Судебная практика от 20.02.2013
Автор: Шевцов А.

Судебная практика по делам, связанным с увольнением работника по собственному желанию


 

Материал помещен в архив

 

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ПО ДЕЛАМ, СВЯЗАННЫМ С УВОЛЬНЕНИЕМ РАБОТНИКА ПО СОБСТВЕННОМУ ЖЕЛАНИЮ

Как следует из п.21 постановления Пленума Верховного Суда РБ от 29.03.2001 № 2 «О некоторых вопросах применения судами законодательства о труде» (далее - постановление № 2), расторжение трудового договора по собственному желанию работника допустимо в случае, когда подача заявления об увольнении являлась добровольным волеизъявлением. Доводы истца о том, что наниматель вынудил его подать заявление об увольнении по собственному желанию, подлежат тщательному исследованию в судебном заседании. Если истец утверждает, что заявление об увольнении было подано под угрозой его увольнения за виновные действия, то при установлении, что им действительно были совершены такие действия и у нанимателя имелись основания для увольнения истца, подачу заявления об увольнении по собственному желанию нельзя считать вынужденной.

Если работник утверждает, что наниматель вынудил его подать заявление об увольнении по собственному желанию, то обязанность доказать это обстоятельство возлагается на работника. Такой порядок представления доказательств юридически заинтересованными лицами установлен ст.20 Гражданского процессуального кодекса РБ: обязанность представить необходимые для установления истины по делу доказательства лежит на сторонах, третьих лицах и других юридически заинтересованных в исходе дела лицах. Для всестороннего, полного, объективного выяснения всех обстоятельств, имеющих существенное значение для правильного рассмотрения и разрешения дела, суд содействует указанным лицам по их ходатайству в истребовании доказательств, когда представление таких доказательств для них невозможно.

 

Пример

Гражданин А. в заявлении суду указал, что по причине несвоевременной выплаты заработной платы и с учетом положений части четвертой ст.40 Трудового кодекса РБ (далее - ТК) обратился с заявлением об увольнении в связи с нарушением нанимателем законодательства о труде; в заявлении просил уволить его 29 ноября 2007 г. Приказ об увольнении в указанный в заявлении срок издан не был, в связи с чем гражданин А. просил обязать нанимателя издать приказ о его увольнении по ст.40 ТК, а также взыскать невыплаченную заработную плату и другие причитающиеся ему суммы. Впоследствии уточнил требования и просил изменить формулировку причины увольнения с п.5 ст.42 на ст.40 ТК.

Решением суда Октябрьского р-на г.Витебска, оставленным без изменения определением суда кассационной инстанции, требования гражданина А. удовлетворены частично.

Судебные постановления по делу отменены по следующим основаниям.

Установлено, что в соответствии с частью четвертой ст.40 ТК гражданин А. обратился к нанимателю с заявлением об увольнении по собственному желанию, сославшись на нарушение нанимателем законодательства о труде и трудового договора, выразившемся в несвоевременной выплате заработной платы; просил уволить его 29 ноября 2007 г. В связи с отказом нанимателя издать приказ об увольнении в декабре 2007 г. гражданин А. обратился в суд с иском о понуждении нанимателя издать такой приказ. В период нахождения дела в производстве суда приказом от 14.12.2007 гражданин А. уволен с работы по п.5 ст.42 ТК.

Согласно разъяснению, содержащемуся в п.34 постановления № 2, по п.5 ст.42 ТК могут быть уволены работники в случае их отсутствия на работе без уважительных причин в течение всего рабочего дня либо более 3 ч в течение всего рабочего дня непрерывно или суммарно как на территории организации, так и на объекте вне территории организации, где они в соответствии с трудовыми обязанностями должны выполнять порученную работу.

Рассматривая заявленные гражданином А. требования в части незаконности увольнения за прогулы, суд не установил, где конкретно находилось его рабочее место, какие функции как юрисконсульта и специалиста по снабжению входили в его обязанности, не выяснил режим работы истца по трудовому договору. Кроме того, суд не выяснил, имелись ли у гражданина А. основания требовать увольнения по собственному желанию без соблюдения месячного срока предупреждения в связи с нарушением нанимателем законодательства о труде. Не учтены также положения части четвертой ст.40 ТК о том, что при наличии трудового договора, заключенного на неопределенный срок, в случае нарушения нанимателем законодательства о труде работник вправе требовать расторжения трудового договора в срок, указанный в его заявлении, без соблюдения установленного частью первой ст.40 ТК месячного срока предупреждения об увольнении по собственному желанию; в силу части пятой ст.40 ТК по истечении срока предупреждения он вправе был прекратить работу.

Недостатки судебного разбирательства, которые не были устранены судом кассационной инстанции, послужили основанием к принесению протеста об отмене решения и определения судов с направлением дела на новое рассмотрение.

 

20.02.2013

 

Александр Шевцов, юрист