Алгоритм от 05.03.2013
Автор: Бакиновская О., Амельченя Ю.

Алгоритм юридических действий при проведении закупок за счет собственных средств


 

Материал помещен в архив. Актуальный материал по теме см. здесь

 

Дополнительная информацияУстановить закладкуКомментарии АЛГОРИТМ ЮРИДИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЗАКУПОК ЗА СЧЕТ СОБСТВЕННЫХ СРЕДСТВ

Общая характеристика

В соответствии с законодательством при приобретении товаров (работ, услуг) в некоторых случаях подлежат применению нормы, регламентирующие порядок такого приобретения, включающий определение процедур приобретения, размещение информации о приобретении, выбор поставщика и др. На сегодняшний день можно утверждать, что установленные в Гражданском кодексе РБ правила заключения договоров (глава 28) расширены за счет специальных правил заключения, а именно правил о закупках за счет собственных средств и государственных закупках товаров (работ, услуг).

В связи с реформированием законодательства о государственных закупках и в некоторой степени о закупках за счет собственных средств предлагаем проанализировать порядок осуществления закупок за счет собственных средств.

Правовая регламентация: постановление Совета Министров РБ от 15.03.2012 № 229 «О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств» (далее - постановление № 229).

Субъекты, применяющие постановление № 229, если иное не установлено законодательными актами Республики Беларусь:

• республиканские унитарные предприятия;

• государственные органы;

• государственные объединения;

• иные юридические лица, имущество которых находится в республиканской собственности, либо хозяйственные общества, в уставных фондах которых более 25 % акций (долей) принадлежит Республике Беларусь или организациям, имущество которых находится в республиканской собственности, за исключением коммерческих организаций с иностранными инвестициями (подп.1.1 п.1 постановления № 229).

Постановлением № 229 рекомендовано областным и Минскому городскому Советам депутатов определить порядок осуществления закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств коммунальными унитарными предприятиями, государственными объединениями, иными юридическими лицами, имущество которых находится в коммунальной собственности, с учетом положений постановления № 229 (п.51 постановления № 229).

Национальный банк РБ, Служба безопасности Президента РБ, Национальная академия наук Беларуси и подчиненные им организации могут применять постановление № 229 с учетом установленных ими особенностей (п.52 постановления № 229).

Управление делами Президента РБ, подчиненные ему организации, а также хозяйственные общества, акции (доли) которых находятся в их управлении (оперативном управлении), могут применять постановление № 229 с учетом установленных Управлением делами Президента РБ особенностей (п.53 постановления № 229).

Требования к участникам процедур закупок:

1) по общему правилу не допускается не предусмотренное законодательством ограничение доступа поставщиков (подрядчиков, исполнителей) к участию в процедуре закупки;

2) для конкурентных процедур закупок участником может быть любое юридическое или физическое лицо, в т.ч. индивидуальный предприниматель, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, которое соответствует требованиям, установленным организацией в документации о закупке в соответствии с порядком закупок за счет собственных средств, за исключением:

- юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, включенных в Реестр поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к закупкам (примечание 1).

 

Справочно

Временно - на срок 1 год.

Основания включения в указанный Реестр:

1) участники процедур закупок, определенные в качестве их победителей и уклонившиеся от заключения договоров на закупки;

2) юридические лица и индивидуальные предприниматели по факту невыполнения либо выполнения ненадлежащим образом обязательств по договорам на закупки, подтвержденному соответствующим судебным (арбитражным) решением, за исключением договоров на закупки, обязательства по которым не выполнены в связи с действием обстоятельств непреодолимой силы, невозможностью исполнения либо на основании акта государственного органа;

3) юридические лица и индивидуальные предприниматели, работник(и) которых совершил(и) установленное вступившим в силу приговором суда преступление против интересов службы, в т.ч. дачу взятки члену(ам) комиссии и (или) ответственному лицу(ам) организации, на которых в соответствии с должностными обязанностями возлагалось обеспечение закупок;

 

- в целях соблюдения приоритетности закупок у производителей или их сбытовых организаций (официальных торговых представителей) при рассмотрении предложений отклоняется предложение участника процедуры закупки, не являющегося производителем или его сбытовой организацией (официальным торговым представителем), в случае, если в конкурентной процедуре закупки участвует не менее одного производителя и (или) сбытовой организации (официального торгового представителя) и цена предложения такого участника не ниже цены участвующего в процедуре закупки производителя и (или) его сбытовой организации (официального торгового представителя) (подп.2.5 п.2 постановления № 229).

3) для неконкурентных процедур закупок (закупки из одного источника): см. таблицу «Процедура закупки из одного источника».

 

Обратите внимание!

Действие постановления № 229 не распространяется на закупки товаров (работ, услуг) за счет собственных средств согласно приложению 1 к постановлению № 229.

 

Одновременно подлежит применению часть вторая подп.2.10 п.2 постановления № 229: не позднее 1 февраля организация размещает в открытом доступе в информационной системе «Тендеры» (http://www.icetrade.by) сведения о количестве и общей стоимости договоров на закупки товаров (работ, услуг), заключенных организацией в предыдущем году, за исключением таких сведений о закупках товаров (работ, услуг), указанных в пп.6-9 приложения 1 к постановлению № 229, в т.ч. о количестве и общей стоимости заключенных договоров на закупки товаров (работ, услуг), указанных в пп.3-5 приложения 1 к постановлению № 229, и количестве и общей стоимости договоров на закупки, заключенных по результатам конкурентных процедур закупок.

Полномочия организатора закупки

Организация вправе отменить процедуру закупки на любом этапе ее проведения и не несет за это ответственности перед участниками процедуры закупки в следующих случаях: отсутствия финансирования, утраты необходимости приобретения товаров (работ, услуг), изменения предмета закупки и (или) требований к квалификационным данным участников процедуры закупки.

При отмене процедуры закупки по иным основаниям организация несет ответственность перед участниками процедуры закупки в соответствии с законодательством (подп.2.11 п.2 постановления № 229).

Республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству РБ, иные государственные органы (организации), государственные объединения с учетом специфики осуществления деятельности вправе определить в соответствии с требованиями постановления № 229 для находящихся в их подчинении (входящих в состав, систему) организаций особенности осуществления закупок за счет собственных средств, которые размещают в открытом доступе в информационной системе «Тендеры».

Такие особенности могут предусматривать:

• предоставление преимущества участникам процедуры закупки, предлагающим товары (работы, услуги), произведенные организациями общественных объединений инвалидов;

• централизацию закупок товаров (работ, услуг). Организатор процедур централизованных закупок определяется на конкурентной основе, за исключением случая, когда организатором определяется одна из организаций, закупки которых централизуются;

• согласование с государственным органом (государственной организацией) решений о выборе поставщиков, предложивших импортные товары и не являющихся импортерами таких товаров, а также решений о выборе иностранных подрядчиков (исполнителей) с учетом обязательств международных договоров Республики Беларусь, а также договоров, заключенных государственным органом (государственной организацией) с иностранным юридическим лицом, международной организацией, организацией, не являющейся юридическим лицом;

• применение преференциальной поправки в размере 15 % к цене предложения участников, предлагающих товары (работы, услуги) происхождения Республики Беларусь и (или) товары (работы, услуги), которым в Республике Беларусь предоставляется национальный режим в соответствии с международными договорами Республики Беларусь (подп.2.13 п.2 постановления № 229).

 

Обратите внимание!

В отдельных случаях акты отраслевых министерств могут содержать иные указания для подчиненных организаций. Так, например, в соответствии с приказом Минсельхозпрода РБ от 03.03.2011 № 82 «О некоторых вопросах закупок товаров (работ, услуг) и мониторинге цен» государственным организациям, находящимся в подчинении Министерства сельского хозяйства и продовольствия РБ, указано принять меры по недопущению необоснованного посредничества при закупке товаров (работ, услуг) за счет собственных средств (п.5).

Алгоритм проведения закупок за счет собственных средств

Шаг 1. Разработка и утверждение организацией порядка осуществления закупок за счет собственных средств (далее - Порядок закупок), в котором определены виды процедур закупок (конкурсы, электронные аукционы и другие конкурентные процедуры закупок, процедура закупки из одного источника), а также условия их применения и проведения, требования к заключению и исполнению договоров на закупки, а также иные положения, связанные с осуществлением организацией закупок за счет собственных средств.

 

Обратите внимание!

Необязательно в Порядке закупок указывать все возможные конкурентные процедуры закупок, так как это предполагает указание в Порядке закупок в т.ч. и правил проведения каждой процедуры. Можно ограничиться одной конкурентной процедурой, наиболее приемлемой для организации.

 

Постановлением № 229 нормативно установлены требования к проведению только одной процедуры закупки - закупки из одного источника.

 

Процедура закупки из одного источника
Содержание процедуры Способ выбора поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором организация предлагает заключить договор на закупку только одному поставщику (подрядчику, исполнителю)
Случаи применения процедуры 1. Возникла срочная необходимость в закупке, а применение конкурентных процедур закупок невозможно вследствие отсутствия необходимого времени для их проведения.
2. Организацией, осуществившей закупку у определенного поставщика (подрядчика, исполнителя), установлено, что дополнительная закупка в количестве (объеме), не превышающем количества (объема) первоначальной закупки, ввиду необходимости обеспечения совместимости с ранее закупленными товарами (работами, услугами) должна быть произведена у того же поставщика (подрядчика, исполнителя).
3. Конкурентная процедура закупки либо часть (лот) предмета процедуры закупки признана несостоявшейся и повторное ее проведение нецелесообразно
Субъекты, у которых осуществляется приобретение товаров (работ, услуг) с применением процедуры закупки из одного источника 1. Производители.
2. Сбытовые организации (официальные торговые представители) (примечание 2) производителей, в т.ч. включенные в Регистр производителей товаров (работ, услуг) и их сбытовых организаций (официальных торговых представителей) (примечание 3).
Общее исключение для 2 субъектов: случаи, когда такие закупки экономически нецелесообразны или невозможны (примечание 4).

Обратите внимание!
Пунктом 8 постановления № 229 рекомендовано производителям Республики Беларусь включать соответствующие сведения в Регистр производителей товаров (работ, услуг) и их сбытовых организаций (официальных торговых представителей)

 

Утверждение Порядка закупок: утверждается руководителем организации в случае, если организация - республиканское унитарное предприятие, государственное объединение, государственный орган, иное юридическое лицо, имущество которого находится в республиканской собственности; советом директоров (наблюдательным советом), правлением (дирекцией) либо директором (генеральным директором) в случае, если организация - хозяйственное общество, являющееся субъектом, применяющим постановление № 229.

Размещение Порядка закупок: размещается в открытом доступе в информационной системе «Тендеры» на сайте информационного республиканского унитарного предприятия «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен» (http://www.icetrade.by) в течение 3 рабочих дней после его утверждения.

Шаг 2. Создание комиссии для проведения процедур закупок.

1. Комиссия создается приказом руководителя организации с определением состава членов комиссии, председателя.

Дополнительные требования к составу комиссии: членами комиссии, создаваемой для проведения процедур закупок, не могут быть физические лица, лично заинтересованные в результатах закупок, в т.ч. физические лица, подавшие предложения на участие в процедуре закупки, работники и иные лица, входящие в состав органов управления потенциальных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), подавших предложения на участие в процедуре закупки, либо физические лица, на которых способны оказывать влияние потенциальные поставщики (подрядчики, исполнители), в т.ч. физические лица, являющиеся участниками, учредителями (собственниками имущества) потенциальных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), а также работники кредиторов организации, должностные лица контролирующих (надзорных) органов (подп.2.7 п.2 постановления № 229).

2. Разработка и утверждение положения о комиссии для проведения процедур закупок (в зависимости от выбранных процедур закупок).

Рекомендация. Если организацией выбраны в качестве конкурентных процедур конкурс, электронный аукцион, запрос ценовых предложений, то при разработке положения о комиссии можно воспользоваться (с учетом особенностей проведения процедур закупок за счет собственных средств) Положением о комиссии, создаваемой заказчиком (организатором) при организации и проведении открытых конкурсов, закрытых конкурсов, электронных аукционов или процедур запроса ценовых предложений, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 22.08.2012 № 778, применительно к процедурам государственных закупок.

Шаг 3. Разработка и формирование документации о закупке (при проведении конкурентных видов процедур закупок): документация о закупке должна содержать сведения, определенные Порядком закупок, в т.ч.:

• требования к качеству, техническим характеристикам товара (работы, услуги), его безопасности, функциональным характеристикам (потребительским свойствам), размерам, упаковке, результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара (выполняемой работы, оказываемой услуги) потребностям организации;

• место, условия и сроки поставки (приобретения иным способом) товара (выполнения работы, оказания услуги);

• форму, сроки и порядок оплаты товара (работы, услуги);

• порядок формирования суммы договора на закупку (цены предложения) с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей;

• проект договора на закупку (его условия) и срок его заключения;

• требования к форме и содержанию предложения участника процедуры закупки и сроку его действия;

• требования к описанию участниками процедуры закупки предлагаемого ими товара (работы, услуги), его функциональных характеристик (потребительских свойств), количественных и качественных характеристик;

• порядок, место, дату окончания срока подготовки и подачи предложений на участие в процедуре закупки;

• требования к участникам процедуры закупки и перечень документов, представляемых участниками процедуры закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям;

• порядок, дату окончания срока предоставления участникам процедуры закупки разъяснений положений документации о закупке;

• критерии и способ оценки и сравнения предложений участников процедуры закупки (подп.2.8 п.2 постановления № 229).

Документация о закупке предоставляется участникам бесплатно.

Правила:

1) не допускается предъявлять требования к участникам процедуры закупки, а также закупаемым товарам (работам, услугам), условиям исполнения договора на закупку и осуществлять оценку и сравнение предложений участников процедуры закупки по критериям и способом, которые не указаны в документации о закупке;

2) требования к участникам процедуры закупки, закупаемым товарам (работам, услугам), условиям договора на закупку, а также критерии и способ оценки и сравнения предложений участников процедуры закупки устанавливаются и применяются организацией в равной степени ко всем участникам процедуры закупки и их предложениям.

Шаг 4. Приглашение о любом виде конкурентных процедур закупок размещается в открытом доступе в информационной системе «Тендеры» и должно содержать:

• наименование вида процедуры закупки;

• наименование и место нахождения организации;

• описание предмета закупки, его объем (количество) или способ расчета, а также место и сроки поставки (приобретения иным способом) товаров (выполнения работ, оказания услуг), являющихся предметом закупки;

• источник финансирования закупки;

• способ получения документации о закупке;

• срок для подготовки и подачи предложений, место их подачи;

• требования к составу участников процедуры закупки;

• иные сведения в соответствии с порядком закупок за счет собственных средств.

Дополнительно рассылаются приглашения к участию в конкурентной процедуре закупки известным организации производителям. Организация также вправе направить такие приглашения любым иным известным ей потенциальным поставщикам (подрядчикам, исполнителям) и (или) разместить приглашения в любых средствах массовой информации (подп.2.3 п.2 постановления № 229).

Шаг 5. Направление предложений участниками конкурентных процедур закупок.

Срок для подготовки и подачи предложений на участие в конкурсе и электронном аукционе должен составлять не менее 20 календарных дней, а по другим видам конкурентных процедур закупок, повторным процедурам закупок, а также в случае, если стоимость закупки не превышает 3 000 базовых величин на день принятия организацией решения о проведении процедуры закупки, - не менее 5 календарных дней со дня размещения приглашения к участию в процедуре закупки в открытом доступе в информационной системе «Тендеры».

В случае если изменения в приглашение к участию в конкурентной процедуре закупки и (или) документацию о закупке внесены в течение второй половины срока, установленного для подготовки и подачи предложений на участие в процедуре закупки, такой срок должен быть продлен так, чтобы со дня размещения в открытом доступе в информационной системе «Тендеры» данных изменений до даты окончания срока, установленного для подготовки и подачи предложений на участие в процедуре закупки, такой срок составлял не менее половины первоначального срока.

 

Пример

Размещение информации о проведении конкурса.

 

Дата размещения информации Дата изменения информации Срок окончания Продление срока
08.01.2013
21.01.2013
28.01.2013
(21 день)
31.01.2013
(с 21.01.2013 до 31.01.2013 период составляет 11 дней,
т.е. половину срока
(21 день / 2 = 10,5 дней))

 

Шаг 6. Проведение процедуры закупки.

Осуществляется в соответствии с Порядком закупок.

Шаг 7. Результаты проведения процедуры закупки. Победителем конкурентной процедуры закупки определяется лицо, предложившее лучшие условия в соответствии с критериями и способом оценки и сравнения, указанными в документации о закупке. Уведомление о выборе победителя направляется участникам процедуры закупки не позднее дня, следующего за днем принятия такого решения.

Заключение договора. Договор на закупку может быть заключен не ранее чем через 5 календарных дней после выбора победителя при осуществлении конкурентной процедуры закупки, в течение которых может быть урегулирован спор, вызванный решениями и (или) действиями (бездействием) организации, а также членов комиссии, созданной для проведения закупки.

 

Справочно

Если при осуществлении закупок решения и (или) действия (бездействие) организации либо членов комиссии, созданной для проведения закупки, нарушают права и законные интересы юридического лица или физического лица, в т.ч. индивидуального предпринимателя, такое лицо или индивидуальный предприниматель вправе обратиться к организации для целей урегулирования спора либо обжаловать такие решения и (или) действия (бездействие) в судебном порядке.

 

Информирование. Сообщение о результате конкурентной процедуры закупки размещается в открытом доступе в информационной системе «Тендеры» в течение 5 календарных дней после заключения договора на закупку либо принятия организацией решения об ином результате процедуры закупки и должно содержать:

• вид и предмет процедуры закупки;

• наименование и местонахождение поставщика (подрядчика, исполнителя);

• дату заключения договора на закупку;

• сумму договора на закупку;

• сведения об ином результате процедуры закупки в случае, если договор на закупку не заключен (подп.2.10 п.2 постановления № 229).

Признание конкурентной процедуры несостоявшейся. Организация признает конкурентную процедуру закупки несостоявшейся в случаях, если:

• поступило менее 2 предложений на участие в процедуре закупки;

• в результате отклонения предложений их осталось менее 2;

• отклонены все предложения;

• победитель процедуры закупки не подписал договор на закупку;

• до заключения договора на закупку проверкой уполномоченных органов (организаций) были выявлены нарушения в проведении процедуры закупки и результаты проверки не обжалованы организацией в установленном порядке.

 

Обратите внимание!

Рассмотренные в алгоритме правила проведения процедуры закупки подлежат применению в соответствии с постановлением № 229. В случаях, не урегулированных нормами постановления № 229, следует руководствоваться Порядком закупок. При этом не должны быть нарушены императивные нормы.

 

Примечание 1. Формирование и ведение данного Реестра осуществляет Министерство экономики РБ в соответствии с Инструкцией о порядке формирования и ведения Реестра поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к закупкам, утвержденной постановлением Минэкономики РБ от 12.06.2012 № 50. Реестр размещается в открытом доступе в информационной системе «Тендеры» (http://www.icetrade.by/).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 июля 2019 г. порядок формирования и ведения списка поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах государственных закупок, определяется в соответствии с Инструкцией о порядке формирования и ведения списка поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах государственных закупок, утвержденной постановлением МАРТ РБ от 29.12.2018 № 92.

 

Примечание 2. К сбытовым организациям (официальным торговым представителям) относят:

1) организацию или индивидуального предпринимателя, уполномоченных на реализацию товаров, за исключением товаров, указанных в п.2 (см. ниже), в соответствии с договором (соглашением) с их производителем, договорами (соглашениями) с государственным объединением, ассоциацией (союзом), в состав которых входят производители, или их уставами либо договором (соглашением) с управляющей компанией холдинга, участником которого является производитель;

2) организацию - нерезидента Республики Беларусь, уполномоченную на реализацию товаров, указанных в пп.4, 5, 18-68, 70-73, 75-80 перечня товаров, сделки с которыми юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны заключать на биржевых торгах открытого акционерного общества «Белорусская универсальная товарная биржа», утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 16.06.2004 № 714, организацией-производителем или организацией (объединением, ассоциацией, союзом, холдингом), в состав которой входят организации-производители, на основании соответствующих гражданско-правовых договоров (договор комиссии, агентский договор), либо организацию - нерезидента Республики Беларусь, управляемую такой организацией посредством приобретения долей (акций) в имуществе или заключения соответствующего договора по управлению (управляющая компания), а также организацию или индивидуального предпринимателя - резидента Республики Беларусь, уполномоченных на реализацию названных товаров в соответствии с договором (соглашением) с их производителем - резидентом Республики Беларусь, договорами (соглашениями) с государственным объединением, ассоциацией (союзом), в состав которых входят производители - резиденты Республики Беларусь, или их уставами либо договором (соглашением) с управляющей компанией холдинга, участником которого является производитель - резидент Республики Беларусь (подп.2.2 п.2 постановления № 229).

Примечание 3. Ведение Регистра осуществляет информационное республиканское унитарное предприятие «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен».

Примечание 4. Это означает, что при принятии решения о закупке из одного источника не у производителя, его официального торгового представителя в решении должно быть обоснование нецелесообразности или невозможности закупки.

 

05.03.2013

 

Юлия Амельченя, кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского и хозяйственного права Академии управления при Президенте Республики Беларусь

Ольга Бакиновская, кандидат юридических наук, доцент, заведующая кафедрой теории и истории государства и права Академии управления при Президенте Республики Беларусь

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

В постановление Совета Министров РБ от 15.03.2012 № 229 «О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств» на основании постановлений Совета Министров РБ от 26.06.2013 № 542, от 23.01.2014 № 64, от 19.12.2014 № 1200 и от 04.03.2015 № 155, от 30.04.2015 № 368 (с 6 мая 2015 г.), от 21.07.2015 № 616 (с 25 июля 2015 г.), от 07.10.2015 № 835 (с 10 октября 2015 г.), от 08.10.2015 № 839 (с 15 октября 2015 г.), от 30.03.2016 № 267 (с 3 апреля 2016 г.), от 21.03.2016 № 225 (с 30 июня 2016 г.), от 25.03.2016 № 245 (с 2 июля 2016 г.), от 14.12.2016 № 1021 (с 21 декабря 2016 г.), от 03.04.2017 № 247 (с 7 апреля 2017 г.), от 12.04.2017 № 277 (с 16 апреля 2017 г.), от 14 июня 2017 № 452 (с 17 июня 2017 г.) и от 07.07.2017 № 510 (с 10 июля 2017 г.) внесены изменения и дополнения.