


Материал помещен в архив
ВОПРОС: Дочернее унитарное предприятие выполняет строительные работы.
Может ли учредившее его юридическое лицо (унитарное предприятие) при необходимости выполнения строительных работ, финансируемых из бюджета, заключить с дочерним унитарным предприятием договор на государственную закупку (договор строительного подряда) без проведения процедур государственных закупок?
ОТВЕТ: Не может.
Выбор подрядчиков на строительство объектов, финансируемых полностью или частично за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов, закупки товаров и услуг за счет указанных средств при строительстве объектов осуществляются в соответствии с Законом РБ от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее - Закон) (часть четвертая п.1 Указа Президента РБ от 07.02.2005 № 58 «О проведении подрядных торгов в строительстве и признании утратившими силу отдельных указов, положения Указа Президента Республики Беларусь»).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2014 г. вышеназванный Указ утратил силу в связи с принятием Указа Президента РБ от 31.12.2013 № 591 «О проведении процедур закупок при строительстве». |
Государственная закупка - это приобретение товаров (работ, услуг) полностью или частично за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов получателями таких средств (ст.1 Закона).
Тем самым приобретение работ для осуществления строительства объектов при его финансировании за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов осуществляется по правилам Закона с проведением процедур государственных закупок.
Что касается субъектного состава, то Закон специально не оговаривает порядок участия для дочерних унитарных предприятий. Однако анализ Закона показывает, что установлен ряд ограничений для участия в процедурах государственных закупок. Так, участниками в процедуре государственной закупки не могут быть:
• организатор в проводимой им процедуре государственной закупки;
• эксперт в процедуре государственной закупки, к организации или проведению которой он привлекается для консультаций и (или) получения заключения по рассмотрению, оценке и сравнению предложений;
• поставщик (подрядчик, исполнитель), включенный в список поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах государственных закупок;
• юридическое лицо и индивидуальный предприниматель, работники (работник) которых оказывали заказчику (организатору) услуги по организации проводимой процедуры государственной закупки, а также физическое лицо, которое оказывало заказчику (организатору) такие услуги;
• юридическое лицо, находящееся в процессе ликвидации, реорганизации (за исключением юридического лица, к которому присоединяется другое юридическое лицо), и индивидуальный предприниматель, находящийся в стадии прекращения деятельности;
• юридическое лицо и индивидуальный предприниматель, признанные в установленном законодательством порядке экономически несостоятельными (банкротами), за исключением юридического лица, находящегося в процедуре санации;
• поставщик (подрядчик, исполнитель), договор с которым расторгнут по соглашению сторон, - в процедуре государственной закупки товара (работы, услуги), являвшейся предметом расторгнутого договора;
• структурное подразделение заказчика (организатора) (п.3 ст.14 Закона).
Дочернее унитарное предприятие является не структурным подразделением, а самостоятельным юридическим лицом (ст.44 Гражданского кодекса РБ), в связи с чем ни одно из указанных оснований для запрета на участие в процедурах государственных закупок не применяется.
Таким образом, при необходимости выполнения строительных работ, финансируемых из бюджета, требуется проведение процедур государственных закупок, а дочернее унитарное предприятие может участвовать в процедуре государственных закупок, проводимой создавшим его юридическим лицом (унитарным предприятием), на равных с иными участниками условиях.
16.08.2013
Юлия Амельченя, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского и хозяйственного права Академии управления при Президенте Республики Беларусь