Алгоритм от 29.06.2016
Автор: Жилевский Д.

Алгоритм юридических действий, связанных с консолидацией, дроблением акций


 

Материал помещен в архив. Актуальный материал по теме см. здесь

 

АЛГОРИТМ ЮРИДИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ, СВЯЗАННЫХ С КОНСОЛИДАЦИЕЙ, ДРОБЛЕНИЕМ АКЦИЙ

Основные нормативные правовые акты, регулирующие данный вопрос:

Закон Республики Беларусь от 09.12.1992 № 2020-XII «О хозяйственных обществах» (далее - Закон) (ст.70, 74, 75, 105, 106);

Инструкция о некоторых вопросах выпуска и государственной регистрации ценных бумаг, утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 11.12.2009 № 146 (далее - Инструкция № 146).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 23 июня 2016 г. в целях разъяснения вопросов, связанных с деноминацией ценных бумаг, принято постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 06.05.2016 № 32 «О некоторых вопросах, связанных с деноминацией официальной денежной единицы Республики Беларусь».

С 12 ноября 2017 г. вместо Инструкции № 146 действует Инструкция о некоторых вопросах эмиссии и государственной регистрации эмиссионных ценных бумаг, утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 31.08.2016 № 78.

 

 

Справочно

Требуется ли увеличение (уменьшение) уставного фонда ОАО (ЗАО) при проведении деноминации см. в ответе на вопрос «Необходимо ли в связи с деноминацией вносить изменения в учредительные документы организаций в части определения нового размера уставного фонда?».

Алгоритм юридических действий, связанных с консолидацией, дроблением акций

Принятие ОАО (ЗАО) решений:
- об изменении количества акций без изменения размера уставного фонда (о дроблении либо консолидации акций);
- о внесении изменений в устав ОАО (ЗАО) относительно номинальной стоимости и количества акций
   
Государственная регистрация изменений, вносимых в устав ОАО (ЗАО) в связи с изменением номинальной стоимости и количества акций
   
Внесение изменений в Государственный реестр ценных бумаг, связанных с изменением номинальной стоимости и количества акций ОАО (ЗАО)

Шаг 1. Принятие ОАО (ЗАО) решений: об изменении количества акций без изменения размера уставного фонда (о дроблении либо консолидации акций); о внесении изменений в устав ОАО (ЗАО) относительно номинальной стоимости и количества акций

Вопрос изменения количества акций без изменения размера уставного фонда входит в компетенцию общего собрания акционеров ОАО (ЗАО), что следует из нормы части восьмой ст.70 Закона. При этом, основываясь на норме абзаца 12 части первой ст.34 Закона, решение данного вопроса является исключительной компетенцией общего собрания акционеров ОАО (ЗАО), а соответственно, не может быть передано иным органам управления ОАО (ЗАО).

Следует также обратить внимание на порядок принятия акционерами ОАО (ЗАО) указанного решения. Поскольку в Законе не указано иного, то оно принимается в общем порядке, то есть большинством голосов (более 50 %) лиц, принявших участие в этом собрании (часть вторая ст.45 Закона). Однако с целью защиты прав миноритарных акционеров установлено ограничение, суть которого сводится к тому, что вопрос изменения количества акций без изменения размера уставного фонда первоначально должен быть закреплен в уставе ОАО (ЗАО) (либо при принятии устава при создании ОАО (ЗАО), либо при внесении в него последующих изменений) (часть восьмая ст.70 Закона). То есть для внесения положения об изменении количества акций без изменения размера уставного фонда в устав потребуется как минимум квалифицированное большинство голосов акционеров (3/4 или более).

Закон не устанавливает требований, которым должно отвечать решение акционеров ОАО (ЗАО) об изменении количества акций без изменения размера уставного фонда, однако исходя из сути рассматриваемого вопроса, можно отметить, что такое решение в обязательном порядке должно указывать, в какой пропорции происходят консолидация или дробление акций, то есть:

• сколько акций необходимо для обмена на одну новую акцию измененной номинальной стоимости той же категории (типа) (консолидация) или

• сколько новых акций измененной номинальной стоимости той же категории (типа) возникнет из одной имеющейся акции (дробление).

Важно отметить, что при принятии подобных решений акционеры ОАО (ЗАО) могут руководствоваться положениями ст.33 модельных законодательных Положений для государств - участников СНГ о защите прав инвесторов на рынке ценных бумаг, принятых постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств от 14.04.2005 № 25-7 (далее - Положения), согласно которым решение о консолидации или дроблении акций может содержать следующую информацию:

• категории и типы акций, предназначенные для консолидации или дробления;

• количество размещенных обществом акций определенной категории (типа), которое будет конвертировано в одну акцию той же категории и типа (коэффициент консолидации), или количество акций определенной категории (типа), в которое будет конвертирована одна размещенная обществом акция той же категории и типа (коэффициент дробления);

• форму размещения акций при конвертации акций в акции той же категории (типа) с более высокой (консолидированной) или с более низкой (раздробленной) номинальной стоимостью;

• дату конвертации или порядок определения этой даты;

• иные существенные условия консолидации или дробления акций, подлежащие раскрытию в соответствии с законом и уставом общества.

В белорусском законодательстве, к сожалению, в большинстве своем не отражены нормы, приведенные в ст.33 Положений.

Консолидация или дробление акций касаются как простых (обыкновенных) акций, так и привилегированных. Данный вывод основан на том, что все акции в ОАО (ЗАО) независимо от их категории имеют одинаковую номинальную стоимость (п.1 ст.96 Гражданского кодекса Республики Беларусь), соответственно, консолидация или дробление без изменения общего размера уставного фонда затронет как простые (обыкновенные) акции, так и привилегированные.

При консолидации или дроблении акций Закон устанавливает следующие ограничения:

• не допускается изменение количества акционеров;

• не допускается изменение соотношения долей акционеров;

• не допускается образование частей акций (дробных акций) (часть восьмая ст.70 Закона).

Данные ограничения, прежде всего, направлены на защиту прав миноритарных акционеров, чтобы не допустить так называемое выдавливание акционеров из ОАО (ЗАО) путем создания искусственной ситуации, когда образование целой акции невозможно, что ведет к необходимости принудительного выкупа акций по спекулятивной (заниженной) стоимости у акционеров.

Согласно части девятой ст.70 Закона принятие решения о внесении соответствующих изменений в устав ОАО (ЗАО) относительно номинальной стоимости и количества акций общества соответствующей категории (типа) должно осуществляться одновременно с принятием решения о консолидации или дроблении акций. В соответствии с абзацем 2 части первой ст.34 Закона вопрос изменения устава ОАО (ЗАО) относится к исключительной компетенции общего собрания акционеров ОАО (ЗАО), а соответственно, с учетом нормы части третьей ст.34 Закона, не может быть передан на решение других органов управления ОАО (ЗАО).

Решение о внесении изменений в устав ОАО (ЗАО) принимается квалифицированным большинством голосов акционеров, принимающих участие в общем собрании акционеров ОАО (ЗАО) (не менее 3/4) (часть восьмая ст.83 Закона).

 

Справочно

Примерную форму протокола очередного (внеочередного) общего собрания акционеров ОАО (ЗАО) об изменении количества акций без изменения размера уставного фонда (о дроблении либо консолидации акций) и о внесении изменений в устав ОАО (ЗАО) относительно номинальной стоимости и количества акций см. здесь.

Шаг 2. Государственная регистрация изменений, вносимых в устав ОАО (ЗАО) в связи с изменением номинальной стоимости и количества акций

Порядок государственной регистрации изменений, вносимых в устав ОАО (ЗАО), описан в Положении о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденном Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 1 (далее - Положение о регистрации).

В соответствии с п.16 Положения о регистрации для государственной регистрации изменений, вносимых в устав ОАО (ЗАО), в регистрирующий орган представляются следующие документы:

• заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в устав, по форме, установленной постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 27.01.2009 № 8;

• изменения в двух экземплярах, которые должны быть оформлены в виде приложений к уставу (без нотариального засвидетельствования) их электронная копия (в формате .doc или .rtf). По желанию ОАО (ЗАО) устав может быть представлен в новой редакции (законодательство не содержит обязательного требования по прошивке устава или изменений, а также по подписанию устава или изменений кем-либо из представителей ОАО (ЗАО));

• оригинал либо копия платежного документа, подтверждающего уплату государственной пошлины. Факт уплаты государственной пошлины путем перечисления суммы государственной пошлины со счета плательщика подтверждается дополнительным экземпляром платежной инструкции, экземпляром платежной инструкции, составленным на бумажном носителе при осуществлении электронных платежей, с отметкой банка об их исполнении. При этом в отметке банка должны содержаться дата исполнения платежной инструкции, оригинальный штамп банка и подпись ответственного исполнителя (часть вторая п.4 ст.251 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее - НК)).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2019 г. следует руководствоваться п.6 ст.287 НК, изложенного в новой редакции Законом Республики Беларусь от 30.12.2018 № 159-З.

 

Справочно

Размер государственной пошлины за внесение изменений в устав ОАО (ЗАО) составляет 2 базовые величины (БВ) (подп.1.3 п.1 приложения 22 к НК).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2019 г. следует руководствоваться подп.1.3 п.1 приложения 22 новой редакции НК. Размер государственной пошлины составляет 2 БВ.

 

Государственная регистрация изменений, вносимых в устав ОАО (ЗАО), осуществляется регистрирующим органом в день подачи документов (часть вторая п.23 Положения о регистрации) при условии, что будут отсутствовать основания для неосуществления государственной регистрации, установленные п.24 Положения о регистрации.

Подтверждением осуществления государственной регистрации изменений в уставе ОАО (ЗАО), касающихся изменения номинальной стоимости и количества акций, будет соответствующий штамп уполномоченного сотрудника регистрирующего органа (часть вторая п.23 Положения о регистрации).

Шаг 3. Внесение изменений в Государственный реестр ценных бумаг, связанных с изменением номинальной стоимости и количества акций ОАО (ЗАО)

Перечень документов, которые необходимо представить для внесения изменений в Государственный реестр ценных бумаг, связанных с изменением номинальной стоимости и количества акций ОАО (ЗАО), определен п.15.22 единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2012 № 156, а именно:

• заявление (данное заявление заполняется по форме согласно приложению 8 к Инструкции № 146;

• документ, подтверждающий уплату государственной пошлины.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 16 сентября 2016 г. п.15.22 перечня № 156 изложен в новой редакции постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 09.09.2016 № 711. Комментарий см. здесь.

 

Справочно

Согласно п.18 приложения 22 к НК размер государственной пошлины за государственную регистрацию изменений, вносимых в Государственный реестр ценных бумаг, составляет:

• при увеличении номинальной стоимости акций (за исключением случаев увеличения номинальной стоимости акций за счет собственного капитала ОАО (ЗАО)), в том числе при одновременном внесении иных изменений, - 0,2 % увеличения уставного фонда, но не более 300 БВ;

• при увеличении номинальной стоимости акций за счет собственного капитала ОАО (ЗАО), в том числе при одновременном внесении иных изменений, - 10 БВ;

• при внесении иных изменений (сюда также входят случаи уменьшения номинальной стоимости акций) - 10 БВ.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2019 г. следует руководствоваться п.26 приложения 22 новой редакции НК. Размер государственной пошлины не изменился.

 

При государственной регистрации изменений, вносимых в Государственный реестр ценных бумаг эмитентами, являющимися банками, страховыми организациями, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, документы подаются в Департамент по ценным бумагам Министерства финансов Республики Беларусь, остальными эмитентами - в территориальные органы по ценным бумагам (далее - регистрирующий орган).

Представляемые в регистрирующий орган документы должны быть подписаны руководителем или иным уполномоченным лицом и скреплены печатью эмитента.

Копии документов должны иметь заверительную отметку, в которую входят надпись «Копия верна», наименование должности лица, заверившего копию, его личная подпись, фамилия и инициалы, дата заверения, печать эмитента.

Документы (копии документов), насчитывающие более одного листа, должны быть пронумерованы, прошиты, подписаны лицом, указанным в части первой п.20 Инструкции № 146, и скреплены печатью эмитента (п.20 Инструкции № 146).

Все необходимые документы должны быть представлены в регистрирующий орган в 2-месячный срок с даты государственной регистрации соответствующих изменений в устав ОАО (ЗАО) (часть первая п.111 Инструкции № 146).

После подачи всех необходимых документов регистрирующий орган вносит соответствующие сведения в Государственный реестр ценных бумаг, после чего выдает ОАО (ЗАО) письмо, содержащее информацию о внесенных изменениях в указанный реестр (п.112 Инструкции № 146).

Срок, в течение которого регистрирующий орган осуществляет внесение изменений в Государственный реестр ценных бумаг, составляет 15 дней, а в случае направления запроса в другие государственные органы, иные организации - до 1 месяца.

 

29.06.2016

 

Дмитрий Жилевский, юрист, начальник юридической службы открытого акционерного общества «Завод сборного железобетона № 1»