Вопрос-ответ от 03.02.2020
Автор: Амельченя Ю.

Допускается ли увеличение объема (количества) предмета при проведении процедуры государственных закупок и в ходе исполнения договора государственной закупки?


 

Материал помещен в архив

 

ВОПРОС

Допускается ли увеличение объема (количества) предмета при проведении процедуры государственных закупок и в ходе исполнения договора государственной закупки?

 

ОТВЕТ

Допускается в случаях, определенных законодательством.

Основания изменения объема (количества) предмета государственной закупки в ходе проведения процедуры государственной закупки установлены Законом Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее - Закон).

Так, процедурой государственной закупки признается регламентированная Законом последовательность действий заказчика (организатора) и комиссии по государственным закупкам (в случае ее создания) по выбору поставщика (подрядчика, исполнителя) от принятия решения о проведении процедуры государственной закупки до заключения договора либо отмены процедуры государственной закупки или признания ее несостоявшейся, если иное не установлено Законом (абзац 15 ст.1 Закона).

Тем самым, если вести речь о процедуре государственной закупки, то она начинается с принятия решения о ее проведении и завершается указанными выше обстоятельствами. Соответственно, в этот период допускается изменение заказчиком объема (количества) предмета государственной закупки и (или) его части (лота) в случаях, установленных Законом, но не более чем на 10 % (п.2 ст.21 Закона). Такими случаями являются:

1) включение объема (количества) части (лота) предмета государственной закупки, процедура по которой признана несостоявшейся, в иные соответствующие части (лоты) осуществляется при заключении договоров с участниками-победителями по иным соответствующим частям (лотам) (ст.29 Закона);

2) когда комиссией по государственным закупкам отклоняются все предложения до выбора участника-победителя в случае отсутствия необходимого объема финансирования у заказчика и нецелесообразности уменьшения объема (количества) предмета государственной закупки, предусмотренного п.2 ст.21 Закона (п.3 ст.35, п.3 ст.42, п.2 ст.44, п.3 ст.48 Закона).

После заключения договора государственной закупки действуют нормы гражданского законодательства наряду с нормами законодательства о государственных закупках.

Так, Законом предусмотрено, что не допускается изменение условий договора при его исполнении в части предмета государственной закупки и требований к предмету государственной закупки, его объема (количества), порядка оплаты, сроков исполнения обязательств поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цены договора, ответственности сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора, за исключением случаев, установленных частью второй п.1 ст.25 Закона, а также Советом Министров Республики Беларусь.

В частности, подп.1.8 п.1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15.06.2019 № 395 «О реализации Закона Республики Беларусь "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь "О государственных закупках товаров (работ, услуг)"» (далее - постановление № 395) допускается изменение объема (количества) товаров (работ, услуг) не более чем на 10 %. В этом случае стоимость товаров (работ, услуг) изменяется пропорционально изменению их объема (количества), а сопутствующих работ (услуг) - с учетом этого изменения.

Таким образом, по основаниям, указанным в ст.29, п.3 ст.35, п.3 ст.42, п.2 ст.44, п.3 ст.48 Закона, возможно изменение объема (количества) товаров (работ, услуг) в ходе проведения процедуры государственных закупок, а по основанию, указанному в подп.1.8 п.1 постановления № 395, возможно изменение объема (количества) товаров (работ, услуг) в ходе исполнения договора.

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 3 апреля 2020 г. перечень случаев, когда допускается изменение условий договора государственной закупки, дополнен следующими:

- изменение цены договора, если изменение стоимости приобретаемых (используемых при выполнении работ, оказании услуг) товаров согласно приложению 11 к постановлению № 395, а также сырья, материалов, комплектующих, используемых при производстве таких товаров, невозможно было предусмотреть при проведении процедуры государственной закупки. Размер изменения цены договора должен быть подтвержден соответствующим расчетом поставщика (подрядчика, исполнителя) (норма действует до 1 июля 2020 г.);

- изменение срока исполнения обязательств поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в связи с невозможностью их исполнения вследствие возникновения обстоятельств непреодолимой силы (подп.1.8 п.1 постановления № 395 в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь от 31.03.2020 № 186).

Разъяснение Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь см. здесь.

С 31 марта 2022 г. в подп.1.8 п.1 постановления № 395 внесены изменения постановлением Совмина от 28.03.2022 № 188. Дополнены критерии изменения условий договора. Комментарий см. здесь.

 

03.02.2020

 

Юлия Амельченя, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры правового обеспечения экономической деятельности Академии управления при Президенте Республики Беларусь, медиатор