Судебная практика от 14.01.2011
Автор: Белявский С.

Осуществление технического надзора в строительстве: правовые основы и судебная практика


 

Материал помещен в архив

 

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО НАДЗОРА В СТРОИТЕЛЬСТВЕ: ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

Общие положения технического надзора

В соответствии с п.2 ст.35 Закона РБ от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» (далее - Закон № 300-З) в области строительной деятельности осуществляются следующие виды надзора:

- государственный строительный надзор;

- технический надзор;

- авторский надзор за строительством;

- иные виды надзора, предусмотренные законодательством.

В данной статье рассмотрены вопросы ведения технического надзора.

Технический надзор осуществляется на всех объектах строительства независимо от форм собственности, за исключением объектов дачного и садоводческого строительства, одноквартирных жилых домов высотой до 2 этажей включительно, застройщиками по которым являются граждане, а также объектов текущего ремонта.

Согласно ст.703 Гражданского кодекса РБ (далее - ГК), ст.37 Закона № 300-З заказчик, застройщик или уполномоченные ими лица вправе осуществлять технический надзор за выполнением строительных работ. Осуществление технического надзора является обязанностью заказчика, застройщика в случаях, установленных законодательством. В зависимости от условий строительства заказчик, застройщик могут осуществлять технический надзор самостоятельно или привлекать для этого на договорной основе инженера (инженерную организацию).

Заказчик, застройщик обеспечивают осуществление технического надзора в течение всего периода строительства объекта в соответствии с требованиями ТКП 45-1.03-162-2009 и с периодичностью проведения проверок, которая должна обеспечивать соблюдение соответствия выполняемых работ требованиям проектной документации и техническим нормативным правовым актам (ТНПА).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 29 октября 2020 г. ТКП 45-1.03-162-2009 на основании постановления Минстройархитектуры РБ от 28.10.2020 № 67 утратил силу.

С 23 октября 2020 г. следует руководствоваться Инструкцией о порядке осуществления технического надзора за строительством, утвержденной постановлением Минстройархитектуры РБ от 04.08.2020 № 40.

 

С 1 мая 2010 г. приказом Минстройархитектуры РБ от 07.12.2009 № 396 взамен СНБ 1.03.01-99 «Технический надзор в строительстве. Основные положения» введен в действие основной нормативный документ, регламентирующий осуществление технического надзора в строительстве в Республике Беларусь, - ТКП 45-1.03-162-2009 «Технический надзор в строительстве. Порядок проведения».

Исходя из подп.2.10 ТКП 45-1.03-162-2009 технический надзор в строительстве - это часть строительного процесса, включающего контроль и надзор заказчика за соответствием строительно-монтажных работ, применяемых материалов, изделий, конструкций и оборудования требованиям действующих ТНПА и утвержденной проектно-сметной документации, а также освидетельствование, приемку и учет выполненных работ.

Специфические особенности осуществления технического надзора

Следует отметить, что спецификой осуществления технического надзора обусловлены многочисленные проблемы.

Первая проблема связана с желанием заказчика сэкономить и назначением представителя технического надзора из числа своего персонала. В соответствии с подп.3.2 ТКП 45-1.03-162-2009 представитель технического надзора назначается приказом заказчика из своего персонала (штата) или привлекается по договору (контракту) инженер, инженерная организация (между тем ТКП 45-1.03-162-2009 запрещает подрядчику вести своими силами технический надзор на объектах, на которых он осуществляет строительство). Таким образом, возможность назначения представителя технического надзора из числа своих работником прямо предусмотрена законодательством. При этом следует помнить о том, что инженером технического надзора может быть специалист с высшим образованием, соответствующим виду профессиональной деятельности, или специалист со средним специальным образованием, соответствующим виду профессиональной деятельности, в соответствии с квалификационными требованиями, установленными действующими актами законодательства, и аттестованный (сертифицированный) в порядке, определенном Министерством архитектуры и строительства РБ. Руководитель общего технического надзора может назначаться из представителей специального технического надзора.

Общий технический надзор отличается от специального тем, что он осуществляется за всеми видами строительно-монтажных работ, организует работу представителей специальных технических надзоров, координирует и обобщает результаты их деятельности. Специальный технический надзор осуществляется за отдельными видами (комплексами) строительно-монтажных работ и является частью общего технического надзора.

Наличие в штате заказчика работника, осуществляющего технический надзор, безусловно, является оправданным. Причиной тому служит более требовательный контроль за работами и отсутствие проблем с подписанием актов приемки выполненных работ, сдачи объекта в эксплуатацию.

Вместе с тем при ведении технического надзора ненадлежащим образом взыскать с виновника - представителя технического надзора сумм убытков в порядке трудовых правоотношений проблематично. В таком случае целесообразно, чтобы технический надзор осуществляла сторонняя организация.

Второй момент, на который необходимо обратить внимание при выборе формы осуществления технического надзора, - это требования законодательства к лицу, его осуществляющему.

В соответствии с Положением о лицензировании деятельности по проектированию и строительству зданий и сооружений I и II уровней ответственности и проведению инженерных изысканий для этих целей, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 20.10.2003 № 1386 (действовавшем до 1 января 2011 г.), технический надзор в строительстве включен в перечень работ и услуг, составляющих лицензируемую деятельность, на осуществление которых требуется лицензия Министерства архитектуры и строительства РБ.

Следует отметить, что с 1 января 2011 г. лицензирование технического надзора в строительстве, равно как и иной деятельности по проектированию и строительству зданий и сооружений I и II уровней ответственности и проведению инженерных изысканий, отменено Указом Президента РБ от 01.09.2010 № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности». При этом Министерство архитектуры и строительства РБ планирует сохранить аттестацию и проверку знаний, а также навыков лиц, осуществляющих технический надзор в строительстве, в иной упрощенной форме. В частности, данным Министерством подготовлен проект Указа Президента РБ «О Едином реестре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих архитектурную, градостроительную и строительную деятельность, а также инженерные изыскания и инженерные услуги в строительстве», принятие которого будет способствовать совершенствованию государственного регулирования в названных сферах деятельности с 1 января 2011 г.

Проектом Указа предусмотрено включение юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, выполняющих отдельные виды работ и услуг в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, а также инженерных изысканий и инженерных услуг в строительстве, в Единый реестр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - Единый реестр) по заявительному принципу. Документом определены требования и условия осуществления указанных видов деятельности. Вместе с тем юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые осуществляют деятельность на основании специальных разрешений (лицензий), выданных Министерством архитектуры и строительства РБ до 1 января 2011 г., будут включены в Единый реестр автоматически.

Кроме того, представители технического надзора должны пройти профессиональную аттестацию в соответствии с Инструкцией о профессиональной аттестации специалистов в области строительства, утвержденной постановлением Минстройархитектуры РБ от 22.04.2003 № 11 (примечание).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 8 мая 2014 г. постановление № 11 на основании постановления Минстройархитектуры РБ от 07.04.2014 № 22 утратило силу. Следует руководствоваться Положением об аттестации руководителей, специалистов организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области архитектурной, градостроительной, строительной деятельности, выполнение работ по обследованию зданий и сооружений, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 21.03.2014 № 252.

 

Аттестация представителей технического надзора осуществляется органом по аттестации, в качестве которого приказом Минстройархитектуры РБ от 27.06.2003 № 124 определено инженерное республиканское унитарное предприятие «Белстройцентр».

По решению Республиканского Совета по аттестации руководителей и специалистов в области строительства от 19.11.2003 представители технического надзора проходят аттестацию с обязательным предварительным повышением квалификации.

Договор на оказание инженерных услуг

Права и обязанности представителей технического надзора устанавливаются договором (контрактом) на оказание инженерных услуг по ведению технического надзора. При этом выполнение требований представителя технического надзора, входящих в его компетенцию, обязательно для подрядчика. По требованию представителя технического надзора подрядчик обязан представлять документы, подтверждающие соответствие выполненных строительно-монтажных работ, применяемых материалов, изделий, конструкций и оборудования проектно-сметной документации и ТНПА, а также документы, подтверждающие объемы выполненных строительно-монтажных работ.

В то же время при исполнении своих обязанностей представитель технического надзора не вправе вмешиваться в хозяйственную деятельность подрядчика.

Содержание условий договора следует определять в соответствии с главами 38, 39 ГК, ТКП 45-1.03-162-2009, а также Правилами заключения и исполнения договоров (контрактов) строительного подряда, утвержденными постановлением Совета Министров РБ от 15.09.1998 № 1450 (далее - Правила № 1450).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 14 апреля 2018 г. следует руководствоваться Правилами № 1450 в редакции постановления Совета Министров РБ от 10.04.2018 № 274.

 

Законодательство не содержит императивных указаний в отношении того, какая из сторон готовит проект договора на оказание инженерных услуг по ведению технического надзора. В связи с этим данный вопрос оставлен на рассмотрение сторон. Однако представляется, что проще это сделать специализированной организации, которая будет осуществлять технический надзор.

Договор (контракт) на оказание инженерных услуг по ведению технического надзора должен включать следующие разделы:

- предмет договора;

- срок начала и завершения работ;

- права и обязанности сторон по договору, в т.ч. обязанности в соответствии с разделами 5 и 6 ТКП 45-1.03-162-2009;

- стоимость работ;

- финансирование и расчеты;

- срок действия договора;

- условия расторжения договора;

- решение споров;

- ответственность сторон;

- реквизиты сторон.

К договору прилагается задание на ведение технического надзора. Для повышения эффективности технического надзора за ходом строительства рекомендуется выдача генподрядчику инструкции о взаимодействии с представителем технического надзора.

При заключении договора на оказание услуг по техническому надзору, а также при назначении представителя технического надзора из числа своих работников заказчик обязан передать представителю технического надзора в одном экземпляре полный комплект проектной документации с отметкой в чертежах и сводных сметах «К производству работ», а также перечень ответственных конструкций и основных видов строительно-монтажных работ, подлежащих приемке с участием представителя авторского надзора.

В договоре стороны обязаны определить периодичность проведения проверок представителем технического надзора, а также форму контроля таких посещений. Это может быть специальный отчет, журнал технического надзора и т.п. В то же время в действующих ТНПА отсутствует утвержденная форма журнала технического надзора и даже упоминание о нем. Вместе с тем на практике стороны самостоятельно разрабатывают его форму и прилагают ее к договору. То же касается и отчета. При этом в специализированной литературе имеются их образцы.

Отсутствие форм контроля за осуществлением технического надзора может влечь различные взаимные требования сторон по договору.

Пример 1

Хозяйственным судом было рассмотрено дело по иску общества с дополнительной ответственностью (ОДО) «А» к открытому акционерному обществу «Б» о взыскании суммы в возврат оплаты за невыполненные работы, процентов и понесенных расходов.

Изучив представленные документы, заслушав стороны, исследовав доказательства, суд пришел к выводу о необоснованности исковых требований и отказе истцу в иске исходя из следующего.

Срок технического надзора в договоре определен с конкретной даты года до окончания строительства. Срок окончания строительства по договору строительного подряда с трестом - по декабрь 2007 г. Предметом договора было указано, что исполнитель по поручению заказчика обязуется осуществлять технический надзор общестроительных работ продовольственного магазина павильонного типа, а заказчик обязуется уплатить исполнителю предусмотренную договором цену в соответствии с условиями данного договора.

Права и обязанности сторон определялись следующим образом. Исполнитель обязуется осуществлять технический надзор за строительством продовольственного магазина павильонного типа, при этом не вмешиваясь в договорные отношения между заказчиком и подрядными строительными организациями, а также в порядок расчетов и платы за выполненные объемы строительно-монтажных работ между ними. Заказчик обязуется обеспечить исполнителю безопасные условия работы и беспрепятственный доступ на объект для осуществления надзора. Заказчик обязуется представить исполнителю один экземпляр всей проектно-сметной документации объекта, разработанной и утвержденной в установленном порядке, положительное заключение вневедомственной экспертизы, другие нормативно-технические документы для получения разрешения на строительство и выполнять требования п.4.5 СНБ 1.03.01-99, действовавшего в момент заключения договора. Заказчик обеспечивает безусловное выполнение всех указаний и устранение недостатков, выявленных исполнителем в процессе технического надзора за строительством. По завершении строительства заказчик представляет исполнителю экземпляр заключений, справок и других материалов, необходимых для оформления акта государственной комиссии по приемке объекта в эксплуатацию.

Никаких других конкретных условий в отношении расчета суммы договора, из чего сумма складывается и как определяется, договор не содержал.

В журнале производства работ представителем ответчика были произведены записи (в 2007 г.) о том, что подрядчик определенные работы проводит не в соответствии со строительными нормами и правилами и с отступлением от проектно-сметной документации.

Представлены суду и письма за подписью руководителя ОДО «А» и представителя технического надзора, направляемые тресту с просьбой устранения всех неточностей и недостатков, выявленных в процессе проверки строительства объекта, где отмечено, что в части фундаментов не выполнена обратная засыпка грунтом, не уложены плиты перекрытия, указано о приостановке работ вообще.

Представлено суду и письмо треста, направленное в адрес ОДО «А», согласно которому отступления от проекта трестом допущено по просьбе заказчика (ОДО «А») для увеличения подвальной части (указывалось на увеличение проема подвальной части, что может привести к промерзанию), бетонирование монолитных участков фундаментов стен и фундаментов колонн (указывалось на отсутствие работ по уплотнению раствора электровибраторами) выполнялось с помощью электровибраторов от передвижной электростанции, бетонирование фундаментов под несущие стойки производилось бетоном с противоморозной добавкой, фундамент уложен на уплотненное основание (указывалось на нарушение работ в данных осях). В данном письме трест поясняет, что в связи с окончанием разрешения государственного строительного надзора на строительство работы с января 2008 г. трестом не ведутся. Прораб Иванов И.И. уволен. Для продолжения строительства необходимо получить разрешение и решить все иные вопросы.

Следовательно, утверждения истца о неисполнении ответчиком своих обязанностей по договору, не верны.

Согласно СНБ 1.03.01-99 условия осуществления технического надзора устанавливаются в договоре заказчиком в соответствии с нормами СНБ 1.03.01-99. Технический надзор обязан постоянно проверять качество строительно-монтажных работ, своевременно информировать заказчика о выявленных дефектах и нарушениях.

Об освидетельствовании или приемке работ подрядчик должен известить представителя технического надзора не менее чем за сутки до начала освидетельствования запросом по форме, указанной в приложении к СНБ 1.03.01-99.

Документов, подтверждающих извещение представителя технического надзора о необходимости принятия работ от подрядчика, истец суду не представил.

Приемка выполненных подрядчиком работ представителем технического надзора производится в порядке, установленном договором строительного подряда.

Договором строительного подряда определено, что для осуществления технического надзора заказчик назначает своего представителя. При необходимости заказчик вправе передать на договорных началах часть своих обязанностей по осуществлению технического надзора и обязанностей, предусмотренных данным договором, соответствующему субъекту хозяйствования.

Подрядчик назначает руководителя строительных работ и уведомляет об этом заказчика в письменной форме не позднее 5 дней до их начала.

Представители заказчика и подрядчика оформляют справки о выполнении работ на объекте, о проверке соответствия используемых конструкций, материалов, изделий, оборудования проектной документации, составляют акты промежуточной приемки ответственных конструкций и освидетельствования скрытых работ.

Заказчик вправе при выявлении некачественно выполненных работ немедленно выдать письменное предписание подрядчику об устранении дефектов. При необходимости заказчик может приостановить выполнение работ. Иного договор строительного подряда не содержит.

Учитывая вышеизложенное, суд пришел к выводу о выполнении ответчиком работ по техническому надзору за строительством объекта истца. Поскольку истец не представил доказательств, из чего сложилась сумма, перечисленная ответчику за технический надзор и в каком объеме данный надзор должен был быть выполнен ответчиком, суд не находит оснований для возврата перечисленных сумм, констатируя, что работы ответчик по техническому надзору выполнял, что подтверждено совместным письмом, журналом учета и другими документами. Исходя из смысла документов, направляемых трестом истцу, на время окончания строительства был только возведен нулевой цикл. Проверка работ по устройству фундамента, подвала и осуществлялась ответчиком. Трест кладку стен не производил из-за отсутствия разрешения. Подтверждается в определенной мере выполнение работ ответчиком и после окончания срока строительства до получения истцом разрешения на продление работ и заключения дополнительного соглашения к договору строительного подряда на продление срока строительства. В связи с изложенным в удовлетворении иска было отказано.

Обязанности технического надзора

Основными обязанностями технического надзора являются:

1) способствование своей деятельностью целевому и рациональному использованию средств заказчика и вводу объектов в эксплуатацию в сроки, определенные договором (контрактом) строительного подряда;

2) при выявлении несоответствий в проектно-сметной документации или при необходимости изменения проектных решений, замены материалов, изделий, конструкций, оборудования внесение предложений заказчику для решения этих вопросов;

3) проверка соответствия применяемых материалов, изделий, конструкций и оборудования требованиям ТНПА; соответствие состава и объема выполненных строительно-монтажных работ проектно-сметной документации; устранение дефектов и нарушений, отмеченных в журналах работ и авторского надзора;

4) проверка качества строительно-монтажных работ, применяемых материалов, изделий, конструкций и оборудования, соответствия их проектной документации и требованиям ТНПА, наличия и правильности оформления документов, подтверждающих их качество (паспортов, сертификатов, результатов испытаний), своевременное выявление дефектов и нарушений, информирование о них заказчика и подрядчика;

5) своевременная проверка объемов выполненных подрядчиком строительно-монтажных работ и осуществление их приемки, участие в освидетельствовании скрытых работ и промежуточной приемке ответственных конструкций с оформлением актов по установленной форме;

6) участие в проверках, осуществляемых авторским надзором, органами государственного строительного надзора по их требованию; контроль выполнения подрядчиком указаний, полученных при проверках;

7) обеспечение контроля за расходованием денежных средств в пределах утвержденных смет на строительство объекта в базисных ценах; ведение учета объемов выполненных строительно-монтажных работ;

8) контроль за соблюдением подрядчиком условий хранения материалов, изделий, конструкций и оборудования на строительной площадке, а также контроль за обеспечением сохранности выполненных работ, возведенных зданий и сооружений до их сдачи заказчику;

9) рассмотрение претензий подрядчика по вопросам обеспеченности строительства проектно-сметной документацией, а также по вопросам приемки работ; принятие по этим претензиям решений или внесение своих предложений для принятия решения заказчиком;

10) осуществление в период строительства совместно с подрядчиком предусмотренных проектом наблюдений за осадками ответственных зданий и сооружений, оформление результатов наблюдений соответствующей документацией.

Пример 2

Хозяйственным судом рассмотрено дело по иску общества с ограниченной ответственностью (ООО) «А» к унитарному предприятию (УП) «Б» о взыскании суммы задолженности за выполненные строительно-монтажные работы по договору строительного подряда, а также в соответствии с условиями договора командировочных расходов и оплаты проживания.

В июле 2007 г. между истцом, выступающим в качестве подрядчика, и ответчиком, выступающим в качестве заказчика, был заключен договор строительного подряда, согласно которому истец принял на себя обязательства по выполнению строительно-монтажных работ на объекте «Капитальный ремонт и установка памятника» согласно прилагаемой к договору сметой (проектно-сметной документацией).

Ранее был заключен договор между республиканским унитарным предприятием (РУП) «В» (заказчик) и УП «Б» (подрядчик) на выполнение работ по установке памятника с капитальным ремонтом.

В качестве доказательств представлены: акт приемки выполненных работ за сентябрь 2007 г., справка о стоимости за сентябрь 2007 г., акт сдачи-приемки выполненных работ за август 2007 г. с указанием на данный акт как на дополнительный.

Оценив доказательства по делу, основываясь на нормах действующего законодательства, хозяйственный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований на основании следующего.

В соответствии со ст.100 Хозяйственного процессуального кодекса РБ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Согласно ст.290 ГК обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями законодательства, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычно предъявляемыми требованиями.

В силу ст.696 ГК по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить строительные и иные специальные монтажные работы, сдать их заказчику, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять результаты этих работ и уплатить обусловленную цену.

Судом не были приняты доводы представителя истца о том, что общая сумма требований не превышает указанную сумму в договоре и поэтому должна быть оплачена, так как акт сдачи-приемки выполненных работ за август 2007 г., оформленный как дополнительный не в соответствии с требованиями, не подписан представителем технического надзора.

Из пояснений представителя технического надзора Ж. следует, что указанные работы в дополнительном акте не соответствуют проектно-сметной документации, т.е. необходимо было либо корректировать акт за август, приводя его в соответствие с проектно-сметной документацией, либо вносить изменения в проектно-сметную документацию.

Обозначенные выше обстоятельства исключают возможность принять суду дополнительный акт за август 2007 г. как надлежащее доказательство по иску, т.е. как дополнительные работы для возможности их дополнительной оплаты в составе объекта.

Суд не находит правовых оснований для взыскания командировочных расходов, оплаты проживания, так как в пункте договора указано, что все расходы, затраты входят в стоимость работ, а не подлежат компенсации отдельно.

В связи с изложенным в удовлетворении иска было отказано.

Документация, необходимая для выполнения технического надзора

Важно отметить, что на представителе технического надзора лежит обязанность требовать от подрядчика (или представителя подрядчика) следующую документацию: общий журнал работ, журналы специальных работ и авторского надзора; акты (протоколы) испытаний материалов, изделий, конструкций, инженерных систем и оборудования; документы о качестве (паспорта и сертификаты на материалы, изделия, конструкции и оборудование); исполнительные геодезические схемы.

Указанные документы в последующем требуются при сдаче объекта в эксплуатацию согласно ТКП 45-1.03-59-2008 «Приемка законченных строительством объектов. Порядок проведения», из которого следует, что генеральный подрядчик (подрядчик) при приемке законченного строительством объекта в эксплуатацию представляет приемочной комиссии следующую документацию:

- перечень организаций, участвовавших в производстве строительно-монтажных, ремонтно-строительных и других видов работ, с указанием видов выполненных ими работ и фамилий инженерно-технических работников, непосредственно ответственных за их выполнение;

- комплект рабочих чертежей на строительство предъявляемого к приемке объекта, разработанных генеральным проектировщиком (проектировщиком), с подписями о соответствии выполненных в натуре работ этим чертежам или внесенным в них по согласованию с генеральным проектировщиком (проектировщиком) изменениям, сделанными лицами, ответственными за производство работ;

- копии сертификатов соответствия на продукцию, подлежащую обязательной сертификации; копии технических свидетельств на продукцию, подлежащую техническому освидетельствованию, и другие документы, удостоверяющие качество материалов, конструкций и деталей, применяемых при производстве строительно-монтажных работ;

- акты освидетельствования скрытых работ и акты промежуточной приемки отдельных ответственных конструкций;

- акты индивидуальных испытаний смонтированного оборудования, акты испытаний технологических трубопроводов, внутренних систем холодного и горячего водоснабжения, канализации, газоснабжения, электроснабжения, отопления и вентиляции, наружных сетей водоснабжения, канализации, теплоснабжения, газоснабжения и дренажных устройств;

- акты о выполнении уплотнения (герметизации) вводов и выпусков инженерных коммуникаций в местах прохода их через подземную часть наружных стен зданий в соответствии с проектом;

- акты испытаний внутренних и наружных электроустановок и электросетей;

- акты испытаний устройств телефонизации, радиофикации, телевидения, сигнализации и автоматизации;

- акты испытаний устройств, обеспечивающих взрывобезопасность, пожаробезопасность и молниезащиту;

- журналы производства работ и авторского надзора генерального проектировщика (проектировщика), материалы обследований и проверок в процессе строительства органами государственного и другого надзора;

- гарантийный паспорт объекта строительства (приложение Ж к ТКП 45-1.03-59-2008);

- другую документацию, необходимую согласно требованиям ТНПА и оформляемую при строительстве подрядчиком.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 декабря 2012 г. ТКП 45-1.03-59-2008 признан утратившим силу.

В настоящее время порядок приемки в эксплуатацию зданий и сооружений регламентируется Положением о порядке приемки в эксплуатацию объектов строительства, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 06.06.2011 № 716.

С 3 февраля 2019 г. действует постановление Минстройархитектуры РБ от 06.12.2018 № 40 «Об установлении форм актов приемки объектов в эксплуатацию, гарантийного паспорта объекта строительства, перечней документов, представляемых приемочной комиссии».

 

В практике возможны ситуации, когда подрядчиком указанная документация не представляется. С учетом этого у заказчика может возникнуть право требовать возмещения связанных с этим убытков у представителя технического надзора, который не должным образом исполнял свои обязанности по проверке наличия указанных документов.

Поскольку заказчик не может находиться неотлучно на объекте, представитель технического надзора обязан принимать участие в освидетельствовании скрытых работ. О предстоящем освидетельствовании подрядчик обязан уведомлять представителя технического надзора письменно не позднее чем за сутки по форме согласно приложению А к ТКП 45-1.03-162-2009. В случае его неявки акт может быть составлен в одностороннем порядке. Освидетельствование скрытых работ производится непосредственно до начала выполнения последующих работ. Если последующие работы предстоит выполнять после перерыва или резкого изменения погодных условий (дождей, заморозков и т.п.), то освидетельствование скрытых работ производится повторно. В случае повреждения ранее освидетельствованных работ и конструкций после устранения выявленных повреждений проводится их повторное освидетельствование.

При составлении подрядчиком актов приемки выполненных строительно-монтажных работ представитель технического надзора обязан завизировать их в базисных ценах. При строительстве объектов по договорным (контрактным) ценам представитель технического надзора визирует в актах сдачи-приемки выполненных работ только объемы выполненных работ (с начала строительства и за отчетный период) в соответствующих единицах измерения.

Следует отметить, что проверка правильности пересчета стоимости выполненных работ из базисных в текущие цены и связанные с этим расчеты и проверки не входят в компетенцию представителя технического надзора.

Все выявленные замечания и указания по устранению выявленных дефектов и нарушений в ходе производства работ представитель технического надзора обязан вносить в журналы производства работ с указанием срока исполнения и контролировать их выполнение.

Важным правом представителя технического надзора является право приостанавливать производство строительно-монтажных работ (с обязательным последующим письменным уведомлением заказчика и подрядчика) в случае невыполнения подрядчиком указаний разработчика проектной документации и (или) указаний или предписаний органов государственного строительного надзора по устранению выявленных дефектов и (или) нарушений, создающих угрозу деформаций или обрушения зданий, сооружений, их отдельных частей, инженерных коммуникаций, конструкций, а также угрозу возникновения опасности для жизни и здоровья граждан, сохранности имущества физических и юридических лиц, окружающей среды.

Представитель технического надзора несет ответственность, предусмотренную законодательством Республики Беларусь, за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, возложенных на него ТКП 45-1.03-59-2008, в т.ч. за приемку строительных и иных специальных монтажных работ, выполненных с нарушением требований ТНПА и проектной документации, а также договором (контрактом) на осуществление технического надзора.

Пример 3

Хозяйственным судом рассмотрено дело по иску РУП «А» к частному унитарному предприятию (ЧУП) «Б» о взыскании убытков, вызванных ненадлежащим исполнением ответчиком обязательств по ведению технического надзора объекта строительства. Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора, на стороне истца - ЧУП «В».

Согласно обстоятельствам дела в ходе проведения органами Комитета государственного контроля РБ контрольного обмера на объектах строительства, заказчиком по которым выступил истец, было установлено завышение стоимости работ, в частности, при определении резерва средств на непредвиденные работы и затраты, при определении затрат, связанных с разъездным характером работ, по фактической стоимости использованных материалов, по фактическому расходу материалов, не соответствующему сметному нормативному расходу. По договору функции технического надзора за строительством были возложены на ответчика.

По факту завышения объемов выполненных работ постановлением суда истец был привлечен к административной ответственности в виде наложения штрафа в сумме стоимости завышения работ в размере 36 365 180 руб.

Поскольку наложение штрафа, по мнению истца, явилось следствием ненадлежащего исполнения ответчиком возложенных на него договором обязанностей, истец обратился в суд с иском, в котором просит взыскать с ответчика 34 416 244 руб. убытков, вызванных непосредственно действиями ответчика.

В судебном заседании истец пояснил, что понесенные им убытки в этой части были обусловлены ненадлежащим выполнением ответчиком функций технического надзора, в обязанности которого входили контроль за соответствием выполняемых работ, применяемых материалов, изделий и оборудования нормативно-технической и утвержденной проектно-сметной документации, приемка выполненных работ по объекту согласно проектно-сметной документации с подписанием актов приемки выполненных работ (форма С-2) в ценах 1991 г. В остальной части согласился с изложенными доводами ответчика о том, что в обязанности технического надзора не входила обязанность осуществлять контроль правильности пересчета стоимости выполненных работ в текущие цены, поскольку данное условие не было закреплено в договоре.

Представители ответчика заявленные требования не признали. В судебном заседании пояснили, что работы по техническому надзору были выполнены в строгом соответствии с принятыми по договору обязательствами.

Опрошенный в ходе судебного разбирательства в качестве специалиста представитель УП «Д» Иванов И.И. пояснил, что действительно по поручению Комитета государственного контроля РБ осуществлял проверку деятельности истца. По результатам проверки были выявлены случаи завышения стоимости работ, связанные с неправильным отражением в актах выполненных работ сумм в текущих ценах, а также обстоятельства указания в актах затрат, связанных с командировочным характером труда вместо предусмотренных сметой - разъездного.

Дополнительно Иванов И.И. пояснил, что в обязанности технического надзора согласно требованиям технических нормативно-правовых актов не входят обязанности по проверке правильности применения текущих цен, если иное не предусмотрено договором. По факту неправильного отражения в актах выполненных работ затрат, связанных с командировочным характером, Иванов И.И. указал, что в сводном сметном расчете (в разделе 9) были заложены затраты, связанные с разъездным характером труда, что могло быть предметом проверки со стороны технического надзора. Разграничить суммы завышения непосредственно стоимости работ при определении затрат, связанных с разъездным характером работ, он не может, поскольку необходимо производить перерасчет по всем актам выполненных работ, что может сделать непосредственно подрядчик, составлявший данные акты.

Представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица подрядчика - ЧУП «В» пояснил, что разница между затратами, связанными с разъездным характером работ и командировочным (без учета суммы завышения, связанной с неправильным применением текущих цен) с учетом всех налоговых платежей составила 3 737 231 руб. Этот расчет проверен специалистом УП «Д» Ивановым И.И. и согласован.

Суд, изучив материалы дела, выслушав доводы сторон, третьего лица, специалиста, оценив представленные доказательства, пришел к выводу о частичной обоснованности предъявленных требований на основании нижеследующего.

В соответствии со ст.290 ГК обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями законодательства, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычно предъявляемыми требованиями.

Как следует из материалов дела, между истцом и ответчиком был заключен договор, согласно которому в соответствии с СНБ 1.03.01-99, действовавшим на момент заключения договора, истец поручил, а ответчик принял на себя обязательства по техническому надзору за строительством объекта «Лаборатория».

Заказчик в целях осуществления контроля и надзора за строительством и принятия от его имени решений во взаимоотношениях с подрядчиком в силу требований ст.704 ГК может заключить самостоятельно без согласия подрядчика договор об оказании заказчику услуг такого рода с соответствующим инженером (инженерной организацией).

Анализ вышеизложенного положения законодательства позволяет прийти к выводу о том, что к заключенному между сторонами договору на оказание услуг исходя из ст.737 ГК подлежат применению нормы о подряде, согласно которым ответчик как исполнитель отвечает перед заказчиком как подрядчик.

За ненадлежащее исполнение обязательств в силу требований ст.364 ГК должник обязан возместить кредитору убытки.

Условия об ответственности подрядчика за ненадлежащее выполнение работ предусмотрены ст.676 ГК. В частности, п.2 ст.676 ГК установлено, что подрядчик вправе вместо устранения недостатков, за которые он отвечает, безвозмездно выполнить работу заново с возмещением заказчику причиненных просрочкой исполнения убытков.

Основанием для взыскания убытков по настоящему делу исходя из изложенных в иске обстоятельств послужило неисполнение ответчиком возложенных на него договором обязательств в части надлежащего осуществления технического надзора, которое впоследствии явилось основанием для применения к истцу административного взыскания в виде суммы завышения стоимости работ.

Так, в ходе проведенной проверки истца были установлены факты неправомерного включения в акты выполненных работ затрат, связанных с командировочным характером труда вместо предусмотренного сметой - разъездного, что в силу п.25 Инструкции о порядке проведения проверки правильности расходования государственных средств, выделенных на капитальное строительство (реконструкцию, ремонт, реставрацию, благоустройство) объектов, и производства контрольных обмеров строительных и ремонтных работ, утвержденной постановлением Минфина РБ, Минстройархитектуры РБ, Минэкономики РБ от 30.06.2004 № 99/16/165, относится к завышению стоимости работ как не предусмотренных сметной документацией. Сумма завышения составила 3 737 231 руб.

В соответствии с частью третьей п.8.7 СНБ 1.03.01-99 при строительстве объектов по договорным (контрактным) ценам представитель технического надзора визирует в актах сдачи-приемки выполненных работ только объемы выполненных работ (с начала строительства и за отчетный период) в соответствующих единицах измерения.

Вместе с тем анализ п.3.7, 5.9 СНБ 1.03.01-99 позволяет констатировать, что к функциям технического надзора отнесены не только проверка объемов выполненных работ, но также и проверка документов, подтверждающих затраты на выполненные работы, и контроль за расходованием денежных средств по объекту в пределах утвержденных смет.

Учитывая изложенные обстоятельства, ссылку в договоре на указанный ТНПА, совокупность положений договора, а также принимая во внимание разъяснение Минстройархитектуры РБ от 23.12.2009 № 09-07/6754, суд пришел к выводу о том, что в обязанности технического надзора по настоящему делу входила также и обязанность по осуществлению контроля за расходованием денежных средств по объекту в пределах утвержденных смет, в т.ч. и затрат, связанных с разъездным либо командировочным характером труда.

Ввиду того что ненадлежащий контроль со стороны ответчика повлек сумму завышения стоимости работ в размере 3 737 231 руб., которая в виде административного взыскания была взыскана с истца, суд согласился с доводами истца о том, что вызванные административным взысканием убытки произошли по вине ответчика, которые и подлежат возмещению.

Доводы ответчика со ссылкой на письмо Республиканского центра по ценообразованию в строительстве «О командировочных расходах и расходах на подвижной и разъездной характер работ» о том, что позиция о затратах на разъездной либо командировочный характер труда является договорной позицией и могла быть изменена заказчиком (истцом) и подрядчиком (третьим лицом) без дополнительных согласований, не могут быть приняты во внимание, так как абзацем 4 указанного письма предусмотрено, что выплаты командировочных расходов должны осуществляться в пределах согласованной контрактной цены. Исходя из проведенной проверки сумма командировочных затрат превысила сумму затрат на разъездной характер и, кроме того, принятие решения о выплате командировочных расходов взамен расходов на подвижной и разъездной характер является правом заказчика и подрядчика (которым стороны не воспользовались), а не обязанностью.

Не могут быть признаны обоснованными по основаниям ст.670 ГК и доводы ответчика о том, что истец не передал ему в полном объеме проектно-сметную документацию, т.е. сводный сметный расчет и проект организации строительства.

Ввиду того что истцом в остальной части требования не поддержаны, в силу положений п.8.7 СНБ 1.03.01-99 суд согласился с доводами ответчика об их необоснованности.

Иные доводы сторон не оказывают влияния на установленные судом обстоятельства дела, оценку представленных доказательств и правовую квалификацию правоотношений.

На основании изложенного исковые требования были удовлетворены частично. С ответчика было взыскано 3 737 231 руб. убытков.

Расчеты за оказание инженерных услуг

Расчеты за оказание инженерных услуг по ведению технического надзора производятся в соответствии с условиями договора. Основанием для их является акт сдачи-приемки выполненных работ с приложением расчета стоимости услуг технического надзора.

Порядок расторжения договора на осуществление технического надзора не отличается от расторжения иных видов договоров. При этом следует не забывать о последствиях расторжения договора, связанных с возможностью осуществления строительства.

Пример 4

Хозяйственным судом было рассмотрено дело по заявлению ЧУП «Ю» к инспекции Департамента контроля и надзора за строительством о признании незаконными действий начальника инспекции Департамента контроля и надзора за строительством Иванова И.И., выразившихся в отказе в продлении разрешения на производство строительно-монтажных работ.

В обоснование заявленного требования заявитель указал следующее. В инспекцию Департамента контроля и надзора за строительством им были представлены необходимые, по его мнению, документы для продления разрешения на производство строительно-монтажных работ на объекте «Б». В установленный срок заявителем получен отказ в продлении сроков по причине неэффективности ведения технического надзора на объекте. Вывод о неэффективности ведения технического надзора был сделан на основании письма ООО «О» - организации, осуществляющей технический надзор в соответствии с контрактом, с которой, как считает заявитель, договорные отношения не прекращены.

Представители инспекции Департамента контроля и надзора за строительством в судебном заседании пояснили, что причиной отказа в продлении разрешения на производство строительно-монтажных работ послужило отсутствие на объекте технического надзора.

Представитель ООО «О» в судебном заседании пояснил, что контракт на осуществление технического надзора был расторгнут в одностороннем порядке в связи с неисполнением заявителем - ЧУП «Ю» своих обязательств по контракту, от которых зависела возможность ведения технического надзора.

Как следует из материалов дела, в связи с истечением срока действия разрешения на производство строительно-монтажных работ на объекте «Б» заявитель - ЧУП «Ю» направил в инспекцию Департамента контроля и надзора за строительством заявление о выдаче разрешения на производство строительно-монтажных работ по данному объекту.

Рассмотрев представленные заявителем документы, инспекция Департамента контроля и надзора за строительством в лице начальника Иванова И.И. вынесла мотивированный отказ в продлении разрешения, сославшись на письмо ООО «О», согласно которому технический надзор по объекту прекращен (в заявлении о выдаче разрешения именно ООО «О» было указано в качестве организации, осуществляющей технический надзор).

Согласно п.10 Инструкции о порядке выдачи органами государственного строительного надзора разрешений на производство строительно-монтажных работ, утвержденной постановлением Госстандарта РБ от 28.02.2008 № 11, основаниями для отказа в выдаче разрешения являются представление неполного пакета документов, установленного перечнем, установление несоответствий в представленных документах, прекращение срока действия представленных документов, указание недостоверных либо неполных сведений в заявлении, а также установление факта фальсификации представленных документов.

Как пояснили представители инспекции Департамента контроля и надзора за строительством в судебном заседании, решение об отказе в продлении разрешения было принято на основании того, что действующим законодательством предусмотрен односторонний отказ от исполнения договора по оказанию услуг по ведению технического надзора и с учетом письма ООО «О» был сделан вывод о представлении заявителем - ЧУП «Ю» недостоверных сведений для продления разрешения.

Отсутствие технического надзора на объекте было установлено также и при выезде на объект. В связи с этим главным специалистом инспекции Департамента контроля и надзора за строительством Сидоровым С.С. было выписано предписание о приостановлении работ на объекте. Впоследствии было также выдано предписание в связи с неосуществлением на объекте строительства технического надзора в полном объеме. Аналогичное предписание по тем же нарушениям было выдано и через 3 месяца.

В соответствии с требованиями п.3.1 СНБ 1.03.01-99, действовавшим на момент рассмотрения дела, технический надзор обязателен на всех объектах строительства независимо от формы собственности, за исключением объектов дачного и садоводческого строительства, возводимых собственными силами застройщиков, а также объектов текущего ремонта. Заказчик обеспечивает осуществление технического надзора в соответствии с СНБ 1.03.01-99 и договором (контрактом) строительного подряда в течение всего периода строительства объекта - с момента его начала и до завершения приемки объекта в эксплуатацию.

Как было установлено в рамках рассмотрения настоящего дела, заявитель - ЧУП «Ю» в отдельных случаях осуществлял приемку работ в отсутствие технического надзора. Так, в частности, им были подписаны акт за ноябрь 2006 г., акт сдачи-приемки выполненных строительных и иных специальных монтажных работ за декабрь 2007 г. (данные акты были представлены в суд ООО «О»).

При таких обстоятельствах, принимая во внимание то, что безопасность объектов строительства зависит от качества технического надзора, который фактически на объекте не осуществлялся с ноября 2008 г. в связи с односторонним отказом ООО «О» от исполнения контракта, оценка обоснованности которого не входит в компетенцию инспекции Департамента контроля и надзора за строительством, хозяйственный суд не усмотрел оснований для удовлетворения заявленного требования и отказал в удовлетворении иска.

Постановлением апелляционной инстанции указанное решение было оставлено в силе.

 

В завершение следует отметить, что вопросам осуществления технического надзора следует уделять самое пристальное внимание, поскольку согласно постановлению Пленума ВХС РБ от 23.12.2005 № 33 «О некоторых вопросах рассмотрения споров, вытекающих из договора строительного подряда» справки технического надзора могут являться одним из доказательств некачественно выполненных строительных работ.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 19 сентября 2012 г. вместо постановления № 33 действует постановление Пленума ВХС РБ от 19.09.2012 № 6 «О некоторых вопросах рассмотрения дел, возникающих из договоров строительного подряда».

 

Право заказчика ссылаться на обнаруженные в ходе осуществления контроля и технического надзора за выполнением работ отступления от условий договора строительного подряда, которые ухудшили качество работ, или иные их недостатки обусловлено немедленным уведомлением об их наличии подрядчика. Оценка своевременности такого уведомления должна определяться хозяйственным судом в каждом конкретном случае в зависимости от срока, который требовался для устранения выявленных недостатков.

 

Примечание. Профессиональная аттестация - это процедура, используемая для подтверждения соответствия квалификации руководителей и специалистов, занятых в области строительства, установленным требованиям с последующей выдачей квалификационного аттестата.

 

14.01.2011 г.

 

Сергей Белявский, юрист, заместитель председателя Гродненского областного отделения общественного объединения «Белорусский республиканский Союз юристов»