


Материал помещен в архив. Актуальный материал по теме см. здесь
БИРЖЕВЫЕ СДЕЛКИ
Товарная биржа имеет своей целью развитие организованного оптового рынка страны, повышение эффективности товарооборота, экспорта товаров белорусских производителей, упрощение процедуры поиска продавцов и покупателей товаров.
К преимуществам биржевой торговли можно отнести:
• организованный, регулируемый характер складывающегося и функционирующего на ней рынка;
• проведение биржевых торгов в заранее установленных времени и месте по правилам биржи;
• созданный торговый механизм, имеющий максимально прозрачную систему заключения биржевых сделок по установленным правилам;
• организация экспертизы качества биржевого товара;
• возможность оптимизации доставки (открытым акционерным обществом (ОАО) «Белорусская универсальная товарная биржа» создана система биржевой логистики, включающая три элемента: перевозчики, склады и эксперты);
• более прозрачная процедура государственных закупок, минимизация коррупционных рисков;
• возможность заключать сделки посредством сети Интернет (электронная торговая площадка).
В Республике Беларусь открытое акционерное общество «Белорусская универсальная товарная биржа» функционирует с 2004 года.
![]() |
Справочно При организации и проведении процедур государственных закупок или закупок за счет собственных средств используются электронные торговые площадки: 1) открытого акционерного общества «Белорусская универсальная товарная биржа» (http://zakupki.butb.by); 2) информационного республиканского унитарного предприятия «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен» (http://www.icetrade.by, http://www.export.by). Открытое акционерное общество «Белорусская универсальная товарная биржа» - оператор одной из электронных торговых площадок (далее - электронная торговая площадка, ЭТП), на которой заказчики могут проводить процедуры закупок в форме запроса ценовых предложений (ЗЦП) и электронные аукционы. Доступ на ЭТП биржи осуществляется через сайт www.zakupki.butb.by. Все заказчики, аккредитованные на официальном сайте по государственным закупкам www.icetrade.by, аккредитованы на ЭТП биржи. За проведение ЗЦП плата с заказчиков биржей не взимается. Для работы на ЭТП биржи используются ключи электронной цифровой подписи (далее - электронная цифровая подпись, ЭЦП), применяемые на официальном сайте www.icetrade.by. Ключи ЭЦП применяются и в российской системе государственного заказа, если белорусский поставщик примет решение в ней участвовать. |
Понятие | Правовое регулирование | Примечание |
Биржевой товар | ||
Биржевой товар | Статья 1, 18 Закона Республики Беларусь от 05.01.2009 № 10-З «О товарных биржах» (далее - Закон № 10-З), постановление Совета Министров Республики Беларусь от 16.06.2004 № 714 «О мерах по развитию биржевой торговли на товарных рынках» (далее - постановление № 714) |
Биржевой товар - любые вещи, определяемые родовыми признаками, не изъятые из оборота, а также имущественные права, если иное не предусмотрено Законом № 10-З и (или) Президентом Республики Беларусь, допущенные товарной биржей к биржевой торговле в соответствии с законодательством (ст.1 Закона № 10-З). Перечень товаров, сделки с которыми юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны заключать на биржевых торгах открытого акционерного общества «Белорусская универсальная товарная биржа», утвержден постановлением № 714 (далее - Перечень). Перечень биржевых товаров (групп товаров), допущенных к биржевой торговле на товарной бирже, утверждается уполномоченным органом товарной биржи. Наименования товаров (групп товаров) должны соответствовать наименованиям товарных позиций в товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, если иное не установлено правилами товарной биржи. Перечень товаров (групп товаров), допущенных к биржевой торговле в открытом акционерном обществе «Белорусская универсальная товарная биржа», утвержден постановлением Правления открытого акционерного общества «Белорусская универсальная товарная биржа» от 30.12.2005 № 8. К биржевой торговле допускаются следующие секции: сельхозпродукция, лесопродукция, металлопродукция, перспективные биржевые товары. Перечень товаров (групп товаров), допущенных к биржевой торговле по секции промышленных и потребительских товаров в открытом акционерном обществе «Белорусская универсальная товарная биржа», утвержден Протоколом заседания Правления открытого акционерного общества «Белорусская универсальная товарная биржа» от 11.11.2010 № 218 (в редакции Протокола заседания Правления открытого акционерного общества «Белорусская универсальная товарная биржа» от 30.12.2011 № 117). Перечни товаров, допущенных к биржевой торговле, размещены на сайте ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа» - www.butb.by (раздел «Правовая информация»). К биржевой торговле не допускаются: - товары, в отношении которых законодательством установлены фиксированные цены (тарифы); - имущественные права на объекты интеллектуальной собственности; - товары, изъятые из оборота (ст.129 Гражданского кодекса Республики Беларусь; далее - ГК) |
Биржевые сделки | ||
Биржевые сделки | Статья 1, 19 Закона № 10-З | Биржевая сделка - договор купли-продажи, заключенный участниками биржевой торговли в отношении биржевого товара в ходе биржевых торгов. Сделки, заключенные на товарной бирже, но не соответствующие требованиям Закона № 10-З, не являются биржевыми. Заключенная биржевая сделка служит основанием для оформления и подписания сторонами сделки биржевого договора. Участники биржевой торговли заключают две сделки: сделка, заключаемая в ходе биржевых торгов, содержащая обязательство сторон подписать биржевой договор в соответствии с существом такой сделки, и непосредственно биржевой договор как договор купли-продажи, являющийся разновидностью гражданско-правовой сделки. Данные сделки заключаются последовательно, с определенным интервалом во времени. Срок подписания и регистрации биржевого договора определяется товарной биржей. На товарной бирже могут заключаться: Сделки в отношении реального товара. Спотовые сделки - простейший вид биржевых сделок, характерными признаками которых является: - возникновение прав и обязанностей в отношении реального товара (который находится в собственности продавца); - немедленное их исполнение (как правило, в течение 14 дней); по юридической природе представляет собой типовой договор купли-продажи. Форвардные сделки - вид биржевых сделок, характерными признаками которых является: - возникновение прав и обязанностей в отношении реального товара (который находится в собственности продавца либо который физически не существует, но к моменту исполнения обязательства будет изготовлен продавцом); - отсроченный срок его поставки, предусмотренный в сделке (в отличие от спотовых сделок срок исполнения форвардных более длительный, определяется в договоре с указанием конкретного месяца); - реальное отчуждение товара продавцом и приобретение его покупателем; - особенная форма договора поставки. Стандартные (срочные) контракты - договоры, соответствующие форме, утвержденной в соответствии с законодательством товарной биржей, и предусматривающие куплю-продажу биржевого товара с определенными условиями его передачи и иными условиями исполнения обязательств в будущем. Стандартные контракты, заключаемые на товарной бирже и содержащие условия фьючерсных или опционных сделок, не являются ценными бумагами. Фьючерсные сделки: - предусматривают возникновение прав и обязанностей, связанных с заключением стандартных контрактов; - представляют собой повторяющееся предложение, которым торгуют на бирже; - правила торговли по фьючерсным контрактам открывают определенные возможности: за продавцом сохраняется право выбора - доставить продукцию или откупить срочный контракт до наступления срока поставки товара; за покупателем - принять товар или перепродавать срочный контракт до наступления срока поставки; - в целях минимизации риска неисполнения обязательств по фьючерсным контрактам биржа может использовать специальную систему мер (например, предварительное внесение участниками биржевой торговли средств гарантийного обеспечения). Опционные сделки: - основание уступки прав на будущую передачу прав и обязанностей в отношении биржевого товара, в том числе по стандартным контрактам; - особый вид биржевых сделок с ограниченным по сравнению с фьючерскими сделками риском; - договорное обязательство купить или продать определенный вид товара по заранее установленной цене в пределах согласованного периода; - в обмен на получение такого права покупатель опциона уплачивает его продавцу определенную сумму (премию); - в отличие от фьючерса, где стороны обязаны выполнять заключенный контракт, опцион позволяет своему владельцу, заплатившему некоторую (фиксируемую при покупке опциона) премию лицу, его выпустившему, в момент покупки, потом отказаться от сделки, если на данный биржевой товар складывается неблагоприятная конъюнктура (и наоборот, приобрести биржевой товар, если это сулит ему прибыль) |
Лица, обязанные заключать сделки на ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа» | Пункт 3 постановления № 714 | На биржевых торгах ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа» обязаны заключать сделки, за исключением государственных закупок, а также закупок товаров при строительстве объектов: 1) организации, имущество которых находится в республиканской собственности, хозяйственные общества, доли (акции) в уставном фонде которых принадлежат Республике Беларусь или организациям, имущество которых находится в республиканской собственности, при приобретении товаров, включенных в Перечень; 2) юридические лица, указанные в п.1, с товарами собственного производства, включенными в п.17 Перечня, реализуемыми на внутреннем рынке; 3) юридические лица и индивидуальные предприниматели при поставке на экспорт включенных в Перечень товаров, происходящих с территории Республики Беларусь; 4) юридические лица, ведущие лесное хозяйство, при продаже древесины на корню в объемах, установленных в соответствии с законодательством; 5) юридические лица и индивидуальные предприниматели с включенной в Перечень деловой древесиной в заготовленном виде на внутреннем рынке Республики Беларусь. Вышеуказанные требования не распространяются на коммерческие организации Республики Беларусь, индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных в Республике Беларусь с местом нахождения (жительства) на территории средних, малых городских поселений, сельской местности, а также коммерческие организации Республики Беларусь, имеющие обособленные подразделения, в части деятельности обособленных подразделений, осуществляющие деятельность в соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 07.05.2012 № 6 «О стимулировании предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности». Иные многочисленные исключения установлены частью второй п.3 постановления № 714. Советом Министров Республики Беларусь могут быть установлены иные изъятия |
Заключение биржевой сделки | Глава 4 Типовых правил биржевой торговли на товарных биржах, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 06.08.2009 № 1039 (далее - Типовые правила, постановление № 1039) | Биржевая сделка заключается в ходе биржевых торгов на основании заявок участников биржевой торговли на продажу и покупку биржевого товара. Биржевые сделки фиксируются информационной торговой системой товарной биржи |
Формы биржевых договоров | - | Для оформления биржевых сделок используются разработанные биржей стандартные формы договоров купли-продажи, которые учитывают особенности биржевой торговли и специфику биржевых товаров. Разработанные формы документов нашли широкое применение на практике и совершенствуются по мере необходимости. Формы биржевых договоров и соглашений можно по адресу http://www.butb.by/?page=47 |
Регистрация биржевой сделки | Часть четвертая ст.19 Закона № 10-З | Все биржевые договоры, заключенные по результатам биржевых торгов, подлежат обязательной регистрации на товарной бирже. Порядок и сроки подписания и регистрации биржевого договора определяются товарной биржей. Биржевая сделка считается заключенной с момента ее регистрации товарной биржей, если иное не предусмотрено правилами биржевой торговли товарной биржи. Порядок регистрации некоторых видов сделок в открытом акционерном обществе «Белорусская универсальная товарная биржа» утвержден постановлением Правления открытого акционерного общества «Белорусская универсальная товарная биржа» от 30.12.2005 № 11 |
Изменение и расторжение биржевой сделки | Пункт 23 Типовых правил | Биржевая сделка может быть изменена или расторгнута в соответствии с законодательством. Порядок и сроки регистрации соглашений об изменении или расторжении биржевой сделки определяются товарной биржей (Порядок регистрации дополнительных соглашений, изменяющих и (или) дополняющих условия биржевого договора, соглашений о расторжении биржевых сделок и биржевых договоров, утвержденный Протоколом заседания Правления открытого акционерного общества «Белорусская универсальная товарная биржа» от 09.04.2007 № 6 (в редакции протокола заседания Правления открытого акционерного общества «Белорусская универсальная товарная биржа от 19.01.2015 № 8)). Порядок изменения и расторжения биржевой сделки. 1. Дополнительное соглашение, соглашение о расторжении должны формироваться в виде электронного документа в интерфейсе персонального раздела официального сайта биржи во вкладке «Электронные документы/Договоры». 2. Участник биржевой торговли, инициирующий расторжение биржевого договора (биржевой сделки), обязан одновременно с соглашением о расторжении разместить в виде электронного документа сопроводительное письмо, мотивирующее необходимость расторжения биржевого договора (биржевой сделки). 3. Подписание дополнительных соглашений, соглашений о расторжении осуществляется уполномоченными представителями сторон в персональном разделе с использованием электронной цифровой подписи. 4. Подписанные дополнительное соглашение, соглашение о расторжении регистрируются биржей в течение одного рабочего дня, следующего за днем подписания его последней из сторон. 5. Регистрация дополнительного соглашения, соглашения о расторжении осуществляется посредством подписания ЭЦП уполномоченного работника биржи. Подтверждает факт регистрации квитанция с реквизитами электронных цифровых подписей представителей участников биржевой торговли, заключивших дополнительное соглашение, соглашение о расторжении, и уполномоченного работника биржи, осуществившего регистрацию |
Ценообразование на товарных биржах | Статья 27 Закона № 10-З, Указ Президента Республики Беларусь от 25.02.2011 № 72 «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь» (далее - Указ № 72) |
В настоящее время принципы биржевого ценообразования существенным образом не отличаются от принципов ценообразования внебиржевого рынка. Ценообразование на биржевых торгах товарных бирж носит свободный характер. Реализация товара на товарной бирже производится по ценам, устанавливаемым по соглашению между участниками биржевой сделки, если иное не предусмотрено законодательными актами (например, Инструкцией о порядке формирования стартовых цен на древесину на корню для реализации на биржевых торгах открытого акционерного общества «Белорусская универсальная товарная биржа», утвержденной постановлением Министерства лесного хозяйства Республики Беларусь и Министерства экономики Республики Беларусь от 05.11.2008 № 29/212; постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.12.2014 № 1219 «Об определении такс на древесину основных лесных пород, отпускаемую на корню в 2015 году, и о внесении изменения и дополнения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 мая 2007 г. № 708»). Указом № 72 установлен перечень товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются Советом Министров Республики Беларусь, государственными органами (организациями). Данным перечнем определены государственные органы, осуществляющие государственное регулирование ценообразования на товары, которые могут быть отнесены к биржевым. Локальными нормативными правовыми актами (регламентами по секциям) товарной биржи могут устанавливаться дополнительные требования к формированию стартовой цены товара при его выставлении на биржевые торги. Ознакомиться с текстом регламентов можно по адресу http://www.butb.by/index.php?page=47. Работа электронной торговой системы биржи предусматривает возможность проводить торги на повышение и (или) на понижение цены товара исходя из направленности сделок, заключаемых на биржевых торгах (экспорт, импорт, сделки на внутреннем рынке). Товарная биржа принимает меры по недопущению искусственного завышения или занижения цен на биржевые товары (манипулирования ценами) |
Споры по биржевым сделкам | Статья 30 Закона № 10-З, глава 29 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь (далее - ХПК) | Споры по биржевым сделкам рассматриваются судом или арбитражной комиссией биржи в соответствии с соглашением сторон биржевой сделки, если в соответствии с законодательством стороны не выбрали иной порядок разрешения споров. Порядок рассмотрения споров арбитражной комиссией определяется регламентом арбитражной комиссии. Справочно Регламент Арбитражной комиссии открытого акционерного общества «Белорусская универсальная товарная биржа» и Памятка по обращению в Арбитражную комиссию открытого акционерного общества «Белорусская универсальная товарная биржа» размещены на сайте ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа» в разделе «Нормативные документы» (http://butb.by/index.php?page=47). Обжаловать решение арбитражной комиссии можно путем заявления ходатайства в экономический суд области (г. Минска) по месту нахождения арбитражной комиссии о его отмене в порядке и по основаниям, предусмотренным хозяйственным процессуальным законодательством. Решения арбитражной комиссии исполняются в порядке, установленном хозяйственным процессуальным законодательством (ст.258 ХПК). Справочно Для более детального изучения см. раздел 19 «Рассмотрение споров в Арбитражной комиссии открытого акционерного общества "Белорусская универсальная товарная биржа"» подборки «Рассмотрение споров в судах, рассматривающих экономические дела, третейских и арбитражных судах».Калькулятор арбитражного сбора при обращении в Арбитражную комиссию ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа» см. здесь |
Обеспечение исполнения обязательств по биржевым сделкам | Статья 26 Закона № 10-З, глава 5 Типовых правил, главы 2, 3 Положения о порядке формирования гарантийного фонда товарной биржи и использования его средств, утвержденного постановлением № 1039 | Биржевые сделки могут заключаться с предоставлением обеспечения исполнения обязательств и без предоставления такого обеспечения. Способы обеспечения исполнения обязательств по биржевым сделкам определяются товарной биржей. В качестве средств обеспечения исполнения обязательств по биржевым договорам могут использоваться: - денежные средства, перечисленные на счет биржи сторонами сделки (биржевой задаток); - гарантия; - страховое свидетельство; - иные виды обеспечения. Биржевой задаток перечисляется в соответствии с Положением о предоставлении участником биржевой торговли биржевого задатка в качестве способа обеспечения исполнения обязательств по биржевым сделкам (договорам) и договору на биржевое обслуживание, утвержденным постановлением Правления открытого акционерного общества «Белорусская универсальная товарная биржа» от 08.01.2007 № 1 (http://www.butb.by/?page=47&id=36). Гарантия (поручительство) предоставляется товарной биржей в обеспечение исполнения обязательств должника - участника биржевой торговли или клиента биржевого брокера, не имеющего задолженности по налоговым обязательствам. Гарантия (поручительство) предоставляется товарной биржей на возмездной основе. Товарная биржа вправе гарантировать исполнение (поручиться за исполнение) должником только основного обязательства. Товарная биржа не отвечает перед кредитором должника за уплату неустоек, процентов, возмещение судебных издержек по взысканию долга и других убытков кредитора, вызванных неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств должником. При неисполнении или ненадлежащем исполнении должником обеспеченного гарантией (поручительством) обязательства товарная биржа несет субсидиарную ответственность. Размер гарантии (поручительства), предоставляемой товарной биржей, не может превышать 20 % от размера средств гарантийного фонда. Совокупный размер гарантий (поручительств), предоставленных товарной биржей, не может превышать размера средств гарантийного фонда |
Участники биржевой торговли | ||
Биржевой брокер | Статьи 1, 21 Закона № 10-З | Биржевая торговля дает возможность использовать посреднические услуги аккредитованных на бирже брокеров, которые совершают все необходимые для заключения сделки действия. Биржевой брокер - участник биржевой торговли, оказывающий клиентам биржевого брокера посреднические услуги по заключению биржевых сделок от имени клиента биржевого брокера за его счет, от имени клиента биржевого брокера за свой счет и от своего имени за счет клиента биржевого брокера. В отличие от посетителей биржевых торгов в качестве биржевых брокеров на бирже могут быть аккредитованы только юридические лица и индивидуальные предприниматели Республики Беларусь, отвечающие установленным товарной биржей требованиям (критериям). Клиенты биржевых брокеров исходя из определения не относятся к категории участников биржевой торговли, не проходят процедуру аккредитации на товарной бирже и, следовательно, не заключают с товарной биржей договор на биржевое обслуживание. Правовую природу возникающих между биржевым брокером и его клиентом правоотношений можно определить несколькими схемами: - правоотношения, соответствующие конструкции договора комиссии (глава 51 ГК), при заключении биржевым брокером биржевых сделок от своего имени за счет клиента биржевого брокера. В биржевой сделке, заключенной биржевым брокером на основании договора комиссии со своим клиентом (комитентом), стороной такой сделки выступает сам биржевой брокер, который становится субъектом правоотношения по сделке; - правоотношения, соответствующие конструкции договора поручения (глава 49 ГК), при заключении биржевым брокером биржевых сделок от имени клиента брокера и за его счет. В биржевой сделке, заключенной биржевым брокером на основании договора поручения, права и обязанности возникают непосредственно у клиента брокера; - правоотношения, соответствующие конструкции смешанного договора (поручения и займа или кредитного договора), при заключении биржевым брокером биржевых сделок от имени клиента биржевого брокера за счет биржевого брокера. Указанная схема построения взаимоотношений биржевого брокера и его клиента заимствована из законодательства других стран, регулирующего биржевую торговлю, однако ее практическая реализация во взаимоотношениях между биржевым брокером и его клиентом четко не определена |
Посетитель биржевых торгов | Статьи 1, 20 Закона № 10-З | Посетитель биржевых торгов - разновидность участника биржевой торговли, который может заключать биржевые сделки. При этом посетитель биржевых торгов не выполняет каких-либо посреднических функций, а заключает биржевые сделки от своего имени и за свой счет. Фактически посетители биржевых торгов совершают биржевые операции в целях обеспечения своей хозяйственной деятельности. Посетителями биржевых торгов могут быть: - юридические лица Республики Беларусь; - иностранные и международные юридические лица (организации, не являющиеся юридическими лицами); - физические лица, в том числе иностранные граждане и лица без гражданства. Обращает на себя внимание возможность участия в качестве посетителя биржевых торгов физических лиц без указания их статуса (например, индивидуальный предприниматель). Условие, когда физическое лицо может быть участником биржевой торговли, нехарактерно для биржевой торговли |
Трейдер |
- |
Трейдер - физическое лицо, уполномоченное заключать биржевые сделки и зарегистрированное на товарной бирже. Это лицо, которое непосредственно принимает участие в биржевых торгах, посредством которого участник биржевой торговли (клиент биржевого брокера) приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности. В качестве трейдеров на бирже могут быть зарегистрированы физические лица, достигшие 18-летнего возраста и состоящие в трудовых или гражданско-правовых отношениях с участниками биржевой торговли. Обратите внимание! Одно физическое лицо может быть зарегистрировано в качестве трейдера только одного участника биржевой торговли.Для регистрации трейдера необходимо получить электронную цифровую подпись. Трейдер считается зарегистрированным с момента внесения сведений о нем в Торговую систему биржи. Трейдеры, как правило, действуют на основании специально выдаваемых им доверенностей, содержащих объем их полномочий при заключении биржевых сделок, и проходят процедуру регистрации на товарной бирже. Отдельные трейдеры могут выполнять свои функции, действуя в соответствии с законодательством или учредительными документами участника биржевой торговли (например, руководитель, осуществляющий полномочия единоличного исполнительного органа юридического лица). С учетом того что участниками биржевой торговли могут быть физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, самостоятельно заключающие биржевые сделки, они могут быть одновременно зарегистрированы на товарной бирже в качестве трейдеров |
Маклер | Статьи 1, 22 Закона № 10-З | Маклер - работник товарной биржи, уполномоченный осуществлять ведение биржевых торгов и контроль за надлежащим выполнением в ходе биржевых торгов правил биржевой торговли товарной биржи |
Государственные закупки | ||
Законодательство Республики Беларусь предоставляет субъектам хозяйствования - резидентам возможность для осуществления государственных закупок с использованием биржевой площадки вместо применения установленных громоздких процедур (тендеров, конкурсов и т. д.) | ||
Государственные закупки с применением биржевых торгов | Статьи 51, 53 Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее - Закон № 419-З), письмо Министерства торговли Республики Беларусь от 16.01.2015 № 14-04/64К «О проведении процедур запроса ценовых предложений в электронном формате», постановление Совета Министров Республики Беларусь от 22.08.2012 № 778 «О некоторых мерах по реализации Закона Республики Беларусь "О государственных закупках товаров (работ, услуг)"» (далее - постановление № 778) | С применением биржевых торгов осуществляются государственные закупки товаров по следующим перечням: - перечень товаров (работ, услуг), государственные закупки которых осуществляются с применением электронных аукционов, утвержденный постановлением № 778; - перечень товаров, государственные закупки которых осуществляются с применением биржевых торгов открытого акционерного общества «Белорусская универсальная товарная биржа», утвержденный постановлением № 778; - перечень случаев осуществления государственных закупок с применением процедуры закупки из одного источника (приложение к Закону № 419-З). Государственные закупки товаров с применением биржевых торгов осуществляются на товарных биржах, определяемых Советом Министров Республики Беларусь. Сведения о договорах, заключенных по результатам проведения процедур государственных закупок (если цена договора составляет 3 000 базовых величин (далее - БВ) и более), размещаются заказчиком (организатором) на официальном сайте и в открытом доступе на электронной торговой площадке при проведении на ней процедуры государственной закупки. Размещению подлежат сведения, указанные в п.11 Положения о порядке размещения информации о государственных закупках и актов законодательства о государственных закупках на официальном сайте, утвержденного постановлением № 778. От редакции «Бизнес-Инфо» С 27 января 2016 г. перечень товаров, государственные закупки которых осуществляются с применением биржевых торгов открытого акционерного общества «Белорусская универсальная товарная биржа», изложен в новой редакции постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27.01.2016 № 68.С 13 декабря 2017 г. следует применять п.11 Положения № 778 и перечень товаров (работ, услуг), государственные закупки которых осуществляются с применением электронных аукционов, с учетом изменений, внесенных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 07.09.2017 № 679. В соответствии со ст.53 Закона № 419-З участник либо иное юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, вправе подать жалобу в уполномоченный государственный орган по государственным закупкам (Министерство торговли Республики Беларусь) в порядке, установленном ст.53-56 Закона № 419-З, и (или) в суд на действия (бездействие) и (или) решения заказчика (организатора), комиссии и (или) ее членов, товарной биржи, оператора электронной торговой площадки, оператора официального сайта в случае нарушения их прав и законных интересов. От редакции «Бизнес-Инфо» С 8 сентября 2016 г. уполномоченным государственным органом по осуществлению государственных закупок является Министерство антимонопольного регулирования и торговли (подп.1.1 п.1 Указа № 590 в редакции Указа Президента Республики Беларусь от 03.06.2016 № 188). Юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, не являющееся участником, вправе подать жалобу в уполномоченный орган по государственным закупкам только до истечения срока для подготовки и подачи предложений в части, касающейся приглашения или документов, представляемых участнику для подготовки предложения. Ответственность за нарушение законодательства о государственных закупках установлена частью 4 ст.11.16 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях: не предусмотренное законодательством ограничение должностным лицом или индивидуальным предпринимателем доступа поставщиков (подрядчиков, исполнителей) к участию в процедуре государственной закупки, в том числе посредством несоблюдения правил размещения информации о государственных закупках, иное нарушение порядка выбора поставщика (подрядчика, исполнителя) при осуществлении государственных закупок на территории Республики Беларусь либо изменение должностным лицом заказчика (уполномоченной организации) или индивидуальным предпринимателем условий договора на государственную закупку, если иное не предусмотрено актами законодательства, которое влечет дополнительное расходование средств из республиканского и (или) местных бюджетов, в том числе государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов либо уменьшение количества закупаемых товаров (объема выполняемых работ, оказываемых услуг) или ухудшение их качества, если в этих деяниях нет состава преступления, влекут наложение штрафа в размере от 10 до 50 БВ. От редакции «Бизнес-Инфо» С 24 января 2016 г. административная ответственность по части 4 ст.11.16 вышеназванного Кодекса предусматривает предупреждение или наложение штрафа в размере до 50 БВ (в редакции Закона Республики Беларусь от 15.07.2015 № 305-З) |
Запрос ценовых предложений | Указ Президента Республики Беларусь от 31.12.2013 № 590 «О некоторых вопросах государственных закупок товаров (работ, услуг)» (далее - Указ № 590) | В 2015 году процедура государственных закупок в Республике Беларусь стала более прозрачной, коррупционные риски сведены к минимуму. С 1 января 2015 г. процедуры запроса ценовых предложений при осуществлении государственных закупок должны проводиться исключительно в электронном формате на электронных торговых площадках с использованием ключей электронной цифровой подписи. Это требование не распространяется на запросы ценовых предложений в случаях, когда сведения о государственных закупках составляют государственные секреты. На электронных торговых площадках публикуются проекты договоров, которые будут заключаться по результатам закупки. Сообщение о результатах процедуры запроса ценовых предложений размещается на официальном сайте и в открытом доступе на электронной торговой площадке после заключения договора либо принятия решения об отмене процедуры государственной закупки или признании ее несостоявшейся |
Закупка товаров при строительстве | ||
Закупка товаров при строительстве | Пункт 31 постановления № 714, Указ Президента Республики Беларусь от 31.12.2013 № 591 «О проведении процедур закупок при строительстве» (далее - Указ № 591). От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2017 г. по 1 января 2019 г. взамен Указа № 591 действовал Указ Президента Республики Беларусь от 20.10.2016 № 380 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве» до истечения срока действия. Подробнее см. здесь |
Если проведение торгов на закупку товаров при строительстве объектов в соответствии с Указом № 591 является обязательным, закупки товаров, включенных в Перечень, при строительстве объектов осуществляются организациями, имущество которых находится в республиканской собственности, хозяйственные общества, доли (акции) в уставном фонде которых принадлежат Республике Беларусь или организациям, имущество которых находится в республиканской собственности, на биржевых торгах ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа». В соответствии с подп.1.4 п.1 Указа № 591 проведение подрядных торгов является обязательным при заключении договоров о строительстве объектов, в том числе их возведении, реконструкции, капитальном ремонте, реставрации, благоустройстве, сносе, за исключением случаев, предусмотренных в подп.1.6 п.1 Указа № 591, и иных случаев, определенных Президентом Республики Беларусь, финансирование строительства которых осуществляется за счет: - средств республиканского и (или) местных бюджетов (полностью или частично), в том числе государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь, кредитов банков Республики Беларусь, выданных под гарантии Правительства Республики Беларусь, областных и Минского городского исполнительных комитетов, - при стоимости строительства объектов 6 000 БВ и более; - иных источников, в том числе средств государственных организаций и хозяйственных обществ, акции (доли в уставном фонде) которых находятся в государственной собственности, - при стоимости строительства объектов 100 000 БВ и более. При строительстве объектов с обязательным проведением в соответствии с подп.1.4 п.1 Указа № 591 подрядных торгов обязательным также является проведение подрядных торгов, торгов на закупку товаров при строительстве, если иное не предусмотрено Президентом Республики Беларусь, в случае размещения необходимых для строительства объектов заказов на: - разработку предпроектной (предынвестиционной) документации, если ее разработка предусмотрена законодательными актами; - выполнение проектных и изыскательских работ; - оказание инженерных услуг стоимостью 3 000 БВ и более; - закупку товаров стоимостью каждого их вида 3 000 БВ и более; - выполнение отдельных видов строительных, монтажных, специальных и иных работ стоимостью каждого их вида 3 000 БВ и более (подп.1.5 п.1 Указа № 591). Требования Указа № 591 не применяются при строительстве объектов, полностью финансируемых за счет средств иностранных инвесторов. При строительстве таких объектов заказчик вправе самостоятельно определять подлежащие применению процедуры закупок товаров (работ, услуг) или осуществлять закупки без применения вышеуказанных процедур |
Закупки за счет собственных средств | ||
Закупки товаров за счет собственных средств | Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15.03.2012 № 229 «О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств» (далее - постановление № 229) |
Организации, указанные в подп.1.1 п.1 постановления № 229, осуществляют закупки за счет собственных средств с применением конкурсов, электронных аукционов и других видов конкурентных процедур закупок, а также процедуры закупки из одного источника. Виды таких процедур, а также условия их применения и проведения, требования к заключению и исполнению договоров на закупки, а также иные положения, связанные с осуществлением организацией закупок за счет собственных средств определяются организацией в порядке осуществления закупок за счет собственных средств (подп.2.1 п.2 постановления № 229). При этом закупки товаров на биржевых торгах регулируются постановлением № 714 |
Особенности биржевых сделок с некоторыми видами товаров | ||
Реализация древесины на биржевых торгах | Указ Президента Республики Беларусь от 07.05.2007 № 214 «О некоторых мерах по совершенствованию деятельности в сфере лесного хозяйства» (далее - Указ № 214) |
Выставление юридическими лицами, ведущими лесное хозяйство, подчиненными Министерству лесного хозяйства Республики Беларусь, на годовые биржевые торги лотов древесины на корню на 2015 и последующие годы не производится, за исключением возможности реализации древесины на корню из мягколиственного лесосечного фонда на труднодоступных участках в лесах лесного фонда, переданного в их ведение. На биржевых торгах ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа» могут заключаться в порядке, установленном законодательством о товарных биржах, договоры на оказание услуг по заготовке древесины. Реализация юридическими лицами, ведущими лесное хозяйство, древесины на корню на биржевых торгах ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа» осуществляется в порядке, установленном законодательством. В соответствии с п.4 Правил реализации древесины на внутреннем рынке Республики Беларусь, утвержденных Указом № 214, реализация древесины осуществляется на биржевых торгах и вне биржевых торгов. От редакции «Бизнес-Инфо» С 8 июня 2017 г. вышеназванные Правила реализации древесины изложены в новой редакции Указом Президента Республики Беларусь от 31.05.2017 № 197 |
21.05.2015
Марина Шаляева, юрист
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 15 октября 2015 г. в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 16.06.2004 № 714 «О мерах по развитию биржевой торговли на товарных биржах» на основании постановления Совета Министров Республики Беларусь от 08.10.2015 № 839 внесены изменения и дополнения. С 15 октября 2015 г. в Закон Республики Беларусь от 05.01.2009 № 10-З «О товарных биржах» на основании Закона Республики Беларусь от 08.07.2015 № 284-З внесены изменения и дополнения. |