


Материал помещен в архив
ВОПРОС: Белорусская организация планирует реализовывать в Российской Федерации продукцию, которая подлежит сертификации. Для представления своих интересов в органах сертификации организация заключает договор поручения с российской юридической фирмой (поверенным).
Следует ли белорусскому заказчику исчислять и уплачивать налог на добавленную стоимость при приобретении услуг российского поверенного по представлению своих интересов в органах сертификации?
ОТВЕТ: Не следует.
При реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь иностранными организациями, не осуществляющими деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство и не состоящими в связи с этим на учете в налоговых органах Республики Беларусь, обязанность по исчислению и перечислению в бюджет налога на добавленную стоимость возлагается на состоящих на учете в налоговых органах Республики Беларусь организации и индивидуальных предпринимателей, приобретающих данные товары (работы, услуги), имущественные права. Такие организации и индивидуальные предприниматели имеют права и несут обязанности, установленные ст.21 и 22 Налогового кодекса Республики Беларусь (п.1 ст.92 данного Кодекса).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2019 г. вышеназванный Кодекс изложен в новой редакции Законом Республики Беларусь от 30.12.2018 № 159-З. Нормы ст.92 старой редакции соответствуют нормам ст.114 новой редакции указанного Кодекса. |
Взимание косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг осуществляется в государстве-члене, территория которого признается местом реализации работ, услуг (п.2 ст.72 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014, далее - Договор).
Взимание косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг осуществляется в порядке, предусмотренном Протоколом, являющимся приложением 18 к Договору (далее - Протокол).
Взимание косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг осуществляется в государстве-члене, территория которого признается местом реализации работ, услуг (за исключением работ, указанных в п.31 Протокола) (п.28 Протокола).
При выполнении работ, оказании услуг налоговая база, ставки косвенных налогов, порядок их взимания и налоговые льготы (освобождение от налогообложения) определяются в соответствии с законодательством государства-члена, территория которого признается местом реализации работ, услуг, если иное не установлено разделом IV Протокола.
Местом реализации работ, услуг признается территория государства-члена, если работы выполняются, услуги оказываются налогоплательщиком этого государства-члена, если иное не предусмотрено подп.1)-4) п.29 раздела IV Протокола (подп.5) п.29 раздела IV Протокола).
Поскольку подп.1)-4) п.29 раздела IV Протокола не оговорено определение места реализации услуг поверенного, то место реализации этих услуг определяется по месту нахождения налогоплательщика, оказывающего такие услуги.
Таким образом, местом реализации услуг, оказываемых российской организацией резиденту Республики Беларусь на основании договора поручения по представлению интересов заказчика в органах сертификации, не является территория Республики Беларусь и, соответственно, при приобретении таких услуг НДС не исчисляется доверителем в Республике Беларусь.
19.02.2016
Екатерина Недоступ, юрист