


Материал помещен в архив
ДОГОВОР СТРОИТЕЛЬНОГО ПОДРЯДА № ______ | |
г.___________ |
«___» _____________ 20__ г. |
______________________________________, именуем__ в дальнейшем Заказчик, в лице | |
(наименование организации) | |
____________________, действующ___ на основании Устава (доверенности № ___ от _____), | |
с одной стороны и _________________________________________, именуем__ в дальнейшем | |
(наименование организации) | |
Подрядчик, в лице ___________________________________, действующ___ на основании Устава (доверенности № ___ от ____________), с другой стороны, вместе именуемые Стороны, заключили настоящий договор о нижеследующем (примечание 1). | |
1. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА | |
1.1. Заказчик поручает, а Подрядчик принимает на себя обязательство по осуществлению строительства объекта «_______________________________», расположенного по адресу: ______________________________________ (далее - объект) (вариант: по выполнению строительных, специальных, монтажных, пусконаладочных работ: _____________________________________________________ (далее - строительные работы) | |
(наименование выполняемых работ и их объемы) | |
на объекте _________________________, расположенном по адресу: ____________), передаче на возмездной основе объекта (результата строительных работ) Заказчику (примечание 2). | |
1.2. Подрядчик осуществляет строительство объекта (выполняет строительные работы) собственными силами (или с привлечением субподрядчиков) (примечание 3). | |
2. СРОКИ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ | |
2.1. Начало выполнения работ - «___» ___________ 20__ г. (примечание 4). | |
2.2. Окончание выполнения работ - «___» _________ 20__ г. (примечание 5). | |
2.3. Сроки строительства подлежат пересмотру в случаях: - нарушения Заказчиком установленных договором сроков передачи проектной документации; - несвоевременной передачи Подрядчику строительной площадки (фронта работ); - выявления в ходе строительства дополнительных объемов строительных работ, не предусмотренных проектной документацией и влияющих на своевременное исполнение Подрядчиком своих договорных обязательств; - уменьшения предусмотренного в договоре объема финансовых ресурсов, выделяемых для строительства объекта на очередной финансовый год; - существенного нарушения установленного договором порядка расчетов, графика платежей (финансирования); - нарушения установленных договором сроков поставки материальных ресурсов и проведения пусконаладочных работ по вине Заказчика; - приостановления строительства объекта (выполнения строительных работ) на срок не более 3 месяцев по обстоятельствам, не зависящим от Сторон. Срок строительства продлевается по соглашению Сторон с учетом продолжительности действия обстоятельств, препятствующих исполнению обязательств по договору в порядке, определенном договором. | |
3. СТОИМОСТЬ СТРОИТЕЛЬСТВА ОБЪЕКТА (СТРОИТЕЛЬНЫХ РАБОТ) (примечание 6) | |
3.1. Стоимость строительства объекта (строительных работ) по настоящему договору определена на основании цены предложения Подрядчика, выбранной Заказчиком, и в соответствии с протоколом согласования договорной цены, являющимся приложением к настоящему договору, и составляет __________________________________ белорусских рублей. Указанная стоимость определена без учета стоимости оборудования, разработки проектной документации, приобретение и разработка которых Заказчиком может быть поручена Подрядчику, и поставляемых Заказчиком строительных материалов, изделий, конструкций по прилагаемому к настоящему договору перечню. 3.2. Указанная в п.3.1 настоящего договора стоимость строительства объекта (строительных работ) является неизменной до завершения строительства, за исключением следующих случаев изменения: - по инициативе Заказчика в установленном порядке проектной документации; - налогового законодательства в части налогов и отчислений в доходы соответствующих бюджетов и (или) привлечения субподрядных организаций с иной системой налогообложения по сравнению с учтенной в неизменной цене; - стоимости материалов, изделий и конструкций, эксплуатации машин и механизмов по сравнению с их стоимостью, учтенной в неизменной цене, при условии предоставления Подрядчиком доказательств отсутствия возможности их приобретения по стоимости, учтенной в неизменной цене; - прогнозных индексов цен в строительстве, утверждаемых в установленном порядке; - индексов цен на строительно-монтажные работы по данным Национального статистического комитета РБ за период строительства, предусмотренный договором строительного подряда, по сравнению с прогнозным, учтенным при формировании неизменной цены более чем на 2 процентных пункта; - сроков строительства, предусмотренных договором строительного подряда, по причине несвоевременного финансирования строительства Заказчиком. 3.3. В случае выявления в процессе строительства необходимости выполнения работ (услуг), не предусмотренных в проектной документации, неизменная цена по настоящему договору подлежит увеличению на стоимость дополнительных работ на основании трехстороннего акта, подписанного Заказчиком, Подрядчиком и разработчиком проектной документации, и отражению в актах сдачи-приемки выполненных строительных и иных специальных монтажных работ. Стоимость дополнительных работ должна быть подтверждена в установленном порядке разработчиком проектной документации. 3.4. В случае внесения Заказчиком изменений в проектную документацию, которые влекут увеличение стоимости строительства объекта (выполнения строительных работ) не менее чем на 10 % либо изменение характера работ, пересмотр сметы допускается только с согласия Подрядчика. При отсутствии такого согласия Подрядчик может требовать расторжения договора в связи с существенным изменением условий договора. 3.5. Изменение стоимости строительства объекта (строительных работ) по отношению к предусмотренной в п.3.1 настоящего договора осуществляется в порядке, определенном в п.9.3 настоящего договора. 3.6. Источники финансирования ______________________________________________, в т.ч. на текущий год ________________________________________________ (примечание 7). (собственные средства Заказчика, бюджетные средства, | |
4. ПОРЯДОК РАСЧЕТОВ ЗА ВЫПОЛНЕННЫЕ РАБОТЫ | |
4.1. За расчетный период принимается месяц (либо иной период, необходимый для строительства объекта или выполнения видов (этапов) строительных работ) (примечание 8). | |
4.2. Основанием для расчетов за выполненные строительные работы является подписанная уполномоченными представителями Заказчика и Подрядчика справка о стоимости выполненных работ и затратах (форма С-3), составленная на основании акта сдачи-приемки выполненных строительных и иных специальных монтажных работ (примечание 9). | |
4.3. Заказчик обязан не позднее 5 рабочих дней рассмотреть представленные Подрядчиком документы, заверить их подписью и печатью. При несогласии с данными, отраженными в представленных документах, Заказчик возвращает их с мотивированным отказом в письменной форме в указанный срок. В этом случае Подрядчик оформляет в установленном порядке и предъявляет Заказчику документы для оплаты стоимости выполненных строительных работ в той части, не оспариваемой Сторонами, которая подлежат рассмотрению и подписанию Заказчиком в ___-дневный срок. Оспариваемая Заказчиком часть подлежит оплате после урегулирования разногласий. Определенный настоящим пунктом порядок применяется к п.4.7 договора (примечание 10). | |
4.4. Заказчик осуществляет выплату Подрядчику текущих авансов на выполнение строительных работ в соответствии с графиком платежей (примечание 11). | |
4.5. Заказчик осуществляет выплату Подрядчику целевых авансов на приобретение материальных ресурсов в соответствии с графиком платежей. В случае необходимости перечисления целевого аванса, сверх предусмотренного в графике платежей, Подрядчик направляет Заказчику заявку на выделение целевого аванса с указанием наименования, количества, стоимости, а также поставщика (изготовителя) материальных ресурсов. Заказчик вправе с согласия Подрядчика перечислять авансы непосредственно изготовителям материальных ресурсов, если с ними Подрядчиком заключены соответствующие договоры. В таком случае Подрядчик направляет Заказчику заявку с указанием наименования поставщика, приобретаемых материалов, размеров и сроков оплаты с приложением копии договора поставки (примечание 12). | |
4.6. Неиспользованные или использованные Подрядчиком не по назначению целевые авансы подлежат возврату Заказчику по его требованию с уплатой процентов за пользование чужими денежными средствами (примечание 13). 4.7. Заказчик производит оплату выполненных строительных работ не позднее ____ календарных (банковских) дней после подписания документов для оплаты стоимости выполненных строительных работ. Сумма средств, подлежащих уплате за выполненные строительные работы, определяется за вычетом ранее полученных Подрядчиком текущих авансов, а также целевых авансов в размере стоимости материальных ресурсов, приобретенных за их счет и включенных (предусмотренных к включению) в стоимость выполненных строительных работ в расчетном периоде. 4.8. Выполненные строительные работы ненадлежащего качества оплате не подлежат, не оплачиваются до устранения дефектов и последующие технологически связанные с ними строительные работы. После устранения дефектов ранее выполненные строительные работы ненадлежащего качества и последующие технологически связанные с ними строительные работы подлежат оплате по ценам, действовавшим на первоначально установленную договором (графиком производства работ) дату их выполнения. 4.9. При срыве по вине Подрядчика срока строительства объекта (выполнения строительных работ), установленного договором, строительные работы, выполненные после указанного срока, оплачиваются по ценам, действовавшим на установленную договором дату их завершения (примечание 14). | |
4.10. В случае нарушения установленного срока перечисления аванса или оплаты выполненных строительных работ Подрядчик с согласия Заказчика вправе привлечь кредитные ресурсы с последующим возмещением Заказчиком расходов, связанных с привлечением этих ресурсов (примечание 15). | |
4.11. Снижение (превышение) фактической стоимости строительства объекта (выполнения строительных работ) по сравнению с договорной (контрактной) ценой при достижении потребительских и качественных характеристик объекта относится Подрядчиком на финансовые результаты его деятельности (примечание 16). | |
5. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН | |
5.1. Права и обязанности Сторон определяются исходя из условий настоящего договора. При их выполнении Стороны руководствуются настоящим договором, законодательством Республики Беларусь, строительными нормами и правилами, стандартами Республики Беларусь, нормативными актами Республики Беларусь, утвержденной проектной документацией. 5.2. В соответствии с настоящим договором Заказчик обязуется: 5.2.1. исполнять условия договора; 5.2.2. в срок до _________________ передать Подрядчику проектную документацию в количестве ___ экземпляров (примечание 17); | |
5.2.3. передать Подрядчику по акту до начала работ в согласованные с ним сроки следующие документы: - проектную документацию; - разрешение на производство работ; - разрешения соответствующих органов на производство работ в охранных зонах электрических сетей, линий связи, магистральных трубопроводов, эксплуатируемых участков железных и автомобильных дорог, на проезжей части городских дорог, в местах прохождения подземных коммуникаций, на вырубку леса, вырубку или пересадку декоративных и плодовых кустарников и деревьев, снос и перенос зданий и сооружений, инженерных и транспортных коммуникаций, препятствующих строительству; - техническую документацию на геодезическую разбивочную основу для строительства и закрепленные на строительной площадке пункты и знаки разбивочной геодезической основы с освидетельствованием их в натуре; 5.2.4. передать Подрядчику строительную площадку (фронт работ) не позднее чем за 3 дня до начала строительства объекта (или производства строительных работ); 5.2.5. обеспечивать переселение в установленном порядке лиц, проживающих в зданиях, подлежащих сносу, переносу или реконструкции; 5.2.6. обеспечивать выполнение работ по демонтажу оборудования, аппаратуры, механизмов и устройств, отключению действующих инженерных коммуникаций на объектах, подлежащих сносу, переносу или реконструкции; 5.2.7. предоставлять материальные ресурсы, поставка которых возложена в соответствии с условиями договора на Заказчика, Подрядчику или по его поручению субподрядчику комплектно в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, в т.ч. технических нормативных правовых актов, в соответствии с графиком поставки материальных ресурсов Заказчиком или в иные согласованные Сторонами сроки (примечание 18); | |
5.2.8. передавать Подрядчику в пользование необходимые для строительства объекта (выполнения строительных работ) здания и сооружения, обеспечивать транспортировку грузов в его адрес, временную подводку сетей энергоснабжения, водо- и газопровода; 5.2.9. обеспечить осуществление авторского надзора; 5.2.10. осуществлять технический надзор самостоятельно или путем заключения договора с инженером (инженерной организацией); 5.2.11. осуществлять приемку скрытых строительных работ и промежуточную приемку отдельных несущих конструкций; 5.2.12. осуществлять контроль за целевым использованием бюджетных средств, выделенных на строительство (примечание 19); | |
5.2.13. обеспечивать непрерывное финансирование строительства, принимать и своевременно оплачивать в установленном порядке выполненные строительные работы; 5.2.14. при выявлении строительных работ ненадлежащего качества в течение 2 дней составлять в произвольной форме акт с указанием перечня строительных работ ненадлежащего качества и сроков их устранения и направлять его Подрядчику (примечание 20); | |
5.2.15. содействовать Подрядчику в выполнении строительных работ, принимать меры по устранению препятствий в исполнении договора; 5.2.16. при внесении в проектную документацию изменений в согласованные с Подрядчиком сроки передать ему необходимое количество экземпляров измененной документации, возместить Подрядчику все затраты и убытки, связанные с внесением этих изменений, уточнить при необходимости по согласованию с Подрядчиком цену и сроки строительства объекта (выполнения строительных работ); 5.2.17. обеспечивать совместно с Подрядчиком проведение комплексного опробования оборудования; 5.2.18. обеспечивать проведение пусконаладочных работ; 5.2.19. оплачивать Подрядчику выполненные до консервации объекта незавершенного строительства работы и возмещать ему понесенные в связи с консервацией затраты и убытки; 5.2.20. выплачивать неустойку и возмещать убытки Подрядчику в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязательств по договору, если он не докажет, что нарушение условий договора произошло не по его вине; 5.2.21. в случае необходимости продления сроков строительства, предусмотренных проектной документацией, не позднее чем за 3 месяца (для объектов, сроки строительства которых менее 6 месяцев, не позднее чем за месяц) до окончания указанного в договоре срока строительства объекта обратиться в соответствующий орган с заявлением, содержащим предложение о новом сроке ввода объекта в эксплуатацию, и приложением к нему документов и сведений об объекте, содержащих информацию о Заказчике, генеральном подрядчике, источниках финансирования, сметной стоимости строительства, проектной мощности объекта, сроках строительства, объемах денежных средств, запланированных на строительство и фактически выделенных на дату обращения, причинах переноса срока ввода объекта (примечание 21); | |
5.2.22. по окончании мероприятий по консервации возместить в установленном законодательством порядке расходы, вызванные необходимостью прекращения строительства объекта (выполнения строительных работ) и консервации объекта (примечание 22). | |
5.3. Заказчик имеет право: 5.3.1. заключать договоры с другими лицами на выполнение отдельных видов (этапов) строительных работ (с согласия генерального подрядчика); 5.3.2. заключать договор страхования рисков случайного уничтожения или повреждения объекта; 5.3.3. вносить в установленном порядке изменения в проектную документацию. Предложенные Подрядчиком мероприятия, вызывающие необходимость изменения проектных решений, подлежат рассмотрению Заказчиком не позднее _____ дней. Если по истечении указанного срока не поступили возражения Заказчика, предложения Подрядчика считаются принятыми (примечание 23); | |
5.3.4. инициировать внесение изменений в договор, требовать его расторжения, а также отказаться от исполнения договора и требовать взыскания убытков в случаях, предусмотренных законодательством и настоящим договором; 5.3.5. осуществлять контроль и надзор за ходом и качеством выполняемых строительных работ, соблюдением сроков их выполнения (графика), целевым использованием выделенных средств, качеством предоставленных Подрядчиком материалов, а также за использованием Подрядчиком материалов Заказчика, не вмешиваясь при этом в оперативно-хозяйственную деятельность Подрядчика; 5.3.6. требовать за счет Подрядчика устранения результата строительных работ ненадлежащего качества, в т.ч. выявленного в течение гарантийного срока, либо устранить его своими силами, взыскав с Подрядчика стоимость этих работ. При непринятии Подрядчиком мер по устранению замечаний вправе в установленном порядке приостановить выполнение Подрядчиком строительных работ; 5.3.7. отказаться от принятия объекта (результата строительных работ) в случае выявления строительных работ ненадлежащего качества, которые исключают возможность его использования и не могут быть устранены Подрядчиком или Заказчиком, что должно быть подтверждено соответствующим заключением независимой экспертизы. В случае если будет доказана вина Подрядчика, Заказчик имеет право потребовать от Подрядчика полного возмещения убытков при расторжении договора; 5.3.8. требовать взыскания штрафных санкций и понесенных им убытков, обусловленных нарушением договора, если условиями договора или законодательством не предусмотрено иное; 5.3.9. потребовать возмещения причиненных убытков, а также передачи результата незавершенной строительной работы при расторжении договора; 5.3.10. составить акт о прекращении договорных отношений в одностороннем порядке и обратиться в суд с иском о понуждении к выполнению Подрядчиком предусмотренных в акте строительных работ в случае отказа Подрядчика в составлении такого акта (примечание 24). | |
5.4. В соответствии с настоящим договором Подрядчик обязуется: 5.4.1. выполнять условия договора; 5.4.2. получить необходимую разрешительную документацию и разрешение на производство строительно-монтажных работ (примечание 25); | |
5.4.3. передать Заказчику на утверждение в установленном порядке проектную документацию, прошедшую государственную экспертизу, в количестве ____ экземпляров (примечание 26); | |
5.4.4. не передавать без согласия Заказчика проектную документацию (экземпляры, копии) третьим лицам; 5.4.5. выполнять строительные работы в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, в т.ч. технических нормативных правовых актов, а также проектной документации; 5.4.6. выполнять строительные работы в определенные договором сроки в соответствии с проектной документацией и графиком производства работ; 5.4.7. назначить своих представителей из числа аттестованных специалистов для организации исполнения обязательств по договору и решения вопросов, возникающих в ходе их исполнения; 5.4.8. обеспечить охрану, ограждение, освещение строительной площадки, а также возможность доступа уполномоченных представителей Заказчика и контролирующих органов к объекту при соблюдении правил безопасности, предусмотренных техническими нормативными правовыми актами (примечание 27); | |
5.4.9. проводить по требованию Заказчика презентации материалов, изделий, конструкций и строительных работ, если Заказчик или его представитель не участвует в закупке, а также презентации квартир-эталонов; 5.4.10. закупать материальные ресурсы, поставка которых не возложена договором на Заказчика (примечание 28); | |
5.4.11. уведомлять Заказчика об осуществлении экспертной проверки, испытании результата строительных работ, материальных ресурсов, которые используются для выполнения строительных работ; 5.4.12. своевременно предупреждать Заказчика о выявлении несоответствия материальных ресурсов, обеспечение которыми осуществляет Заказчик, требованиям технических нормативных правовых актов и проектной документации и принимать решение об отказе от их применения; 5.4.13. обеспечивать надлежащее и безопасное складирование материалов, регулярную уборку строительной площадки и объекта от строительных отходов и мусора; 5.4.14. принимать меры по сохранности имущества, переданного Заказчиком и иными лицами для строительства объекта (выполнения строительных работ); 5.4.15. ежеквартально представлять Заказчику отчет об использовании материальных ресурсов и возвращать их излишки в случае, если обеспечение материальными ресурсами осуществляет Заказчик; 5.4.16. информировать Заказчика о ходе исполнения обязательств по договору, об обстоятельствах, которые препятствуют его исполнению, а также о принятии соответствующих мер; 5.4.17. своевременно устранять за свой счет результат строительных работ ненадлежащего качества, за который он несет ответственность; 5.4.18. исправлять по требованию Заказчика и за его счет результат строительных работ ненадлежащего качества, за который Подрядчик не несет ответственности, кроме случаев, когда эти работы не могут быть выполнены по не зависящим от Подрядчика причинам (примечание 29); | |
5.4.19. своевременно предупреждать Заказчика о том, что следование его указаниям о способе выполнения строительных работ угрожает их качеству или пригодности, и о наличии других обстоятельств, которые могут вызвать такую угрозу, а также приостанавливать выполнение строительных работ до получения его указаний; 5.4.20. своевременно сообщать Заказчику о необходимости выполнения строительных работ, не предусмотренных в проектной документации (дополнительных работ), об увеличении в связи с этим сметной стоимости строительства. При неполучении от Заказчика ответа в течение 10 календарных дней Подрядчик вправе приостановить выполнение строительных работ с отнесением убытков, вызванных простоем, на счет Заказчика. Заказчик освобождается от возмещения этих убытков, если докажет отсутствие необходимости проведения таких работ (примечание 30); | |
5.4.21. оформлять исполнительную документацию, подтверждающую соответствие выполненных строительных работ проектной документации и требованиям технических нормативных правовых актов, вести и в установленном порядке обеспечивать передачу Заказчику других документов, связанных с исполнением договора; 5.4.22. передать Заказчику в порядке, предусмотренном законодательством и договором, объект, результат строительных работ; 5.4.23. по требованию Заказчика обеспечить страхование рисков случайного уничтожения или повреждения объекта до его приемки в установленном порядке Заказчиком с представлением копии договора страхования Заказчику (примечание 31); | |
5.4.24. уведомить Заказчика в письменной форме о готовности к сдаче объекта (выполненных строительных работ); 5.4.25. при передаче объекта Заказчику оформить гарантийный паспорт объекта по форме, установленной Минстройархитектуры РБ (в случае выполнения строительных работ - гарантийное письмо); 5.4.26. передать Заказчику схемы расположения и каталоги координат и высот геодезических знаков, устанавливаемых при геодезических разбивочных работах в период строительства объекта (выполнения строительных работ) и сохраняемых до завершения строительства по окончании строительства объекта (или завершения строительных работ); 5.4.27. возвратить Заказчику предоставленные ему материальные ресурсы и иное имущество или возместить их стоимость, передать результат незавершенной работы и оформленную в период строительства документацию по окончании строительства объекта (или завершения строительных работ) в случае расторжения договора в ____________ срок, если иной срок не определен актом о прекращении договорных обязательств; 5.4.28. после окончания строительства объекта (выполнения строительных работ) освободить строительную площадку от строительных отходов, неиспользованных материальных ресурсов и временных построек до приемки объекта в эксплуатацию (или сдачи строительных работ); 5.4.29. осуществить строительные работы по обеспечению сохранности объекта незавершенного строительства при возникновении необходимости выполнения таких работ в согласованные сроки. Затраты, связанные с проведением данных работ, несет Сторона, по вине которой расторгается договор; 5.4.30. выполнять иные обязанности, предусмотренные Правилами заключения и исполнения договоров строительного подряда, утвержденными постановлением Совета Министров РБ от 15.09.1998 № 1450 (в редакции постановления Совета Министров РБ от 30.06.2011 № 875 (далее - Правила)), иными нормативными правовыми актами, в т.ч. техническими нормативными правовыми актами (примечание 32). | |
5.5. Подрядчик имеет право: 5.5.1. обеспечить страхование рисков случайного уничтожения или повреждения объекта (примечание 33); | |
5.5.2. получать авансы в соответствии с графиком платежей (финансирования) (примечание 34); | |
5.5.3. привлекать субподрядчиков для выполнения отдельных видов (этапов) строительных работ только с письменного согласия Заказчика (примечание 35); | |
5.5.4. получать плату за выполненные строительные работы в соответствии с договором; 5.5.5. в случае неявки представителя Заказчика для составления акта приемки скрытых работ и промежуточной приемки ответственных конструкций в заранее указанный Подрядчиком срок (если задержка в освидетельствовании скрытых строительных работ приведет к нарушению технологии производства работ) составить акт в одностороннем порядке (примечание 36); | |
5.5.6. приостанавливать выполнение строительных работ в случае неисполнения Заказчиком своих обязательств по договору; 5.5.7. требовать от Заказчика пересмотра сметы, если по не зависящим от него причинам стоимость строительства объекта (выполнения строительных работ) превысила смету не менее чем на 10 %; 5.5.8. удержать результат строительных работ либо принадлежащие Заказчику материальные ресурсы до полной оплаты выполненных строительных работ Заказчиком, если Заказчик не оплатил их в установленные договором сроки; 5.5.9. инициировать внесение изменений в договор, требовать его расторжения, а также отказаться от его исполнения в случаях и на условиях, предусмотренных настоящим договором и законодательством. | |
6. СДАЧА И ПРИЕМКА РЕЗУЛЬТАТА СТРОИТЕЛЬНЫХ РАБОТ. ГАРАНТИЙНЫЙ СРОК | |
Вариант 1 (если предмет договора - выполнение строительных работ) | |
6.1. Сдача выполненных строительных работ Подрядчиком и их приемка Заказчиком оформляются актом сдачи-приемки работ, который подписывают обе Стороны. К акту сдачи-приемки работ прилагаются акты освидетельствования скрытых строительных работ и промежуточной приемки отдельных несущих конструкций. 6.2. Заказчик, получивший сообщение Подрядчика о готовности к сдаче выполненных строительных работ, обязан в течение 3 дней приступить к их приемке. При отказе одной из Сторон от подписания акта сдачи-приемки работ в нем делается отметка об этом с указанием мотивов отказа и акт подписывается другой Стороной (примечание 37). | |
6.3. На выполненные строительные работы устанавливается гарантийный срок - 5 лет. Гарантийный срок на технологическое и инженерное оборудование определяется в соответствии с установленным гарантийным сроком завода-изготовителя (примечание 38). Исчисление гарантийного срока начинается со дня приемки Заказчиком результата строительных работ. Если результат строительных работ не принимается Заказчиком по не зависящим от Подрядчика причинам, гарантийный срок исчисляется со дня, когда Заказчик должен был их принять. | |
Вариант 2 (если предмет договора - строительство объекта) | |
6.1. Приемка в эксплуатацию объекта осуществляется в порядке, установленном законодательством (примечание 39). | |
6.2. Гарантийный срок эксплуатации объекта составляет 5 лет (примечание 40). Гарантийный срок на технологическое и инженерное оборудование определяется в соответствии с установленным гарантийным сроком завода-изготовителя. Исчисление гарантийного срока начинается со дня утверждения в установленном порядке акта приемки объекта в эксплуатацию. Если объект не принимается Заказчиком по не зависящим от Подрядчика причинам, гарантийный срок исчисляется со дня, когда Заказчик должен был их принять. Подрядчик гарантирует достижение объектом указанных в проектной документации показателей и возможность эксплуатации объекта в соответствии с договором на протяжении гарантийного срока, несет ответственность за недостатки (дефекты), обнаруженные в пределах гарантийного срока, если не докажет, что они произошли вследствие естественного износа объекта или его частей, неправильной его эксплуатации или неправильности инструкции по его эксплуатации, разработанной самим Заказчиком или привлеченными им третьими лицами, ненадлежащего ремонта объекта, произведенного самим Заказчиком или привлеченными им третьими лицами. | |
6.3. Затраты на содержание объекта после его приемки несет Заказчик (примечание 41). | |
Общее для вариантов 1 и 2 | |
6.4. При сдаче Заказчику законсервированного объекта незавершенного строительства или прекращенного строительством объекта (строительных работ) гарантийный срок не устанавливается (примечание 42). | |
6.5. При выявлении строительных работ ненадлежащего качества в период гарантийного срока Сторонами оформляется дефектный акт на гарантийный ремонт (форма С-23) (далее - дефектный акт) (примечание 43). Для участия в составлении дефектного акта, согласования сроков и порядка устранения дефектов Подрядчик обязан направить своего представителя не позднее 5 календарных дней с даты получения письменного извещения Заказчика. В случае неявки представителя Подрядчика в установленный срок дефектный акт составляется Заказчиком в одностороннем порядке и направляется Подрядчику для исправления строительных работ ненадлежащего качества. В составлении дефектного акта, согласовании сроков и порядка устранения недостатков по строительным работам, выполненным субподрядными организациями, участвуют представители субподрядчиков. | |
6.6. Гарантийный срок прерывается на время, в течение которого объект не мог эксплуатироваться вследствие выявления строительных работ ненадлежащего качества, за которые несет ответственность Подрядчик. 6.7. Риск случайной гибели или случайного повреждения объекта (результата строительных работ) до его приемки в установленном порядке Заказчиком несет Подрядчик. Заказчик, предварительно принявший результат отдельного этапа строительных работ, несет риск последствий его гибели или повреждения, которые наступили не по вине Подрядчика. В случае если уклонение Заказчика от принятия выполненных строительных работ повлекло просрочку сдачи объекта, результата строительных работ, риск случайной гибели несет Заказчик с даты, когда должна была состояться приемка выполненных строительных работ (примечание 44). | |
7. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН | |
7.1. Заказчик несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных договором, и уплачивает неустойку (пеню) Подрядчику в следующих случаях и размерах (примечание 45): - за необоснованное уклонение от приемки выполненных строительных работ и оформления соответствующих документов, подтверждающих их выполнение, - 0,2 % стоимости непринятых строительных работ за каждый день просрочки, но не более стоимости этих работ; - несвоевременное проведение расчетов за выполненные и принятые в установленном порядке строительные работы - 0,2 % неперечисленной суммы за каждый день просрочки платежа, но не более размера этой суммы; - нарушение сроков поставки материальных ресурсов, поставка которых договором возложена на Заказчика, - 0,2 % стоимости непоставленных материальных ресурсов за каждый день просрочки, но не более фактической стоимости их приобретения. 7.2. Подрядчик несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных договором, и уплачивает неустойку (пеню) Заказчику в следующих случаях и размерах: - за нарушение установленных в договоре (графике производства работ) сроков выполнения строительных работ, включая оформление документов, подтверждающих их выполнение, - 0,2 % стоимости невыполненных строительных работ за каждый день просрочки, но не более 20 % их стоимости; - превышение по своей вине установленных договором сроков сдачи объекта в эксплуатацию (передачи результата строительных работ) - 0,15 % стоимости объекта за каждый день просрочки, но не более 10 % стоимости объекта (результата строительных работ); - несвоевременное устранение дефектов, указанных в актах Заказчика (в т.ч. выявленных в период гарантийного срока), - 1 % стоимости работ по устранению дефектов за каждый день просрочки начиная со дня окончания указанного в акте срока. 7.3. Кроме уплаты неустойки (пени) виновная Сторона возмещает другой Стороне убытки в сумме, не покрытой неустойкой (пеней). 7.4. Уплата штрафных санкций (пени) не освобождает Сторону, нарушившую условия настоящего договора, от надлежащего исполнения своих обязательств. 7.5. Окончание срока действия договора не освобождает Стороны от ответственности за нарушение его условий и неисполнение своих обязательств по договору. | |
8. ФОРС-МАЖОРНЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА | |
8.1. Ни одна из Сторон не несет ответственности за полное или частичное неисполнение любой из своих обязанностей, если неисполнение является следствием таких обстоятельств, как наводнение, пожар, землетрясение, другие стихийные бедствия, принятие нормативных и иных актов и решений органов государственной власти и управления, и обстоятельств непреодолимой силы, возникших после заключения настоящего договора. 8.2. Наступление любого из указанных в п.8.1 обстоятельств, непосредственно повлиявшее на исполнение обязательства в срок, установленный в договоре, соразмерно отодвигает срок исполнения обязательств на время действия соответствующих обстоятельств. 8.3. Сторона, для которой создалась невозможность исполнения обязательства, обязана уведомить в письменной форме другую Сторону о наступлении указанных в п.8.1 настоящего договора обстоятельств и о препятствии в исполнении своих обязательств не позднее 3 дней с момента их наступления любым из доступных способов связи (телефакс, телеграф, электронная почта или другой способ) с обязательным подтверждением получения уведомления. Неуведомление или несвоевременное уведомление о наступлении или прекращении указанных обстоятельств лишает Сторону права ссылаться на них. | |
9. ПОРЯДОК ИЗМЕНЕНИЯ И РАСТОРЖЕНИЯ ДОГОВОРА | |
9.1. Изменения и дополнения в договор вносятся в соответствии с законодательством путем заключения Сторонами дополнительного соглашения. 9.2. Изменение условий договора в период его исполнения осуществляется по соглашению Сторон, кроме случаев, предусмотренных актами законодательства и договором (примечание 46). | |
9.3. Сторона договора, которой стали известны обстоятельства, требующие изменения условий договора, обязана уведомить о них другую Сторону договора в письменной форме и подготовить предложения об изменении условий договора. Другая Сторона договора обязана в течение 5 рабочих дней рассмотреть предложения об изменении договора и подписать дополнительное соглашение к договору либо в порядке, предусмотренном Правилами, согласиться на расторжение договора по соглашению Сторон или отказаться от его исполнения. Если Стороны своевременно не приняли мер по изменению условий договора, они обязаны выполнять условия заключенного договора, кроме случаев изменения законодательства, регулирующего их отношения при исполнении договора. 9.4. При реорганизации юридического лица, являющегося Стороной договора, его учредители или орган, принявший решение о реорганизации, обязаны не позднее 15 календарных дней после принятия соответствующего решения уведомить о нем другую Сторону договора и указать правопреемника реорганизуемого юридического лица. 9.5. До завершения строительства объекта (выполнения строительных работ) договор может быть расторгнут по соглашению Сторон на основании предложения: 9.5.1. Заказчика: - при неоднократном нарушении Подрядчиком сроков выполнения строительных работ, предусмотренных договором, графиком производства работ; - если Подрядчик неоднократно допустил выполнение строительных работ ненадлежащего качества либо отступление от условий договора и иные недостатки, подтвержденные соответствующим актом, которые являются существенными и неустранимыми; - при принятии решения о консервации или прекращении строительства объекта (выполнения строительных работ); 9.5.2. Подрядчика: - при неоплате Заказчиком выполненных строительных работ в течение 3 принятых за расчетный периодов; - возникновении обстоятельств по причинам, не зависящим от Подрядчика, которые грозят годности или прочности результата строительных работ; 9.5.3. любой из Сторон: - если на предложение о внесении изменений в условия договора другая Сторона не дала ответ в установленный срок; - если вторая Сторона подлежит ликвидации или прекращает свою деятельность; - на других основаниях, предусмотренных законодательством (примечание 47). | |
9.6. Предложение о расторжении договора в письменном виде заинтересованная Сторона направляет другой Стороне, которая обязана его рассмотреть и в течение 20 календарных дней письменно направить свое согласие или несогласие. 9.7. Заказчик вправе в одностороннем порядке заявить отказ от договора в случае: - если Подрядчик не приступает своевременно к строительству объекта (выполнению строительных работ) в соответствии с графиком производства работ или выполняет строительные работы настолько медленно, что окончание их к сроку становится явно невозможным; - если отступления от условий договора являются существенными и неустранимыми; - при наличии уважительных причин с письменным обоснованием этих причин, сообщением о них Подрядчику. 9.8. Подрядчик вправе в одностороннем порядке заявить отказ от договора в случае: - неисполнения Заказчиком требования о замене представленных им материальных ресурсов, технической документации, которые невозможно использовать без ухудшения качества строительных работ; - неблагоприятных последствий следования указаниям Заказчика о способе выполнения строительных работ, подтвержденных представителем технического надзора Заказчика. 9.9. Уведомление об одностороннем отказе от исполнения договора заинтересованная Сторона направляет другой Стороне в письменном виде (заказным письмом с уведомлением). В 2-недельный срок с даты получения другой Стороной уведомления Сторонами составляется акт о прекращении договорных отношений в соответствии с п.9.10 договора. 9.10. Расторжение договора оформляется двусторонним актом, в котором указываются: - объем и стоимость фактически выполненных Подрядчиком строительных работ (примечание 48); | |
- перечень передаваемой Заказчику исполнительной документации (примечание 49); | |
- перечень и стоимость имущества Заказчика, не использованного Подрядчиком при строительстве объекта (выполнении строительных работ) (примечание 50); | |
- перечень и стоимость материальных ресурсов, приобретенных Подрядчиком и не использованных при строительстве объекта (выполнении строительных работ) (примечание 51); | |
- перечень имущества Подрядчика, подлежащего вывозу со строительной площадки, и сроки исполнения этого обязательства (примечание 51); - гарантийные обязательства по принятым Заказчиком результатам строительных работ (примечание 52); | |
- другие обязательства Сторон, которые необходимо исполнить в связи с расторжением договора, позволяющие урегулировать имеющиеся имущественные правоотношения между Заказчиком и Подрядчиком (примечание 53). | |
9.11. Споры, возникающие при изменении или расторжении договора, разрешаются путем переговоров, а в случае недостижения согласия - в судебном порядке. 9.12. В случае получения от Стороны претензии (письменного предложения о добровольном урегулировании спора) вторая Сторона обязана уведомить о результатах ее рассмотрения в 7-дневный срок со дня получения (примечание 54). | |
10. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ | |
10.1. Настоящий договор вступает в силу с момента его подписания Сторонами и действует до исполнения Сторонами всех предусмотренных договором обязательств и полного взаиморасчета. 10.2. Настоящий договор составлен в 2 экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, по одному экземпляру для каждой из Сторон. 10.3. Вопросы, не урегулированные настоящим договором, разрешаются в соответствии с Правилами и иным действующим законодательством Республики Беларусь. | |
11. ПРИЛОЖЕНИЯ К ДОГОВОРУ | |
К настоящему договору прилагаются следующие документы, являющиеся его неотъемлемой частью: - подтверждающие полномочия представителей Сторон на подписание договора, если от имени Сторон действуют их представители; - подтверждающие полномочия представителей Сторон для организации исполнения обязательств по договору; - график производства работ, за исключением случаев строительства объекта (выполнения строительных работ) продолжительностью не более одного месяца; - протокол согласования договорной цены; - график платежей (за исключением случаев единовременной оплаты); - график поставки материальных ресурсов Заказчиком, если договором предусмотрено, что обеспечение строительства объекта в целом или части осуществляет Заказчик; - конкурсная документация, в т.ч. протоколы заседания конкурсной комиссии; - предложения (расчеты) Подрядчика о формировании договорной (контрактной) цены и протокол ее согласования. | |
12. РЕКВИЗИТЫ СТОРОН |
ПОДРЯДЧИК | ЗАКАЗЧИК | |
_____________________________________ | _____________________________________ | |
(наименование) |
(наименование) | |
_____________________________________ | _____________________________________ | |
(местонахождение в соответствии с учредительными документами) |
(местонахождение в соответствии с учредительными документами) | |
_____________________________________ | _____________________________________ | |
(расчетный счет в обслуживающем банке) |
(расчетный счет в обслуживающем банке) | |
_____________________________________ | _____________________________________ | |
(учетный номер плательщика) |
(учетный номер плательщика) | |
_____________________________________ | _____________________________________ | |
(номер свидетельства о государственной регистрации) |
(номер свидетельства о государственной регистрации) | |
_____________________________________ | _____________________________________ | |
(телефон, факс, адрес электронной почты) |
(телефон, факс, адрес электронной почты) |
Примечание 1. Согласно п.4 Правил заключения и исполнения договоров строительного подряда, утвержденных постановлением Совета Министров РБ от 15.09.1998 № 1450 (в редакции постановления Совета Министров РБ от 30.06.2011 № 875 (далее - Правила)), заказчиками и подрядчиками (генеральными подрядчиками, субподрядчиками) могут быть юридические и физические лица (в т.ч. индивидуальные предприниматели) Республики Беларусь, других государств. В соответствии с п.3 Правил: - генеральный подрядчик - подрядчик, привлекающий по договорам для исполнения отдельных своих обязательств других лиц; - государственный заказчик в строительной деятельности - государственный орган, орган местного управления и самоуправления, обладающие необходимыми инвестиционными ресурсами, или организация, наделенная соответствующим государственным органом правом распоряжаться такими ресурсами, заключившие с подрядчиком государственный контракт на выполнение подрядных работ для государственных нужд. Примечание 2. Исходя из п.10 Правил наименование и местонахождение объекта, виды (этапы) строительных работ, подлежащих выполнению, и их объемы относятся к существенным условиям договора. Согласно п.3 Правил под видом строительных работ понимается совокупность трудовых процессов, направленных на создание отдельных элементов строящегося объекта. Этап строительных работ представляет собой совокупность технологически связанных между собой видов строительных работ, образующих законченный элемент строящегося объекта, определенный сторонами в договоре. Если предмет договора - выполнение строительных работ, с целью исключения споров между сторонами следует сделать ссылку на чертеж, локальную смету, предусматривающие выполнение данных работ. Если подрядчик выполняет часть объема работы отдельного вида, следует указать место выполнения на объекте (например, штукатурные работы на 1-5-м этажах в 1-м подъезде объекта в соответствии с локальной сметой № ____ или монолитные работы в осях А:И 2-й секции объекта согласно чертежам ___________). Как следует из п.11 Правил, при строительстве многоквартирных жилых домов с привлечением средств граждан стороны дополнительно определяют в договоре в т.ч. такое существенное условие, как особенности строительства и характеристики объекта, включая указание о полном или частичном выполнении внутренних отделочных работ. Предметом государственного контракта на выполнение подрядных работ для государственных нужд является строительство объектов или выполнение строительных работ, предназначенных для удовлетворения потребностей Республики Беларусь или ее административно-территориальных единиц, финансируемых с привлечением средств республиканского и (или) местных бюджетов, в т.ч. государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов. Примечание 3. Пункт 10 Правил к существенным условиям договора относит указание на выполнение строительных работ собственными силами подрядчика либо с привлечением субподрядчиков. Предыдущая редакции Правил такого требования не содержала. Примечание 4. Дата начала строительства оформляется заказчиком и подрядчиком актом установления даты начала строительства объекта по форме, приведенной в приложении А технического кодекса установившейся практики «Нормы продолжительности строительства предприятий, зданий и сооружений. Основные положения» (ТКП 45-1.03-122-2008), утвержденного приказом Минстройархитектуры РБ от 24.12.2008 № 481 (см. письмо РНТЦ от 27.04.2011 № 07-994 «Об установлении даты начала и окончания строительства объекта»). Примечание 5. Согласно п.10 Правил к существенным условиям договора относятся сроки (число, месяц и год) начала и завершения строительства объекта (выполнения строительных работ). По согласованию сторон могут быть предусмотрены также сроки начала и завершения отдельных видов (этапов) строительных работ (промежуточные сроки). В соответствии с п.1 ст.662 Гражданского кодекса РБ (далее - ГК), если иное не установлено законодательством или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работ. В связи с этим указание в договоре промежуточных сроков направлено прежде всего на возможность осуществления контроля за ходом работ и применения мер ответственности к подрядчику, т.е. на защиту интересов заказчика. Сроки строительства объекта (выполнения строительных работ), устанавливаемые в договоре, не должны превышать продолжительности строительства, определенной проектной документацией и условиями подрядных торгов (п.17 Правил). В исключительных случаях изменение (продление) продолжительности строительства объектов, финансируемых с привлечением средств республиканского бюджета, производится по согласованию с Министерством архитектуры и строительства РБ (далее - Минстройархитектуры РБ) и Министерством экономики РБ (далее - Минэкономики РБ) (за исключением объектов, срок строительства которых установлен решениями Президента РБ или Правительства РБ). В соответствии с п.3.1 главы 3 единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 17.02.2012 № 156, выдача разрешений на изменение (продление) сроков строительства объектов осуществляется Минстройархитектуры РБ совместно с Минэкономики РБ (по объектам, финансируемым с привлечением средств республиканского бюджета (за исключением объектов, срок строительства которых установлен решениями Президента РБ или Правительства РБ)), местными исполнительными и распорядительными органами (по объектам, финансируемым за счет иных источников финансирования, объектам жилищного строительства независимо от источников финансирования) при наличии заявления заинтересованного лица: • с указанием предложения о новом сроке ввода объекта в эксплуатацию • и приложением к нему документов и сведений об объекте строительства, в т.ч.: - о заказчике строящегося объекта; - о генеральном подрядчике; - об источниках финансирования; - о сметной стоимости строительства; - о проектной мощности объекта; - о сроках строительства; - об объемах денежных средств, запланированных на строительство и фактически выделенных на дату обращения; - о причинах переноса срока ввода объекта. В соответствии с письмом Минстройархитектуры РБ от 08.06.2011, Минэкономики РБ от 09.06.2011 № 05-4-08/108-АДМ/24-10/4860 «О переносе сроков ввода в эксплуатацию объектов» продолжительность строительства может превышать сроки строительства, указанные в проекте организации строительства, что может быть вызвано следующими причинами: • технологическими перерывами; • отсутствием финансирования; • необеспечением поставки оборудования; • форс-мажорными обстоятельствами и др. При строительстве объектов за счет иных источников, включая объекты жилищного строительства, изменение сроков строительства осуществляется по согласованию с местными исполнительными и распорядительными органами. По вопросу продления сроков строительства жилого дома необходимо руководствоваться Указом Президента РБ от 15.06.2006 № 396 «О долевом строительстве многоквартирных жилых домов». Нормативный срок продолжительности строительства объекта продлевается на период оформленной в установленном порядке консервации объекта незавершенного строительства. Примечание 6. В связи с принятием Указа Президента РБ от 11.08.2011 № 361 «О совершенствовании порядка определения стоимости строительства объектов и внесении изменений в некоторые указы Президента Республики Беларусь» (далее - Указ) с 1 января 2012 г. в Республике Беларусь существенно меняется подход к формированию цен в строительстве. Согласно Указу по объектам, архитектурно-планировочное задание на проектирование которых получено после 1 января 2012 г., сметная документация на строительство (далее - сметная документация) независимо от источников финансирования разрабатывается на основании нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении, утверждаемых в порядке, определяемом Советом Министров РБ, и (или) укрупненных нормативов стоимости строительства единицы площади (объема, мощности) объекта, стоимости объектов-аналогов. Порядок утверждения нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении установлен Положением о порядке утверждения нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 18.11.2011 № 1553 (далее - постановление № 1553). В соответствии с Указом сметная стоимость строительства объекта определяется на дату начала выполнения строительных, специальных, монтажных работ, устанавливаемую заказчиком (застройщиком) с учетом нормативной продолжительности строительства, определяемой в проектной документации. Для отражения в сметной документации изменения стоимости строительства объекта с даты начала разработки сметной документации до завершения нормативного срока строительства используются прогнозные индексы цен в строительстве, утверждаемые Минэкономики РБ. На основании сметной документации в порядке, определенном Советом Министров РБ, формируется неизменная договорная (контрактная) цена на строительство объекта (в т.ч. этапов работ по строительству). В развитие Указа постановлением № 1553 утверждено Положение о порядке формирования неизменной договорной (контрактной) цены на строительство объектов (в том числе этапов работ по строительству) (далее - Положение), которое определяет порядок формирования неизменной договорной (контрактной) цены на строительство объектов (в т.ч. этапов работ по строительству) и расчетов между заказчиком и подрядчиком при строительстве объектов, финансируемых полностью или частично за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, в т.ч. государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства РБ, кредитов банков Республики Беларусь под гарантии Правительства РБ и областных, Минского городского исполнительных комитетов, а также при строительстве жилых домов с использованием государственной поддержки. При строительстве иных объектов решение о порядке (способе) формирования неизменной договорной (контрактной) цены, в т.ч. применении вышеуказанного Положения, принимает заказчик (застройщик). Указом определено, что случаи, при которых допускается корректировка неизменной договорной (контрактной) цены, устанавливаются Советом Министров РБ. Так, неизменная цена корректируется в случаях изменения: - по инициативе заказчика в установленном порядке проектной документации; - налогового законодательства в части налогов и отчислений в доходы соответствующих бюджетов и (или) привлечения субподрядных организаций с иной системой налогообложения по сравнению с учтенной в неизменной цене; - стоимости материалов, изделий и конструкций, эксплуатации машин и механизмов по сравнению с их стоимостью, учтенной в неизменной цене (в случаях, если это предусмотрено договором строительного подряда); - прогнозных индексов цен в строительстве, утверждаемых в установленном порядке; - индексов цен на строительно-монтажные работы по данным Национального статистического комитета РБ за период строительства, предусмотренный договором строительного подряда, по сравнению с прогнозным, учтенным при формировании неизменной цены, более чем на 2 процентных пункта; - сроков строительства, предусмотренных договором строительного подряда, по причине несвоевременного финансирования строительства заказчиком согласно п.10 Положения. Принимая во внимание, что Положение определяет порядок формирования неизменной договорной (контрактной) цены на строительство объектов (в т.ч. этапов работ по строительству) и расчетов между заказчиком и подрядчиком при строительстве объектов, финансируемых полностью или частично за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, в т.ч. государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства РБ, кредитов банков Республики Беларусь под гарантии Правительства РБ и областных, Минского городского исполнительных комитетов, а также при строительстве жилых домов с использованием государственной поддержки, можно констатировать, что в настоящее время случаи корректировки договорной цены по «небюджетным» стройкам (за исключением жилья) не определены. В связи с чем сторонам договора надлежит включать в договор соответствующие положения о корректировке неизменной цены. Согласно п.12 Положения в случае выявления в процессе строительства необходимости выполнения работ (услуг), не предусмотренных в проектной документации, стоимость дополнительных работ определяется разработчиком проектной документации на основании трехстороннего акта, подписанного заказчиком, подрядчиком и разработчиком проектной документации, и отражается в актах сдачи-приемки выполненных строительных и иных специальных монтажных работ. Порядок формирования стоимости дополнительных работ предусматривается договором строительного подряда. Согласно подп.1.1 п.1 Указа превышение (снижение) фактической стоимости подрядных работ по отношению к неизменной договорной (контрактной) цене на строительство объекта при достижении потребительских и качественных характеристик объекта в соответствии с проектной документацией относится на финансовые результаты деятельности подрядчика. При снижении фактической стоимости подрядных работ, выполняемых при строительстве жилых домов для граждан, осуществляющих строительство жилых помещений с государственной поддержкой, подрядчик возвращает заказчику денежные средства, не использованные на цели строительства.
Примечание 7. Источники и объемы финансирования по каждому из источников, в т.ч. с выделением суммы обязательств на текущий финансовый год, - существенные условия договора. Примечание 8. Для объектов, по которым одним из источников финансирования служат бюджетные средства, за расчетный период принимается месяц. Примечание 9. Генеральный подрядчик предъявляет заказчику единую справку о стоимости работ, выполненных собственными силами и силами субподрядчика. Постановлением Минстройархитектуры РБ от 29.04.2011 № 13 установлена форма акта сдачи-приемки выполненных строительных и иных специальных монтажных работ (форма С-2). Форма справки о стоимости выполненных работ и затратах (форма С-3) установлена постановлением Минстройархитектуры РБ от 17.10.2011 № 48 (далее - постановление № 48). Другие формы первичных учетных документов могут разрабатываться и утверждаться организациями самостоятельно (подп.1.3 п.1 Указа Президента РБ от 15.03.2011 № 114 «О некоторых вопросах применения первичных учетных документов»). Примечание 10. Для рассмотрения документов 5-дневный срок установлен п.55 Правил и изменению по соглашению сторон не подлежит. Срок для рассмотрения заказчиком документов по неоспариваемой части может определяться сторонами в договоре с целью определения даты возникновения у заказчика обязательства по оплате. Примечание 11. По объектам, финансируемым без привлечения бюджетных средств, по соглашению сторон могут определяться иные размеры авансов, направления и порядок их использования. Разъяснения по порядку индексации авансов содержатся в письме Минстройархитектуры РБ от 05.11.2008 № 04-2-02/3141 «Об индексации авансов». По объектам, финансируемым с привлечением бюджетных средств, размер текущего аванса не должен превышать 50 % стоимости строительных работ, планируемых к выполнению в расчетном месяце (за вычетом суммы целевого аванса, предполагаемого к освоению в этом месяце). Пункт 57 Правил предусматривает порядок начисления и уплаты процентов за пользование чужими денежными средствами по объектам, финансируемым с привлечением бюджетных средств при невыполнении графика производства работ по вине подрядчика. Сумма отработанного аванса определяется как произведение стоимости фактически выполненных строительных работ на установленный договором процент авансирования. Сумма неотработанного аванса, определяемая как разница между суммой аванса, фактически полученного подрядчиком для выполнения строительных работ в периоде, принятом за расчетный, и суммой отработанного аванса, признается чужими денежными средствами, неправомерно удерживаемыми подрядчиком. Подрядчик за пользование чужими денежными средствами уплачивает в бюджет, из которого осуществляется финансирование строительных работ, проценты, начисленные на сумму неотработанного аванса, в размере ставки рефинансирования Национального банка РБ (далее - Нацбанк РБ), действующей на день подписания заказчиком акта сдачи-приемки работ, выполненных в периоде, принятом за расчетный, на который выдавался аванс. Период пользования чужими денежными средствами определяется с даты получения аванса до даты подписания заказчиком актов сдачи-приемки работ, на которые выдавался аванс. Зачет подлежащей уплате суммы процентов за пользование чужими денежными средствами в счет оплаты выполненных строительных работ не допускается. Текущий аванс считается полностью отработанным, если строительные работы, предусмотренные графиком производства работ, выполнены в полном объеме. Примечание 12. В приложении к Правилам приведен перечень материальных ресурсов, на приобретение которых в договоре может предусматриваться выплата целевых авансов. К ним относятся: • металлоконструкции, изготовление и поставка которых требуют продолжительного времени (более 30 дней); • оборудование и материалы наружных и внутренних инженерных систем (системы вентиляции, кондиционирования, лифты, трубы диаметром более 300 мм, кабели 0,4 кВ и более, технологическое оборудование); • материальные ресурсы, поставка которых зависит от сезонности выполнения работ (грунт, песок, щебень, гравий, тротуарная плитка, борт); • материальные ресурсы, закупаемые по внешнеторговым контрактам; • нестандартные строительные конструкции, изготовление которых производится по индивидуальным заказам. Примечание 13. Полученные бюджетные средства в виде целевых авансов должны быть отработаны в течение 3 месяцев с даты их получения, если иное не установлено законодательством. Примечание 14. Указанное правило применяется, если иное не установлено договором. Примечание 15. Данное положение не распространяется на объекты, полностью финансируемые за счет бюджетных средств. Примечание 16. Указанное правило применяется, если иное не определено законодательством или договором. О порядке расчетов вследствие изменения стоимости работ по отношению к контрактной цене в связи с применением мероприятий, удешевляющих строительство, см. письмо Минстройархитектуры РБ от 06.09.2010 № 04-2-06/2902. Примечание 17. Такой срок должен определяться сторонами с учетом обязательства подрядчика после получения от заказчика проектной документации проверить ее комплектность, ознакомиться с ней и при необходимости внести свои предложения в срок, установленный сторонами в договоре, но не более 30 календарных дней. Примечание 18. Пунктом 39 Правил установлена обязанность подрядчика по обеспечению материальными ресурсами, если договором не предусмотрено, что обеспечение строительства объекта в целом или в определенной части осуществляет заказчик. Оборудование, находящееся у заказчика сверх нормативного срока хранения, установленного техническими нормативными правовыми актами, передается заказчиком подрядчику после проведения предмонтажной ревизии и устранения недостатков (дефектов), вызванных длительным хранением. Оплата этих затрат производится за счет средств заказчика. Примечание 19. Такой контроль осуществляется в случае финансирования объекта с использованием бюджетных средств. Примечание 20. Указанная обязанность заказчика и срок для составления акта установлены п.47 Правил. Примечание 21. Данная обязанность заказчика предусмотрена п.26 Правил. Министерство архитектуры и строительства РБ совместно с Минэкономики РБ, местные исполнительные и распорядительные органы в 20-дневный срок выдают разрешение на изменение сроков строительства (согласовывают) или отказывают в согласовании. В случае получения отказа в согласовании переноса срока окончания строительства участники обязаны завершить строительство объекта в установленные договором сроки. Примечание 22. Примерный перечень функций заказчика, застройщика в строительной деятельности определен в постановлении Минстройархитектуры РБ от 20.05.2011 № 25. Отдельные обязанности заказчика по его поручению могут исполняться подрядчиком, если это определено договором. Примечание 23. Срок рассмотрения предложений подрядчика определяется в договоре по усмотрению сторон. Если такой срок в договоре не установлен, он определяется как срок, обеспечивающий своевременное выполнение строительных работ, но не более одного месяца со дня получения предложения подрядчика. Примечание 24. Государственный заказчик при заключении государственного контракта исполняет обязанности и имеет права заказчика, установленные Правилами и иными актами законодательства, за исключением права самостоятельно принимать решения: • об объемах выделения инвестиций и о направлениях их использования; • о передаче своих полномочий третьим лицам; • о консервации или прекращении строительства объекта. Для принятия решений по указанным вопросам государственный заказчик вносит в установленном порядке предложения по объектам, строительство которых финансируется полностью или частично за счет: • республиканского бюджета, - в Минэкономики РБ; • местного бюджета, - в соответствующий местный исполнительный и распорядительный орган; • государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов, - распорядителям этих средств. Примечание 25. Получить такую документацию необходимо лишь в случае, если условиями договора предусмотрено строительство объекта под ключ. Примечание 26. Данная обязанность выполняется лишь в случае, если условиями договора предусмотрено строительство объекта под ключ. Примечание 27. Договором обязанность по обеспечению охраны, ограждению, освещению строительной площадки может быть возложена на заказчика. Примечание 28. Пунктом 39 Правил установлена обязанность подрядчика по обеспечению материальными ресурсами, если договором не предусмотрено, что обеспечение строительства объекта в целом или в определенной части осуществляет заказчик. Если сроки хранения оборудования, находящегося у подрядчика, превышают сроки, установленные техническими нормативными правовыми актами, предмонтажная ревизия и устранение недостатков (дефектов) этого оборудования, вызванных длительным хранением, осуществляются за счет средств подрядчика. Примечание 29. Указанное положение применяется, если это предусмотрено договором. Примечание 30. Стороны в договоре вправе установить иной срок для получения ответа от заказчика. Примечание 31. Указанное положение применяется, если это предусмотрено договором. Примечание 32. В случае если сторона по договору - генеральный подрядчик, в договоре предусматриваются его обязанности: • организовать и координировать работу субподрядчиков; • составлять совместно с заказчиком и субподрядчиками и утверждать графики производства работ, иную обязательную для всех участников строительства документацию по организации строительства и производству работ; • принимать от субподрядчиков совместно с заказчиком выполненные строительные работы по акту установленной формы и оплачивать эти работы в порядке, определенном договором субподряда; • нести ответственность перед заказчиком за выполнение всех видов строительных работ, производимых им и его субподрядчиками. Примечание 33. Страхование рисков случайного уничтожения или повреждения объекта является правом подрядчика только в случае, если по условиям договора оно не отнесено к его обязанности. Примечание 34. Указанное право действует, если такая выплата предусмотрена договором. Примечание 35. Привлечение третьих лиц возможно, если в п.1.2 настоящего договора не предусмотрена обязанность подрядчика выполнить строительные работы самостоятельно. Примечание 36. Выполнение в таком случае по требованию заказчика демонтажа для проверки скрытых строительных работ, а также последующих технологически связанных с ним строительных работ производится за счет заказчика, а при выявлении нарушений требований проектной документации и технических нормативных правовых актов - за счет средств подрядчика. Примечание 37. Акт сдачи-приемки работ, подписанный только одной стороной, может быть признан в судебном порядке недействительным лишь в случае, если мотивы отказа от его подписания будут признаны судом обоснованными. Акты сдачи-приемки работ, а также документы, подтверждающие исправление результата строительных работ ненадлежащего качества, хранятся Заказчиком и представляются при приемке в эксплуатацию объекта приемочной комиссии. Примечание 38. При заключении договора стороны вправе устанавливать более длительный гарантийный срок. Гарантийный срок на выполненные субподрядчиками строительные работы, являющиеся предметом договора, исчисляется со дня приемки в установленном порядке объекта в эксплуатацию или результата строительных работ заказчиком от генерального подрядчика. Примечание 39. Законченные строительством и подготовленные к эксплуатации объекты, очереди, пусковые комплексы независимо от способа их возведения и источников финансирования подлежат приемке комиссиями в порядке, определенном Положением о порядке приемки в эксплуатацию объектов строительства, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 06.06.2011 № 716, техническим кодексом установившейся практики «Приемка законченных строительством объектов. Порядок проведения» (ТКП 45-1.03-59-2008 (02250)), утвержденным приказом Минстройархитектуры РБ от 27.11.2008 № 433. Дата ввода объекта в эксплуатацию определяется на основании акта приемки объекта, законченного строительством. Примечание 40. При заключении договоров стороны вправе устанавливать более длительный гарантийный срок. Примечание 41. Данное правило применяется, если иное не предусмотрено договором. Примечание 42. Указанное правило применяется, если иное не предусмотрено договором. В случае завершения строительства объекта (строительных работ) гарантийный срок исчисляется в общем порядке после их сдачи заказчику подрядчиком по новому договору, если иное не определено этим договором. Примечание 43. Форма дефектного акта установлена постановлением № 48. Порядок заполнения организациями дефектного акта определен Инструкцией о порядке заполнения и применения дефектного акта на гарантийный ремонт, утвержденной постановлением № 48 (далее - Инструкция). Согласно Инструкции дефектный акт подлежит применению организациями независимо от форм собственности и подчиненности в случае выявления в период гарантийного срока строительных работ ненадлежащего качества. Дефектный акт составляется в необходимом количестве экземпляров, но не менее чем по одному экземпляру для каждой стороны, участвующей в подписании акта. В случае когда заказчик не является собственником (владельцем) объекта, дефектный акт составляется собственником (владельцем) объекта с привлечением организации, являвшейся заказчиком в период строительства. В случае когда строительные работы ненадлежащего качества выполнялись разными субподрядчиками, дефектные акты составляются в отношении работ, выполненных каждым субподрядчиком. Дефектный акт (форма С-23) следует отличать от формы С-1 «Дефектный акт», установленной постановлением Минстройархитектуры РБ от 29.04.2011 № 14. Форма С-1 «Дефектный акт» применяется организациями для обоснования принятия решения о проведении текущего ремонта и служит исходным документом для составления сметы на проведение строительно-монтажных работ по текущему ремонту, тогда как форма С-23 подлежит применению в случае выявления в период гарантийного срока строительных работ ненадлежащего качества. Примечание 44. Договором может быть предусмотрена обязанность стороны, которая несет риск случайной гибели или случайного повреждения объекта, результата строительных работ, материальных ресурсов либо ответственность за причинение при осуществлении строительной деятельности вреда другим лицам, застраховать соответствующие риски. Примечание 45. Указанные минимальные размеры ответственности установлены Правилами. По соглашению сторон размеры ответственности могут быть увеличены. Стороны вправе установить в договоре за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств иные, не предусмотренные Правилами, виды и размеры ответственности, не противоречащие законодательству. При нарушении условий договора на выполнение подрядных работ для государственных нужд подрядчик несет ответственность в соответствии с порядком расчетов между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в Республике Беларусь, утвержденным Указом Президента РБ от 29.06.2000 № 359, п.9 которого устанавливает, что юридические лица, их обособленные подразделения, индивидуальные предприниматели, получившие за счет средств бюджетов предварительную оплату и не исполнившие или ненадлежаще исполнившие обязательство по поставке товара (продукции), выполнению работ, оказанию услуг в сроки, предусмотренные договорами, уплачивают покупателю (заказчику) за каждый просроченный день пеню с зачислением ее в доход соответствующего бюджета. Размер пени рассчитывается исходя из процентной ставки, равной 1/360 ставки рефинансирования Нацбанка РБ, действующей на день исполнения обязательства, за исключением поставок товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг военного назначения по государственному оборонному заказу, увеличенной в: • 25 раз, - от суммы неисполненной части обязательства по поставке товара (продукции); • 10 раз, - от суммы неисполненной части обязательства по выполнению работ, оказанию услуг. При поставке товаров (продукции), выполнении работ, оказании услуг военного назначения по государственному оборонному заказу размер пени рассчитывается от суммы предварительной оплаты исходя из процентной ставки, равной 1/360 ставки рефинансирования Нацбанка РБ, действующей на день исполнения обязательства. Договором может быть установлен больший размер такой пени. Взыскание территориальными органами Министерства финансов РБ пени в бесспорном порядке с зачислением ее в доход соответствующего бюджета осуществляется на основании письменного обращения покупателя (заказчика). Примечание 46. Не допускается изменение по соглашению сторон существенных условий договора, на основании которых определялся победитель подрядных торгов, за исключением случаев реорганизации юридического лица, являющегося одной из сторон договора, необходимости изменения сроков строительства объекта (выполнения строительных работ), существенного увеличения стоимости строительства объекта (выполнения строительных работ) вследствие внесения заказчиком изменений в проектную документацию или изменения налогового законодательства. Примечание 47. Согласно п.11 Правил при строительстве многоквартирных жилых домов с привлечением средств граждан стороны дополнительно определяют в договоре следующие существенные условия: • основания расторжения договора ранее установленного срока; • порядок возврата гражданам денежных средств в случае неисполнения обязательств или расторжения договора ранее установленного срока. Примечание 48. Фиксация в акте на момент расторжения договора объема фактически выполненных подрядчиком строительных работ не позволит заказчику оставить акты на указанные работы без рассмотрения и оплаты, а также исключит в будущем неправомерные ссылки заказчика на выполнение данных работ третьим лицом. Кроме того, на стадии оформления акта это даст сторонам возможность выявить наличие выполненных подрядчиком дополнительных объемов работ и оформить их в установленном порядке. При наличии между сторонами разногласий в отношении объемов, стоимости и качества работ бесспорную часть следует зафиксировать в акте, а по спорной части детально прописать позицию каждой из сторон. В частности, если спор идет об объемах, надлежит подробно отразить виды и перечень выполненных работ, место выполнения (например, секцию, подъезд, корпус, этажи, строительные оси и т.п.), а также указать, в чем конкретно заключаются разногласия. Примечание 49. Указание в акте перечня и стоимости передаваемой заказчику исполнительной документации позволит сторонам избежать споров о составе и количестве переданной документации: заказчику будет легче потребовать недостающую документацию, а подрядчику - доказать со своей стороны факт надлежащего исполнения обязательства по передаче. В случае если на дату оформления акта исполнительная документация подрядчиком не передана или передана не в полном объеме, сторонам следует зафиксировать перечень подлежащей передачи документации и установить срок для ее представления. Примечание 50. Указание в акте перечня и стоимости имущества заказчика, не использованного подрядчиком при выполнении строительных работ на объекте, отвечает интересам обеих сторон. Кроме того, в интересах заказчика в акте целесообразно помимо перечня имущества заказчика, не использованного подрядчиком при выполнении строительных работ, указать и фактически имеющееся в наличии имущество. Фиксация одновременно двух указанных позиций позволит заказчику безотлагательно воспользоваться положениями ст.668 ГК и предъявить требование о взыскании стоимости утраченного имущества. В соответствии со ст.668 ГК подрядчик несет ответственность за несохранность предоставленного заказчиком материала, оборудования, переданной для переработки (обработки) вещи или иного имущества, оказавшегося во владении подрядчика в связи с исполнением договора подряда. Подрядчик в свою очередь, имея согласованные с заказчиком перечень и стоимость неиспользованных материалов Заказчика, сможет избежать спора о стоимости удерживаемого имущества при наличии перед ним задолженности за выполненные работы. Как указано в ст.666 ГК, при неисполнении заказчиком обязанности уплатить установленную цену либо иную сумму, причитающуюся подрядчику в связи с выполнением договора подряда, подрядчик имеет право на удержание в силу ст.340 ГК результата работ, а также принадлежащих заказчику оборудования, переданной для переработки (обработки) вещи, остатка неиспользованного материала и другого оказавшегося у него имущества заказчика до уплаты заказчиком соответствующих сумм. Примечание 51. Сторонам целесообразно в акте о расторжении договора не только определить данный перечень, но и решить дальнейшую судьбу данного имущества либо определить порядок и сроки оформления передачи указанных материалов заказчику, выплаты компенсации в пользу подрядчика, уменьшения целевого аванса на стоимость передаваемых заказчику материалов и т.п. Закрепление перечня имущества подрядчика, подлежащего вывозу со строительной площадки, отвечает интересам подрядчика, избавляемого при возникновении спора в будущем от обязанности доказывать факт оставления своего имущества на переданной заказчику строительной площадке. Вместе с тем сторонам следует согласовать место хранения имущества, ответственность за его сохранность и при согласии сторон - плату за хранение и дату, до которой имущество подлежит вывозу со строительной площадки, а также последствия неисполнения подрядчиком обязательства по освобождению строительной площадки. Примечание 52. Практическое значение закрепления в акте о расторжении договора наличия либо отсутствия гарантийных обязательств подрядчика по выполненным работам очевидно в случае консервации или прекращения строительства объекта. В силу п.70 Правил при сдаче заказчику законсервированных или прекращенных строительством объектов (строительных работ) гарантийный срок не устанавливается, если иное не определено договором подряда. В случае завершения строительства указанных объектов (строительных работ) гарантийный срок исчисляется в общем порядке после их сдачи заказчику подрядчиком по новому договору подряда, если иное не предусмотрено этим договором. Таким образом, от оснований прекращения договорных отношений между сторонами (строительные работы на объекте прекращаются либо происходит замена подрядчика) зависит установление либо неустановление гарантийного срока на выполненные работы. Представляется, что включение в акт условия о неустановлении гарантийного срока отвечает интересам подрядчика. Примечание 53. Сторонам рекомендуется зафиксировать следующие данные: • показания приборов учета воды, тепло- и электроэнергии; • размер перечисленных авансов с указанием суммы целевых авансов; • размер перечисленных денежных средств за выполненные строительно-монтажные работы; • стоимость переданных материалов (не относящихся к материалам заказчика) в счет финансирования объекта; • размер денежных средств, перечисленных третьим лицам, зачтенных в счет финансирования подрядчика, и т.д. Помимо передачи подрядчиком заказчику исполнительной документации в двустороннем акте следует закрепить обязанности подрядчика: • по возврату всей полученной от заказчика проектно-сметной документации; • передаче заказчику перечня субподрядных организаций с заверенными копиями субподрядных договоров. При наличии претензий по качеству выполненных работ в акте о расторжении договора следует указать порядок, способ и сроки устранения дефектов. Примечание 54. В соответствии с частью второй п.2 ст.10 ГК до обращения в суд с иском по спорам, возникающим между юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями, обязательным является предъявление претензии (письменного предложения о добровольном урегулировании спора), если иное не установлено ГК, иными законодательными актами или договором. Порядок предъявления претензии устанавливается законодательством или договором. Пунктом 6 приложения «Претензионный порядок урегулирования спора» к Хозяйственному процессуальному кодексу РБ установлен месячный срок для уведомления о результатах рассмотрения претензии со дня ее получения, если иной срок не установлен законодательством или договором. С целью сокращения периода досудебного урегулирования в договоре предлагается установить более короткий, чем установленный законом, срок для уведомления о результатах рассмотрения претензии.
26.03.2012 г.
Татьяна Бакаева, юрист |