Вопрос-ответ от 16.08.2013
Автор: Амельченя Ю.

Дочернее унитарное предприятие выполняет строительные работы. Может ли учредившее его юридическое лицо (унитарное предприятие) при необходимости выполнения строительных работ, финансируемых из бюджета, заключить с дочерним унитарным предприятием договор на государственную закупку (договор строительного подряда) без проведения процедур государственных закупок?


 

Материал помещен в архив

 

ВОПРОС: Дочернее унитарное предприятие выполняет строительные работы.

Может ли учредившее его юридическое лицо (унитарное предприятие) при необходимости выполнения строительных работ, финансируемых из бюджета, заключить с дочерним унитарным предприятием договор на государственную закупку (договор строительного подряда) без проведения процедур государственных закупок?

 

ОТВЕТ: Не может.

Выбор подрядчиков на строительство объектов, финансируемых полностью или частично за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов, закупки товаров и услуг за счет указанных средств при строительстве объектов осуществляются в соответствии с Законом РБ от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее - Закон) (часть четвертая п.1 Указа Президента РБ от 07.02.2005 № 58 «О проведении подрядных торгов в строительстве и признании утратившими силу отдельных указов, положения Указа Президента Республики Беларусь»).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2014 г. вышеназванный Указ утратил силу в связи с принятием Указа Президента РБ от 31.12.2013 № 591 «О проведении процедур закупок при строительстве».

 

Государственная закупка - это приобретение товаров (работ, услуг) полностью или частично за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов получателями таких средств (ст.1 Закона).

Тем самым приобретение работ для осуществления строительства объектов при его финансировании за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов осуществляется по правилам Закона с проведением процедур государственных закупок.

Что касается субъектного состава, то Закон специально не оговаривает порядок участия для дочерних унитарных предприятий. Однако анализ Закона показывает, что установлен ряд ограничений для участия в процедурах государственных закупок. Так, участниками в процедуре государственной закупки не могут быть:

• организатор в проводимой им процедуре государственной закупки;

• эксперт в процедуре государственной закупки, к организации или проведению которой он привлекается для консультаций и (или) получения заключения по рассмотрению, оценке и сравнению предложений;

• поставщик (подрядчик, исполнитель), включенный в список поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах государственных закупок;

• юридическое лицо и индивидуальный предприниматель, работники (работник) которых оказывали заказчику (организатору) услуги по организации проводимой процедуры государственной закупки, а также физическое лицо, которое оказывало заказчику (организатору) такие услуги;

• юридическое лицо, находящееся в процессе ликвидации, реорганизации (за исключением юридического лица, к которому присоединяется другое юридическое лицо), и индивидуальный предприниматель, находящийся в стадии прекращения деятельности;

• юридическое лицо и индивидуальный предприниматель, признанные в установленном законодательством порядке экономически несостоятельными (банкротами), за исключением юридического лица, находящегося в процедуре санации;

• поставщик (подрядчик, исполнитель), договор с которым расторгнут по соглашению сторон, - в процедуре государственной закупки товара (работы, услуги), являвшейся предметом расторгнутого договора;

• структурное подразделение заказчика (организатора) (п.3 ст.14 Закона).

Дочернее унитарное предприятие является не структурным подразделением, а самостоятельным юридическим лицом (ст.44 Гражданского кодекса РБ), в связи с чем ни одно из указанных оснований для запрета на участие в процедурах государственных закупок не применяется.

Таким образом, при необходимости выполнения строительных работ, финансируемых из бюджета, требуется проведение процедур государственных закупок, а дочернее унитарное предприятие может участвовать в процедуре государственных закупок, проводимой создавшим его юридическим лицом (унитарным предприятием), на равных с иными участниками условиях.

 

16.08.2013

 

Юлия Амельченя, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского и хозяйственного права Академии управления при Президенте Республики Беларусь