


Материал помещен в архив
ВОПРОС: Частное унитарное предприятие планирует выступить заказчиком строительства объекта. Необходимо осуществить проектирование объекта.
Требуется ли проведение какой-либо процедуры по выбору проектной организации?
ОТВЕТ: Требуется.
Закупки работ, услуг при строительстве, в том числе возведении, реконструкции, ремонте, реставрации, благоустройстве, сносе объектов, осуществляются с учетом требований Указа Президента Республики Беларусь от 20.10.2016 № 380 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве»
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2019 г. Указ № 380 утратил силу в связи с истечением срока действия. Подробнее см. здесь. |
При этом установлены случаи, когда:
1) обязательным является проведение подрядных торгов (подп.1.4 п.1 Указа № 380), торгов на закупку товаров при строительстве (подп.1.5 п.1 Указа № 380);
2) не требуется проведение процедур - подрядных торгов, торгов на закупку товаров при строительстве, биржевых торгов.
В случае, если проведение таких процедур закупок не обязательно, проводится процедура переговоров.
Наряду с Указом № 380 Положением о порядке организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.01.2014 № 88 (далее - Положение), предусмотрено, что закупки товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, финансируемых за счет собственных средств заказчиков, за исключением средств государственных организаций и хозяйственных обществ, акции (доли в уставном фонде) которых находятся в государственной собственности, осуществляются по выбору заказчика путем проведения подрядных торгов (торгов), биржевых торгов, переговоров, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь (п.72 Положения).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 26 февраля 2018 г. при осуществлении строительства субъекты хозяйствования не применяют установленные законодательством требования о закупках товаров (работ, услуг) при строительстве в случае осуществления закупок без привлечения полностью или частично средств республиканского или местных бюджетов, государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Совета Министров Республики Беларусь, кредитов банков Республики Беларусь, привлеченных под гарантии Совета Министров Республики Беларусь, облисполкомов и Минского горисполкома, а также при осуществлении аварийно-восстановительного ремонта капитальных строений (зданий, сооружений) (подп.4.4 п.4 Декрета Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства»). Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь с учетом приведенной выше нормы полагает, что закупка товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, финансируемых за счет собственных средств юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляется на основании локальных нормативных правовых актов, утвержденных руководителями данных субъектов хозяйствования (письмо Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 26.03.2018 № 04-3-01/3918 «О разъяснении»). С 14 июня 2018 г. п.72 Положения утратил силу на основании постановления Совета Министров Республики Беларусь от 11.06.2018 № 448. |
Следовательно, даже если в рассматриваемой ситуации заказчик не является государственной организацией и хозяйственным обществом, акции (доли в уставном фонде) которых находятся в государственной собственности, в отношении него применяются нормы указанных актов и проектная организация определяется путем проведения подрядных торгов (торгов), биржевых торгов, переговоров (по выбору заказчика), если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.
17.08.2017
Юлия Амельченя, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского и хозяйственного права Академии управления при Президенте Республики Беларусь, медиатор центра «Медиация и право»