


Материал помещен в архив. Актуальный материал по теме см. здесь
БЕЗОПАСНОСТЬ ТРУДА ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫХ РАБОТ
Погрузочно-разгрузочные работы отличает большое разнообразие. К ним относятся работы по погрузке грузов на любой вид транспорта, выгрузке из него, перегрузке из одного вида транспорта на другой, сортировке, перекладке и перемещению грузов внутри крытых и открытых складов.
Разнообразны виды грузов: сыпучие, мелкокусковые, порошкообразные, металлопродукция, лесо- и пиломатериалы, мелкоштучные стеновые материалы, штучные и тарно-штучные грузы, нефтепродукты и другие наливные грузы, тяжеловесные и крупногабаритные грузы, автомобили, тракторная и сельскохозяйственная техника, сырье животного происхождения и др.
Грузы могут быть пожаро- и взрывоопасными, токсическими и др.
Разнообразны также машины, оборудование, механизмы, приспособления, используемые при производстве погрузочно-разгрузочных работ:
• подъемно-транспортные машины - грузоподъемные краны всех типов: мостовые, козловые, портальные, стреловые самоходные, башенные, автомобильные, конвейеры, транспортеры, элеваторы, штабелеры и др.;
• погрузочно-разгрузочные машины - электропогрузчики, автопогрузчики, краны-манипуляторы и др.;
• грузоподъемное оборудование (механизмы) - лебедки, манипуляторы, домкраты и др.;
• грузозахватные органы (механизмы) - крюк, грейфер, электромагнитная шайба, вакуумный захват, спредер, автостроп, бревнозахват и др.;
• инструмент и приспособления - лом, лопата, кувалда, молоток, багор, штанга для открытия запоров люков полувагонов и др.;
• подъемные приспособления - устройства для подъема и закрытия люков полувагонов и др.
Многочисленные требования по безопасности труда при производстве погрузочно-разгрузочных работ связаны и с особенностями транспортных средств, используемых для перевозки грузов, и соответственно их погрузки и разгрузки: автомобили, прицепы, вагоны крытые, открытые платформы, полувагоны, вагоны-думпкары, вагоны-хопперы, цистерны, другой специализированный железнодорожный подвижной состав, водный и воздушный транспорт.
Наряду с механизированным способом выполнения работ значительная часть погрузочно-разгрузочных работ выполняется вручную или с помощью простейших средств и приспособлений, облегчающих их выполнение.
В обобщенном виде требования при выполнении любых погрузочно-разгрузочных работ изложены в ст.32 Закона РБ от 23.06.2008 № 356-З «Об охране труда», согласно которой:
1) погрузка, разгрузка и складирование грузов должны производиться в соответствии с требованиями по охране труда;
2) для организации и проведения погрузочно-разгрузочных и складских работ работодателем назначаются лица, ответственные за безопасное проведение погрузочно-разгрузочных работ;
3) при производстве погрузочно-разгрузочных и складских работ должна обеспечиваться устойчивость транспортных средств, подъемно-транспортного оборудования, складируемых грузов. Место производства данных работ должно быть освещено согласно требованиям нормативных правовых актов, в т.ч. технических нормативных правовых актов;
4) выполнение погрузочно-разгрузочных и складских работ без применения работающими необходимых средств индивидуальной защиты не допускается.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 25 января 2014 г. следует руководствоваться Законом № 356-З в редакции Закона РБ от 12.07.2013 № 61-З. |
Требования по охране труда при выполнении погрузочно-разгрузочных работ также регламентируются:
• Межотраслевыми общими правилами по охране труда, утвержденными постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 03.06.2003 № 70;
• Межотраслевыми правилами по охране труда при выполнении погрузочно-разгрузочных работ, утвержденными постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 12.12.2005 № 173 (далее - Межотраслевые правила № 173).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 18 февраля 2018 г. следует руководствоваться Межотраслевыми правилами по охране труда при проведении погрузочно-разгрузочных работ, утвержденными постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 26.01.2018 № 12; |
• Правилами по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах на железнодорожном транспорте, утвержденными постановлением Белорусской железной дороги и Минтруда РБ от 28.07.1998 № 19/71 (далее - Правила № 19/71).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» Взамен Правил № 19/71 приняты Правила по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах на железнодорожном транспорте для организаций, входящих в систему Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь, утвержденные приказом Минтранса РБ от 08.08.2013 № 321-Ц; |
• Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, утвержденными постановлением МЧС РБ от 28.06.2012 № 37 (далее - Правила № 37).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 июня 2015 г. в Правила № 37 на основании постановления МЧС РБ от 15.05.2015 № 23 внесены изменения и дополнения, в частности, название изложено в новой редакции: «Правила по обеспечению промышленной безопасности грузоподъемных кранов»; |
• Межотраслевыми правилами по охране труда при эксплуатации напольного безрельсового транспорта и грузовых тележек, утвержденными постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 30.12.2003 № 165.
Требования по охране труда при производстве погрузочно-разгрузочных работ с отдельными видами грузов регламентируются, в частности:
• Межотраслевыми правилами по охране труда в лесной, деревообрабатывающей промышленности и в лесном хозяйстве, утвержденными постановлением Минтруда и соцзащиты РБ и Минлесхоза РБ от 30.12.2008 № 211/39;
• Межотраслевыми правилами по охране труда при производстве сахара, утвержденными постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 29.05.2008 № 86;
• Правилами технической эксплуатации складов нефтепродуктов, утвержденными постановлением МЧС РБ от 30.09.2004 № 31, и др.
Необходимо учитывать, что требования по охране труда при производстве погрузочно-разгрузочных работ с опасными грузами регламентируются также:
• Правилами перевозок опасных грузов по железным дорогам, утвержденными Советом по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества Независимых Государств (протокол от 05.04.1996 № 15);
• Правилами по обеспечению безопасной перевозки опасных грузов железнодорожным транспортом по территории РБ, утвержденными постановлением МЧС РБ от 28.12.2012 № 73;
• Правилами по обеспечению безопасной перевозки опасных грузов автомобильным транспортом в Республике Беларусь, утвержденными постановлением МЧС РБ от 08.12.2010 № 61.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 июня 2017 г. Правила № 61 изложены в новой редакции на основании постановления МЧС РБ от 29.12.2016 № 79; |
• Правилами по обеспечению безопасной перевозки опасных грузов внутренним водным транспортом в Республике Беларусь, утвержденными постановлением МЧС РБ от 06.01.2009 № 1;
• Правилами по обеспечению безопасной перевозки опасных грузов гражданскими воздушными судами РБ, утвержденными постановлением МЧС РБ от 09.02.2009 № 7.
Организационное обеспечение погрузочно-разгрузочных работ
Перед началом деятельности по производству погрузочно-разгрузочных работ должны быть получены лицензия и разрешения, связанные с использованием грузоподъемных машин, а также должны быть зарегистрированы в органах Департамента по надзору за безопасным ведением работ в промышленности Министерства по чрезвычайным ситуациям РБ соответствующие грузоподъемные машины. При этом необходимо руководствоваться требованиями, установленными:
• Указом Президента РБ от 01.09.2010 № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности»;
• Единым перечнем административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 17.02.2012 № 156;
• Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, утвержденными постановлением МЧС РБ от 28.06.2012 № 37.
Для безопасного производства погрузочно-разгрузочных работ необходимо обеспечить их надлежащую организацию.
![]() |
Обратите внимание! Для организации и проведения погрузочно-разгрузочных работ вручную в организации из числа руководителей и специалистов назначаются лица, ответственные за безопасное проведение погрузочно-разгрузочных работ. Указанные ответственные лица должны быть в каждом структурном подразделении и в каждой смене. |
При производстве погрузочно-разгрузочных работ механизированным способом в организации из числа специалистов назначаются лица, ответственные:
• по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных кранов, грузозахватных приспособлений и тары;
• содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии;
• безопасное производство работ кранами;
• выпуск на линию в исправном состоянии напольного безрельсового транспорта;
• своевременный осмотр и ремонт напольного безрельсового транспорта, грузовых тележек;
• безопасную эксплуатацию напольного безрельсового транспорта, грузовых тележек.
Допускается возложение на одного специалиста:
1) обязанностей лица, ответственного за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии, и лица, ответственного за безопасное производство работ кранами;
2) обязанностей лица, ответственного за выпуск на линию в исправном состоянии напольного безрельсового транспорта, и лица, ответственного за своевременный осмотр и ремонт напольного безрельсового транспорта, грузовых тележек.
Лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами, непосредственно руководит работами:
• при загрузке и разгрузке полувагонов;
• при перемещении груза несколькими кранами;
• вблизи линии электропередачи;
• при перемещении груза над перекрытиями, под которыми размещены производственные или служебные помещения, где могут находиться люди;
• при перемещении груза, на который не разработаны схемы строповки;
• в других случаях, предусмотренных проектами производства работ или технологическими документами.
Погрузочно-разгрузочные работы в большинстве своем относятся к работам с повышенной опасностью, что обусловлено выполнением таких работ на высоте, применением механизмов, опасными и (или) вредными производственными факторами, связанными с особыми свойствами перерабатываемых грузов, и др.
![]() |
Обратите внимание! Работники перед выполнением погрузочно-разгрузочных работ должны пройти: 1) обучение, стажировку, проверку знаний по вопросам охраны труда в комиссии, а также соответствующий инструктаж по охране труда в соответствии с Инструкцией о порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утвержденной постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 28.11.2008 № 175. В последующем проверка знаний таких работников осуществляется не реже 1 раза в год, а повторный инструктаж по охране труда проводится не реже 1 раза в 6 месяцев; 2) медицинский осмотр согласно Инструкции о порядке проведения обязательных медицинских осмотров, утвержденной постановлением Минздрава РБ от 28.04.2010 № 47; 3) обучение, проверку знаний по безопасности производства работ, иметь удостоверение на право управления данными техническими устройствами и их обслуживания (для работающих, связанных с обслуживанием грузоподъемных машин и механизмов). |
При подъеме и перемещении тяжестей вручную должны соблюдаться требования:
• постановления Минздрава РБ от 13.10.2010 № 133 «Об установлении предельных норм подъема и перемещения тяжестей женщинами вручную»;
• постановления Минздрава РБ от 13.10.2010 № 134 «Об установлении предельных норм подъема и перемещения несовершеннолетними тяжестей вручную»;
• Межотраслевых правил № 173;
• Санитарных норм и правил «Гигиеническая классификация условий труда», утвержденных постановлением Минздрава РБ от 28.12.2012 № 211.
Соблюдение требований и норм
1. Обеспечение работников средствами индивидуальной защиты.
Работающие, занятые на погрузочно-разгрузочных работах, должны быть обеспечены по установленным нормам соответствующими специальной одеждой, специальной обувью, средствами индивидуальной защиты и профилактики (смывающие и обезвреживающие средства) в соответствии с:
• Инструкцией о порядке обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, утвержденной постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 30.12.2008 № 209;
• Типовыми нормами бесплатной выдачи средств индивидуальной защиты работникам общих профессий и должностей для всех отраслей экономики, утвержденными постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 22.09.2006 № 110;
• постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 30.12.2008 № 208 «О нормах и порядке обеспечения работников смывающими и обезвреживающими средствами»;
• нормами бесплатной выдачи средств индивидуальной защиты для соответствующих производств и отраслей экономической деятельности.
Специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты должны быть исправны и соответствовать размеру и росту работающих, которым они выдаются. Наряду с этим в организации должен быть обеспечен соответствующий уход за средствами индивидуальной защиты, проверка их защитных свойств и др.
2. Предоставление перерывов для отдыха и обогрева, удовлетворение санитарно-бытовых потребностей работающих.
В связи с тем что подъем и перемещение тяжестей вручную относятся к тяжелым физическим работам, значительная часть погрузочно-разгрузочных работ выполняется на открытом воздухе и в неотапливаемых помещениях, работникам, занятым выполнением погрузочно-разгрузочных работ, должны предоставляться в течение рабочей смены оплачиваемые перерывы для отдыха и обогрева.
С этой целью в организации в соответствии с требованиями технического кодекса установившейся практики «Административные и бытовые здания. Строительные нормы проектирования» (ТКП 45-3.02-209-2010 (02250)), утвержденного приказом Минстройархитектуры РБ от 15.07.2010 № 267, должны быть созданы соответствующие помещения для таких целей, а также для удовлетворения санитарно-бытовых потребностей работающих.
![]() |
Обратите внимание! В случаях низких температур, при сильном ветре, снегопаде, дожде, тумане погрузочно-разгрузочные работы на открытом воздухе должны прекращаться. В настоящее время законодательно не установлены показатели, при которых должны прекращаться такие работы, поэтому они должны устанавливаться работодателем (нанимателем). |
3. Соблюдение мер безопасности при работе вблизи мест движения транспорта.
Работающие должны строго выполнять установленные требования безопасности при нахождении вблизи работающего оборудования, мест движения транспортных средств и в других аналогичных местах.
Дополнительные требования по охране труда работающих установлены при производстве погрузочно-разгрузочных работ в организациях грузового хозяйства железной дороги в связи с тем, что железнодорожный транспорт - объект повышенной опасности. При этом работающими должны соблюдаться особые меры безопасности при переходе через железнодорожные пути, в т.ч. занятые железнодорожным составом, при приближении железнодорожного состава, при подъеме на железнодорожный подвижной состав для выполнения работ и др.
4. Соблюдение правил внутреннего трудового распорядка.
Работникам, выполняющим погрузочно-разгрузочные работы, запрещается в рабочее время или по месту работы распивать спиртные напитки; употреблять наркотические средства, психотропные и токсические вещества; исполнять обязанности в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном употреблением наркотических средств, психотропных и токсических веществ, а также в состоянии, связанном с болезнью, препятствующем выполнению работ.
Работники, нарушающие указанные требования, не допускаются к работе или отстраняются от работы и привлекаются к ответственности в соответствии с действующим законодательством.
5. Прохождение ежедневного приборного контроля для выявления алкогольного опьянения (при работе с грузоподъемными машинами).
Важной нормой, введенной с 1 января 2013 г., стало требование для работников, занятых управлением грузоподъемными кранами, ежедневно проходить приборный контроль на предмет нахождения в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном употреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ (п.386 Правил № 37).
Технологическая подготовка погрузочно-разгрузочных работ
Важная роль в обеспечении безопасности производства погрузочно-разгрузочных работ принадлежит надлежащей их организации.
Погрузочно-разгрузочные работы должны выполняться в соответствии с проектами производства работ, технологическими картами и другой технологической документацией.
Требования безопасности к технологическим процессам излагаются в технологической документации и оформляются в соответствии с ГОСТ 3.1120-83 «Единая система технологической документации. Общие правила отражения и оформления требований безопасности труда в технологической документации», утвержденным постановлением Госкомитета СССР по стандартам от 20.12.1983 № 6351.
Технологические карты должны выполняться в виде текстовой части, плана, схемы, на которых должны быть обозначены места и размеры штабелей грузов, подъездные пути для автомобильного и железнодорожного транспорта, проходы для работающих, крановые рельсовые пути и зоны обслуживания кранами, места установки стреловых самоходных кранов, транспорта под погрузку или разгрузку грузов и др., и (или) содержать описание выполняемых технологических операций.
Технологические карты на выполнение погрузочно-разгрузочных работ должны определять безопасные зоны для стропальщиков и сигнальщиков и разрабатываться с учетом требований ГОСТ 12.3.009-76 «ССБТ. Работы погрузочно-разгрузочные. Общие требования безопасности», утвержденного постановлением Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР от 23.03.1976 № 670 (введенного в действие в качестве государственного стандарта Республики Беларусь постановлением Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров РБ от 17.12.1992 № 3).
В технологических картах на производство погрузочно-разгрузочных работ должно быть заложено пооперационное выполнение работ с указанием безопасных мест для стропальщика при каждой операции подъема или опускания груза.
Технологическая карта должна содержать конкретные решения по безопасности труда, определяющие технические средства и методы работ, обеспечивающие выполнение нормативных требований по безопасности труда.
Технологические карты на складирование грузов должны предусматривать указание мест и размеров складирования, размеров проходов, проездов, способы укладки грузов, обеспечивающие:
• устойчивость штабелей, пакетов и грузов, находящихся в укладках;
• механизированную разборку штабеля и подъема груза съемными грузозахватными приспособлениями подъемно-транспортного оборудования;
• безопасность работающих на штабеле или около него;
• возможность применения пожарной техники.
Технологическими картами должны предусматриваться расстояния между транспортными средствами для погрузки или разгрузки грузов не менее: 10 м - в глубину колонны транспортных средств и 1,5 м - по фронту разгрузки; от стенки склада - не менее 0,5 м, от штабеля груза - не менее 1 м.
Исходные данные для разработки решений по безопасному производству погрузочно-разгрузочных работ:
1) действующие нормативные правовые акты, в т.ч. технические нормативные правовые акты, содержащие требования по охране труда;
2) инструкции организаций-изготовителей подъемно-транспортных машин и грузоподъемного оборудования, применяемых в процессе работ.
В технологических картах необходимо:
1) указать опасные и (или) вредные производственные факторы, которые могут возникнуть при выполнении погрузочно-разгрузочных работ, связанные с технологией и условиями производства работ;
2) определить зоны возможного действия опасных и (или) вредных производственных факторов, а также предусмотреть мероприятия по предупреждению их воздействия на работающих;
3) указать схемы укладки грузов на транспортных средствах и при штабелировании;
4) определить схему расстановки рабочих при групповой работе по погрузке и перемещению грузов.
![]() |
Обратите внимание! С технологическими картами на производство погрузочно-разгрузочных работ должны быть ознакомлены под подпись лица, ответственные за безопасное производство погрузочно-разгрузочных работ, а также работающие, выполняющие погрузочно-разгрузочные и складские работы (крановщики, стропальщики др.). |
При выполнении работ с применением подъемно-транспортных машин, грузоподъемного оборудования в технологических картах необходимо предусматривать:
• выбор типов подъемно-транспортных машин, мест их установки и режимов работы в соответствии с параметрами, предусмотренными технологией работ и условиями производства работ;
• выполнение мероприятий, ограничивающих зону работы подъемно-транспортных машин, для предупреждения возникновения опасных факторов в местах нахождения людей, а также применение ограждений зоны работы подъемно-транспортных машин.
Установка стреловых самоходных грузоподъемных кранов должна производиться на подготовленной площадке с утрамбованным и спланированным грунтом с уклоном, не превышающим указанного в паспорте крана.
Подъемно-транспортные машины должны устанавливаться так, чтобы при подъеме груза исключалось наклонное положение грузовых канатов и чтобы обеспечивался зазор не менее 0,5 м над встречающимся на пути перемещения груза оборудованием, штабелями груза и другими предметами.
Для обеспечения безопасного производства погрузочно-разгрузочных работ должны быть разработаны схемы строповки грузов, в которых указываются:
• графическое изображение способов строповки и зацепки грузов в зависимости от их вида, массы, формы;
• съемные грузозахватные приспособления, тара и другие средства для транспортирования соответствующих грузов;
• специальные устройства, строповочные узлы, используемые для строповки крупногабаритных грузов в зависимости от положения центра тяжести. Места строповки, положение центра тяжести и масса груза должны быть обозначены на грузе.
Перемещение груза неизвестной массы должно производиться только после определения его фактической массы лицом, ответственным за безопасное производство погрузочно-разгрузочных работ, исходя из объема груза и удельного веса вещества груза.
Схемы строповки, графическое изображение способов строповки и зацепки грузов должны быть выданы на руки стропальщикам и крановщикам или вывешены в местах производства работ.
На места производства погрузочно-разгрузочных работ и к подъемно-транспортным машинам и грузоподъемному оборудованию не должны допускаться лица, не имеющие непосредственного отношения к этим работам. Не допускается нахождение людей и передвижение транспортных средств в зоне возможного падения грузов при погрузке, разгрузке подвижного состава, а также при перемещении грузов подъемно-транспортными машинами и грузоподъемным оборудованием.
Основные требования к местам производства погрузочно-разгрузочных работ
Места производства погрузочно-разгрузочных работ должны размещаться на специально отведенной территории с ровным твердым покрытием, обеспечивающим устойчивость складируемых материалов, подъемно-транспортных машин и транспортных средств.
Допускается проведение погрузочно-разгрузочных работ на спланированных площадках с твердым грунтом, способным воспринимать проектную нагрузку от грузов и подъемно-транспортных машин.
Площадки для производства погрузочно-разгрузочных работ должны иметь уклон не более 5°, при применении автопогрузчиков и электропогрузчиков - не более 3°.
В местах постоянной погрузки и разгрузки транспортных средств погрузочно-разгрузочные работы выполняются с погрузочно-разгрузочных рамп, платформ, эстакад и других стационарных сооружений высотой, равной высоте пола транспортного средства.
В случае неодинаковой высоты пола кузова транспортного средства и платформы, эстакады, рампы складов допускается использование трапов для въезда напольного безрельсового транспорта в кузов транспортного средства.
Стационарные сооружения для погрузки и разгрузки автомобильного транспорта оборудуются постоянными или съемными колесоотбойными предохранительными устройствами, препятствующими съезду и опрокидыванию транспортных средств, наезду их на работников.
Рампа со стороны подъезда транспортных средств должна иметь ширину не менее 1,5 м с уклоном не более 5°. Ширина эстакады, предназначенной для перемещения на ней транспортных средств, должна иметь ширину не менее 3 м.
Погрузочно-разгрузочные рампы и платформы должны защищать грузы и погрузочно-разгрузочные механизмы от атмосферных осадков, иметь не менее 2 рассредоточенных лестниц или пандусов и ширину, обеспечивающую соблюдение требований технологии и безопасности при производстве погрузочно-разгрузочных работ.
Размеры погрузочно-разгрузочных площадок должны обеспечивать расстояние между габаритами транспортных средств с грузом не менее 1 м.
На места погрузочно-разгрузочных работ при необходимости наносят разметку с указанием проездов, проходов, площадок для складирования грузов и их специализации по родам грузов, обозначают границы штабелей.
Места производства погрузочно-разгрузочных работ должны быть оснащены необходимыми средствами коллективной защиты и знаками безопасности по ГОСТ 12.4.026-76 «Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные и знаки безопасности», утвержденному постановлением Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР от 24.05.1976 № 1267, государственному стандарту Республики Беларусь СТБ 1392-2003 «Система стандартов пожарной безопасности. Цвета сигнальные. Знаки пожарной безопасности. Общие технические требования. Методы испытаний», утвержденному постановлением Белстандарта от 28.04.2003 № 22.
Подъездные пути к площадкам производства погрузочно-разгрузочных работ должны иметь твердое покрытие, содержаться в исправном состоянии и быть пригодными для проезда в любое время года и при любой погоде.
Ширина проездов должна обеспечивать безопасность движения транспортных средств и подъемно-транспортных машин; устанавливается в зависимости от средств перемещения грузов и интенсивности движения, а также с учетом встречных перевозок.
Расстояние от границ проезжей части до элементов конструкций зданий и оборудования должно быть не менее 0,5 м.
В конце тупиковых автодорог должны быть предусмотрены площадки, обеспечивающие разворот автомобилей.
Для проезда ко всем объектам на территории организации должны быть оборудованы и обозначены пожарные проезды, обеспечивающие проезд пожарных машин в любое время года и при любой погоде.
На территории организации должны быть определены проходы для работающих в соответствии с технологическим процессом работы и расположением рабочих мест. Проходы должны иметь твердые покрытия шириной не менее 1 м.
Места пересечений служебных проходов и дорог для транспортных средств должны быть обозначены согласно государственному стандарту Республики Беларусь СТБ 1140-99 «Знаки дорожные. Общие технические условия», утвержденному постановлением Белстандарта от 26.02.1999 № 2 (далее - СТБ 1140-99 «Знаки дорожные. Общие технические условия»). Расстояние от границ служебного прохода до проезжей части должно быть не менее 0,8 м.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 июля 2014 г. введен в действие новый государственный стандарт Республики Беларусь СТБ 1140-2013 «Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические условия», утвержденный постановлением Госстандарта РБ от 31.10.2013 № 56. |
Места пересечения дорог для транспортных средств и служебных проходов с железнодорожными путями должны иметь твердые покрытия или переносные настилы на уровне головки рельсов шириной: не менее 3 м - для перемещения транспортных средств и не менее 1,5 м - для прохода рабочих. Эти места должны быть оборудованы искусственным освещением.
Движение транспортных средств в местах производства погрузочно-разгрузочных работ и на подъездных путях должно организовываться по транспортно-технологической схеме и регулироваться дорожными знаками согласно СТБ 1140-99 «Знаки дорожные. Общие технические условия», а также знаками, принятыми на железнодорожном, водном и воздушном транспорте.
Ширина подъездных путей должна быть не менее 6,2 м при двустороннем движении транспортных средств и не менее 3,5 м при одностороннем движении с соответствующими расширениями на закруглениях дорог.
Проход (подъем) на рабочие места осуществляется по тротуарам, лестницам, мостикам, трапам, соответствующим требованиям безопасности, установленным маршрутам служебного прохода.
Для стоянки машин должны устраиваться площадки с твердым покрытием, при этом не должно создаваться помех движению транспортных средств и выполнению погрузочно-разгрузочных работ.
При проектировании, строительстве и реконструкции повышенных путей должно быть предусмотрено их оснащение комплексом устройств и механизмов для зачистки, открытия и закрытия люков полувагонов и рыхления грузов.
Вновь строящиеся и реконструируемые повышенные пути для разгрузки навалочных и сыпучих грузов из полувагонов, расположенные на высоте более 2,5 м, должны быть оборудованы специальными мостиками или другими приспособлениями для открывания люков, комплексом устройств и механизмов для зачистки и рыхления грузов.
Места производства погрузочно-разгрузочных работ должны быть оборудованы системой водоотводов, обеспечивающих отвод поверхностных вод с территории производства погрузочно-разгрузочных работ, содержаться в исправном состоянии, своевременно очищаться от мусора и плотно закрываться сверху крышками.
Все люки, обеспечивающие доступ к подземным коммуникациям, должны быть закрыты, а траншеи и канавы при выполнении ремонтно-строительных работ надежно ограждены, а также должны оснащаться переходными мостиками с перилами высотой не менее 1,1 м.
Площадки, где выполняются погрузочно-разгрузочные работы, и подходы к ним должны быть очищены от остатков грузов, снега, льда, мусора, посторонних предметов.
В зимнее время необходимо следить за тем, чтобы площадки, на которых выполняются погрузочно-разгрузочные работы, а также трапы, сходни, мостки и тому подобное содержались в состоянии, исключающем возможность скольжения людей и пробуксовки колес передвижных средств механизации, были очищены ото льда, снега, посыпаны песком, шлаком или другими противоскользящими материалами, для хранения которых устанавливаются ящики с закрывающимися крышками, исключающими попадание влаги.
Для сбора мусора, отходов отводятся специально оборудованные площадки, ящики или металлические контейнеры для сбора мусора. Мусоросборники должны устанавливаться на бетонированных площадках и быть удалены от грузовых складов на расстояние не менее 20 м.
Не допускается сжигание мусора и отходов на таких площадках.
На местах выполнения погрузочно-разгрузочных работ с применением обтирочных материалов, нефтепродуктов, смазочных материалов устанавливаются специальные несгораемые емкости с плотно закрывающимися крышками для сбора и хранения промасленных и других горючих отходов.
В темное время суток, а также при плохой видимости места движения напольного безрельсового транспорта и грузовых тележек, производства погрузочно-разгрузочных работ на территории организации освещаются согласно техническому кодексу установившейся практики «Естественное и искусственное освещение. Строительные нормы проектирования» (ТКП 45-2.04-153-2009 (02250)), утвержденному приказом Минстройархитектуры РБ от 14.10.2009 № 338.
Основные требования безопасности при погрузочно-разгрузочных работах
Как указывалось выше, погрузочно-разгрузочные работы разнообразны, что обусловлено свойствами грузов, технических средств, используемых при их погрузке и разгрузке, особенностями производства таких работ, используемыми транспортными средствами.
При элементной механизации машины выполняют наиболее трудоемкие и тяжелые работы, а вспомогательные подсобные операции выполняются вручную (например, укладывают пакеты на поддоны и снимают с них вручную, а перегружают их погрузчиками). Такие работы называют механизированными.
При комплексной механизации машины и установки выполняют не только основные трудоемкие и тяжелые работы, но и некоторые вспомогательные операции, а вручную выполняют только те из них, которые не требуют больших физических усилий, обычно это управление машиной. К комплексно-механизированным погрузочно-разгрузочным работам относятся:
• выгрузка из железнодорожного подвижного состава и автомобилей грузов в универсальных и специальных контейнерах, в пакетах, на поддонах различного тяжеловесного оборудования в ящиках и без упаковки, лесоматериалов, металлов с последующей погрузкой в вагоны и автомобили при помощи кранов, автопогрузчиков и электропогрузчиков;
• погрузка или выгрузка из вагонов и автомобилей насыпных и навалочных грузов грейферными кранами, тракторными ковшовыми погрузчиками, автопогрузчиками с ковшами, экскаваторами, а также выгрузка из саморазгружающихся полувагонов, думпкаров, хопперов на эстакадах и повышенных путях с последующей погрузкой грузоподъемными машинами на автомобиль;
• погрузка и выгрузка насыпных грузов пневматическими установками;
• погрузка и выгрузка металлов электромагнитными и вакуумными захватами;
• выгрузка грузов самотеком (под действием силы тяжести) из автомобилей, бункеров и других аналогичных устройств.
При автоматизации погрузочно-разгрузочных работ производственный процесс осуществляется без участия человека. Роль работающего сводится к наладке, пуску машин и контролю за их работой. Если автоматизированы лишь отдельные процессы контроля, управления и действия машин, то автоматизация называется частичной. В дальнейшем может быть предусмотрена ее замена комплексной.
Погрузочно-разгрузочные работы в охранной зоне линии электропередачи (при использовании стреловых самоходных кранов на расстоянии ближе 30 м от подъемной выдвижной части крана в любом ее положении, а также от груза до вертикальной плоскости, образуемой проекцией на землю ближайшего провода воздушной линии электропередачи) выполняются при наличии наряда-допуска и письменного разрешения владельца линии электропередачи в присутствии лица, ответственного за безопасное проведение погрузочно-разгрузочных работ (лица, ответственного за безопасное производство работ кранами).
![]() |
Обратите внимание! Не допускается проводить погрузочно-разгрузочные работы на пути движения транспортных средств, а также в местах переходов и переездов. |
Погрузка, размещение и крепление грузов на подвижном составе должны обеспечивать возможность их безопасной последующей выгрузки.
Способы укладки и крепления грузов должны обеспечивать их устойчивость при транспортировании и складировании, разгрузке транспортных средств и разборке штабелей, а также возможность механизированной погрузки и выгрузки.
Не разрешается опускать груз в полувагон, платформу, кузов автомобиля, а также поднимать его при нахождении людей в полувагоне, кабине или кузове автомобиля.
При нахождении на железнодорожных путях необходимо соблюдать требования, установленные Правилами № 19/71 и другими правилами безопасности на железнодорожном транспорте.
При перемещении груза подъемно-транспортными машинами нахождение на нем людей не допускается. Люди должны находиться на расстоянии не менее 5 м от радиуса поворота рабочих органов подъемно-транспортных машин и грузоподъемного оборудования.
Перемещение груза над помещениями и транспортными средствами, где находятся люди, не допускается.
Перемещение груза не должно производиться при нахождении людей на маршруте его перемещения. Стропальщик должен удалиться в безопасное место после проверки надежности строповки груза и его подъема на высоту не более 1 м от уровня пола (площадки).
Запрещается оттягивать груз во время его подъема, перемещения и опускания.
Запрещается:
• подъем груза, засыпанного землей или примерзшего к земле, заложенного другими грузами, укрепленного болтами или залитого бетоном;
• подтаскивание груза по земле, полу или рельсам крюком грузоподъемного крана при наклонном положении грузовых канатов, без применения направляющих блоков, обеспечивающих вертикальное положение грузовых канатов;
• освобождение грузоподъемным краном защемленных грузом стропов, канатов или цепей;
• подъем груза непосредственно с места его установки (с земли, площадки, штабеля и др.) стреловой лебедкой, а также механизмами подъема и телескопирования стрелы крана;
• одновременная разгрузка-погрузка транспортных средств и подвижного состава вручную и грузоподъемными машинами и механизмами, подъемно-транспортным оборудованием;
• перемещение грузов грузоподъемными кранами над местом проведения ручной разгрузки грузов.
18.06.2013
Владимир Семич, инженер, член общественного объединения «Сообщество трудового права»