


Материал помещен в архив
ДОГОВОР ПОСТАВКИ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ
Договор поставки продовольственных товаров является одним из наиболее распространенных видов договоров в хозяйственном обороте и одновременно достаточно законодательно регламентированным. Данное обстоятельство имеет практическое значение ввиду наличия права у Министерства торговли Республики Беларусь (далее - Минторг) (в лице своих уполномоченных должностных лиц) приостанавливать или запрещать работу торговых объектов в случае нарушения законодательства о ценообразовании, торговле и общественном питании (п.3 Указа Президента Республики Беларусь от 05.12.2014 № 567 «О дополнительных мерах по защите прав потребителей» (далее - Указ № 567)).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 8 сентября 2016 г. согласно п.1 Указа Президента Республики Беларусь от 03.06.2016 № 188 «Об органах антимонопольного регулирования и торговли» Министерство торговли переименовано в Министерство антимонопольного регулирования и торговли, на которое возложены функции по обеспечению противодействия монополистической деятельности и развития конкуренции (на товарных рынках Республики Беларусь, областей (г. Минска), в том числе функции органа регулирования деятельности субъектов естественных монополий, регулированию цен (тарифов), а также контроль в этих сферах. С 14 августа 2019 г. п.3 Указа № 567 исключен Указом Президента Республики Беларусь от 09.08.2019 № 303. |
Правовое регулирование заключения, исполнения и прекращения договора поставки продовольственных товаров
Правовое регулирование заключения, исполнения и прекращения договора поставки продовольственных товаров осуществляется в соответствии с нормативными актами как общегражданского законодательства, так и законодательства о торговле.
Общегражданское законодательство
• § 3 «Производственные кооперативы» Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее - ГК);
• постановление Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 05.12.2012 № 12 «О некоторых вопросах рассмотрения дел, возникающих из договоров поставки товаров» (далее - постановление Пленума ВХС № 12);
• Положение о поставках товаров в Республике Беларусь, утвержденное постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь от 08.07.1996 № 444 (далее - Положение о поставках);
• Положение о приемке товаров по количеству и качеству, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 03.09.2008 № 1290.
• Закон Республики Беларусь от 08.01.2014 № 128-З «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь» (далее - Закон № 128-З).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 8 июля 2021 г. следует руководствоваться Законом № 128-З в редакции Закона от 04.01.2021 № 81-З. Комментарии см. здесь; |
• Закон Республики Беларусь от 12.12.2013 № 94-З «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» (далее - Закон № 94-З);
• Указ № 567;
• государственный стандарт Республики Беларусь СТБ 1100-2007 «Пищевые продукты. Информация для потребителя. Общие требования», утвержденный и введенный в действие постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 12.04.2007 № 23.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 февраля 2017 г. постановлением государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 26.10.2016 № 83 утвержден и введен в действие новый государственный стандарт Республики Беларусь СТБ 1100-2016 «Пищевая продукция. Информация для потребителя. Общие требования»; |
• постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31.07.2003 № 1014 «О расчетах за мясную и молочную продукцию, хлебопродукты» (далее - постановление № 1014);
• постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31.01.2014 № 90 «О мерах по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 14 января 2014 г. № 1» (далее - постановление № 90);
• Закон Республики Беларусь от 27.08.2008 № 429-З «О государственном регулировании производства и оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта» и пр.
Согласно п.3 ст.391 ГК в силу принципа свободы договора его условия определяются по усмотрению сторон в порядке и пределах, предусмотренных законодательством (ст.392 ГК). Применительно к договорам поставки продовольственных товаров данное общее правило, сформулированное законодателем как право субъектов торговли самостоятельно определять условия заключения договоров купли-продажи товаров, договоров возмездного оказания услуг, если иное не установлено ст.12 и 26 Закона № 128-З, иными законодательными актами Республики Беларусь, изложено в подп.3.6 п.3 ст.10 Закона № 128-З.
Данное правило определяет основную особенность правового регулирования договора поставки продовольственных товаров - установление Законом № 128-З ряда императивных ограничений, цель которых - повышение прозрачности отношений «поставщик-покупатель» и равное распределение рисков между ними.
Порядок заключения договора поставки продовольственных товаров
Законом № 128-З императивно установлен так называемый преддоговорной этап заключения договора поставки продовольственных товаров, иначе именуемый информационным, на котором поставщиком и покупателем еще до заключения договора поставки должны быть исполнены следующие обязанности:
1) покупатели определенных категорий (субъекты торговли, осуществляющие розничную торговлю посредством организации торговой сети или крупного магазина, субъекты общественного питания, осуществляющие общественное питание посредством организации сети общественного питания) должны обеспечить любому поставщику продовольственных товаров доступ к информации путем размещения ее на своих сайтах в сети Интернет или путем представления запрашиваемой информации безвозмездно не позднее 14 дней со дня получения соответствующего запроса:
- об условиях отбора контрагента;
- другой информации, направленной на защиту конкуренции и необходимой для заключения договоров, предусматривающих поставки товаров (п.1 ст.12 Закона № 128-З);
2) каждый поставщик продовольственных товаров обязан обеспечивать покупателям определенных категорий (субъекту торговли, осуществляющему розничную торговлю посредством организации торговой сети или крупного магазина, субъекту общественного питания, осуществляющему общественное питание посредством организации сети общественного питания) доступ к информации путем ее размещения на своем сайте в сети Интернет или путем представления запрашиваемой информации безвозмездно не позднее 14 дней со дня получения соответствующего запроса:
- об условиях отбора контрагента;
- о качестве и безопасности поставляемых товаров;
- другой информации, направленной на защиту конкуренции и необходимой для заключения договоров, предусматривающих поставки товаров (п.2 ст.12 Закона № 128-З).
![]() |
Справочно Торговая сеть - два и более стационарных торговых объекта, которые принадлежат на законном основании одному субъекту торговли либо группе лиц или в которых осуществляется деятельность несколькими субъектами торговли с использованием одного средства индивидуализации участников гражданского оборота, товаров, работ или услуг, в том числе на условиях договора комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга) (п.35 ст.1 Закона № 128-З). Крупный магазин - собирательное понятие, которое согласно абзацу 3 подп.3.1 п.3 ст.8 Закона № 128-З включает в себя: • магазин шаговой доступности (магазин, в котором реализуется универсальный ассортимент товаров, либо специализированный магазин, в которых реализуются товары регулярного или частого спроса (товары повседневного спроса), расположенные в районе жилой застройки, с торговой площадью 300 м2 и менее) (п.11 ст.1 Закона № 128-З); • магазин современного формата (магазин самообслуживания, в котором реализуются товары разнообразного назначения (применения), оказываются услуги населению, с торговой площадью 400 м2 и более) (п.10 ст.1 Закона № 128-З); • магазин с торговой площадью 3 000 м2 и более. Сеть общественного питания - два и более стационарных объекта общественного питания, которые принадлежат на законном основании одному субъекту общественного питания либо группе лиц или в которых осуществляется деятельность несколькими субъектами общественного питания с использованием одного средства индивидуализации участников гражданского оборота, товаров, работ или услуг, в том числе на условиях договора комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга) (п.24 ст.1 Закона № 128-З). |
Законодатель не конкретизирует, в какой именно форме должна быть предоставлена соответствующая информация.
Рекомендация. По мнению автора, для подтверждения исполнения поставщиками и покупателями обязанности по доступу к информации целесообразно разместить на сайте субъекта хозяйствования в сети Интернет специальный локальный нормативный правовой акт организации о порядке заключения договоров поставки продовольственных товаров. Например, Положение о заключении договоров поставки продовольственных товаров, помимо процедурных юридических аспектов включающее порядок действий маркетинговых, продающих и закупающих подразделений компании в процессе взаимодействия с контрагентами.
![]() |
Обратите внимание! Поскольку законодатель устанавливает фактически открытый перечень информации, которая может быть затребована потенциальным контрагентом как «другая информация, направленная на защиту конкуренции и необходимая для заключения договоров», чем часто пользуются, например, покупатели, запрашивая информацию об особенностях ценообразования поставщика согласно прейскуранту с целью уменьшить итоговую цену поставки, субъектам хозяйствования для предотвращения недобросовестной конкуренции следует исполнять обязанность по предоставлению информации с использованием ограничений законодательства о коммерческой тайне. В Положение о заключении договоров поставки продовольственных товаров с соблюдением требований ст.5, 6, 8 Закона Республики Беларусь от 05.01.2013 № 16-З «О коммерческой тайне» следует включить соответствующие нормы, указывающие на категории информации, отнесенные к коммерческой тайне организации (например, особенности ценообразования, выбора контрагентов и пр.). |
Общая формула заключения договоров «направление оферты - получение акцепта», установленная п.2 ст.402 ГК, применительно к договору поставки предусматривает особый порядок согласования условий договора, установленный ст.477 ГК. В случае, когда при заключении договора поставки между сторонами возникли разногласия по отдельным условиям договора, сторона, предложившая заключить договор и получившая от другой стороны предложение о согласовании его условий, должна в течение 30 дней со дня получения этого предложения, если иной срок не установлен законодательством или не согласован сторонами, принять меры по согласованию соответствующих условий договора либо письменно уведомить другую сторону об отказе в его заключении.
Сторона, получившая предложение по соответствующим условиям договора поставки, но не принявшая мер по согласованию его условий и не уведомившая другую сторону об отказе от его заключения в вышеуказанный срок, обязана возместить убытки, вызванные уклонением от согласования условий договора.
Условия договора поставки продовольственных товаров
Договор поставки продовольственных товаров является единственной договорной моделью, опосредующей отношения продавца и покупателей определенных категорий (субъекты торговли, осуществляющие розничную торговлю посредством организации торговой сети или крупного магазина, субъекты общественного питания, осуществляющие общественное питание посредством организации сети общественного питания) при осуществлении оптовой торговли товарами данной категории.
Указанным сторонам запрещается заключать между собой договор комиссии, договор поручения или смешанный договор, содержащий элементы одного или всех указанных договоров, предметом которых является поставка продовольственных товаров, за исключением заключения указанных договоров между субъектами торговли, входящими в одну торговую сеть (подп.2.3 п.2 ст.26 Закона № 128-З).
Существенные условия договора поставки продовольственных товаров
Договор считается заключенным, если сторонами в соответствующей форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям данной разновидности договора (п.1 ст.402 ГК).
К общим существенным условиям, применимым для договоров поставки любых продовольственных товаров, относятся:
• наименование товара или порядок его определения, количество товара или порядок его определения (п.3 ст.425 ГК).
Договор поставки может быть заключен как в отношении уже имеющегося у поставщика товара, так и в отношении товара, который будет создан или приобретен продавцом в будущем, если иное не установлено законодательством или не вытекает из характера товара (п.2 ст.425 ГК);
• цена товара, порядок, сроки и размеры платежей для договора поставки, предусматривающего продажу товара в кредит с условием о рассрочке платежа (ст.459 ГК);
К специальным существенным условиям, применимым для договоров поставки отдельных категорий продовольственных товаров, относятся:
• условие о товарном номере в виде штрихового идентификационного кода на товары (продукцию) - для договора поставки с участием юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговлю на территории Республики Беларусь и использующих для ведения товарного учета автоматическую идентификацию товаров (продукции) (п.2 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 04.08.2005 № 862 «О некоторых вопросах по внедрению товарной нумерации и штрихового кодирования и внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 24 мая 2000 г. № 748»).
Список товаров, которые могут не маркироваться штриховыми идентификационными кодами, указан в п.23 Положения о товарной нумерации и штриховом кодировании товаров (продукции) в Республике Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24.05.2000 № 748;
• цель приобретения семян мака (для собственного производства, розничной торговли, оптовой торговли) (часть вторая п.4 Положения о порядке реализации юридическими лицами исключительного права государства на осуществление оптовой торговли семенами мака, утвержденного постановлением № 90);
• специальные существенные условия, определенные подп.1.4 п.1, пп.2, 21 постановления № 1014, - для договоров поставки мясомолочной продукции и хлебопродуктов, поставщиками по которым являются сельскохозяйственные, заготовительные и перерабатывающие сельскохозяйственную продукцию организации, организации хлебопродуктов.
![]() |
Справочно Договор поставки продовольственных товаров см. здесь. |
Статьи 12 и 26 Закона № 128-З устанавливают ряд императивных ограничений принципа свободы договора в части формирования условий договора поставки продовольственных товаров.
Условия, которые запрещено включать в договор поставки продовольственных товаров
В договоре поставки продовольственных товаров согласно п.4 ст.12 Закона № 128-З не допускается установление сторонами:
1) запрета на перемену лиц в обязательстве по такому договору путем уступки требования, а также ответственности за несоблюдение сторонами указанного запрета;
2) требования о внесении поставщиком продовольственных товаров платы за право поставок этих товаров в функционирующие или создаваемые торговые объекты, объекты общественного питания, а также за изменение ассортимента этих товаров;
3) обязательства поставщика продовольственных товаров возмещать:
- убытки в связи с утратой или повреждением продовольственных товаров после перехода права собственности на эти товары к субъекту торговли, субъекту общественного питания, за исключением случаев, если утрата или повреждение произошли по вине поставщика продовольственных товаров;
- затраты, не связанные с исполнением договоров, предусматривающих поставки продовольственных товаров, и последующей продажей конкретной партии этих товаров при осуществлении розничной торговли;
- обязательства субъекта торговли, осуществляющего розничную торговлю посредством организации торговой сети или крупного магазина, субъекта общественного питания, осуществляющего общественное питание посредством организации сети общественного питания, оказывать поставщику продовольственных товаров услуги по рекламированию продовольственных товаров, маркетингу и другие подобные услуги, направленные на продвижение этих товаров.
Оказание поставщику продовольственных товаров услуг по рекламированию данных товаров, маркетингу и других подобных услуг, направленных на их продвижение, должно осуществляться на основании договоров возмездного оказания соответствующих услуг, иных гражданско-правовых договоров, не предусматривающих поставки продовольственных товаров.
![]() |
Справочно Форму договора на оказание маркетинговых услуг см. здесь. |
При заключении сторонами договоров, предусматривающих поставки продовольственных товаров, понуждение контрагента к заключению договоров возмездного оказания услуг, иных гражданско-правовых договоров, направленных на продвижение этих товаров, не допускается.
Также запрещается установление сторонами в договорах, предусматривающих поставки продовольственных товаров, иных гражданско-правовых договорах вознаграждений за осуществление субъектом торговли операций, относящихся к торгово-технологическому процессу, в том числе:
• разгрузки транспорта;
• приемки продовольственных товаров по количеству и качеству;
• перемещения товаров к месту хранения;
• подготовки продовольственных товаров к продаже;
• фасовки, выкладки продовольственных товаров в торговом зале и на торговом оборудовании;
• продажи продовольственных товаров и обслуживания покупателей (п.6 ст.12 Закона № 128-З).
Запретительными нормами п.4 ст.12 Закона № 128-З не затрагиваются условия договора поставки о выплате поставщиком покупателю вознаграждений за достижение определенного объема закупок - торговых премий, бонусов, ретробонусов и пр. (далее - торговая премия).
Как правило, условие договора поставки о выплате торговой премии или отдельное соглашение о торговой премии включает следующие обязательства:
• покупатель обязуется приобрести у поставщика товар в определенном количестве либо на определенную сумму (программа закупки);
• поставщик при выполнении программы закупки обязуется выплатить покупателю определенную сумму денежных средств или передать определенное количество товара либо изменить цену поставки.
![]() |
Обратите внимание! Таким образом, условие о выплате вознаграждения не является платой за заключение договора поставки, так как предусматривает иное основание применения - достижение определенного объема закупок, это не возмещение каких-либо затрат и не вознаграждение за торгово-технологический процесс. |
Прямые специальные запреты на выплату торговых премий Законом № 128-З не установлены, однако следует учитывать подп.2.1 п.2 ст.26 Закона № 128-З, устанавливающий запрет на включение в договор дискриминационных условий поставки.
По мнению автора, условие о торговой премии, несмотря на его оценочный характер применительно к конкретной сделке, не является априори дискриминационным:
• в силу принципа свободы договора (ст.391 ГК);
• поставщики вправе отказаться от предложенного размера торговой премии или предложить свои условия о ее выплате;
• договор поставки (в отличие от договора розничной купли-продажи) не является публичным, и его условия не должны быть обязательными для всех покупателей (поставщиков).
Вместе с тем на сайте Минторга (http://www.mintorg.gov.by/index.php?option=com_content&task=view&id=2030&Itemid=738) изложена позиция заместителя Министра Наркевич Ирины Владимировны, согласно которой «бонусы, рекламу товара и другие подобные услуги поставщик и владелец магазина или сети могут оговорить в отдельных договорах: субъект торговли и поставщик товаров имеют право заключить одновременно договор поставки и договор об оказании услуг (рекламных, маркетинговых), в том числе и соглашение (договор) о выплате торговой премии».
![]() |
Справочно На эту тему см. также материалы: • пособие «О возможности включения условий о выплате торговой премии при поставках продовольственных и непродовольственных товаров непосредственно в соответствующий договор поставки»; • «Договор о порядке предоставления и выплаты торговой премии». |
В договор поставки продовольственных товаров, также как и иных товаров, не могут быть включены дискриминационные условия. Согласно ст.26 Закона № 128-З субъектам торговли, осуществляющим торговлю посредством организации торговой сети или крупных магазинов, субъектам общественного питания, осуществляющим общественное питание посредством организации сети общественного питания, и поставщикам продовольственных товаров, осуществляющим поставки этих товаров в торговые сети или крупные магазины, запрещается:
1) понуждать контрагента заключать договор с условиями о:
- запрете на заключение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем договоров, предусматривающих поставки продовольственных товаров, с другими юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими аналогичную деятельность, а также с другими юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями на аналогичных или иных условиях;
- представлении юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем контрагенту сведений о заключаемых договорах с другими юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими аналогичную деятельность;
- снижении поставщиком продовольственных товаров цены этих товаров до уровня, который при условии установления торговой надбавки (наценки) к цене этих товаров не превысит минимальную цену таких товаров при их продаже субъектами торговли, субъектами общественного питания, осуществляющими продажу аналогичных продовольственных товаров.
Запрещается также понуждать контрагента заключать договор с иными условиями, если они схожи с условиями, предусмотренными частью первой подп.2.2 п.2 ст.26 Закона № 128-З, а также противоречат требованиям антимонопольного законодательства Республики Беларусь, в частности, ст.13, 14 Закона № 94-З.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 3 августа 2018 г. Закон № 94-З изложен в новой редакции на основании Закона Республики Беларусь от 08.01.2018 № 98-З. Глава 4 новой редакции Закона № 94-З посвящена запрету на недобросовестную конкуренцию; |
2) заключать между собой договор комиссии, договор поручения или смешанный договор, содержащий элементы одного или всех указанных договоров, предметом которых является поставка продовольственных товаров, за исключением заключения указанных договоров между субъектами торговли, входящими в одну торговую сеть.
![]() |
Обратите внимание! Законом № 128-З применительно к поставкам продовольственных товаров прямо запрещена так называемая обратная реализация, ранее достаточно широко используемая на практике. Субъектам торговли, осуществляющим розничную торговлю посредством организации торговой сети или крупных магазинов, субъектам общественного питания, осуществляющим общественное питание посредством организации сети общественного питания, запрещается: • совершать действия, направленные на понуждение поставщика продовольственных товаров, осуществляющего поставки этих товаров в торговые сети или крупные магазины, к заключению договора, предметом которого является приобретение последним нереализованных продовольственных товаров, срок годности (срок хранения) которых истек; • включать в договоры, предусматривающие поставки продовольственных товаров, условие о возврате ему таких товаров, не проданных по истечении определенного срока (п.3 ст.26 Закона № 128-З). В то же время на сайте Минторга (http://www.mintorg.gov.by/index.php?option=com_content&task=view&id=2030&Itemid=738) изложена позиция заместителя Министра Наркевич Ирины Владимировны, согласно которой «п.3 ст.26 Закона № 128-З устанавливается запрет на понуждение поставщика продовольственных товаров к заключению договоров по приобретению продовольственных товаров, срок годности которых истек. Однако добровольное заключение таких договоров не будет являться нарушением запрета, установленного этой нормой». |
![]() |
Справочно На данную тему см. вопрос «При заключении договора поставки продовольственных товаров можно ли предусмотреть условие о возврате нереализованного товара поставщику?». |
Также возможным способом компенсировать данный запрет является уценка товара в розничном торговом объекте в порядке, указанном в письме Министерства торговли Республики Беларусь от 26.04.2012 № 03-21/221К «Рекомендации о порядке снижения цен на товары с истекающими сроками реализации, пользующиеся ограниченным спросом у населения». В данном случае в договоре поставки устанавливается, что момент права собственности переходит к покупателю с даты подписания поставщиком акта-описи уценки товаров с истекающими сроками реализации и пользующихся ограниченным спросом у населения. На основании акта-описи стороны заключают дополнительное соглашение к договору поставки, согласно которому уменьшают цену товара.
В том случае, если уцененный товар, сроки годности на который истекли, все же не был реализован, на покупателя возлагается обязанность по захоронению отходов в установленном законодательством порядке (см. Закон Республики Беларусь от 20.07.2007 № 271-З «Об обращении с отходами»). В ряде случаев поставщики компенсируют расходы покупателя на вывоз и захоронение остатков товаров с истекшими сроками годности, уплату экологического налога путем установления дополнительной торговой премии, в том числе за выполнение объема продаж, в отдельном соглашении.
Цена и порядок расчетов по договору поставки продовольственных товаров
Особое внимание стоит обратить на согласование сторонами цены договора. В силу п.3 ст.12 Закона № 128-З стороны определяют ее исходя из установленной их соглашением цены продовольственных товаров с учетом требований законодательства Республики Беларусь о ценообразовании.
Согласно ст.486 ГК покупатель оплачивает поставляемые товары с соблюдением порядка и формы расчетов, предусмотренных договором поставки.
Несмотря на то, что условия о порядке и форме расчетов, по общему правилу, не являются существенными (обязательными) для договора поставки, но являются определимыми, что подтверждается п.14 постановления Пленума ВХС № 12, их все же следует предусмотреть в договоре, поскольку согласно ст.476, п.1 ст.424, п.1 ст.486 ГК оплата товара является безусловной обязанностью покупателя. Отсутствие в договоре поставки условия о расчетах не освобождает покупателя от исполнения обязательств по расчетам за поставленный товар, в данном случае применяется ст.486 ГК, согласно которой, если соглашением сторон порядок и форма расчетов не определены, они осуществляются платежными поручениями.
В соответствии с п.14 постановления Пленума ВХС № 12 в случае, когда срок оплаты поставленных товаров договором поставки не установлен (например, товар поставлен по товарно-транспортной накладной и договор поставки отсутствует, или в нем не предусмотрены условия о расчетах за поставленный товар, или условия утратили силу в соответствии с п.2 ст.392 ГК, что не повлекло за собой прекращения действия договора как такового согласно ст.169, 181 ГК, либо договор содержит несколько различных вариантов срока оплаты товара (например, в течение 30 календарных дней с момента поставки товара, в течение 15 календарных дней с даты отгрузки), но ни один из предлагаемых вариантов сторонами не выбран (обычно в договорах присутствует формулировка «нужное подчеркнуть»)) и не установлен порядок определения такого срока, а расчеты производятся платежными поручениями, просрочка покупателя наступает по истечении установленного срока для осуществления банковского перевода, который исчисляется со дня, следующего за днем получения товаров.
![]() |
Справочно Срок для осуществления банковского перевода установлен ст.236 Банковского кодекса Республики Беларусь. |
В договорах поставки продовольственных товаров субъектами хозяйствования применительно к порядку и срокам оплаты наиболее часто используется условие о последующей оплате, то есть о рассрочке или отсрочке платежа.
Пунктом 7 ст.12 Закона № 128-З установлены правила императивного определения сроков оплаты данных товаров через определенное время после их передачи субъекту торговли в зависимости от срока годности (срока хранения), которые не могут быть изменены сторонами в договоре. Порядок оплаты товаров по данной категории договоров определяется сторонами самостоятельно.
Сроки оплаты поставки продовольственных товаров, являющихся социально значимыми
Таблица 1 | |
Срок годности (срок хранения) продовольственных товаров | Срок оплаты со дня приемки продовольственных товаров субъектом торговли (общественного питания) |
Менее 10 календарных дней | Не позднее 10 календарных дней |
От 10 до 30 календарных дней включительно | Не позднее 30 календарных дней |
Свыше 30 календарных дней | Не позднее 45 календарных дней |
Исключение из данных правил определения сроков оплаты может быть установлено только в отношении социально значимых товаров и только Советом Министров Республики Беларусь.
![]() |
Справочно Продовольственные товары, являющиеся социально значимыми, определяются в соответствии с: • Указом Президента Республики Беларусь от 25.02.2011 № 72 «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь»; • постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.01.2014 № 35 «Об утверждении перечней социально значимых товаров (услуг), цены (тарифы) на которые регулируются государственными органами, и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь». |
![]() |
Обратите внимание! При установлении условия договора поставки продовольственных товаров с последующей оплатой следует учитывать, что переход права собственности на товар согласно общим нормам ГК (п.1 ст.224 ГК) происходит с момента фактической передачи товара (с момента подписания сторонами ТТН-1 или ТН-2) и юридически не связан с фактом исполнения обязанности по оплате товара. Право владения, пользования, а также право распоряжения купленным товаром принадлежит только собственнику (ст.210 ГК), поэтому, несмотря на возможность потребовать возврата товара на основании п.3 ст.458 ГК, «забрать» товар в случае его неоплаты покупателем поставщик не может: а) если товар фактически реализован третьим лицам; б) если договор поставки заключен с условием о рассрочке платежа и покупателем оплачено более половины цены товара (п.2 ст.459 ГК) вне зависимости от периода просрочки оплаты. Вместе с тем иное может быть предусмотрено законодательством или договором. С целью защиты интересов поставщика в договор поставки может быть включено условие о порядке перехода права собственности на товар, когда переход права собственности коррелирует с оплатой товара, например: «Право собственности на Товар сохраняется за Поставщиком до момента полной оплаты», и, поскольку сроки годности имеют существенное значение для реализации продовольственных товаров - условие о порядке и сроках возврата неоплаченного товара в случае предъявления такого требования поставщиком (часть вторая ст.461 ГК). Кроме того, данное условие договора не лишает поставщика права выбора, предоставленного п.3 ст.458 ГК, и вместо возврата неоплаченного товара он вправе потребовать с покупателя оплаты переданного товара. При этом, однако, следует учитывать, что наличие в договоре поставки условия о переходе права собственности к покупателю в момент оплаты не позволит покупателю распоряжаться товаром, то есть реализовывать его, если это право не предусмотрено договором или не вытекает из назначения и свойств товара (например, если в рассматриваемой ситуации стороны предусмотрят в договоре, что право собственности переходит к покупателю после полной оплаты товара и оплата может производиться в течение 45 календарных дней, а срок годности товара - 1 месяц, то, само собой разумеется, что такой товар приобретается для его продажи, так как в противном случае он испортится до полной его оплаты и перехода права собственности на него) (часть первая ст.461 ГК) - соответственно, в договоре нужно предусмотреть получение и порядок реализации покупателем права распоряжения товаром. |
Также в данном случае в договоре следует регламентировать момент перехода риска случайной гибели (случайного повреждения) товара, поскольку по общему правилу ст.212 ГК риск случайной гибели (случайного повреждения) товара несет его собственник, которым является поставщик, а фактически товар находится во владении покупателя.
В случае если стороны предусмотрели в договоре переход права собственности на товар после его оплаты, законный залог на основании п.5 ст.458 ГК не возникает - поставщик в случае банкротства покупателя не сможет воспользоваться правами залогового кредитора и получить преимущественное удовлетворение требований перед требованиями других кредиторов (ст.141 Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 № 415-З «Об экономической несостоятельности (банкротстве)»).
![]() |
Обратите внимание! Покупателям следует учитывать, что в том случае, если право собственности на товар переходит в момент его передачи (то есть в общем случае, когда в договоре не указано иного), право покупателя на распоряжение товаром, несмотря на переход права собственности, будет ограничено законным залогом, то есть покупатель в соответствии с п.5 ст.458, п.3 ст.459, п.3 ст.315, п.2 ст.327 ГК до оплаты товара не вправе будет, например, продать товар без согласия поставщика. Это обременение стороны могут устранить в договоре путем отмены законного залога, что допускается в соответствии с п.5 ст.458 ГК. |
Вместе с тем при переходе права собственности в момент передачи товара покупатель, став собственником, может распорядиться им по своему усмотрению, в том числе продать третьим лицам. Как следствие, поставщик может лишиться фактической возможности вернуть неоплаченный товар в порядке п.3 ст.458 ГК. Если товар, находящийся в законном залоге, будет реализован третьему лицу, поставщик согласно подп.3 п.2 ст.332 ГК сможет потребовать досрочного исполнения обязательства, обеспеченного залогом, и обратить взыскание на предмет залога, если исполнение не будет произведено.
![]() |
Обратите внимание! На практике имеют место ситуации, когда стороны в договоре поставки, когда между моментом поставки и заключением договора имеется временной промежуток, с целью минимизации финансовых потерь в силу курсовых колебаний используют валютную оговорку: изначально указывают цену договора на основании части первой п.1 ст.298 ГК в сумме в белорусских рублях, эквивалентной сумме в иностранной валюте, на дату платежа. Поскольку согласно постановлению Министерства финансов Республики Беларусь от 18.12.2008 № 192 «Об утверждении типовых форм первичных учетных документов ТТН-1 "Товарно-транспортная накладная" и ТН-2 "Товарная накладная" и Инструкции по заполнению типовых форм первичных учетных документов ТТН-1 "Товарно-транспортная накладная" и ТН-2 "Товарная накладная"» ТТН-1 и ТН-2 оформляются в белорусских рублях с обязательным указанием суммы налога на добавленную стоимость, может возникнуть ситуация, когда НДС в белорусских рублях не может быть правильно выделен из цены товара на момент оплаты.
От редакции «Бизнес-Инфо» С 2 сентября 2016 г. постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.06.2016 № 58 установлены новые формы товарно-транспортной накладной ТТН-1 и товарной накладной ТН-2, а также утверждена Инструкция о порядке их заполнения. |
Порядок и сроки поставки по договору поставки продовольственных товаров
В указанных договорах также целесообразно предусмотреть условия о порядке и сроках поставки товаров покупателю.
Рекомендация. Конкретный срок поставки непосредственно в договоре указывать не обязательно - достаточно установить условие о последующем согласовании графика поставок (квартальный, месячный, декадный, недельный, посуточный, часовой и пр.), который является приложением к договору и, соответственно, его неотъемлемой частью.
Согласно п.1 ст.478 ГК в случае, когда сторонами предусмотрена поставка товаров в течение срока действия договора поставки отдельными партиями и сроки поставки отдельных партий (периоды поставки) в нем не определены, товары должны поставляться равномерными партиями помесячно, если иное не вытекает из законодательства или существа обязательства.
![]() |
Обратите внимание! Необходимо обязательно установить вышеуказанное отсылочное условие, поскольку в случае, если срок поставки не указан, согласно п.56 Положения о поставках поставщик вправе осуществить поставку товара в трехмесячный срок с момента заключения договора. |
Для договоров поставки продовольственных товаров срок годности (срок хранения) товара играет существенную роль, поэтому следует учитывать нормы п.2 ст.427 ГК, согласно которым договор купли-продажи признается заключенным с условием о его исполнении к строго определенному сроку, если из договора ясно вытекает, что при нарушении срока его исполнения покупатель утрачивает интерес к договору.
Продавец вправе исполнять такой договор до наступления или после истечения определенного в нем срока только с согласия покупателя.
Согласно п.1 ст.451 ГК, если иное не предусмотрено договором купли-продажи и не вытекает из существа обязательства, продавец обязан передать покупателю товар в таре и (или) упаковке, за исключением товара, который по своему характеру не требует затаривания и (или) упаковки.
Как правило, поставка продовольственных товаров подразумевает необходимость затаривания товара. В данном случае применим п.2 ст.451 ГК: если договором не определены требования к таре и упаковке, то товар должен быть затарен и (или) упакован обычным для такого товара способом, а при отсутствии такового - способом, обеспечивающим сохранность товаров такого рода при обычных условиях хранения и транспортирования. В ряде случаев обязательные требования к таре и (или) упаковке устанавливаются законодательством (п.80 Положения о поставках), например, техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности упаковки» (ТР ТС 005/2011), утвержденным решением Комиссии Таможенного союза от 16.08.2011 № 769, техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» (ТР ТС 021/2011), утвержденным решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 880, техническим регламентом Таможенного союза «Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей» (ТР ТС 023/2011), утвержденным решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 882.
![]() |
Справочно Согласно части первой ст.20 Закона Республики Беларусь от 05.01.2004 № 262-З «О техническом нормировании и стандартизации» (далее - Закон о техническом нормировании) соблюдение требований ГОСТов не является обязательным для субъектов хозяйствования. Таким образом, если стороны не предусмотрят в договоре поставки обязательное соответствие тары и (или) упаковки положениям государственного стандарта, то соблюдение положений ГОСТов не будет обязательным. Исключения установлены частями четвертой и пятой ст.20 Закона о техническом нормировании.
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 июля 2020 г. следует руководствоваться Законом о техническом нормировании в редакции Закона Республики Беларусь от 18.12.2019 № 278-З. Случаи применения государственных стандартов перечислены в ст.23 данного Закона. |
![]() |
Обратите внимание! Во избежание возможных споров информацию о нормативно-технической документации, устанавливающей требования к таре и (или) упаковке для поставляемого товара, следует отразить в договоре. В зависимости от длительности и направления перевозки, вида и специфики хранения товара, других условий поставки может возникнуть необходимость особых условий затаривания (упаковки) товара в целях обеспечения его сохранности (например, необходимость соблюдения определенного температурного режима, влажности и др.). В таком случае следует в тексте договора указать необходимые специальные требования к таре и (или) упаковке - стороны имеют право установить только повышенные требования к таре и (или) упаковке по сравнению с установленными законодательном (п.82 Положения о поставках). |
При согласовании условия договора поставки продовольственных товаров о таре и (или) упаковке в договоре следует урегулировать:
• условие о стоимости тары и (или) упаковки: включена ли стоимость тары и (или) упаковки в стоимость товара или должна быть оплачена покупателем отдельно.
Возвратная (многооборотная) тара покупателем не оплачивается.
![]() |
Справочно Многооборотная тара - транспортная тара, прочностные показатели которой рассчитаны на ее многократное применение (подп.22 п.3.1 Государственного стандарта Республики Беларусь 17527-2003 «Упаковка. Термины и определения», утвержденного постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 28.06.2004 № 28). |
Во избежание возможных споров в целях определения суммы убытков, причиненных поставщику в результате возможного повреждения возвратной (многооборотной) тары, утраты, невозврата, порядка их возмещения и привлечения покупателя к иной ответственности, в договоре следует указать стоимость тары, в том числе посредством установления залоговой стоимости;
• условие о праве собственности и порядке возврата тары и (или) упаковки.
По общему правилу части первой ст.487 ГК возврату покупателем подлежат многооборотная тара и средства пакетирования. Однако стороны вправе предусмотреть в договоре поставки иное, например, что:
1) многооборотная тара и средства пакетирования переходят в собственность покупателя и возврату не подлежат (часть первая ст.487 ГК). В данном случае следует учесть нормы п.4 части первой ст.546 ГК о запрете дарения между коммерческими организациями и Указа Президента Республики Беларусь от 01.07.2005 № 300 «О предоставлении и использовании безвозмездной (спонсорской) помощи»;
2) прочая тара (упаковка) подлежит возврату поставщику (часть вторая ст.487 ГК).
При согласовании условия о порядке возврата тары и (или) упаковки в договоре поставки целесообразно определить:
• порядок возврата тары и (или) упаковки либо способы его определения (вид и количество тары, подлежащей возврату, ее состояние при возврате, способ доставки);
• срок, в течение которого тара и (или) упаковка должна быть возвращена, в том числе момент, в который обязательство покупателя признается исполненным;
• каким образом между сторонами договора поставки будут распределяться расходы на возврат тары и (или) упаковки (очистка, погрузка, перевозка, выгрузка);
• ответственность за нарушение порядка возврата тары и (или) упаковки.
![]() |
Справочно В соответствии с частью первой ст.487 ГК, если порядок возврата тары договором не установлен, подлежит применению порядок, установленный законодательством Республики Беларусь, который в настоящий момент не определен. В данном случае на основании ст.1 Закона Республики Беларусь от 28.05.1999 № 261-З «О применении на территории Республики Беларусь законодательства СССР» применяются Правила обращения возвратной деревянной и картонной тары и Правила применения, обращения и возврата многооборотных средств упаковки, утвержденные постановлением Госснаба СССР от 21.01.1991 № 1. |
В том случае, если тара и (или) упаковка предоставляется покупателем, в договоре поставки следует установить порядок передачи такой тары и (или) упаковки поставщику, включая расходы по ее доставке и ответственность последнего за ее повреждение или утрату, а также обязанность поставщика передать товар в указанной таре.
Порядок разрешения споров по договору поставки продовольственных товаров
Как правило, поставщиком инициируется включение в договор поставки продовольственных товаров отдельного раздела - «Порядок разрешения споров».
Частью 2 п.2 ст.10 ГК установлено общее правило об обязательном досудебном порядке урегулирования споров, возникающих между юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями: до обращения в суд с иском обязательно следует предъявить претензию (письменное предложение о добровольном урегулировании спора), если иное не установлено ГК, иными законодательными актами или договором.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 июля 2020 г. ст.10 ГК изложена в новой редакции Законом Республики Беларусь от 18.12.2019 № 277-З. Комментарий см. здесь. |
Порядок предъявления претензии устанавливается законодательством или договором.
Рекомендация. В договоре поставки стороны могут как исключить применение претензионного порядка, так и установить особую процедуру его применения, отличную от определенной законодательно, например, на основании п.6 приложения 1 «Претензионный порядок урегулирования спора» к Хозяйственному процессуальному кодексу Республики Беларусь (далее - ХПК) уменьшить месячный срок рассмотрения претензии, ускорив тем самым, например, взыскание задолженности.
Следует учитывать, что в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 07.05.2015 № 195 «О внесении изменений и дополнений в указы Президента Республики Беларусь» с 10 августа 2015 г. возможно получение исполнительной надписи нотариуса о взыскании задолженности по требованиям юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по договорам поставки, неустойки (штрафа, пени) в связи с такой задолженностью, если ее уплата предусмотрена законодательством или договором, признанных должником в письменной форме.
При этом требования о взыскании вышеуказанных денежных сумм, в отношении которых, соответственно, возможно получение исполнительной надписи нотариуса, не будут рассматриваться в судах общей юрисдикции (в том числе и в экономических судах) в порядке приказного производства. Если же существует спор о праве, то необходимо обращаться в суд в порядке искового производства.
Также следует иметь в виду, что в случае оставления направленной претензии без ответа, но при отсутствии факта прямого признания задолженности названные выше требования могут быть рассмотрены в приказном порядке экономическими судами.
Рекомендация. Таким образом, в договоре поставки с целью максимального обеспечения доказательств признания должником задолженности в письменной форме для последующего совершения исполнительной надписи целесообразно максимально широко регламентировать вопросы установления согласия с задолженностью, установив сокращенный претензионный порядок, регулярное подписание актов сверки расчетов.
Как правило, на основании ст.52 ХПК стороны устанавливают договорную подсудность, согласно которой споры рассматриваются в определенном экономическом суде.
![]() |
Справочно О практике применения экономическими судами правил договорной подсудности см. пособие «Договорная подсудность. Разбираем ситуацию». |
Ответственность сторон за неисполнение своих обязательств по договору поставки продовольственных товаров
Следуя принципу свободы договора, установленному ст.391 ГК, и п.98 Положения о поставках, стороны договора поставки продовольственных товаров вправе предусмотреть в договоре имущественную ответственность с учетом ответственности, предусмотренной законодательством.
Как правило, за нарушение обязательств по договору поставки применяется неустойка (пеня, штраф) и взыскание убытков в общем порядке, установленном ст.12 ГК.
Договорная неустойка (пеня, штраф)
При установлении договорного размера неустойки (пени, штрафа) в порядке, определенном п.1 ст.311 ГК, и неограниченности ее размера согласно законодательству необходимо учитывать нормы ст.314 ГК и разъяснения Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 25.05.2009 № 02-41/1206 «О применении статьи 314 ГК» о возможном уменьшении неустойки (штрафа, пени) судом, в том числе по собственной инициативе, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства.
Обычно средний размер пени составляет 0,1-0,15 % суммы задолженности за каждый день просрочки.
![]() |
Обратите внимание! Насколько бы ни была неустойка (пеня, штраф) несоразмерна последствиям ненадлежащего исполнения обязательства, суд не вправе вообще отказать в ее взыскании на основании ст.314 ГК. У суда имеется право только ее уменьшения. Вместе с тем пределы уменьшения неустойки в законодательстве отсутствуют, в связи с чем соразмерной с учетом всех обстоятельств дела может быть признана и сумма в размере 1 руб. |
Рекомендация. В целях защиты интересов покупателя и предотвращения чрезмерного уменьшения пени поставщиком возможно использование определенной суммы лимита ответственности, например, посредством включения в договор условия следующего рода: «За просрочку оплаты поставленного товара покупатель уплачивает пеню в размере 0,1 % за каждый день просрочки, но не более 70 % от стоимости поставленного товара».
Проценты за пользование чужими денежными средствами
Следует также учитывать, что на основании части второй п.1 ст.366 ГК стороны имеют право установить в договоре поставки договорной размер процентов за пользование чужими денежными средствами.
По общему правилу, размер процентов за пользование чужими денежными средствами определяется ставкой рефинансирования Национального банка Республики Беларусь (далее - Нацбанк) на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части, за исключением взыскания долга в судебном порядке, когда суд удовлетворяет требование кредитора исходя из ставки рефинансирования Нацбанка на день вынесения решения.
На практике при взыскании дебиторской задолженности сумма процентов за пользование чужими денежными средствами, исчисленная на основании ставки рефинансирования Нацбанка, оказывается значительно меньше суммы договорной пени, исчисленной за тот же временной промежуток просрочки оплаты.
Рекомендация. Поставщикам с целью минимизации своих рисков целесообразно устанавливать в договоре поставки повышенный размер процентов за пользование чужими денежными средствами, например, в среднем размере пени - 0,1-0,15 % суммы задолженности за каждый день просрочки.
Несмотря на то, что на основании п.4 ст.366 ГК размер договорных процентов за пользование чужими денежными средствами в случае явной несоразмерности последствиям нарушения обязательства может быть уменьшен судом, поставщику все же выгодно его установить, поскольку:
1) проценты могут быть уменьшены только до суммы, исчисленной в соответствии с частью первой п.1 ст.366 ГК, то есть на основании ставки рефинансирования Нацбанка (поставщик фактически ничего не теряет);
2) проценты могут быть уменьшены только по заявлению должника, в отличие от договорного размера пени, уменьшить который суд имеет право по собственной инициативе;
3) должник на основании части второй ст.100 ХПК должен доказать факт явной несоразмерности последствиям нарушения обязательства суммы подлежащих уплате процентов за пользование чужими денежными средствами, размер которых определен договором.
Законная неустойка (штраф, пеня)
Помимо договорной ответственности вне зависимости от наличия или отсутствия указания на то в договоре прямому применению подлежит так называемая законная ответственность - нормы пп.91-95 Положения о поставках, устанавливающие императивную ответственность за нарушение условий договора поставки.
Рекомендация. Вместе с тем, исходя из диспозитивности формулировок вышеуказанных пунктов, стороны вправе в договоре согласовать либо исключение применения данных норм, либо изменение их размера.
Так, за непоставку или недопоставку товара согласно условиям договора поставщик уплачивает покупателю неустойку (штраф) в размере 10 % стоимости непоставленного или недопоставленного в срок товара, если иное не установлено Положением о поставках или договором (п.91 Положения о поставках).
При поставке товара не в ассортименте в случаях, определяемых Положением о поставках, поставщик уплачивает неустойку (штраф) в размере 10 % стоимости непоставленного товара в ассортименте, если договором не предусмотрено иное (п.92 Положения о поставках).
Если поставленный товар не соответствует по качеству стандартам, другой нормативно-технической документации, образцам (эталонам) или иным условиям договора, а также если поставлен некомплектный товар, поставщик уплачивает покупателю неустойку (штраф) в размере 25 % стоимости некачественного либо неукомплектованного товара, если в Положении о поставках или договоре не установлено иное (п.93 Положения о поставках). Данная неустойка не взыскивается, если поставщик заменит некачественный или некомплектный товар, либо устранит дефекты, либо доукомплектует товар без промедления с момента поставки некачественного или некомплектного товара или в срок, установленный сторонами.
В случаях поставки товара ненадлежащего качества или некомплектного товара с поставщика взыскиваются неустойка (штраф) и причиненные такой поставкой убытки без зачета неустойки (штрафа).
Плата за пользование коммерческим займом
Правила, установленные главой 42 «Заем и кредит» ГК, распространяются также на случаи аванса, предварительной оплаты, отсрочки и рассрочки оплаты товаров, работ или услуг (коммерческий заем), если иное не предусмотрено законодательством (ст.770 ГК, п.12 постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 21.01.2004 № 1 «О некоторых вопросах применения норм Гражданского кодекса Республики Беларусь об ответственности за пользование чужими денежными средствами» (далее - постановление Пленума ВХС № 1)).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 27 июня 2019 г. п.12 постановления № 1 исключен на основании п.25 постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 27.06.2019 № 1. |
Таким образом, если в договоре поставки предусмотрена предварительная или последующая оплата товара, в данном случае на основании ст.770 ГК имеет место коммерческий заем.
В соответствии с п.1 ст.762 ГК заем является возмездным: если иное не предусмотрено законодательством или договором займа, заимодавец имеет право на получение с заемщика процентов на сумму займа в размерах и порядке, определенных договором. Соответственно, проценты, взимаемые за пользование коммерческим займом, которые начисляются на сумму отсрочки и рассрочки оплаты товаров, работ или услуг, являются платой за пользование денежными средствами. При отсутствии в законодательстве или договоре условий о размере и порядке уплаты процентов за пользование коммерческим займом экономическим судам следует руководствоваться нормами ст.762 ГК, согласно которой при отсутствии в договоре условия о размере процентов их размер определяется ставкой рефинансирования Нацбанка на день уплаты заемщиком суммы долга или его соответствующей части.
Данный вывод подтверждается п.11 постановления Пленума ВХС № 1, согласно которому суд должен определить, требует ли истец уплаты процентов за пользование денежными средствами, предоставленными в качестве займа (в том числе коммерческого займа), либо применения ответственности за неисполнение или просрочку исполнения денежного обязательства.
Таким образом, в целях защиты интересов покупателя в договоре поставки продовольственных товаров возможно установление минимального размера процентов за пользование коммерческим займом либо их исключение как таковых.
Административная и уголовная ответственность при нарушениях в области торговли
Пунктом 3 Указа № 567 предоставлено право:
• Министру торговли и его заместителям приостанавливать на срок до 90 дней работу торгового объекта, объекта общественного питания в случае установления по результатам проверки такого объекта фактов нарушения законодательства о ценообразовании, торговле и общественном питании;
• Министру торговли запрещать работу торгового объекта, объекта общественного питания в случае неустранения выявленных по результатам проверки нарушений в установленный в предписании срок либо в случае повторного факта установления нарушений, послуживших основанием для приостановления работы такого объекта, в течение года со дня приостановления его работы.
![]() |
Обратите внимание! Таким образом, фактически при наличии нарушения любого из императивных предписаний Закона № 128-З работа торговых объектов может быть приостановлена или запрещена. |
Одновременно административные производства по фактам нарушения законодательства в области торговли и общественного питания также являются одной из наиболее распространенных категорий дел. От правильности формулировки условий договора поставки продовольственных товаров зависит его исполнение, в том числе возможность привлечения к административной ответственности за допущенные нарушения.
Административная ответственность субъектов торговли и общественного питания при заключении, исполнении и прекращении договоров поставки продовольственных товаров
Таблица 2 | ||
№ п/п |
Характер правонарушений | Статьи Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях |
1 |
Нарушение общих требований к осуществлению предпринимательской деятельности | 1. Ограничение конкуренции (ст.11.25). 2. Нарушение порядка формирования и (или) применения цен (тарифов) (ст.12.4). 3. Нарушение порядка приема денежных средств при реализации товаров (работ, услуг) за наличный расчет (ст.12.18). 4. Нарушение порядка расчетов между юридическими лицами, их обособленными подразделениями, индивидуальными предпринимателями в Республике Беларусь (ст.12.19). 5. Нарушение требований законодательства о маркировке товаров контрольными (идентификационными) знаками (ст.12.35). 6. Незаконное использование генетически модифицированных составляющих (компонентов), непредоставление или предоставление недостоверных сведений о таких составляющих (компонентах) (ст.12.46). 7. Выпуск либо реализация недоброкачественной продукции (ст.16.7). 8. Нарушение санитарных норм, правил и гигиенических нормативов (ст.16.8). 9. Нарушение требований обязательного подтверждения соответствия продукции (работ, услуг) требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации (ст.23.11). 10. Нарушение требований законодательства о техническом нормировании и стандартизации (ст.23.12) |
2 |
Нарушение общих требований к осуществлению торговли, общественного питания | 1. Нарушение правил торговли и оказания услуг населению (ст.12.17). 2. Нарушение порядка продажи отдельных видов товаров (ст.12.23, 12.24, 12.25, 12.27, 12.28) |
Уголовная ответственность за преступления в указанной области согласно Уголовному кодексу Республики Беларусь (далее - УК) наступает за:
• воспрепятствование законной предпринимательской деятельности (ст.232);
• установление или поддержание монопольных цен (ст.245);
• принуждение к совершению сделки или к отказу от ее совершения (ст.246);
• ограничение конкуренции (ст.247);
• нарушение санитарно-эпидемиологических правил (ст.336);
• выпуск либо реализацию недоброкачественной продукции (ст.337).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 23 августа 2016 г. в ст.12.28 и 16.8 КоАП и ст.336 УК внесены изменения на основании Закона Республики Беларусь от 19.07.2016 № 407-З. Изменения не повлияли на суть материала. С 31 января 2018 г. в ст.12.4, 12.17, 12.19, 12.23, 12.35, 23.11 КоАП, часть 1 ст.23.12 КоАП внесены изменения на основании Закона Республики Беларусь от 08.01.2018 № 95-З. Изменения не повлияли на суть материала. С 8 августа 2018 г. в ст.12.27 КоАП внесены изменения на основании Закона Республики Беларусь от 17.07.2018 № 129-З. Изменения не повлияли на суть материала. С 29 октября 2018 г. в ст.11.25, 12.18 КоАП внесены изменения, ст.247 УК утратила силу на основании Закона Республики Беларусь от 17.07.2018 № 131-З. Устранена уголовная ответственность за незаконное использование деловой репутации конкурента при одновременном сохранении за него административной ответственности. С 19 июля 2019 г. ст.232 УК исключена Законом Республики Беларусь от 09.01.2019 № 171-З. |
20.10.2015
Мария Жариловская, юрист, магистр права