Комментарий от 04.12.2017
Автор: Овсейко С.

Что изменится в сфере строительства в 2018 году. Комментарий к Декрету Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства»


 

Материал помещен в архив

 

Дополнительная информацияУстановить закладкуКомментарии ЧТО ИЗМЕНИТСЯ В СФЕРЕ СТРОИТЕЛЬСТВА В 2018 ГОДУ.
Комментарий к Декрету Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства»

23 ноября 2017 г. принят Декрет Президента Республики Беларусь № 7 «О развитии предпринимательства» (далее - Декрет № 7). В целях его реализации будут внесены изменения в нормативные правовые акты, регулирующие сферу строительства. Декрет № 7 не только ввел новые льготы в строительстве (среди них такие важные, как отмена торгов при заключении договора), но и продублировал некоторые, ранее существовавшие.

Проанализируем нормы Декрета № 7, которые вступят в силу с 26 февраля 2018 г., и нормы НПА, действующие в настоящий момент.

 

 Подпункт 4.4 п.4 Декрета № 7
(с 26 февраля 2018 г.)
 Действующие НПА
(до 26 февраля 2018 г.)
Когда не требуется получать разрешительную документацию на капремонт и техническую модернизацию, но понадобится разрешение собственника
Субъекты хозяйствования:
выполняют строительные работы при капитальном ремонте, работы по технической модернизации (примечание) объектов на основании проектной документации без получения разрешительной документации, выдаваемой местными исполнительными и распорядительными органами. Субъект хозяйствования вправе приступить к выполнению работ при капитальном ремонте со дня, следующего за днем направления уведомления о проведении таких работ в органы государственного строительного надзора (за исключением объектов, на которых не осуществляется государственный строительный надзор), в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь. Техническая модернизация, капитальный ремонт объектов осуществляются собственниками объектов либо с их письменного согласия субъектами хозяйствования, у которых объекты находятся на ином вещном праве или на основании гражданско-правового договора. Для выполнения таких работ не требуется наличие аттестата соответствия заказчика.

Примечание. В Декрете № 7 под технической модернизацией понимается замена (установка нового) технологического оборудования с выполнением сопутствующих работ по устройству несущих оснований под оборудование, прокладке или замене отдельных внутренних инженерных сетей, связанных с функционированием технологического оборудования, устройству перегородок, отделочных и других работ, производимых внутри здания и не затрагивающих несущую способность конструкций.

Капитальный ремонт - совокупность работ, включая строительно-монтажные, пусконаладочные, и мероприятий по восстановлению утраченных в процессе эксплуатации технических, эксплуатационных и потребительских качеств объекта строительства, осуществляемых путем восстановления (усиления), улучшения и (или) замены отдельных конструкций, деталей, инженерно-технического оборудования объекта строительства, выполняемых в том числе с применением новых материалов и технологий (абзац 16 ст.1 Закона Республики Беларусь от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» (далее - Закон № 300-З))
Разрешительная документация на строительство объекта подготавливается и оформляется в соответствии с Положением о порядке подготовки и выдачи разрешительной документации на строительство объектов, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20.02.2007 № 223 (далее - Положение № 223). В состав разрешительной документации входит:
- акт выбора места размещения земельного участка;
- решение исполкома об изъятии и предоставлении земельного участка для строительства объекта;
- решение исполкома о разрешении проведения проектно-изыскательских работ и строительства объекта;
- архитектурно-планировочное задание;
- заключения согласующих организаций;
- технические условия на инженерно-техническое обеспечение объекта и др. (п.4 Положения № 223).

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 16 февраля 2019 г. Положение № 223 изложено в новой редакции постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.10.2018 № 785. Комментарий см. здесь.

Кроме этого, отдельные виды архитектурной, градостроительной, строительной деятельности (их составляющие) по перечню отдельных видов архитектурной, градостроительной, строительной деятельности (их составляющих), для осуществления которых требуется наличие аттестата соответствия, приведен в приложении 1 к Положению об аттестации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих отдельные виды архитектурной, градостроительной, строительной деятельности (их составляющие), выполнение работ по обследованию зданий и сооружений, утвержденному постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21.03.2014 № 252 (далее - Положение № 252), осуществляются юридическими лицами (индивидуальными предпринимателями) при наличии аттестатов соответствия, выдаваемых в порядке, установленном Положением № 252. Такая деятельность без получения аттестатов соответствия запрещается (подп.1.11 п.1 Указа Президента Республики Беларусь от 14.01.2014 № 26 «О мерах по совершенствованию строительной деятельности», далее - Указ № 26).

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 28 февраля 2018 г. приложение 1 к Положению № 252 изложено в новой редакции на основании постановления Совета Министров Республики Беларусь от 23.02.2018 № 148. Комментарий см. здесь.
С 19 августа 2018 г. Указом Президента Республики Беларусь от 16.08.2018 № 322 (далее - Указ № 322)  часть первая подп.1.11 п.1 Указа № 26 после слова «осуществляются» дополнена словами «, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь,»
Получение технических условий
Получают ТУ на инженерно-техническое обеспечение объекта, включенные в состав разрешительной документации на строительство объекта и выдаваемые заказчику, застройщику по форме, установленной Советом Министров Республики Беларусь. В эти ТУ должна быть включена необходимая для проектирования и строительства информация, в том числе связанная с присоединением к газораспределительной системе, электрической сети, тепловым сетям, системам водоснабжения, водоотведения (канализации) и дождевой канализации Технические условия на инженерно-техническое обеспечение объекта - это информация о подключении здания, сооружения к объектам инженерной инфраструктуры, о мероприятиях по гражданской обороне и предупреждению чрезвычайных ситуаций (п.7 Положения № 223; см. также пп.4, 12 и др. Положения № 223; подп.1.7 п.1 Указа № 26 и пр.).

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 19 августа 2018 г. следует руководствоваться подп.1.7 п.1 Указа № 26 с учетом изменений, внесенных Указом № 322, которые не повлияли на суть материала
Когда государственная санитарно-гигиеническая, экологическая экспертиза не нужна
Не обращаются за проведением государственной санитарно-гигиенической экспертизы проектной документации на строительство объектов социальной, производственной, транспортной, инженерной инфраструктуры (за исключением проектной документации на объекты, расположенные в санитарно-защитных зонах и зонах ограниченной застройки, передающих радиотехнических объектов Вооруженных Сил Республики Беларусь) Объекты, подлежащие государственной санитарно-гигиенической экспертизе с выдачей санитарно-гигиенического заключения,
установлены в ст.16 Закона Республики Беларусь от 07.01.2012 № 340-З «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»
Не обращаются за проведением государственной экологической экспертизы в отношении:
- объектов строительства, предусмотренных к строительству проектами застройки, по которым имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы;
- объектов, размещение которых предусматривается в границах природных территорий, подлежащих специальной охране, в случае, когда в заключении государственной экологической экспертизы по предпроектной (предынвестиционной) документации или архитектурным проектам особыми условиями реализации проектных решений предусмотрено представление на государственную экологическую экспертизу проектной документации по следующим стадиям проектирования;
- проектов технических условий, вносимых в них изменений или дополнений, когда требования безопасности и охраны окружающей среды установлены в соответствующем разделе государственного стандарта;
- проектной документации по объектам модернизации, реконструкции, включающих замену узлов, агрегатов, устройство дополнительных строительных конструкций, обеспечивающих модернизацию технологических процессов, изменение назначения помещений, не связанных с воздействием на компоненты природной среды;
- объектов санаторно-курортных организаций в границах курортов (за исключением случаев размещения объектов в границах особо охраняемых природных территорий);
- объектов общественного питания, объектов туристической инфраструктуры в границах охранных зон особо охраняемых природных территорий;
- объектов сельскохозяйственного назначения (за исключением объектов, на которых планируется осуществлять экологически опасную деятельность);
- проектной документации по изменению назначения капитальных строений (зданий, сооружений), расположенных в зонах охраны недвижимых материальных историко-культурных ценностей, если такое изменение не связано с воздействием на компоненты природной среды
Объектами государственной экологической экспертизы являются объекты, установленные в ст.5 Закона Республики Беларусь от 18.07.2016 № 399-З «О государственной экологической экспертизе, стратегической экологической оценке и оценке воздействия на окружающую среду», которая содержит развернутый перечень объектов такой экспертизы
Строительно-монтажные работы можно будет производить при наличии положительного заключения государственной экспертизы
Осуществляют при наличии положительного заключения государственной экспертизы по проектной документации (в случаях когда государственная экспертиза проектной документации не является обязательной, при наличии утвержденной проектной документации на строительство объектов) на строительство объектов, производство строительно-монтажных работ на объектах строительства после направления уведомления заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в виде электронного документа в органы государственного строительного надзора в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь. Заключение государственной экспертизы по проектной документации утрачивает силу, если производство строительно-монтажных работ на объектах строительства не начато в течение 2 лет после его получения Порядок и случаи проведения государственной экспертизы документации - градостроительных проектов, архитектурных, строительных проектов, выделяемых в них очередей строительства, пусковых комплексов и смет (сметной документации), а также экспертного сопровождения установлены в Положении о порядке проведения государственной экспертизы градостроительных проектов, архитектурных, строительных проектов, выделяемых в них очередей строительства, пусковых комплексов и смет (сметной документации), утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.09.2016 № 791
Инженерные услуги при строительстве объектов «под ключ»
Оказывают при строительстве объектов «под ключ» заказчику весь комплекс инженерных услуг (в том числе получение разрешительной документации), кроме осуществления технического надзора за строительством, а также следующих функций, которые относятся к компетенции заказчика и при выполнении которых не требуется получение аттестата соответствия заказчика:
- принятие решения о строительстве объекта;
- утверждение проектной документации;
- обеспечение финансирования объекта строительства и контроля за расходованием средств, направляемых на его финансирование;
- принятие решения о консервации незавершенного объекта строительства, о продлении срока строительства объекта;
- утверждение состава приемочной комиссии и акта приемки объекта строительства в эксплуатацию
Оказание инженерных услуг в строительстве регулируется:
- ст.56 Закона № 300-З;
- Инструкцией о порядке оказания инженерных услуг в строительстве, утвержденной постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 10.05.2011 № 18
Установлен минимальный гарантийный срок - 5 лет, но можно больше
Применяют гарантийный срок не менее 5 лет на принятые в эксплуатацию объекты и (или) строительные работы, за исключением:
- технологического, инженерного, сантехнического, электротехнического и другого оборудования, материалов и изделий, использованных для строительства объектов (выполнения строительных работ), гарантийный срок на которые устанавливается законодательством или изготовителем;
- работ по текущему ремонту, пусконаладочных работ, гарантийный срок на которые устанавливается не менее 2 лет
Согласно ст.711 Гражданского кодекса Республики Беларусь и п.66 Правил заключения и исполнения договоров строительного подряда, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.09.1998 № 1450 (далее - Правила № 1450), общий гарантийный срок строительных работ составляет 5 лет, за исключением:
- технологического, инженерного, сантехнического, электротехнического и другого оборудования, материалов и изделий, использованных для строительства объектов (выполнения строительных работ), гарантийный срок на которые устанавливается законодательством, в том числе ТНПА, или изготовителем;
- работ по текущему ремонту, пусконаладочных работ, гарантийный срок на которые устанавливается не менее 2 лет.
Гарантийный срок для реконструированных жилых домов установлен не менее 2 лет (часть вторая подп.1.10 п.1 Указа Президента Республики Беларусь от 18.12.2007 № 657 «О некоторых вопросах реконструкции жилых домов»). Соглашением сторон данный срок может быть увеличен, но не уменьшен.

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 14 апреля 2018 г. следует руководствоваться п.66 Правил № 1450 в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь от 10.04.2018 № 274.
Резервировать средства нужно будет на 2 года, а не на гарантийный срок
Резервируют (в случае выбора такой формы обеспечения обязательств) сроком на 2 года денежные средства на специальном счете в размере 1,5 % стоимости выполненных на объектах строительства жилищного, социально-культурного, коммунально-бытового назначения работ в целях устранения результата строительных, специальных, монтажных работ ненадлежащего качества Требования по резервированию установлены:
- абзацем 2 части первой подп.1.14 п.1 Указа № 26;
- Положением о порядке резервирования подрядчиком средств для обеспечения устранения результата строительных, специальных, монтажных работ ненадлежащего качества, выявленного в период гарантийного срока эксплуатации объекта строительства, их учета, расходования, в том числе перечисления в местный бюджет, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 01.04.2014 № 299.

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 28 февраля 2021 г. согласно абзацу 2 части первой подп.1.14 п.1 Указа № 26 средства резервируются на специальном счете сроком на 2 года в размере 0,5 % стоимости выполненных на объекте строительных, специальных, монтажных работ. Исчисление срока резервирования средств начинается с первого дня гарантийного срока эксплуатации объекта (изменения внесены Указом Президента Республики Беларусь от 26.02.2021 № 58)
Осуществление сноса объектов
Осуществляют снос неиспользуемых объектов по решению местных исполнительных и распорядительных органов базового территориального уровня, в котором определяется необходимость разработки проектной документации.
Определяют по согласованию с местными исполнительными и распорядительными органами базового территориального уровня:
- порядок, способ сноса неиспользуемого объекта, порядок обращения с материалами и отходами, образующимися при сносе неиспользуемого объекта;
- порядок восстановления плодородия нарушенных земель и вовлечения их в хозяйственный оборот
Требования по сносу установлены:
- ст.32 Закона Республики Беларусь от 26.11.1992 № 1982-XII «Об охране окружающей среды»;
- ст.36 Закона Республики Беларусь от 14.06.2003 № 205-З «О растительном мире»;
- Законом Республики Беларусь от 20.07.2007 № 271-З «Об обращении с отходами»;
- ст.75 Кодекса о земле Республики Беларусь
Когда не потребуется проведение закупок
Не применяют установленные законодательством требования о закупках товаров (работ, услуг) при строительстве в случае осуществления закупок без привлечения полностью или частично средств республиканского или местных бюджетов, государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов и кредитов белорусских банков, привлеченных под гарантии Совета Министров Республики Беларусь, облисполкомов и Минского горисполкома, а также при осуществлении аварийно-восстановительного ремонта капитальных строений (зданий, сооружений) Закупка товаров (работ, услуг) при строительстве осуществляется путем проведения подрядных торгов, переговоров, торгов на закупку товаров либо биржевых торгов с учетом требований Указа Президента Республики Беларусь от 20.10.2016 № 380 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве».

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2019 г. Указ № 380 утратил силу в связи с истечением срока действия. Подробнее см. здесь.

С 1 июля 2019 г. действует Указ Президента Республики Беларусь от 07.06.2019 № 223 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве», который регулирует сферу закупок товаров (работ, услуг) при строительстве с привлечением бюджетных и приравненных к ним средств
Когда можно будет осуществлять деятельность по проектированию без аттестата соответствия
Вправе без наличия аттестата соответствия, выдаваемого в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь, осуществлять разработку предпроектной (предынвестиционной) документации Требование к обязательному наличию аттестата соответствия установлены:
- Указом № 26;
- Положением № 252.
Состав предпроектной документации определен ТКП 45-1.02-298-2014 «Строительство. Предпроектная (предынвестиционная) документация. Состав, порядок разработки и утверждения», утвержденным приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 14.07.2014 № 196 (http://tnpa.by/#!/DocumentCard/319484/439469)
Приемка в эксплуатацию
При приемке в эксплуатацию объекта, очереди строительства, пускового комплекса получают заключения государственных органов и организаций исключительно на предмет соответствия указанных объектов строительства разрешительной документации, проектной документации, разработанной и утвержденной с учетом установленных законодательством требований к ее разработке и утверждению, в том числе требований безопасности и эксплуатационной надежности Вопросы приемки в эксплуатацию регулируются:
- Положением о порядке приемки в эксплуатацию объектов строительства, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 06.06.2011 № 716;
- Правилами № 1450

 

04.12.2017

 

Сергей Овсейко, кандидат юридических наук, кандидат экономических наук