


Материал помещен в архив
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПЕРЕВОЗКУ ПАССАЖИРОВ НА НЕИСПРАВНЫХ И НЕ ПРОШЕДШИХ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ ОСМОТР МАРШРУТНЫХ АВТОБУСАХ
Востребованным средством общественного транспорта стали частные маршрутные автобусы. Популярность данного вида общественного транспорта обусловила повышенный интерес предпринимателей к организации лицензируемого бизнеса в этой сфере. Вместе с тем перевозка пассажиров на источниках повышенной опасности, к которым относятся транспортные средства, стала причиной повышенных требований к данным автомобилям. Более того, п.194 Правил дорожного движения, утвержденных Указом Президента РБ от 28.11.2005 № 551 (далее - Правила), содержит перечень случаев, при которых запрещается участие в дорожном движении транспортного средства. Среди наиболее распространенных можно назвать запрет на участие в дорожном движении транспортного средства:
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 27 октября 2022 г. следует руководствоваться п.194 Правил с изменениями, внесенными Указом от 18.04.2022 № 145. |
• конструкция и техническое состояние которого не отвечают требованиям технических нормативных правовых актов (ТНПА);
• переоборудованного (путем изменения его типа и (или) назначения, а также весовых, габаритных или иных технических характеристик, предусмотренных документацией организации (завода) - изготовителя, в т.ч. путем оборудования транспортного средства маячками, специальными звуковыми сигналами) без согласования с Государственной автомобильной инспекцией Министерства внутренних дел РБ (далее - ГАИ) в порядке, установленном Министерством внутренних дел РБ;
• не прошедшего государственный технический осмотр (далее - гостехосмотр), порядок проведения которого определяется Советом Министров РБ;
• при наличии неисправности, указанной в приложении 4 к Правилам;
• с неисправными рабочей тормозной системой, рулевым управлением;
• с негорящими (отсутствующими) фарами и (или) задними габаритными огнями в темное время суток на неосвещенных участках дороги и (или) при ее недостаточной видимости (негорящими фарами считаются фары, у которых не горит (не работает) ни ближний, ни дальний свет).
Следует отметить, что при выпуске на линию маршрутных транспортных средств с подобными нарушениями их владельцы несут риск быть подвергнутыми не только взысканию со стороны ГАИ, но и, что существеннее, со стороны хозяйственного суда за нарушение требований лицензионного законодательства.
Согласно п.124 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденного Указом Президента РБ от 01.09.2010 № 450 (далее - Положение), грубым нарушением лицензионного законодательства являются в т.ч.:
• выпуск на линию транспортного средства с неисправностями, при наличии которых запрещается эксплуатация транспортного средства;
• использование транспортных средств, не прошедших гостехосмотр либо переоборудованных с нарушением требований законодательства.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 марта 2016 г. следует руководствоваться п.124 Положения в редакции Указа Президента РБ от 26.11.2015 № 475. |
Санкция за подобные нарушения довольно велика и не сопоставима с санкциями за нарушение Правил.
![]() |
Пример 1 Согласно протоколу об административном правонарушении 16 апреля 2013 г. в 11:45 на ул.Г. в г.Гродно при проверке маршрутного автобуса «Форд-Транзит», принадлежащего частному транспортному унитарному предприятию «Т» (далее - ЧТУП «Т»), осуществлявшего городскую автомобильную перевозку пассажиров, выявлено, что автомобиль был выпущен на линию с неисправностями, при наличии которых запрещается эксплуатация транспортного средства (отсутствует гайка крепления колеса). После выявления правонарушения его последствия были устранены, гайка установлена на колесный диск и автомобиль продолжил движение по маршруту (постановление хозяйственного суда Гродненской обл. от 06.05.2013 по делу № 40-12Ап/2013). |
Нарушен абзац 5 п.124 Положения. Доход на момент выявления правонарушения не установлен. Доход за 16 апреля 2013 г., в т.ч. и после устранения последствий правонарушения, согласно Z-отчету составил 728 000 руб.
Вина юридического лица его руководителем признается.
Выпуск на линию транспортного средства с неисправностями, при наличии которых запрещается эксплуатация транспортного средства, является грубым нарушением законодательства о лицензировании, лицензионных требований и условий (абзац 5 п.124 Положения).
Запрещается участие в дорожном движении транспортного средства при наличии неисправности, указанной в приложении 4 к Правилам (подп.194.7 п.194 Правил).
Запрещается участие в дорожном движении транспортных средств, у которых отсутствует болт (гайка) крепления и (или) имеются трещины диска и ободов колес (п.27 приложения 4 к Правилам).
При этом в соответствии с п.222 Правил автомобильных перевозок пассажиров, утвержденных постановлением Совета Министров РБ от 30.06.2008 № 972, член экипажа транспортного средства (водитель, кондуктор) в соответствии со своими полномочиями обязан проверять перед началом работы и систематически во время работы техническое состояние транспортного средства.
Как пояснил в судебном заседании водитель А., указанная обязанность им должным образом выполнена не была, своевременно отсутствие гайки не обнаружено.
Изучив все полученные по делу доказательства в их совокупности, суд усматривает в действиях привлекаемого юридического лица состав правонарушения, предусмотренный частью первой ст.12.7 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП).
Виновные действия ЧТУП «Т» подтверждаются протоколом об административном правонарушении, актом проверки, протоколами опроса, путевым листом, фотографией диска, иными доказательствами, имеющимися в деле, пояснениями свидетелей А., Д.
При определении вида и размера административной ответственности суд исходил из следующего:
• факт совершения административного правонарушения и вина ЧТУП «Т» подтверждены собранными по делу доказательствами, которых достаточно;
• директор ЧТУП «Т» вину признает, к административной ответственности ЧТУП «Т» за данное правонарушение привлекается впервые;
• общественная опасность возможных последствий совершенного правонарушения;
• устранение лицом, совершившим административное правонарушение, последствий такого правонарушения;
• не установлен органом, ведущим административный процесс, размер полученного дохода, в то же время принимается во внимание размер дохода в день совершения правонарушения согласно Z-отчету;
• не установлены отягчающие административную ответственность обстоятельства.
Поэтому с учетом характера и установленных последствий совершенного административного правонарушения, конкретных обстоятельств его совершения, сведений о лице, совершившем административное правонарушение, размера дохода на маршруте за 16 апреля 2013 г. суд пришел к выводу о том, что соответствующим тяжести совершенного административного правонарушения будет административное наказание, предусмотренное частью первой ст.12.7 КоАП, в виде штрафа в размере 60 базовых величин (6 000 000 руб.) без конфискации дохода.
Как свидетельствует судебная практика, многие руководители организаций-перевозчиков не знакомы с порядком прохождения гостехосмотра, согласно которому в диагностических картах проставляются 2 важные отметки:
1) о прохождении диагностики и исправности транспортного средства;
2) прохождении гостехосмотра и допуске транспортного средства к участию в дорожном движении.
Для упрощения прохождения гостехосмотра в настоящее время при выявлении незначительных дефектов транспортное средство признается соответствующим требованиям, но в его диагностической карте делается отметка о необходимости устранения данных незначительных дефектов. В случае их устранения в 20-дневный срок в карте делается заключительная отметка о прохождении гостехосмотра. Только после этого в дорожном движении можно участвовать. Незавершение процедуры и выезд на линию лишь с отметкой о соответствии транспортного средства требованиям, без штампа о прохождении гостехосмотра приравнивается к его непрохождению, что также влечет административную ответственность.
![]() |
Пример 2 Согласно протоколу об административном правонарушении 16 апреля 2013 г. в 11:10 на ул.Г. в г.Гродно при проверке маршрутного автобуса «Мерседес», принадлежащего обществу с ограниченной ответственностью (ООО) «А», осуществлявшего городскую автомобильную перевозку пассажиров, выявлено, что автомобиль был выпущен на линию без прохождения гостехосмотра. После выявления правонарушения его последствия были устранены, гостехосмотр пройден и автомобиль продолжил движение по маршруту (постановление хозяйственного суда Гродненской обл. от 06.05.2013 по делу № 38-12Ап/2013). |
Нарушен абзац 6 п.124 Положения. Доход на момент выявления правонарушения составил 188 000 руб.
Вина юридического лица его представителем признается.
Использование транспортных средств, не прошедших гостехосмотр, является грубым нарушением законодательства о лицензировании, лицензионных требований и условий (абзац 6 п.124 Положения).
В соответствии с подп.6.1 п.6, пп.9-11, п.19 Положения о порядке проведения государственного технического осмотра транспортных средств и их допуска к участию в дорожном движении, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 30.04.2008 № 630, гостехосмотр легковых автомобилей, используемых для коммерческих перевозок пассажиров, автобусов и грузовых автомобилей, оборудованных для перевозки пассажиров, с числом мест для сидения более 9, включая место водителя, а также транспортных средств, предназначенных для перевозки опасных грузов, проводится не позднее чем через 6 месяцев после проведения последнего гостехосмотра.
По результатам проведения контрольно-диагностических работ диагностической станцией определяется один из следующих видов технического состояния транспортного средства:
• соответствует (исправно и может быть допущено к участию в дорожном движении);
• не соответствует (неисправно и не допускается к участию в дорожном движении).
Если по результатам проведения контрольно-диагностических работ диагностической станцией установлено, что транспортное средство не соответствует требованиям ТНПА, транспортное средство должно быть представлено для повторного проведения гостехосмотра не позднее 20 дней после даты предыдущего проведения гостехосмотра.
При повторном проведении гостехосмотра проводятся контрольно-диагностические работы только в отношении узлов, систем, внешнего вида и комплектации транспортного средства, которые при предыдущем проведении гостехосмотра признаны не соответствующими требованиям ТНПА.
По результатам контрольно-диагностических работ диагностической станцией оформляется диагностическая карта транспортного средства в 3 экземплярах.
Первый экземпляр данной карты выдается его владельцу, второй и третий остаются на диагностической станции для учета и хранения.
Диагностическая карта транспортного средства, выданная диагностической станцией, подтверждает факт выполнения этой станцией контрольно-диагностических работ, необходимых для проведения гостехосмотра, и при наличии в указанной карте соответствующей отметки служит основанием для выдачи разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении.
При выдаче разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении делается отметка в диагностической карте и документе (сертификате) о прохождении гостехосмотра транспортного средства.
Запрещается участие в дорожном движении транспортного средства, не прошедшего гостехосмотр, порядок проведения которого определяется Советом Министров РБ (подп.194.6 п.194 Правил).
При этом, как отмечалось в предыдущем примере, член экипажа транспортного средства (водитель, кондуктор) в соответствии со своими полномочиями обязан проверять перед началом работы и систематически во время работы техническое состояние транспортного средства. Как пояснил в судебном заседании Б., о запрете на участие в дорожном движении транспортного средства до устранения замечаний, указанных в диагностической карте, ООО «А» не знало.
Изучив все полученные по делу доказательства в их совокупности, суд усматривает в действиях привлекаемого юридического лица состав правонарушения, предусмотренный частью первой ст.12.7 КоАП.
Виновные действия ООО «А» подтверждаются протоколом об административном правонарушении, актом проверки, протоколами опроса, путевым листом, диагностической картой от 16.04.2013, пояснениями Б.
С учетом характера и установленных последствий совершенного административного правонарушения, конкретных обстоятельств его совершения, сведений о лице, совершившем административное правонарушение, размера дохода на маршруте за 16 апреля 2013 г. суд пришел к выводу о том, что соответствующим тяжести совершенного административного правонарушения будет административное наказание, предусмотренное частью первой ст.12.7 КоАП, в виде штрафа в размере 50 базовых величин (5 000 000 руб.) с конфискацией дохода в сумме 188 000 руб.
Как видим, особая тяжесть возможных последствий использования на дорогах маршрутных автобусов в неисправном техническом состоянии, влекущего порой смертельные исходы для участников дорожного движения, определяет принятие судами жестких мер, направленных на пресечение подобных нарушений.
12.06.2013
Сергей Белявский, судья хозяйственного суда Гродненской области, заместитель председателя Гродненского областного отделения общественного объединения «Белорусский республиканский союз юристов»