Вопрос-ответ от 14.10.2013
Автор: Шкирман С.

Автошкола имеет на балансе учебную грузовую машину «ЗИЛ-431410», комплектуемую радиальными шинами модели 9,00R20 (260R508), произведенными в Российской Федерации. Автомобиль «ЗИЛ-431410» используется для проведения практических занятий по обучению управлению механическим транспортным средством при подготовке водителей категории «С». Как по указанному автомобилю рассчитать величину расходов на восстановление шин, учитываемых при составлении экономического обоснования применяемого тарифа на подготовку водителей?


 

Материал помещен в архив. Актуальный материал по теме см. здесь

 

ВОПРОС: Автошкола имеет на балансе учебную грузовую машину «ЗИЛ-431410», комплектуемую радиальными шинами модели 9,00R20 (260R508), произведенными в Российской Федерации. Автомобиль «ЗИЛ-431410» используется для проведения практических занятий по обучению управлению механическим транспортным средством при подготовке водителей категории «С».

Как по указанному автомобилю рассчитать величину расходов на восстановление шин, учитываемых при составлении экономического обоснования применяемого тарифа на подготовку водителей?

 

ОТВЕТ: Величина расходов на восстановление шин (РВШ) в расчете на одного учащегося автошколы определяется по следующей формуле:

РВШ = К х ЦШ х РНПА / ЭНПШ,

где К - количество шин, установленных на автомобиль;

ЦШ - цена одной шины (без НДС);

РНПА - расчетная норма пробега автомобиля, необходимая для проведения полного курса обучения практическому вождению одного учащегося;

ЭНПШ - эксплуатационная норма пробега используемых шин.

Расчетные нормы пробега учебных транспортных средств приведены в приложении 1 к Инструкции о порядке оплаты и учета расхода автомобильного топлива, используемого при обучении управлению механическим транспортным средством, утвержденной постановлением Минтранса РБ от 06.06.2007 № 34. Эти нормы рассчитаны исходя из количества учебных часов практических занятий по соответствующей программе подготовки, переподготовки водителей механических транспортных средств, средней скорости учебной езды на автодроме, а также на учебных маршрутах на дорогах общего пользования.

В частности, для обучения управлению механическим транспортным средством категории «С» расчетная норма пробега установлена равной 960 км.

При определении эксплуатационной нормы пробега используемых шин следует руководствоваться разделом 10 «Эксплуатационные нормы пробега автомобильных шин» технического кодекса установившейся практики ТКП 299-2011 (02190) «Автомобильные шины. Нормы и правила обслуживания», утвержденного приказом Минтранса РБ от 21.03.2011 № 149-Ц (далее - ТКП 299-2011) и вступившего в силу с 1 июня 2011 г. (примечание).

В частности, предусмотрено, что эксплуатационные нормы пробега шин устанавливаются владельцем транспортного средства на основании анализа пробегов списанных шин аналогичной конструкции и соответствующей модели. Аналогичность конструкции определяется обозначением шины (п.10.1 ТКП 299-2011).

До установления эксплуатационной нормы пробега шин владелец транспортного средства должен использовать временные эксплуатационные нормы, приведенные в приложении М к ТКП 299-2011. При отсутствии в приложении М шин, используемых владельцем транспортного средства, разработка эксплуатационных норм их пробега производится в соответствии с методикой, утвержденной Министерством транспорта и коммуникаций РБ (п.10.2 ТКП 299-2011).

В соответствии с частью первой п.10.3 ТКП 299-2011 для шин производства Республики Беларусь и стран Содружества Независимых Государств (СНГ) временные эксплуатационные нормы снижаются на:

10 % - для легковых, легких грузовых автомобилей, микроавтобусов;

20 % - для автобусов;

30 % - для грузовых автомобилей.

При работе автомобильных шин в определенных условиях часть первая п.10.5 ТКП 299-2011 предусматривает дополнительное снижение, а п.10.7 - повышение нормы пробега. При этом суммарное снижение эксплуатационной нормы пробега шин, включая факторы, перечисленные в части первой п.10.5 ТКП 299-2011, не должно превышать 30 % (часть вторая п.10.5 ТКП 299-2011).

Величины снижения или повышения нормы пробега шин устанавливаются приказом руководителя организации (владельца транспортных средств) (п.10.4 ТКП 299-2011).

Порядок расчета величины расходов автошколы на восстановление шин учебных автомобилей рассмотрим на конкретных числовых данных.

 

Пример

Для упомянутой в вопросе модели шин (9,00R20) временная эксплуатационная норма пробега составляет 131 000 км (приложение М к ТКП 299-2011). С учетом того что используемые на автомобиле шины произведены в Российской Федерации (страна СНГ), приказом руководителя автошколы приведенная временная эксплуатационная норма снижена на 30 %.

Кроме того, принимая в расчет, что при учебной езде на улицах города и на автодроме по отработке упражнений часть первая п.10.5 ТКП 299-2011 предусматривает возможность дополнительного снижения нормы пробега шин до 20 %, приказом руководителя автошколы эксплуатационная норма пробега рассматриваемых шин дополнительно снижена на 15 %.

При таких исходных данных эксплуатационная норма пробега указанных шин составит 77 945 км (131 000 х (100 % - 30 %) х (100 % - 15 %)).

Для выполнения расчета также условимся, что стоимость 1 шины согласно имеющимся учетным данным, подтвержденным документально, составляет 1 403 010 руб., в т.ч. НДС - 233 835 руб.

С учетом того что на автомобиле «ЗИЛ-431410» установлено 6 шин, расходы на их восстановление, включаемые в экономическое обоснование применяемого тарифа на подготовку водителя категории «С», составят:

РВШ = 6 х (1 403 010 - 233 835) х 960 / 77 945 = 86 400 (руб.).

 

Примечание. С текстом ТКП 299-2011 можно ознакомиться на сайте Национального фонда технических нормативных правовых актов Государственного комитета по стандартизации РБ http://www.tnpa.by/KartochkaDoc.php?UrlRN=261907&UrlIDGLOBAL=359613.

 

14.10.2013

 

Сергей Шкирман, экономист, редактор аналитической правовой системы «Бизнес-Инфо»