Вопрос-ответ от 21.01.2016
Автор: Самосейко В.

Должностные инструкции работникам учреждения образования утверждены 13 марта 2015 г. В школе 28 августа 2015 г. сменился директор. Надо ли в связи с этим переутверждать должностные инструкции?


 

Материал помещен в архив

 

ВОПРОС: Должностные инструкции работникам учреждения образования утверждены 13 марта 2015 г. В школе 28 августа 2015 г. сменился директор.

Надо ли в связи с этим переутверждать должностные инструкции?

 

ОТВЕТ: Не надо.

Смена директора не влечет за собой необходимость нового утверждения (переутверждения) локальных нормативных актов организации, в том числе должностных инструкций.

Наниматель вправе принимать локальные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством.

Право приема (разработки и утверждения) нанимателем должностных инструкций следует из ряда нормативных правовых актов (в частности из пп.1, 10 Общих положений Единого квалификационного справочника должностей служащих, утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 02.01.2012 № 1).

Таким образом, локальные нормативные правовые акты утверждаются от лица организации-нанимателя (в данном случае от имени учреждения образования). Директор утверждает локальные нормативные правовые акты (в части утверждения см. пп.15, 18, 52 Инструкции по делопроизводству в государственных органах, иных организациях, утвержденной постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 19.01.2009 № 4) как лицо, имеющее полномочие на утверждение таких документов (так как он является уполномоченным должностным лицом нанимателя (см. ст.1 Трудового кодекса Республики Беларусь)). Иными словами, директор лишь утверждает акты организации (учреждения образования).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 28 января 2020 г. согласно абзацу 18 части первой ст.1 вышеназванного Кодекса (в редакции Закона Республики Беларусь от 18.07.2019 № 219-З) уполномоченное должностное лицо нанимателя - руководитель (его заместители) организации (ее обособленного подразделения), руководитель структурного подразделения (его заместители), иной работник, которым нанимателем предоставлено право принимать все или отдельные решения, вытекающие из трудовых и связанных с ними отношений, или иное лицо, которому такое право предоставлено законодательством.  

 

По аналогии со ст.69 Закона Республики Беларусь от 10.01.2000 № 361-З «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» можно сделать вывод, что локальные нормативные правовые акты утрачивают свою силу:

• по истечении срока действия;

• в случае отмены (признания утратившими силу) другим локальным нормативным правовым актом;

• в результате вступления в силу иного нормативного правового акта, устанавливающего более высокий уровень гарантий работникам по сравнению с действующим локальным нормативным правовым актом.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 февраля 2019 г. следует руководствоваться ст.68 Закона Республики Беларусь от 17.07.2018 № 130-З «О нормативных правовых актах». Комментарии см. здесь.

 

Переутверждение должностных инструкции в данной ситуации будет означать, что они принимались на срок работы предыдущего директора, а законодательством не предусмотрено, что смена директора влечет отмену (признание утратившими силу) локальных нормативных правовых актов.

 

21.01.2016

 

Владимир Самосейко, юрист