Вопрос-ответ от 01.07.2020
Автор: Константинова М.

Белорусская организация в июне 2020 г. приобрела у гражданина Азербайджана (является налоговым резидентом этого государства) грузовой автомобиль (находился на территории Республики Беларусь) стоимостью 98 000 руб. При этом продавец не представил в организацию при совершении сделки подтверждение того, что он является налоговым резидентом Азербайджана. Необходимо ли белорусской организации с дохода гражданина Азербайджана от реализации им грузового автомобиля удержать подоходный налог и перечислить его в бюджет Республики Беларусь?


 

Материал помещен в архив

 

ВОПРОС

Белорусская организация в июне 2020 г. приобрела у гражданина Азербайджана (является налоговым резидентом этого государства) грузовой автомобиль (находился на территории Республики Беларусь) стоимостью 98 000 руб. При этом продавец не представил в организацию при совершении сделки подтверждение того, что он является налоговым резидентом Азербайджана.

Необходимо ли белорусской организации с дохода гражданина Азербайджана от реализации им грузового автомобиля удержать подоходный налог и перечислить его в бюджет Республики Беларусь?

 

ОТВЕТ

Необходимо. Но в случае предоставления подтверждения того, что гражданин является резидентом Азербайджана, будет осуществлен возврат подоходного налога.

Доходы физических лиц (как налоговых резидентов Республики Беларусь, так и не признаваемых таковыми), полученные от источников в Республике Беларусь, признаются объектом налогообложения подоходным налогом (п.1 ст.196 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее - НК)).

При этом к доходам, полученным от источников в Республике Беларусь, относятся доходы, полученные от отчуждения иного имущества, не перечисленного в подп.1.5.1-1.5.4 п.1 ст.197 НК, находящегося на территории Республики Беларусь (подп.1.5.5 п.1 ст.197 НК).

С учетом того, что грузовые автомобили относятся к иному имуществу, доходы от отчуждения таких автомобилей, находящихся на территории Республики Беларусь, признаются полученными от источников в Республике Беларусь и являются объектом налогообложения подоходным налогом.

Вместе с тем налоговым агентам при рассмотрении вопроса о налогообложении доходов, полученных физическими лицами (в первую очередь иностранными гражданами) от источников в Республике Беларусь, необходимо учитывать приоритет норм международного права по отношению к нормам белорусского законодательства применительно к налоговым правоотношениям, закрепленный в ст.5 НК.

Так, если нормами международных договоров Республики Беларусь установлены иные нормы, чем те, которые предусмотрены НК и иными законодательными актами Республики Беларусь, то применяются нормы международного договора, если иное не установлено частью второй п.2 ст.5 НК (часть первая п.2 ст.5 НК).

Если НК и (или) иными законодательными актами предусмотрены более льготные условия налогообложения, чем те, которые установлены международным договором Республики Беларусь, за исключением международных договоров Республики Беларусь, регулирующих взаимные поездки граждан, и международных договоров в рамках Евразийского экономического союза, то применяются положения НК и (или) иных законодательных актов (часть вторая п.2 ст.5 НК).

При этом отдельные международные договоры, заключенные Республикой Беларусь с другими иностранными государствами, предусматривают налогообложение ряда доходов в стране, для которой получатель дохода признается резидентом (несмотря на то, от источников в какой стране получен этот доход).

В рассматриваемой ситуации таким международным договором является Конвенция между Правительством Республики Беларусь и Правительством Азербайджанской Республики об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 09.08.2001 (далее - Конвенция).

Доходы от отчуждения любого имущества, кроме перечисленного в пп.1-4 ст.13 Конвенции, облагаются налогом только в том Договаривающемся Государстве, резидентом которого является лицо, отчуждающее имущество (п.5 ст.13 Конвенции).

К такому имуществу относится:

• недвижимое имущество;

• акции;

• имущество, составляющее часть коммерческого (предпринимательского) имущества постоянного представительства, которое предприятие одного Договаривающегося Государства имеет в другом Договаривающемся Государстве, а также имущество, относящееся к постоянной базе, доступной резиденту одного Договаривающегося Государства в другом Договаривающемся Государстве, для оказания независимых личных услуг;

• морские или воздушные суда, а также имущество, относящееся к эксплуатации таких морских или воздушных судов (пп.1-4 ст.13 Конвенции).

С учетом того, что грузовые автомобили не перечислены в пп.1-4 ст.13 Конвенции, доходы, получаемые налоговыми резидентами Азербайджана от их реализации, могут облагаться налогом только в Азербайджане.

Вместе с тем для освобождения от уплаты подоходного налога гражданин Азербайджана должен представить белорусской организации как налоговому агенту подтверждение того, что он является резидентом Азербайджана, выданное (заверенное) налоговым или иным компетентным органом этого государства.

В этом случае согласно п.4 ст.224 НК белорусская организация не будет иметь права удержать с выплачиваемого ею дохода за приобретаемый грузовой автомобиль подоходный налог.

В случае если указанное подтверждение налоговому агенту представлено не будет, он обязан удержать и перечислить в бюджет подоходный налог в установленном НК порядке.

Если гражданином Азербайджана такое подтверждение будет представлено белорусской организации в последующем (после удержания налога), то на основании заявления этого гражданина о возврате (зачете) удержанного с него подоходного налога организация обязана будет осуществить такой возврат (зачет).

 

01.07.2020

 

Марина Константинова, экономист