Пособие от 21.07.2017
Автор: Чернюк А.

Бухгалтерская отчетность бюджетных организаций: источники информации для заполнения формы 2


 

Материал помещен в архив. Актуальный материал по теме см. здесь

 

БУХГАЛТЕРСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ БЮДЖЕТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ: ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ ДЛЯ ЗАПОЛНЕНИЯ ФОРМЫ 2

При составлении бухгалтерской отчетности бюджетные организации руководствуются Инструкцией о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности по средствам бюджетов и средствам от приносящей доходы деятельности бюджетных организаций, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 10.03.2010 № 22 (далее - Инструкция № 22).

Методика формирования показателей формы 2 «Отчет об исполнении бюджетной сметы» (приложение 3 к Инструкции № 22, далее - форма 2) определена в главе 5 Инструкции № 22.

Форма 2 составляется по каждому параграфу соответствующего раздела, подраздела, вида расходов функциональной классификации расходов бюджета по соответствующей главе ведомственной классификации расходов, программе, подпрограмме, уровню бюджета.

В заголовочной части формы 2 коды программы, подпрограммы заполняются при использовании программно-целевого метода в бюджетном процессе аналогично заполнению заголовочной части формы 4 (п.49 Инструкции № 22).

 

справочно

Справочно

Для повышения эффективности планирования и исполнения бюджета предусматриваются использование в бюджетном процессе программно-целевого метода и поэтапный переход к среднесрочному (трехлетнему) бюджетному планированию (с ежегодным смещением на один прогнозируемый год).

К 2020 году охват расходов бюджета государственными программами планируется повысить до не менее 90 % (части третья и четвертая раздела 5.5 Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016-2020 годы, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 15.12.2016 № 466).

 

В форме 2 отражаются данные о годовых и квартальных бюджетных ассигнованиях (назначениях) нарастающим итогом с начала года, сумма полученного бюджетного финансирования, кассовые и фактические расходы за отчетный период (квартал, полугодие, 9 месяцев, год), остатки средств на банковских счетах на начало года и на отчетную дату. Вышеуказанные данные приводятся в разрезе статей, подстатей и элементов расходов экономической классификации расходов бюджета, за исключением статьи 40 «Капитальные вложения в основные фонды», подстатьи 02 «Капитальное строительство» (часть вторая п.29 Инструкции № 22).

Распорядители бюджетных средств представляют форму 2 в составе сводной бухгалтерской отчетности в соответствии с функциональной классификацией по разделам, подразделам и видам расходов, а также в целом по главе соответствующей ведомственной классификации (п.30 Инструкции № 22).

Функциональная классификация расходов по разделам и подразделам утверждена Бюджетным кодексом Республики Беларусь (далее - БК) и является приложением к нему.

Функциональная классификация расходов бюджета в пределах подразделов (по видам расходов и параграфам) утверждена постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 31.12.2008 № 208 «О бюджетной классификации Республики Беларусь» и приведена в приложениях 2 и 3 к нему.

Программная классификация расходов бюджета, ведомственная классификация расходов республиканского бюджета, экономическая классификация расходов бюджета установлены названным постановлением № 208 и приведены в приложениях 4, 5, 6 соответственно.

Ведомственные классификации расходов соответствующих местных бюджетов установлены местными исполнительными и распорядительными органами в порядке, определенном законодательством Республики Беларусь (п.8 Инструкции № 22).

Функциональная классификация расходов бюджета, программная классификация расходов бюджета, экономическая классификация расходов бюджета являются едиными для бюджетов всех уровней бюджетной системы Республики Беларусь, а также бюджетов государственных внебюджетных фондов (п.1 ст.11 БК).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2018 г. п.1 ст.11 Бюджетного кодекса на основании Закона Республики Беларусь от 31.12.2017 № 84-З изложен в новой редакции.  

 

Ведомственная классификация расходов бюджетов областного уровня устанавливается соответствующими местными исполнительными и распорядительными органами по согласованию с Министерством финансов Республики Беларусь. Ведомственная классификация расходов бюджетов базового и первичного уровней устанавливается соответствующими местными исполнительными и распорядительными органами по согласованию с вышестоящими исполнительными и распорядительными органами (либо по их поручению по согласованию с местными финансовыми органами вышестоящих исполнительных и распорядительных органов) (п.3 ст.19 БК).

Основанием для заполнения в форме 2 показателей «профинансировано» (графа 7), «кассовые расходы» (графа 8), «фактические расходы» (графа 10) являются данные аналитического учета поступившего бюджетного финансирования, кассовых и фактических расходов.

 

справочно

Справочно

В графе 7 «Профинансировано» отражается сумма бюджетного финансирования, полученного в отчетном периоде, нарастающим итогом с начала года, а также курсовая разница, образовавшаяся при изменении официального курса белорусского рубля к соответствующей иностранной валюте, что соответствует данным аналитического учета, а также данным справки к форме 1 «Бухгалтерский баланс». Суммы бюджетного финансирования подтверждаются отчетами органов государственного казначейства (п.34 Инструкции № 22).

 

Аналитический учет ведется в разрезе показателей бюджетной сметы (в разрезе функциональной классификации расходов бюджета (по каждому параграфу соответствующего раздела, подраздела, вида расходов); программной классификации расходов бюджета (по программам, подпрограммам); экономической классификации расходов бюджета (по категориям, статьям, подстатьям, элементам); ведомственной классификации расходов бюджета (по главам)).

Формы регистров для ведения аналитического учета утверждены постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 08.02.2005 № 15 «Об утверждении Инструкции о порядке организации бухгалтерского учета бюджетными организациями и централизованными бухгалтериями, обслуживающими бюджетные организации» (далее - постановление № 15) и приведены в приложениях к нему:

книга учета ассигнований, кассовых и фактических расходов формы 294 (приложение 20);

карточка аналитического учета поступления денежных средств формы 294А (приложение 28);

карточка аналитического учета кассовых расходов формы 294Б (приложение 29);

книга учета ассигнований и фактических расходов формы 309 (приложение 24);

книга учета ассигнований и фактических расходов формы 309Б (приложение 25).

Форма 2 заполняется на основании книги учета ассигнований, кассовых и фактических расходов формы 294 (часть первая п.29 Инструкции № 22).

По мнению автора, организация имеет право выбора регистров, приведенных в постановлении № 15, для организации аналитического учета, что необходимо отразить в учетной политике.

 

21.07.2017

 

Анна Чернюк, доцент

 

По этой теме также см.:

1. Бухгалтерская отчетность бюджетных организаций: периодичность, порядок и сроки представления формы 2.

2. Бухгалтерская отчетность бюджетных организаций: формирование показателей формы 2 по кассовым и фактическим расходам.

3. Бухгалтерская отчетность бюджетных организаций: формирование сметных показателей формы 2.

4. Бухгалтерская отчетность бюджетных организаций: увязка показателей формы 2.