


Материал помещен в архив
ВОПРОС: Белорусская организация приобретает у не состоящей на учете в налоговых органах Республики Беларусь российской организации неисключительные имущественные права на промышленные образцы.
Следует ли в данном случае покупателю создавать с 1 июля 2016 г. электронный счет-фактуру?
ОТВЕТ: Не следует.
С 1 июля 2016 г. электронный счет-фактура является обязательным электронным документом для всех плательщиков налога на добавленную стоимость, указанных в абзацах 2-4 ст.90 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее - НК) (за исключением иностранных организаций, не состоящих на учете в налоговых органах Республики Беларусь), у которых возникает объект налогообложения налогом на добавленную стоимость, включая обязанность исчисления налога на добавленную стоимость в соответствии с положениями ст.92 НК, либо обязанность выставления (направления) электронного счета-фактуры в соответствии с положениями ст.1061 НК, служащим основанием для осуществления расчетов по налогу на добавленную стоимость между продавцом и покупателем и принятия к вычету сумм налога на добавленную стоимость (п.1 ст.1061 НК).
Плательщик, если иное не установлено ст.1061 НК, обязан в отношении каждого оборота по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав в порядке, установленном ст.1061 НК, выставить покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав либо направить на Портал электронный счет-фактуру (часть первая п.5 ст.1061 НК).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» О сроках создания и направления плательщиками в 2018 году ЭСЧФ на Портал см. подп.2.4 п.2 Указа Президента Республики Беларусь от 25.01.2018 № 29. С 1 января 2019 г. НК изложен в новой редакции Законом Республики Беларусь от 30.12.2018 № 159-З. Вопросы выставления ЭСЧФ регулируются ст.131 новой редакции НК. |
Электронный счет-фактура не создается плательщиком при реализации на территории Республики Беларусь иностранными организациями, не состоящими на учете в налоговых органах Республики Беларусь, товаров (работ, услуг), имущественных прав, освобождаемых от налога на добавленную стоимость в соответствии с п.1 ст.94 НК и (или) нормативными правовыми актами Президента Республики Беларусь (абзац 6 п.7 ст.1061 НК).
При реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь иностранными организациями, не осуществляющими деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство и не состоящими в связи с этим на учете в налоговых органах Республики Беларусь, обязанность по исчислению и перечислению в бюджет налога на добавленную стоимость возлагается на состоящих на учете в налоговых органах Республики Беларусь организации и индивидуальных предпринимателей, приобретающих данные товары (работы, услуги), имущественные права. Такие организации и индивидуальные предприниматели имеют права и несут обязанности, установленные ст.21 и 22 НК (п.1 ст.92 НК).
Взимание косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг осуществляется в государстве-члене, территория которого признается местом реализации работ, услуг (п.2 ст.72 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014).
Взимание косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг осуществляется в порядке, предусмотренном Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (приложение 18 к названному Договору) (далее - Протокол).
Взимание косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг осуществляется в государстве-члене, территория которого признается местом реализации работ, услуг (за исключением работ, указанных в п.31 Протокола) (п.28 Протокола).
При выполнении работ, оказании услуг налоговая база, ставки косвенных налогов, порядок их взимания и налоговые льготы (освобождение от налогообложения) определяются в соответствии с законодательством государства-члена, территория которого признается местом реализации работ, услуг, если иное не установлено разделом IV Протокола.
Место реализации услуг по передаче, предоставлению, уступке патентов, лицензий, иных документов, удостоверяющих права на охраняемые государством объекты промышленной собственности, торговых марок, товарных знаков, фирменных наименований, знаков обслуживания, авторских, смежных прав или иных аналогичных прав определяется по месту деятельности налогоплательщика, приобретающего такие услуги (подп.4) п.29 Протокола).
Исходя из этого, местом реализации неисключительных прав на промышленные образцы признается место нахождения его покупателя, то есть территория Республики Беларусь.
Положения ст.94 и п.2 ст.93 НК распространяются также на обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь иностранными организациями, не состоящими на учете в налоговых органах Республики Беларусь (подп.4.1 п.4 ст.94 НК).
Освобождаются от налогообложения НДС обороты по реализации на территории Республики Беларусь имущественных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау) (подп.1.32 п.1 ст.94 НК).
Таким образом, при приобретении неисключительных прав на промышленные образцы у российской организации, не состоящей на учете в налоговом органе Республики Беларусь, покупателю не следует производить исчисление и уплату налога на добавленную стоимость, так как местом реализации таких прав признается территория Республики Беларусь и покупатель освобождается от уплаты налога на добавленную стоимость.
Из этого следует, что в рассматриваемой ситуации белорусской организации не нужно создавать электронный счет-фактуру.
13.04.2016
Екатерина Недоступ, юрист