


Материал помещен в архив
ВВОЗ ФИЗИЧЕСКИМ ЛИЦОМ ТОВАРОВ ДЛЯ ЛИЧНОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ: ВОЗВРАТ ИЗЛИШНЕ УПЛАЧЕННЫХ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ
Предыстория обращения в таможенный орган
Гражданин В. в октябре 2013 г. заказал у литовской компании «Т» мебель для личного пользования: шкаф для одежды и ширму.
Согласно инвойсу от 05.11.2013 № 124 стоимость шкафа составила: 1 140 евро, а стоимость ширмы: 1 070 евро. Общая стоимость мебели - 2 210 евро.
В соответствии с договором, заключенным с компанией «Т», гражданин В. произвел предварительную оплату товара в размере 100 % безналичным банковским переводом на счет продавца.
Поскольку положениями договора было предусмотрено, что поставка товара осуществляется на условиях EXW г.Вильнюс согласно Инкотермс 2010, продавец выполнил свои обязательства по поставке, когда передал мебель, прошедшую таможенное оформление в Литве, белорусскому автомобильному перевозчику, нанятому покупателем. После этого компания-перевозчик по международной товарно-транспортной накладной «CMR» от 08.11.2013 № б/н (далее - CMR-накладная) привезла мебель в Республику Беларусь в пункт таможенного оформления «ТЛЦ Белтаможсервис» (далее - ПТО), который работает не только с юридическими, но и с физическими лицами.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 3 февраля 2018 г. следует руководствоваться CMR-накладной согласно приложению к Инструкции о порядке оформления международной товарно-транспортной накладной «CMR», утвержденной постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 20.02.2012 № 11, с учетом изменений, внесенных постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 15.12.2017 № 42. |
15 ноября 2013 г. гражданин В. прибыл на указанный ПТО для прохождения процедуры таможенной очистки мебели.
![]() |
Справочно Таможенная очистка подразумевает комплекс мероприятий по таможенным услугам, таможенному оформлению товаров и уплате таможенных пошлин. |
До таможенного оформления товара его получатель - физическое лицо должен был произвести взвешивание мебели на складе СВХ.
Данная процедура в рассматриваемой ситуации обязательна, цель ее проведения - установление фактического веса брутто товара (т.е. массы товара с упаковкой).
Итак, вес брутто шкафа составил 52 кг вместо 58 кг по инвойсу, а вес брутто ширмы - 15 кг вместо 20 кг по инвойсу.
В этот же день по просьбе гражданина В. таможенными декларантами были рассчитаны таможенные платежи.
Согласно их расчетам следовало заплатить:
• ввозную таможенную пошлину в размере 15 % от таможенной стоимости шкафа, которая исчислялась с суммы 14 238 600 руб.;
• налог на добавленную стоимость в размере 20 % от таможенной стоимости шкафа и ввозной таможенной пошлины, который исчислялся с суммы 16 374 400 руб.;
• сбор за таможенное оформление в размере 5 евро, что в пересчете на национальную валюту составило 62 450 руб.
На основании этого таможенные платежи по шкафу - 5 473 150 руб.
Кроме того, по утверждению таможенных декларантов, гражданину В. необходимо было также уплатить таможенные платежи по ширме.
Таможенные платежи по указанному товару составили:
• ввозная таможенная пошлина в размере 15 % от таможенной стоимости ширмы, которая исчислялась с суммы 13 364 300 руб.;
• налог на добавленную стоимость в размере 20 % от таможенной стоимости ширмы и ввозной таможенной пошлины, который исчислялся с суммы 15 368 950 руб.
Общая сумма таможенных платежей по ширме - 5 078 450 руб.
Указанные таможенные платежи были уплачены гражданином В., который 16 ноября 2013 г. забрал со склада СВХ растаможенную мебель.
Первоначальная позиция гражданина при обращении в таможенный орган
После уплаты таможенных платежей у гражданина остались сомнения относительно правильности их расчета таможенным декларантом. Поэтому он направил обращение в Минскую региональную таможню, в котором изложил свои вопросы.
1. Какие нормы беспошлинного ввоза действуют в Республике Беларусь с учетом того, что ввозится мебель из Литвы для личного пользования, которая следует как несопровождаемый груз и состоит из отдельных предметов, некоторые из которых имеют вес менее 35 кг и стоимость ниже 1 500 евро?
2. Должна ли облагаться таможенными платежами (ввозная таможенная пошлина, НДС) поставленная в адрес гражданина В. ширма (как несопровождаемый груз), вес которой составил 15 кг, т.е. ниже установленной нормы ввоза?
К заявлению были приложены копии следующих документов: таможенные приходные ордера; инвойс от 05.11.2013 № 124; описание мебели; пассажирская таможенная декларация; CMR-накладная; платежные квитанции.
Согласно запросу Минской региональной таможни заявителю дополнительно необходимо было представить следующие документы:
• техническое описание товаров (сведения, представленные изготовителем, продавцом или отправителем товара на ярлыках, в паспортах изделий, гарантийных талонах, упаковочных листах, иных документах при их наличии) для определения характеристик товаров;
• копии страниц паспорта гражданина В. с отметками о пересечении таможенной границы Республики Беларусь;
• документы, подтверждающие доставку товаров на территорию Республики Беларусь (договор с компанией-перевозчиком при его наличии).
Гражданин В. направил в адрес Минской региональной таможни часть запрашиваемых документов (их копий), а именно: страницы паспорта с отметками о пересечении таможенной границы Республики Беларусь; договор с компанией-перевозчиком на оказание транспортно-экспедиционных услуг.
Позиция таможенного органа
В своем разъяснении таможенный орган указал следующее.
Порядок перемещения товаров для личного пользования физическими лицами определен Таможенным кодексом таможенного союза (далее - ТК ТС), Соглашением о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском, от 18.06.2010 (далее - Соглашение), а также Положением о льготном порядке перемещения через таможенную границу товаров для личного пользования и упрощенном порядке их таможенного оформления, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 15.10.2007 № 503 (в настоящее время утратил силу), в части, не противоречащей Соглашению (далее - Положение № 503).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2018 г. ТК ТС прекращает действие в связи со вступлением в силу Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11.04.2017. |
Так, к товарам для личного пользования, перемещаемым через таможенную границу с уплатой таможенных пошлин, налогов, относятся в т.ч.:
1) товары для личного пользования (за исключением транспортных средств, неделимых товаров, этилового спирта), ввозимые на таможенную территорию Таможенного союза в сопровождаемом и несопровождаемом багаже, таможенная стоимость которых превышает сумму, эквивалентную 1 500 евро, и (или) общий вес которых свыше 50 кг, которые облагаются таможенными пошлинами и налогами по единой ставке 30 % от их таможенной стоимости, но не менее 4 евро за 1 кг в части превышения весовой нормы 50 кг и (или) стоимостной нормы 1 500 евро (п.1 приложения 5 к Соглашению);
2) товары для личного пользования (за исключением транспортных средств, этилового спирта, алкогольных напитков, пива и неделимых товаров), доставляемые перевозчиком в адрес физического лица в течение 1 календарного месяца, таможенная стоимость которых превышает сумму, эквивалентную 1 000 евро, и (или) общий вес которых превышает 31 кг, которые облагаются таможенными пошлинами и налогами по единой ставке 30 % от их таможенной стоимости, но не менее 4 евро за 1 кг в части превышения весовой нормы 31 кг и (или) стоимостной нормы 1 000 евро (п.6 приложения 5 к Соглашению).
![]() |
Обратите внимание! Законодательством государства - члена Таможенного союза могут устанавливаться более жесткие нормы ввоза товаров для личного пользования, в части превышения которых уплачиваются таможенные пошлины, налоги (подстрочный комментарий к п.6 приложения 3 Соглашения). |
Не облагаются таможенными пошлинами, налогами товары для личного пользования, ввезенные на таможенную территорию в грузовых отправках или отправках экспресс-доставки в адрес физических лиц, не выезжающих за пределы таможенной территории, таможенная стоимость которых (без учета стоимости перевозки) эквивалентна сумме не более 10 евро (подп.18.1 п.18 Положения № 503). Исключение составляют транспортные средства, запасные части к ним, а также товары для личного пользования, указанные в приложении 2 к Положению № 503.
![]() |
Обратите внимание! В настоящее время в отношении товаров для личного пользования (за исключением этилового спирта, алкогольных напитков, пива и неделимых товаров), пересылаемых в международных почтовых отправлениях в течение календарного месяца в адрес одного получателя, являющегося физическим лицом, находящимся на территории Республики Беларусь, либо ввозимых на территорию Республики Беларусь в течение календарного месяца в адрес одного получателя в качестве товаров, доставляемых перевозчиком, не уплачиваются таможенные платежи, если таможенная стоимость таких товаров не превышает сумму, эквивалентную 200 евро, и общий вес не превышает 31 кг (часть первая подп.1.1 п.1 Указа Президента Республики Беларусь от 21.07.2014 № 360 «О перемещении через таможенную границу Таможенного союза в Республике Беларусь товаров для личного пользования»).
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2019 г. Указ № 360 на основании Указа Президента Республики Беларусь от 22.12.2018 № 490 изложен в новой редакции. |
Как отметил таможенный орган, «и в первом и втором случаях неделимые товары независимо от таможенной стоимости и веса облагаются таможенными пошлинами и налогами в виде совокупного таможенного платежа».
![]() |
Справочно Неделимый товар для личного пользования - товар весом более 35 кг, состоящий из одной единицы или одного комплекта, в т.ч. перемещаемый в разобранном, несобранном, некомплектном или незавершенном виде, при условии, что товар обладает основным свойством собранного, комплектного или завершенного товара. Комплектность может определяться на основании сведений, представленных изготовителем, продавцом или отправителем товара на ярлыках, в паспортах изделий, гарантийных талонах, упаковочных листах, иных документах, а также исходя из общепринятого (традиционного) применения такого товара или комплекта, отвечающего их функциональному предназначению (подп.4) п.1 ст.2 Соглашения). Несопровождаемый багаж - товары для личного пользования, принадлежащие физическому лицу, переданные или передаваемые перевозчику по договору международной перевозки (транспортной экспедиции) для фактического перемещения через таможенную границу (в связи с въездом этого физического лица на территорию Таможенного союза или его выездом с таможенной территории Таможенного союза (п.1 ст.351 ТК ТС)). |
![]() |
Пример При ввозе в Республику Беларусь кухонного стола со стульями они будут рассматриваться таможенным органом как один комплект. Если вес данного комплекта будет превышать 35 кг, то указанный товар будет относиться к неделимому. |
Таможенному декларированию в письменной форме подлежат товары для личного пользования, перемещаемые в несопровождаемом багаже или доставляемые перевозчиком в адрес физического лица, а также товары для личного пользования, ввозимые в сопровождаемом багаже, если перемещающее их физическое лицо имеет несопровождаемый багаж (подп.1) и 7) п.2 ст.8 Соглашения).
Следовательно, при представлении документов и сведений, подтверждающих факт приобретения товаров (шкафа и ширмы), в момент нахождения заявителя за пределами таможенной территории Таможенного союза, а также документов, подтверждающих декларирование имеющегося сопровождаемого багажа (при условии, что у заявителя был несопровождаемый багаж в виде шкафа и ширмы) при перемещении через таможенную границу Таможенного союза и последующее отправление товара на территорию Республики Беларусь, вышеупомянутый товар будет считаться прибывшим на таможенную территорию Таможенного союза как несопровождаемый багаж.
В противном случае указанные товары будут рассматриваться как товары, ввезенные на таможенную территорию в грузовых отправках или отправках экспресс-доставки в адрес физического лица, не выезжающего за пределы таможенной территории, таможенная стоимость которых (без учета перевозки) эквивалентна сумме не более 10 евро.
Уточненная позиция гражданина, сформулированная им с учетом разъяснения таможенного органа
В своем новом обращении, учитывающем разъяснения таможенного органа, гражданин В. отметил следующее.
Из ответа таможенного органа следовало, что заявителю не удалось подтвердить, что мебель, заказанная им в Литве для личного пользования, прибыла на таможенную территорию Республики Беларусь как несопровождаемый багаж.
Кроме того, таможенным органом было разъяснено, что без предоставления соответствующих документов и сведений шкаф и ширма будут рассматриваться как товары, ввезенные на таможенную территорию в грузовых отправках или отправках экспресс-доставки в адрес физического лица, не выезжающего за пределы таможенной территории.
С учетом содержания таможенных приходных ордеров представляется, что должностное лицо таможенного органа отнесло шкаф и ширму к неделимым товарам, поэтому указанные товары были обложены таможенными пошлинами и налогами в виде совокупного таможенного платежа, размер которого определялся как сумма таможенных пошлин и налогов, исчисленных по ставкам и в порядке, предусмотренном ТК ТС для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей для коммерческого использования.
С учетом этого заявитель полагал, что ширма, имеющая вес брутто 15 кг, ошибочно отнесена таможенным органом к неделимому товару.
Поскольку в составе растаможенной мебели имелся один неделимый товар - комод, его следовало исключить при расчете стоимостной и количественной нормы ввоза ширмы.
Товары, таможенная стоимость которых превышает сумму, эквивалентную 1 000 евро, и (или) общий вес которых превышает 31 кг, облагаются таможенными пошлинами и налогами по единой ставке 30 % от их таможенной стоимости (п.6 приложения 5 к Соглашению).
По вопросу стоимостных норм ввоза необходимо руководствоваться подп.18.1 п.18 Положения № 503.
Заявитель полагал, что для растаможивания ширмы следовало уплатить таможенные платежи исходя из единой ставки 30 %, исчисленной от стоимости ширмы, - 1 070 евро, уменьшенной на сумму 10 евро (сумма беспошлинной стоимостной нормы ввоза).
С учетом вышеизложенного заявитель просил разъяснить таможенный орган, правомерна ли его позиция в отношении того, что:
• ширма, которая не входит в комплект шкафа и вес которой составляет 15 кг, не является неделимым товаром;
• растаможивание ширмы должно было осуществляться исходя из единой ставки 30 %, исчисляемой с суммы 1 060 евро?
Результаты рассмотрения обращения гражданина
Рассмотрев обращение гражданина В., таможенный орган полностью согласился с заявителем. В своем ответе таможенный орган указал следующее.
Из представленных документов и сведений следовало, что указанные в обращении товары относятся к товарам для личного пользования, доставляемым перевозчиком.
Шкаф является неделимым товаром и согласно п.7 приложения 5 к Соглашению при его ввозе подлежал уплате совокупный таможенный платеж.
В свою очередь, обложение товара «ширма» следовало производить исходя из норм, установленных п.6 приложения 5 к Соглашению, с учетом подп.18.1 п.18 Положения № 503.
Поэтому для перерасчета таможенных платежей в отношении ввезенного товара заявителю было предложено обратиться в отдел бухгалтерского учета и контроля Минской региональной таможни с заявлением о возврате излишне уплаченных денежных средств с приложением оригиналов таможенных приходных ордеров и платежных квитанций.
Заявление было составлено гражданином В. в соответствии с п.4 ст.115 Закона Республики Беларусь от 10.01.2014 № 129-З «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» и с учетом последнего разъяснения таможенного органа.
Заявитель просил таможенный орган возвратить излишне уплаченные суммы таможенных платежей (таможенная пошлина и НДС) в размере 1 106 630 руб. на основании следующего.
При растаможивании приобретенной заявителем ширмы, поступившей 14 ноября 2013 г. в ПТО, следовало уплатить таможенные платежи исходя из единой ставки 30 %, исчисляемой от таможенной стоимости ширмы, - 1 070 евро, уменьшенной на 10 евро (сумма беспошлинной стоимостной нормы ввоза).
Таким образом, заявителю необходимо было заплатить 3 971 820 руб. (1 060 евро х 12 490 руб. (курс белорусского рубля к евро, установленный Национальным банком Республики Беларусь на 15 ноября 2013 г.) х 30 %).
Вместе с тем, поскольку при заполнении таможенного приходного ордера допущена ошибка в части указания основы начисления, размеров ставок и исчисленных сумм, на основании платежной квитанции заявителем ошибочно уплачен совокупный таможенный платеж в размере 5 078 450 руб., в т.ч. таможенная пошлина - 2 004 650 руб.; НДС - 3 073 800 руб., который должен был уплачиваться, если товар неделимый.
Разница между фактически уплаченной суммой и суммой, которую подлежало уплатить согласно нормам таможенного законодательства, составила 1 106 630 руб. Полученную сумму заявитель просил возвратить наличными денежными средствами через банк.
Заявитель также указал, что оригинал платежной квитанции был представлен при таможенном оформлении мебели и остался в документах таможенного органа.
В месячный срок после поступления заявления в Минскую региональную таможню указанная сумма была перечислена на счет, открытый для заявителя в соответствующем банке.
![]() |
Справочно Для более детального изучения см. раздел «Перемещение товаров и денежных средств через таможенную границу» подборки «Ваш личный юрист». |
20.11.2014
Михаил Чеканин, юрист