Пособие от 19.10.2016
Автор: Рузыева Д.

Дополнительные жилищно-коммунальные услуги


 

Материал помещен в архив. Актуальный материал по теме см. здесь

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ

Понятие дополнительных жилищно-коммунальных услуг

Правовой основой предоставления жилищно-коммунальных услуг (основных и дополнительных) являются нормы Закона Республики Беларусь от 16.07.2008 № 405-З «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг» (далее - Закон № 405-З).

Законом № 405-З определено, что:

жилищно-коммунальная услуга - это деятельность, направленная на поддержание и (или) восстановление надлежащего санитарного и (или) технического состояния жилых домов, жилых и вспомогательных помещений, придомовой территории, обеспечение их благоустроенности, комфортных и безопасных условий для проживания граждан;

дополнительные жилищно-коммунальные услуги - жилищно-коммунальные услуги, которые могут оказываться дополнительно к основным жилищно-коммунальным услугам по договору между исполнителем и потребителем.

Перечень дополнительных жилищно-коммунальных услуг утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27.01.2009 № 99 (далее - Перечень № 99) и включает следующие услуги:

• установка и (или) техническое обслуживание запорно-переговорных устройств жилого дома;

• установка и (или) техническое обслуживание систем видеонаблюдения за жилым домом и придомовой территорией;

• организация работы и содержание вахтеров (консьержей) в многоквартирном жилом доме;

• аренда и (или) замена напольных грязезащитных ковровых покрытий;

• обустройство придомовых территорий элементами озеленения, благоустройства и их дальнейшее содержание.

 

Обратите внимание!

С утверждением Перечня № 99 разрешились вопросы о том, что относить к дополнительным жилищно-коммунальным услугам, так как Перечень № 99 исчерпывающий и расширению не подлежит. Соответственно, все остальные услуги, которые могут предоставлять в жилищном фонде граждане и юридические лица, будут считаться бытовыми услугами, а не жилищно-коммунальными, и действие Закона № 405-З на них не будет распространяться.

Предоставление бытовых услуг регулируется Гражданским кодексом Республики Беларусь (далее - ГК).

Договор на оказание дополнительных жилищно-коммунальных услуг

В настоящее время форма договора на оказание дополнительных жилищно-коммунальных услуг не установлена. Однако ст.14 Закона № 405-З предусмотрен перечень его существенных условий, а именно:

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 29 июня 2020 г. Закон № 405-З изложен в новой редакции Законом Республики Беларусь от 18.12.2019 № 280-З. Следует руководствоваться ст.15 «Договор на оказание жилищно-коммунальных услуг» новой редакции Закона № 405-З.

 

• наименование (имя) исполнителя и имя потребителя;

• предмет договора, перечень всех оказываемых по договору жилищно-коммунальных услуг (основных и (или) дополнительных);

• тариф (тарифы), стоимость жилищно-коммунальных услуг либо указание на порядок установления тарифа (тарифов) и определения стоимости таких услуг, за исключением случая, когда тариф (тарифы) на жилищно-коммунальные услуги установлен законодательством;

• порядок оплаты оказываемых жилищно-коммунальных услуг;

• порядок перерасчета платы за жилищно-коммунальные услуги в случае их неоказания либо оказания жилищно-коммунальных услуг с недостатками;

• права и обязанности сторон;

• ответственность сторон за невыполнение условий договора, основания для освобождения от ответственности;

• порядок разрешения споров;

• срок действия договора;

• условия и порядок изменения, продления и прекращения действия договора;

• срок, в течение которого работник исполнителя обязан прибыть к потребителю на основании уведомления потребителя в случае неоказания жилищно-коммунальных услуг либо оказания жилищно-коммунальных услуг с недостатками;

• адрес места нахождения (места жительства) исполнителя и места жительства потребителя;

• иные условия, в отношении которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Все эти пункты должны быть в обязательном порядке отображены в конкретном договоре на оказание дополнительной жилищно-коммунальной услуги.

Исходя из определения «исполнитель жилищно-коммунальной услуги», данного в абзаце 3 ст.1 Закона № 405-З, исполнителем может являться только юридическое лицо (его филиал, представительство, иное обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения юридического лица) или индивидуальный предприниматель. То есть, например, если индивидуальный предприниматель будет оказывать услуги по охране подъезда (наличие вахтера) в товариществе собственников, то согласно Закону № 405-З он должен будет заключить договор на предоставление своих услуг с каждым потребителем. В ином случае то юридическое лицо, в штате которого состоит вахтер, должно будет заключить договор на предоставление дополнительной жилищно-коммунальной услуги. Это касается и товарищества собственников, так как у членов товарищества собственников в жилых домах двойной статус - они одновременно являются и членами товарищества собственников, и потребителями жилищно-коммунальных услуг, в том числе тех, которые оказывает само товарищество собственников (например, услуги по управлению жилым домом, по техническому обслуживанию дома, проведению текущего ремонта и т. п.). Следовательно, в случае если вахтер будет числиться в штате товарищества собственников, товарищество должно будет заключить договор на дополнительную жилищно-коммунальную услугу с каждым потребителем.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 29 июня 2020 г. исполнитель - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, оказывающие потребителям жилищно-коммунальные услуги (подп.1.3 п.1 ст.1 новой редакции Закона № 405-З).

Возмещение расходов по дополнительным жилищно-коммунальным услугам

Что касается вопроса о несении расходов по дополнительным жилищно-коммунальным услугам, то в соответствии с частью первой п.1 ст.166 Жилищного кодекса Республики Беларусь участник совместного домовладения обязан нести расходы по эксплуатации (содержанию, техническому обслуживанию, текущему ремонту и капитальному ремонту) общего имущества пропорционально его доле в праве общей собственности на это имущество, если иное не установлено законодательством.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2020 г. следует руководствоваться п.1 ст.147 вышеназванного Кодекса, изложенного в новой редакции Законом Республики Беларусь от 04.05.2019 № 185-З.

 

Обратите внимание!

Законодательно установлено, что все собственники недвижимого имущества (в том числе и члены товарищества собственников) обязаны нести расходы только по основным жилищно-коммунальным услугам.

 

Кроме этого, ст.391 ГК предусмотрено, что граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена законодательством или добровольно принятым обязательством.

Дополнительные жилищно-коммунальные услуги предоставляются только по желанию потребителя и на основании договора (вне зависимости от решения общего собрания товарищества собственников). Однако если член товарищества собственников на общем собрании голосовал за предоставление дополнительной жилищно-коммунальной услуги, то он добровольно принял на себя обязательство по дальнейшему заключению договора на оказание дополнительной жилищно-коммунальной услуги.

Таким образом, если потребитель заключит договор на оказание дополнительной жилищно-коммунальной услуги, то он обязан будет нести расходы по ней. В случае если он голосовал «против» на общем собрании и в дальнейшем не изменит свое решение и откажется от заключения договора на предоставление дополнительной жилищно-коммунальной услуги, взимать плату с него за предоставление этой услуги не должны.

 

19.10.2016

 

Дания Рузыева, юрист, с 2005 по 2012 год - главный инженер управления жилищного хозяйства Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь