


Материал помещен в архив
ВОПРОС: Белорусская организация приобретает у не состоящей на учете в налоговых органах Республики Беларусь российской организации консультационные услуги.
Следует ли в данном случае покупателю создавать с 1 июля 2016 г. электронный счет-фактуру?
ОТВЕТ: Следует.
С 1 июля 2016 г. электронный счет-фактура является обязательным электронным документом для всех плательщиков налога на добавленную стоимость, указанных в абзацах 2-4 ст.90 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее - НК) (за исключением иностранных организаций, не состоящих на учете в налоговых органах Республики Беларусь), у которых возникает объект налогообложения налогом на добавленную стоимость, включая обязанность исчисления налога на добавленную стоимость в соответствии с положениями ст.92 НК, либо обязанность выставления (направления) электронного счета-фактуры в соответствии с положениями ст.1061 НК, служащим основанием для осуществления расчетов по налогу на добавленную стоимость между продавцом и покупателем и принятия к вычету сумм налога на добавленную стоимость (п.1 ст.1061 НК).
Электронный документооборот электронных счетов-фактур между продавцами и покупателями осуществляется с использованием Портала электронных счетов-фактур (далее - Портал), являющегося информационным ресурсом Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь (п.3 ст.1061 НК).
Плательщик, если иное не установлено ст.1061 НК, обязан в отношении каждого оборота по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав в порядке, установленном ст.1061 НК, выставить покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав либо направить на Портал электронный счет-фактуру (часть первая п.5 ст.1061 НК).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» О сроках создания и направления плательщиками в 2018 году ЭСЧФ на Портал см. подп.2.4 п.2 Указа Президента Республики Беларусь от 25.01.2018 № 29. С 1 января 2019 г. НК изложен в новой редакции Законом Республики Беларусь от 30.12.2018 № 159-З. Вопросы выставления ЭСЧФ регулируются ст.131 новой редакции НК. |
Электронный счет-фактура не создается плательщиком при реализации на территории Республики Беларусь иностранными организациями, не состоящими на учете в налоговых органах Республики Беларусь, товаров (работ, услуг), имущественных прав, освобождаемых от налога на добавленную стоимость в соответствии с п.1 ст.94 НК и (или) нормативными правовыми актами Президента Республики Беларусь (абзац 6 п.7 ст.1061 НК).
Создание плательщиком электронного счета-фактуры и его направление на Портал осуществляются также при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь иностранными организациями, не состоящими на учете в налоговых органах Республики Беларусь, и исчислении плательщиком налога на добавленную стоимость в соответствии с положениями ст.92 НК (абзац 2 части четвертой п.8 ст.1061 НК).
При реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь иностранными организациями, не осуществляющими деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство и не состоящими в связи с этим на учете в налоговых органах Республики Беларусь, обязанность по исчислению и перечислению в бюджет налога на добавленную стоимость возлагается на состоящих на учете в налоговых органах Республики Беларусь организации и индивидуальных предпринимателей, приобретающих данные товары (работы, услуги), имущественные права. Такие организации и индивидуальные предприниматели имеют права и несут обязанности, установленные ст.21 и 22 НК (п.1 ст.92 НК).
Взимание косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг осуществляется в государстве-члене, территория которого признается местом реализации работ, услуг (п.2 ст.72 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014).
Взимание косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг осуществляется в порядке, предусмотренном Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (приложение 18 к названному Договору) (далее - Протокол).
Взимание косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг осуществляется в государстве-члене, территория которого признается местом реализации работ, услуг (за исключением работ, указанных в п.31 Протокола) (п.28 Протокола).
При выполнении работ, оказании услуг налоговая база, ставки косвенных налогов, порядок их взимания и налоговые льготы (освобождение от налогообложения) определяются в соответствии с законодательством государства-члена, территория которого признается местом реализации работ, услуг, если иное не установлено разделом IV Протокола.
Местом реализации работ, услуг признается территория государства-члена, если налогоплательщиком этого государства-члена приобретаются консультационные, юридические, бухгалтерские, аудиторские, инжиниринговые, рекламные, дизайнерские, маркетинговые услуги, услуги по обработке информации, а также научно-исследовательские, опытно-конструкторские и опытно-технологические (технологические) работы.
Исходя из этого, местом реализации консультационных услуг признается место нахождения его покупателя, то есть территория Республики Беларусь (подп.4) п.29 Протокола).
Таким образом, при приобретении консультационных услуг у российской организации, не состоящей на учете в налоговом органе Республики Беларусь, покупателю следует производить исчисление и уплату налога на добавленную стоимость, так как местом реализации таких услуг признается территория Республики Беларусь и покупатель не имеет права на освобождение от налога на добавленную стоимость.
В рассматриваемой ситуации белорусской организации следует создать электронный счет-фактуру и направить его на Портал.
13.04.2016
Екатерина Недоступ, юрист