


Материал помещен в архив
ВОПРОС: Белорусская организация оказывает услуги по приобретению рекламных услуг у резидента Литовской Республики, не состоящего на учете в налоговых органах Республики Беларусь, по размещению рекламы на территории Литвы. Договор на оказание этих услуг заключается между иностранной организацией и резидентом Республики Беларусь - конечным пользователем, а расчеты с иностранной организацией осуществляет белорусская организация, получая от конечного пользователя возмещение стоимости рекламных услуг.
Следует ли белорусской организации производить исчисление налога на добавленную стоимость при оплате рекламных услуг, если она фактически не является пользователем этих услуг?
ОТВЕТ: Налог на добавленную стоимость в бюджет Республики Беларусь по рекламным услугам, приобретаемым у иностранной организации, не состоящей на учете в налоговых органах Республики Беларусь, уплачивает белорусская организация.
Согласно п.1 ст.92 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее - НК) при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь иностранными организациями, не осуществляющими деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство и не состоящими в связи с этим на учете в налоговых органах Республики Беларусь (далее - иностранные организации, не состоящие на учете в налоговых органах Республики Беларусь), обязанность по исчислению и перечислению в бюджет налога на добавленную стоимость возлагается на состоящих на учете в налоговых органах Республики Беларусь организации и индивидуальных предпринимателей, приобретающих данные товары (работы, услуги), имущественные права. Такие организации и индивидуальные предприниматели имеют права и несут обязанности, установленные ст.21 и 22 НК.
Исходя из п.4 ст.92 НК, положения ст.92 НК распространяются на организации и индивидуальных предпринимателей, состоящих на учете в налоговых органах Республики Беларусь и вовлекающих в хозяйственный оборот (в том числе на основании договоров, устанавливающих оказание услуг по заключению договора на приобретение (реализацию) работ (услуг), имущественных прав) на территории Республики Беларусь работы (услуги), имущественные права, реализуемые иностранными организациями, не состоящими на учете в налоговых органах Республики Беларусь.
Согласно подп.1.4 п.1 ст.33 НК местом реализации работ, услуг, имущественных прав признается территория Республики Беларусь, если покупатель (приобретатель) работ, услуг, имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности осуществляет деятельность на территории Республики Беларусь и (или) местом его нахождения (местом жительства) является Республика Беларусь. Настоящее положение применяется в отношении оказания рекламных услуг.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2018 г. следует руководствоваться ст.22 и подп.1.4 п.1 ст.33 НК в редакции Закона Республики Беларусь от 18.10.2016 № 432-З. |
Исходя из абзаца 10 п.3 ст.33 НК, рекламные услуги - это услуги по созданию, распространению и размещению (с помощью любых средств и в любой форме) информации, предназначенной для неопределенного круга лиц и призванной формировать или поддерживать интерес к физическому или юридическому лицу, товарам, товарным знакам, работам, услугам.
Таким образом, налог на добавленную стоимость в бюджет Республики Беларусь по рекламным услугам, приобретаемым у иностранной организации, не состоящей на учете в налоговых органах Республики Беларусь, уплачивает белорусская организация как вовлекающая в хозяйственный оборот на территории Республики Беларусь указанные услуги, так как местом реализации этих услуг признается территория Республики Беларусь.
23.07.2015
Екатерина Недоступ, юрист