


Материал помещен в архив
ВОПРОС: Допускается ли реклама, нанесенная на тротуары или стены зданий в населенном пункте краской через трафарет?
ОТВЕТ: Допускается, при соблюдении требований законодательства.
Наружная реклама - реклама, размещаемая (распространяемая) с использованием средств наружной рекламы на внешних сторонах зданий (сооружений), вне зданий (сооружений) и в подземных пешеходных переходах (абзац 4 ст.2 Закона Республики Беларусь от 10.05.2007 № 225-З «О рекламе» (далее - Закон)).
Следовательно, наносимая на тротуары или на внешние стороны зданий (сооружений) реклама относится к наружной рекламе. Размещать рекламу таким образом не запрещено при соблюдении требований законодательства.
В соответствии с п.5 перечня средств наружной рекламы, на размещение которых не требуется получение разрешения (приложение 10 к Положению о порядке размещения средств наружной рекламы, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12.11.2007 № 1497 (далее - Перечень, Положение)), без получения разрешения местного исполнительного и распорядительного органа (оформления паспорта средства наружной рекламы) могут размещаться плакатницы и иные выносные рекламные конструкции с площадью рекламного поля до 1 кв.м, иные средства наружной рекламы с площадью рекламного поля до 0,5 кв.м, за исключением кронштейнов и средств наружной рекламы, располагаемых в пределах придорожной полосы (контролируемой зоны) автомобильных дорог, красных линий улиц, дорог и площадей населенных пунктов.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 8 июля 2021 г. следует руководствоваться постановлением Совмина от 07.07.2021 № 395 «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь "Об изменении законов по вопросам рекламы"». |
Согласно п.2 Положения рекламное поле - поверхность средства наружной рекламы, которая может быть использована для нанесения (воспроизведения) наружной рекламы.
В силу приведенных норм для размещения (распространения) наружной рекламы с площадью рекламного поля до 0,5 кв.м на тротуаре не требуется получение разрешения местного исполнительного и распорядительного органа (оформления паспорта средства наружной рекламы).
В соответствии с частью второй п.2 ст.13 Закона наружная реклама должна быть согласована лицами, получившими разрешение на размещение средства наружной рекламы, с соответствующим Минским городским, городским (города областного подчинения), районным исполнительным комитетом (в зависимости от территории размещения наружной рекламы).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 15 октября 2015 г. следует руководствоваться п.2 ст.13 Закона в редакции Закона Республики Беларусь от 10.07.2015 № 285-З. |
С учетом того что на перечисленные в Перечне средства наружной рекламы (в т.ч. иные средства наружной рекламы с площадью рекламного поля до 0,5 кв.м) получение разрешения не требуется, из приведенной нормы Закона следует, что не требуется и получение согласования.
Принимая во внимание то, что паспорт на такие средства наружной рекламы не оформляется, соответственно, с местным исполнительным и распорядительным органом не заключается договор на размещение (распространение) наружной рекламы. Это означает, что размещение представленного на макете средства наружной рекламы не требует внесения платы в местный бюджет за использование городской среды (среды населенного пункта или иных территорий) в рекламных целях.
Иные средства наружной рекламы с площадью рекламного поля до 0,5 кв.м могут размещаться в тех местах, в которых это не запрещено действующим законодательством и на которые получено согласие собственника (либо уполномоченного собственником) места размещения такого средства наружной рекламы.
Согласно п.3 ст.13 Закона размещение средства наружной рекламы в пределах полосы отвода автомобильных и железных дорог не допускается.
![]() |
Справочно Согласно техническому регламенту Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» (ТР ТС 014/2011) полоса отвода автомобильной дороги - земельные участки (независимо от категории земель), которые предназначены для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса. |
Кроме того, при выборе места для размещения рассматриваемого средства наружной рекламы необходимо учитывать следующее.
В случае если перечисленные в Перечне средства наружной рекламы размещаются на поверхности зданий (сооружений), являющихся историко-культурными ценностями, либо в зонах их охраны, необходимо получение разрешения (оформление паспорта) и согласование наружной рекламы (п.4 Положения).
Согласно п.5 Перечня также необходимо получение разрешения (оформление паспорта) и согласование наружной рекламы, если рассматриваемое средство наружной рекламы располагается в пределах придорожной полосы (контролируемой зоны) автомобильных дорог, красных линий улиц, дорог и площадей населенных пунктов.
В соответствии с частью первой ст.210 Гражданского кодекса Республики Беларусь собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Лицо, размещающее средства наружной рекламы (в т.ч. иные средства наружной рекламы с площадью рекламного поля до 0,5 кв.м) на чужом имуществе (в рассматриваемом случае - тротуар, стена здания или сооружения), фактически использует это имущество в собственных целях. В силу гражданского законодательства такое использование возможно только с согласия собственника (или уполномоченного им лица) этого имущества.
Согласно ст.291 Закона к отношениям сторон по договору о размещении (распространении) рекламы, за исключением отношений сторон по договору, предусматривающему размещение (распространение) рекламы на безвозмездной основе, применяются правила о договоре возмездного оказания услуг, если иное не предусмотрено соглашением сторон.
Также при размещении (распространении) такой рекламы следует учитывать законодательные требования к рекламе отдельных объектов рекламирования. Например, наружная реклама алкогольных напитков запрещена, следовательно, запрещается и наносить ее краской на внешние стороны зданий или на тротуар.
![]() |
Справочно Об ответственности за размещение наружной рекламы с нарушениями см. здесь. |
12.02.2015
Инна Гаврильчик, консультант управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой Министерства торговли Республики Беларусь