


Материал помещен в архив
ВОПРОС (ОАО «НН»): Были проведены подрядные торги по выбору проектной организации и определена стоимость проектных работ. Источник финансирования - средства, приравненные к бюджетным. Проектировщик в ходе проектирования увеличивает стоимость в 1,5 раза по причине требования республиканского унитарного предприятия «Главгосстройэкспертиза» пересчитать исполнительную смету на проектные и изыскательские работы (ПИР).
Допускается ли такое увеличение? И если да, то зачем проводить подрядные торги?
ОТВЕТ: Методические указания о порядке определения стоимости разработки документации проектного обеспечения строительной деятельности ресурсным методом, утвержденные приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 13.06.2014 № 169 (далее - Методические указания) (http://snzt.by/prikaz/docs/169l), предназначены для определения ресурсным методом суммы средств, предусматриваемых в главе 10 сводного сметного расчета стоимости строительства на выполнение проектных работ и (или) иных работ (услуг), то есть позволяют определить сметный лимит средств на разработку документации проектного обеспечения строительной деятельности для объекта строительства (п.1 Методических указаний).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 марта 2018 г. п.1 Методических указаний изложен в новой редакции на основании подп.1.1 п.1 приказа Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 01.03.2018 № 56. |
Окончательная цена работ определяется договором, заключаемым между заказчиком и проектной организацией-разработчиком с учетом законодательства о закупках при строительстве, и не может превышать величины, рассчитанной в соответствии с Методическими указаниями.
С целью развития конкуренции на рынке проектных работ, повышения производительности труда в проектировании, а также для учета влияния других упрощающих факторов проектной организацией - участницей процедур закупок при строительстве при формировании цены предложения могут применяться дополнительные понижающие коэффициенты.
При этом следует учитывать, что в заключаемый договор включаются существенные условия, сформированные по результатам проведения подрядных торгов (торгов, переговоров) (часть первая п.80 Положения о порядке организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.01.2014 № 88).
Одним из таких существенных условий в соответствии с гражданским законодательством является цена.
![]() |
Обратите внимание! Корректировка цены допускается только в случаях, предусмотренных законодательством и заключенным договором. |
Составление исполнительной сметы по завершению разработки документации осуществляется с целью уточнения сметного лимита средств с учетом фактических значений натуральных показателей запроектированного объекта строительства, его сметной стоимости и фактических затрат трудовых ресурсов, использованных при выполнении дополнительных и сопутствующих работ (услуг), которые определялись путем составления индивидуальных норм затрат труда.
Если цена проектных работ в заключенном договоре превышает сметный лимит средств по исполнительной смете, то при строительстве объектов, финансируемых за счет бюджетных и приравненных к ним средств, она должна быть снижена.
Увеличение цены проектных работ до уровня сметного лимита средств по исполнительной смете недопустимо, если иное не предусмотрено условиями, сформированными по результатам проведения подрядных торгов (торгов, переговоров).
![]() |
Справочно Стоимость государственной экспертизы проектной документации определяется исходя из суммы средств на разработку проектной документации в строительстве (часть первая п.3 Инструкции о порядке определения стоимости государственной экспертизы градостроительных проектов, обоснований инвестирования в строительство, архитектурных, строительных проектов, выделяемых в них этапов работ, очередей строительства, пусковых комплексов и смет (сметной документации), утвержденной постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 12.12.2008 № 55).
От редакции «Бизнес-Инфо» С 16 декабря 2015 г. стоимость государственной экспертизы проектной документации определяется в соответствии с Инструкцией о порядке определения стоимости государственной экспертизы градостроительных проектов, архитектурных, строительных проектов, выделяемых в них очередей строительства, пусковых комплексов и смет (сметной документации), утвержденной постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 06.11.2015 № 32. |
Таким образом, требование органов государственной экспертизы к проектной организации по составлению исполнительной сметы предъявляется с целью корректного отражения суммы средств на проектно-изыскательские работы в главе 10 сводного сметного расчета стоимости строительства, а также для правильного исчисления стоимости государственной экспертизы проектной документации.
18.03.2015
Сергей Мартынов, первый заместитель директора открытого акционерного общества «НИИ Стройэкономика», кандидат экономических наук
Галина Ковалева, заведующая лабораторией открытого акционерного общества «НИИ Стройэкономика»
Иван Полхович, заместитель заведующего лабораторией открытого акционерного общества «НИИ Стройэкономика»
Ответ подготовлен по результатам интернет-семинара «Определение стоимости разработки документации проектного обеспечения строительной деятельности. Применение сборников норм затрат трудовых ресурсов»