


Материал помещен в архив
ПРЕВЫШЕНИЕ ПРЕДЕЛЬНЫХ ТОРГОВЫХ НАДБАВОК ВЛЕЧЕТ УПЛАТУ ШТРАФА В ДВОЙНОМ РАЗМЕРЕ СУММЫ ПРЕВЫШЕНИЯ
На отдельные социально значимые товары (работы, услуги), конкретный перечень которых устанавливается Президентом РБ или по его поручению Советом Министров РБ, в Республике Беларусь применяются регулируемые цены (тарифы) (ст.7 Закона РБ от 10.05.1999 № 255-З «О ценообразовании» (далее - Закон)).
Перечни социально значимых товаров и органов государственного управления, которые осуществляют регулирование цен на эти товары, определены Указом Президента РБ от 25.02.2011 № 72 и постановлением Совета Министров РБ от 14.04.2011 № 495.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 24 января 2014 г. вместо постановления № 495 действует постановление Совета Министров РБ от 17.01.2014 № 35 «Об утверждении перечней социально значимых товаров (услуг), цены (тарифы) на которые регулируются государственными органами, и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь». |
Одним из способов регулирования цен является установление предельных торговых надбавок (скидок) (часть первая ст.8 Закона). Под предельной торговой надбавкой согласно ст.3 Закона понимается ограничение к регулируемой цене, устанавливаемое государственными органами, осуществляющими регулирование ценообразования в сфере обращения.
На основании вышеуказанных нормативных правовых актов постановлением Минэкономики РБ от 14.12.2011 № 200 (далее - постановление № 200) установлены предельные максимальные торговые надбавки (с учетом оптовой надбавки) к отпускным ценам организаций-производителей (импортеров) на социально значимые товары.
Приведенные предельные максимальные торговые надбавки установлены с учетом оптовой надбавки, т.е. при участии в реализации таких товаров оптовых продавцов деление торговых надбавок между оптовыми и розничными организациями торговли осуществляется по соглашению сторон.
На продовольственные товары, не включенные в приложение к постановлению № 200, торговые надбавки устанавливаются с учетом конъюнктуры рынка.
На основании части первой п.11 Инструкции о порядке установления и применения регулируемых цен (тарифов), утвержденной постановлением Минэкономики РБ от 22.07.2011 № 111, розничные цены определяются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими розничную торговлю, путем применения торговых надбавок к отпускным ценам производителей (импортеров) в размерах, не превышающих установленных государственными органами, осуществляющими регулирование цен (тарифов).
При формировании розничных цен на социально значимые товары предельный размер применяемой торговой надбавки должен соблюдаться после округления конечной цены. В случае выявления фактов превышения утвержденных законодательством предельных торговых надбавок индивидуальные предприниматели, юридические лица и их должностные лица несут административную ответственность, предусмотренную ст.12.4 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП). При этом к административной ответственности привлекаются как сам субъект хозяйствования (на основании части 2 ст.12.4 КоАП), так и его должностное лицо (на основании части 1 ст.12.4 КоАП).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 31 января 2018 г. размер штрафа по части 2 ст.12.4 КоАП равен до 20 БВ, а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо - в двукратном размере разницы между фактической выручкой, полученной от реализации товаров (работ, услуг), и расчетной величиной выручки от реализации этих товаров (работ, услуг) по ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством (в редакции Закона РБ от 08.01.2018 № 95-З). |
Рассмотрим пример из судебной практики по факту несоблюдения установленных законодательством предельных максимальных торговых надбавок.
![]() |
Пример Хозяйственным судом рассмотрено дело об административном правонарушении, поступившее из управления антимонопольной и ценовой политики областного исполнительного комитета, по части 2 ст.12.4 КоАП в отношении частного торгового унитарного предприятия «И» (далее - ЧТУП «И»), ранее не привлекавшегося к административной ответственности по указанному составу (примечание). Согласно протоколу об административном правонарушении судом установлено, что при формировании розничных цен на социально значимые товары, в т.ч. приобретаемые через посредников, были превышены предельные торговые надбавки, утвержденные действовавшими на момент совершения правонарушения постановлениями Минэкономики РБ от 10.09.2008 № 184 (далее - постановление № 184), от 27.04.2011 № 66 (далее - постановление № 66), от 28.05.2011 № 79 (далее - постановление № 79) и постановлением № 200: • к сухим макаронным изделиям, не содержащим муки из твердых сортов пшеницы применялась надбавка 25,4 % при предельной 24 % (п.18 приложения к постановлению № 200); • к муке пшеничной применялись торговые надбавки: 22-24 % при предельной 23 % (п.12 приложения к постановлению № 66) и 20 % (п.16 приложения к постановлению № 200); • к крупе ячневой, гречневой, хлопьям овсяным без вкусовых и иных добавок применялась торговая надбавка 31,8 % при предельной 23 % (п.16 приложения 1 к постановлению № 184), 30 % (п.5 приложения к постановлению № 79), 24 % (п.17 приложения к постановлению № 200). Указанные действия повлекли получение предприятием необоснованной выручки в период с января 2011 г. по май 2012 г. в сумме 154 120 руб. Таким образом, юридическому лицу, в отношении которого ведется административный процесс, вменяется совершение правонарушения, предусмотренного частью 2 ст.12.4 КоАП. Факт совершения правонарушения директор ЧТУП «И» признает. Исследовав приложенные к протоколу об административном правонарушении документы, являющиеся доказательствами, суд пришел к выводу о наличии в деянии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 ст.12.4 КоАП. В соответствии с частью 2 ст.12.4 КоАП нарушение установленных соответствующими государственными органами торговых надбавок (скидок) влечет наложение штрафа на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в двукратном размере разницы между фактической выручкой, полученной от реализации товаров, и расчетной величиной выручки от реализации этих товаров по ценам, установленным в соответствии с законодательством. Двукратный размер указанной разницы в рассматриваемом деле составляет 308 240 руб. (154 120 руб. х 2). При определении вида и размера административной ответственности суд исходит из следующего: • факт совершения административного правонарушения привлекаемым юридическим лицом подтвержден собранными по делу доказательствами, которых достаточно; • частное торговое унитарное предприятие «И» факт нарушения признает, к административной ответственности за данное правонарушение привлекается впервые; • не установлены отягчающие административную ответственность обстоятельства. В этой связи, руководствуясь принципами справедливости и гуманизма административной ответственности, с учетом характера и установленных последствий совершенного административного правонарушения, конкретных обстоятельств его совершения, сведений о лице, совершившем административное правонарушение, суд пришел к выводу о том, что соответствующим тяжести совершенного административного правонарушения, финансово-экономическому положению юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, необходимым и достаточным для цели предупреждения совершения новых правонарушений как самим лицом, совершившим административное правонарушение, так и другими юридическими лицами, будет административное наказание, предусмотренное частью 2 ст.12.4 КоАП, в виде штрафа в размере 308 240 руб. На основании изложенного постановлением суда для ЧТУП «И» установлена ответственность в виде штрафа в размере 308 240 руб. |
В завершение стоит отметить, что в настоящее время в связи с изъятием из обращения банкнот Национального банка РБ номиналом 10 и 20 руб. образца 2000 г. (в соответствии с постановлением Правления Нацбанка РБ от 31.05.2012 № 266) актуальным является вопрос корректности округления действующих цен.
При округлении цен рекомендуем руководствоваться письмом Минторга РБ от 12.10.2011 № 03-21/662К. В частности, согласно п.7 данного письма цены на товары, реализуемые по отпускным ценам с добавлением предельных торговых надбавок, округляются после начисления этих надбавок и налога на добавленную стоимость. При этом субъекты предпринимательской деятельности, осуществляющие розничную торговлю, должны соблюдать предельный размер торговых надбавок по товарам, в отношении которых осуществляется ценовое регулирование.
Примечание. Архив хозяйственного суда Гродненской области. Постановление по делу об административном правонарушении от 04.02.2013 № 2-12Ап/2013.
21.03.2013
Сергей Белявский, судья хозяйственного суда Гродненской области, заместитель председателя Гродненского областного отделения общественного объединения «Белорусский республиканский союз юристов»
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 23 октября 2014 г. в Закон РБ от 10.05.1999 № 255-З «О ценообразовании» на основании Закона РБ от 11.07.2014 № 192-З внесены изменения и дополнения. |