


Материал помещен в архив. Актуальный материал по теме см. здесь
АЛГОРИТМ ЮРИДИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЗАКУПОК ЗА СЧЕТ СОБСТВЕННЫХ СРЕДСТВ
Общая характеристика
В соответствии с законодательством при приобретении товаров (работ, услуг) в некоторых случаях подлежат применению нормы, регламентирующие порядок такого приобретения, включающий определение процедур приобретения, размещение информации о приобретении, выбор поставщика и др. На сегодняшний день можно утверждать, что установленные в Гражданском кодексе РБ правила заключения договоров (глава 28) расширены за счет специальных правил заключения, а именно правил о закупках за счет собственных средств и государственных закупках товаров (работ, услуг).
В связи с реформированием законодательства о государственных закупках и в некоторой степени о закупках за счет собственных средств предлагаем проанализировать порядок осуществления закупок за счет собственных средств.
Правовая регламентация: постановление Совета Министров РБ от 15.03.2012 № 229 «О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств» (далее - постановление № 229).
Субъекты, применяющие постановление № 229, если иное не установлено законодательными актами Республики Беларусь:
• республиканские унитарные предприятия;
• государственные органы;
• государственные объединения;
• иные юридические лица, имущество которых находится в республиканской собственности, либо хозяйственные общества, в уставных фондах которых более 25 % акций (долей) принадлежит Республике Беларусь или организациям, имущество которых находится в республиканской собственности, за исключением коммерческих организаций с иностранными инвестициями (подп.1.1 п.1 постановления № 229).
Постановлением № 229 рекомендовано областным и Минскому городскому Советам депутатов определить порядок осуществления закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств коммунальными унитарными предприятиями, государственными объединениями, иными юридическими лицами, имущество которых находится в коммунальной собственности, с учетом положений постановления № 229 (п.51 постановления № 229).
Национальный банк РБ, Служба безопасности Президента РБ, Национальная академия наук Беларуси и подчиненные им организации могут применять постановление № 229 с учетом установленных ими особенностей (п.52 постановления № 229).
Управление делами Президента РБ, подчиненные ему организации, а также хозяйственные общества, акции (доли) которых находятся в их управлении (оперативном управлении), могут применять постановление № 229 с учетом установленных Управлением делами Президента РБ особенностей (п.53 постановления № 229).
Требования к участникам процедур закупок:
1) по общему правилу не допускается не предусмотренное законодательством ограничение доступа поставщиков (подрядчиков, исполнителей) к участию в процедуре закупки;
2) для конкурентных процедур закупок участником может быть любое юридическое или физическое лицо, в т.ч. индивидуальный предприниматель, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, которое соответствует требованиям, установленным организацией в документации о закупке в соответствии с порядком закупок за счет собственных средств, за исключением:
- юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, включенных в Реестр поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к закупкам (примечание 1).
![]() |
Справочно Временно - на срок 1 год. Основания включения в указанный Реестр: 1) участники процедур закупок, определенные в качестве их победителей и уклонившиеся от заключения договоров на закупки; 2) юридические лица и индивидуальные предприниматели по факту невыполнения либо выполнения ненадлежащим образом обязательств по договорам на закупки, подтвержденному соответствующим судебным (арбитражным) решением, за исключением договоров на закупки, обязательства по которым не выполнены в связи с действием обстоятельств непреодолимой силы, невозможностью исполнения либо на основании акта государственного органа; 3) юридические лица и индивидуальные предприниматели, работник(и) которых совершил(и) установленное вступившим в силу приговором суда преступление против интересов службы, в т.ч. дачу взятки члену(ам) комиссии и (или) ответственному лицу(ам) организации, на которых в соответствии с должностными обязанностями возлагалось обеспечение закупок; |
- в целях соблюдения приоритетности закупок у производителей или их сбытовых организаций (официальных торговых представителей) при рассмотрении предложений отклоняется предложение участника процедуры закупки, не являющегося производителем или его сбытовой организацией (официальным торговым представителем), в случае, если в конкурентной процедуре закупки участвует не менее одного производителя и (или) сбытовой организации (официального торгового представителя) и цена предложения такого участника не ниже цены участвующего в процедуре закупки производителя и (или) его сбытовой организации (официального торгового представителя) (подп.2.5 п.2 постановления № 229).
3) для неконкурентных процедур закупок (закупки из одного источника): см. таблицу «Процедура закупки из одного источника».
![]() |
Обратите внимание! Действие постановления № 229 не распространяется на закупки товаров (работ, услуг) за счет собственных средств согласно приложению 1 к постановлению № 229. |
Одновременно подлежит применению часть вторая подп.2.10 п.2 постановления № 229: не позднее 1 февраля организация размещает в открытом доступе в информационной системе «Тендеры» (http://www.icetrade.by) сведения о количестве и общей стоимости договоров на закупки товаров (работ, услуг), заключенных организацией в предыдущем году, за исключением таких сведений о закупках товаров (работ, услуг), указанных в пп.6-9 приложения 1 к постановлению № 229, в т.ч. о количестве и общей стоимости заключенных договоров на закупки товаров (работ, услуг), указанных в пп.3-5 приложения 1 к постановлению № 229, и количестве и общей стоимости договоров на закупки, заключенных по результатам конкурентных процедур закупок.
Полномочия организатора закупки
Организация вправе отменить процедуру закупки на любом этапе ее проведения и не несет за это ответственности перед участниками процедуры закупки в следующих случаях: отсутствия финансирования, утраты необходимости приобретения товаров (работ, услуг), изменения предмета закупки и (или) требований к квалификационным данным участников процедуры закупки.
При отмене процедуры закупки по иным основаниям организация несет ответственность перед участниками процедуры закупки в соответствии с законодательством (подп.2.11 п.2 постановления № 229).
Республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству РБ, иные государственные органы (организации), государственные объединения с учетом специфики осуществления деятельности вправе определить в соответствии с требованиями постановления № 229 для находящихся в их подчинении (входящих в состав, систему) организаций особенности осуществления закупок за счет собственных средств, которые размещают в открытом доступе в информационной системе «Тендеры».
Такие особенности могут предусматривать:
• предоставление преимущества участникам процедуры закупки, предлагающим товары (работы, услуги), произведенные организациями общественных объединений инвалидов;
• централизацию закупок товаров (работ, услуг). Организатор процедур централизованных закупок определяется на конкурентной основе, за исключением случая, когда организатором определяется одна из организаций, закупки которых централизуются;
• согласование с государственным органом (государственной организацией) решений о выборе поставщиков, предложивших импортные товары и не являющихся импортерами таких товаров, а также решений о выборе иностранных подрядчиков (исполнителей) с учетом обязательств международных договоров Республики Беларусь, а также договоров, заключенных государственным органом (государственной организацией) с иностранным юридическим лицом, международной организацией, организацией, не являющейся юридическим лицом;
• применение преференциальной поправки в размере 15 % к цене предложения участников, предлагающих товары (работы, услуги) происхождения Республики Беларусь и (или) товары (работы, услуги), которым в Республике Беларусь предоставляется национальный режим в соответствии с международными договорами Республики Беларусь (подп.2.13 п.2 постановления № 229).
![]() |
Обратите внимание! В отдельных случаях акты отраслевых министерств могут содержать иные указания для подчиненных организаций. Так, например, в соответствии с приказом Минсельхозпрода РБ от 03.03.2011 № 82 «О некоторых вопросах закупок товаров (работ, услуг) и мониторинге цен» государственным организациям, находящимся в подчинении Министерства сельского хозяйства и продовольствия РБ, указано принять меры по недопущению необоснованного посредничества при закупке товаров (работ, услуг) за счет собственных средств (п.5). |
Алгоритм проведения закупок за счет собственных средств
Шаг 1. Разработка и утверждение организацией порядка осуществления закупок за счет собственных средств (далее - Порядок закупок), в котором определены виды процедур закупок (конкурсы, электронные аукционы и другие конкурентные процедуры закупок, процедура закупки из одного источника), а также условия их применения и проведения, требования к заключению и исполнению договоров на закупки, а также иные положения, связанные с осуществлением организацией закупок за счет собственных средств.
![]() |
Обратите внимание! Необязательно в Порядке закупок указывать все возможные конкурентные процедуры закупок, так как это предполагает указание в Порядке закупок в т.ч. и правил проведения каждой процедуры. Можно ограничиться одной конкурентной процедурой, наиболее приемлемой для организации. |
Постановлением № 229 нормативно установлены требования к проведению только одной процедуры закупки - закупки из одного источника.
Процедура закупки из одного источника | |
Содержание процедуры | Способ выбора поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором организация предлагает заключить договор на закупку только одному поставщику (подрядчику, исполнителю) |
Случаи применения процедуры | 1. Возникла срочная необходимость в закупке, а применение конкурентных процедур закупок невозможно вследствие отсутствия необходимого времени для их проведения. 2. Организацией, осуществившей закупку у определенного поставщика (подрядчика, исполнителя), установлено, что дополнительная закупка в количестве (объеме), не превышающем количества (объема) первоначальной закупки, ввиду необходимости обеспечения совместимости с ранее закупленными товарами (работами, услугами) должна быть произведена у того же поставщика (подрядчика, исполнителя). 3. Конкурентная процедура закупки либо часть (лот) предмета процедуры закупки признана несостоявшейся и повторное ее проведение нецелесообразно |
Субъекты, у которых осуществляется приобретение товаров (работ, услуг) с применением процедуры закупки из одного источника | 1. Производители. 2. Сбытовые организации (официальные торговые представители) (примечание 2) производителей, в т.ч. включенные в Регистр производителей товаров (работ, услуг) и их сбытовых организаций (официальных торговых представителей) (примечание 3). Общее исключение для 2 субъектов: случаи, когда такие закупки экономически нецелесообразны или невозможны (примечание 4). Обратите внимание! Пунктом 8 постановления № 229 рекомендовано производителям Республики Беларусь включать соответствующие сведения в Регистр производителей товаров (работ, услуг) и их сбытовых организаций (официальных торговых представителей) |
Утверждение Порядка закупок: утверждается руководителем организации в случае, если организация - республиканское унитарное предприятие, государственное объединение, государственный орган, иное юридическое лицо, имущество которого находится в республиканской собственности; советом директоров (наблюдательным советом), правлением (дирекцией) либо директором (генеральным директором) в случае, если организация - хозяйственное общество, являющееся субъектом, применяющим постановление № 229.
Размещение Порядка закупок: размещается в открытом доступе в информационной системе «Тендеры» на сайте информационного республиканского унитарного предприятия «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен» (http://www.icetrade.by) в течение 3 рабочих дней после его утверждения.
Шаг 2. Создание комиссии для проведения процедур закупок.
1. Комиссия создается приказом руководителя организации с определением состава членов комиссии, председателя.
Дополнительные требования к составу комиссии: членами комиссии, создаваемой для проведения процедур закупок, не могут быть физические лица, лично заинтересованные в результатах закупок, в т.ч. физические лица, подавшие предложения на участие в процедуре закупки, работники и иные лица, входящие в состав органов управления потенциальных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), подавших предложения на участие в процедуре закупки, либо физические лица, на которых способны оказывать влияние потенциальные поставщики (подрядчики, исполнители), в т.ч. физические лица, являющиеся участниками, учредителями (собственниками имущества) потенциальных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), а также работники кредиторов организации, должностные лица контролирующих (надзорных) органов (подп.2.7 п.2 постановления № 229).
2. Разработка и утверждение положения о комиссии для проведения процедур закупок (в зависимости от выбранных процедур закупок).
Рекомендация. Если организацией выбраны в качестве конкурентных процедур конкурс, электронный аукцион, запрос ценовых предложений, то при разработке положения о комиссии можно воспользоваться (с учетом особенностей проведения процедур закупок за счет собственных средств) Положением о комиссии, создаваемой заказчиком (организатором) при организации и проведении открытых конкурсов, закрытых конкурсов, электронных аукционов или процедур запроса ценовых предложений, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 22.08.2012 № 778, применительно к процедурам государственных закупок.
Шаг 3. Разработка и формирование документации о закупке (при проведении конкурентных видов процедур закупок): документация о закупке должна содержать сведения, определенные Порядком закупок, в т.ч.:
• требования к качеству, техническим характеристикам товара (работы, услуги), его безопасности, функциональным характеристикам (потребительским свойствам), размерам, упаковке, результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара (выполняемой работы, оказываемой услуги) потребностям организации;
• место, условия и сроки поставки (приобретения иным способом) товара (выполнения работы, оказания услуги);
• форму, сроки и порядок оплаты товара (работы, услуги);
• порядок формирования суммы договора на закупку (цены предложения) с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей;
• проект договора на закупку (его условия) и срок его заключения;
• требования к форме и содержанию предложения участника процедуры закупки и сроку его действия;
• требования к описанию участниками процедуры закупки предлагаемого ими товара (работы, услуги), его функциональных характеристик (потребительских свойств), количественных и качественных характеристик;
• порядок, место, дату окончания срока подготовки и подачи предложений на участие в процедуре закупки;
• требования к участникам процедуры закупки и перечень документов, представляемых участниками процедуры закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям;
• порядок, дату окончания срока предоставления участникам процедуры закупки разъяснений положений документации о закупке;
• критерии и способ оценки и сравнения предложений участников процедуры закупки (подп.2.8 п.2 постановления № 229).
Документация о закупке предоставляется участникам бесплатно.
Правила:
1) не допускается предъявлять требования к участникам процедуры закупки, а также закупаемым товарам (работам, услугам), условиям исполнения договора на закупку и осуществлять оценку и сравнение предложений участников процедуры закупки по критериям и способом, которые не указаны в документации о закупке;
2) требования к участникам процедуры закупки, закупаемым товарам (работам, услугам), условиям договора на закупку, а также критерии и способ оценки и сравнения предложений участников процедуры закупки устанавливаются и применяются организацией в равной степени ко всем участникам процедуры закупки и их предложениям.
Шаг 4. Приглашение о любом виде конкурентных процедур закупок размещается в открытом доступе в информационной системе «Тендеры» и должно содержать:
• наименование вида процедуры закупки;
• наименование и место нахождения организации;
• описание предмета закупки, его объем (количество) или способ расчета, а также место и сроки поставки (приобретения иным способом) товаров (выполнения работ, оказания услуг), являющихся предметом закупки;
• источник финансирования закупки;
• способ получения документации о закупке;
• срок для подготовки и подачи предложений, место их подачи;
• требования к составу участников процедуры закупки;
• иные сведения в соответствии с порядком закупок за счет собственных средств.
Дополнительно рассылаются приглашения к участию в конкурентной процедуре закупки известным организации производителям. Организация также вправе направить такие приглашения любым иным известным ей потенциальным поставщикам (подрядчикам, исполнителям) и (или) разместить приглашения в любых средствах массовой информации (подп.2.3 п.2 постановления № 229).
Шаг 5. Направление предложений участниками конкурентных процедур закупок.
Срок для подготовки и подачи предложений на участие в конкурсе и электронном аукционе должен составлять не менее 20 календарных дней, а по другим видам конкурентных процедур закупок, повторным процедурам закупок, а также в случае, если стоимость закупки не превышает 3 000 базовых величин на день принятия организацией решения о проведении процедуры закупки, - не менее 5 календарных дней со дня размещения приглашения к участию в процедуре закупки в открытом доступе в информационной системе «Тендеры».
В случае если изменения в приглашение к участию в конкурентной процедуре закупки и (или) документацию о закупке внесены в течение второй половины срока, установленного для подготовки и подачи предложений на участие в процедуре закупки, такой срок должен быть продлен так, чтобы со дня размещения в открытом доступе в информационной системе «Тендеры» данных изменений до даты окончания срока, установленного для подготовки и подачи предложений на участие в процедуре закупки, такой срок составлял не менее половины первоначального срока.
![]() |
Пример Размещение информации о проведении конкурса.
|
Шаг 6. Проведение процедуры закупки.
Осуществляется в соответствии с Порядком закупок.
Шаг 7. Результаты проведения процедуры закупки. Победителем конкурентной процедуры закупки определяется лицо, предложившее лучшие условия в соответствии с критериями и способом оценки и сравнения, указанными в документации о закупке. Уведомление о выборе победителя направляется участникам процедуры закупки не позднее дня, следующего за днем принятия такого решения.
Заключение договора. Договор на закупку может быть заключен не ранее чем через 5 календарных дней после выбора победителя при осуществлении конкурентной процедуры закупки, в течение которых может быть урегулирован спор, вызванный решениями и (или) действиями (бездействием) организации, а также членов комиссии, созданной для проведения закупки.
![]() |
Справочно Если при осуществлении закупок решения и (или) действия (бездействие) организации либо членов комиссии, созданной для проведения закупки, нарушают права и законные интересы юридического лица или физического лица, в т.ч. индивидуального предпринимателя, такое лицо или индивидуальный предприниматель вправе обратиться к организации для целей урегулирования спора либо обжаловать такие решения и (или) действия (бездействие) в судебном порядке. |
Информирование. Сообщение о результате конкурентной процедуры закупки размещается в открытом доступе в информационной системе «Тендеры» в течение 5 календарных дней после заключения договора на закупку либо принятия организацией решения об ином результате процедуры закупки и должно содержать:
• вид и предмет процедуры закупки;
• наименование и местонахождение поставщика (подрядчика, исполнителя);
• дату заключения договора на закупку;
• сумму договора на закупку;
• сведения об ином результате процедуры закупки в случае, если договор на закупку не заключен (подп.2.10 п.2 постановления № 229).
Признание конкурентной процедуры несостоявшейся. Организация признает конкурентную процедуру закупки несостоявшейся в случаях, если:
• поступило менее 2 предложений на участие в процедуре закупки;
• в результате отклонения предложений их осталось менее 2;
• отклонены все предложения;
• победитель процедуры закупки не подписал договор на закупку;
• до заключения договора на закупку проверкой уполномоченных органов (организаций) были выявлены нарушения в проведении процедуры закупки и результаты проверки не обжалованы организацией в установленном порядке.
![]() |
Обратите внимание! Рассмотренные в алгоритме правила проведения процедуры закупки подлежат применению в соответствии с постановлением № 229. В случаях, не урегулированных нормами постановления № 229, следует руководствоваться Порядком закупок. При этом не должны быть нарушены императивные нормы. |
Примечание 1. Формирование и ведение данного Реестра осуществляет Министерство экономики РБ в соответствии с Инструкцией о порядке формирования и ведения Реестра поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к закупкам, утвержденной постановлением Минэкономики РБ от 12.06.2012 № 50. Реестр размещается в открытом доступе в информационной системе «Тендеры» (http://www.icetrade.by/).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 июля 2019 г. порядок формирования и ведения списка поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах государственных закупок, определяется в соответствии с Инструкцией о порядке формирования и ведения списка поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах государственных закупок, утвержденной постановлением МАРТ РБ от 29.12.2018 № 92. |
Примечание 2. К сбытовым организациям (официальным торговым представителям) относят:
1) организацию или индивидуального предпринимателя, уполномоченных на реализацию товаров, за исключением товаров, указанных в п.2 (см. ниже), в соответствии с договором (соглашением) с их производителем, договорами (соглашениями) с государственным объединением, ассоциацией (союзом), в состав которых входят производители, или их уставами либо договором (соглашением) с управляющей компанией холдинга, участником которого является производитель;
2) организацию - нерезидента Республики Беларусь, уполномоченную на реализацию товаров, указанных в пп.4, 5, 18-68, 70-73, 75-80 перечня товаров, сделки с которыми юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны заключать на биржевых торгах открытого акционерного общества «Белорусская универсальная товарная биржа», утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 16.06.2004 № 714, организацией-производителем или организацией (объединением, ассоциацией, союзом, холдингом), в состав которой входят организации-производители, на основании соответствующих гражданско-правовых договоров (договор комиссии, агентский договор), либо организацию - нерезидента Республики Беларусь, управляемую такой организацией посредством приобретения долей (акций) в имуществе или заключения соответствующего договора по управлению (управляющая компания), а также организацию или индивидуального предпринимателя - резидента Республики Беларусь, уполномоченных на реализацию названных товаров в соответствии с договором (соглашением) с их производителем - резидентом Республики Беларусь, договорами (соглашениями) с государственным объединением, ассоциацией (союзом), в состав которых входят производители - резиденты Республики Беларусь, или их уставами либо договором (соглашением) с управляющей компанией холдинга, участником которого является производитель - резидент Республики Беларусь (подп.2.2 п.2 постановления № 229).
Примечание 3. Ведение Регистра осуществляет информационное республиканское унитарное предприятие «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен».
Примечание 4. Это означает, что при принятии решения о закупке из одного источника не у производителя, его официального торгового представителя в решении должно быть обоснование нецелесообразности или невозможности закупки.
05.03.2013
Юлия Амельченя, кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского и хозяйственного права Академии управления при Президенте Республики Беларусь
Ольга Бакиновская, кандидат юридических наук, доцент, заведующая кафедрой теории и истории государства и права Академии управления при Президенте Республики Беларусь
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» В постановление Совета Министров РБ от 15.03.2012 № 229 «О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств» на основании постановлений Совета Министров РБ от 26.06.2013 № 542, от 23.01.2014 № 64, от 19.12.2014 № 1200 и от 04.03.2015 № 155, от 30.04.2015 № 368 (с 6 мая 2015 г.), от 21.07.2015 № 616 (с 25 июля 2015 г.), от 07.10.2015 № 835 (с 10 октября 2015 г.), от 08.10.2015 № 839 (с 15 октября 2015 г.), от 30.03.2016 № 267 (с 3 апреля 2016 г.), от 21.03.2016 № 225 (с 30 июня 2016 г.), от 25.03.2016 № 245 (с 2 июля 2016 г.), от 14.12.2016 № 1021 (с 21 декабря 2016 г.), от 03.04.2017 № 247 (с 7 апреля 2017 г.), от 12.04.2017 № 277 (с 16 апреля 2017 г.), от 14 июня 2017 № 452 (с 17 июня 2017 г.) и от 07.07.2017 № 510 (с 10 июля 2017 г.) внесены изменения и дополнения. |