


Материал помещен в архив. Актуальный материал по теме см. здесь
ВОПРОС: Чтобы соблюдать требования Правил дорожного движения, утвержденных Указом Президента Республики Беларусь от 28.11.2005 № 551 (далее - Правила дорожного движения), организация регулярно (по мере необходимости) осуществляет мойку автомобиля, используемого в предпринимательской деятельности.
Подлежат ли включению в себестоимость выпускаемой продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг) при формировании отпускных цен (тарифов) расходы организации на мойку автомобиля?
ОТВЕТ: Подлежат.
К расходам на содержание автомобильного транспорта относятся расходы на:
• горюче-смазочные материалы;
• проведение технического обслуживания транспортного средства;
• все виды ремонта автомобиля;
• проведение его государственного технического осмотра в установленные законодательством сроки.
Деятельность по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей (подкласс 50200 общегосударственного классификатора Республики Беларусь ОКРБ 005-2006 «Виды экономической деятельности», утвержденного постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 28.12.2006 № 65) включает в себя в числе прочего мойку, полировку и т.п.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 мая 2016 г. общегосударственный классификатор Республики Беларусь ОКРБ 005-2006 «Виды экономической деятельности» отменен постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 28.01.2016 № 8. С 1 января 2016 г. введен в действие общегосударственный классификатор Республики Беларусь ОКРБ 005-2011 «Виды экономической деятельности», утвержденный постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 05.12.2011 № 85. |
Следует отметить, что за водителем закреплена обязанность содержать участвующее в дорожном движении транспортное средство в технически исправном состоянии, проверять его техническое состояние перед началом движения, а также содержать в чистоте его стекла и внешние световые приборы (подп.9.3 п.9 Правил дорожного движения).
Запрещается участие транспортного средства в дорожном движении:
• с загрязнениями (наслоениями), ограничивающими обзорность дороги, а также не позволяющими видеть информацию на регистрационном знаке с расстояния 40 м и менее (подп.10.3 п.10 Правил дорожного движения);
• если не работают в установленном режиме или загрязнены внешние световые приборы и световозвращатели (п.15 приложения 4 к Правилам дорожного движения).
Кроме того, для проведения государственного технического осмотра предусмотрено представление транспортного средства на диагностическую станцию в чистом виде (часть первая п.8 Положения о порядке проведения государственного технического осмотра транспортных средств и их допуска к участию в дорожном движении, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.04.2008 № 630).
Таким образом, содержание транспортного средства в чистом виде - обязанность, закрепленная законодательно, поэтому расходы на мойку автомобиля (совершаемые по мере необходимости) являются производственно необходимыми и подлежат включению в себестоимость выпускаемой продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг), в том числе в целях ценообразования.
![]() |
Обратите внимание! При включении расходов на содержание автотранспортных средств (в том числе на их мойку) в себестоимость (в том числе в целях ценообразования) следует учитывать установленные законодательством ограничения по количеству единиц автомобильного транспорта. Так, постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26.03.2007 № 373 «О некоторых вопросах использования служебных легковых автомобилей» государственным организациям и учреждениям, подчиненным (подотчетным) Совету Министров Республики Беларусь, установлены количество служебных легковых автомобилей, а также лимиты их пробега, постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 04.08.2003 № 37 «О порядке использования и учета работы специальных легковых автомобилей в организациях, подведомственных Министерству транспорта и коммуникаций Республики Беларусь» и постановлением Министерства промышленности Республики Беларусь от 13.02.2006 № 1 «О порядке использования и учета работы специальных легковых автомобилей» установлен порядок определения лимита количества специальных легковых автомобилей (норматива обеспеченности ими) в организациях, подведомственных указанным министерствам. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.08.2012 № 776 «Об упорядочении использования служебных и специальных легковых автомобилей» установлены порядок определения количества служебных и специальных автомобилей в государственных и бюджетных организациях, подчиненных Правительству Республики Беларусь, и лимит пробега для указанных автомобилей. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.07.2005 № 835 «Об установлении нормативов обеспеченности служебными и специальными автомобилями, лимитов их пробега, примерных норм оснащения служебных помещений имуществом для банков, в отношении которых государство, обладая контрольным пакетом акций или иным образом, не противоречащим законодательству, может определять решения, принимаемые этими банками» установлены нормативы обеспеченности служебными автомобилями и лимиты их пробега, нормативы обеспеченности специальными автомобилями для банков, в отношении которых государство, обладая контрольным пакетом акций или иным образом, не противоречащим законодательству, может определять решения, принимаемые этими банками. Соответствующие организации вправе включать в себестоимость продукции (работ, услуг) расходы на содержание только установленного количества единиц автомобильного транспорта. Расходы на содержание автотранспорта сверх установленного количества осуществляются за счет прибыли, остающейся в распоряжении этих организаций. В организациях, для которых законодательством не установлены нормативы обеспеченности транспортными средствами, решение о количестве транспортных средств, используемых в предпринимательских целях, принимает руководитель, что закрепляется в учетной политике организации. Учет расходов на содержание транспортных средств ведется в соответствии с принятым решением.
От редакции «Бизнес-Инфо» С 9 апреля 2017 г. постановление № 37 на основании постановления Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 24.03.2017 № 7 утратило силу. |
06.04.2015
Сергей Шкирман, экономист, редактор аналитической правовой системы «Бизнес-Инфо»