Пособие от 16.03.2018
Автор: Семич В.

Безопасность труда при производстве погрузочно-разгрузочных работ


СОДЕРЖАНИЕ

 

Разновидности грузов и приспособления, используемые при производстве погрузочно-разгрузочных работ

Нормативное регулирование

Организационное обеспечение погрузочно-разгрузочных работ

Технологическая подготовка погрузочно-разгрузочных работ

Основные требования к местам производства погрузочно-разгрузочных работ

Основные требования безопасности при погрузочно-разгрузочных работах

 

Материал помещен в архив. Актуальный материал по теме см. здесь

 

БЕЗОПАСНОСТЬ ТРУДА ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫХ РАБОТ

Разновидности грузов и приспособления, используемые при производстве погрузочно-разгрузочных работ

Погрузочно-разгрузочные работы отличает большое разнообразие. К ним относятся работы по погрузке грузов на любой вид транспорта, выгрузке из него, перегрузке из одного вида транспорта на другой, сортировке, перекладке и перемещению грузов внутри крытых и открытых складов.

 

справочно

Справочно

Под погрузочно-разгрузочными работами понимается комплекс мер, направленных на поднятие материальных ценностей и иных грузов (далее - грузы) с целью их погрузки, разгрузки (выгрузки) (далее - разгрузка) как вручную, так и при помощи подъемно-транспортного оборудования, средств механизации и приспособлений для грузоподъемных операций, перемещение, транспортирование и складирование грузов (абзац 4 п.3 Межотраслевых правил по охране труда при проведении погрузочно-разгрузочных работ, утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 26.01.2018 № 12, далее - Межотраслевые правила № 12).

 

Разнообразны виды грузов: сыпучие, мелкокусковые, порошкообразные, металлопродукция, лесо- и пиломатериалы, мелкоштучные стеновые материалы, штучные и тарно-штучные грузы, нефтепродукты и другие наливные грузы, тяжеловесные и крупногабаритные грузы, автомобили, тракторная и сельскохозяйственная техника, сырье животного происхождения и др.

Грузы могут быть пожаро- и взрывоопасными, токсическими и др.

Разнообразны также машины, оборудование, механизмы, приспособления, используемые при производстве погрузочно-разгрузочных работ:

• подъемно-транспортные машины - грузоподъемные краны всех типов: мостовые, козловые, портальные, стреловые самоходные, башенные, автомобильные, конвейеры, транспортеры, элеваторы, штабелеры и др.;

• погрузочно-разгрузочные машины - электропогрузчики, автопогрузчики, краны-манипуляторы и др.;

• грузоподъемное оборудование (механизмы) - лебедки, манипуляторы, домкраты и др.;

• грузозахватные органы (механизмы) - крюк, грейфер, электромагнитная шайба, вакуумный захват, спредер, автостроп, бревнозахват и др.;

• инструмент и приспособления - лом, лопата, кувалда, молоток, багор, штанга для открытия запоров люков полувагонов и др.;

• подъемные приспособления - устройства для подъема и закрытия люков полувагонов и др.

Многочисленные требования по безопасности труда при производстве погрузочно-разгрузочных работ связаны и с особенностями транспортных средств, используемых для перевозки грузов, и соответственно их погрузки и разгрузки: автомобили, прицепы, вагоны крытые, открытые платформы, полувагоны, вагоны-думпкары, вагоны-хопперы, цистерны, другой специализированный железнодорожный подвижной состав, водный и воздушный транспорт.

Наряду с механизированным способом выполнения работ значительная часть погрузочно-разгрузочных работ выполняется вручную или с помощью простейших средств и приспособлений, облегчающих их выполнение.

Нормативное регулирование

В обобщенном виде требования при выполнении любых погрузочно-разгрузочных работ изложены в Межотраслевых общих правилах по охране труда, утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 03.06.2003 № 70.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 22 сентября 2021 г. действуют Правила по охране труда, утв. постановлением Минтруда и соцзащиты от 01.07.2021 № 53. Комментарий см. здесь.

 

Требования по охране труда при выполнении погрузочно-разгрузочных работ также регламентируются:

• Межотраслевыми правилами № 12;

Правилами по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах на железнодорожном транспорте для организаций, входящих в систему Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь, утвержденными приказом Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 08.08.2013 № 321-ц (далее - Правила № 321-ц);

Правилами по обеспечению промышленной безопасности грузоподъемных кранов, утвержденными постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 28.06.2012 № 37 (далее - Правила № 37).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 июня 2019 г. Правила № 37 утратили силу постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 22.12.2018 № 67. С указанной даты действуют Правила по обеспечению промышленной безопасности грузоподъемных кранов, утвержденные постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 22.12.2018 № 66;

 

• Межотраслевыми правилами по охране труда при эксплуатации напольного безрельсового транспорта и грузовых тележек, утвержденными постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.12.2003 № 165.

Требования по охране труда при производстве погрузочно-разгрузочных работ с отдельными видами грузов регламентируются, в частности:

• Межотраслевыми правилами по охране труда в лесной, деревообрабатывающей промышленности и в лесном хозяйстве, утвержденными постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и Министерства лесного хозяйства Республики Беларусь  от 30.12.2008 № 211/39;

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 28 июня 2020 г. следует руководствоваться Правилами по охране труда при ведении лесного хозяйства, обработке древесины и производстве изделий из дерева, утвержденными постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и Министерства лесного хозяйства Республики Беларусь от 30.03.2020 № 32/5. Комментарий см. здесь;

 

• Межотраслевыми правилами по охране труда при производстве сахара, утвержденными постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 29.05.2008 № 86;

Правилами технической эксплуатации складов нефтепродуктов, утвержденными постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 30.09.2004 № 31, и др.

Необходимо учитывать, что требования по охране труда при производстве погрузочно-разгрузочных работ с опасными грузами регламентируются также:

Правилами перевозок опасных грузов по железным дорогам, утвержденными Советом по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества Независимых Государств (протокол от 05.04.1996 № 15);

Правилами по обеспечению безопасной перевозки опасных грузов железнодорожным транспортом по территории Республики Беларусь, утвержденными постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 28.12.2012 № 73;

Правилами по обеспечению безопасной перевозки опасных грузов автомобильным транспортом в Республике Беларусь, утвержденными постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 08.12.2010 № 61;

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 18 июля 2021 г. действуют Правила по обеспечению безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, утв. постановлением МЧС от 17.05.2021 № 35;

 

Правилами по обеспечению безопасной перевозки опасных грузов внутренним водным транспортом в Республике Беларусь, утвержденными постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 06.01.2009 № 1;

Правилами по обеспечению безопасной перевозки опасных грузов гражданскими воздушными судами Республики Беларусь, утвержденными постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 09.02.2009 № 7.

Организационное обеспечение погрузочно-разгрузочных работ

Перед началом деятельности по производству погрузочно-разгрузочных работ должны быть получены лицензия и разрешения, связанные с использованием грузоподъемных машин, а также должны быть зарегистрированы в органах Департамента по надзору за безопасным ведением работ в промышленности Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь соответствующие грузоподъемные машины.

При этом необходимо руководствоваться требованиями, установленными:

Указом Президента Республики Беларусь от 01.09.2010 № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности»;

• Единым перечнем административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2012 № 156.

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 27 марта 2022 г. действует Перечень № 548. Для удобного поиска административных процедур используйте Справочник;

 

Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, утвержденными постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 28.06.2012 № 37.

Для безопасного производства погрузочно-разгрузочных работ необходимо обеспечить их надлежащую организацию.

 

внимание

Обратите внимание!

Для организации и проведения погрузочно-разгрузочных работ в организации из числа руководителей и специалистов назначается должностное лицо (должностные лица), ответственное (ответственные) за безопасное проведение данных работ (уполномоченное должностное лицо работодателя).

Указанные лица должны быть в каждом структурном подразделении и в каждой смене.

 

При производстве погрузочно-разгрузочных работ механизированным способом в организации из числа специалистов назначаются лица, ответственные:

• за безопасную эксплуатацию грузоподъемных кранов, грузозахватных приспособлений и тары;

• содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии;

• безопасное производство работ кранами;

• выпуск на линию в исправном состоянии напольного безрельсового транспорта;

• своевременный осмотр и ремонт напольного безрельсового транспорта, грузовых тележек;

• безопасную эксплуатацию напольного безрельсового транспорта, грузовых тележек.

Допускается возложение на одного специалиста:

1) обязанностей лица, ответственного за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии, и лица, ответственного за безопасное производство работ кранами;

2) обязанностей лица, ответственного за выпуск на линию в исправном состоянии напольного безрельсового транспорта, и лица, ответственного за своевременный осмотр и ремонт напольного безрельсового транспорта, грузовых тележек.

Лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами, непосредственно руководит работами:

• при загрузке и разгрузке полувагонов;

• при перемещении груза несколькими кранами;

• вблизи линии электропередачи;

• при перемещении груза над перекрытиями, под которыми размещены производственные или служебные помещения, где могут находиться люди;

• при перемещении груза, на который не разработаны схемы строповки;

• в других случаях, предусмотренных проектами производства работ или технологическими документами.

Погрузочно-разгрузочные работы в большинстве своем относятся к работам с повышенной опасностью, что обусловлено выполнением таких работ на высоте, применением механизмов, опасными и (или) вредными производственными факторами, связанными с особыми свойствами перерабатываемых грузов, и др.

 

внимание

Обратите внимание!

Работники перед выполнением погрузочно-разгрузочных работ должны пройти:

1) обучение, стажировку, проверку знаний по вопросам охраны труда в комиссии, а также соответствующий инструктаж по охране труда в соответствии с Инструкцией о порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28.11.2008 № 175. В последующем проверка знаний таких работников осуществляется не реже одного раза в год, а повторный инструктаж по охране труда проводится не реже одного раза в 6 месяцев;

2) медицинский осмотр согласно Инструкции о порядке проведения обязательных медицинских осмотров, утвержденной постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 28.04.2010 № 47;

3) обучение, проверку знаний по безопасности производства работ, иметь удостоверение на право управления данными техническими устройствами и их обслуживания (для работающих, связанных с обслуживанием грузоподъемных машин и механизмов).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 11 октября 2019 г. вместо Инструкции № 47 действует Инструкция о порядке проведения обязательных и внеочередных медицинских осмотров работающих, утвержденная постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 29.07.2019 № 74.

С 28 июня 2020 г. Инструкция № 175 изложена в новой редакции постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 29.05.2020 № 54. Комментарий см. здесь.

 

При подъеме и перемещении тяжестей вручную должны соблюдаться требования:

постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 13.10.2010 № 133 «Об установлении предельных норм подъема и перемещения тяжестей женщинами вручную»;

постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 13.10.2010 № 134 «Об установлении предельных норм подъема и перемещения несовершеннолетними тяжестей вручную».

При организации работ, связанных с подъемом и перемещением грузов вручную, необходимо учитывать параметры, характеризующие тяжесть и напряженность труда, установленные Санитарными нормами и правилами «Гигиеническая классификация условий труда», утвержденными постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 28.12.2012 № 211.

Соблюдение требований и норм

1. Обеспечение работников средствами индивидуальной защиты.

Работающие, занятые на погрузочно-разгрузочных работах, должны быть обеспечены по установленным нормам соответствующими специальной одеждой, специальной обувью, средствами индивидуальной защиты и профилактики (смывающие и обезвреживающие средства) в соответствии с:

Инструкцией о порядке обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.12.2008 № 209.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 25 августа 2019 г. следует руководствоваться Инструкцией № 209 в редакции постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 27.06.2019 № 30.

 

• Типовыми нормами бесплатной выдачи средств индивидуальной защиты работникам общих профессий и должностей для всех отраслей экономики, утвержденными постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 22.09.2006 № 110;

постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.12.2008 № 208 «О нормах и порядке обеспечения работников смывающими и обезвреживающими средствами»;

• нормами бесплатной выдачи средств индивидуальной защиты для соответствующих производств и отраслей экономической деятельности.

Специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты должны быть исправны и соответствовать размеру и росту работающих, которым они выдаются. Наряду с этим в организации должен быть обеспечен соответствующий уход за средствами индивидуальной защиты, проверка их защитных свойств и др.

2. Предоставление перерывов для отдыха и обогрева, удовлетворение санитарно-бытовых потребностей работающих.

В связи с тем что подъем и перемещение тяжестей вручную относятся к тяжелым физическим работам, значительная часть погрузочно-разгрузочных работ выполняется на открытом воздухе и в неотапливаемых помещениях, работникам, занятым выполнением погрузочно-разгрузочных работ, должны предоставляться в течение рабочей смены оплачиваемые перерывы для отдыха и обогрева (ст.29 Закона Республики Беларусь от 23.06.2008 № 356-З «Об охране труда»).

С этой целью в организации в соответствии с требованиями ТКП 45-3.02-209-2010 «Административные и бытовые здания. Строительные нормы проектирования», утвержденного и введенного в действие приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь  от 15.07.2010 № 267, должны быть созданы соответствующие помещения для таких целей, а также для удовлетворения санитарно-бытовых потребностей работающих.

 

внимание

Обратите внимание!

Технические кодексы установившейся практики будут являться обязательными для соблюдения субъектами хозяйствования только при ссылке на них в законодательных актах, технических регламентах Республики Беларусь, иных нормативных правовых актах Совета Министров Республики Беларусь, а равно, если сами субъекты хозяйствования в добровольном порядке заявили об обязательности их соблюдения. Государственные стандарты Республики Беларусь будут являться обязательными для соблюдения субъектами хозяйствования только при ссылке на них в технических регламентах Республики Беларусь, а равно, если сами субъекты хозяйствования в добровольном порядке заявили об обязательности их соблюдения (подп.3.9 п.3 Декрета Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства»).

 

В случаях низких температур, при сильном ветре, снегопаде, дожде, тумане погрузочно-разгрузочные работы на открытом воздухе должны прекращаться. В настоящее время законодательно не установлены показатели, при которых должны прекращаться такие работы, поэтому они должны устанавливаться работодателем (нанимателем).

 

справочно

Справочно

Сильный мороз - минимальная температура воздуха от -25 до -34°С.

Очень сильный мороз - значение минимальной температуры воздуха от -35°С и ниже.

Сильная жара - максимальная температура воздуха от +30 до +34°С.

Очень сильная жара - значение максимальной температуры воздуха от +35°С и выше (таблица 2-3 ТКП 17.10-06-2008 «Охрана окружающей среды и природопользование. Гидрометеорология. Правила составления краткосрочных прогнозов погоды общего назначения» (утвержден и введен в действие постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 31.10.2008 № 3-Т)).

 

3. Соблюдение мер безопасности при работе вблизи мест движения транспорта.

Работающие должны строго выполнять установленные требования безопасности при нахождении вблизи работающего оборудования, мест движения транспортных средств и в других аналогичных местах.

Дополнительные требования по охране труда работающих установлены при производстве погрузочно-разгрузочных работ в организациях грузового хозяйства железной дороги в связи с тем, что железнодорожный транспорт - объект повышенной опасности. При этом работающими должны соблюдаться особые меры безопасности при переходе через железнодорожные пути, в том числе занятые железнодорожным составом, при приближении железнодорожного состава, при подъеме на железнодорожный подвижной состав для выполнения работ и др.

4. Соблюдение правил внутреннего трудового распорядка.

Работникам, выполняющим погрузочно-разгрузочные работы, запрещается в рабочее время или по месту работы распивать спиртные напитки; употреблять наркотические средства, психотропные и токсические вещества; исполнять обязанности в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном употреблением наркотических средств, психотропных и токсических веществ, а также в состоянии, связанном с болезнью, препятствующем выполнению работ.

Работники, нарушающие указанные требования, не допускаются к работе или отстраняются от работы и привлекаются к ответственности в соответствии с действующим законодательством.

5. Прохождение ежедневного приборного контроля для выявления алкогольного опьянения (при работе с грузоподъемными машинами).

Работники, занятые управлением грузоподъемными кранами, обязаны ежедневно проходить приборный контроль на предмет нахождения в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном употреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ (п.386 Правил № 37).

Технологическая подготовка погрузочно-разгрузочных работ

Важная роль в обеспечении безопасности производства погрузочно-разгрузочных работ принадлежит надлежащей их организации.

Погрузочно-разгрузочные работы должны выполняться в соответствии с проектами производства работ, технологическими картами и другой технологической документацией.

Требования безопасности к технологическим процессам излагаются в технологической документации и оформляются в соответствии с ГОСТ 3.1120-83* «Единая система технологической документации. Общие правила отражения и оформления требований безопасности труда в технологической документации», введенным в действие постановлением Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь от 17.12.1992 № 3 (далее - постановление № 3).

Технологические карты должны выполняться в виде текстовой части, плана, схемы, на которых должны быть обозначены места и размеры штабелей грузов, подъездные пути для автомобильного и железнодорожного транспорта, проходы для работающих, крановые рельсовые пути и зоны обслуживания кранами, места установки стреловых самоходных кранов, транспорта под погрузку или разгрузку грузов и др., и (или) содержать описание выполняемых технологических операций.

Технологические карты на выполнение погрузочно-разгрузочных работ должны определять безопасные зоны для стропальщиков и сигнальщиков и разрабатываться с учетом требований ГОСТ 12.3.009-76* «ССБТ. Работы погрузочно-разгрузочные. Общие требования безопасности», введенного в действие постановлением № 3.

В технологических картах на производство погрузочно-разгрузочных работ должно быть заложено пооперационное выполнение работ с указанием безопасных мест для стропальщика при каждой операции подъема или опускания груза.

Технологическая карта должна содержать конкретные решения по безопасности труда, определяющие технические средства и методы работ, обеспечивающие выполнение нормативных требований по безопасности труда.

Технологические карты на складирование грузов должны предусматривать указание мест и размеров складирования, размеров проходов, проездов, способы укладки грузов, обеспечивающие:

• устойчивость штабелей, пакетов и грузов, находящихся в укладках;

• механизированную разборку штабеля и подъема груза съемными грузозахватными приспособлениями подъемно-транспортного оборудования;

• безопасность работающих на штабеле или около него;

• возможность применения пожарной техники.

Технологическими картами должны предусматриваться расстояния между транспортными средствами для погрузки или разгрузки грузов не менее: 10 м - в глубину колонны транспортных средств и 1,5 м - по фронту разгрузки; от стенки склада - не менее 0,5 м, от штабеля груза - не менее 1 м.

Исходные данные для разработки решений по безопасному производству погрузочно-разгрузочных работ:

1) действующие нормативные правовые акты, в том числе технические нормативные правовые акты, содержащие требования по охране труда;

2) инструкции организаций - изготовителей подъемно-транспортных машин и грузоподъемного оборудования, применяемых в процессе работ.

В технологических картах необходимо:

1) указать опасные и (или) вредные производственные факторы, которые могут возникнуть при выполнении погрузочно-разгрузочных работ, связанные с технологией и условиями производства работ;

2) определить зоны возможного действия опасных и (или) вредных производственных факторов, а также предусмотреть мероприятия по предупреждению их воздействия на работающих;

3) указать схемы укладки грузов на транспортных средствах и при штабелировании;

4) определить схему расстановки рабочих при групповой работе по погрузке и перемещению грузов.

 

внимание

Обратите внимание!

С технологическими картами на производство погрузочно-разгрузочных работ должны быть ознакомлены под подпись лица, ответственные за безопасное производство погрузочно-разгрузочных работ, а также работающие, выполняющие погрузочно-разгрузочные и складские работы (крановщики, стропальщики др.).

 

При выполнении работ с применением подъемно-транспортных машин, грузоподъемного оборудования в технологических картах необходимо предусматривать:

• выбор типов подъемно-транспортных машин, мест их установки и режимов работы в соответствии с параметрами, предусмотренными технологией работ и условиями производства работ;

• выполнение мероприятий, ограничивающих зону работы подъемно-транспортных машин, для предупреждения возникновения опасных факторов в местах нахождения людей, а также применение ограждений зоны работы подъемно-транспортных машин.

Установка стреловых самоходных грузоподъемных кранов должна производиться на подготовленной площадке с утрамбованным и спланированным грунтом с уклоном, не превышающим указанного в паспорте крана.

Подъемно-транспортные машины должны устанавливаться так, чтобы при подъеме груза исключалось наклонное положение грузовых канатов и чтобы обеспечивался зазор не менее 0,5 м над встречающимся на пути перемещения груза оборудованием, штабелями груза и другими предметами.

Для обеспечения безопасного производства погрузочно-разгрузочных работ должны быть разработаны схемы строповки грузов, в которых указываются:

• графическое изображение способов строповки и зацепки грузов в зависимости от их вида, массы, формы;

• съемные грузозахватные приспособления, тара и другие средства для транспортирования соответствующих грузов;

• специальные устройства, строповочные узлы, используемые для строповки крупногабаритных грузов в зависимости от положения центра тяжести. Места строповки, положение центра тяжести и масса груза должны быть обозначены на грузе.

Перемещение груза неизвестной массы должно производиться только после определения его фактической массы лицом, ответственным за безопасное производство погрузочно-разгрузочных работ, исходя из объема груза и удельного веса вещества груза.

Схемы строповки, графическое изображение способов строповки и зацепки грузов должны быть выданы на руки стропальщикам и крановщикам или вывешены в местах производства работ.

На места производства погрузочно-разгрузочных работ и к подъемно-транспортным машинам и грузоподъемному оборудованию не должны допускаться лица, не имеющие непосредственного отношения к этим работам. Не допускается нахождение людей и передвижение транспортных средств в зоне возможного падения грузов при погрузке, разгрузке подвижного состава, а также при перемещении грузов подъемно-транспортными машинами и грузоподъемным оборудованием.

Основные требования к местам производства погрузочно-разгрузочных работ

Места производства погрузочно-разгрузочных работ должны размещаться на специально отведенной территории с ровным твердым покрытием, обеспечивающим устойчивость складируемых материалов, подъемно-транспортных машин и транспортных средств.

Допускается проведение погрузочно-разгрузочных работ на спланированных площадках с твердым грунтом, способным воспринимать проектную нагрузку от грузов и подъемно-транспортных машин.

Площадки для производства погрузочно-разгрузочных работ должны иметь уклон не более 5°, при применении автопогрузчиков и электропогрузчиков - не более 3°.

В местах постоянной погрузки и разгрузки транспортных средств погрузочно-разгрузочные работы выполняются с погрузочно-разгрузочных рамп, платформ, эстакад и других стационарных сооружений высотой, равной высоте пола транспортного средства.

В случае неодинаковой высоты пола кузова транспортного средства и платформы, эстакады, рампы складов допускается использование трапов для въезда напольного безрельсового транспорта в кузов транспортного средства.

Стационарные сооружения для погрузки и разгрузки автомобильного транспорта оборудуются постоянными или съемными колесоотбойными предохранительными устройствами, препятствующими съезду и опрокидыванию транспортных средств, наезду их на работников.

Рампа со стороны подъезда транспортных средств должна иметь ширину не менее 1,5 м с уклоном не более 5°. Ширина эстакады, предназначенной для перемещения на ней транспортных средств, должна иметь ширину не менее 3 м.

Погрузочно-разгрузочные рампы и платформы должны защищать грузы и погрузочно-разгрузочные механизмы от атмосферных осадков, иметь не менее двух рассредоточенных лестниц или пандусов и ширину, обеспечивающую соблюдение требований технологии и безопасности при производстве погрузочно-разгрузочных работ.

Размеры погрузочно-разгрузочных площадок должны обеспечивать расстояние между габаритами транспортных средств с грузом не менее 1 м.

На места погрузочно-разгрузочных работ при необходимости наносят разметку с указанием проездов, проходов, площадок для складирования грузов и их специализации по родам грузов, обозначают границы штабелей.

Места производства погрузочно-разгрузочных работ должны быть оснащены необходимыми средствами коллективной защиты и знаками безопасности по ГОСТ 12.4.026-2015 «Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний», вводимому в действие постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 12.06.2017 № 44 с 1 апреля 2018 г.

Подъездные пути к площадкам производства погрузочно-разгрузочных работ должны иметь твердое покрытие, содержаться в исправном состоянии и быть пригодными для проезда в любое время года и при любой погоде.

Ширина проездов должна обеспечивать безопасность движения транспортных средств и подъемно-транспортных машин; устанавливается в зависимости от средств перемещения грузов и интенсивности движения, а также с учетом встречных перевозок.

Расстояние от границ проезжей части до элементов конструкций зданий и оборудования должно быть не менее 0,5 м.

В конце тупиковых автодорог должны быть предусмотрены площадки, обеспечивающие разворот автомобилей.

Для проезда ко всем объектам на территории организации должны быть оборудованы и обозначены пожарные проезды, обеспечивающие проезд пожарных машин в любое время года и при любой погоде.

На территории организации должны быть определены проходы для работающих в соответствии с технологическим процессом работы и расположением рабочих мест. Проходы должны иметь твердые покрытия шириной не менее 1 м.

Места пересечений служебных проходов и дорог для транспортных средств должны быть обозначены согласно СТБ 1140-2013 «Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические условия», утвержденному постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 31.10.2013 № 56. Расстояние от границ служебного прохода до проезжей части должно быть не менее 0,8 м.

Места пересечения дорог для транспортных средств и служебных проходов с железнодорожными путями должны иметь твердые покрытия или переносные настилы на уровне головки рельсов шириной: не менее 3 м - для перемещения транспортных средств и не менее 1,5 м - для прохода рабочих. Эти места должны быть оборудованы искусственным освещением.

Движение транспортных средств в местах производства погрузочно-разгрузочных работ и на подъездных путях должно организовываться по транспортно-технологической схеме и регулироваться дорожными знаками согласно СТБ 1140-2013, а также знаками, принятыми на железнодорожном, водном и воздушном транспорте.

Ширина подъездных путей должна быть не менее 6,2 м при двустороннем движении транспортных средств и не менее 3,5 м при одностороннем движении с соответствующими расширениями на закруглениях дорог.

Проход (подъем) на рабочие места осуществляется по тротуарам, лестницам, мостикам, трапам, соответствующим требованиям безопасности, установленным маршрутам служебного прохода.

Для стоянки машин должны устраиваться площадки с твердым покрытием, при этом не должно создаваться помех движению транспортных средств и выполнению погрузочно-разгрузочных работ.

При проектировании, строительстве и реконструкции повышенных путей должно быть предусмотрено их оснащение комплексом устройств и механизмов для зачистки, открытия и закрытия люков полувагонов и рыхления грузов.

Вновь строящиеся и реконструируемые повышенные пути для разгрузки навалочных и сыпучих грузов из полувагонов, расположенные на высоте более 2,5 м, должны быть оборудованы специальными мостиками или другими приспособлениями для открывания люков, комплексом устройств и механизмов для зачистки и рыхления грузов.

Места производства погрузочно-разгрузочных работ должны быть оборудованы системой водоотводов, обеспечивающих отвод поверхностных вод с территории производства погрузочно-разгрузочных работ, содержаться в исправном состоянии, своевременно очищаться от мусора и плотно закрываться сверху крышками.

Все люки, обеспечивающие доступ к подземным коммуникациям, должны быть закрыты, а траншеи и канавы при выполнении ремонтно-строительных работ надежно ограждены, а также должны оснащаться переходными мостиками с перилами высотой не менее 1,1 м.

Площадки, где выполняются погрузочно-разгрузочные работы, и подходы к ним должны быть очищены от остатков грузов, снега, льда, мусора, посторонних предметов.

В зимнее время необходимо следить за тем, чтобы площадки, на которых выполняются погрузочно-разгрузочные работы, а также трапы, сходни, мостки и тому подобное содержались в состоянии, исключающем возможность скольжения людей и пробуксовки колес передвижных средств механизации, были очищены ото льда, снега, посыпаны песком, шлаком или другими противоскользящими материалами, для хранения которых устанавливаются ящики с закрывающимися крышками, исключающими попадание влаги.

Для сбора мусора, отходов отводятся специально оборудованные площадки, ящики или металлические контейнеры для сбора мусора. Мусоросборники должны устанавливаться на бетонированных площадках и быть удалены от грузовых складов на расстояние не менее 20 м.

Не допускается сжигание мусора и отходов на таких площадках.

На местах выполнения погрузочно-разгрузочных работ с применением обтирочных материалов, нефтепродуктов, смазочных материалов устанавливаются специальные несгораемые емкости с плотно закрывающимися крышками для сбора и хранения промасленных и других горючих отходов.

В темное время суток, а также при плохой видимости места движения напольного безрельсового транспорта и грузовых тележек, производства погрузочно-разгрузочных работ на территории организации освещаются согласно ТКП 45-2.04-153-2009 «Естественное и искусственное освещение. Строительные нормы проектирования», утвержденному и введенному в действие приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 14.10.2009 № 338.

Основные требования безопасности при погрузочно-разгрузочных работах

Как указывалось выше, погрузочно-разгрузочные работы разнообразны, что обусловлено свойствами грузов, технических средств, используемых при их погрузке и разгрузке, особенностями производства таких работ, используемыми транспортными средствами.

При элементной механизации машины выполняют наиболее трудоемкие и тяжелые работы, а вспомогательные подсобные операции выполняются вручную (например, укладывают пакеты на поддоны и снимают с них вручную, а перегружают их погрузчиками). Такие работы называют механизированными.

При комплексной механизации машины и установки выполняют не только основные трудоемкие и тяжелые работы, но и некоторые вспомогательные операции, а вручную выполняют только те из них, которые не требуют больших физических усилий, обычно это управление машиной. К комплексно-механизированным погрузочно-разгрузочным работам относятся:

• выгрузка из железнодорожного подвижного состава и автомобилей грузов в универсальных и специальных контейнерах, в пакетах, на поддонах различного тяжеловесного оборудования в ящиках и без упаковки, лесоматериалов, металлов с последующей погрузкой в вагоны и автомобили при помощи кранов, автопогрузчиков и электропогрузчиков;

• погрузка или выгрузка из вагонов и автомобилей насыпных и навалочных грузов грейферными кранами, тракторными ковшовыми погрузчиками, автопогрузчиками с ковшами, экскаваторами, а также выгрузка из саморазгружающихся полувагонов, думпкаров, хопперов на эстакадах и повышенных путях с последующей погрузкой грузоподъемными машинами на автомобиль;

• погрузка и выгрузка насыпных грузов пневматическими установками;

• погрузка и выгрузка металлов электромагнитными и вакуумными захватами;

• выгрузка грузов самотеком (под действием силы тяжести) из автомобилей, бункеров и других аналогичных устройств.

При автоматизации погрузочно-разгрузочных работ производственный процесс осуществляется без участия человека. Роль работающего сводится к наладке, пуску машин и контролю за их работой. Если автоматизированы лишь отдельные процессы контроля, управления и действия машин, то автоматизация называется частичной. В дальнейшем может быть предусмотрена ее замена комплексной.

Погрузочно-разгрузочные работы в охранной зоне линии электропередачи (при использовании стреловых самоходных кранов на расстоянии ближе 30 м от подъемной выдвижной части крана в любом ее положении, а также от груза до вертикальной плоскости, образуемой проекцией на землю ближайшего провода воздушной линии электропередачи) выполняются при наличии наряда-допуска и письменного разрешения владельца линии электропередачи в присутствии лица, ответственного за безопасное проведение погрузочно-разгрузочных работ (лица, ответственного за безопасное производство работ кранами).

 

внимание

Обратите внимание!

Не допускается проводить погрузочно-разгрузочные работы на пути движения транспортных средств, а также в местах переходов и переездов.

 

Погрузка, размещение и крепление грузов на подвижном составе должны обеспечивать возможность их безопасной последующей выгрузки.

Способы укладки и крепления грузов должны обеспечивать их устойчивость при транспортировании и складировании, разгрузке транспортных средств и разборке штабелей, а также возможность механизированной погрузки и выгрузки.

Не разрешается опускать груз в полувагон, платформу, кузов автомобиля, а также поднимать его при нахождении людей в полувагоне, кабине или кузове автомобиля.

При нахождении на железнодорожных путях необходимо соблюдать требования, установленные Правилами № 321-ц и другими правилами безопасности на железнодорожном транспорте.

При перемещении груза подъемно-транспортными машинами нахождение на нем людей не допускается. Люди должны находиться на расстоянии не менее 5 м от радиуса поворота рабочих органов подъемно-транспортных машин и грузоподъемного оборудования.

Перемещение груза над помещениями и транспортными средствами, где находятся люди, не допускается.

Перемещение груза не должно производиться при нахождении людей на маршруте его перемещения. Стропальщик должен удалиться в безопасное место после проверки надежности строповки груза и его подъема на высоту не более 1 м от уровня пола (площадки).

Запрещается оттягивать груз во время его подъема, перемещения и опускания.

Запрещается:

• подъем груза, засыпанного землей или примерзшего к земле, заложенного другими грузами, укрепленного болтами или залитого бетоном;

• подтаскивание груза по земле, полу или рельсам крюком грузоподъемного крана при наклонном положении грузовых канатов, без применения направляющих блоков, обеспечивающих вертикальное положение грузовых канатов;

• освобождение грузоподъемным краном защемленных грузом стропов, канатов или цепей;

• подъем груза непосредственно с места его установки (с земли, площадки, штабеля и др.) стреловой лебедкой, а также механизмами подъема и телескопирования стрелы крана;

• одновременная разгрузка-погрузка транспортных средств и подвижного состава вручную и грузоподъемными машинами и механизмами, подъемно-транспортным оборудованием;

• перемещение грузов грузоподъемными кранами над местом проведения ручной разгрузки грузов.

 

справочно

Справочно

Рекомендуем также ознакомиться с материалом «Изменения при проведении погрузочно-разгрузочных и складских работ. Комментарий к постановлениям Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 26.01.2018 № 10 и № 12».

 

_______________________

* Материал ссылается на ТНПА, текст которого не содержится в эталонном банке данных правовой информации и в АПС «Бизнес-Инфо» не приводится.

Ссылки актуальны на дату написания материала. Актуальность ТНПА необходимо проверять на сайте www.tnpa.by.

 

16.03.2018

 

Владимир Семич, инженер, член общественного объединения «Сообщество трудового права»