


Материал помещен в архив
АЛГОРИТМ ЮРИДИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПОДРЯДНЫХ ТОРГОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» Согласно письму Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 15.01.2016 № 04-3-05/472 «О применении норм законодательства при закупках товаров в строительстве», если закупки товаров (работ, услуг) при строительстве проводятся с 1 января 2016 г., то: |
Нормативное регулирование
Проведение подрядных торгов в строительстве регулируют:
• Указ Президента Республики Беларусь от 31.12.2013 № 591 «О проведении процедур закупок при строительстве» (далее - Указ № 591).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2017 г. взамен Указа № 591 действует Указ Президента Республики Беларусь от 20.10.2016 № 380 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве»; |
• Указ Президента Республики Беларусь от 31.12.2013 № 590 «О некоторых вопросах государственных закупок товаров (работ, услуг)»;
• Положение о порядке организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.01.2014 № 88 (далее - Положение).
![]() |
Справочно С 16 августа 2015 г. вступило в силу постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30.07.2015 № 650, изменяющее Положение.
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2017 г. следует руководствоваться Положением с изменениями, внесенными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.12.2016 № 1108. |
Проанализируем порядок организации и проведения подрядных торгов с учетом изменений и нововведений вышеупомянутого постановления № 650.
Общая характеристика подрядных торгов
Подрядные торги - форма размещения заказов на строительство объектов, выполнение работ, оказание услуг при строительстве объектов, предусматривающая выбор подрядчика или исполнителя на основе конкурса (абзац 16 п.2 Положения).
Форма подрядных торгов: открытый (общее правило) или закрытый конкурс.
![]() |
Справочно Перечень случаев проведения закрытых конкурсов установлен в п.7 Положения. При этом особенности порядка организации и проведения подрядных торгов определяются локальными нормативными правовыми актами государственных органов, которые являются организаторами таких подрядных торгов, либо государственных органов, в подчинении которых находятся организаторы подрядных торгов, по следующим объектам: • объекты, строительство которых осуществляется в военных целях; • объекты строительства, связанные с обеспечением национальной безопасности Республики Беларусь, осуществлением оперативно-разыскной деятельности; • объекты строительства, связанные с обеспечением государственных органов и иных организаций президентской, правительственной, оперативной и другими видами специальной связи, Национальной сетью передачи шифрованной информации «Атлас-Беларусь». Подрядные торги в форме закрытого конкурса проводятся в порядке, предусмотренном Положением для подрядных торгов, в форме открытого конкурса, с учетом особенностей, установленных в п.37 Положения. |
Начало подрядных торгов: момент принятия решения об их проведении.
Окончание подрядных торгов: приемка объекта, товаров (работ, услуг) в порядке, предусмотренном Положением.
Субъектный состав процедуры подрядных торгов:
1) организатор: инвестор, застройщик, заказчик, подрядчик либо инженер (инженерная организация), осуществляющий (осуществляющая) размещение соответствующего заказа на подрядных торгах;
2) конкурсная комиссия: создается организатором для организации и проведения подрядных торгов; состав - не менее пяти человек (персональный состав конкурсной комиссии формируется организатором подрядных торгов и утверждается его руководителем). Действует на основании Положения и регламента конкурсной комиссии. Руководство конкурсной комиссией осуществляется ее председателем.
![]() |
Справочно По решению государственного органа (организации) персональный состав конкурсной комиссии, формируемый подчиненной ему (входящей в его состав (систему)) организацией, может согласовываться с таким органом (организацией). |
В состав конкурсной комиссии включаются работники организатора подрядных торгов, в число которых входят юрист и специалисты по предмету заказа, а также при необходимости - работники соответствующего профиля других организаций.
Председатель, заместитель (заместители) председателя и секретарь конкурсной комиссии назначаются при утверждении персонального состава конкурсной комиссии.
Период деятельности конкурсной комиссии: до момента исполнения обязательств в соответствии с договором, заключенным по результатам проведения подрядных торгов.
Конкурсная комиссия может быть создана в качестве временного органа для размещения заказов в рамках строительства одного объекта или для постоянной работы по организации и проведению подрядных торгов при строительстве объектов.
Решение о создании временной конкурсной комиссии принимается по результатам принятия решения о размещении заказа на основе подрядных торгов до размещения (публикации) извещения о проведении подрядных торгов и (или) направления приглашений участникам (части третья, четвертая п.13 Положения).
Порядок работы конкурсной комиссии включает функциональные обязанности каждого ее члена, определяется Положением и регламентом конкурсной комиссии, утверждаемым ее председателем или руководителем организатора подрядных торгов.
Дочерние унитарные предприятия коммунальных унитарных предприятий по капитальному строительству областных и Минского городского исполнительных комитетов вправе передать учредившим их предприятиям свои функции по организации и проведению процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов (п.142 Положения);
3) участники: лица, принимающие участие в подрядных торгах и представившие свои предквалификационные документы и конкурсное предложение по предмету заказа. Участниками исходя из предмета заказа могут выступать проектные, изыскательские, строительные организации, инженеры (инженерные организации);
4) приглашенные специалисты и другие лица без права голоса при принятии решений, не включенные в состав конкурсной комиссии;
5) оператор официального сайта информационного республиканского унитарного предприятия «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен» в сети Интернет (информационная система «Тендеры»).
Обязательность проведения подрядных торгов:
1) условия (источник финансирования и стоимость объекта), определяющие обязательность проведения процедуры порядных торгов, установлены в подп.1.4 п.1 Указа № 591.
Кроме того, при строительстве объектов с обязательным проведением подрядных торгов в случаях, предусмотренных в подп.1.4 п.1 Указа № 591, обязательным также является проведение подрядных торгов, если иное не предусмотрено Президентом Республики Беларусь, в случае размещения необходимых для строительства объектов заказов на:
• разработку предпроектной (предынвестиционной) документации, если ее разработка предусмотрена законодательными актами;
• выполнение проектных и изыскательских работ;
• оказание инженерных услуг стоимостью 3 000 базовых величин и более;
• выполнение отдельных видов строительных, монтажных, специальных и иных работ стоимостью каждого их вида 3 000 базовых величин и более (подп.1.5 п.1 Указа № 591);
2) по усмотрению заказчика могут быть проведены подрядные торги в случаях, когда подрядные торги, проведенные в установленном порядке, признаны несостоявшимися в силу того, что участник-победитель не определен или участник-победитель отказался от заключения договора;
3) по усмотрению заказчика могут быть проведены подрядные торги в случаях, когда генеральной подрядной организацией заключаются договоры с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями (субподрядчиками) о выполнении отдельных видов проектных, изыскательских, строительных, монтажных, специальных и иных работ (услуг) по строительству объектов, когда заключаются договоры о выполнении работ по текущему ремонту (подп.1.7 п.1 Указа № 591);
4) по усмотрению заказчика подрядные торги могут быть проведены при строительстве объектов, полностью финансируемых за счет средств иностранных инвесторов (подп.1.8 п.1 Указа № 591).
Дополнительно случаи проведения подрядных торгов по выбору подрядчика, исполнителя детализированы в п.71 Положения.
Проведение подрядных торгов по упрощенной схеме: подрядные торги в форме открытого или закрытого конкурса могут проводиться по упрощенной схеме (п.38 Положения).
Основание: возникновение необходимости срочного размещения заказов на выполнение работ, оказание услуг, если такая необходимость предусмотрена Правительством Республики Беларусь, республиканскими органами государственного управления, областными и Минским городским исполнительными комитетами.
Особенности:
• организатор подрядных торгов имеет право одновременно с размещением (публикацией) извещения о проведении подрядных торгов направить предполагаемым участникам приглашения в письменной и (или) электронной формах;
• срок представления организатором подрядных торгов документации для предварительного квалификационного отбора участников и конкурсной документации участникам должен составлять не более 1 рабочего дня после выполнения ими условий приобретения (получения) такой документации;
• организатор подрядных торгов вправе представить участнику в соответствии с законодательством документацию для предварительного квалификационного отбора участников и конкурсную документацию по указанному им электронному адресу;
• сроки подготовки и подачи участниками предквалификационных документов и конкурсных предложений должны составлять не менее 15, но не более 30 календарных дней с даты размещения (публикации) извещения или рассылки приглашений;
• конкурсная комиссия должна провести предварительный квалификационный отбор участников и определить победителя подрядных торгов (торгов) в срок не позднее 10 рабочих дней после проведения первого ее заседания. В отдельных случаях при представлении председателем конкурсной комиссии организатору подрядных торгов (торгов) соответствующего обоснования с согласия организатора подрядных торгов (торгов) этот срок может быть продлен.
Преференциальная поправка: при проведении подрядных торгов к цене предложения участника, предлагающего товары (работы, услуги) происхождения Республики Беларусь и стран, которым в Республике Беларусь предоставляется национальный режим в соответствии с международными договорами Республики Беларусь, для предоставления преимущества при сравнении применяется преференциальная поправка в виде уменьшения цены его предложения на 15 % (п.9 Положения).
![]() |
Обратите внимание! С 16 августа 2015 г. действует норма, позволяющая в ходе процедуры закупки товаров (работ, услуг) при строительстве изменять объем (количество) закупки товаров (работ, услуг), но не более чем на 10 %, если это предусмотрено условиями проведения процедуры закупки (п.91 Положения). |
Алгоритм проведения подрядных торгов организатором подрядных торгов (его руководителем)
Шаг 1 | |
Принятие решения о размещении заказа на основе подрядных торгов | |
▼ | |
Шаг 2 | |
Назначение лица, ответственного за проведение подрядных торгов, создание конкурсной комиссии и определение полномочий ее членов | |
▼ | |
Шаг 3 | |
Обеспечение разработки документации для предварительного квалификационного отбора участников и конкурсной документации | |
▼ | |
Шаг 4 | |
Размещение (опубликование) извещения о проведении подрядных торгов и (или) направление приглашения участникам | |
▼ | |
Шаг 5 | |
Размещение информации о результатах проведения подрядных торгов в форме открытого конкурса | |
▼ | |
Шаг 6 | |
Заключение соответствующего договора по результатам проведения подрядных торгов |
Шаг 1. Принятие организатором подрядных торгов (его руководителем) решения о размещении заказа на основе подрядных торгов
Выделяют два условия для принятия решения о проведении подрядных торгов.
1. Подрядные торги на выполнение работ при строительстве объектов организуются при обязательном наличии у их организатора:
- разрешительной документации на строительство объектов, выданной в установленном законодательством порядке;
- проектной, в том числе сметной, документации на строительство объектов (архитектурного проекта - по решению заказчика, застройщика при разработке проектной документации в две стадии), прошедшей (прошедшего) государственную экспертизу и утвержденной (утвержденного) в установленном порядке, кроме случаев, когда условиями подрядных торгов предусматривается разработка проектной документации подрядчиком или в соответствии с нормативными правовыми актами, в том числе техническими нормативными правовыми актами, эта разработка не является обязательной (абзацы 2, 3 части первой п.25 Положения).
![]() |
Обратите внимание! Если при строительстве объектов, в том числе их ремонте, разработка проектной документации в соответствии с законодательством необязательна, то согласно части третьей п.25 Положения организатор подрядных торгов должен иметь предусмотренные законодательством документы для достоверного определения участниками объемов подлежащих выполнению работ и их стоимости. |
2. Подрядные торги на строительство объектов «под ключ» организуются при наличии у их организатора разрешительной документации на строительство объектов, выданной в установленном законодательством порядке.
Шаг 2. Назначение лица, ответственного за проведение подрядных торгов, создание конкурсной комиссии и определение полномочий ее членов
Конкурсная комиссия может быть постоянной или временной.
Цель создания: для проведения подрядных торгов и определения победителя.
Персональный состав конкурсной комиссии формируется организатором подрядных торгов и утверждается его руководителем. В состав конкурсной комиссии включаются работники организатора подрядных торгов, в число которых входят юрист и специалисты по предмету заказа, а также при необходимости - работники соответствующего профиля других организаций и государственного органа (организации), в подчинении которых находится (в состав (систему) которых входит) организатор подрядных торгов (при наличии согласия такого государственного органа (организации)).
Порядок работы конкурсной комиссии, включая функциональные обязанности каждого ее члена, определяется:
1) Положением;
2) регламентом конкурсной комиссии, утверждаемым ее председателем или руководителем организатора подрядных торгов.
Шаг 3. Обеспечение разработки документации для предварительного квалификационного отбора участников и конкурсной документации, утверждение и предоставление данной документации участникам в установленном им порядке
Предварительный квалификационный отбор обязателен в подрядных торгах (п.17 Положения).
При проведении предварительного квалификационного отбора участников дальнейшее участие в подрядных торгах принимают только участники, отобранные по результатам их предварительного квалификационного отбора.
Порядок проведения предварительного квалификационного отбора регулируется правилами, установленными в главе 3 Положения.
Действия организатора при проведении предварительного квалификационного отбора:
1. Подготовка и утверждение организатором документации для предварительного квалификационного отбора участников, которая должна содержать информацию:
- о наименовании организатора подрядных торгов, его месте нахождения, банковских реквизитах, контактных телефонах и адресе электронной почты;
- наименовании предмета заказа;
- сроках и порядке проведения предварительного квалификационного отбора участников;
- перечне показателей, учитываемых в ходе предварительного квалификационного отбора участников, а также о критериях и методике оценки квалификационных данных участников для их дальнейшего допуска к участию в подрядных торгах.
![]() |
Справочно Организатором устанавливаются показатели, учитываемые в ходе предварительного квалификационного отбора участников, исходя из предмета заказа, в частности, на выполнение предпроектных, проектных и изыскательских работ (п.19 Положения), на выполнение отдельных видов строительных работ, в том числе монтажных, специальных, пусконаладочных и иных работ (п.20 Положения), оказание инженерных услуг (п.22 Положения); |
- сроке действия предквалификационных документов (подп.18.1 п.18 Положения).
2. Приглашение участников, подавших заявку на участие в подрядных торгах, на предварительный квалификационный отбор и регистрацию таких участников.
3. Предоставление участникам в письменной и (или) электронной формах документации для предварительного квалификационного отбора участников.
4. Рассмотрение конкурсной комиссией поступивших от участников предквалификационных документов, их анализ и обобщение, а также вынесение решения о дальнейшем участии участников в подрядных торгах.
Конкурсная комиссия после истечения срока для представления предквалификационных документов:
1) проводит заседание, на котором вскрываются предквалификационные документы (открываются предквалификационные документы, представленные в форме электронного документа на электронном носителе информации), где могут присутствовать участники;
2) проверяет при вскрытии конвертов с предквалификационными документами (открытии предквалификационных документов, представленных в форме электронного документа на электронном носителе информации) наличие всех документов, установленных для предварительного квалификационного отбора участников, и оглашает наименование и место нахождения каждого участника;
3) составляет протокол заседания конкурсной комиссии по вскрытию конвертов с предквалификационными документами (примерная форма - в приложении 1 к Положению);
4) изучает предквалификационные документы участников, срок - не более 5 рабочих дней со дня вскрытия конвертов, но может быть продлен;
5) оценивает квалификационные данные участников с учетом критериев, установленных организатором, и методики их оценки. Протокол заседания конкурсной комиссии о результатах проведения предварительного квалификационного отбора участников (примерная форма - в приложении 2 к Положению) оформляется по результатам проведения предварительного квалификационного отбора участников и подписывается председателем и членами конкурсной комиссии (часть третья п.23 Положения).
Организатор подрядных торгов утверждает данный протокол в течение 1 рабочего дня со дня его представления.
Извещение участников: организатор извещает участников о результатах проведения предварительного квалификационного отбора в письменной и (или) в электронной форме в течение 3 рабочих дней со дня утверждения протокола заседания конкурсной комиссии о результатах проведения предварительного квалификационного отбора участников. Участнику, не прошедшему предварительный квалификационный отбор, дается мотивированный отказ в дальнейшем участии в подрядных торгах и возвращается его конкурсное предложение нераспечатанным (часть четвертая п.23 Положения).
Правовые последствия на случай, если по результатам проведения предварительного квалификационного отбора участников ни один из участников не признан прошедшим данный отбор или только один участник прошел предварительный квалификационный отбор: подрядные торги признаются несостоявшимися (часть пятая п.23 Положения).
Конкурсная документация разрабатывается и утверждается до размещения (публикации) извещения о проведении подрядных торгов и (или) направления приглашений.
Язык конкурсной документации: русский или белорусский. Конкурсное предложение и другие документы, представленные участником, могут быть составлены на иностранном языке при условии, что к ним будет прилагаться нотариально заверенный их точный перевод на русский или белорусский язык (преимущество имеет переведенная версия).
Конкурсное предложение участника:
Конкурсное предложение участника должно содержать: | |||
► |
1) сопроводительное письмо, подтверждающее принятие условий, выдвинутых организатором подрядных торгов, и согласие участника на подписание договора; | ||
► |
2) обоснование и расчет цены предложения участника с указанием метода ее определения; | ||
► |
3) график производства работ; | ||
► |
4) график платежей, за исключением случаев единовременной оплаты; | ||
► |
5) предложения о внесении изменений и (или) дополнений (если таковые имеются) в представленный организатором подрядных торгов проект договора, если в разделе «Условия проведения подрядных торгов» организатором подрядных торгов предусмотрена возможность внесения изменений и (или) дополнений в проект соответствующего договора; | ||
► |
6) сведения о системе контроля качества (при необходимости); | ||
► |
7) сведения об участнике, документально подтверждающие его организационные и финансовые возможности выполнения обязательств, предусмотренных организатором подрядных торгов в конкурсной документации; | ||
► |
8) иные документы, предусмотренные организатором подрядных торгов в конкурсной документации (часть вторая п.32 Положения). | ||
Шаг 4. Размещение (опубликование) извещения о проведении подрядных торгов и (или) направление приглашения участникам
Не позднее чем за 30 календарных дней до проведения подрядных торгов организатором подрядных торгов размещается извещение об их проведении:
• в информационной системе «Тендеры»;
• дополнительно (в случае надобности) публикуется в печатных изданиях, в том числе имеющих международное распространение;
• дополнительно организатор вправе информировать предполагаемых участников о размещении извещения о проведении подрядных торгов в письменной и (или) электронной форме.
Содержание извещения о проведении подрядных торгов должно содержать информацию о (об):
• наименовании организатора подрядных торгов;
• времени, месте и форме проведения подрядных торгов;
• времени, месте и порядке проведения предварительного квалификационного отбора участников;
• предмете и порядке проведения подрядных торгов, в том числе о порядке участия в подрядных торгах и определения их победителя;
• условиях приобретения (получения) конкурсной документации и документации для предварительного квалификационного отбора участников;
• цене заказа, применяемой в качестве стартовой, сроке заключения договора по результатам проведения подрядных торгов и иную информацию, определяемую организатором подрядных торгов.
Шаг 5. Размещение информации о результатах проведения подрядных торгов в форме открытого конкурса
Организатор подрядных торгов в течение 3 рабочих дней со дня утверждения протокола заседания конкурсной комиссии:
• извещает участников о результатах их проведения;
• размещает протокол заседания в информационной системе «Тендеры» (http://www.icetrade.by/) согласно части девятнадцатой п.36 Положения.
В случае признания подрядных торгов несостоявшимися (часть двадцатая п.36 Положения) организатор:
• извещает всех участников;
• размещает в информационной системе «Тендеры» извещение о признании подрядных торгов несостоявшимися, которое также публикуется в печатных средствах массовой информации, в которых было опубликовано извещение о проведении подрядных торгов.
Извещение участников о результатах проведения подрядных торгов имеет письменную и (или) электронную форму.
Шаг 6. Заключение соответствующего договора по результатам проведения подрядных торгов
По результатам проведения подрядных торгов не позднее 20 календарных дней со дня объявления их победителя, если иной срок не указан в извещении о проведении подрядных торгов, заключается договор (часть первая п.79 Положения).
Существенные условия, сформированные по результатам проведения подрядных торгов, включаются в заключаемый договор.
Отказ победителя подрядных торгов от заключения соответствующего договора: организатор вправе не проводить повторные подрядных торги, а предложить заключить договор второму по показателям после победителя подрядных торгов участнику. При отказе данного участника от заключения договора организатор подрядных торгов вправе провести повторные подрядные торги или перейти к процедуре переговоров (часть шестнадцатая п.36 Положения).
24.08.2015
Юлия Амельченя, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского и хозяйственного права Академии управления при Президенте Республики Беларусь, медиатор центра «Медиация и право»