


Материал помещен в архив
ВАЛЮТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В РОССИИ: ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ БЕЛОРУССКОМУ ПАРТНЕРУ
Российская Федерация традиционно считается главным внешнеторговым партнером Республики Беларусь. Поэтому внешнеторговое и валютное законодательство восточной соседки представляет интерес для белорусских экспортеров и импортеров. Следует учитывать территориальный характер юрисдикции государств в этой сфере: никто не может обязать белорусскую сторону соблюдать российские законы (если только он не ведет бизнес непосредственно на территории России), равно как и наоборот. Однако знание законодательства своего внешнеторгового партнера поможет наилучшим образом спланировать проведение внешнеторговой операции и подготовить вариант договора, а также правильно соблюсти все процедуры при ее проведении.
Структура и принципы валютного законодательства
В России принят Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее - Закон № 173-ФЗ). Однако его содержание существенно отличается от белорусского аналога - Закона РБ от 22.07.2003 № 226-З «О валютном регулировании и валютном контроле», который построен по принципу конституции: минимум норм прямого действия, а лишь общие принципы, которые затем конкретизируются в нормативных правовых актах Национального банка РБ. Поэтому можно даже говорить, что основным документом (не в плане юридической силы, а в плане содержания) в данной сфере служит не названный Закон № 226-З, а Правила проведения валютных операций, утвержденные постановлением Правления Нацбанка РБ от 30.04.2004 № 72. В России же Закон № 173-ФЗ - это закон прямого действия с минимумом отсылочных норм.
В целом валютное регулирование в России содержит гораздо меньшее число валютных ограничений, чем белорусское (например, отсутствие в данное время обязательной продажи валютной выручки, законодательно установленных предельных сроков завершения внешнеторговых операций, безусловная возможность открытия счетов за границей и т.д.). Однако валютный контроль, напротив, мягче в Беларуси: в отличие от России в республике нет паспортов сделки, а контроль за исполнением внешнеторговых договоров осуществляется банками без подтверждения ввоза-вывоза товаров.
Еще одна особенность российского валютного законодательства - значительная (за определенным исключением) унификация правил валютных операций для юридических и физических лиц (как резидентов, так и нерезидентов), тогда как в Беларуси для первых действует гораздо больше валютных ограничений, чем для вторых.
Закон № 173-ФЗ определяет основные принципы валютного регулирования и валютного контроля в РФ (ст.3), в числе которых особого внимания заслуживают два:
1) приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;
2) исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов.
Эти принципы дополнены двумя существенными требованиями к валютному законодательству РФ:
1) акты валютного законодательства, устанавливающие новые обязанности для резидентов и нерезидентов или ухудшающие их положение, обратной силы не имеют;
2) все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов валютного законодательства толкуются в пользу резидентов и нерезидентов (части четвертая и шестая ст.4 Закона № 173-ФЗ). В России «не допускается установление органами валютного регулирования требования о получении резидентами и нерезидентами индивидуальных разрешений» (часть третья ст.5 Закона № 173-ФЗ), что представляет собой важное отличие от белорусского валютного законодательства, широко практикующего получение таких индивидуальных разрешений на проведение той или иной валютной операции.
![]() |
Справочно Органами валютного регулирования в России являются Центральный банк Российской Федерации (далее - ЦБ РФ, Банк России) и Правительство Российской Федерации (часть первая ст.5 Закона № 173-ФЗ). |
Валютные операции между резидентами и нерезидентами
В отличие от белорусского аналога Закон № 173-ФЗ в настоящее время не предусматривает деления операций между резидентами и нерезидентами на текущие и связанные с движением капитала. При этом согласно ст.6 Закона № 173-ФЗ все валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений. На сегодняшний день практически все исключения из этого правила отменены.
Выбор валют в расчетах
Выбор валют в расчетах (при безналичной форме) также не ограничен. В случае необходимости может быть проведена конверсионная операция по курсу, согласованному с уполномоченным банком, независимо от того, в какой иностранной валюте был открыт банковский счет (часть седьмая ст.14 Закона № 173-ФЗ).
Репатриация валютной выручки
Термин «завершение внешнеторговой операции» в белорусском законодательстве в российском имеет аналог - «репатриация валютной выручки» (ст.19 Закона № 173-ФЗ). В соответствии с Указом Президента РБ от 27.03.2008 № 178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций» в Республике Беларусь сроки репатриации валютной выручки устанавливаются законодательством, а в Российской Федерации - самим внешнеторговым договором.
Способы исполнения внешнеторговых договоров
Термин «неденежные формы» в Законе № 173-ФЗ не используется, но помимо обязанности резидентов по зачислению средств на счета в уполномоченных банках по экспорту (возврата предоплаты по импорту) возможны еще следующие законные способы исполнения внешнеторговых договоров:
1) при зачислении валютной выручки на счета юридических лиц - резидентов или третьих лиц в банках за пределами территории РФ - в целях исполнения обязательств юридических лиц - резидентов по кредитным договорам и договорам займа с организациями-нерезидентами, являющимися агентами правительств иностранных государств, а также по кредитным договорам и договорам займа, заключенным с резидентами государств - членов Организации экономического сотрудничества и развития (далее - ОЭСР) или Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (далее - ФАТФ) на срок свыше 2 лет.
![]() |
Справочно Членами ОЭСР являются 30, а ФАТФ - 33 промышленно развитых государств. Перечни стран, территорий и организаций, являющихся членами ОЭСР и ФАТФ, см. на официальных сайтах: www.oecd.org и www.fatf-gafi.org; |
2) при оплате заказчиками (нерезидентами) местных расходов резидентов, связанных с сооружением резидентами объектов на территориях иностранных государств, - на период строительства, по окончании которого оставшиеся средства подлежат переводу на счета резидентов, открытые в уполномоченных банках;
3) при использовании иностранной валюты, получаемой резидентами от проведения выставок, спортивных, культурных и иных аналогичных мероприятий за пределами территории РФ, для покрытия расходов по их проведению - на период проведения этих мероприятий;
4) при проведении зачета встречных требований по обязательствам между осуществляющими рыбный промысел за пределами таможенной территории РФ резидентами и нерезидентами, оказывающими за пределами таможенной территории РФ услуги указанным резидентам по заключенным с ними агентским договорам (соглашениям), а также между транспортными организациями - резидентами и нерезидентами, оказывающими за пределами таможенной территории РФ услуги указанным резидентам по заключенным с ними договорам (соглашениям), а также при проведении зачета встречных требований по обязательствам между транспортными организациями - резидентами и нерезидентами в случае, если расчеты между ними осуществляются через специализированные расчетные организации, созданные международными организациями в области международных перевозок, членами которых являются такие транспортные организации - резиденты;
5) при проведении зачета встречных требований по обязательствам, вытекающим из договоров перестрахования или договоров по оказанию услуг, связанных с заключением и исполнением договоров перестрахования, между нерезидентом и резидентом, являющимися страховыми организациями или страховыми брокерами;
6) при зачислении валютной выручки на счета транспортных организаций - резидентов в банках за пределами территории РФ - в целях оплаты возникающих у таких транспортных организаций за пределами территории РФ расходов, связанных с оплатой аэронавигационных, аэропортовых, портовых сборов и иных обязательных сборов на территориях иностранных государств, расходов, связанных с обслуживанием находящихся за пределами территории РФ воздушных, речных, морских судов и иных транспортных средств таких транспортных организаций и их пассажиров, а также расходов для обеспечения деятельности находящихся за пределами территории РФ филиалов, представительств и иных подразделений таких транспортных организаций.
Как видим, при гораздо более либеральном валютном регулировании в России жестче требования к «монетизации» внешнеторговых договоров через определенное ограничение применения неденежных форм.
Бартерные сделки
Бартер в России не подпадает под действие Закона № 173-ФЗ, а регулируется специальным законодательством. В частности, ст.45 Федерального закона от 08.12.2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», а также Указ Президента РФ от 18.08.1996 № 1209 «О государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок» предусматривают, что в документе, оформляющем внешнеторговую бартерную сделку, должны указываться:
1) дата заключения и номер внешнеторговой бартерной сделки;
2) номенклатура, количество, качество, цена товара по каждой товарной позиции, сроки и условия экспорта, импорта товара;
3) перечень услуг, работ, интеллектуальной собственности, их стоимость, сроки исполнения;
4) перечень документов, представляемых российскому лицу для подтверждения факта исполнения.
Российские лица, которые заключили внешнеторговые бартерные сделки или от имени которых заключены такие сделки, в сроки, установленные условиями таких сделок, обязаны обеспечить предусмотренные такими сделками ввоз на таможенную территорию РФ равноценных по стоимости товаров, оказание иностранными лицами равноценных услуг, выполнение равноценных работ и т.д., а также получение платежных средств и зачисление на счета указанных российских лиц в уполномоченных банках соответствующих денежных средств, если внешнеторговые бартерные сделки предусматривают частичное использование денежных и (или) иных платежных средств. Если по условиям внешнеторговой бартерной сделки выполнение иностранным лицом его обязательств должно осуществляться способом, не предусматривающим ввоза на таможенную территорию РФ товаров, передаваемых российскому лицу, заключившему такую внешнеторговую бартерную сделку, эти товары после их получения российским лицом за пределами таможенной территории РФ должны быть реализованы российскими лицами без ввоза этих товаров на территорию РФ при условии, что:
1) фактическое получение товаров должно быть подтверждено документами, предусмотренными условиями внешнеторговой бартерной сделки;
2) российские лица не позднее чем в течение 1 года со дня фактического получения товаров обязаны обеспечить их реализацию и в срок, предусмотренный условиями сделки по реализации этих товаров, обеспечить зачисление на свои счета в уполномоченных банках всех денежных средств, полученных от их реализации, или получение платежных средств.
При использовании бартера в обязательном порядке оформляется паспорт внешнеторговой бартерной сделки.
Валютные операции между резидентами
Здесь российское валютное законодательство имеет гораздо больше сходства с белорусским, поскольку согласно ст.9 Закона № 173-ФЗ валютные операции между резидентами запрещены, за исключением:
1) операций, проводимых через счета юридических лиц - резидентов, открытых за пределами РФ, а также расчетов между физическими лицами в наличной валюте в разрешенных Законом № 173-ФЗ случаях;
2) операций, связанных с расчетами в магазинах беспошлинной торговли, а также с расчетами при реализации товаров и оказании услуг пассажирам в пути следования транспортных средств при международных перевозках;
3) операций между комиссионерами (агентами, поверенными) и комитентами (принципалами, доверителями) при оказании комиссионерами (агентами, поверенными) услуг, связанных с заключением и исполнением внешнеторговых договоров;
4) операций по договорам транспортной экспедиции, перевозки и фрахтования (чартера) при оказании экспедитором, перевозчиком и фрахтовщиком услуг, связанных с перевозкой вывозимого из РФ или ввозимого в РФ груза, транзитной перевозкой груза по территории РФ, а также по договорам страхования указанных грузов;
5) операций с внешними ценными бумагами, осуществляемых через организаторов торговли на рынке ценных бумаг РФ, при условии учета прав на такие ценные бумаги в депозитариях, созданных в соответствии с российским законодательством.
![]() |
Справочно Внешние ценные бумаги - ценные бумаги, в т.ч. в бездокументарной форме, не относящиеся в соответствии с настоящим Федеральным законом к внутренним ценным бумагам (ст.1 Закона № 173-ФЗ); |
6) операций с внешними ценными бумагами при условии учета прав на такие ценные бумаги в депозитариях, созданных в соответствии с российским законодательством, и осуществления расчетов в валюте РФ;
7) операций, связанных с осуществлением обязательных платежей (налогов, сборов и других платежей) в федеральный бюджет или местный бюджет в иностранной валюте;
8) операций, связанных с выплатами по внешним ценным бумагам (в т.ч. закладным), за исключением векселей;
9) операций при оплате и (или) возмещении расходов физического лица, связанных со служебной командировкой за пределы территории РФ, а также операций при погашении неизрасходованного аванса, выданного в связи со служебной командировкой;
10) операций, связанных с расчетами и переводами при исполнении бюджетов;
11) операций, предусматривающих расчеты и переводы для осуществления деятельности дипломатических и т.п. представительств, консульских учреждений РФ;
12) переводов физическим лицом - резидентом из России в пользу иных физических лиц - резидентов на их счета, открытые в банках, расположенных за пределами территории РФ, в суммах, не превышающих в течение одного операционного дня через один уполномоченный банк суммы, равной в эквиваленте 5 000 долл. США;
13) переводов физическим лицом - резидентом в РФ со счетов, открытых в банках, расположенных за пределами территории РФ, в пользу иных физических лиц - резидентов на их счета в уполномоченных банках;
14) операций по оплате и (или) возмещению расходов, связанных со служебными поездками за пределы территории РФ работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер;
15) операций, совершаемых доверительными управляющими;
16) операций, связанных с расчетами между транспортными организациями и находящимися за пределами территории РФ физическими лицами по договорам перевозки пассажиров;
17) переводов физическими лицами - резидентами со своих счетов, открытых в уполномоченных банках, в пользу иных физических лиц - резидентов, являющихся их супругами или близкими родственниками на счета указанных лиц, открытые в уполномоченных банках либо в банках, расположенных за пределами территории РФ;
18) операций, предусматривающих переводы иностранной валюты на счета дипломатических представительств, консульских учреждений РФ и иных официальных представительств РФ, находящихся за пределами территории РФ и др.
Кроме того, без ограничений осуществляются валютные операции между резидентами и уполномоченными банками, связанные:
1) с получением и возвратом кредитов и займов, уплатой сумм процентов и штрафных санкций по соответствующим договорам;
2) внесением денежных средств резидентов на банковские счета (в банковские вклады) и получением денежных средств резидентов с банковских счетов (банковских вкладов);
3) банковскими гарантиями, а также с исполнением резидентами обязательств по договорам поручительства и залога;
4) приобретением резидентами у уполномоченных банков векселей;
5) куплей-продажей физическими лицами наличной и безналичной иностранной валюты и чеков (в т.ч. дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, не для целей осуществления физическими лицами предпринимательской деятельности;
6) уплатой уполномоченным банкам комиссионного вознаграждения;
7) иными валютными операциями, отнесенными к банковским операциям.
![]() |
Справочно Для операций между уполномоченными банками Указаниями ЦБ РФ от 28.04.2004 № 1425-У «О порядке осуществления валютных операций по сделкам между уполномоченными банками» установлен отдельный перечень. |
Валютные операции между нерезидентами
Согласно ст.10 Закона № 173-ФЗ нерезиденты вправе без ограничений осуществлять между собой переводы:
1) иностранной валюты со счетов (с вкладов) в банках за границей на банковские счета (в банковские вклады) в уполномоченных банках или наоборот;
2) иностранной валюты и валюты РФ без открытия банковских счетов как на территории РФ, так и за пределы и из-за пределов РФ.
Операции с внутренними ценными бумагами осуществляются между нерезидентами на территории РФ с учетом требований, установленных Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и Федеральным законом от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг».
![]() |
Справочно Внутренние ценные бумаги - это: а) эмиссионные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте РФ и выпуск которых зарегистрирован в РФ; б) иные ценные бумаги, удостоверяющие право на получение валюты РФ, выпущенные на территории РФ (ст.1 Закона № 173-ФЗ). |
Покупка валюты
Купля-продажа иностранной валюты и чеков (в т.ч. дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, в России производится только через уполномоченные банки (часть первая ст.11 Закона № 173-ФЗ). При этом прямо запрещено устанавливать требования об идентификации личности при купле-продаже физическими лицами наличной иностранной валюты и чеков (в т.ч. дорожных чеков), за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма» (п.1.2 ст.7), когда сумма приобретаемой валюты превышает 15 000 рос.руб. либо у банка имеются иные подозрения.
В соответствии с Положением о порядке и условиях проведения торгов иностранной валютой за российские рубли на единой торговой сессии межбанковской валютной биржи, утвержденным ЦБ РФ от 16.06.1999 № 77-П (далее - Положение), на единой торговой сессии валютных бирж осуществляется покупка и продажа участниками торгов иностранной валюты от своего имени и за свой счет, а также в соответствии с поручениями клиентов. При этом ЦБ РФ вправе устанавливать значения предельно возможных отклонений валютного курса. Банк России исполняет платежные поручения межбанковских валютных бирж на перевод рублевых средств по итогам торговых сессий Единой торговой сессии межбанковских валютных бирж не позднее дня их проведения (п.7 Положения).
Обязательная продажа
С 2006 г. в России отсутствует обязательная продажа валютной выручки. Хотя Инструкция ЦБ РФ от 30.03.2004 № 111-И «Об обязательной продаже части валютной выручки на внутреннем валютном рынке Российской Федерации» остается в силе, но она предусматривает, что норма обязательной продажи составляет 0 %. До этого она равнялась 25 %, затем 10 %.
![]() |
Справочно У некоторых экономистов ситуация на валютном рынке России, несмотря на кажущееся благополучие, вызывает серьезные опасения. Они характеризуют ее как «голландскую болезнь». Когда в свое время в Голландии обнаружили крупные нефтегазовые месторождения, это резко подняло курс национальной валюты, в результате чего: 1) возросли внутренние цены (по отношению к доллару); 2) продукция всех прочих отраслей (кроме нефтегазовой) из-за цены стала неконкурентна на внешних рынках; 3) увеличился импорт. Самым эффективным средством против «голландской болезни» как раз считается скупка иностранной валюты центральным банком с целью понижения курса национальной валюты. |
Открытие счетов
Отдельные валютные послабления в России с точки зрения белорусского законодательства выглядят нереальными. Так, согласно ст.12 Закона № 173-ФЗ резиденты открывают без ограничений счета (вклады) в иностранной валюте в банках, расположенных на территориях иностранных государств, являющихся членами ОЭСР или ФАТФ. Правда, об этом они обязаны в месячный срок уведомить налоговые органы по месту своего учета. Единственным валютным ограничением здесь является общий запрет на расчеты между резидентами - юридическими лицами по таким счетам, частичные исключения из которого перечислены в части 6.1 ст.12.
![]() |
Справочно Республика Беларусь не является членом ОЭСР и ФАТФ, но есть Соглашение между Центральным банком Российской Федерации и Национальным банком Республики Беларусь об организации расчетов между хозяйствующими субъектами Российской Федерации и Республики Беларусь от 20.02.1997, в соответствии со ст.10 которого открытие и ведение в банках Республики Беларусь счетов юридических лиц Российской Федерации (небанковских организаций) проводится при наличии разрешения Банка России, и наоборот. |
Нерезиденты на территории РФ вправе открывать в уполномоченных банках счета (вклады) в иностранной валюте и валюте РФ, в т.ч. специальные счета, в соответствии с порядком, установленным ЦБ РФ (часть вторая ст.13 Закона № 173-ФЗ). Однако в настоящее время требование об обязательном использовании нерезидентами специальных банковских счетов отменено (Указание ЦБ РФ от 29.05.2006 № 1688-У «Об отмене требования обязательного использования специальных счетов при осуществлении валютных операций и о признании утратившими силу отдельных нормативных актов Банка России»). Регламентируется только открытие таких счетов в самом Банке России (см.: Положение об открытии Банком России банковских счетов нерезидентов в валюте Российской Федерации и проведении операций по указанным счетам, утвержденное ЦБ РФ от 04.05.2005 № 269-П).
При этом нерезиденты вправе без ограничений перечислять иностранную валюту со своих банковских счетов (вкладов) в уполномоченных банках на свои счета (во вклады) в банках за границей.
Наличная валюта
По общему правилу, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами в безналичном порядке через банковские счета в уполномоченных банках (ст.14 Закона № 173-ФЗ).
Расчеты в наличной валюте
Юридические лица - резиденты могут осуществлять расчеты с нерезидентами в наличной иностранной валюте и валюте РФ:
1) за обслуживание воздушных судов иностранных государств в аэропортах, судов иностранных государств в речных и морских портах, а также при оплате нерезидентами аэронавигационных, аэропортовых и портовых сборов на территории РФ, а также за рубежом;
2) с находящимися за пределами территории РФ физическими лицами - резидентами, а также филиалами, представительствами и иными подразделениями юридических лиц, созданных в соответствии с законодательством РФ, и физическими лицами - нерезидентами по договорам перевозки пассажиров, и некоторые другие.
Кроме того, юридические лица - резиденты могут осуществлять расчеты с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте РФ по договорам розничной купли-продажи товаров, а также расчеты при оказании физическим лицам - нерезидентам на территории РФ транспортных, гостиничных и других услуг, оказываемых населению.
![]() |
Важно! Следует отметить, что в России действуют ограничения в сумме 100 000 рос.руб. в части расчетов наличными рублями между резидентами - юридическими лицами (индивидуальными предпринимателями), установленные Указаниями ЦБ РФ от 20.06.2007 № 1843-У «О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя». |
Для физических лиц - резидентов существует свой перечень операций (часть третья ст.14 Закона № 173-ФЗ), по которым они могут рассчитываться наличной валютой.
Ввоз-вывоз наличной валюты
Ввоз-вывоз наличной валюты в России осуществляется по аналогичным белорусским правилам, поскольку основаны они на Договоре о порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу таможенного союза (принят решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 05.07.2010 № 51), в частности:
1) ввоз в РФ иностранной валюты и (или) валюты РФ, а также дорожных чеков, внешних и (или) внутренних ценных бумаг в документарной форме осуществляется резидентами и нерезидентами без ограничений, но с обязанностью декларирования таможенному органу в случае, если их сумма превышает 10 000 долл. США;
2) ранее ввезенную иностранную валюту, валюту РФ и прочие валютные ценности можно вывозить без ограничений. В остальных случаях действует лимит 10 000 долл. США.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2018 г. Договор о порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу таможенного союза прекращает действие в связи со вступлением в силу Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11.04.2017. |
Валютный контроль
Агенты и органы валютного контроля
В отличие от Беларуси, где валютный контроль является преимущественно банковским, в России в перечень агентов валютного контроля входят таможенные и налоговые органы, а основным инструментом валютного контроля до сих пор остается паспорт сделки.
Органами валютного контроля в России являются Банк России и Федеральная служба финансово-бюджетного надзора.
Основные нормативные акты в части валютного контроля
Основными нормативными актами в части валютного контроля, помимо Закона № 173-ФЗ являются:
• постановление Правительства РФ от 24.02.2009 № 166 «О порядке представления органами и агентами валютного контроля в орган валютного контроля, уполномоченный Правительством Российской Федерации, необходимых для осуществления его функций документов и информации»;
• Инструкция о порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок, утвержденная ЦБ РФ от 15.06.2004 № 117-И (далее - Инструкция № 117-И).
![]() |
Справочно Инструкция № 117-И - в определенной мере аналог действующей в Беларуси Инструкции о порядке регистрации сделки и выполнении банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями функций агентов валютного контроля, утвержденной постановлением Правления Нацбанка РБ от 16.04.2009 № 46, очень напоминает ее по своей структуре, хотя отдельные нормы серьезно отличаются; |
• Правила предоставления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентами валютного контроля, за исключением уполномоченных банков, утвержденные постановлением Правительства РФ от 17.02.2007 № 98;
• Положение о порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций, утвержденное ЦБ РФ от 01.06.2004 № 258-П;
• Информационное письмо ЦБ РФ от 28.02.2007 № 35 «Обобщение практики применения Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» и принятых в соответствии с ним нормативных актов Банка России»;
• Указание ЦБ РФ от 20.07.2007 № 1868-У «О представлении физическими лицами-резидентами уполномоченным банкам документов, связанных с проведением отдельных валютных операций» и др.
Паспорт сделки
Паспорт сделки в России оформляется не только по внешнеторговым договорам, но и по договорам займа (кредитным договорам) между резидентом и нерезидентом, за исключением случаев, когда сумма первых не превышает 50 000 долл. США, а вторых - 5 000 долл. США и некоторых других. Паспорт сделки (в 2 экземплярах), контракт и (в случае необходимости) разрешение предоставляются в обслуживающий банк, которому отводится 3 рабочих дня на его проверку.
![]() |
Справочно Согласно п.1.3 Инструкции № 117-И соответствующие документы представляются резидентом при списании иностранной валюты с его счета в уполномоченном банке либо не позднее 15 рабочих дней со дня поступления иностранной валюты на его счет в уполномоченном банке. |
Банк может отказать в подписании паспорта сделки по строго формальным основаниям (несоответствие данных, содержащихся в договоре, данным в паспорте сделки; оформление паспорта сделки с нарушениями; непредставление резидентом в банк паспорта сделки обосновывающих документов). Агенты валютного контроля вправе требовать представления только тех документов, которые непосредственно относятся к проводимой валютной операции (часть пятая ст.23 Закона № 173-ФЗ).
В банк, оформивший паспорт сделки, с целью контроля за проведением валютных операций резидент обязан в течение 15 дней представить также документы, подтверждающие ввоз товаров на таможенную территорию РФ или вывоз товаров с нее, а также выполнение работ, оказание услуг и т.д., а именно:
1) в случае декларирования таможенным органам ввозимых или вывозимых товаров - таможенные декларации, за исключением временных;
2) в случае отсутствия требования о декларировании - транспортные (перевозочные), коммерческие или иные документы, содержащие сведения, позволяющие идентифицировать товар и подтверждающие вывоз товара с таможенной территории РФ или ввоз товара на таможенную территорию РФ (содержащие сведения об отгрузке вывозимого с таможенной территории РФ товара либо передаче (получении) указанного товара за пределами территории РФ или содержащие сведения об отгрузке ввозимого на таможенную территорию РФ товара либо передаче (получении) указанного товара на территории РФ), оформленные в соответствии с условиями контракта или обычаями делового оборота при осуществлении внешнеторговой деятельности.
Ответственность
Административная ответственность за нарушения валютного законодательства установлена ст.15.25 «Нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Состав правонарушения |
Санкция |
Осуществление незаконных валютных операций, т.е. осуществление валютных операций, запрещенных валютным законодательством, или осуществление валютных операций с невыполнением установленных требований |
Наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере от 3/4 до 1 размера суммы незаконной валютной операции |
Нарушение установленного порядка открытия счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории РФ |
Наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 000 до 1 500 рос.руб.; на должностных лиц - от 5 000 до 10 000 рос.руб.; на юридических лиц - от 50 000 до 100 000 рос.руб. |
Невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты РФ, причитающихся за переданные нерезидентам товары, работы, услуги и т.д. |
Наложение административного штрафа на должностных лиц и юридических лиц в размере 1/150 ставки рефинансирования ЦБ РФ от суммы денежных средств, зачисленных на счета в уполномоченных банках с нарушением установленного срока, за каждый день просрочки зачисления таких денежных средств и (или) в размере от 3/4 до 1 размера суммы денежных средств, не зачисленных на счета в уполномоченных банках |
Невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по возврату в РФ денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные в РФ (не полученные в РФ) товары, работы, услуги и т.д. |
Наложение административного штрафа на должностных лиц и юридических лиц в размере от 3/4 до 1 размера суммы денежных средств, не возвращенных в Российскую Федерацию |
Несоблюдение установленных порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям, порядка и (или) сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории РФ с подтверждающими банковскими документами, нарушение установленного порядка представления подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, нарушение установленных правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов по валютным операциям |
Наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 4 000 до 5 000 рос.руб.; на юридических лиц - от 40 000 до 50 000 рос.руб. |
Нарушение установленного порядка ввоза и пересылки в РФ и вывоза и пересылки из РФ валюты РФ и внутренних ценных бумаг в документарной форме |
Наложение административного штрафа на граждан в размере от 500 до 1 000 рос.руб.; на должностных лиц - от 1 000 до 2 000 рос.руб.; на юридических лиц - от 5 000 до 10 000 рос.руб. |
Договоренности в рамках таможенного союза
Соглашение о согласованных принципах валютной политики от 09.12.2010 (далее - Соглашение) носит рамочный характер в том смысле, что устанавливает общие принципы, обязательства о сотрудничестве, создании условий, гармонизации, консультациях, координации, заключении новых соглашений и т.п. Число норм прямого действия невелико. В частности, в целях проведения согласованной валютной политики Российская Федерация, Беларусь и Казахстан обязались предпринимать следующие меры:
1) обеспечение конвертируемости национальных валют по текущим и капитальным статьям платежного баланса без ограничений путем создания условий для возможности покупки и продажи иностранной валюты резидентами государств - участников Соглашения через банки государств - участников Соглашения без ограничений;
2) недопущение множественности официальных обменных курсов национальных валют, препятствующей взаимной торговле между резидентами государств - участников Соглашения;
3) установление центральными (национальными) банками государств - участников Соглашения официальных курсов национальных валют на основе курса, сложившегося на биржевом рынке, либо на основе кросс-курсов национальной валюты к доллару США;
4) предоставление банкам государств - участников Соглашения права на свободную конверсию принадлежащих им средств в национальных валютах государств - участников Соглашения, находящихся на их корреспондентских счетах, в валюты третьих стран.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2015 г. Соглашение утратило силу в связи со вступлением в силу Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014. |
При этом стороны исходят из принципа сохранения национального суверенитета в отношении выработки подходов к требованию репатриации резидентами государств - участников данного Соглашения денежных средств, подлежащих обязательному перечислению на их банковские счета.
Кроме того, стороны определяют перечень валютных операций, осуществляемых между резидентами государств - участников Соглашения, в отношении которых не применяются валютные ограничения.
![]() |
Справочно Валютные ограничения - это законодательно установленные ограничения на валютные операции, выраженные в их прямом запрете, лимитировании объемов, количества и сроков проведения, валюты платежа, установлении требований получения специальных разрешений (лицензий) на их проведение, резервирования части, всей суммы или суммы, кратной всей сумме проводимой валютной операции, а также ограничения, связанные с открытием и ведением счетов на территории государств - участников Соглашения (ст.1 Соглашения). |
Соглашение допускает, что каждое из государств-участников в исключительных случаях (если ситуация не может быть решена другими мерами экономической политики) вправе вводить новые валютные ограничения на срок не более 1 года.
02.04.2012 г.
Сергей Овсейко, кандидат юридических наук, кандидат экономических наук