


Материал помещен в архив
РАСЧЕТ ЕЖЕМЕСЯЧНОГО ПРОГНОЗНОГО ИНДЕКСА ПУТЕМ ВЫЧИСЛЕНИЯ КОРНЯ В 12-Й СТЕПЕНИ ИЗ ГОДОВОГО ИНДЕКСА НЕ ДОПУСКАЕТСЯ ДЕЙСТВУЮЩИМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ
Сметная стоимость строительства объекта, архитектурно-планировочное задание на проектирование которого получено после 1 января 2012 г., определяется на основании нормативов расхода ресурсов в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 11.08.2011 № 361 «О совершенствовании порядка определения стоимости строительства объектов и внесении изменений в некоторые указы Президента Республики Беларусь» (далее - Указ № 361).
В развитие Указа № 361 принято Положение о порядке формирования неизменной договорной (контрактной) цены на строительство объектов, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18.11.2011 № 1553.
В п.3 названного Положения № 1553 закреплено, что цена заказчика формируется на основании проектной, в том числе сметной, документации с учетом даты начала строительства объекта (выполнения строительных, специальных, монтажных работ), указанной заказчиком в задании на проектирование.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 26 мая 2020 г. цена заказчика формируется на основании проектной, в том числе сметной, документации (без изменения сметной стоимости подрядных работ, учтенной сметной документацией) с учетом даты начала строительства объекта (выполнения строительных, специальных, монтажных работ), указанной заказчиком в задании на проектирование (часть первая п.3 Положения № 1553 в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь от 23.04.2020 № 253). |
В случае если период с даты начала разработки сметной документации до даты фактического начала строительства объекта (выполнения строительных, специальных, монтажных работ) составляет от 6 до 12 месяцев, цена заказчика пересчитывается на фактическую дату начала строительства этого объекта (выполнения строительных, специальных, монтажных работ) путем применения индексов цен в строительстве с даты начала разработки сметной документации до даты фактического начала строительства объекта (выполнения строительных, специальных, монтажных работ) с последующим применением прогнозных индексов цен в строительстве, утверждаемых Министерством экономики Республики Беларусь (далее - Минэкономики), в пределах нормативного срока строительства объекта в соответствии с календарным планом строительства.
Постановлением Минэкономики ежегодно устанавливаются среднегодовые прогнозные индексы цен в строительстве на соответствующий год.
Вместе с тем расчет стоимости выполненных работ требует наличия также и среднемесячного прогнозного индекса, рассчитанного на основе среднегодового, утвержденного Минэкономики.
В законодательстве отсутствует прямое указание на орган, уполномоченный устанавливать названный индекс.
Однако указанное полномочие вытекает из содержания Указа Президента Республики Беларусь от 25.02.2011 № 72 «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь» (далее - Указ № 72).
Полномочия по регулированию цен (тарифов) на строительные материалы, изделия, конструкции, работы и услуги, используемые (выполняемые, оказываемые) при строительстве объектов, закреплены за Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь (далее - Минстройархитектуры) (раздел «Министерство архитектуры и строительства» приложения 1 к Указу № 72).
Письмами Минстройархитектуры «О прогнозных индексах цен в строительстве» устанавливаются соответствующие индексы на очередные календарные годы с разбивкой по месяцам. Расчет указанных индексов основывается на осуществляемом Минстройархитектуры мониторинге цен (тарифов) в строительстве.
![]() |
Справочно Прогнозные индексы цен в строительстве на 2016-2017 годы с разбивкой по месяцам см. здесь. Прогнозные индексы цен в строительстве на 2018-2019 годы с разбивкой по месяцам см. здесь. Прогнозные индексы цен в строительстве на 2020 год с разбивкой по месяцам см. здесь. Прогнозные индексы цен в строительстве на 2021-2023 годы с разбивкой по месяцам см. здесь. |
Подход, основанный на математическом вычислении 12 равных друг другу индексов, не соответствует положениям Указа № 72.
![]() |
Пример Иск был заявлен о взыскании с ответчика суммы неосновательного обогащения, составляющего завышение стоимости принятых и оплаченных работ и процентов за пользование чужими денежными средствами. |
Суть дела
В обоснование предъявленных требований истец сослался на условия заключенного между сторонами договора строительного субподряда, содержание консультационного отчета республиканского унитарного предприятия «Служба ведомственного контроля».
Ответчик исковые требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве на иск. В частности, указал на обоснованность механизма применения прогнозных индексов в строительстве при расчете стоимости работ в 2012 г.
Решение суда
Рассмотрев материалы дела, изучив и оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности, экономический суд установил следующее.
Претензионный порядок урегулирования спора сторонами соблюден.
Между сторонами по делу был заключен договор строительного субподряда. Во исполнение указанного договора ответчиком были выполнены работы и по актам за сентябрь-ноябрь 2012 г. сданы истцу. Истцом работы были приняты и согласно справкам об их стоимости оплачены ответчику в полном объеме.
В соответствии с условиями договора стоимость работ по нему составляла 350 000 000 руб. на нормативный период с учетом прогнозных индексов в строительстве. При этом неизменная цена корректируется при изменении прогнозных индексов в строительстве, утверждаемых в установленном порядке.
На основании подп.1.1 п.1 Указа Президента Республики Беларусь от 11.08.2011 № 361 «О совершенствовании порядка определения стоимости строительства объектов и внесении изменений в некоторые указы Президента Республики Беларусь» (далее - Указ № 361) постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 26.01.2012 № 10 «О прогнозных индексах цен в строительстве» был установлен среднегодовой прогнозный индекс цен в строительстве в размере 173,4 % на 2012 г.
Полномочия по регулированию цен (тарифов) на строительные материалы, изделия, конструкции, работы и услуги, используемые (выполняемые, оказываемые) при строительстве объектов (за исключением строительства автомобильных дорог, мостов и тоннелей), финансируемых полностью или частично за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, в том числе государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь, кредитов банков Республики Беларусь под гарантии Правительства Республики Беларусь и областных, Минского городского исполнительных комитетов, а также при строительстве жилых домов (за исключением финансируемых с использованием средств иностранных инвесторов) закреплены за Минстройархитектуры (раздел «Министерство архитектуры и строительства» приложения 1 к Указу № 72).
В соответствии с Инструкцией о порядке проведения мониторинга цен (тарифов), расчета индексов цен в строительстве и взаимодействия организаций по ценообразованию в строительстве с Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь и субъектами инвестиционной деятельности в строительстве, утвержденной постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 15.09.2008 № 42, организациями по ценообразованию в строительстве, указанными в приложении к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 19.04.2008 № 583 «О некоторых вопросах регулирования ценообразования в строительстве» осуществляется мониторинг цен (тарифов) в строительстве с целью обеспечения государственного регулирования ценообразования в области строительства на территории областей и г.Минска и в целом по Республике Беларусь.
На основании изложенного и в пределах компетенции Минстройархитектуры, установленной Положением о Министерстве архитектуры и строительства Республики Беларусь, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.07.2006 № 973, ежегодно утверждаются прогнозные индексы цен в строительстве с разбивкой по месяцам в развитие Указа № 361.
На 2012 г. такие индексы были утверждены письмом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 30.05.2012 № 04-2-01/4163 в размере, равном 1,0480, за январь и 0,0112 за каждый последующий месяц 2012 г.
Как следует из материалов дела, ответчиком по актам за сентябрь-ноябрь 2012 г. были применены иные прогнозные индексы, нежели рекомендованные указанным выше письмом.
Это обстоятельство подтверждает содержание консультационного отчета республиканского унитарного предприятия «Служба ведомственного контроля».
Довод ответчика о необходимости расчета ежемесячного прогнозного индекса путем вычисления корня в 12-й степени из годового индекса, утвержденного Минэкономики, не подтверждается действующим законодательством.
Ссылок в обоснование указанного довода на нормы права ответчик суду не представил.
В соответствии со ст.100 и 101 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь (далее - ХПК) суд, рассматривающий экономические дела, исходя из оснований требований и возражений лиц, участвующих в деле, и с учетом содержания подлежащих применению норм права определяет обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора или рассмотрения дела (предмета доказывания).
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на обоснование своих требований и возражений, если иное не предусмотрено законодательством.
Каждое лицо, участвующее в деле, должно раскрыть доказательства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, перед другими лицами, участвующими в деле, до завершения подготовки дела к судебному разбирательству или в пределах срока, установленного судом, рассматривающим экономические дела, если иное не установлено ХПК.
Лица, участвующие в деле, в процессе доказывания определяют объем фактов, подлежащих доказыванию, собирают доказательства, подтверждающие факты, подлежащие доказыванию, представляют доказательства, участвуют в исследовании доказательств в судебном заседании, высказывают суду свое мнение по оценке доказательств.
Объем фактов, подлежащих доказыванию, может быть изменен в суде, рассматривающем экономические дела, первой инстанции в связи с изменением истцом основания или предмета иска и (или) предъявлением ответчиком встречного иска.
Доказательства представляются лицами, участвующими в деле, в суды, рассматривающие экономические дела, первой и апелляционной инстанций в порядке, установленном ХПК.
Неверное применение ответчиком прогнозного индекса в расчете стоимости работ, выполненных в сентябре-ноябре 2012 г., повлекло их излишнюю оплату.
Указанная сумма признается неосновательным обогащением ответчика.
Как следует из содержания ст.971 и 974 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее - ГК), лицо, которое без установленных законодательством или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст.978 ГК.
Лицо, неосновательно временно пользовавшееся чужим имуществом без намерения его приобрести либо чужими услугами, должно возместить потерпевшему то, что сберегло вследствие такого пользования, по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило.
Ответчиком не было представлено доказательств, опровергающих расчет неосновательного обогащения, произведенного истцом.
В соответствии со ст.976 ГК на сумму неосновательного денежного обогащения подлежат начислению проценты за пользование чужими средствами (ст.366 ГК) с того времени, когда приобретатель узнал или должен был узнать о неосновательности получения или сбережения денежных средств.
Расчет процентов за пользование чужими денежными средствами, произведенный истцом, суд признал неверным в связи с неправильным определением периодов просрочки - не с момента фактического обогащения, то есть перечисления денежных средств ответчику, а с даты подписания актов.
С учетом изложенного требования истца о взыскании с ответчика суммы неосновательного обогащения и процентов за пользование чужими денежными средствами признаны законными и подлежащими частичному удовлетворению с учетом уменьшения суммы подлежащих взысканию процентов за пользование чужими денежными средствами.
Заключение
Следует отметить, что разных трактовок норм подп.1.1 п.1 Указа № 361 можно было бы избежать, прямо закрепив на законодательном уровне сложившуюся практику.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 мая 2023 г. подп.1.1 п.1 Указа № 361 изложен в новой редакции Указом от 10.04.2023 № 92. |
24.04.2015
Сергей Белявский, судья экономического суда Гродненской области