицо, находящееся в процессе ликвидации, реорганизации (за исключением юридического лица, к которому присоединяется другое юридическое лицо), и индивидуальный предприниматель, находящийся в стадии прекращения деятельности;

юридическое лицо и индивидуальный предприниматель, признанные в установленном законодательством порядке экономически несостоятельными (банкротами), за исключением юридического лица, находящегося в процедуре санации;

поставщик (подрядчик, исполнитель), договор с которым расторгнут по соглашению сторон, - в процедуре государственной закупки товара (работы, услуги), являвшейся предметом расторгнутого договора;

структурное подразделение заказчика (организатора);

- участник, представивший его, внес изменения и (или) дополнения в предложение по истечении срока для подготовки и подачи предложений (за исключением исправления ошибок, включая арифметические, и устранения неточностей по предложению заказчика (организатора));

- установит, что участником, представившим его, направлены недостоверные документы и сведения;

- участник-победитель, представивший его, не выполняет установленные в документах, представляемых участнику для подготовки предложения, требования, предшествующие подписанию договора (п.3 ст.38 Закона);

3) не вправе проводить переговоры между заказчиком (организатором) и участниками в отношении поданных ими предложений.

Оценка и сравнение предложений проводятся комиссией в случае наличия предложений не менее 2 участников, соответствующих требованиям документов, представляемых участнику для подготовки предложения, по критерию «цена предложения».

Шаг 6. Извещение всех участников о выборе участника-победителя.

Шаг 7. Заключение договора на государственную закупку.

Предоставление обеспечения исполнения договора. Если проектом договора и документами, представляемыми участнику для подготовки предложения, было предусмотрено предоставление обеспечения исполнения договора, участник-победитель предоставляет такое обеспечение одновременно с подписанным проектом договора (часть пятая п.3 ст.25 Закона).

 

Справочно

Договор может содержать условие о предоставлении обеспечения исполнения договора поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (кроме бюджетных организаций), размер (не более 15 % от цены договора, если иное не установлено законодательством о государственных закупках) и порядок предоставления которого устанавливаются в проекте договора и документах, представляемых участнику для подготовки предложения. Виды обеспечения: банковская гарантия, перечисление заказчику денежных средств, иные формы обеспечения исполнения обязательств, определяемые Советом Министров РБ (п.3 ст.25 Закона).

 

Договор между заказчиком и участником-победителем подлежит заключению по истечении срока для обжалования решения о выборе участника-победителя, установленного абзацем 3 п.2 ст.54 Закона, а если имело место обжалование - после принятия решения по результатам рассмотрения жалобы в течение 30 календарных дней.

Шаг 8. Сообщение о результате процедуры государственной закупки на официальном сайте в глобальной компьютерной сети Интернет, созданном для размещения на нем информации о государственных закупках и актов законодательства о государственных закупках, после заключения договора на государственную закупку, а также извещение о заключении договора всех участников.

Шаг 9. Составление справки о процедуре государственной закупки осуществляется заказчиком (организатором) в течение 5 рабочих дней со дня заключения договора либо принятия решения об отмене процедуры государственной закупки или признании ее несостоявшейся. Требования к такой справке приведены в п.2 ст.29 Закона.

Отмена процедуры запроса ценовых предложений

Заказчик (организатор) вправе отменить процедуру государственной закупки на любом этапе ее проведения в случае отсутствия финансирования, утраты необходимости приобретения товаров (работ, услуг), возникновения необходимости внесения изменений и (или) дополнений в предмет государственной закупки, требования к составу участников, требования к квалификационным данным участников, если такие требования были предусмотрены, а также в случае выявления заказчиком (организатором) нарушений при организации и проведении процедуры государственной закупки (п.5 ст.21 Закона).

Признание процедуры запроса ценовых предложений несостоявшейся

Процедура запроса ценовых предложений признается несостоявшейся (в целом либо в отношении отдельных частей (лотов) предмета государственной закупки) по истечении срока для подготовки и подачи предложений в случае, если:

• участник-победитель не определен (подано только одно предложение, не представлены предложения, в результате рассмотрения и отклонения предложений осталось менее 2 предложений, отклонены все предложения);

• участник-победитель отказался от заключения договора;

• жалоба участника либо иного юридического или физического лица, в т.ч. индивидуального предпринимателя, признана обоснованной и уполномоченный государственный орган по государственным закупкам распорядился прекратить процедуру государственной закупки и обязал заказчика (организатора) провести повторную процедуру государственной закупки, или в случае, предусмотренном п.33 приложения к Закону, - процедуру закупки из одного источника.

Действия заказчика (организатора) в случае признания процедуры запроса ценовых предложений несостоявшейся. Заказчик (организатор) вправе провести:

• повторную процедуру государственной закупки;

• процедуру закупки из одного источника по согласованию с уполномоченным государственным органом по государственным закупкам, за исключением случаев, указанных в п.5 приложения к Закону, когда такое согласование не требуется.

 

Примечание. Порядок взаимодействия организатора и заказчиков при проведении государственных закупок устанавливается государственным органом (организацией), в подчинении (составе, системе) которого находится этот организатор либо которому переданы в управление его акции (доля в уставном фонде), находящиеся в государственной собственности, и в т.ч. должен включать перечень товаров, процедуры государственных закупок которых организует и проводит данный организатор (подп.1.3 п.1 Указа № 576).

 

05.03.2013

 

Ольга Бакиновская, кандидат юридических наук, доцент, заведующая кафедрой теории и истории государства и права Академии управления при Президенте Республики Беларусь

Юлия Амельченя, кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского и хозяйственного права Академии управления при Президенте Республики Беларусь