


Материал помещен в архив
АПОСТИЛЬ
Апостилирование и нотариальное удостоверение. Понятие и отличия
Беларусь присоединилась к Конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов, от 05.10.1961 (заключена в г.Гааге; далее - Гаагская конвенция, Конвенция) 1 января 1993 г. К сожалению, до сих пор встречается взгляд на процедуру, предписываемую Гаагской конвенцией, как на своего рода международное нотариальное удостоверение сделок. Между тем функции у апостилирования и у нотариального удостоверения принципиально разные. Нотариальное удостоверение прежде всего предполагает правовую экспертизу сделки со стороны лица, совершающего данное нотариальное действие. В случае положительного результата на соответствующем документе проставляется отметка, подтверждающая соответствие сделки требованиям законодательства. Согласно ст.3 Закона РБ от 18.07.2004 № 305-З «О нотариате и нотариальной деятельности» основная задача нотариата - обеспечение защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц, государственных интересов путем совершения нотариальных действий от имени Республики Беларусь.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 25 января 2016 г. Закон № 305-З на основании Закона РБ от 05.01.2016 № 355-З изложен в новой редакции. В связи с этим аналогичную норму содержит ст.4 новой редакции Закона № 305-З. |
Апостиль же - это специальная отметка, проставляемая на документе, который уже содержит одну официальную отметку (нотариуса, суда или иного государственного органа). Его цель - подтвердить, что в данном государстве действительно существует такой орган, причем он обладает всеми необходимыми полномочиями для составления и (или) заверения документа. Таким образом, если нотариальное заверение ограничивается почти исключительно сферой гражданско-правовых сделок, то апостилирование относится к административно-правовой сфере и подтверждает не факт совершение сделки, а полномочия должностного лица или органа (в т.ч. и самого нотариуса, если он предварительно удостоверил сделку). Кроме того, у процедуры нотариального удостоверения и апостилирования разная территориальная привязка: первая служит главным образом для внутреннего пользования (т.е. в пределах данного государства), тогда как вторая - исключительно для использования за рубежом.
Ниже рассмотрим основные положения Гаагской конвенции.
Сфера применения и содержание Гаагской конвенции
Как гласит преамбула и название Гаагской конвенции, ее цель - избежание требования дипломатической или консульской легализации. Суть последней в следующем. При легализации иностранного документа, предназначенного для действия на территории нашей страны, консул Беларуси личной подписью и печатью консульского учреждения свидетельствует подлинность подписей на документах, удостоверенных властями консульского округа или исходящих от них. В случае отсутствия в стране дипломатического представительства или консульского учреждения Республики Беларусь можно поступить по-другому: документ может быть легализован в консульском управлении Министерства иностранных дел РБ путем освидетельствования на документе подлинности подписи должностного лица дипломатического представительства государства. В самой Гаагской конвенции (ст.2) под легализацией понимается только формальная процедура, используемая дипломатическими или консульскими агентами страны, на территории которой документ должен быть представлен, для удостоверения подлинности подписи, качества, в котором выступало лицо, подписавшее документ, и в надлежащем случае подлинности печати или штампа, которыми скреплен этот документ.
Если же речь идет о белорусском документе, предназначенном для действия за границей, применяется аналогичная описанной процедура легализации через консульства этого государства в Беларуси.
Таким образом, Гаагская конвенция не учреждает некий международный нотариат, а лишь упрощает существующие дипломатические процедуры подтверждения подлинности иностранных документов, выступая в качестве альтернативы дипломатической или консульской легализации (ст.2 Конвенции). При этом речь идет только об иностранных официальных документах. Какие документы являются официальными, говорится в ст.1 Гаагской конвенции:
- документы, исходящие от органа или должностного лица, подчиняющихся юрисдикции государства, включая документы, исходящие от прокуратуры, секретаря суда или судебного исполнителя;
- административные документы;
- нотариальные акты;
- официальные пометки, такие, как: отметки о регистрации; визы, подтверждающие определенную дату; заверения подписи на документе, не засвидетельствованном у нотариуса.
Вместе с тем Конвенция не распространяется:
- на документы, совершенные дипломатическими или консульскими агентами;
- административные документы, имеющие прямое отношение к коммерческой или таможенной операции.
Таким образом, любые документы частного характера не подпадают под процедуру апостилирования. Под понятие частных, а не официальных документов подпадают и любые договоры, доверенности и иные документы гражданско-правового характера (за исключением тех, что подлежали нотариальному или иному официальному удостоверению).
В рамках международных договоров официальными документами считаются документы:
- выданные судом, прокуратурой;
- выданные исполнительно-распорядительными органами;
- нотариально удостоверенные;
- приравненные к нотариально удостоверенным законодательством каждой из договаривающихся сторон.
Действие Гаагской конвенции не распространяется на административные документы, имеющие прямое отношение к коммерческой или таможенной операциям (договоры дарения, займа, купли-продажи, документы о получении наследства и т.п.). В то же время, если уполномоченные органы страны - участницы Гаагской конвенции сочтут возможным проставить апостиль на коммерческом документе, он будет иметь юридическую силу на территории любой из стран-участниц без дальнейшей легализации.
В случае применения Гаагской конвенции единственной формальностью, которая может быть потребована для удостоверения подлинности подписи, качества, в котором выступало лицо, подписавшее документ, и в надлежащем случае подлинности печати или штампа, которыми скреплен этот документ, является проставление апостиля компетентным органом государства, в котором этот документ был совершен.
Гаагской конвенцией установлена форма апостиля в виде квадрата размером не менее 9х9 см. Заполнение апостиля производится в соответствии с требованиями Гаагской конвенции. Текст может быть составлен на официальном языке выдающего его органа и продублирован на втором языке. Однако заголовок апостиля - Apostille (Convention de la Науе au 5 octobre 1961) - должен быть на французском языке.
Порядок заполнения апостиля определен постановлением Совета Министров РБ от 15.12.1992 № 754 «О мерах по реализации положений Гаагской конвенции от 5 октября 1961 г., отменяющей необходимость легализации иностранных официальных документов».
Оформляться апостиль может как на самом документе, так и на отдельном листе. Согласно ст.5 Гаагской конвенции апостиль, заполненный надлежащим образом, удостоверяет подлинность подписи, качество, в котором выступало лицо, подписавшее документ, и в надлежащем случае подлинность печати или штампа, которыми скреплен этот документ. Подпись, печать или штамп, проставляемые на самом апостиле, не требуют никакого заверения.
Обратите внимание!
Документ, составленный за рубежом на иностранном языке и затем апостилированный, должен, как правило, сопровождаться переводом на белорусский (русский) язык. Верность такого перевода с одного языка на другой для действия в Беларуси в случаях, предусмотренных законодательством, должна быть нотариально засвидетельствована.
Апостилирование - процедура более простая, чем дипломатическая или консульская легализация хотя бы потому, что документ сразу может действовать на территории не одной, а многих стран, однако применяться оно может только между странами - участницами Гаагской конвенции. На сегодняшний день в ней участвуют более 50 государств (среди них США, Великобритания, Германия, Япония, Франция, Швейцария и др.).
В соответствии со ст.3 Гаагской конвенции двусторонними или многосторонними соглашениями между государствами может быть предусмотрена еще более льготная процедура, исключающая применение Гаагской конвенции; имеются в виду так называемые соглашения о правовой помощи. В настоящее время Республика Беларусь заключила такие соглашения со странами СНГ (Конвенция о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам от 22.01.1993; пришедшая ей на смену Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 07.10.2002), а также с Польшей (26.10.1994), Литвой (20.10.1992), Латвией (21.02.1994), Китаем (11.01.1993), Вьетнамом (14.09.2000). Действуют также некоторые соглашения бывшего СССР: с Чехией (12.08.1982), Венгрией (15.07.1958), Италией (25.01.1979), Кубой (28.11.1984), Финляндией (11.08.1978). Как правило, данные соглашения признают документы, выданные компетентными органами одного государства на территории другого, без дополнительных процедур легализации. В некоторых случаях необходим только перевод с иностранного языка, заверенный нотариально.
Таким образом, существуют 3 процедуры подтверждения иностранных официальных документов (в таблице расположены в порядке возрастающей сложности).
Процедура |
Страна |
Суть процедуры |
Признание иностранных документов за рубежом |
Государства, с которыми заключены соглашения о правовой помощи |
Как правило, иностранный документ признается без дополнительных формальностей |
Апостилирование |
Участницы Гаагской конвенции |
Проставление апостиля официальным органом |
Легализация |
Все остальные страны, не указанные выше |
Документ легализуется либо дипломатическим (консульским) учреждением Республики Беларусь в данной стране, либо Министерством иностранных дел РБ после свидетельствования его иностранным дипломатическим (консульским) учреждением |
Государственные органы, наделенные правом апостилирования документов
Апостиль согласно ст.5 Гаагской конвенции проставляется по ходатайству подписавшего лица либо любого предъявителя документа. Однако апостилироваться он должен только компетентным органом того государства, в котором документ был совершен (ст.3 Гаагской конвенции). Поэтому, например, нельзя обратиться в компетентный орган Республики Беларусь за проставлением апостиля на документе, исходящем с территории другого государства - участника Гаагской конвенции.
Перечень органов, которые могут апостилировать документы, определяется не Гаагской конвенцией, а национальным законодательством каждого государства. В Республике Беларусь правом проставления апостиля обладают:
а) Министерство юстиции РБ - на документах, исходящих из судов, государственного учреждения «Центр судебных экспертиз и криминалистики Министерства юстиции Республики Беларусь», Республиканского трудового арбитража, главных управлений юстиции областных, Минского городского исполнительных комитетов, ведомственных нотариальных архивов, а также от нотариусов;
б) Министерство образования РБ - на документах, исходящих из учреждений образования;
в) Департамент по архивам и делопроизводству Министерства юстиции РБ - на документах, исходящих из государственных архивов Республики Беларусь;
г) Министерство иностранных дел РБ - на всех иных видах документов, а также документах, указанных в пп.а-в), поступивших из дипломатических представительств и консульских учреждений Республики Беларусь либо истребованных ими.
За проставление апостиля на территории Республики Беларусь взимается госпошлина в размере 1 базовой величины; срок рассмотрения обращения - 1 день со дня предъявления официального документа, а при необходимости проведения специальной проверки, получения сведений и (или) документов от других государственных органов, иных организаций - 15 дней (подп.18.19.1 главы 18 перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденного Указом Президента РБ от 26.04.2010 № 200).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 19 февраля 2016 г. следует руководствоваться п.18.19 перечня № 200 с изменениями, внесенными Указом Президента РБ от 15.02.2016 № 53. Государственная пошлина за проставление апостиля на территории Республики Беларусь составляет 0,5 базовой величины. |
15.06.2011 г.
Сергей Овсейко, кандидат юридических наук