


Материал помещен в архив
ВЗЫСКАНИЕ УЩЕРБА, ПРИЧИНЕННОГО ТРАНСПОРТНОМУ СРЕДСТВУ, НЕ ОСУЩЕСТВЛЯЮЩЕМУ ДОРОЖНОЕ ДВИЖЕНИЕ. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Если договором имущественного страхования и страхования ответственности не предусмотрено иное, к страховщику, выплатившему страховое возмещение, переходит в пределах выплаченной суммы право требования, которое страхователь (выгодоприобретатель) имеет к лицу, ответственному за убытки, возмещенные в результате страхования. Условие договора, исключающее переход к страховщику права требования к лицу, умышленно причинившему убытки, ничтожно (ст.855 Гражданского кодекса РБ (далее - ГК)).
Насколько сложно взыскать стоимость причиненного ущерба с непосредственного причинителя вреда? Проанализируем это на наиболее проблемных ситуациях, связанных с вредом, причиненным объектами, не являющимися транспортными средствами без участия человека в тот момент, когда транспортное средство не осуществляло дорожное движение. Речь идет о падениях деревьев, снега, сосулек на припаркованные транспортные средства, залитие их ливневыми водами.
Владелец транспортного средства при возникновении такой ситуации не знает, как оформить происшествие и к кому в последующем предъявлять требование.
Поэтапное оформление происшествия
Все земельные участки в населенных пунктах и вне их, строения и сооружения на них находятся в чьем-либо ведении. Ответственность за безопасность и общественный порядок на улицах несут органы внутренних дел.
Этап 1. При возникновении происшествия необходимо вызвать сотрудников милиции, а также представителя организации, отвечающей за обслуживание, текущий ремонт и эксплуатацию зеленых насаждений (если случай связан с падением дерева), здания или сооружения (если падение предметов произошло с указанных объектов).
За содержание так называемого городского зеленого хозяйства, как правило, ответственны организации унитарного предприятия «Зеленстрой» (далее - УП «Зеленстрой»). В крупных городах они организационно подчинены городским управлениям жилищно-коммунального хозяйства (далее - ЖКХ).
При падении предметов со зданий и сооружений необходимо определить: относится ли здание и сооружение к жилищному фонду или нет. На основании полученного ответа вызвать для составления акта представителей обслуживающей жилищно-эксплуатационной службы (далее - ЖЭС) или иной организации, осуществляющей обслуживание здания (оборудования, сооружения). Если таковой нет, вызвать представителей ЖЭСа.
Этап 2. По прибытии сотрудников милиции с экспертами-криминалистами зафиксировать фотоаппаратом в протоколе осмотра место происшествия, повреждения транспортного средства.
Этап 3. По прибытии работников ЖЭСа (УП «Зеленстрой», собственников здания, сооружения, оборудования) необходимо составить акт осмотра, в котором указать причины, повлекшие повреждения, виновную сторону и объем причиненного ущерба по аналогии с порядком, установленным в п.11.9 Правил пользования жилыми помещениями, содержания жилых и вспомогательных помещений жилого дома в Республике Беларусь, утвержденных приказом Минжилкомхоза РБ от 07.12.1999 № 177. К акту прилагается план с обозначенными местами дефектов поврежденного транспортного средства. Акт должен быть подписан членами комиссии, потерпевшим. Кроме того, его может подписать работник милиции, свидетели. Акт должен быть составлен в нескольких экземплярах - по одному для каждой заинтересованной стороны.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 28 сентября 2013 г. приказ № 177 на основании постановления Минжилкомхоза РБ от 09.09.2013 № 14 утратил силу. Следует применять Правила пользования жилыми помещениями, содержания жилых и вспомогательных помещений, утвержденные постановлением Совета Министров РБ от 21.05.2013 № 399. |
Данный акт и протокол осмотра места происшествия - отправная точка для последующего взыскания суммы ущерба с виновной стороны.
Этап 4. Если потерпевшее лицо заключило договор добровольного страхования наземных транспортных средств (КАСКО), потерпевшему следует обратиться с соответствующим заявлением к страховой организации, которая обязана выплатить ему страховое возмещение, если такой случай предусмотрен договором страхования. После выплаты страховая организация на основании ст.855 ГК получает право на предъявление в пределах выплаченной суммы требования к лицу, ответственному за убытки, возмещенные в результате страхования.
Если же договора страхования нет, потерпевший должен сам защитить свои права. Действия потерпевшего лицо будут аналогичны действиям страховой организации.
Этап 5. Выяснить причину, по которой произошло происшествие: не имело ли место так называемое стихийное бедствие (дерево упало в результате бури, снег упал с крыши в результате обильного снегопада и других погодных явлений, относимых к опасным погодным явлениям) или же это связано с ненадлежащим обслуживанием.
Классификация метеорологических явлений по степени их опасности дана в техническом кодексе установившейся практики ТКП 17.10-06-2008 «Охрана окружающей среды и природопользование. Гидрометеорология. Правила составления краткосрочных прогнозов погоды общего назначения». Для отнесения метеорологического явления к опасным метеорологическим явлениям - количество осадков должно превысить 50 мм за 12 ч и менее, максимальная скорость ветра - 25 м/с и более, значение минимальной температуры воздуха -35°С и ниже не менее чем на 1/3 (для шквала, смерча и града - не менее чем на 1/10) части территории области, по которой составляется прогноз. Кроме того, перечень опасных гидрометеорологических явлений, информация о которых отнесена к категории экстренных, закреплен в Положении о порядке предоставления государственной гидрометеорологической службой гидрометеорологической информации потребителям такой информации, утвержденном постановлением Совета Министров РБ от 23.01.2007 № 75.
Информацию о гидрометеорологической ситуации в конкретном месте в конкретное место обязан предоставить соответствующий территориальный центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. На основании представленных им сведений о показателях температуры, осадков, ветра можно сделать вывод о возможности (невозможности) отнесения имевшего место гидрометеорологического явления к опасным.
Этап 6. Определить размер причиненного ущерба. Для этого следует обратиться в специализированную уполномоченную организацию, имеющую право осуществлять оценку поврежденных транспортных средств. Сведения о таких организациях можно получить в страховой организации. Эксперты-оценщики сотрудничают со страховыми организациями на договорных началах.
Этап 7. Предъявление претензии к лицу, в чьей компетенции находится обслуживание, текущий ремонт и содержание объекта. Для этого необходимо обратиться к содержанию соответствующих правил благоустройства и содержания административно-территориальной единицы. В каждом областном и районном центре такие документы приняты местными советами депутатов. Например, решение Минского городского Совета депутатов от 13.12.2000 № 139 «Об утверждении Правил благоустройства и содержания города Минска», решение Гродненского городского Совета депутатов от 19.03.2004 № 47 «Об утверждении Правил благоустройства, обеспечение чистоты и порядка города Гродно» (далее - Правила благоустройства) и др.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 14 декабря 2016 г. следует применять Правила благоустройства и содержания города Минска, утвержденные решением Минского городского Совета депутатов от 16.11.2016 № 252. |
Рассмотрим на примере Правил благоустройства обеспечение чистоты и порядка для г.Гродно. В основу Правил благоустройства положены ранее действовавшие Правила благоустройства и содержания территорий городов и городских поселков, утвержденные приказом Мижилкомхоза РБ от 11.09.1997 № 118, с учетом региональных особенностей.
Падение деревьев
В соответствии с подп.4.6-4.9 Правил благоустройства установлено, что содержание зеленых насаждений необходимо осуществлять в соответствии с решением Гродненского горисполкома от 19.06.2002 № 535 «О сохранении и учете зеленых насаждений». Администрация предприятий, организаций и учреждений несет ответственность за содержание зеленых насаждений расположенных на собственной и закрепленной территориях. Зеленое строительство и содержание существующих объектов озеленения, скверов возлагается на организации «Гроднозеленстрой» и выполняется за счет средств городского бюджета. Вырубка сухих аварийных и попавших в зону строительства деревьев и кустарников производится только после получения актов на снос деревьев установленного образца.
В перечень работ, выполняемых при текущем ремонте городского зеленого хозяйства в соответствии с подп.1.2.3 Классификации работ и межремонтных сроков по капитальному ремонту сооружений городского благоустройства, норм затрат на капитальный ремонт, содержание и текущий ремонт этих сооружений (приложение к приказу Минжилкомхоза РБ от 02.04.1998 № 53) входит посадка деревьев вместо отмерших и отбракованных.
Кроме того, в п.20 перечня работ по содержанию объектов благоустройства населенных пунктов Республики Беларусь, осуществляемых за счет бюджетных средств, (приложение к постановлению Минжилкомхоза РБ от 20.04.2005 № 16), установлен такой вид работ, как уход за деревьями и кустарниками, включая все виды работ по обрезке и формовке, согласно технологическим картам.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 24 января 2015 г. следует руководствоваться п.20 вышеназванного перечня в редакции постановления Минжилкомхоза РБ от 01.12.2014 № 25. |
Затопление транспортных средств вследствие неисправности ливневой канализации
Подпунктом 15.6.4 Правил благоустройства установлено, что уборка и очистка канав, труб, дренажей, предназначенных для отвода поверхностных грунтовых вод с улиц и дорог, очистка коллекторов, дождевой и ливневой канализации и смотровых дождеприемных колодцев производится организациями, на балансе которых они находятся. Ответственность за санитарное и техническое состояние ливневой канализации и дождеприемных колодцев, своевременный ремонт и наличие приемных решеток, люков и водостоков возлагается на организации, на балансе которых находится ливневая и дренажная канализация. При выявлении бесхозных колодцев ответственность за их обслуживание и техническое состояние возлагается на организации, за которыми закреплены данные территории для благоустройства.
Выполнение работ по осмотру, текущему содержанию и ремонту смотровых люков и дождеприемных колодцев, расположенных на проезжей части и тротуарах городских дорог, производится силами коммунального дорожного ремонтно-строительного унитарного предприятия «Ремстройавтодор» за счет средств организаций, эксплуатирующих подземные инженерные сети. Организации, в ведении которых находятся подземные коммуникации, обязаны заключить договора с коммунальным дорожным ремонтно-строительным унитарным предприятием «Ремстройавтодор» на предмет осмотра, текущего содержания и ремонта люков и смотровых колодцев.
Падение сосулек, наледи и снега с крыш
В подп.15.7 Правил благоустройства закреплено, что в зимнее время проводятся такие работы по уборке, как:
- обработка проезжей части дорог противогололедными материалами;
- сгребание и подметание снега;
- формирование снежных валов с необходимыми промежутками между ними;
- скалывание льда и удаление снежно-ледяных образований;
- удаление снега с улиц;
- подметание дорог при длительном отсутствии снегопада.
Уборка снега начинается немедленно с начала снегопада и во избежание наката на проезжей части дорог продолжается непрерывно до окончания снегопада.
Для предотвращения несчастных случаев в результате падения снега и сосулек с крыш зданий регулярно следует очищать крыши с обязательным применением мер предосторожности для обеспечения безопасного движения пешеходов.
В период таяния снега помимо обычных уборочных работ должны производиться:
- промывка и расчистка канавок для стока воды в местах, где это требуется для нормального отвода талых вод;
- общая очистка дворовых территорий после окончания таяния снега, сбора и удаления мусора, оставшегося снега и льда.
В соответствии с подп.5.34 СНБ 1.04.1-04 «Здания и сооружения. Основные требования к техническому состоянию и обслуживанию строительных конструкций и инженерных систем, оценке их пригодности к эксплуатации» (документ утратил силу с 1 января 2011 г. в связи с изданием приказа Минстройархитектуры РБ от 15.07.2010 № 267) при эксплуатации конструкций покрытий и кровель необходимо регулярно очищать кровли от снега. В соответствии с ТКП 45-1.04-14-2005 «Техническая эксплуатация жилых и общественных зданий и сооружений. Порядок проведения» (далее - ТКП 45-1.04-14-2005).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 апреля 2017 г. следует руководствоваться техническим кодексом установившейся практики ТКП 45-1.04-305-2016 «Техническое состояние и техническое обслуживание зданий и сооружений. Основные требования», утвержденным приказом Минстройархитектуры РБ от 30.12.2016 № 321. |
Требования ТКП 45-1.04-14-2005 обязательны при эксплуатации зданий независимо от форм их собственности и ведомственной принадлежности. Здания должны эксплуатироваться в соответствии с правилами технического обслуживания, содержания и ремонта зданий, отражающих их специфику и режим эксплуатации, разработанными в развитие ТКП 45-1.04-14-2005 и утвержденными соответствующими органами отраслевого управления.
В соответствии с подп.4.5 ТКП 45-1.04-14-2005 крыши должны очищаться от снега, не допуская образования снегового покрова толщиной более 30 см, с ограждением опасной зоны и вывешиванием на опасных участках соответствующих предупредительных надписей (при оттепелях, если наблюдается обледенение свесов и водоотводящих устройств, снег должен сбрасываться и при меньшей толщине снегового покрова). Наличие снега, наледи и льда должно выявляться в ходе внеплановых осмотров и при текущем обслуживании. Зимняя уборка прилегающей к зданию территории согласно ТКП 45-1.04-14-2005 не препятствует движению пешеходов и транспорта и включает:
- уборку снега с проездов и тротуаров и пешеходных зон;
- очистку крыш зданий;
- вывоз снега и снежно-ледяных образований;
- противогололедную обработку тротуаров и проездов.
Уборка сосулек, наледи и снега с крыш зданий и сооружений осуществляется силами собственников зданий и сооружений или предприятиями ЖКХ, если с ними заключен соответствующий договор.
Этап 8. Определившись с организацией, в ведении которой находится возмещение причиненного вреда, необходимо направить в ее адрес заказным письмом с уведомлением о вручении письменную претензию с приложением акта осмотра места происшествия, протокола осмотра, заключения экспертной организации относительно размера и стоимости повреждений, справки из центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. Претензия должна быть мотивирована и содержать ссылки на конкретные правовые акты в обоснование изложенных в ней требований.
Этап 9. В случае отказа в удовлетворении требований по претензии потерпевшая сторона вправе обратиться в суд с соответствующим иском на основании ст.933 ГК. За обращение в суд взимается государственная пошлина, ставки которой установлены в приложении к Особенной части Налогового кодекса РБ. Требования к форме и содержанию иска содержатся в Гражданском процессуальном кодексе РБ, а также в Хозяйственном процессуальном кодексе РБ.
От предъявления подобных требований потерпевших удерживает нарушение ими правил дорожного движения (далее - ПДД) при остановке и стоянке транспортных средств. Существует стереотип, что нарушив ПДД, потерпевший сам спровоцировал причинение вреда. Однако это не так. В случае если ПДД при остановке (стоянке) были нарушены или допущено иное нарушение ПДД, прибывший наряд милиции непременно вызовет сотрудников Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел РБ (далее - ГАИ), которые обязаны будут привлечь потерпевшего к административной ответственности за нарушение им ПДД. В то же время причинение вреда посторонними предметами: деревьями, снегом, льдом и т.п. произошло не по вине нарушевшего ПДД, а по вине именно обслуживающей организации, не осуществившей своевременно возложенные на нее обязанности. Вместе с тем наличие вины потерпевшего (в форме умысла или грубой неосторожности) может быть принято судом во внимание в соответствии со ст.952 ГК при определении размера возмещения вреда, подлежащего взысканию с ответчика.
Судебная практика о взыскании ущерба в связи с наступлением страхового случая
![]() |
Пример 1 Хозяйственным судом было рассмотрено дело по иску закрытого страхового акционерного общества (далее - ЗСАО) «А» (истец) к коммунальному унитарному предприятию (далее - КУП) «Б» (ответчик) о взыскании суммы выплаченного страхового возмещения по договору добровольного страхования наземных транспортных средств (АвтоКАСКО) физических лиц. Как следует из содержания решения суда по данному делу, 10 февраля 2009 г. имело место дорожно-транспортное происшествие (далее - ДТП), в результате которого был нанесен ущерб автомобилю «Ауди А6», принадлежащему гражданину К., в связи с наездом на множество выбоин на проезжей части был деформирован фирменный алюминиевый диск на передней оси с правой стороны. Согласно заключению от 18.02.2009 управления внутренних дел ГАИ областного исполнительного комитета по результатам проверки по факту ДТП в действиях водителя нарушений ПДД не выявлено, ДТП произошло из-за неудовлетворительного состояния проезжей части. Виновником данного ДТП является ответчик, который является балансодержателем улиц, который обязан обеспечить их технически исправное состояние, размеры выбоин превышали по длине, ширине и глубине предельные размеры, предусмотренные СТБ-1291-2001 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности движения», действовавшего в момент наступления страхового случая. Указанный автомобиль «Ауди А6» застрахован в ЗСАО «А» по договору добровольного страхования наземных транспортных средств (АвтоКАСКО) физических лиц. Бюро автоэкспертиз определен размер вреда, выплаченный истцом по платежному поручению страхователю. Согласно части первой ст.855 ГК к страховщику, выплатившему страховое возмещение, переходит в пределах выплаченной суммы право требования, которое страхователь (выгодоприобретатель) имеет к лицу, ответственному за убытки, возмещенные в результате страхования. На основании изложенного вина ответчика в ДТП подтверждена материалами дела, в связи с чем с него в пользу истца была взыскана сумма выплаченного страхового возмещения по договору добровольного страхования наземных транспортных средств (АвтоКАСКО) физических лиц. |
![]() |
Пример 2 Хозяйственным судом рассмотрено дело по иску ЗСАО «Б» (истец) к КУП «М» (ответчик) о взыскании ущерба, причиненного в результате уплаты страхового возмещения по акту о страховом случае. Представитель ответчика исковые требования отклонил и, основываясь на том, что дворовая территория дома № 8 по ул.К., в т.ч. и люк теплового колодца, наезд на который совершил гражданин И., находится в ведении ЖЭУ-8, считает их необоснованными и не подлежащими удовлетворению, так как истцом не подтверждена надлежащим образом его вина в ДТП. В судебном заседании были заслушаны показания свидетелей И., транспортному средству которого причинены механические повреждения, и П., инспектора ДПС, который был направлен дежурной частью на место ДТП. Свидетель И. в судебном заседании показал, что 13 декабря 2009 г. вечером (после 18 ч), отъезжая от дома № 8 по ул.К., совершил наезд на люк теплового колодца, который выступал над проезжей частью. Свидетель пояснил, что возможности увидеть люк у него не было. После наезда на люк автомобиль не заводил, так как это было небезопасно. Свидетель Петров П.П. пояснил, что 13 декабря 2009 г. по направлению дежурной части он был направлен на место ДТП (по ул.К. во двор дома № 8). Приехав на место ДТП в соответствии с требованиями производил действия, в т.ч. осмотрел поврежденное транспортное средство, люк теплового колодца, на который был совершен наезд, сообщил в дежурную часть сведения для установления собственника данного люка (заглавные буквы, расположенные на этом люке). В связи с тем что сразу установить собственника люка не удалось, протокол об административном правонарушении на месте ДТП не составлялся, а документы были переданы в дежурную часть для дальнейшего расследования. При осмотре люка видимых повреждений обнаружено не было. Машина от люка находилась на расстоянии 4,8 м и на протяжении этого расстояния виднелись следы, возможно, тосола. Водитель заметить люк в той обстановке возможности не имел из-за отсутствия освещения. Двигаться самостоятельно с теми повреждениями, которые были причинены автомобилю, данное транспортное средство не имело возможности (в целях безопасности). Рассмотрев материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив дополнительно представленные документы, в т.ч. заключение экспертизы, выслушав свидетелей по делу, суд установил, что 13 декабря 2009 г. по ул.К. произошло ДТП (наезд автомобиля, принадлежащего гражданину Иванову И.И., на люк теплового колодца, выступающего от дорожного покрытия на 22 см). В результате ДТП транспортному средству причинены механические повреждения, виновник согласно протоколу об административном правонарушении - С., начальник цеха КУП «М», как должностное лицо, ответственное за содержание люков смотровых колодцев. Между истцом и И. заключен договор добровольного страхования наземных транспортных средств (АвтоКАСКО). Бюро автоэкспертиз определена стоимость ремонта транспортного средства. Истцом по платежному поручению произведена выплата страхового возмещения И. В соответствии со ст.855 ГК к страховщику, выплатившему страховое возмещение, переходит в пределах выплаченной суммы право требования, которое страхователь имеет к лицу, ответственному за убытки, возмещенные в результате страхования. Согласно протоколу об административном правонарушении вина ответчика выразилась в нарушении подп.209.1 п.209 Правил дорожного движения, утвержденных Указом Президента РБ от 28.11.2005 № 551 (далее - Правила дорожного движения), а именно должностным лицом, ответственным за содержание люков смотровых колодцев тепловых сетей, не приняты необходимые меры по понижению верха крышки люка, в связи с чем не обеспечены безопасные условия для участников дорожного движения, что привело к ДТП. Согласно п.209.1 п.209 Правил дорожного движения должностные и иные лица, ответственные за эксплуатацию дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов и технических средств организации дорожного движения, обязаны содержать дороги, дорожные сооружения, железнодорожные переезды и технические средства организации дорожного движения в соответствии с требованиями технических нормативных правовых актов в состоянии, безопасном для дорожного движения. Подпунктом 6.3.5 Государственного стандарта РБ СТБ 1291-2007 предусмотрено, что люки смотровых колодцев должны соответствовать требованиям ГОСТ 3634: кается отклонение верха крышки люка относительно уровня покрытия не допустимо более 2,0 см. Из протокола об административном правонарушении следует, что люк выступал относительно уровня покрытия на 22 см. Материалами дела подтверждается принадлежность люка теплового колодца, в результате наезда на который транспортному средству причинены механические повреждения, КУП «М». Доводы ответчика о том, что его вина в совершении ДТП не установлена, опровергаются материалами дела и потому отклоняются. При таких обстоятельствах требование истца о взыскании выплаченного страхового возмещения признаны обоснованными. |
При определении обязанности возместить причиненный вред, необходимо проверять причину наступления повреждения: отсутствует ли в нем вина потерпевшего.
![]() |
Пример 3 Хозяйственным судом было рассмотрено дело по иску иностранного предприятия «И» к ЗСАО «К» о выплате ущерба в связи с наступлением страхового случая. Как усматривается из материалов дела, между сторонами был заключен договор добровольного страхования принадлежащего истцу транспортного средства ГАЗ-32213114 сроком на 1 год, в т.ч. и на случай его повреждения от стихийного бедствия. В исковом заявлении истец указал на то, что в результате продолжительного и сильного дождя произошло затопление водой транспортного средства ГАЗ-32213114. Истцом был произведен ремонт транспортного средства. Заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд пришел к выводу об отказе истцу в иске исходя из следующего. В соответствии с п.1 ст.819 ГК по договору страхования одна сторона (страховщик) обязуется при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить другой стороне (страхователю) или третьему лицу (выгодоприобретателю), в пользу которого заключен договор, причиненный вследствие этого события ущерб застрахованным по договору интересам в пределах определенной договором суммы (страховой суммы), а другая сторона (страхователь) обязуется уплатить обусловленную договором сумму (страховой взнос, страховую премию). Согласно правилам страхования наземных транспортных средств ЗСАО «К» страхование наземного транспортного средства производится на случай его уничтожения, повреждения или хищения в результате наступления страхового случая стихийных бедствий: удара молнии, наводнения, землетрясения, бури, урагана, смерча, ливня, града, выхода подпочвенных вод, паводка половодья, необычных для данной местности продолжительных дождей и обильного снегопада, просадки грунта. Как следует из пояснений истца, транспортное средство ГАЗ-32213114 было затоплено водой в результате сильного дождя. В судебном заседании работник истца М. пояснил, что в день наступления страхового случая находился за рулем транспортного средства ГАЗ-32213114. В момент движения истца шел сильный дождь, в результате чего истец остановил транспортное средство для высадки пассажиров из салона микроавтобуса. Истец обратился к сотруднику ГАИ для отбуксировки с использованием эвакуатора транспортного средства на место, не затопленное водой. Как следует из письма ГАИ, автомобиль работника истца был обнаружен стоящим на дороге, колеса, нижняя часть кузова и моторный отсек были полностью в воде, в кузове автомобиля находились пассажиры. В связи с невозможностью самостоятельного передвижения транспортное средство отбуксировано эвакуатором под управлением лейтенанта милиции Б. В судебном заседании допрошен лейтенант милиции Б., который подтвердил, что производил отбуксировку транспортного средства, видимых повреждений ГАЗ-32213114 не имел. Затем работник истца обратился в соответствующие службы, с помощью которых отбуксировал транспортное средство на ремонт. В судебном заседании допрошен специалист, производивший ремонт ГАЗ-32213114, указал, что повреждение двигателя произошло в результате попадания воды при работающем двигателе, т.е. произошел гидроудар, поскольку при запуске двигателя вместе с воздухом в мотор попала вода. Водитель запустил двигатель, находившийся в воде, следовательно, причина повреждения транспортного средства не ливень, а неверные действия водителя в условиях сильного дождя. В связи с изложенным в удовлетворении иска было отказано. |
Помимо гражданско-правовой ответственности несвоевременная уборка снега, наледи и скол сосулек со зданий и сооружений, обрезка деревьев, несвоевременная прочистка ливневой канализации и иные нарушения правил благоустройства и содержания населенных пунктов влекут административную ответственность, предусмотренную частью второй ст.21.14 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях. Указанной статьей предусмотрена санкция в виде наложения штрафа в размере до 25 базовых величин (далее - БВ), на индивидуального предпринимателя - от 10 до 50 БВ, а на юридическое лицо - от 20 до 100 БВ. При привлечении виновника к административной ответственности зафиксированные дополнительные доказательства пригодятся для последующего взыскания суммы имущественного вреда.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» Материал ссылается на Налоговый кодекс РБ в редакции до 1 января 2019 г. С 1 января 2019 г. вышеназванный Кодекс изложен в новой редакции Законом РБ от 30.12.2018 № 159-З. |
15.07.2011
Сергей Белявский, судья хозяйственного суда Гродненской области, заместитель председателя областного отделения общественного объединения «Белорусский республиканский Союз юристов»