Пособие от 30.06.2010
Автор: Семич В.

Аудит и аудиторы по системе управления охраной труда


 

Материал помещен в архив

 

АУДИТ И АУДИТОРЫ ПО СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА

Проведение аудитов функционирования системы управления охраной труда является новым элементом, введение которого наряду с другими новыми элементами дает предпосылки для повышения эффективности управления охраной труда.

В действовавших ранее системах управления охраной труда такая форма проверочной работы, как аудит, не практиковалась. В связи с этим глубокое понимание ее содержания, преобразование сложившихся форм проверочной работы, установление четкого разграничения между ними имеют важное практическое значение.

Особенностью аудита, отличающей его от других мероприятий проверочного характера, является то, что при проведении аудита осуществляется проверка функционирования системы, а не работы структурных подразделений, служб или отдельных работников организации. Недостатки, неэффективность функционирования системы управления охраной труда, выявляемые в результате проведения аудита, не должны служить основанием для привлечения работников к ответственности.

Цели проведения аудита

Исходя из смысла регламентаций СТБ 18001-2009 «Системы управления охраной труда. Требования» (далее - Стандарт) аудиты проводятся в целях:

- определить соответствие или несоответствие действующей в организации системы управления охраной труда требованиям стандарта (аудит адекватности, аудит документации или настольный аудит);

- определить, насколько в практической деятельности организации выполняются требования действующей в организации системы управления охраной труда (аудит соответствия или аудит внедрения);

- определить эффективность системы управления для реализации политики, достижения поставленных целей, выполнения программ управления охраной труда;

- определить потенциал для дальнейшего совершенствования системы управления охраной труда;

- обеспечить выполнение требований законодательства;

- сертификации системы управления охраной труда на ее соответствие требованиям стандарта.

Аналогичные регламентации содержаться и в OHSAS 18001:2007.

Виды аудита

В зависимости от того, кем проводятся аудиты, по каким критериям и в чьих интересах, аудиты подразделяются, в частности, на внутренние и внешние, аудиты первой, второй и третьей стороны и др.

Внутренние аудиты (аудиты первой стороны, или самоаудиты) проводятся организацией самостоятельно в собственных интересах. Следует отметить, что для более углубленного и независимого проведения такого аудита организация может на договорных условиях пригласить соответствующих специалистов из других организаций.

Аудиты второй стороны проводятся в собственных интересах организации в другой организации (поставщик, подрядчик). Такой аудит может проводить либо сама заинтересованная организация, либо он может быть осуществлен по договору третьим юридическим или физическим лицом, имеющим соответствующую квалификацию.

Следует отметить, что проведение таких аудитов приносит пользу не только организации, по инициативе которой проводится аудит, но и проверяемой организации.

Аудиты третьей стороны осуществляются независимой организацией, не имеющей заинтересованности в его результатах. Такие аудиты проводятся преимущественно для целей сертификации системы управления охраной труда на ее соответствие требованиям стандарта. По сложившейся в Республике Беларусь практике, такие же аудиты проводятся для решения вопроса о присуждении премии Правительства РБ в области качества. Могут они проводиться и для других аналогичных целей.

Внутренние аудиты в зависимости от того, что и где проверяется, подразделяются на:

- вертикальные, при которых структурные подразделения, функциональные службы, филиалы организации поверяются по всем пунктам стандарта, по всем аспектам управления охраной труда;

- горизонтальные, при которых во всех структурных подразделениях, функциональных службах, филиалах организации проверяется выполнение того или иного структурного элемента стандарта либо аспекта управления охраной труда.

Для проведения аудитов должны быть разработаны программы аудитов, а их проведение должно осуществляться в соответствии с утвержденными графиками.

Работа аудитора отличается от работы специалистов других служб, в чьи функции входит осуществление контроля за состоянием охраны труда. Аудиторы не вправе применять меры по пресечению несоответствий, давать рекомендации, тем более указания относительно способов обеспечения охраны труда.

Следует отметить, что в Стандарте не применяется словосочетание «нарушение требований охраны труда», а используется слово «несоответствие». Понятие «несоответствие» более широкое, чем понятие «нарушение», поскольку оно включает не только невыполнение требований законодательства, но и невыполнение требований самой организации, установленных ею в процедурах, рабочих инструкциях, других документах, а также отступление от положений политики организации в области охраны труда. Иными словами, не всякое несоответствие является нарушением требований законодательства, однако любое нарушение требований по охране труда является несоответствием.

Требования к аудитору

Работа аудитора заключается в определении того, насколько эффективно функционирует система управления охраной труда, а не в определении того, как подразделения, службы и филиалы организации выполняют установленные для них требования по охране здоровья работников и безопасности их труда. Между выполнением работниками своих обязанностей по охране труда и функционированием системы управления охраной труда существует непосредственная связь. Если в системе управления охраной труда имеются какие-то «пороки», несовершенства, то и при самом добросовестном выполнении работниками своих обязанностей управление охраной труда будет неэффективным.

Успешное выполнение аудитором своей работы в значительной степени зависит и от того, насколько руководство правильно понимает роль аудитора и не использует в своей деятельности результаты аудиторских проверок в качестве оснований для принятия мер дисциплинарной и иной ответственности к работникам.

Правильное понимание функций аудитора позволит работникам свободно, не беспокоясь о последствиях, излагать свои взгляды по вопросам, относящимся к эффективности функционирования системы управления охраной труда. Данное обстоятельство позволяет также аудитору в более короткие сроки выяснить интересующие его вопросы без ущерба для объективности и качества проверки.

Аудитор не вправе вмешиваться в деятельность проверяемого подразделения, службы, филиала, давать какие-либо указания или рекомендации. Необходимость для аудитора воздерживаться от рекомендаций по осуществлению корректирующих и предупреждающих действий обусловлена также и тем, что в противном случае аудитор, являясь соучастником в инициировании указанных действий, лишает себя права проведения аудитов в дальнейшем, ибо он оказывается в положении лица, проверяющего свою собственную работу, что недопустимо для аудитора. В связи с этим представляются некорректными содержащиеся в некоторых публикациях рекомендации о согласовании с аудитором корректирующих действий по результатам его аудита.

В то же время оперативное определение и осуществление соответствующих корректирующих действий является важным средством по устранению причин (а не только последствий!) выявленного несоответствия. Только после их устранения и личной проверки данного факта аудитором его работа может считаться выполненной.

Аудитор должен быть компетентен в решении возложенных на него задач. От него требуется основательное знание содержания законодательных и иных нормативных правовых актов, технических нормативных правовых актов, техники и технологии, экономики и организации производства, на соответствие которых исследуется соответствующая деятельность.

В дополнение к техническим и правовым знаниям аудитор должен хорошо знать вопросы психологии, касающиеся работы с людьми.

Успех в работе аудитора определяется наряду с наличием у него соответствующих знаний и навыков умением работать и общаться с людьми, а также набором таких качеств, как:

- открытость - способность воспринимать альтернативные идеи или точки зрения;

- дипломатичность - умение тактично взаимодействовать с людьми;

- проницательность - способность интуитивно оценивать ситуацию, быстро схватывать суть проблемы и при этом не делать поспешных выводов;

- настойчивость - способность преодолевать трудности и, несмотря на препятствия, добиваться поставленной цели;

- гибкость мышления - способность рассматривать явления с разных точек зрения, приспосабливаться к различным обстоятельствам;

- организованность - умение построить свою работу, способность подходить к проблеме логически и системно, определять границы ответственности за область исследования;

- самостоятельность - способность действовать и выполнять возложенные функции независимо, в то же время результативно сотрудничать с другими людьми;

- решительность - способность своевременно принимать решения;

- социальные навыки - способность общаться и работать с людьми всех уровней: от рядового работника до руководителя, сохранять самоконтроль во время многочисленных интервью;

- уметь представить результаты исследования - способность выражать мысли, идеи и предложения четко и ясно как в письменной, так и в устной форме;

- технические навыки - способность исследовать и определять степень соответствия исследуемой деятельности системе управления и стандарту на всех этапах производства.

Аудитор должен также обладать личными качествами, которые необходимы для общения с людьми, сбора, анализа и обобщения информации.

Исходя из этого, аудитору необходимо объективно и честно идентифицировать свои личные качества с тем, чтобы развивать положительные и максимально использовать их в работе. Необходимо также принципиально идентифицировать и свои отрицательные качества с тем, чтобы уметь их подавлять.

Необходимые элементы в работе аудитора - это этичность поведения, беспристрастность и объективность в оценке фактов, прилежание в работе и умение принимать правильные решения.

Достижение успеха при проведении аудита в значительной степени зависит от того, какие отношения складываются между аудитором и аудируемыми. Поэтому исключительно важно разъяснение целей аудита, особенностей, отличающих аудит от других видов проверочной деятельности. Аудит не должен рассматриваться негативно, как деятельность по поиску ошибок, недостатков и упущений в работе.

Аудитору целесообразно сразу же сообщать о своих наблюдениях, но не следует делать поспешных выводов. Пренебрежение этими простыми правилами может вызвать у аудируемого настороженность, противодействие.

Для создания контакта между аудитором и аудируемым, достижения понимания того, что аудируемый и аудитор объединены общей целью - найти подтверждения функционирования системы управления охраной труда и резервы для ее совершенствования, - имеют значение многие факторы.

Установлено, что даже размещение аудитора и аудируемого при беседе по разные стороны стола создает психологическую преграду в общении. Для групповых обсуждений идеальным является размещение за круглым столом. При размещении собеседников необходимо учитывать, что самым удобным для аудируемого будет его собственное рабочее место, при этом у него самый удобный доступ к документам и другой информации.

При планировании аудита необходимо не нарушать установленного графика работы. Не следует также начинать аудит с первой минуты рабочего дня: целесообразно сделать это немного позже, предоставив возможность аудируемому решить неотложные производственные вопросы.

Умение слушать - важное качество аудитора. Аудитор должен уметь как выслушивать ответы других, так и отвечать на вопросы. Слово «аудит» латинского происхождения, означающее в переводе на русский язык «слушание». Следовательно, аудитор - слушающий, а аудитория - место, где происходит слушание. С точки зрения правового положения аудитор - лицо, компетентное для проведения аудита.

Во время диалога необходимо демонстрировать аудируемому, что его сообщение заслуживает внимания. Аудит должен вестись в форме диалога, а не путем перекрестного допроса или в форме «вопрос - ответ».

Вопросы аудитора

Аудитору необходимо уметь правильно построить вопрос. Вопросы должны задаваться таким образом, чтобы при ответе на них аудитор мог получить интересующую информацию, не предполагать определенного ответа.

В практике проведения аудитов используются три категории вопросов:

- открытые вопросы - предполагают получение обстоятельного ответа, на них нельзя ответить словами «да» или «нет». Положительной стороной таких вопросов является то, что интервьюируемый, давая обстоятельные ответы, осуществляет некоторый контроль над беседой, что увеличивает его доверие к аудитору и способствует общению. Ответы на открытые вопросы способны увести беседу в сторону от намеченной цели беседы, поэтому необходимо в тактичной форме просить интервьюируемого по возможности не отклоняться от заданной темы;

- закрытые или прямые вопросы - на них можно ответить словами «да» или «нет». Положительной стороной этих вопросов является возможность оперативно получить необходимую информацию. Частое использование закрытых (прямых) вопросов создает у аудируемого впечатление перекрестного допроса, что является нежелательным;

- разъясняющие вопросы - задаются для уточнения полученной информации. Такие вопросы позволяют избежать непонимания собеседника. Необходимо иметь в виду, что если разъясняющие вопросы задаются слишком часто, то это может создать впечатление у собеседника, что его не слушают, и усложнить общение.

Следует избегать вопросов, которые могут вызвать у собеседника противодействие (вопросы, содержащие обвинения, необоснованные оценки деятельности, критику и т.п.).

Не следует также задавать наводящие вопросы. Такие вопросы, заранее предполагающие определенный ответ, могут привести к искажению фактической ситуации. Кроме того, собеседник может почувствовать себя некомфортно, что создает сложности в общении.

Интервью (собеседование)

Важная роль в установлении того, как выполняются те или иные требования охраны труда, отводится проведению интервью (собеседования) с работниками.

При проведении интервью с работниками необходимо учитывать следующее:

опрос необходимо проводить в рабочее время и по возможности на рабочем месте опрашиваемого;

опрашиваемое лицо должно быть психологически подготовлено к опросу;

опрос следует вести в свободной, благожелательной форме;

опрос целесообразно начинать с просьбы рассказать о своей работе;

необходимо объяснить причину проведения опроса, а также то, какие осуществляются записи;

необходимо избегать наводящих вопросов, не следует обращаться с просьбой высказаться о причинах тех или иных недостатков в работе;

по окончании опроса необходимо сообщить опрашиваемому, какие сделаны выводы по обсужденным вопросам;

необходимо поблагодарить опрашиваемого за сотрудничество.

Аудитор должен всегда помнить, что на основе его заключений могут приниматься очень важные решения, имеющие серьезные материальные последствия для аудируемой организации. Поэтому выводы аудитора должны быть сделаны на бесспорно установленных фактах.

В обязательном порядке должны составляться отчеты о результатах проведения периодических аудитов функционирования системы управления охраны труда, а при выявлении несоответствий установленным требованиям - отчеты о несоответствиях и их реестр.

Совершенно очевидно, что проведение аудитов должно осуществляться квалифицированными и незаинтересованными в результатах проверки специалистами.

Возникает вопрос: где взять специалистов, обладающих перечисленными выше способностями и качествами? Очевидно, что аудиторами не рождаются, ими становятся в результате соответствующего обучения, постоянного самообразования и самосовершенствования.

В Белорусском государственном институте повышения квалификации и переподготовки кадров по стандартизации, метрологии и управлению качеством ведется обучение внутренних аудиторов по системе управления охраной труда, разработанной в соответствии с СТБ 18001-2009. После проведения обучения и успешной сдачи экзаменов прошедшим курс обучения выдается соответствующий документ, дающий право проводить в своей организации аудиторскую работу.

Накопление опыта в этом направлении позволит более обоснованно и точно установить квалификационные требования к аудитору (эксперту-аудитору) по системе управления охраной труда.

Однако проведение внутренних аудитов только силами специалистов, хотя и прошедших соответствующее обучение, является лишь первым шагом в этом направлении. Проведение аудитов для указанных специалистов является дополнительной, как правило, неоплачиваемой нагрузкой к своим непосредственным должностным обязанностям.

Проведение внутренних аудитов в организации должно осуществляться на профессиональном уровне состоящими в штате организации специалистами. На роль внутренних аудиторов могут быть рекомендованы специалисты структурных подразделений, функциональных служб и филиалов организации. Опыт российских организаций убедительным образом свидетельствует о необходимости введения штатных аудиторов по системе управления охраной труда, которые будут профессионально заниматься этим видом деятельности. Для этого необходимы соответствующие решения Министерства труда и социальной защиты РБ, Государственного комитета по стандартизации РБ.

Наряду со штатными аудиторами в организации необходимо также сформировать группу внештатных аудиторов, руководствуясь при этом следующими требованиями: аудиторы не должны зависеть от руководителей проверяемых подразделений и служб и не должны проверять свою работу. В качестве внештатных аудиторов целесообразно привлекать и лиц, которые не работают в данной организации.

Из числа работающих в организации наиболее подходящими на роль внештатных аудиторов являются члены комиссии организации по охране труда - органа, создание которого предусмотрено ст.18 Закона РБ от 23.06.2008 № 356-З «Об охране труда». В силу своего служебного и общественного положения эти лица наиболее заинтересованы в повышении эффективности системы управления охраной труда, и в то же время у них отсутствует ответственность за проверяемую деятельность (за исключением, быть может, тех подразделений, в которых они работают в качестве руководителей или специалистов).

Разумеется, внештатные аудиторы должны допускаться к проведению аудита после соответствующего обучения, проверки знаний и получения в установленном порядке соответствующего документа.

   

30.06.2010 г.

   

Владимир Семич, начальник отдела Научно-образовательного центра охраны труда и промышленной безопасности государственного учреждения образования «Республиканский институт высшей школы»