


Материал помещен в архив

Заключение договора перевода долга при наличии запрета судебного исполнителя
Нередко недобросовестные участники договорных отношений совершают сделки, запрещенные предписанием судебного исполнителя. Нарушение такого запрета, который является обязательным для должника, ведет к ничтожности сделки. В материале приведен пример судебной практики.
Закон от 24.10.2016 № 439-З «Об исполнительном производстве» определяет условия и порядок ведения исполнительного производства по исполнительному документу, по которому должник обязан совершить определенные действия (передать денежные средства и (или) иное имущество, исполнить другие требования, содержащиеся в исполнительном документе) или воздержаться от совершения определенных действий (ч.1 ст.2 Закона № 439-З).
В случае неисполнения должником требований, изложенных в исполнительном документе, судебный исполнитель принимает обеспечительные меры.
Такие меры могут быть приняты на любой стадии исполнительного производства в случае, если их непринятие может затруднить или сделать невозможным исполнение исполнительного документа. Законные требования судебного исполнителя при исполнении исполнительных документов являются обязательными для граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц (включая государственные органы, органы местного самоуправления), организаций, не являющихся юридическими лицами, их должностных лиц, и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Республики Беларусь.
Рассмотрим пример из судебной практики.
![]() |
Пример Судебным исполнителем в 2017 году в рамках исполнительного производства, возбужденного в отношении Должника, было вынесено предписание, которым Должнику запрещалось до уведомления об отмене настоящего предписания отчуждать имущество, открывать расчетные счета в банках Республики Беларусь, а также заключать с какими-либо лицами договоры перевода долга, уступки права требования, договоры займа, соглашения об исполнении обязательств третьими лицами, а также иные гражданско-правовые договоры, направленные на исполнение обязательств должника третьими лицами без письменного разрешения судебного исполнителя. Данное предписание судебного исполнителя направлено Должнику в установленный срок. Позже между Должником, Новым должником и Кредитором были заключены договоры перевода долга. Обязательства по договорам перевода долга Новым должником были исполнены в полном объеме. Определением экономического суда г. Минска в 2019 году возбуждено производство по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) Должника с назначением антикризисного управляющего. В 2021 году антикризисный управляющий Должника предъявил иски к Новому должнику и Кредитору об установлении факта ничтожности вышеуказанных договоров перевода долга на основании ст.169 ГК как сделок, не соответствующих требованиям законодательства. Истец ссылался на совершение оспариваемых сделок со стороны Должника в нарушение требований предписания судебного исполнителя, в котором содержался в том числе запрет на заключение с какими-либо лицами договоров перевода долга. Изначально судом первой инстанции по каждому исковому заявлению было возбуждено отдельное дело, а впоследствии все дела были объединены в одно производство. Удовлетворяя заявленные истцом требования, судебные инстанции исходили из наличия на момент совершения оспариваемых сделок вынесенного судебным исполнителем в соответствии со ст.63 Закона № 439-З предписания о запрете Должнику заключать в том числе и договоры перевода долга, которое для Должника являлось обязательным к исполнению. Судом кассационной инстанции решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции оставлено без изменения (постановление судебной коллегии по экономическим делам Верховного Суда от 29.09.2021 по делу № 155ЭИП211917). |
Таким образом, судебные инстанции пришли к выводу, что истец совершил сделку, не соответствующую требованиям законодательства, в связи с чем договоры перевода долга являются ничтожными.
Нарушение запрета судебного исполнителя совершать какие-либо сделки (например, заключать договоры перевода долга), который для Должника в силу ст.7 Закона № 439-З является обязательным к исполнению, влечет ничтожность таких сделок в соответствии со ст.169 ГК.