


Материал помещен в архив
БЕЗВОЗМЕЗДНАЯ ПОМОЩЬ И ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА НЕКОММЕРЧЕСКИХ СПОРТИВНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ: БУХГАЛТЕРСКИЙ И НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» Материал ссылается на Налоговый кодекс Республики Беларусь в редакции до 1 января 2019 г. С 1 января 2019 г. названный Кодекс изложен в новой редакции Законом Республики Беларусь от 30.12.2018 № 159-З. Комментарий и сравнение норм см. здесь. В части налогообложения материал актуален на дату его написания. |
В данном материале рассматриваются вопросы бухгалтерского и налогового учета у некоммерческих спортивных организаций, касающиеся поступлений из отдельных источников финансирования.
Некоммерческие организации - организации, не имеющие основной целью своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющие полученную прибыль между участниками (п.1 ст.46 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее - ГК)).
К некоммерческим спортивным организациям относятся:
• федерации (союзы, ассоциации) по виду (видам) спорта (п.1 ст.21 Закона Республики Беларусь от 04.01.2014 № 125-З «О физической культуре и спорте» (далее - Закон № 125-З)).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 19 июля 2018 г. следует руководствоваться п.1 ст.21 Закона № 125-З в редакции Закона Республики Беларусь от 09.01.2018 № 92-З. Данный пункт изменения не затронули; |
• специализированные учебно-спортивные учреждения (п.1 ст.23 Закона № 125-З);
• Национальное антидопинговое агентство (п.1 ст.20 Закона № 125-З).
Клубы по виду (видам) спорта, физкультурно-оздоровительные, спортивные центры (комбинаты, комплексы, центры физкультурно-оздоровительной работы), физкультурно-спортивные клубы могут создаваться в любой организационно-правовой форме в соответствии с законодательством (п.2 ст.24, п.2 ст.25 Закона № 125-З). Таким образом, данные спортивные организации могут быть как некоммерческими, так и коммерческими.
Некоммерческие организации вправе осуществлять предпринимательскую деятельность в соответствии с законодательными актами лишь постольку, поскольку она необходима для их уставных целей, ради которых они созданы, соответствует этим целям и отвечает предмету деятельности некоммерческих организаций либо поскольку она необходима для выполнения задач, предусмотренных в их учредительных документах, соответствует этим задачам и отвечает предмету деятельности данных организаций (часть четвертая п.3 ст.46 ГК, часть третья ст.20 Закона Республики Беларусь от 04.10.1994 № 3254-XII «Об общественных объединениях», п.4 ст.16 Закона № 125-З).
Для отдельных форм некоммерческих организаций законодательными актами могут быть установлены требования, предусматривающие их право на занятие предпринимательской деятельностью только посредством образования коммерческих организаций и (или) участия в них (часть четвертая п.3 ст.46 ГК).
Спортивным некоммерческим организациям, созданным в форме общественных объединений (ассоциаций, союзов), предоставлено право осуществлять определенные виды предпринимательской деятельности без образования коммерческих организаций и (или) участия в них (подп.1.3 п.1 Указа Президента Республики Беларусь от 15.04.2013 № 191 «Об оказании поддержки организациям физической культуры и спорта» (далее - Указ № 191)). Виды предпринимательской деятельности, которые разрешено осуществлять некоммерческим спортивным организациям, перечислены в п.11 Указа № 191. Указанное право предоставлено спортивным организациям согласно перечню, приведенному в приложении 1 к Указу № 191.
Спортивные организации ведут бухгалтерский учет, составляют и представляют бухгалтерскую и (или) финансовую отчетность в соответствии с требованиями Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее - Закон № 57-З). При ведении бухгалтерского учета спортивным организациям следует руководствоваться типовым планом счетов бухгалтерского учета и Инструкцией о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденными постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29.06.2011 № 50 (далее - Инструкция № 50).
В связи с тем, что спортивные некоммерческие организации наряду с уставной деятельностью могут вести предпринимательскую деятельность, они обязаны вести раздельный учет поступлений и использования средств на содержание организации и ведение уставной деятельности и выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационных доходов, а также затрат, связанных с их предпринимательской деятельностью (часть пятая п.1 ст.137 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее - НК)).
Учет доходов и расходов спортивной организации осуществляется на основании Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.09.2011 № 102.
Порядок формирования в бухгалтерском учете информации о получении и использовании государственной поддержки, безвозмездной (спонсорской) помощи (далее - безвозмездная помощь) в некоммерческих организациях установлен в Инструкции по бухгалтерскому учету государственной поддержки, Инструкции по бухгалтерскому учету безвозмездной помощи, утвержденных постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 31.10.2011 № 112 (далее - Инструкция по учету государственной поддержки; Инструкция по учету безвозмездной помощи).
В целях налогового законодательства спортивные организации, как коммерческие, так и некоммерческие, признаются плательщиками налогов в Республике Беларусь (ст.13, 90, 125 НК). Спортивные организации - плательщики налогов в Республике Беларусь в силу возникающих у них налоговых обязательств должны осуществлять налоговый учет объектов налогообложения (налоговой базы) и представлять в налоговые органы по месту постановки на учет в установленные сроки и по установленным формам налоговые декларации (расчеты) (подп.1.3 и 1.4 п.1 ст.22, п.3 ст.23 НК).
Пожертвования и безвозмездная спонсорская помощь
Безвозмездным признается договор, по которому одна сторона обязуется предоставить что-либо другой стороне без получения от нее платы или иного встречного предоставления (п.2 ст.393 ГК). Условия договора определяются по усмотрению сторон в пределах и порядке, предусмотренных законодательством.
Спонсорская (безвозмездная) помощь спортивной организации может предоставляться в рамках Указа № 191 и Указа Президента Республики Беларусь от 01.07.2005 № 300 «О предоставлении и использовании безвозмездной (спонсорской) помощи» (подп.1.1, 1.5 п.1 Указа № 191) (примечание 1).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 31 декабря 2016 г. в подп.1.1 п.1 Указа № 191 внесены изменения на основании Указа Президента Республики Беларусь от 31.12.2016 № 519. Изменения не затронули суть материала. С 1 января 2021 г. следует руководствоваться подп.1.5 п.1 Указа № 191 в ред. Указа от 29.12.2020 № 497. |
Расходовать полученные средства следует в соответствии со сметой расходов, составленной на основе календарных планов спортивных мероприятий, которые согласованы с местными исполнительными и распорядительными органами. Сметы расходов с приложением расчетов по каждому виду расходов утверждаются руководителями этих клубов по согласованию с местными исполнительными и распорядительными органами, на территории которых они находятся (часть вторая п.4 Указа № 191).
Содержание операции | Первичный документ | Дебет | Кредит |
Безвозмездное получение: | |||
основных средств, нематериальных активов (примечание 2) |
Товарно-транспортная накладная формы ТТН-1, товарная Накладная формы ТН-2. Обоснование: часть первая п.2 Инструкции по заполнению типовых форм первичных учетных документов ТТН-1 «Товарно-транспортная накладная» и ТН-2 «Товарная накладная», утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 18.12.2008 № 192 (далее - Инструкция № 192). От редакции «Бизнес-Инфо» С 2 сентября 2016 г. постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.06.2016 № 58 установлены новые формы товарно-транспортной накладной (ТТН-1) и товарной накладной (ТН-2) и утверждена Инструкция о порядке заполнения данных ТТН-1 и ТН-2 |
||
Обоснование: абзац 2 части первой п.5 Инструкции по учету безвозмездной помощи | |||
Акт о приеме-передаче основных средств. Обоснование: п.29 Инструкции по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.04.2012 № 26 (далее - Инструкция № 26). От редакции «Бизнес-Инфо» С 18 мая 2018 г. следует руководствоваться формой акта о приеме-передаче основных средств и нижеприведенной формой акта о приеме-передаче нематериальных активов согласно приложениям 1 и 2 к постановлению Министерства финансов Республики Беларусь от 22.04.2011 № 23 в редакции постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 28.04.2018 № 26 |
|||
Акт о приеме-передаче нематериальных активов. Обоснование: п.12 Инструкции по бухгалтерскому учету нематериальных активов, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.04.2012 № 25 |
|||
запасов | Товарно-транспортная накладная формы ТТН-1, товарная накладная формы ТН-2. Обоснование: часть первая п.2 Инструкции № 192, п.26 Инструкции по бухгалтерскому учету запасов, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 12.11.2010 № 133 |
86 | |
Обоснование: абзац 2 части первой п.5 Инструкции по учету безвозмездной помощи | |||
товаров | Товарно-транспортная накладная формы ТТН-1, товарная накладная формы ТН-2. Обоснование: часть первая п.2 Инструкции № 192 |
86 | |
Обоснование: абзац 2 части первой п.5 Инструкции по учету безвозмездной помощи | |||
денежных средств: | |||
в кассу организации (примечание 3) | Приходный кассовый ордер. Обоснование: п.26 Инструкции № 107 |
86 | |
Обоснование: п.4 Инструкции № 50 | |||
на текущий (расчетный) банковский счет организации | Выписка из лицевого счета. Обоснование: часть вторая п.17 Инструкции о банковском переводе, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 29.03.2001 № 66 (далее - Инструкция № 66). От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2020 г. Инструкция № 66 изложена в новой редакции постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 02.12.2019 № 476. Норма п.17 старой редакции содержится в п.16 новой редакции Инструкции № 66 |
86 | |
Обоснование: абзац 3 части первой п.5 Инструкции по учету безвозмездной помощи | |||
на благотворительный банковский счет организации | Выписка из лицевого счета. Обоснование: часть вторая п.17 Инструкции № 66 |
86 | |
Обоснование: абзац 3 части первой п.5 Инструкции по учету безвозмездной помощи | |||
работ, услуг | Акт выполненных работ, оказанных услуг. Обоснование: п.6 ст.10 Закона № 57-З |
86 | |
Обоснование: абзац 4 части первой п.5 Инструкции по учету безвозмездной |
Налог на добавленную стоимость. Безвозмездно полученные от спонсора (резидента Республики Беларусь) денежные средства, товары (работы, услуги), имущественные права не подлежат обложению НДС у спортивной организации, поскольку приобретение, в том числе безвозмездное получение товаров (работ, услуг) и денежных средств, не является объектом обложения НДС на основании п.1 ст.93 НК.
Выделенные суммы НДС, предъявленные спонсорами в первичных учетных документах, в спортивных организациях:
• принимаются к вычету при оприходовании товаров (работ, услуг, имущественных прав) в случае, если спортивная организация осуществляет предпринимательскую деятельность (часть первая п.15 ст.107 НК);
• относятся на увеличение стоимости этих товаров (работ, услуг), имущественных прав, если спортивная организация не осуществляет предпринимательскую деятельность на территории Республики Беларусь (часть вторая п.4 ст.106 НК).
Налог на прибыль. У некоммерческих спортивных организаций в состав внереализационных доходов не включаются стоимость безвозмездно полученных товаров (работ, услуг), имущественных прав, суммы безвозмездно полученных денежных средств при условии использования этих товаров (работ, услуг), имущественных прав, денежных средств по целевому назначению, а в случае, если целевое назначение передающей стороной не определено, - на выполнение задач, определенных уставами и (или) учредительными договорами некоммерческих организаций, созданных в соответствии с законодательством (подп.4.2.3 п.4 ст.128 НК).
В случае нецелевого использования денежных средств, работ, услуг и имущества, в том числе имущественных прав, предоставленных в соответствии с Указом № 191 в распоряжение спортивных организаций, и (или) получения клубами по игровым видам спорта поддержки при несоблюдении условий, определенных в п.2 Указа № 191, такие денежные средства, работы, услуги и имущество, в том числе имущественные права, учитываются при исчислении налогов в установленном порядке (часть вторая п.16 Указа № 191).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2021 г. следует руководствоваться ч.2 п.16 Указа № 191 в ред. Указа № 497. С 1 июля 2022 г. следует руководствоваться п.2 Указа № 191 в ред. Указа от 07.02.2022 № 33. |
При этом следует учитывать, что в состав внереализационных доходов не включаются:
• товары (работы, услуги), имущественные права, денежные средства, безвозмездно полученные при передаче в пределах одного собственника по его решению или решению уполномоченного им органа (подп.4.9.4 п.4 ст.128 НК);
• стоимость неиспользуемого государственного имущества, находившегося в республиканской и коммунальной собственности, безвозмездно полученного организациями в собственность в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 04.07.2012 № 294 «О порядке распоряжения государственным имуществом» (подп.4.11 п.4 ст.128 НК).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 15 ноября 2019 г. следует руководствоваться Указом Президента Республики Беларусь от 10.05.2019 № 169 «О распоряжении государственным имуществом». |
Целевое финансирование из местных бюджетов
Определенные спортивные организации (по перечню, приведенному в приложении 1 к Указу № 191) в целях развития видов спорта, направленных на укрепление здоровья граждан Республики Беларусь и на развитие их личности, достижение высоких результатов спортсменов на международной арене, могут получать поддержку в виде субсидий за счет средств местных бюджетов с учетом установленных требований. Субсидирование расходов клубов по игровым видам спорта (за исключением клубов по виду (видам) спорта и иных организаций физической культуры и спорта, команды которых участвуют в чемпионате Республики Беларусь и (или) чемпионатах, розыгрышах кубков других государств по бейсболу, мини-футболу, мотоболу) местными исполнительными и распорядительными органами, на территории которых находятся данные клубы, может осуществляться за счет средств местных бюджетов всех уровней в размере не более 40 % от суммы средств, исчисленной исходя из норм и нормативов для бюджетных организаций (часть первая п.4 Указа № 191). В таком случае выделяемые из местных бюджетов средства могут направляться клубами на один или несколько видов расходов, перечисленных в приложении 2 к Указу № 191.
![]() |
Справочно Субсидия - это бюджетный трансферт, предоставляемый организации, физическому лицу на условиях участия в финансировании (софинансировании) для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) либо частичного возмещения целевых расходов (подп.1.52 п.1 ст.2 Бюджетного кодекса Республики Беларусь). |
Содержание операции | Первичный документ | Дебет | Кредит |
Получение из бюджета денежных средств: | |||
в кассу организации (примечание 3) | Приходный кассовый ордер. Обоснование: п.26 Инструкции 107 |
50 |
86 |
Обоснование: часть первая п.10 Инструкции по учету государственной поддержки | |||
На текущий (расчетный) банковский счет организации | Выписка из лицевого счета. Обоснование: часть вторая п.17 Инструкции № 66 |
51 |
86 |
Обоснование: часть первая п.10 Инструкции по учету государственной поддержки | |||
на специальный банковский счет организации | Выписка из лицевого счета. Обоснование: часть вторая п.17 Инструкции № 66 |
55-3 |
86 |
Обоснование: часть первая п.10 Инструкции по учету государственной поддержки | |||
Оплата из бюджета выполненных работ, оказанных услуг | Акт выполненных работ, оказанных услуг. Обоснование: п.6 ст.10 Закона № 57-З |
60, 76 |
86 |
Обоснование: часть первая п.10 Инструкции по учету государственной поддержки |
Налог на добавленную стоимость. Средства, поступившие из бюджета и использованные по целевому назначению, за исключением средств, поступающих из бюджета в качестве оплаты за реализованные товары (работы, услуги), имущественные права, не являются объектом обложения НДС и не отражаются в налоговой декларации по НДС у получателей средств (абзац 6 п.5 ст.97 НК).
Налог на прибыль. Средства целевого финансирования не включаются в состав внереализационных доходов при условии использования данных средств по целевому назначению в соответствии со сметой расходов, утвержденной руководителем спортивного клуба, а при финансировании по Указу № 191 - по согласованию с местными исполнительными и распорядительными органами, на территории которых находятся клубы по игровым видам спорта (подп.4.1 п.4 ст.128 НК, подп.1.2 п.1, п.4 Указа № 191).
При целевом использовании бюджетных средств у спортивной организации возникают налоговые обязательства по налогу на прибыль, когда субсидии получены в отчетном периоде, следующем за периодами, в которых произведены и учтены при налогообложении расходы, на которые эти субсидии выделены (подп.3.192 п.3, подп.4.1 п.4 ст.128 НК). Если субсидии и расходы произведены в одном отчетном периоде, то и полученные субсидии, и произведенные расходы не включаются в состав внереализационных доходов (расходов) и не учитываются при налогообложении прибыли.
![]() |
Справочно Дополнительно по данной теме предлагаем ознакомиться с материалом: • «Доходы спортивных организаций: бухгалтерский и налоговый учет». |
Примечание 1. Порядок получения и использования организациями и физическими лицами Республики Беларусь безвозмездной помощи, предоставляемой иностранными государствами, международными организациями, иностранными организациями и гражданами, а также лицами без гражданства и анонимными жертвователями, регулируется Декретом Президента Республики Беларусь от 28.11.2003 № 24 «О получении и использовании иностранной безвозмездной помощи» (далее - Декрет № 24). Перечень целей использования иностранной безвозмездной помощи, определенный Декретом № 24, не содержит в качестве таких целей поддержку и развитие физической культуры и спорта (п.4 Декрета № 24).
Декрет № 24 утрачивает силу с 4 марта 2016 г. в связи с принятием Декрета Президента Республики Беларусь от 31.08.2015 № 5 «Об иностранной безвозмездной помощи», которым утверждено Положение о порядке получения, учета, регистрации, использования иностранной безвозмездной помощи, контроля за ее получением и целевым использованием, а также регистрации гуманитарных программ (далее - Положение № 5). Одним из направлений использования иностранной безвозмездной помощи, а также имущества, приобретенного за счет средств такой помощи, является направление на развитие физической культуры и спорта, детско-юношеского спорта, в том числе проведение физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы (абзац 9 п.3 Положения № 5).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 27 августа 2020 г. действует Декрет Президента Республики Беларусь от 25.05.2020 № 3 «Об иностранной безвозмездной помощи». |
Примечание 2. Первоначальная стоимость безвозмездно полученных от других лиц основных средств определяется исходя из их текущей рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету в качестве вложений в долгосрочные активы. Текущей рыночной стоимостью признается сумма денежных средств, которая была бы получена в случае реализации основного средства в текущих рыночных условиях (абзац 5 п.2, часть пятая п.10 Инструкции № 26).
В качестве подтверждения текущей рыночной стоимости могут выступать счета-фактуры предприятий на аналогичные ценности.
Примечание 3. Порядок и размеры расчетов между юридическими лицами, их обособленными подразделениями, индивидуальными предпринимателями установлен в главе 4 Инструкции о порядке ведения кассовых операций и порядке расчетов наличными денежными средствами в белорусских рублях на территории Республики Беларусь, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 29.03.2011 № 107 (далее - Инструкция № 107).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 июня 2019 г. постановление № 107 утратило силу постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 19.03.2019 № 119. |
С 4 марта 2016 г. наличные денежные средства, поступающие в адрес юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в качестве иностранной безвозмездной помощи, подлежат внесению на благотворительный счет, который должен быть открыт в банке, в течение 3 банковских дней со дня их получения (часть первая п.9, п.11 Положения № 5).
16.01.2016
Галина Агапова, экономист, редактор аналитической правовой системы «Бизнес-Инфо»