Пособие от 18.06.2013
Автор: Семич В.

Безопасность труда при производстве погрузочно-разгрузочных работ


СОДЕРЖАНИЕ

 

Общие положения

Нормативное регулирование

Организационное обеспечение погрузочно-разгрузочных работ

Технологическая подготовка погрузочно-разгрузочных работ

Основные требования к местам производства погрузочно-разгрузочных работ

Основные требования безопасности при погрузочно-разгрузочных работах

 

Материал помещен в архив. Актуальный материал по теме см. здесь

 

БЕЗОПАСНОСТЬ ТРУДА ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫХ РАБОТ

Общие положения

Погрузочно-разгрузочные работы отличает большое разнообразие. К ним относятся работы по погрузке грузов на любой вид транспорта, выгрузке из него, перегрузке из одного вида транспорта на другой, сортировке, перекладке и перемещению грузов внутри крытых и открытых складов.

Разнообразны виды грузов: сыпучие, мелкокусковые, порошкообразные, металлопродукция, лесо- и пиломатериалы, мелкоштучные стеновые материалы, штучные и тарно-штучные грузы, нефтепродукты и другие наливные грузы, тяжеловесные и крупногабаритные грузы, автомобили, тракторная и сельскохозяйственная техника, сырье животного происхождения и др.

Грузы могут быть пожаро- и взрывоопасными, токсическими и др.

Разнообразны также машины, оборудование, механизмы, приспособления, используемые при производстве погрузочно-разгрузочных работ:

• подъемно-транспортные машины - грузоподъемные краны всех типов: мостовые, козловые, портальные, стреловые самоходные, башенные, автомобильные, конвейеры, транспортеры, элеваторы, штабелеры и др.;

• погрузочно-разгрузочные машины - электропогрузчики, автопогрузчики, краны-манипуляторы и др.;

• грузоподъемное оборудование (механизмы) - лебедки, манипуляторы, домкраты и др.;

• грузозахватные органы (механизмы) - крюк, грейфер, электромагнитная шайба, вакуумный захват, спредер, автостроп, бревнозахват и др.;

• инструмент и приспособления - лом, лопата, кувалда, молоток, багор, штанга для открытия запоров люков полувагонов и др.;

• подъемные приспособления - устройства для подъема и закрытия люков полувагонов и др.

Многочисленные требования по безопасности труда при производстве погрузочно-разгрузочных работ связаны и с особенностями транспортных средств, используемых для перевозки грузов, и соответственно их погрузки и разгрузки: автомобили, прицепы, вагоны крытые, открытые платформы, полувагоны, вагоны-думпкары, вагоны-хопперы, цистерны, другой специализированный железнодорожный подвижной состав, водный и воздушный транспорт.

Наряду с механизированным способом выполнения работ значительная часть погрузочно-разгрузочных работ выполняется вручную или с помощью простейших средств и приспособлений, облегчающих их выполнение.

Нормативное регулирование

В обобщенном виде требования при выполнении любых погрузочно-разгрузочных работ изложены в ст.32 Закона РБ от 23.06.2008 № 356-З «Об охране труда», согласно которой:

1) погрузка, разгрузка и складирование грузов должны производиться в соответствии с требованиями по охране труда;

2) для организации и проведения погрузочно-разгрузочных и складских работ работодателем назначаются лица, ответственные за безопасное проведение погрузочно-разгрузочных работ;

3) при производстве погрузочно-разгрузочных и складских работ должна обеспечиваться устойчивость транспортных средств, подъемно-транспортного оборудования, складируемых грузов. Место производства данных работ должно быть освещено согласно требованиям нормативных правовых актов, в т.ч. технических нормативных правовых актов;

4) выполнение погрузочно-разгрузочных и складских работ без применения работающими необходимых средств индивидуальной защиты не допускается.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 25 января 2014 г. следует руководствоваться Законом № 356-З в редакции Закона РБ от 12.07.2013 № 61-З.

 

Требования по охране труда при выполнении погрузочно-разгрузочных работ также регламентируются:

• Межотраслевыми общими правилами по охране труда, утвержденными постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 03.06.2003 № 70;

• Межотраслевыми правилами по охране труда при выполнении погрузочно-разгрузочных работ, утвержденными постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 12.12.2005 № 173 (далее - Межотраслевые правила № 173).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 18 февраля 2018 г. следует руководствоваться Межотраслевыми правилами по охране труда при проведении погрузочно-разгрузочных работ, утвержденными постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 26.01.2018 № 12;

 

Правилами по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах на железнодорожном транспорте, утвержденными постановлением Белорусской железной дороги и Минтруда РБ от 28.07.1998 № 19/71 (далее - Правила № 19/71).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

Взамен Правил № 19/71 приняты Правила по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах на железнодорожном транспорте для организаций, входящих в систему Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь, утвержденные приказом Минтранса РБ от 08.08.2013 № 321-Ц;

 

Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, утвержденными постановлением МЧС РБ от 28.06.2012 № 37 (далее - Правила № 37).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 июня 2015 г. в Правила № 37 на основании постановления МЧС РБ от 15.05.2015 № 23 внесены изменения и дополнения, в частности, название изложено в новой редакции: «Правила по обеспечению промышленной безопасности грузоподъемных кранов»;

 

• Межотраслевыми правилами по охране труда при эксплуатации напольного безрельсового транспорта и грузовых тележек, утвержденными постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 30.12.2003 № 165.

Требования по охране труда при производстве погрузочно-разгрузочных работ с отдельными видами грузов регламентируются, в частности:

• Межотраслевыми правилами по охране труда в лесной, деревообрабатывающей промышленности и в лесном хозяйстве, утвержденными постановлением Минтруда и соцзащиты РБ и Минлесхоза РБ от 30.12.2008 № 211/39;

• Межотраслевыми правилами по охране труда при производстве сахара, утвержденными постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 29.05.2008 № 86;

Правилами технической эксплуатации складов нефтепродуктов, утвержденными постановлением МЧС РБ от 30.09.2004 № 31, и др.

Необходимо учитывать, что требования по охране труда при производстве погрузочно-разгрузочных работ с опасными грузами регламентируются также:

Правилами перевозок опасных грузов по железным дорогам, утвержденными Советом по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества Независимых Государств (протокол от 05.04.1996 № 15);

Правилами по обеспечению безопасной перевозки опасных грузов железнодорожным транспортом по территории РБ, утвержденными постановлением МЧС РБ от 28.12.2012 № 73;

Правилами по обеспечению безопасной перевозки опасных грузов автомобильным транспортом в Республике Беларусь, утвержденными постановлением МЧС РБ от 08.12.2010 № 61.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 июня 2017 г. Правила № 61 изложены в новой редакции на основании постановления МЧС РБ от 29.12.2016 № 79;

 

Правилами по обеспечению безопасной перевозки опасных грузов внутренним водным транспортом в Республике Беларусь, утвержденными постановлением МЧС РБ от 06.01.2009 № 1;

Правилами по обеспечению безопасной перевозки опасных грузов гражданскими воздушными судами РБ, утвержденными постановлением МЧС РБ от 09.02.2009 № 7.

Организационное обеспечение погрузочно-разгрузочных работ

Перед началом деятельности по производству погрузочно-разгрузочных работ должны быть получены лицензия и разрешения, связанные с использованием грузоподъемных машин, а также должны быть зарегистрированы в органах Департамента по надзору за безопасным ведением работ в промышленности Министерства по чрезвычайным ситуациям РБ соответствующие грузоподъемные машины. При этом необходимо руководствоваться требованиями, установленными:

Указом Президента РБ от 01.09.2010 № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности»;

• Единым перечнем административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 17.02.2012 № 156;

Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, утвержденными постановлением МЧС РБ от 28.06.2012 № 37.

Для безопасного производства погрузочно-разгрузочных работ необходимо обеспечить их надлежащую организацию.

 

Обратите внимание!

Для организации и проведения погрузочно-разгрузочных работ вручную в организации из числа руководителей и специалистов назначаются лица, ответственные за безопасное проведение погрузочно-разгрузочных работ. Указанные ответственные лица должны быть в каждом структурном подразделении и в каждой смене.

 

При производстве погрузочно-разгрузочных работ механизированным способом в организации из числа специалистов назначаются лица, ответственные:

• по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных кранов, грузозахватных приспособлений и тары;

• содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии;

• безопасное производство работ кранами;

• выпуск на линию в исправном состоянии напольного безрельсового транспорта;

• своевременный осмотр и ремонт напольного безрельсового транспорта, грузовых тележек;

• безопасную эксплуатацию напольного безрельсового транспорта, грузовых тележек.

Допускается возложение на одного специалиста:

1) обязанностей лица, ответственного за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии, и лица, ответственного за безопасное производство работ кранами;

2) обязанностей лица, ответственного за выпуск на линию в исправном состоянии напольного безрельсового транспорта, и лица, ответственного за своевременный осмотр и ремонт напольного безрельсового транспорта, грузовых тележек.

Лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами, непосредственно руководит работами:

• при загрузке и разгрузке полувагонов;

• при перемещении груза несколькими кранами;

• вблизи линии электропередачи;

• при перемещении груза над перекрытиями, под которыми размещены производственные или служебные помещения, где могут находиться люди;

• при перемещении груза, на который не разработаны схемы строповки;

• в других случаях, предусмотренных проектами производства работ или технологическими документами.

Погрузочно-разгрузочные работы в большинстве своем относятся к работам с повышенной опасностью, что обусловлено выполнением таких работ на высоте, применением механизмов, опасными и (или) вредными производственными факторами, связанными с особыми свойствами перерабатываемых грузов, и др.

 

Обратите внимание!

Работники перед выполнением погрузочно-разгрузочных работ должны пройти:

1) обучение, стажировку, проверку знаний по вопросам охраны труда в комиссии, а также соответствующий инструктаж по охране труда в соответствии с Инструкцией о порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утвержденной постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 28.11.2008 № 175. В последующем проверка знаний таких работников осуществляется не реже 1 раза в год, а повторный инструктаж по охране труда проводится не реже 1 раза в 6 месяцев;

2) медицинский осмотр согласно Инструкции о порядке проведения обязательных медицинских осмотров, утвержденной постановлением Минздрава РБ от 28.04.2010 № 47;

3) обучение, проверку знаний по безопасности производства работ, иметь удостоверение на право управления данными техническими устройствами и их обслуживания (для работающих, связанных с обслуживанием грузоподъемных машин и механизмов).

 

При подъеме и перемещении тяжестей вручную должны соблюдаться требования:

постановления Минздрава РБ от 13.10.2010 № 133 «Об установлении предельных норм подъема и перемещения тяжестей женщинами вручную»;

постановления Минздрава РБ от 13.10.2010 № 134 «Об установлении предельных норм подъема и перемещения несовершеннолетними тяжестей вручную»;

• Межотраслевых правил № 173;

• Санитарных норм и правил «Гигиеническая классификация условий труда», утвержденных постановлением Минздрава РБ от 28.12.2012 № 211.

Соблюдение требований и норм

1. Обеспечение работников средствами индивидуальной защиты.

Работающие, занятые на погрузочно-разгрузочных работах, должны быть обеспечены по установленным нормам соответствующими специальной одеждой, специальной обувью, средствами индивидуальной защиты и профилактики (смывающие и обезвреживающие средства) в соответствии с:

Инструкцией о порядке обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, утвержденной постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 30.12.2008 № 209;

• Типовыми нормами бесплатной выдачи средств индивидуальной защиты работникам общих профессий и должностей для всех отраслей экономики, утвержденными постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 22.09.2006 № 110;

постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 30.12.2008 № 208 «О нормах и порядке обеспечения работников смывающими и обезвреживающими средствами»;

• нормами бесплатной выдачи средств индивидуальной защиты для соответствующих производств и отраслей экономической деятельности.

Специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты должны быть исправны и соответствовать размеру и росту работающих, которым они выдаются. Наряду с этим в организации должен быть обеспечен соответствующий уход за средствами индивидуальной защиты, проверка их защитных свойств и др.

2. Предоставление перерывов для отдыха и обогрева, удовлетворение санитарно-бытовых потребностей работающих.

В связи с тем что подъем и перемещение тяжестей вручную относятся к тяжелым физическим работам, значительная часть погрузочно-разгрузочных работ выполняется на открытом воздухе и в неотапливаемых помещениях, работникам, занятым выполнением погрузочно-разгрузочных работ, должны предоставляться в течение рабочей смены оплачиваемые перерывы для отдыха и обогрева.

С этой целью в организации в соответствии с требованиями технического кодекса установившейся практики «Административные и бытовые здания. Строительные нормы проектирования» (ТКП 45-3.02-209-2010 (02250)), утвержденного приказом Минстройархитектуры РБ от 15.07.2010 № 267, должны быть созданы соответствующие помещения для таких целей, а также для удовлетворения санитарно-бытовых потребностей работающих.

 

Обратите внимание!

В случаях низких температур, при сильном ветре, снегопаде, дожде, тумане погрузочно-разгрузочные работы на открытом воздухе должны прекращаться. В настоящее время законодательно не установлены показатели, при которых должны прекращаться такие работы, поэтому они должны устанавливаться работодателем (нанимателем).

 

3. Соблюдение мер безопасности при работе вблизи мест движения транспорта.

Работающие должны строго выполнять установленные требования безопасности при нахождении вблизи работающего оборудования, мест движения транспортных средств и в других аналогичных местах.

Дополнительные требования по охране труда работающих установлены при производстве погрузочно-разгрузочных работ в организациях грузового хозяйства железной дороги в связи с тем, что железнодорожный транспорт - объект повышенной опасности. При этом работающими должны соблюдаться особые меры безопасности при переходе через железнодорожные пути, в т.ч. занятые железнодорожным составом, при приближении железнодорожного состава, при подъеме на железнодорожный подвижной состав для выполнения работ и др.

4. Соблюдение правил внутреннего трудового распорядка.

Работникам, выполняющим погрузочно-разгрузочные работы, запрещается в рабочее время или по месту работы распивать спиртные напитки; употреблять наркотические средства, психотропные и токсические вещества; исполнять обязанности в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном употреблением наркотических средств, психотропных и токсических веществ, а также в состоянии, связанном с болезнью, препятствующем выполнению работ.

Работники, нарушающие указанные требования, не допускаются к работе или отстраняются от работы и привлекаются к ответственности в соответствии с действующим законодательством.

5. Прохождение ежедневного приборного контроля для выявления алкогольного опьянения (при работе с грузоподъемными машинами).

Важной нормой, введенной с 1 января 2013 г., стало требование для работников, занятых управлением грузоподъемными кранами, ежедневно проходить приборный контроль на предмет нахождения в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном употреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ (п.386 Правил № 37).

Технологическая подготовка погрузочно-разгрузочных работ

Важная роль в обеспечении безопасности производства погрузочно-разгрузочных работ принадлежит надлежащей их организации.

Погрузочно-разгрузочные работы должны выполняться в соответствии с проектами производства работ, технологическими картами и другой технологической документацией.

Требования безопасности к технологическим процессам излагаются в технологической документации и оформляются в соответствии с ГОСТ 3.1120-83 «Единая система технологической документации. Общие правила отражения и оформления требований безопасности труда в технологической документации», утвержденным постановлением Госкомитета СССР по стандартам от 20.12.1983 № 6351.

Технологические карты должны выполняться в виде текстовой части, плана, схемы, на которых должны быть обозначены места и размеры штабелей грузов, подъездные пути для автомобильного и железнодорожного транспорта, проходы для работающих, крановые рельсовые пути и зоны обслуживания кранами, места установки стреловых самоходных кранов, транспорта под погрузку или разгрузку грузов и др., и (или) содержать описание выполняемых технологических операций.

Технологические карты на выполнение погрузочно-разгрузочных работ должны определять безопасные зоны для стропальщиков и сигнальщиков и разрабатываться с учетом требований ГОСТ 12.3.009-76 «ССБТ. Работы погрузочно-разгрузочные. Общие требования безопасности», утвержденного постановлением Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР от 23.03.1976 № 670 (введенного в действие в качестве государственного стандарта Республики Беларусь постановлением Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров РБ от 17.12.1992 № 3).

В технологических картах на производство погрузочно-разгрузочных работ должно быть заложено пооперационное выполнение работ с указанием безопасных мест для стропальщика при каждой операции подъема или опускания груза.

Технологическая карта должна содержать конкретные решения по безопасности труда, определяющие технические средства и методы работ, обеспечивающие выполнение нормативных требований по безопасности труда.

Технологические карты на складирование грузов должны предусматривать указание мест и размеров складирования, размеров проходов, проездов, способы укладки грузов, обеспечивающие:

• устойчивость штабелей, пакетов и грузов, находящихся в укладках;

• механизированную разборку штабеля и подъема груза съемными грузозахватными приспособлениями подъемно-транспортного оборудования;

• безопасность работающих на штабеле или около него;

• возможность применения пожарной техники.

Технологическими картами должны предусматриваться расстояния между транспортными средствами для погрузки или разгрузки грузов не менее: 10 м - в глубину колонны транспортных средств и 1,5 м - по фронту разгрузки; от стенки склада - не менее 0,5 м, от штабеля груза - не менее 1 м.

Исходные данные для разработки решений по безопасному производству погрузочно-разгрузочных работ:

1) действующие нормативные правовые акты, в т.ч. технические нормативные правовые акты, содержащие требования по охране труда;

2) инструкции организаций-изготовителей подъемно-транспортных машин и грузоподъемного оборудования, применяемых в процессе работ.

В технологических картах необходимо:

1) указать опасные и (или) вредные производственные факторы, которые могут возникнуть при выполнении погрузочно-разгрузочных работ, связанные с технологией и условиями производства работ;

2) определить зоны возможного действия опасных и (или) вредных производственных факторов, а также предусмотреть мероприятия по предупреждению их воздействия на работающих;

3) указать схемы укладки грузов на транспортных средствах и при штабелировании;

4) определить схему расстановки рабочих при групповой работе по погрузке и перемещению грузов.

 

Обратите внимание!

С технологическими картами на производство погрузочно-разгрузочных работ должны быть ознакомлены под подпись лица, ответственные за безопасное производство погрузочно-разгрузочных работ, а также работающие, выполняющие погрузочно-разгрузочные и складские работы (крановщики, стропальщики др.).

 

При выполнении работ с применением подъемно-транспортных машин, грузоподъемного оборудования в технологических картах необходимо предусматривать:

• выбор типов подъемно-транспортных машин, мест их установки и режимов работы в соответствии с параметрами, предусмотренными технологией работ и условиями производства работ;

• выполнение мероприятий, ограничивающих зону работы подъемно-транспортных машин, для предупреждения возникновения опасных факторов в местах нахождения людей, а также применение ограждений зоны работы подъемно-транспортных машин.

Установка стреловых самоходных грузоподъемных кранов должна производиться на подготовленной площадке с утрамбованным и спланированным грунтом с уклоном, не превышающим указанного в паспорте крана.

Подъемно-транспортные машины должны устанавливаться так, чтобы при подъеме груза исключалось наклонное положение грузовых канатов и чтобы обеспечивался зазор не менее 0,5 м над встречающимся на пути перемещения груза оборудованием, штабелями груза и другими предметами.

Для обеспечения безопасного производства погрузочно-разгрузочных работ должны быть разработаны схемы строповки грузов, в которых указываются:

• графическое изображение способов строповки и зацепки грузов в зависимости от их вида, массы, формы;

• съемные грузозахватные приспособления, тара и другие средства для транспортирования соответствующих грузов;

• специальные устройства, строповочные узлы, используемые для строповки крупногабаритных грузов в зависимости от положения центра тяжести. Места строповки, положение центра тяжести и масса груза должны быть обозначены на грузе.

Перемещение груза неизвестной массы должно производиться только после определения его фактической массы лицом, ответственным за безопасное производство погрузочно-разгрузочных работ, исходя из объема груза и удельного веса вещества груза.

Схемы строповки, графическое изображение способов строповки и зацепки грузов должны быть выданы на руки стропальщикам и крановщикам или вывешены в местах производства работ.

На места производства погрузочно-разгрузочных работ и к подъемно-транспортным машинам и грузоподъемному оборудованию не должны допускаться лица, не имеющие непосредственного отношения к этим работам. Не допускается нахождение людей и передвижение транспортных средств в зоне возможного падения грузов при погрузке, разгрузке подвижного состава, а также при перемещении грузов подъемно-транспортными машинами и грузоподъемным оборудованием.

Основные требования к местам производства погрузочно-разгрузочных работ

Места производства погрузочно-разгрузочных работ должны размещаться на специально отведенной территории с ровным твердым покрытием, обеспечивающим устойчивость складируемых материалов, подъемно-транспортных машин и транспортных средств.

Допускается проведение погрузочно-разгрузочных работ на спланированных площадках с твердым грунтом, способным воспринимать проектную нагрузку от грузов и подъемно-транспортных машин.

Площадки для производства погрузочно-разгрузочных работ должны иметь уклон не более 5°, при применении автопогрузчиков и электропогрузчиков - не более 3°.

В местах постоянной погрузки и разгрузки транспортных средств погрузочно-разгрузочные работы выполняются с погрузочно-разгрузочных рамп, платформ, эстакад и других стационарных сооружений высотой, равной высоте пола транспортного средства.

В случае неодинаковой высоты пола кузова транспортного средства и платформы, эстакады, рампы складов допускается использование трапов для въезда напольного безрельсового транспорта в кузов транспортного средства.

Стационарные сооружения для погрузки и разгрузки автомобильного транспорта оборудуются постоянными или съемными колесоотбойными предохранительными устройствами, препятствующими съезду и опрокидыванию транспортных средств, наезду их на работников.

Рампа со стороны подъезда транспортных средств должна иметь ширину не менее 1,5 м с уклоном не более 5°. Ширина эстакады, предназначенной для перемещения на ней транспортных средств, должна иметь ширину не менее 3 м.

Погрузочно-разгрузочные рампы и платформы должны защищать грузы и погрузочно-разгрузочные механизмы от атмосферных осадков, иметь не менее 2 рассредоточенных лестниц или пандусов и ширину, обеспечивающую соблюдение требований технологии и безопасности при производстве погрузочно-разгрузочных работ.

Размеры погрузочно-разгрузочных площадок должны обеспечивать расстояние между габаритами транспортных средств с грузом не менее 1 м.

На места погрузочно-разгрузочных работ при необходимости наносят разметку с указанием проездов, проходов, площадок для складирования грузов и их специализации по родам грузов, обозначают границы штабелей.

Места производства погрузочно-разгрузочных работ должны быть оснащены необходимыми средствами коллективной защиты и знаками безопасности по ГОСТ 12.4.026-76 «Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные и знаки безопасности», утвержденному постановлением Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР от 24.05.1976 № 1267, государственному стандарту Республики Беларусь СТБ 1392-2003 «Система стандартов пожарной безопасности. Цвета сигнальные. Знаки пожарной безопасности. Общие технические требования. Методы испытаний», утвержденному постановлением Белстандарта от 28.04.2003 № 22.

Подъездные пути к площадкам производства погрузочно-разгрузочных работ должны иметь твердое покрытие, содержаться в исправном состоянии и быть пригодными для проезда в любое время года и при любой погоде.

Ширина проездов должна обеспечивать безопасность движения транспортных средств и подъемно-транспортных машин; устанавливается в зависимости от средств перемещения грузов и интенсивности движения, а также с учетом встречных перевозок.

Расстояние от границ проезжей части до элементов конструкций зданий и оборудования должно быть не менее 0,5 м.

В конце тупиковых автодорог должны быть предусмотрены площадки, обеспечивающие разворот автомобилей.

Для проезда ко всем объектам на территории организации должны быть оборудованы и обозначены пожарные проезды, обеспечивающие проезд пожарных машин в любое время года и при любой погоде.

На территории организации должны быть определены проходы для работающих в соответствии с технологическим процессом работы и расположением рабочих мест. Проходы должны иметь твердые покрытия шириной не менее 1 м.

Места пересечений служебных проходов и дорог для транспортных средств должны быть обозначены согласно государственному стандарту Республики Беларусь СТБ 1140-99 «Знаки дорожные. Общие технические условия», утвержденному постановлением Белстандарта от 26.02.1999 № 2 (далее - СТБ 1140-99 «Знаки дорожные. Общие технические условия»). Расстояние от границ служебного прохода до проезжей части должно быть не менее 0,8 м.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 июля 2014 г. введен в действие новый государственный стандарт Республики Беларусь СТБ 1140-2013 «Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические условия», утвержденный постановлением Госстандарта РБ от 31.10.2013 № 56.

 

Места пересечения дорог для транспортных средств и служебных проходов с железнодорожными путями должны иметь твердые покрытия или переносные настилы на уровне головки рельсов шириной: не менее 3 м - для перемещения транспортных средств и не менее 1,5 м - для прохода рабочих. Эти места должны быть оборудованы искусственным освещением.

Движение транспортных средств в местах производства погрузочно-разгрузочных работ и на подъездных путях должно организовываться по транспортно-технологической схеме и регулироваться дорожными знаками согласно СТБ 1140-99 «Знаки дорожные. Общие технические условия», а также знаками, принятыми на железнодорожном, водном и воздушном транспорте.

Ширина подъездных путей должна быть не менее 6,2 м при двустороннем движении транспортных средств и не менее 3,5 м при одностороннем движении с соответствующими расширениями на закруглениях дорог.

Проход (подъем) на рабочие места осуществляется по тротуарам, лестницам, мостикам, трапам, соответствующим требованиям безопасности, установленным маршрутам служебного прохода.

Для стоянки машин должны устраиваться площадки с твердым покрытием, при этом не должно создаваться помех движению транспортных средств и выполнению погрузочно-разгрузочных работ.

При проектировании, строительстве и реконструкции повышенных путей должно быть предусмотрено их оснащение комплексом устройств и механизмов для зачистки, открытия и закрытия люков полувагонов и рыхления грузов.

Вновь строящиеся и реконструируемые повышенные пути для разгрузки навалочных и сыпучих грузов из полувагонов, расположенные на высоте более 2,5 м, должны быть оборудованы специальными мостиками или другими приспособлениями для открывания люков, комплексом устройств и механизмов для зачистки и рыхления грузов.

Места производства погрузочно-разгрузочных работ должны быть оборудованы системой водоотводов, обеспечивающих отвод поверхностных вод с территории производства погрузочно-разгрузочных работ, содержаться в исправном состоянии, своевременно очищаться от мусора и плотно закрываться сверху крышками.

Все люки, обеспечивающие доступ к подземным коммуникациям, должны быть закрыты, а траншеи и канавы при выполнении ремонтно-строительных работ надежно ограждены, а также должны оснащаться переходными мостиками с перилами высотой не менее 1,1 м.

Площадки, где выполняются погрузочно-разгрузочные работы, и подходы к ним должны быть очищены от остатков грузов, снега, льда, мусора, посторонних предметов.

В зимнее время необходимо следить за тем, чтобы площадки, на которых выполняются погрузочно-разгрузочные работы, а также трапы, сходни, мостки и тому подобное содержались в состоянии, исключающем возможность скольжения людей и пробуксовки колес передвижных средств механизации, были очищены ото льда, снега, посыпаны песком, шлаком или другими противоскользящими материалами, для хранения которых устанавливаются ящики с закрывающимися крышками, исключающими попадание влаги.

Для сбора мусора, отходов отводятся специально оборудованные площадки, ящики или металлические контейнеры для сбора мусора. Мусоросборники должны устанавливаться на бетонированных площадках и быть удалены от грузовых складов на расстояние не менее 20 м.

Не допускается сжигание мусора и отходов на таких площадках.

На местах выполнения погрузочно-разгрузочных работ с применением обтирочных материалов, нефтепродуктов, смазочных материалов устанавливаются специальные несгораемые емкости с плотно закрывающимися крышками для сбора и хранения промасленных и других горючих отходов.

В темное время суток, а также при плохой видимости места движения напольного безрельсового транспорта и грузовых тележек, производства погрузочно-разгрузочных работ на территории организации освещаются согласно техническому кодексу установившейся практики «Естественное и искусственное освещение. Строительные нормы проектирования» (ТКП 45-2.04-153-2009 (02250)), утвержденному приказом Минстройархитектуры РБ от 14.10.2009 № 338.

Основные требования безопасности при погрузочно-разгрузочных работах

Как указывалось выше, погрузочно-разгрузочные работы разнообразны, что обусловлено свойствами грузов, технических средств, используемых при их погрузке и разгрузке, особенностями производства таких работ, используемыми транспортными средствами.

При элементной механизации машины выполняют наиболее трудоемкие и тяжелые работы, а вспомогательные подсобные операции выполняются вручную (например, укладывают пакеты на поддоны и снимают с них вручную, а перегружают их погрузчиками). Такие работы называют механизированными.

При комплексной механизации машины и установки выполняют не только основные трудоемкие и тяжелые работы, но и некоторые вспомогательные операции, а вручную выполняют только те из них, которые не требуют больших физических усилий, обычно это управление машиной. К комплексно-механизированным погрузочно-разгрузочным работам относятся:

• выгрузка из железнодорожного подвижного состава и автомобилей грузов в универсальных и специальных контейнерах, в пакетах, на поддонах различного тяжеловесного оборудования в ящиках и без упаковки, лесоматериалов, металлов с последующей погрузкой в вагоны и автомобили при помощи кранов, автопогрузчиков и электропогрузчиков;

• погрузка или выгрузка из вагонов и автомобилей насыпных и навалочных грузов грейферными кранами, тракторными ковшовыми погрузчиками, автопогрузчиками с ковшами, экскаваторами, а также выгрузка из саморазгружающихся полувагонов, думпкаров, хопперов на эстакадах и повышенных путях с последующей погрузкой грузоподъемными машинами на автомобиль;

• погрузка и выгрузка насыпных грузов пневматическими установками;

• погрузка и выгрузка металлов электромагнитными и вакуумными захватами;

• выгрузка грузов самотеком (под действием силы тяжести) из автомобилей, бункеров и других аналогичных устройств.

При автоматизации погрузочно-разгрузочных работ производственный процесс осуществляется без участия человека. Роль работающего сводится к наладке, пуску машин и контролю за их работой. Если автоматизированы лишь отдельные процессы контроля, управления и действия машин, то автоматизация называется частичной. В дальнейшем может быть предусмотрена ее замена комплексной.

Погрузочно-разгрузочные работы в охранной зоне линии электропередачи (при использовании стреловых самоходных кранов на расстоянии ближе 30 м от подъемной выдвижной части крана в любом ее положении, а также от груза до вертикальной плоскости, образуемой проекцией на землю ближайшего провода воздушной линии электропередачи) выполняются при наличии наряда-допуска и письменного разрешения владельца линии электропередачи в присутствии лица, ответственного за безопасное проведение погрузочно-разгрузочных работ (лица, ответственного за безопасное производство работ кранами).

 

Обратите внимание!

Не допускается проводить погрузочно-разгрузочные работы на пути движения транспортных средств, а также в местах переходов и переездов.

 

Погрузка, размещение и крепление грузов на подвижном составе должны обеспечивать возможность их безопасной последующей выгрузки.

Способы укладки и крепления грузов должны обеспечивать их устойчивость при транспортировании и складировании, разгрузке транспортных средств и разборке штабелей, а также возможность механизированной погрузки и выгрузки.

Не разрешается опускать груз в полувагон, платформу, кузов автомобиля, а также поднимать его при нахождении людей в полувагоне, кабине или кузове автомобиля.

При нахождении на железнодорожных путях необходимо соблюдать требования, установленные Правилами № 19/71 и другими правилами безопасности на железнодорожном транспорте.

При перемещении груза подъемно-транспортными машинами нахождение на нем людей не допускается. Люди должны находиться на расстоянии не менее 5 м от радиуса поворота рабочих органов подъемно-транспортных машин и грузоподъемного оборудования.

Перемещение груза над помещениями и транспортными средствами, где находятся люди, не допускается.

Перемещение груза не должно производиться при нахождении людей на маршруте его перемещения. Стропальщик должен удалиться в безопасное место после проверки надежности строповки груза и его подъема на высоту не более 1 м от уровня пола (площадки).

Запрещается оттягивать груз во время его подъема, перемещения и опускания.

Запрещается:

• подъем груза, засыпанного землей или примерзшего к земле, заложенного другими грузами, укрепленного болтами или залитого бетоном;

• подтаскивание груза по земле, полу или рельсам крюком грузоподъемного крана при наклонном положении грузовых канатов, без применения направляющих блоков, обеспечивающих вертикальное положение грузовых канатов;

• освобождение грузоподъемным краном защемленных грузом стропов, канатов или цепей;

• подъем груза непосредственно с места его установки (с земли, площадки, штабеля и др.) стреловой лебедкой, а также механизмами подъема и телескопирования стрелы крана;

• одновременная разгрузка-погрузка транспортных средств и подвижного состава вручную и грузоподъемными машинами и механизмами, подъемно-транспортным оборудованием;

• перемещение грузов грузоподъемными кранами над местом проведения ручной разгрузки грузов.

 

18.06.2013

 

Владимир Семич, инженер, член общественного объединения «Сообщество трудового права»