


Материал помещен в архив
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИБЫЛИ НЕПРОПОРЦИОНАЛЬНО ДОЛЕ В УСТАВНОМ ФОНДЕ ХОЗЯЙСТВЕННОГО ОБЩЕСТВА
В соответствии с частью первой ст.96 Закона от 09.12.1992 № 2020-XII «О хозяйственных обществах» (далее - Закон) часть прибыли общества с ограниченной ответственностью, остающаяся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, покрытия убытков текущих периодов, образовавшихся по вине самого общества, и отчислений в фонды этого общества, за исключением случаев, установленных данной статьей, может быть распределена между его участниками пропорционально размерам их долей в уставном фонде общества, если иное не установлено его уставом.
Это означает, что уставом хозяйственного общества может быть предусмотрена возможность распределения прибыли непропорционально долям участником в уставном фонде общества.
Практика закрепления такой возможности в уставе выявила серьезные риски для лиц, получающих повышенный размер прибыли. Такие риски довольно тяжело предвидеть даже профессиональному юристу при первоначальной разработке устава общества и формулировании его положений.
Рассмотрим ситуацию на конкретном примере.
Пример
Участник обладает 20 % доли в уставном фонде общества, но согласно уставу участнику подлежит при распределении выплата 75 % прибыли.
Исходя из ст.45 Закона при принятии решения общим собранием участников хозяйственного общества участник этого общества обладает числом голосов, пропорциональным размеру принадлежащей ему доли в уставном фонде.
Вопрос о распределении прибыли относится к исключительной компетенции общего собрания участников общества с ограниченной ответственностью (ст.34 Закона). В силу части второй ст.45 Закона решение общего собрания участников принимается, по общему правилу, большинством голосов лиц, принявших участие в этом собрании.
Иными словами, если уставом не предусмотрено иное количество голосов или иной порядок принятия решения о распределении прибыли, участник, которому при распределении причитается 75 % прибыли, на практике, как правило, не может влиять на принятие решения о распределении прибыли.
Основная проблема заключается в том, что принятие решения о нераспределении прибыли существенно ущемляет имущественные интересы рассматриваемого участника.
Получение нераспределенной прибыли участником возможно в случае его выхода или исключения из общества. В соответствии с п.2 ст.64 Гражданского кодекса РБ в случае выхода и исключения участника хозяйственного товарищества или общества из состава участников, кроме участника акционерного общества, ему выплачивается стоимость части имущества хозяйственного товарищества или общества, соответствующая доле этого участника в уставном фонде, если иное не предусмотрено учредительными документами, а также часть прибыли, приходящаяся на его долю.
При этом причитающаяся выходящему (исключаемому) участнику часть имущества хозяйственного товарищества или общества или ее стоимость определяются по балансу (книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения), составляемому на момент его выбытия, а причитающаяся ему часть прибыли - на момент расчета.
В принципе буквальное толкование данных положений позволяет говорить о том, что на долю в 20 % при выходе приходится прибыль в размере 20 %. Это следует из того, что рассматриваемый участник получает 75 % прибыли лишь при ее распределении, но не выходе из состава участников. Иное толкование, при котором выходящий участник получит 75 % прибыли, все же может иметь место, но представляется менее последовательным. Однако и такое разночтение применимо лишь к части прибыли, которая возникла с момента выхода до момента расчета. Что касается уже существующей нераспределенной прибыли, разъяснением ВХС РБ от 05.11.2004 № 03-24/2873 «Об использовании в постановлении Пленума Высшего Хозяйственного Суда некоторых экономических терминов» установлено, что нераспределенная часть прибыли включается в стоимость чистых активов. Это означает, что в случае выхода рассматриваемого участника из хозяйственного общества он получит 20 % от стоимости чистых активов, в т.ч. и от нераспределенной прибыли за прошлые годы. В случае же распределения прибыли участник получил бы 75 % от нее.
На основании вышеизложенного автор советует участникам, устанавливающим в уставе возможность непропорционального распределения прибыли, предусмотреть дополнительные гарантии ее распределения. Такими гарантиями могут быть либо установление обязательной доли в прибыли, которая подлежит распределению, либо обязательности распределения всей прибыли, за исключением единогласно принятого решения об обратном, либо определение иного количества голосов для заинтересованных участников при решении вопроса о распределении прибыли.
31.05.2011 г.
Валентин Галич, заместитель директора общества с ограниченной ответственностью «Юридическая группа «ВЕРДИКТ БАЙ»