


Материал помещен в архив
ВОПРОС: Белорусская организация привлекает для работы граждан иностранных государств (Украина, Узбекистан и др.).
Необходимо ли уплачивать за них взносы на социальное страхование и другие страховые выплаты?
ОТВЕТ: Зависит от статуса иностранных работников, а также их гражданства.
Приведем определения статусов иностранцев.
Временно пребывающий в Республике Беларусь иностранец - лицо, прибывшее в Республику Беларусь на срок не более 90 суток в календарном году со дня первого въезда в Республику Беларусь на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и не имеющее разрешения на временное проживание в Республике Беларусь (далее - разрешение на временное проживание) или разрешения на постоянное проживание, если иное не определено Законом Республики Беларусь от 04.01.2010 № 105-З «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь (далее - Закон № 105-З) и международными договорами Республики Беларусь.
Временно проживающий в Республике Беларусь иностранец - лицо, получившее в порядке, установленном законодательными актами Республики Беларусь, разрешение на временное проживание.
Постоянно проживающий в Республике Беларусь иностранец - лицо, получившее в порядке, установленном законодательными актами Республики Беларусь и постановлениями Совета Министров Республики Беларусь, разрешение на постоянное проживание и вид на жительство (абзац 14 ст.1 Закона № 105-З).
Разница в том, что постоянно проживающие в Республике Беларусь (подтверждается видом на жительство в Республике Беларусь на основании разрешения на постоянное проживание) иностранцы имеют право заниматься трудовой и предпринимательской деятельностью наравне с гражданами Республики Беларусь. Более того, они имеют все социально-экономические права, которыми пользуются граждане Республики Беларусь, включая право на социальную защиту (ст.10 Закона № 105-З).
Что касается временно пребывающих (проживающих), то их статус в трудовых отношениях определяется Законом Республики Беларусь от 30.12.2010 № 225-З «О внешней трудовой миграции» (далее - Закон о миграции) и иным специальным законодательством, предусматривающим, в частности, разрешение Министерства внутренних дел Республики Беларусь, выдаваемое нанимателю на привлечение иностранной рабочей силы.
В вопросе, скорее всего, речь идет о работниках-иммигрантах. Статья 33 Закона о миграции гарантирует выплаты, предусмотренные законодательными актами Республики Беларусь для граждан и иностранцев, постоянно проживающих в Республике Беларусь, в связи с утратой ими здоровья, профессиональной трудоспособности или их смертью вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Кроме того, право участия в правоотношениях по государственному социальному страхованию предоставляется в том числе иностранным гражданам и лицам без гражданства, работающим в Республике Беларусь (абзац 4 части второй ст.7 Закона Республики Беларусь от 31.01.1995 № 3563-XII «Об основах государственного социального страхования»).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2016 г. по 1 июля 2017 г. действовала норма подп.1.3 п.1 Указа Президента Республики Беларусь от 31.12.2015 № 534, согласно которой иностранные граждане и лица без гражданства, работающие в Республике Беларусь или являющиеся индивидуальными предпринимателями, подлежали обязательному государственному социальному страхованию на условиях, установленных законодательством для граждан Республики Беларусь. Пункт 1 названного Указа утратил силу на основании п.3 Указа Президента Республики Беларусь от 29.06.2017 № 233 «О пенсионном обеспечении отдельных категорий граждан». С 13 января 2017 г. абзац 4 части второй ст.7 Закона № 3563-XII на основании Закона Республике Беларусь от 09.01.2017 № 14-З (далее - Закон № 14-З) исключен в связи с утверждением новой редакции ст.1 Закона № 3563-XII: «государственное социальное страхование представляет собой систему пенсий, пособий и других выплат гражданам Республики Беларусь, иностранным гражданам и лицам без гражданства (далее, если не установлено иное, - граждане) за счет средств государственных внебюджетных фондов социального страхования в случаях, предусмотренных настоящим Законом». |
В некоторых случаях социальные выплаты работникам-иммигрантам зависят от того, воспользовался иностранец-иммигрант своим правом или нет.
Так, право на государственные пособия семьям, воспитывающим детей, в том числе имеют временно проживающие в Республике Беларусь иностранцы и лица без гражданства, на которых распространяется государственное социальное страхование, и за них, а также ими самими в предусмотренных законодательством случаях уплачиваются обязательные страховые взносы на социальное страхование (ст.1 Закона Республики Беларусь от 29.12.2012 № 7-З «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей»).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 июля 2017 г. следует руководствоваться ст.1 Закона № 7-З в редакции Закона Республики Беларусь от 30.06.2017 № 33-З. |
Аналогично действие Закона Республики Беларусь от 14.06.2007 № 239-З «О государственной социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан» распространяется на граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Республики Беларусь (п.1 ст.5).
Иностранным гражданам и лицам без гражданства, временно пребывающим и временно проживающим в Республике Беларусь (за исключением беженцев), социальные услуги оказываются, как правило, на возмездной основе (часть третья ст.31 Закона Республики Беларусь от 22.05.2000 № 395-З «О социальном обслуживании»).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 25 декабря 2017 г. ст.31 Закона Республики Беларусь от 22.05.2000 № 395-З «О социальном обслуживании» на основании Закона Республики Беларусь от 19.06.2017 № 31-З изложена в новой редакции. |
Кроме того, Положением о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 № 530, предусмотрено обязательное медицинское страхование иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих или временно проживающих в Республике Беларусь. Договоры обязательного медицинского страхования в пользу иностранных граждан вправе заключить и юридические лица Республики Беларусь, граждане Республики Беларусь, иностранные граждане, законно пребывающие в Республике Беларусь, приглашающие иностранных граждан в Республику Беларусь. Страховая сумма - не ниже 10 000 евро (глава 15 указанного Положения).
Особенности труда работников-иммигрантов также определены международными договорами:
• Договором о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014: социальное обеспечение (социальное страхование) (кроме пенсионного) трудящихся государств-членов и членов семей осуществляется на тех же условиях и в том же порядке, что и граждан государства трудоустройства. Пенсионное обеспечение трудящихся государств-членов и членов семьи регулируется законодательством государства постоянного проживания, а также в соответствии с отдельным международным договором между государствами-членами (п.3 ст.98).
Только постоянно проживающие в Республике Беларусь граждане других государств и лица без гражданства имеют право на пенсию наравне с ее гражданами (часть третья ст.1 Закона Республики Беларусь от 17.04.1992 № 1596-XII «О пенсионном обеспечении»). Так, наниматель обязан уплачивать 6 % взносов на случай временной нетрудоспособности, беременности и родов за работающих у него граждан-иммигрантов России, Казахстана, Кыргызстана, Армении, но не 28 %.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 13 января 2017 г. право на государственное пенсионное обеспечение наравне с гражданами Республики Беларусь имеют иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Республике Беларусь, при соблюдении ими условий, предусмотренных Законом № 1596-XII, если иное не установлено законодательными актами (часть вторая ст.1 Закона № 1596-XII, в редакции Закона № 14-З); |
• соглашениями о временной трудовой деятельности и социальной защите граждан, работающих за пределами своих стран, заключенными Правительством Республики Беларусь с Правительствами Украины (17.07.1995), Армении (14.05.2001), Азербайджана (02.05.2007), Казахстана (23.09.19997), Таджикистана (28.04.2014), Литвы (13.11.1997), Сербии (31.03.2009) и др. По этим соглашениям работники-иностранцы не получают каких-либо особых льгот, и на них распространяется национальное законодательство об иммигрантах. Соглашения решают вопросы признания документов об образовании, исчисления стажа и т. п.
Следует отметить и Указ Президента Республики Беларусь от 30.08.2014 № 420 «О пребывании граждан Украины в Республике Беларусь». Он не создает какой-то особый режим для жителей Донецкой и Луганской областей Украины, прибывших в Республику Беларусь для получения разрешений на временное или постоянное проживание, а лишь освобождает их от некоторых обязанностей: по уплате госпошлины, представлению документов, оплате медицинских услуг и т. п. Одновременно их наниматели:
• освобождаются от уплаты госпошлины за выдачу (специальных) разрешений на привлечение иностранцев;
• вправе принимать граждан Украины на работу без прохождения установленной процедуры признания документов об образовании, выданных учреждениями образования, иными организациями Украины (подп.1.2 п.1 данного Указа).
![]() |
Справочно Для более детального изучения см. «Прием иностранных граждан на работу в Республике Беларусь: особенности трудовой деятельности работников-иммигрантов». |
26.09.2016
Сергей Овсейко, кандидат юридических наук, кандидат экономических наук